Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского
Серия «Исторические науки». Том 23 (62), № 1 : спецвыпуск «История Украины». 2010 г. С. 187-197.
УДК 94:358.42+355.425.4 «1942/1944»(477.75)
АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ПО СНАБЖЕНИЮ КРЫМСКИХ ПАРТИЗАН В ИЮНЕ 1943 - АПРЕЛЕ 1944 гг.
Ткаченко С.Н.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
E-mail: tkserg1@yandex.ru
В статье исследованы действия советской авиации по разнообразному снабжению партизан Крыма в третий период их боевой деятельности, раскрывается проблематика авиационной составляющей взаимодействия, представлены сведения об аварийности в процессе авиационного обеспечения партизанских соединений Крыма.
Ключевые слова: партизаны, авиация, Крым, снабжение, взаимодействие, источники.
Введение и историография проблемы. Партизанское движение в Крыму 19411944 годов в последнее время находится под определённым вниманием исследователей. Однако, если крымские историки - А.Мальгин, Е.Мельничук, О.Романько, В.Брошеван и другие, с конкретных различных сторон рассматривают феномен крымского партизанства [6; 10; 16; 19; 20; 21; 28; 29; 30], то их российские коллеги ограничиваются общими проблемами и внимание больше уделяют тенденциям в масштабе всего партизанского движения на оккупированной территории СССР, не выделяя, как правило, каких-то особенностей партизанской войны в Крыму [4; 5; 24; 25]. На материковых украинских землях изучение истории борьбы крымских партизан практически не ведётся, а то, что есть не всегда адекватно в современных условиях [15; 32; 34].
Но есть тема, которую никто из историков любых стран в основном не поднимал. Это - проблематика взаимодействия крымских партизан и советской авиации в её различной ведомственной подчиненности и организационной принадлежности. За редкими научными статьями, давно опубликованными в специализированных изданиях, и несколькими обобщающими работами с упоминанием о снабжении партизан посредством авиации [2; 13; 17; 35], тема остаётся малоизученной и почти неизвестной своей конкретикой. Зато в опубликованных мемуарах партизан, их отчётах и воспоминаниях, хранящихся в Государственном Архиве АР Крым, и нескольких документальных работах Героя Советского Союза, летчика и писателя В.И.Емельяненко [11; 12], эта тема проходит красной нитью. Ведь основным и единственным путём эвакуации на «Большую землю» раненых, больных и обессиленных, как и разнообразного снабжения, был воздушный. Недаром те партизаны, кто подлежал отправке, называл этот путь «путём жизни» [43, л. 12].
Актуальность данной статьи обусловлена потребностью фундаментальной разработки исторических аспектов организации и развития авиационного обеспечения партизанского движения в Крыму в 1942-1944 гг. с помощью авиационных частей и подразделений различной подчинённости.
Целью статьи является создание комплексной, целостной и научной картины взаимодействия авиачастей с крымскими партизанами в указанный период. Новизна данной статьи состоит в первую очередь, в постановке самой проблемы и решении конкретных исследовательских задач, касающихся деятельности авиации по снабжению партизанского движения в Крыму, а также в более широком смысле - изучения взаимодействия партизан и авиаторов. Представленная работа основана главным образом на крымских материалах, которые находятся в различных местных учреждениях (государственный и ведомственные архивы, фонды музеев и комнат боевой славы воинских частей, библиотеки, редакции газет). Документы по теме исследования, хранящиеся за пределами Крыма, приводятся по опубликованным изданиям; исследования архивов армейской подчиненности будет проводится в дальнейшем.
Именно на основе этих положений и анализируется деятельность советской авиации в третий период партизанского движения, хронологические рамки которого (июль 1943 - апрель 1944 гг.) установлены в Отчёте Крымского Штаба Партизанского Движения (КШПД) о действиях партизан в Крыму за период с ноября 1941 по апрель 1944 года [37, л. 440]. Это практически совпадает со временем действия авиации в июне 1943 - апреле 1944 гг., о котором есть конкретные архивные сведения. Указанный период избран по принципу последовательности - два предыдущих этапа рассматривались автором в других изданиях, результаты исследований докладывались на международных научных конференциях. Кроме того, по периоду в Государственном архиве АР Крым хранятся уникальные документы, из которых можно с высокой степенью точности привести разнообразный количественный материал (в отношении других периодов сводные данные в крымских архивах пока не найдены и являются предметом дальнейшего исследования).
Состав сил и средств авиации. В Великой Отечественной войне 19411945 гг., наряду с тремя «силовыми» наркоматами - Народным Комиссариатом Обороны, Народным Комиссариатом Военно-Морского Флота и Народным Комиссариатом Внутренних Дел - принимали участия военизированные формирования других тогдашних советских министерств и ведомств. Одним из них было Главное Управление Гражданского Воздушного Флота (ГУ ГВФ) при Совете Народных Комиссаров Союза ССР, приравненное к отдельному наркомату [3, с. 106]. А непосредственно с июня 1943 года на материальное обеспечение крымских партизан действовал (или, как говорят в авиации, работал) 1-й авиационный транспортный полк ГВФ из состава 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ (атд ГВФ) [17, с. 70]. Командир полка - подполковник Константин Александрович Бухаров. На вооружении имел средние военно-транспортные самолёты Ли-2 и их американские аналоги С-47 (несколько совершеннее по характеристикам) [31, с. 38].
Ввиду того, что возможна путаница в наименованиях частей, кратко остановимся на предыстории и последующих преобразованиях соответствующего авиаполка и дивизии. Сформировано соединение как Московская авиагруппа особого назначения ГВФ (МАОН ГВФ) в первые дни войны из опытных летчиков гражданской авиации [14, с. 28]. Имела семь отрядов (с конца 1941 г. назывались эскадрильями). Основной аэродром базирования - Внуково Московской области. МАОН была оснащена самолетами ПС-84 (с сентября 1942 г. изменено наименование на Ли-2). Выполняла самые
188
разнообразные задания по доставке грузов и людей, в т.ч. в тыл противника. С сентября 1942г. авиагруппа была преобразована в 1-ю авиатранспортную дивизию ГВФ. Командиром 1-ой атд ГВФ с того времени по март 1944 г. был генерал-майор авиации М.П. Казьмин. Преобразована Приказом НКО СССР №0361 от 05.11.1944 г. в 10-ю гвардейскую авиационную транспортную дивизию ГВФ [9, с. 28].
В ходе операций по освобождению Правобережной Украины весной-летом 1944 года экипажи различных авиаполков ГВФ совершили около 24 тыс. самолетовылетов, перевезли около 15 тыс. человек, свыше 2600 т боеприпасов и горючего. Успешные боевые действия авиачастей ГВФ получили высокую оценку командования. Особо отличившиеся части были удостоены почетных наименований, в том числе и 1-й авиаполк 10-й гвардейской транспортной авиадивизии ГВФ получил наименование Херсонский [22, с. 197].
Кроме названного авиаполка, в интересах крымских партизан в рассматриваемый период летало ещё две группы самолётов из различных авиачастей. Летали на посадочные площадки в горнолесной части Крыма экипажи А.Л.Москалины и Б.Г.Китаева на Ли-2 из 11-го гвардейского дальнебомбардировочного авиаполка [33] и группа У-2 (С-2) и ПР-5 из 8-го отдельного авиаполка ГВФ [17, с.71].
Первая воинская часть за всю войну имела несколько наименований: 14-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (22.06.1941 - 14.01.1942), 14-й авиационный полк дальнего действия (06.03. 1942 - 26.03.1943), 11-й гвардейский Сталинский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия (26.03. 1943 -26.12.1944), 11-й гвардейский бомбардировочный Сталинский Краснознаменный авиационный полк (26.12. 1944 - 09.05.1945гг.).
В мае 1940 г. на вооружение 2-й авиаэскадрильи полка стояли бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8). На вооружении 1-й и 3-й эскадрилий были бомбардировщики ТБ-3. В сентябре 1942 г. устаревшие бомбардировщики ТБ-3 были заменены самолетами Ли-2, которые использовались в качестве бомбардировщиков.
К 13.08. 1941 г. полк был введен в состав 22-й авиационной дивизии (ад) и он приступил к действиям в интересах Южного и Юго-Западного фронтов. В ноябре-декабре 1941 г. и начале января 1942 г. пять экипажей ТБ-3 полка доставляли продовольствие в осажденный Ленинград. С января 1942 г. пять экипажей ТБ-3 действовали в составе транспортной авиагруппы особого назначения майора Поликарпова, которая до мая 1942 г. совершала ночные вылеты для снабжения крымских партизан.
В марте 1942 г. был в составе 22-й авиадивизии, когда на ее основе была сформирована новая 62-я авиационная дивизия дальнего действия (позже преобразована в 9-ю гвардейскую авиадивизию дальнего действия, затем в 22-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию). В составе этой дивизии полк прошел всю войну.
Относительно изучаемого периода, то официально полк преобразован приказом Наркома обороны СССР № 137 от 26.03. 1943 г. в 11-й гвардейский авиационный полк дальнего действия. Переименован Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26.12. 1944 г. в 11-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк [9, с. 31].
Группу в два самолёта от этого полка возглавлял гвардии капитан В.Д.Савельев. Наиболее прославился гвардии лейтенант Александр Леонтьевич Москалина, этот отважный лётчик совершил более 70 результативных полётов к
189
партизанам. А всего, по данным музейных фондов, экипаж Ли-2 во главе с Моска-линой летал в Крым с 25 июня по 26 октября 1943 года, сделал 32 посадки, более сорока сбросов грузов, освоил 16 августа 1943 г. новую посадочную площадку «Иваненкова казарма» в северной части нагорья Долгоруковская яйла, привёз с «Большой земли» командный состав, награды партизанам и новое оружие - наземные установки реактивных снарядов [44, л. 22, 25, 31].
8-й отдельный авиационный полк ГВФ (08.11.1942 - 24.11.1944) назывался далее 23-й отдельный авиационный Берлинский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полк ГВФ. Именно звено 5-й эскадрильи этого полка под командованием И.Я.Нижника совершило беспримерные полёты на посадочные площадки крымских партизан на легкомоторных самолётах типа У-2 и ПР-5 в изучаемый период. В звене были самолёты У-2, С-2 (санитарный вариант У-2) и ПР-5 (санитарный вариант разведчика Р-5). Пилотами были И.Я. Нижник, Н.А. Огарков, Л.К. Краснов, В.И. Царевский, В.И. Булгаков, Я.М.Фадеев, Ф.Мордовец [41, л. 26-27, 29, 31-33].
Согласно приказу Начальника ГУГВФ от 19.08.1942 № 58 в Тбилиси была сформирована Особая Закавказская авиагруппа ГВФ. Приказом Начальника ГУГВФ от 04.11.1942 № 0105 Закавказская особая авиагруппа переформирована в 8-й отдельный авиационный полк ГВФ. По директиве ГШ № орг/10/313978 от 19.10.1944 полк переименован в 23-й отдельный авиационный полк ГВФ [9, с. 30]. Приказом ВГ № 0109 от 04.06.1945 полку присвоено наименование «Берлинский». Указами Президиума Верховного Совета от 26.04.1945г. и 04.06.1945г. награжден орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2 степени. В тыловом отношении полк обслуживала 16-я рота аэродромного обслуживания 8-го Отдельного авиационного полка ГВФ (08.11.1942 - 12.04.1943 гг.) - далее 91-й батальон аэродромного обслуживания 23-го Отдельного авиационного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полка ГВФ [9, с. 31]. Полк имел в своём составе четыре эскадрильи легкомоторных самолётов У-2 и одну эскадрилью транспортных самолётов ПС-41 (СБ), АНТ-9, К-5, ПС-84 (Ли-2). Большую роль авиаторы авиаполка выполнили при боях за перевалы Большого Кавказа (выполняя по 12-15 боевых вылета в день для доставки различных грузов в высокогорные районы и эвакуации оттуда раненых). Одновременно с транспортной работой 8-й оап ГВФ проводил разведывательные полёты в горах в интересах ВВС Закавказского Фронта и других штабов [44, л. 6-7, 9].
Количественный состав самолётного парка названных полков пока не поддаётся точному подсчёту - в крымских архивах таких данных нет, вероятно, закрыта численность авиатехники и в других специализированных архивах. Однако анализ косвенных данных позволяет говорить минимум как о 12-15 самолётах Ли-2 (С-47), до десяти самолётов У-2, С-2, ПР-5, привлекаемых к полётам в Крым в исследуемый период.
Указанные типы летательных аппаратов принадлежали: Ли-2 (до сентября 1942г. назывался ПС-84, производился в Советском Союзе) и его аналог С-47, изготовленный в США и поставляемый по ленд-лизу в СССР, в авиационном обиходе называемый «Дуглас» - к средним транспортным самолётам; легкомоторные У-2 (и
190
его санитарная модификация С-2) и ПР-5 - к соответствующим учебным и разведывательным самолётам.
Общая характеристика маршрутов полётов и посадочных площадок.
Самолёты указанных типов летали на партизанские посадочные площадки и возвращались назад преимущественно с двух аэродромов - «Сочи» (или географически правильнее, Адлер) и «Агой», находящихся на Кавказском побережье. С первого летали в основном самолёты группы 8-го авиаполка ГВФ, а впоследствии - и из других частей. В единичных случаях, некоторые рейсы происходили с аэродромов возле станицы Крымской и города Краснодара, что отслеживается по архивным документам [41, л. 30].
Маршрут Адлер (Агой) - партизанские площадки в горнолесной части Крыма проходит во 2-м и 3-м часовых поясах. Магнитное склонение в начале маршрута +4°, в конце его +5°. Протяженность маршрута 624 км. Высота полета 6000-9000 м. Маршрут проходит преимущественно над водной поверхностью Черного моря, а на первом и двух последних этапах - над горной местностью высотой 1000-1545 м [1, с. 192].
Береговая черта Черного моря способствует ведению ориентировки. При выходе с моря на берег экипаж легко может определить место самолета, используя в качестве ориентиров характерные мысы, бухты и населённые пункты (к ним относятся Ялта, Геленджик, Новороссийск и сам Адлер). Советские лётчики использовали для ориентирования ночью также проблесковый огонь маяка, который находился на мысе Меганом вблизи крымского города Судак с характерной амплитудой сигнала [18, с. 192-195].
Город Адлер расположен на побережье Черного моря на берегах устья реки Мзымта. Непосредственно северо-восточнее города на правом берегу реки находится аэродром. В 23 км северо-западнее города Адлер раскинулся курортный город и порт Сочи.
Аэродром «Сочи» (Адлер) расположен на берегу Черного моря в 1 км северо-восточнее города Адлер. Высота аэродрома над уровнем моря 14 м. Магнитное склонение 4-6°. Летное поле сейчас состоит из двух взлётно-посадочных полос - бетонированной (длина 2000 м, ширина 50 м) и грунтовой (длина 1200 м, ширина 100 м, находится южнее и параллельно бетонированной). Вокруг аэродрома встречаются препятствия в виде линий электропередач, на побережье со всех сторон в радиусе от одного до пятнадцати километров - горы высотой от 100 до 1260 м. Лётное поле построено на месте ликвидированного семеноводческого совхоза «Черноморец» 8 июля -1 сентября 1941 года для размещения авиационных частей [1, с. 194-195].
Аэродром «Агой» находится в 108 км на северо-запад от аэродрома «Сочи» (Адлер), на побережье Чёрного моря в устье реки Агой, в 12 км северо-западнее Туапсе на автотрассе Туапсе -Новороссийск, на территории села Агой, непосредственно примыкая к морю. В настоящее время аэродром для полётов авиации не используется.
Согласно современных наставлений по безопасности полётов, из-за горного характера местности и обширного водного пространства по маршрутам полётов с Кавказа в Крым и обратно посадка самолетов вне аэродромов исключена [1, с. 192]. Но авиаторы в период боевых действий больше руководствовались чувством долга и принципом необходимости, и совершали полёты на необорудованные площадки.
191
По воспоминаниям «партизанских» лётчиков, некоторые пилоты считали такие вылеты - ночью, без разведки погоды и обстановки - «полётами на смерть» [42, л. 12].
В третьем периоде партизанского движения в Крыму использовались три посадочные площадки для приёма и выпуска самолётов [39, л. 175-178]. Это «Большой Баксанский аэродром» (Караби-Яйла, северо-западная часть, координаты: 44° 54' 40" северной широты, 34° 28' 10" восточной долготы, средняя высота над уровнем моря 781 м); «Малая площадка» (нагорье Орта-Сырт, координаты: 44° 52' 34" северной широты, 34° 25' 59" восточной долготы, средняя высота над уровнем моря 887 м); «Иваненкова казарма» (урочище Даир-Алан, нагорье Долгоруковская яйла, северная часть, координаты: 44° 54' 10" северной широты, 34° 20' 76" восточной долготы, средняя высота над уровнем моря 874 м). На «Малую площадку» ввиду её небольших размеров прилетали только лёгкомоторные самолёты. «Иваненкова казарма» действовала с 16 августа 1943 года по 11 апреля 1944 года, хотя на неё принято больше самолётов, чем на «большой аэродром» [12, с. 336-337].
Все указанные площадки не были оборудованы радиотехническими средствами, в качестве примитивного светотехнического оборудования применялись комбинации костров и ручные фонари (на взлёте и посадке - и фары самолётов). Аэродромного покрытия они не имели, являясь грунтовыми, с минимальным уходом за полосами приземления и взлёта (уборка камней и кустов, заравнивание ям партизанской «стартовой командой»).
На эти же площадки и вблизи них проводились основные парашютные и беспарашютные сбрасывания грузов в исследуемый период. Кроме того, сбрасывания осуществлялись по четырём целям (установлены в октябре 1943 г.), а именно: цель №1 - зуй-ские леса (для партизанских бригад №1, №5, №6), цель №2 - леса заповедника (для партизанской бригады №4), цель №3 - старокрымские леса (для партизанской бригады №3), цель №42 - карасубазарские леса (для партизанской бригады №2) [40, л. 107-108].
Выходы на площадки и заходы на посадку проходили по трём путям - мыс Ме-ганом служил узловым пунктом, откуда летчики в разных направлениях заходили на партизанские «пятачки» [11, с. 76]. Первый путь был прямо от мыса Меганом к плато Караби-яйла, на «большой аэродром». В случае закрытия плато облачностью и визуальной невидимости посадочных площадок, маршрут лежал через Карасубазар, хотя постоянным заход был с севера, от Баксана (ныне село Межгорье Белогорского района). Второй путь - от мыса Меганом к Алуште, где по межгорью Демержи-Чатырдаг выходили на север, или перевалив горы - затем на «Иваненкову казарму», тоже с заходом с севера от Симферополя [12, с. 336]. Третий - к Алуште и западнее к Ялте, в горы заповедника, для сброски грузов (с лета 1942 года там самолёты не садились).
Боевая деятельность. Все указанные эскадрильи и группы выполняли задания Северо-Кавказского фронта и КШПД, доставляли крымским партизанам боеприпасы, вооружение, горючее, продовольствие, вещевое имущество, иные грузы, центральную, фронтовую и армейскую печать и пропагандистские материалы. Вместе с тем, доля продовольствия в снабжении неуклонно уменьшалась, крымские партизаны с начала осени 1943 г. уже могли обеспечить себя продуктами хоть и минимально, но стабильно. Так, в радиограмме №1820 начальнику Центральной Оперативной Группы П.Р.Ямпольскому от Военного совета Северо-Кавказского фронта
192
за 16.11.1943 г. говорится: «Высылаем вам основу - оружие. Пошлём и ещё, самолётов сейчас достаточно. Войска прочно закрепились на керченском берегу и сейчас успешно ведут боевые действия...» [36, л. 31]. Перевозили командный и инструкторский состав, рядовых партизан в лес и личный состав спецгрупп в тыл противника. Совершали разведку погоды, линии фронта, железнодорожных и автомобильных путей и инфраструктуры, в том числе по разведданным, полученным партизанами и переданными через командиров экипажей. Обеспечивали авиасвязью штабы фронта со штабами наземных частей и штабом крымских партизан. Задания выполнялись преимущественно в сложной фронтовой и метеорологической обстановке, зачастую под огнем противника и при блокировании партизанских районов [8, с. 280-281], посадки совершались на ограниченные площадки в горнолесной части Крыма. Обратными рейсами после взлёта с партизанских площадок все самолёты обычно брали раненых и больных партизан, эвакуируемых мирных жителей (в частности детей), командный состав, вызванный на «Большую землю».
Так, только звено из 8-го отдельного авиационного полка ГВФ выполнило 463 полёта к партизанам, в основном к крымским, а за всю войну полк налетал 116295 часов, перевёз 425 десантников, 42594 офицера истребительной авиации при их перебазировании, 5453 раненых. За весь период боевых действий авиаполк потерял 38 человек, и не менее 22 самолётов [44, л. 34-35]. Наиболее известные в крымском лесу лётчики из этого полка - Иван Яковлевич Нижник и Владимир Пантелеевич Паршиков совершили свой незаметный подвиг. Первый сделал 1307 боевых вылета и 75 удачных посадок на партизанские «аэродромы» (в основном эксплуатируя самолёты ПР-5 и У-2), а второй из 375 боевых вылетов совершил 79 успешных полётов к партизанам Крыма (во все периоды обеспечения партизан) [44, л. 17]. Как подчеркивалось в отзыве о боевой работе отдельного авиаполка ГВФ за 10.01.1944 г. именно И.Нижник, заслуженно названный «воздушным партизаном», при 25 вылетах с июня 1943 по 1 января 1944г., двадцать три совершил успешно - с риском и непомерным трудом лётчика, чувством долга и выдающимися личными моральными и волевыми качествами [39, л. 33].
В период с 01.06.1943 по 06.04.1944 гг. всеми группами и частями ГВФ было совершено 359 полётов по боевым заданиям в тыл противника в район Крыма [41, л. 26-41]. Из них - выявлено 291 вылет самолётами типа Ли-2 (С-47), 49 вылетов самолётами типа У-2 и С-2, 19 вылетов самолётами типа ПР-5. Увы, в архивных документах невозможно однозначно сказать обо всех полётах с посадкой или только на сбрасывание грузов - не везде отмечены посадки. Хотя общее выполнение задания всегда отмечалось. По подсчётам всего было не выполнено 58 заданий, что составило 16,1% от общего числа самолётовылетов. Не выполнение заданий происходило по нескольким причинам: большей частью из-за сложных метеорологических условий и закрытой облачностью цели, реже - «противник на площадке», или «цель не дала сигналов». По типам самолётов невыполнение поставленной задачи распределилось так: Ли-2 - безуспешно сделано 47 полётов, или 16,1% от всего числа, У-2 и С-2 - не выполнили задание в 9 случаях (18,7% от общего числа), ПР-5 - 2 полёта безрезультатно, или 10,5% . Кроме того, были случаи изменения заданий, когда из-за отсутствия сигналов на одной из целей, проводился сброс грузов над другой целью [41, л. 36].
193
Авиационные происшествия. Увы, не обходилось без аварий и катастроф (градация аварий (поломка техники без гибели людей) или катастрофа (любое авиационное происшествие с гибелью или последующей смертью человека) прослеживается с довоенных времён, и давно закрепилась в руководящих документах по авиации [27, с. 53; 26, с. 4]). В указанный период авиапроисшествий было несколько, все с самолётами Ли-2.
Так, 25 июня 1943 года, Ли-2 (бортовой номер 26) под командованием гвардии лейтенанта Б.Г.Китаева вылетел с аэродрома Адлер с заданием произвести посадку у партизан, доставить 18 человек, и вывезти группу больных и раненых партизан. В ночь 26 июня самолёт прилетел, посадка была произведена, люди доставлены. После загрузки самолёт вырулил на взлёт. Но при взлёте отказал левый двигатель, самолёт упал и потом сгорел. Экипаж и вывозимые партизаны остались живы, покинув упавший самолёт [41, л. 27, 91].
В Государственном архиве АР Крым сохранились акты на списание самолёта, потерянного в результате другой аварии [41, л. 92]. В ночь с 3 на 4 октября самолёт Ли-2 (бортовой номер 5810, командир экипажа гвардии лейтенант А.Л.Москалина) при посадке на высоте 900 метров резко упало давление масла в левом двигателе, с уменьшением оборотов винтов удалось самолёт успешно посадить. Но в конце пробега двигатель заклинил. Осмотром на земле обнаружена стружка в маслофильтре, к чему привели поворот и полное разрушение коренного подшипника. По условиям местности и ввиду близости противника решением комиссии (командир корабля гвардии лейтенант И.И.Москалина, начштаба партизанской бригады старший лейтенант Н.К.Котельников, командир партизанского отряда И.И.Москалёв, борттех-ник гвардии старшина А.Т.Скибин, начальник связи эскадрильи гвардии старшина Анашкин) самолёт и секретная радиотаблица сожжены, радиостанция, автопилот и зимнее обмундирование забазировано в лесу.
15.11.1943 г. Ли-2 вылетев из Краснодара накануне, произвёл посадку, доставил горные установки реактивных снарядов и один комплект мин, 9 человек команды. Но самолёт на аэродром взлёта не вернулся. Обстоятельства аварии неизвестны. Но в эту же ночь произошла ещё одна авария: самолёт Ли-2 под управлением Гуляева доставил в Крым 180 винтовок, 15000 патронов, 200 гранат, но при взлёте зацепился за лес, упал и сгорел [41, л. 30].
Согласно архивным документам [41, л. 93-96], в частности акту расследования аварии самолёта от 19.01.1944 г. (подписан начальником политотдела Центральной Оперативной Группы Н.Д.Луговым, командиром 5-й бригады Соловьём, комиссаром 5-й бригады старшим лейтенантом Маркиным, комиссаром 6-го отряда 5-й бригады Думановым, начальником боепитания 5-й бригады Овечкиным) в ночь на 19 января 1944 года Ли-2 потерпел аварию: при посадке сломал шасси, повредил левую плоскость крыла, левый винт, левый двигатель и систему его маслоснабжения. Причинами аварии названы неправильно выложенные посадочные знаки и костры со смещением. В итоге именно грубое нарушение самими партизанами порядка расположения посадочных знаков привело к укорачиванию посадочной площадки, и аварийному выкатыванию самолёта на пробеге.
194
23 января 1944 года Ли-2 (командир экипажа Комашкин) произвёл посадку, доставив взрывчатку, патроны и гранаты. Но из-за аварии, характер которой выяснить из крымских архивных документов не удалось, задание по вывозу раненых не выполнил [41, л. 34].
Возможно, были и другие авиационные происшествия, не столь масштабные -поломки оборудования и систем летательных аппаратов. Но сведений об этом в крымских архивных фондах не найдено. Вместе с тем, нет данных - ни архивных, ни мемуарных, что какие-либо самолёты были сбиты противником. Сохранились лишь отрывочные сведения, что самолёт «Дуглас», бортовой номер 839, командир экипажа В.П. Михайлов, при посадке наскочил на камень, и «уничтожен противником», однако времени этого происшествия из документа установить не удалось, как и других обстоятельств аварии [39, л. 43].
Выводы. Авиация в третий период партизанского движения в Крыму постоянно взаимодействовала с крымскими партизанами. Характерными чертами такого взаимодействия были снабжение вооружением и различными грузами, перевозка на посадочные площадки партизан и военнослужащих специальных групп, эвакуация раненых и больных на «Большую землю». По разведывательным данным, представляемым партизанами и спецгруппами, проводилось планирование военных операций по захвату плацдармов и освобождению Крыма. Группы самолётов из преимущественно авиаполков ГВФ в исследуемый период сделали сотни вылетов, обеспечивших развёртывание партизанского движения на полуострове.
Авиация сыграла существенную роль в боевых действиях крымских партизан в исследуемый период, не говоря уже о той огромной моральной поддержке, которую ощущали советские люди в оккупированном Крыму - партизаны и гражданское население. Как отметил первый секретарь Крымского обкома ВКП(б), начальник Крымского штаба партизанского движения В. С. Булатов в отзыве на боевую работу 8-го отдельного авиаполка Гражданского Воздушного Флота за 1943 год «Отличная организация боевой работы, героизм и самоотверженность летчиков, согласованная работа технического состава, который готовил материальную часть к полетам, определили успех всех заданий, выполненных партизанами Крыма. Помощь авиаполка, сделанная партизанам Крыма, который доставил боеприпасы, вооружения и продовольствие, во многом способствовала усилению борьбы с немецко-румынскими захватчиками в Крыму» [39, л. 34]. А в письме за 14.04.1944 года от В.С.Булатова и заместителя начальника КШПД Г.Л.Северского генерал-лейтенанту А.З.Устинову, начальнику штаба 4-й воздушной армии, о выполненных спецзаданиях по обеспечению партизанских отрядов в течение двух лет полками 1-й атд ГВФ, имеется ходатайство о представлении на почётное наименование этих полков названиями крымских городов, а личного состава - к правительственным наградам [39, л. 42]. Это ещё раз подчеркивает особую благодарность авиаторам от крымских партизан, которая явилась результатом тесного взаимодействия в непростой обстановке 1942-1944 годов, в борьбе за выживание в оккупированном Крыму, в боевой деятельности и разноплановом обеспечении.
195
Список литературы
1. Аэронавигационное описание Болгарии, Румынии и Советского побережья Чёрного, Азовского и Каспийского морей. - М. : Управление Гидрографической службы ВМФ, 1965. - 296 с.
2. Басов А.В. Крым в Великой Отечественной войне, 1941-1945 / А. В. Басов. - М. : Наука, 1987. - 336 с.
3. Борисов В. А. Высшие органы военного руководства СССР, 1923-1991 гг. / В. А. Борисов // Правоведение. - 1996. - № 2. - С. 100-115.
4. Боярский В.И. Партизанская война : история утраченных возможностей / В. И. Боярский. - Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. - 304 с.
5. Боярский В. И. Партизанство вчера, сегодня, завтра : историко-документальный очерк / В. И. Боярский. - М. : Граница, 2003. - 448 с.
6. Брошеван В.М. Крымский штаб партизанского движения / В. М. Брошеван. - Симферополь, 2001. - 103 с.
7. Великая Отечественная: сб. документов / Ин-т воен. истории МО РФ. - М. : Терра, 1999. - Т. 9 : партизанское движение в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. / авт.-сост. А. С. Князьков. - 671 с.
8. Диксон Ч. О. Коммунистические партизанские действия / Ч. О. Диксон, О. Гейльбрунн. -М. : Издательство иностранной литературы, 1957. - 291 с.
9. Директива ГШ СССР 1960г. №Д-8240 «О перечне воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны. Перечень №36. Части и учреждения военно-топографической службы; представительства штабов и оперативных групп партизанского движения при военных советах направлений, фронтов и армий; соединения и части Гражданского Воздушного Флота; иностранные формирования на территории СССР». - М., 1981. - 98 с.
10. Дробязко С. И., Романько О. В., Семенов К. К. Иностранные формирования Третьего рейха / Под ред. К. К. Семенова. - М. : АСТ ; Астрель, 2009. - 848 с.
11. Емельяненко В.Б. Воздушные тропы: Докум. повести. - М. : ДОССАФ, 1985. - 198 с.
12. Емельяненко В.Б. Воздушный мост. - М. : Сов. Россия, 1998. - 35с.
13. Жариков В.И. «Большая земля» снабжает партизан // Вопросы истории. - 1973. - №4. -С. 121-129.
14. История гражданской авиации СССР / под ред. Б. П. Бугачева. - М. : Воздушный транспорт, 1985. - 110 с.
15. Кентш А. Вшна без пощади [ милосердя : партизанський фронт у тилу Вермахту в Украш (1941-1944) / А. Кентш, В. Лозицький. - К. : Генеза, 2005. - 408 с.
16. Кондранов И.П. Крым, 1941-1945 : хроника / Крымская академия гуманитарных наук. -Симферополь, 2000. - 224 с.
17. Кондранов 1.П. Роль радянсько! ав1ацп в допомоз1 кримським партизанам у роки Велико! Впчизняно! вшни // Украшський гсторичний журнал. - 1972. - №1. - С. 69-72.
18. Лоция Чёрного моря. - М. : Управление Гидрографической службы ВМФ, 1963. - 465 с.
19. Мальгин А.В. Партизанское движение Крыма и «татарский вопрос», 1941-1944. - Симферополь : СОНАТ, 2008. - 188 с.
20. Мельничук Е.Б. Партизанское движение в Крыму : накануне. Кн. 1. - Львов : Гриф Фонд, 2008. - 163 с.
21. Мельничук Е.Б. Чужие среди своих... (Боевые действия разведчиков ЧФ на территории оккупированного Крыма в 1943-44 гг.) // Москва-Крым : историко-публицистический альманах. Спецвыпуск : Крым в Великой Отечественной войне: дневники, воспоминания, исследования / Фонд «Москва-Крым». - М., 2003. - Вып. 5.- С. 386-462.
22. Освобождение городов : справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. - М. : Воениздат, 1985. - 598 с.
23. Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. 1941-1944 гг. / сост.: А.В.Мальгин, Л.П.Кравцова, Л.Л. Сергиенко. - Симферополь : СОНАТ, 2006. - 268 с.
196
24. Партизанское движение: по опыту Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: военно-ист. очерк / под общ. ред. В. А. Золотарева. - М. : Кучково поле, 2001. - 464 с.
25. Попов А.Ю. НКВД и партизанское движение. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 383с.
26. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.1999 №1329). - М., 2000. - 126 с.
27. Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 - 21 июня 1941 г. (Русский архив: Великая Отечественная). - М. : Терра, 1994. - Т. 13 (2-1). - 368 с.
28. Романько О. В. Крым. 1941-1944 гг. Оккупация и коллаборационизм : Сб. статей и материалов. - Изд. 2-е (перераб. и дополн.). - Симферополь : Антиква, 2005. - 204 с.
29. Романько О. В. Немецкая оккупационная политика на территории Крыма и национальный вопрос (1941-1944). - Симферополь : Антиква, 2009. - 272 с.
30. Романько О. В. Советский легион Гитлера. Граждане СССР в рядах вермахта и СС. - М. : Эксмо ; Яуза, 2006. - 640 с.
31. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 194145 гг. // Мир авиации. - 2003. - № 3. - С. 48, 50.
32. «Создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников». Красные партизаны Украины, 1941-1944: малоизученные страницы истории. Документы и материалы / Авт.-сост.: А. Гогун, А. Кентий. - К. : Украинский издательский союз, 2006. - 430 с.
33. Тебенко М. Крылатые партизаны // Правда Украины. - 1984. - 25 апр.
34. Турба Н.Н. Опыт и особенности партизанских действий в Крыму. 1941-1944 гг. (Социально-политический аспект) : Монография. - Одесса : Пед.ун-т, 1998. - 140 с.
35. Шамко Е. Партизанское движение в Крыму в 1941-1944 гг. - Симферополь : Крымиздат, 1956. - 159 с.
36. Государственный архив в АР Крым, ф. П-1, оп. 6, д. 33.
37. Там же, ф. П-151, оп. 1, д. 23.
38. Там же, ф. П-151, оп. 1, д. 328.
39. Там же, ф. П-151, оп. 1, д. 329.
40. Там же, ф. П-151, оп. 1, д. 330.
41. Там же, ф. П-151, оп. 1, д. 331.
42. Там же, ф. П-8417, оп. 1, д. 85.
43. Фонды Народного музея Ичкинского партизанского отряда. - инв. № 802.
44. Там же. - инв.№ 859.
Ткаченко С. Н. Аналiз дш радянсько'1 aiiiaui'i по постачанню кримських партизан в червш 1943 - квггш 1944 рр. / С. Н. Ткаченко // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серш «1мч^я Украши». - 2010. - Т. 23 (62), № 1 : спецвипуск «1сторичш науки» - С. 187-197.
В статп дослвджет ди радянсько! авiацu з рiзноманiтного постачання партизан Криму в третш перюд !х бойово! дiяльностi, розкриваеться проблематика авiацiйноl складово! взаемодй, представлен ввдомосп про аваршшсть в процес авiацiйного забезпечення партизанських з'еднань Криму.
Ключовi слова: партизани, авiацiя, Крим, постачання, взаeмодiя, джерела.
Tkachenko S. Analysis of actions of soviet aviation on a supply Crimean partisan in June 1943 -April 1944 / S. Tkachenko // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2010. - Vol. 23 (62), No 1 : "History of Ukraine". - P. 187-197.
Summary: In the article, operating of soviet aviation is investigational under a various supply partisan of Crimea in a third period of their battle activity, problems of aviation constituent of co-operation opens up, information is presented about an accident rate in the process of the aviation providing of partisan connections of Crimea.
Keywords: partisans, aviation, Crimea, supply, co-operation, sources.
Поступила в редакцию 01.10.2010 г.
197