гратота Манускрипт • Manuscript
2020. Том 13. Выпуск 11. С. 58-62 | 2020. Volume 13. Issue 11. P. 58-62
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
EN
Выполнение боевых задач
2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизией в Крымской наступательной операции 1944 г.
Скоробогатов С. Б.
Аннотация. Цель исследования - раскрыть и систематизировать различные виды боевой работы ночных бомбардировщиков во время проведения Крымской наступательной операции в период с 8 апреля по 12 мая 1944 г. В статье рассмотрены примеры боевых действий авиации 2-й гвардейской ночной бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии. Научная новизна работы заключается в описании всех видов боевых задач, состава и базирования полков и реконструкции событий периода Крымской стратегической наступательной операции, в которой принимали участие подразделения 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизии. В результате исследования установлены роль и значение данного боевого подразделения в освобождении Крымского полуострова от немецко-фашистских захватчиков.
Combat Tasks of the 2nd Guards Night Bomber Aviation Division during the Crimean Offensive Operation of 1944
Skorobogatov S. B.
Abstract. The research objectives are as follows: to identify and systematize types of night bombers combat tasks during the Crimean Offensive Operation (April 8 - May 12, 1944). The article provides examples of combat tasks of the 2nd Guards Night Bomber Aviation Division of the 8th Air Army. The author describes types of combat tasks, staff and dislocation of regiments, reconstructs details of the Crimean Offensive Operation, in which the 2nd Guards Night Bomber Aviation Division participated, wherein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: the author reveals contribution of this combat unit to liberation of the Crimean Peninsula from the German-fascist invaders.
Актуальность исследования. Советская авиация сыграла важную роль в стратегической победе в освобождении Крыма наряду с действиями сухопутных войск Красной армии. В годы Великой Отечественной войны не было ни одной крупной наступательной операции, которая бы закончилась успешно без господства наступающей стороны в воздухе. На этом основании считаем необходимым изучить и проанализировать вклад частей и соединений советской авиации, степень выполнения поставленных задач, личные успехи и героизм советских летчиков, а также эффективность действий и потерь в ходе сражений над Крымским полуостровом. Ответы на эти вопросы позволяют прийти к более глубокому пониманию сущности победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Для достижения цели данной статьи необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Определить эффективность выполнения боевых задач, поставленных командованием перед экипажами 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизии (ГНБАД).
2. Выявить недостатки в подготовке и боевой работе советской авиации, осложнившие борьбу частей 2-й ГНБАД в ходе Крымской наступательной операции.
3. Проанализировать причины успехов советских военных летчиков 2-й ГНБАД над территорией Крымского полуострова в период с 8 апреля по 12 мая 1944 г.
Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных историков Б. А. Губина, В. Д. Киселева, А. В. Исаева, Д. Б. Хазанова, С. Н. Ткаченко, в которых рассматриваются боевые действия
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns200517
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
бомбардировочных полков 8-й воздушной армии, документальные источники Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и сборники мемуаров под редакцией А. В. Драбкина.
В работе использовались следующие методы исследования: системный, позволивший рассмотреть структурные компоненты бомбардировочной авиации 8-й воздушной армии и их субординацию; ретроспективный, давший возможность восстановить, изучить и проанализировать постановку боевых задач перед 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизией и их выполнение; проблемно-хронологический, позволивший определить основные этапы боевых действий полков данной дивизии в ходе Крымской наступательной операции.
Практическая значимость исследования заключается в реконструкции боевых действий ночной бомбардировочной авиации 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии по освобождению Крыма. Материалы могут быть востребованы при дальнейшей научной разработке проблем истории Великой Отечественной войны, при создании обобщающих трудов по военной истории Республики Крым.
В боях по освобождению Крыма в период с 1 ноября 1943 г. по 12 мая 1944 г. принимали участие авиация 4-й и 8-й воздушных армий (ВА), Военно-воздушные силы Черноморского флота и Авиация дальнего действия.
Бомбардировочная авиация 8-й ВА была сосредоточена в двух дивизиях. В период проведения Крымской наступательной операции, с 8 апреля по 12 мая 1944 г., в дневное время бомбардировочные удары осуществляла 6-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия в составе 10-го, 134-го и 135-го гвардейских бомбардировочных авиационных полков. Ночные задания выполняли 2-я гвардейская ночная бомбардировочная авиационная дивизия (ГНБАД) в составе 25-го, 60-го, 61-го, 77-го гвардейских ночных бомбардировочных авиационных полков (ГНБАП), а также двух отдельных 406-го и 994-го ночных бомбардировочных авиационных полков на самолетах У-2.
В период освобождения Крыма части 2-й ГНБАД действовали в интересах наземных войск 4-го Украинского фронта и во взаимодействии с ними. Вечером для выполнения боевой задачи самолеты перелетали с основного аэродрома на аэродром подскока, с которого выполняли боевые вылеты в течение всей ночи. После вылета штурман докладывал результаты полета начальнику штаба или оперативного отдела. Летчик в это время готовился к следующему вылету, принимал доклады от техников и специалистов по вооружению. С рассветом самолеты возвращались на основной аэродром [2, с. 245].
В первые дни апреля части дивизии продолжали выполнять задания по бомбардировке объектов обороны, уничтожению железнодорожного транспорта и живой силы, разведке тылов противника, подобные работе в феврале и марте, но происходила усиленная подготовка к предстоящему наступлению, накапливались запасы материально-технических ресурсов.
Согласно плану боевого использования 8-й ВА в Крымской операции, 2-я ГНБАД в период прорыва обороны противника в Крыму с 8 по 11 апреля 1944 г. имела следующие боевые задачи:
- максимально способствовать наступлению войск 2-й гвардейской и 51-й армий;
- блокировать и уничтожать авиацию противника на аэродромах Джанкой, Каранкут (п. Вольное) и Сарабуз (п. Гвардейское);
- подавлять и уничтожать артиллерию, танки и живую силу противника в районах города Армянска, сел Каранки, Малый Бем, Самай, Тархан, Тюй-Тюбе, Чучак;
- маскировать шумом моторов самолетов продвижение танков в районе «Турецкий вал» [5, д. 127, л. 3].
Всего за одну ночь - на 8 апреля 1944 г. - было выполнено 252 вылета со средним напряжением 3,2 вылета
на один экипаж за ночь. На блокирование аэродромов было выполнено только половина запланированных вылетов: 36 из 60 на аэродром Каранкут и 15 из 40 - на Джанкой. На маскировку передислокации танковых частей было выполнено 13 полетов.
Экипажи-разведчики вели систематическое наблюдение за действиями противника. Особенно отличился экипаж младшего лейтенанта В. К. Судрабина из 77-го ГНБАП, который, выполняя разведку передвижения ж.-д. транспорта, уничтожил эшелон с боеприпасами, подходящий к ст. Чирик [Там же, д. 170, л. 10].
Таким образом, бомбардировочные действия 2-й ГНБАД в течение ночи перед наступлением способствовали прорыву обороны противника, продвижению наземных войск 2-й гвардейской армии и освобождению г. Армянска. Для упреждающего подавления противовоздушной обороны (ПВО) в районе цели стали выделять специальные экипажи из числа наиболее подготовленных летчиков [3, с. 815]. В последующих вылетах одиночными экипажами поддерживалось подавление артиллерии противника, а экипаж летчика гв. старшего лейтенанта Н. С. Павленко и штурмана гв. лейтенанта Левченко (инициалы неизвестны) из 25-го ГНБАП поджег склад горючего [6, д. 18, л. 62].
В ночь на 9 апреля 1944 г. было произведено 506 самолетовылетов ночной авиации, из них 486 выполнили бомбардировщики 2-й ГНБАД со средним напряжением 6,2 вылета на самолет [5, д. 196, л. 50]. Новым приемом стало использование специальных экипажей У-2 для упреждающего подавления ПВО в районе цели.
В течение ночи на 10 апреля 1944 г. полками дивизии было произведено 454 самолетовылета, со средним напряжением 5,9 вылета на самолет. Ударам подверглись артиллерийские и зенитные позиции, авто и ж.-д. транспорт.
На 11 апреля 1944 г. было выполнено 373 самолетовылета, из них 171 - в интересах 51-й армии, что способствовало освобождению с. Томашевка, выходу войск на оперативный простор и обеспечению ввода в прорыв 19-го танкового корпуса.
В период с 12 по 14 апреля 1944 г. советские части вышли на оперативный простор и начали движение вглубь Крымского полуострова. К обычным боевым задачам, выполняемым дивизией в ночное время, добавилась новая - перевозка в дневное время технического состава других частей из 8-й ВА. Кроме того, полки 2-й ГНБАД получили приказ ночными бомбардировочными действиями уничтожать отступающего противника на дорогах на гг. Алушту, Евпаторию, Саки, Симферополь, Севастополь. Экипажи уничтожали материальную часть противника на аэродромах Сарабуз, г. Саки, п. Кача, а также бомбили порт Евпатория.
С 12 по 18 апреля 2-я ГНБАД перебазировалась в Крым на аэроузел Ротенштадт (Красногвардейский р-н). В дальнейшем в связи с успешным наступлением советских войск в Крыму и перенесением района боевых действий на юг на 200 км 2-я ГНБАД дважды сменила аэроузлы базирования полков. Начиная с ночи на 14 апреля 2-я ГНБАД получила следующие боевые задачи:
- оказание поддержки наступающим частям 2-й гвардейской и 51-й армии;
- уничтожение плавучих средств в порту г. Севастополя, бухтах Северная и Южная;
- срыв воздушной эвакуации противника и блокирование боевой работы с аэродромов Херсонес, Севастополь южный и отметка 80.0;
- проведение ночной разведки обороны противника;
- проведение пропагандистского воздействия на немецко-румынские войска.
Оборона г. Севастополя была очень плотно насыщена средствами ПВО противника: 35-40 батарей зенитной артиллерии и 30-35 зенитных прожекторов. Для их преодоления самолеты начали применять новый тактический прием - действовали группами: первая отвлекала на себя внимание, а вторая атаковала цель с другого направления. По оценке командования, боевая эффективность У-2 была недостаточной для боевой работы в условиях сильного противодействия ПВО. В дальнейшем для обеспечения требуемой интенсивности бомбардировок привлекались полки Авиации дальнего действия [4, с. 180]. На ночные легкие бомбардировщики У-2 возлагалась еще одна важная задача - проведение пропагандистского воздействия на немецко-румынские войска в Крыму. Почти каждую ночь, если позволяла погода, экипажи сбрасывали листовки в расположение вражеских войск. Всего за время Крымской наступательной операции было сброшено 1 709 500 экземпляров листовок.
Быстрое продвижение вперед наземных частей при напряженной боевой работе воздушной поддержки создавало большие трудности. В условиях авиационного наступления боеприпасы и горюче-смазочные материалы для обеспечения боевой работы 2-й ГНБАД приходилось доставлять самолетами дивизии на аэродромы подскока. Летный состав дивизии вел работу с большим напряжением и днем и ночью. Днем доставлялись боеприпасы и горючее, а ночью велась боевая работа.
В ночь на 14 апреля 1944 г. 2-я ГНБАД понесла первые потери в Крымской наступательной операции. Из боевого задания на мысе Херсонес не вернулся экипаж летчика мл. лейтенанта В. Е. Казарьянца и штурмана мл. лейтенанта С. С. Карпова из 60-го ГНБАП. Наиболее заметные потери дивизия понесла 21 апреля, когда шесть вражеских самолетов Ме-109 повредили 6 самолетов и ранили 4 человека при бомбардировочном налете на аэродроме базирования 61-го ГНБАП, с. Учкуй-Тархан. Всего за апрель месяц 15 самолетов 2-й ГНБАД имели различные повреждения от зенитной артиллерии, 5 летчиков были ранены [6, д. 18, л. 77].
После освобождения большей части Крыма и соединения вокруг Севастополя частей 4-го Украинского фронта и Отдельной приморском армии Ставка Верховного главнокомандования (ВГК) провела реорганизацию и упорядочение боевых частей, действовавших в Крыму. Своим решением Ставка ВГК не только подчинила Приморскую армию 4-му Украинскому фронту, но и передала соединения 4-й ВА в оперативное подчинение 8-й ВА [1].
Таким образом, с 19 апреля 2-я ГНБАД перебазировалась ближе к г. Севастополю, на аэроузел Ивановка в Сакском районе.
С 27 апреля 1944 г. 46-й ГНБАП и 889-й НБАП перешли во временное подчинение 8-й ВА и действовали в составе 2-й ГНБАД до 13 мая 1944 г. [6, д. 7а, л. 73]. До конца апреля женские экипажи 46-го ГНБАП выполнили 13 вылетов на блокирование аэродромов и 1 - по войскам противника. А летчики 889-го НБАП выполнили всего 4 боевых самолетовылета [Там же, д. 18, л. 73]. Количественный и качественный состав 2-й ГНБАД во время проведения Крымской освободительной операции представлен в Таблице.
Таблица. Боевой состав 2-й ГНБАД с 8 апреля по 15мая 1944 г.
В строю 08.04.1944 01.05.1944 15.05.1944
Летчики 174 236 235
Из них небоеготовых - 195 191
Штурманы 226 272 270
Из них небоеготовых - 225 220
Самолеты всего 103 137* 136*
Из них исправных 88 123 125
*В том числе шесть истребителей И-153, использовавшихся в 889-м НБАП в качестве связных.
Итогами боевой работы 2-й ГНБАД в апреле 1944 г. стали 7 709 самолетовылетов. Из этого количества 2 536 вылетов выполнено по войскам противника, 1 547 - по аэродромам противника, 143 - по эшелонам,
265 - по плавсредствам, 187 - на разведку. Было сброшено 872 150 кг бомб. Средняя нагрузка на самолет составила 5,3 самолетовылета, средняя боевая нагрузка - 192,2 кг.
На выполнении боевых задач отрицательно сказались перебои в горюче-смазочных материалах и плохие погодные условия. Так, отсутствие бензина Б-70 в 25-м ГНБАП привело к полной отмене ночных боевых вылетов в ночи с 29 по 30 апреля и с 1 по 3 мая [7, д. 12, л. 78]. С начала мая 1944 г. из-за нелетной погоды дивизия вела боевую работу только две ночи с 4 по 6 мая 1944 г. в районе поселка Любимовка на севере от Севастополя.
В ходе наступления на Севастополь 2-я ГНБАД наносила сосредоточенные удары одиночных и пар самолетов на направлении основных ударов советских армий, в результате чего к 7 мая советские войска освободили колхоз «Большевик», что сделало возможным штурм Сапун-горы.
В ночь с 11 на 12 мая 1944 г. последнее наступление советских войск на мысе Херсонес завершилось полным разгромом 17-й немецкой армии. Благодаря взаимодействию офицеров 2-й ГНБАД со штабами наземных армий за время Севастопольской операции не было ни одного случая бомбового удара по своим войскам. Линия фронта отображалась точно, а наземному командованию своевременно докладывалось о ночных действиях экипажей У-2.
Выполняя задачи по блокированию аэродрома противника, самолеты 2-й ГНБАД стали использовать новый тактический прием: при наступлении сумерек наносили массированный удар силами 10-12 единиц, с интервалом между атаковавшими самолётами до 1 минуты. Затем в течение всей ночи над аэродромом непрерывно действовали одиночные или пары самолётов с интервалом между заходами в 10-15 минут. Такая тактика позволяла вывести вражеский аэродром из строя и не давала возможности вести с него боевую работу до утра. Большая часть вражеских транспортных самолетов, прилетавших в г. Севастополь из Румынии, вынуждена была возвращаться без посадки [8, д. 2, л. 34]. Всего на севастопольских аэродромах силами 2-й ГНБАД было уничтожено 23 самолета противника. Как и ранее, для подавления средств ПВО аэродромов в качестве экипажей-охотников заблаговременно высылались группы наиболее подготовленных экипажей [5, д. 250-1, л. 297].
Новой боевой задачей для 2-й ГНБАД, выполняемой во время Крымской наступательной операции, являлось уничтожение плавсредств противника в бухтах Северная, Южная, Казачья, Камышовая, Круглая, Стрелецкая и в открытом море на расстоянии 10-15 км от берега. После обнаружения плавсредств высылались дополнительные группы экипажей. Действия дивизии по морским целям можно признать успешными, за 6 дней штурма г. Севастополя самолетами было потоплено и повреждено 2 транспорта, 12 барж и 3 катера.
За период с 1 по 12 мая 1944 г. в дивизии имелась только одна боевая потеря самолета, еще 10 самолетов были повреждены огнем зенитной артиллерии. Погибли один летчик и два штурмана, ранены 3 летчика и 3 штурмана. Так, в ночь с 10 на 11 мая экипаж 25-го ГНБАП гвардии лейтенанта И. Н. Ревина и штурмана гвардии капитана Т. А. Витязева не вернулся с боевого задания в районе бухты Казачья. В районе пос. Кача атакам вражеских истребителей подверглись два бомбардировщика У-2 из 61-го ГНБАП, в бою был смертельно ранен штурман гв. старший лейтенант В. Н. Бессонов.
Утром 12 мая, после возвращения экипажей, блокировавших аэродромы и разыскивающих плавсредства в открытом море, боевая работа 2-й ГНБАД в Крыму была окончена. К 10.00 все боевые действия в Крыму для 8-й ВА были прекращены. Крым был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков [8, д. 2, л. 34].
Итогами боевой работы 2-й ГНБАД за май 1944 г. в Крыму стали 4 530 самолетовылетов, из них 2 688 -по войскам противника, 1 161 - по аэродромам и 602 - по плавсредствам. Средняя нагрузка на самолет составляла 4,6 самолетовылета в сутки, а бомбовая нагрузка - 193 кг за вылет. На противника сброшено 26 717 бомб общей массой 816 454 кг.
В боевом отзыве командующего 2-й гвардейской армией гвардии генерал-полковника Г. Ф. Захарова на действия авиачастей 8-й ВА особо отмечена хорошая работа ночников У-2. В отзыве командующего Отдельной Приморской армией генерал-лейтенанта К. С. Мельника отмечено, что ночная бомбардировочная авиация успешно выполнила боевую задачу [5, д. 196, л. 332-333].
С 12 мая 1944 года 2-я ГНБАД находилась в составе Резерва Ставки ВГК, а 14 мая прикомандированные 46-й ГНБАП и 889-й НБАП выбыли в Белоруссию.
Выводы. Во время проведения Крымской наступательной операции в период с 8 апреля по 12 мая 1944 г. личный состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизии выполнял различные виды боевых задач. Анализ выполнения этих задач, поставленных командованием 8-й воздушной армии, позволяет констатировать, что экипажи дивизии успешно справились со всеми поставленными боевыми задачами.
Экипажи У-2 приобрели богатый опыт ведения боевых действий над морем, проведения ночной и дневной разведки и нанесения массированных ударов и противодействия вражеской ПВО. Самолеты дивизии своими бомбардировочными действиями в ночное время на направлении главного удара обеспечили успешное наступление наземных войск 2-й гвардейской армии, 51-й армии и Отдельной Приморской армии. Успешной являлась блокировка ночной работы вражеских аэродромов в районе Севастополя.
Основным недостатком в ходе выполнения боевых задач были перебои поставок горюче-смазочных материалов и неблагоприятные метеоусловия в районе боевых действий, что негативно сказалось на количестве летных ночей, а соответственно, вылетов и авиаударов по обороне противника.
Большая часть личного состава 2-й ГНБАД была отмечена орденами и медалями, многие офицеры получили повышения в званиях и должностях. В этот период в составе дивизии в Крыму сражались пять Героев
Советского Союза. В приказе ВГК № 107 от 13 апреля 1944 года полкам дивизии были объявлены благодарности за овладение городом и портом Евпатория. В приказе ВГК № 111 от 10 мая 1944 года - за освобождение города Севастополя. Приказом народного комитета обороны № 0136 от 24 мая 1944 года 77-му гвардейскому ночному бомбардировочному авиационному полку было присвоено почетное наименование «Севастопольский». Общим итогом боевых действий для 2-й ГНБАД в Крымской наступательной операции стало награждение Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1944 года 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизии орденом «Красного Знамени».
Таким образом, действия 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной дивизии внесли весомый вклад в разгром немецко-фашистских войск в Крымской наступательной операции.
Дальнейшими направлениями исследования могут стать систематизация списков личного состава бомбардировочной авиации 8-й воздушной армии, уточнение боевых потерь летчиков, увековечивание памяти советских воинов, погибших в Крымской наступательной операции.
Список источников
1. Губин Б. А., Киселев В. Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1980. 239 с.
2. Драбкин А. В. Я дрался на По-2. «Ночные ведьмаки». М.: Яуза; Эксмо, 2007. 314 с.
3. Исаев А. В., Хазанов Д. Б., Романько О. В., Глухарев Н. Н. Битва за Крым 1941-1944 гг. М.: Эксмо, 2017. 896 с.
4. Крым 1944. Весна освобождения / авт.-сост. С. Н. Ткаченко. М.: Вече, 2014. 511 с.
5. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 346. Оп. 5755.
6. ЦАМО РФ. Ф. 20065. Оп. 1.
7. ЦАМО РФ. Ф. 22037. Оп. 292932.
8. ЦАМО РФ. Ф. 22152. Оп. 143848с.
Информация об авторах | Author information
RU
Скоробогатов Сергей Борисович1
1 Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь
EN
Skorobogatov Sergey Borisovich1
1 V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 15.09.2020; опубликовано (published): 30.11.2020.
Ключевые слова (keywords): Великая Отечественная война; военная авиация; авиационная дивизия; боевые задачи; ночные бомбардировки; освобождение Крыма; The Great Patriotic War; military aviation; aviation division; combat tasks; night bombings; liberation of Crimea.