Научная статья на тему 'Многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы»'

Многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
257
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТРАКТОР / НЕЛИНЕЙНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ / МНОГОЭТАПНОЕ МАТЕМАТИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ / ФРАКТАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ATTRACTOR / NONLINEAR MAPPING / MULTISTAGE MATHEMATICS AND INFORMATION TASK / FRACTAL GEOMETRY / CREATIVITY / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Ивков Владимир Анатольевич

В статье рассмотрено многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы», нацеленное на развитие креативности и компетентности студентов естественных специальностей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Ивков Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multistage mathematics and information task "Strange attractors"1

Multistage mathematics and information task "Strange attractors", aimed at the development of creativity and competence of students of natural specialties of high schools, is disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «Многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы»»

УДК 514

Секованов Валерий Сергеевич

доктор педагогических наук кандидат физико-математических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Seko vanows@freemail. ш

Ивков Владимир Анатольевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Ivkov_wa@mail.ru

МНОГОЭТАПНОЕ МАТЕМАТИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ «СТРАННЫЕ АТТРАКТОРЫ»

В статье рассмотрено многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы», нацеленное на развитие креативности и компетентности студентов естественных специальностей вузов.

Ключевые слова: аттрактор, нелинейное отображение, многоэтапное математико-информационное задание, фрактальная геометрия, креативность, компетентность.

В настоящее время исследуется вопрос

о преподавании в вузах нелинейной динамики и совершенствовании учебной деятельности по математике. Интерес к данным вопросам вызван потребностью информационного общества в формировании у студентов креативных качеств, профессиональных компетенций, развитии способностей к исследовательской работе и обновлению их мировоззренческих взглядов на основе последних достижений науки.

Данной проблематике посвящены работы ряда авторов. Так, например, в работе [3] исследуются множества Жюлиа комплексных полиномов, а в работе [4] рассматривается вопрос, связанный с вкладом А.Н. Колмогорова в развитие идей фрактальной геометрии. В работе [5] рассматривается вопрос совершенствования учебной деятельности студентов при решении математических задач.

М. Клякля анализировал многоэтапные математические задания для формирования творческой математической деятельности учащихся Польши

в школах с углубленным изучением математики [1]. В.С. Секованов рассматривал многоэтапные математико-информационные задания, нацеленные на формирование креативности студентов физико-математических специальностей университетов при обучении фрактальной геометрии [2]. Выполнение многоэтапных математико-информационных заданий в отличие от выполнения многоэтапных математических заданий предполагает использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), без которых изучение фрактальной геометрии практически невозможно.

Мы рассмотрим многоэтапное математико-информационное задание (ММИЗ) «Странные аттракторы», выполнение которого формирует у студентов креативные качества, профессиональные и общекультурные компетенции.

В нашем понимании многоэтапные математико-информационные задания являются лабораторией, в рамках которой происходит творческая математическая деятельность, компьютерное моделиро-

Рис. 1. Схема многоэтапного математико-информационного задания «Странные аттракторы»

© Секованов В.С., Ивков В.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013 I

вание, компьютерный эксперимент, совершенствование искусства программирования и создание художественных композиций, направленных на формирование креативных качеств и компетенций студентов. При выполнении ММИЗ у студента формируется мировоззрение, развивается интеллект, конвергентное и дивергентное мышление, вырабатывается умение прогнозировать результаты математической деятельности. Важно подчеркнуть, что в процессе выполнения ММИЗ у студента усиливается мотивация к математике, развиваются рефлексивные способности, вырабатывается толерантность к инновациям, формируются эстетические и нравственные качества, что неразрывно связано с гуманизацией и гуманитаризацией математического образования.

В данной работе мы строим последовательное изучение нелинейных отображений. В процессе выполнения ММИЗ студентам предлагается решение нестандартных математических задач, связанных с идеями нелинейной динамики, фрактальной геометрии, созданием художественных композиций, проведением компьютерных экспериментов, поиском информации в Интернете, созданием учебных проектов, посвященных А.Н. Колмогорову, стоявшему у истоков фрактальной геометрии и внесшему весомый вклад в развитие нелинейной динамики. Важно отметить, что в рамках ММИЗ студентам предлагается спроектировать учебные действия, развивающие их креативные качества, профессиональные и общекультурные компетенции. Работа студентов проходит в несколько этапов. Схема ММИЗ представлена на рисунке 1. Опишем каждый из этапов.

В самом общем виде под аттрактором мы будем понимать ограниченное предельное множество, полученное в результате итерационного процесса нелинейного отображения. Под странным аттрактором мы будем понимать аттрактор, фрактальная размерность которого является дробным числом.

1 этап: определение аффинного преобразования, задание аффинного преобразования в виде матрицы, построение фракталов с помощью аффинных преобразований, вычисление размерности самоподобия и размерности Минковского аттракторов аффинных преобразований.

2 этап: определение множества Жюлиа, определение множеств Мандельброта. Множество Жюлиа для полинома комплексного переменного,

У(г) = ^ + c, р > 2, обозначаемое J(^), определяется как J (f) = д^: f (п)( z) ^ да, п ^ да}, где д -граница области притяжения бесконечности, а f (п)( z) = f (f (-1)( z)), п = 2,3,... .

Множество Мандельброта для функции комплексного переменного ^>(г) = zp + C , p > 2, обозначаемое М , определяется как множество c комп-

лексных точек (с е С), орбиты нуля которых ограничены. То есть точка с принадлежит множеству Мандельброта M , если последовательность

ограничена на комплексной плоскости.

Разработка алгоритма построения множеств Жюлиа, разработка алгоритма построения множеств Мандельброта, обрамления множеств Мандельброта, симметрия множеств Жюлиа и множеств Мандельброта, признаки хаотичности комплексных полиномов на своих множествах Жюлиа.

3 этап: определение классического преобразования пекаря.

Классическое определение преобразования пекаря, определенное на квадрате стороны которого направлены по осям OX и OY, а центр расположен

(1 1 'l

в точке \ —I, имеет вид:

12 2 У ^

( 2х modi

У ,0 < x <1

1 + У ,1 < x < 1

2 2 2

Разработка алгоритма построения преобразования пекаря, структура циклических точек классического преобразования пекаря, вычисление размерности Минковского преобразования пекаря, определение модифицированных преобразований пекаря, исследование математических свойств и разработка алгоритма их построения, признаки хаотичности преобразования пекаря.

4 этап: определение преобразования Эно.

T

(

1 - ax2 + у bx

Л

0 < a < 1,5, |b| < 1 . Анализ не-

подвижных точек преобразования Эно, разработка алгоритма построения аттрактора Эно, удвоение периода преобразования Эно, признаки хаотичности преобразования Эно.

5 этап: определение преобразования Чирикова, исследование устойчивости неподвижных точек преобразования Чирикова, разработка алгоритма построения преобразования Чирикова, анализ орбит точек преобразования Чирикова, признаки хаотичности преобразования Чирикова.

6 этап: преобразование кошка Арнольда. Под отображением «кошка Арнольда» T мы будем понимать суперпозицию отображений A (линейное отображение) и ф (перекладывание или взятие mod 1). То есть T = ср° A.

Исследование циклических точек преобразования кошка Арнольда. Цикличность точек с рациональными координатами. Преобразование кошка Арнольда и числа Фибоначчи.

x

2

2

x

156

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

Рис. 2. График тентообразной функции при n=3

7 этап: преобразование Ферхюльста и универсальность Фейгенбаума.

Рассмотрим функцию f (x) = ax(1 - x), заданную на отрезке [0; 1]. Укажем те значения а, при которых f (x) е[0;1]. Найдем наибольшее значение функции f (x) на отрезке [0; 1]:

\ А11 а а а ^ max f (x ) = f \ —I= — —- = —. Таким образом,

xe[o,1^J w 2) 244

0 < a < 1. Откуда следует, что а е [0; 4] и

f ([0;1]) с [0;1]. Следовательно, если x е[0; 1], то

(x, f (x))e[0;1]x[0;1]. Данное отображение впервые использовалось Ферхюльстом при исследовании роста популяций.

Константа Фейгенбаума (предсказатель хаоса)

S = lim an+1 an

= 4,669201609... вошла в десятку

знаменитых констант.

8 этап: тентообразная функция:

fn (x) =

1

n • x, x < —

2

n - n • x, x > —

2

При п = 3 будем иметь график функции (см. рис. 2).

При выполнении ММИЗ «Странные аттракторы» студенты знакомятся с новыми идеями современной

математики (включая теорию хаоса) и программирования (включая параллельное программирование), устанавливают неочевидные связи между математическими объектами, преодолевают стереотипы мышления, формируют толерантность к новизне, повышают уровень и глубину своих знаний, что является эффективным средством формирования их креативности и компетентности, востребованных современным информационным обществом.

Библиографический список

1. Клякля М. Формирование творческой математической деятельности учащихся в классах с углубленным изучением математики в школах Польши: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 285 с.

2. Секованов В.С. Обучение фрактальной геометрии как средство формирования креативности студентов физико-математических специальностей университетов: Дис. . д-ра пед. наук. - М., 2007. -393 с.

3. Секованов В.С. О множествах Жюлиа некоторых рациональных функций // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2012. - № 2. - С. 23-28.

4. Секованов В.С. Вклад А.Н. Колмогорова в становление и преподавание фрактальной геометрии // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. - М.: Mill У 2012.

5. Хамов Г.Г., Тимофеева Л.Н. Использование диофантовых уравнений как средства совершенствования учебной деятельности студентов по математике // Вестник Поморского университета. -2011. - № 6. - С. 151-156.

ап+2 - an+1

1

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.