Научная статья на тему 'ВЫМИРАНИЕ И КОНЕЦ БУДУЩЕГО'

ВЫМИРАНИЕ И КОНЕЦ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / КОНСЕРВАЦИЯ / ВЫМИРАНИЕ / ПЕРЕХОДЫ / ОЖИДАНИЕ / АНТРОПОЦЕН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Йёргенсен Долли

Вымирание, с биологической точки зрения, - это конец эволюционной линии, потенциальный конец будущего. Он включает в себя переход между историческим прошлым, в котором вид был биологически живым, и будущим, в котором его нет, переход от существующего к вымершему. В этом вкладе в серию "Историческое будущее" я исследую два аспекта истории вымирания: переход и ожидание. Во-первых, я утверждаю, что ученые должны понимать вымирание как процесс с длительным и даже, возможно, обратимым переходом между существующим и исчезнувшим, а не как окончательную конечную точку. Во-вторых, я рассматриваю сохранение как практику упреждающего вымирания, которая пытается создать будущее для существующих видов. Вымирание как нелинейный процесс требует, чтобы мы учитывали совпадающие прошлое, настоящее и будущее. Конец будущего для вида требует переосмысления того, как мы концептуализируем исторические (будущие) окончания во времена быстрых изменений окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTINCTION AND THE END OF FUTURES

Extinction, in biological terms, is the end of an evolutionary line, a potential future cutoff. It involves a transition between the historical past in which a species was biologically alive and a future in which it isn't, a transition from extant to extinct. In this contribution to the "Historical Futures" series, I examine two aspects of extinction histories: transition and anticipation. First, I argue that scholars need to understand extinction as a process with a prolonged and even possibly reversible transition between extant and extinct rather than a definitive end point. Second, I analyze conservation as a practice of anticipatory extinction that tries to create futures for extant species. Extinction, as a nonlinear process, demands that we consider the coterminous past, present, and future. The end of futures for a species requires rethinking how we conceptualize historical (future) endings under times of rapid environmental change.

Текст научной работы на тему «ВЫМИРАНИЕ И КОНЕЦ БУДУЩЕГО»

EXTINCTION AND THE END OE FUTURES *

j0rgensen Dolly, Professor oj History, University of Stavanger, Norway

Extinction, in biological terms, is the end of an evolutionary line, a potential future cutoff. It involves a transition between the historical past in which a species was biologically alive and a future in which it isn't, a transition from extant to extinct In this contribution, to the "Historical Futures" series, I examine (wo aspects of extinction histories: transition and anticipation. First, I argue that scholars need to understand extinction as a process with a prolonged and even possibly reversible transition between extant and extinct rather than a definitive end point. Second, I analyze conservation as a practice of anticipatory extinction that tries to create futures for extant species. Ext inction, as a nonlinear process, demands that we consider the coterminous past, present, and future. The end offutures for a species requires rethinking how we conceptualize historical (future) endings under times of rapid environmental change-Keywords: environmental history; conservation: extinction; transitions; anticipation; Anthropocene. EDN: HJWSTB; DOI: 10.34923/2305-8757.2023 -13.3

ВЫМИРАНИЕ И КОНЕЦ БУДУЩЕГО [г]

Вымирание, с биологической точки зрения, - это конец эволюционной линии, потенциальный конец будущего. Он включает в себя переход между историческим прошлым, в котором вид был биологически живым, и будущим, в котором его нет, переход от существующего к вымершему. В этом вкладе в серию "Историческое будущее" я исследую два аспекта истории вымирания; переход и ожидание. Во-первых, я утверждаю, что ученые должны понимать вымирание как процесс ¿длительным и даже, возможно, обратимым переходом между существующим и исчезнувшим, а не как окончательную конечную точку. Во-вторых, я рассматривай? сохранение как практику упреждающего вымирания, которая пытается создать будущее д/т существующих видов. Вымирание как нелинейный процесс требует, чтобы мы учитывали совпадающие прошлое, настоящее и будущее. Конец будущего для видатребует переосмысления того, как мы концептуализируем исторические (будущие) окончания во времена быстрых изменений окружающей среды.

Ключевые слова: экологическая история; консервация; вымирание; переходы; ожидание; Лнтропоцен.

Научный консенсус заключается в том, что мы переживаем массовое планетарное вымирание, когда более миллиона видов растений и животных в настоящее время находятся под угрозой исчезновения. В антропоцене изменение окружающей среды, вызванное деятельностью человека, является причиной почти всех современных вымираний. [2] Вымирание, с биологической точки зрения, является концом эволюционной линии, потенциальным концом будущего. Таким образом, истории вымирания неизбежно являются историями конца будущего.

Ученые-экологи-гуманитарии, особенно те, кто исходит из философии окружающей среды, размышляли о запутанности времени и поколений в процессах вымирания. В своей книге, положившей начало подразделу "исследования вымирания",

УДК 130.2 ВАК 5.10.1

© Иёргенсен Д., 2023 © Григорьева МЛ.,

перевод с англ., 20.25 © Чуйкова Валерия, иллюстрации, 2023

j0rgensen D. Extinction and the end of futures// History and Theory. Volume 61. [ssuea. (June 2022), 209-218. Published by Wiley Periodicals LLC on behalf of Wesieyan University. !SSN: 0018-2656 DOI: 10.1111/hitb.12258. First published: 26 April 2022 https://doi.org/io.ini/

hith.L2258

ЙЁРГ'ЕНСЁН Долли,

профессор истории. Университет Ставангера, Норвегия

* The author is funded by the Research Council of Norway for the project "Beyond Dodos and Dinosaurs: Displaying Extinction and Recovery in Museums" (project 283523).

Дебора Берд Роуз, Том ван Доурен и Мэтью Хрулью утве рждал и, что генеративная способность вида заканчивается вымиранием. [3] С вымиранием лишаются возможности для будущего биологического поколения, и это нарушает отношения. Вымирание как процесс включает в себя одновременно элементы глубинного времени и быстрые изменения. Дол roe эволюционное прошлое внезапно и, казалось бы, подходит к концу.

Вымирание как процесс и как идея исторически обусловлено и ограничено временем. Западное научное понимание вымирания как биологического явления возникло в определенный момент в контексте европейского колониализма. От находок костей

мастодонта, которые обсуждались Томасом Джефферсоном и Жоржем Кювье, до быстрого исчезновения морских коров Stellar в северной части Тихого океана, вымирание стало очевидным для европейцев в Новом Свете. [4] Вымирание животных, от потери странствующего голубя и попыток истребления американского бизона в Северной Америке до преднамеренного искоренения тилацина в Австралии, распространилось с расширением белых поселений в девятнадцатом веке. [5] Вымирание - это исторические явления, связанные с физическими изменениями и культурным признанием этих изменений. Вымирание находится на пересечении истории культуры и естественной истории.

С одной стороны, истории вымирания просты - это заключительная глава повествования. На фоне полного упадка концовка, казалось бы, пишется сама собой. Тем не менее, я считаю, что вымирание бросает вызов нашему традиционному историческому подходу. С вымиранием временные рамки становятся беспорядочными. Как можно с уверенностью узнать о вымирании, которое основано на отсутствии чего-либо повсюду в данный момент, исхода из прошлых данных? Происходит ли вымирание, когда исчезает последняя особь или когда нет шансов на будущее? Историки знают, что наше повествование всегда зависит от времени -то, где мы начинаем и заканчиваем нашу

историю, имеет значение для ее прочтения - так как же технологический потенциал воссоздания видов в будущем влияет на нашу Интерпретацию истории?

Все эти вопросы выявляют вымирание как исторический феномен, ориентированный на будущее. Во введении к серии "Историческое будущее" Золтан Болдишар Симон и Марек Тамм предположили, что существуют три модальности исследования исторического будущего: переходы, упреждающие практики и регистры. [6] В этом дополнении к серии я подхватываю призыв Саймона и Тамма и исследую практики перехода и ожидания в историях вымирания. Я утверждаю, что конец будущего для вида

требует переосмысления того, как мы концептуализируем исторические (будущие) окончания во времена быстрых изменений окружающей среды.

Переход от/к вымиранию

Вымирание включает в себя переход между историческим прошлым, в котором вид был биологически живым, и будущим, в котором он не жив, переход от существующего к вымер-ше му. Даже в ту зем н ых кос-мологиях, которые представляют вымирание как вид, отступающий от своих нынешних отношений, а не прекращающий свое существование, все еще существует переход к состоянию вида, не существующего физически. [7] Назвать что-то вымиранием - значит признать конец. Вопрос в том, закончится ли это хныканьем или взрывом.

Вымирание восновном определяется как отсутствие вещи, то есть ее больше не существует. Но как определить, что чего-то здесь нет? Историческое письмо обычно начинается с ¡предпосылки, что для утверждения необходимы доказательства. Запись из отсутствия проблематична, потому что отсутствие чего-либо в записи может означать не то, что этого не было, а скорее то, что у нас нет к этому доступа. При написании истории вымирания встает проблема отсутствия. Отсутствие во всех местах будет означать, что вид вымер, а присутствие тол ь-ко в одном месте означает, что это не так. Переход от не нахождения чего-либо в каком-либо месте (наличие отсутствия) к утверждению, что чего-то нигде нет (отсутствие присутствия) затруднен. [8] Всего одно подтвержденное наблюдение из одного места в один момент времени подтверждает, что вид скорее существует, чем вымер. Поскольку сбор таких доказательств так же непрактичен, как создание карты мира Льюиса Кэрролла в масштабе один к одному, вымирание обычно оспаривается.

Тилацин, так же известный как тасманийский тигр, является наиболее известным объектом вымирания. [9] На тилаци-на, крупнейшего сумчатого хищника в современной Австралии, с начала 1800-х годов систематически охотились белые колониальные поселенцы на острове Тасмания, потому что считалось, что он предшествует поселенческому домашнему скоту. Сразу после того, как в 1936 году умер последний пленный тилацин, поисковая группа Совета по защите животных и птиц Тасмании отправилась в горный район острова, чтобы найти других особей. Хотя тилпцинов замечено не было, были собраны другие доказательства их присутствия, такие как слепки следов. Предполагалось, что, хотя люди не видели тилацина напрямую, они все еще были там, скрыты от глаз. В последующие десятилетия проводились экспедиции по поиску тилацинов, и сообщения о на-блюдениях за тилацинами регулярно украшал и страницы местных газет, [ю] Тем не менее, останки тилацина найдены не были. В конечном итоге тилацин был объявлен вымершим Международным союзом охраны природы в 1982 году и правительством Тасмании в 1986 году, через пятьдесят лет после смерти последней известной особи.

Такая временная задержка в объявлении о вымирании типична. Например, карибс-кого тюленя-монаха в последний раз видели в 1950-х годах, но только в 2008 году Служба рыболовства и дикой природы США классифицировала его как вымершего. Этот вы под был: сделан только после десятилети й обширных аэрофотосъемок, интервью с местными жителями и изучения всех сообщений о наблюдениях [п] Белоклювый дятел - еще один пример длительного перехода к вымиранию. Последнее общепризнанное наблюдение птицы было в 1944

ВЫМИРАНИЕ В ОСНОВНОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ОТСУТСТВИЕ ВЕЩИ, ТО ЕСТЬ ЕЕ БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. НО КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ЧЕГО-ТО ЗДЕСЬ НЕТ?

году, но отчеты о наблюдениях поступали в течение следующих десятилетий. В 2005 году группа ученых во главе с Джоном Фит-цпатриком из Корнеллской лаборатории орнитологии заявила, что у них есть доказательства того, что в Арканзасе все еще живут белоклювые дятлы. [12] Объявление вызвало ажиотаж в СМИ, но визуальные доказательства были быстро опровергнуты другими экспертами. [13] Были предприняты многочисленные обширные поиски в поисках дополнительных доказательств, но ничего неопровержимого найдено не было. В 2021 году Служба охраны рыбных ресурсов и дикой природы США предложила исключить белоклювого дятла из списка исчезающих видов, поскольку он должен быть классифицирован как вымерший. Официальный переход от существования к

исчезновению долгий из-за трудности превращения отсутствия присутствия в присутствие отсутствия.

Переход между существующим и вымершим иногда описывается как история отдельного человека, финала. Термин "энд-линг", который определяется как последняя особь вида, стал использоваться все чаще с тех пор, как он был впервые представлен на выставке Австралийского национального музея в 2001 году, посвященной вымиранию тилацина. [14] Что касается тилацина, то окончание считается последней особью в неволе, которая умерла в 1936 году в зоо-

парке в Хобарте. ЕпсШ^э - это абсолютные трагедии, потому что со смертью индивидуума будущее их вида заканчивается.

Марта, последний странствующий голубь в неволе, олицетворяет использование смерти эн-длинга как замену выми-ран ию. Когда Марта умерла в зоопарке Цинциннати в 1914 году, странствующих голубей больо]е не было. Таким образом, казалось естественным, что к столетию вымирания в 2014 году Марта заменит всех странствующих голубей, Это проявляется в текстах, начиная от популярной книги по истории Марка Эйвери "Послание от Марты" (2014 г.) и заканчивая крупномасштабной фреской "Марта, последний странствующий голубь" художника Джона А. Рутвена в Цинциннати, штат Огайо (2013 г.). Сама Марта (в виде чучела) была главной достопримечательностью книги Смитсоновских библ иотек "Когда-то были миллиарды: исчезнувшие птицы Северной Америки" (2014-2016), временной выставки, созданной в честь столетия со дня ее смерти. Смерть последней особи служит переходом от существу юще го к вымершему.

Но так ли это на самом деле, когда происходит вымирание? Если бы тилацин или хотя бы небольшая группа тилациновбыли обнаружены, это не означало бы, что животное избежало вымирания. Когда популяции вида очень малы, они могут быть "функционально вымершими"-этоттермин используется, когда популяция не может воссга-

повиться. У северного белого носорога, который технически является подвидом белого носорога, живущего в Центральной и Восточной Африке, осталось только две особи, обе из которых самки. [15] Это означает, что, хотя северные белые носороги все еще существуют, этот вид функционально вымер, поскольку больше не может воспроизводиться. То же самое можно сказать и

об Одиноком Джордже, последней черепахе острова Пинта, которая умерла в 2012 г. [16] Он провел сорок лет в неволе как един-ственный известный представитель своего о вида, что сделало невозможным воспроизведение потомства черепахи состроваПин- И

С

та, В этих случаях конец будущего вида на- ^ ступал независимо от нескольких живых особей, Д

Когда вид считается вымершим, возможности для написания его историй и будущего ограничены - вымирание служит концом истории жизни вида. Вымирание меняет то, как мы читаем и интерпретируем более ранние истории видов, превращая историю о возможных исходах в историю о неизбежном конце. Например, знаменитый натуралист Аль до Леопольд размышлял об этой связи между вымиранием странствующего голубя и историей капитализма: "Экономисты-Моралисты говорят нам, что оплакивать голубя - это просто ностальгия; что, если бы голубеводы не покончили с ним, фермеры в конечном итоге были бы вынуждены сделать это в порядке самообороны". |~17] Исчезновение странствующего голубя было неизбежно, и его можно было увидеть только задним числом, даже если бы Леопольд хотел, чтобь! другие варианты будущего были возможны.

Тем не менее, даже если вид официально объявлен вымершим государственными органами, переход к исчезновению может

быть неполным. Департамент первичной промышленности, парков, водных ресурсов и окружающей среды Тасмании регулярно расследует отчеты о наблюдениях и поисках тилацина, [18] В 2021 году в СМИ появились сообщения о предполагаемом Обнаружении тилацинае вескими доказательствами. В но-восгных статьях говорилось, что был снят тилацин, но ученые, просмотревшие кадры, сразу идентифицировали его как тасманс-кого падемелоном. [19] Хотя это последнее обнаружение не было определено как тилацин, возможность того, что он был обнаружен, нельзя полностью исключить. Ведь австралийского ночного попугая {Регорогиз осаёеМаНз) не было в подтвержденных наблюдениях в период с 1912 по 1979 годы, но с 20эб года было снято несколько живых ночных попугаев, а палочник острова Лорд-Хау (ОгуососеЬй гшзЬ-аНэ), который считался вымершим с 1930 года, был вновь открыт в 2001 году. Затянувшаяся неопределенность исчезновения означает, что в любой момент в будущем историю прошлого тилацина,

возможно, придется переписать, поскольку она окажется существующей.

Будущее и историю вида, возможно, также придется переписать из-за технологий вымирания. Благодаря новым генетическим методам клонирования и сплайсинга ДНК рекламируется как путь обратного перехода от вымерших видов к существующим. Хотя это может звучать как научная фантастика, отдельный клон пиренейского козла (также называемого испанским букар-до) родился в 2003 году, через три года после смерти последнего животного. Хотя детеныш: букардо умер почти сразу после рождения, процессы возрождения или вымирания видов тревожат временные рамки вымирания. [20] Текущие проекты по возрождению вымерших видов, таких как ти-лации и странствующий голубь, разрушают одностороннее историческое повествование о вымирании, потому что они утверждают, что вымирание можно отменить. [21] Адам Сирл утверждал, что возрождение связано с "лиминальной материальностью между живыми и мертвыми": оно использует генетический материал, который, хотя сам но себе и не является живым, может составлять живую материю, превращая ДНК в "спасенные призраки утраченного прошлого вымирания, синтезированные призраки прошлого". ¡22.1 По мнению некоторых, вымирание, в конце концов, может быть не конечным будущим.

Вместо того, чтобы думать о вымираний Как о фиксированном состоянии, которое начинается в определенный момент исторического времени, историки должны понимать вымирание как длительный нелинейный переход между существующим и вымершим. Вымирание можно оспорить; статус вымирания может меняться взад и вперед, если вид заново открывается или воссоздается. Хотя вымирание номинально является концом линии для вида, всегда

существует вероятность того, что будущий конец будет отменен. Вымершие виды находятся в переходном лиминальном пространстве - в основном мертвые, но потенциально живые.

В ожидании вымирания

Майкл Соуле в своей новаторской статье 1985 года "Что такое природоохранная биология?" определил область природоохранной биологии как "кризисную дисциплину". [23] Он утверждал, что месторождение должно работать в кризисном режиме, потому что быстрые и необратимые экологические проблемы, такие как вырубка леса, фрагментация среды обитания, браконьерство и инвазивные виды, требуют немедленных действий. Излагая основополагающие положения природоохранной биологии, Соуле утверждал, что биоразнообразие, экологическая сложность и эволюция - это хорошо, а "преждевременное исчезновение популяций и видов - это плохо". [24] Oil выступал зато, чтобы судить о действиях биологов-охранников по этим нормативным постул атам, когда они откликнулись на призыв "значительно изменить скорость, на которой биотическое разнообразие уничтожается". [25] В этом аргументе Соуле участвовал в дискурсивном создании "кризиса биоразнообразия", который стал доминировать в экологическом мышлении с 1980-х годов. [26]

Кризис Соуле - это кризис вымирания. Мы можем интерпретировать взгл яд Соуле на практику сохранения видов как на опережающую практику вымирания. Другими словами, Соуле создал природоохранную биологию как прямой ответ на надвигающуюся угрозу вымирания, которая нанесет ущерб существующим биологическим сообществам, функциям и видам, которые он считал базовыми благами. Сохранение как действие мотивировано исчезновением как альтернативой.

ВЫМИРАНИЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА ИСЧЕЗАЕТ ПОСЛЕДНЯЯ ОСОБЬ ИЛИ КОГДА НЕТ ШАНСОВ НА БУДУЩЕЕ?

Ученые-экологи, занимающиеся гуманитарными науками, также склонны предвидеть вымирание, объединяя возможные будущие вымирания и современное сохранение. Влиятельная книга Урсулы Хейз " Вообралсаемое вымирание" имеет подзаголовок "Культурное значение видов, находящихся под угрозой исчезновения", тем самым изображая сохранение как предотвращен ие вымира-ния в будущем. [27] Большинство глав в книге "Исследование вымирания" также посвящены вымирающим видам, которые все еще существуют, а не видам, вы мерши м во всем мире. [29] Такие заголовки, как "Деколонизирующее вымирание: работа по уходу за орангутана^шГ Джуно Салазар Парреньяс и "Сны о дикой собаке: любовь и вымирание" Деборы Берд Роуз, предполагают, что их все езде существующие животные вымрут, если нынешние методы будут продолжаться. Эти работы обнаруживают склонность к тревоге вымирания, страху перед потенциально законченным будущим. [30]

Историки-экологи продемонстрировал и, что вымирание - или, что еще чаще, неминуемая угроза вымирания - мотивировало усилия по сохранению. Сохранение - это мера, которая пытается расширить во времени в будущее то, что существовало в прошлом и все еще существует в настоящем. В отличие от случая вымирания, когда вид существовал в прошлом и не существует в настоящем, но будет переделан для будущего существова-

ния, природоохранная деятельность направлена на сохранение присутствия вида на нео-пределенпый срок. Например, Райан Такер Джонс показал, как усилия Российско-аме- о риканской компании по сохранению Тихого океана в девятнадцатом веке были раз- Q.

с

работаны в ответ на ^ полное исчезновение звездчатой морской коро-вы и локальное сокраще-ние популяции морских котиков и каланов. [31J В Д конце девятнадцатого и об двадцатого веков защит- ^ IIИКИ Природы боролись С прогнозируемым выми- ^ ранием с помощью при-родоохранных мер, от частной охраны зубров до международных структур, таких как америка-но-канадский договор о перелетных птицах и Международныйсоюзох-раны природы и природных ресурсов (МСОП). [32] Сосредоточение внимания на будущих вымираниях, а не на уже совер-шившихся, открывает возможности для действий по сохранени ю временной шкалы видай Как утверждала Элизабет Хеннесси, в случае с галапагосскими черепахами, переход от сообще-н ий о потерях, связанных с вымиранием, к подаче "тревоги о приближающемся исчезновении черепах" путем выявления групп риска "создал пространство для размышлений о спасен и и черепах". [33]

Таким образом, рассказывать истории сохранения означает рассказывать истории воображаемых будущих вымираний. В исторической нарративной практике конец

видов в прошлом становится связанным с будущими (возможными) окончаниями. Extinction Voices, выставка естественной истории в Бристольском музее и художественной галерее в 2019 году демонстрирует, как это может работать на практике. Куратор секции естественной истории И ела Глад-стон сочла необходимым отреагировать на отчет, опубликованный Межправительственной научно-политической платформой по 61 юразнообразню и эко-системным услугам (IPBES), в котором сделан вывод о том, что миллиону видов грозит исчезновение, если глобал ы I ы й статус-к во останется неизменным. [34] Вместо того, чтобы сделать отдельную выставку о вымирании, Гладстон вмешалась в существующие экспозиции: она добавила к существующим образцам этикетки, подтверждающие их статус МСОП, если они вымерли, находятся под угрозой исчезновения, находятся под угрозой или уязвимы, и накрыла образцы черной полупрозрачной тканью. ¡ 35] Цель состояла в том, чтобы заставить посетителей представить себе мир, в котором эти животные вымерли. Музей естествознания, в котором обычно выставлены артефакты прошлого и настоящего, был перепрофилирован, чтобы курировать будущее. [36] В аптропоцене музеи призваны предвосхищать будущее вымирания, а не просто документировать прошлое вымирания.

Сохранение биоразнообразия предвосхищает возможное или вероятное будущее. В то время как некоторые методы сохранения, особенно экологическое восстановление, подвергались критике зато, что слишком много внимания уделялось прошлому в целях сохранения, [37] также заслуживает рассмотрения будущая ориентация сохранения

как предвосхищение исчезновения. Постоянная угроза исчезновения означает, что истории сохранения должны, по сути, быть написаны как истории будущего.

Вымирание как конец будущего или начало конца

Вымирание не только в прошлом; это очень актуально. Затем это настоящее влияет на видение того, что ждет нас в будущем. Мир вымирания - это не мир без вымерших видов; скорее, это мир, в котором эти виды меняют форму. Люди, как родственники нечеловеческих особей, продолжают поддерживать с н ими отношения, независимо от их статуса вымирания. [38] Эти отношения обладают историчностью и темпоральпо-стью, связывая существующее и исчезнувшее.

Вымершие вещи ire исчезают просто так. Одра Митчелл утверждает, что вымирание способствует размножению вида, а не его сокращению. [39] Вымершие виды - это "отсутствующие субъекты", связанные с людьми посредством повествования и повседневного дискурса. Динозавры обитают в детских книгах. Додо бродит по разным местам, начиная от Алисы в стране чудес и заканчивая музеем. Тилацин смотрит на прохожих с номерных знаков автомобилей на Тасмании. "Мертвый как Додо" не означает мертвый и забытый; это означает жить и существовать даже в (или, возможно, из-за) исчезновении.

Размышление о вымирании и вымерших вещах может помочь нам понять, как история разворачивается в быстроменяющихся условиях окружающей среды. Философ Мишель Бастиан утверждает, что нам нужно переосмыслить то, как мы измеряем время

МИР ВЫМИРАНИЯ - ЭТО НЕ МИР БЕЗ ВЫМЕРШИХ ВИДОВ; СКОРЕЕ, ЭТО МИР, В КОТОРОМ ЭТИ ВИДЫ МЕНЯЮТ ФОРМУ. ЛЮДИ, КАК РОДСТВЕННИКИ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОСОБЕЙ, ПРОДОЛЖАЮТ ПОДДЕРЖИВАТЬ С НИМИ ОТНОШЕНИЯ, НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ СТАТУСА ВЫМИРАНИЯ, ПОТОМУ ЧТО САМИ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ НА ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ.

в аитропоцене, отвернувшись от линейных атомных часов и обратившись к другим способам координации наших действий в мире. [40] Она привела пример находящихся под угрозой исчезновения кожистых черепах, которым приходится быстро приспосабливаться к потеплению и в то же время иметь долгуюжизнь и долгую историю эволюции. Думая о черепахах как об устройствах, которые "позволя ют нам надежно замечать из-менения и, таким образом, воспринимать время как проходящее",, Бастиан приводит доводы в пользу Многовидовой связи со временем. [41] В этом ключе переориентация нашего чувст ва времени с вымершими видами дает возможность рассмотреть совпадающие прошлое, настоящее и будущее.

Вымирание не является линейным явлением. Он изгибается и складывается обратно на себя. Переход между существующими и вымершими является длительным и может колебаться взад и вперед с течением времени. Ожидаемые будущие цели мотивируют сохранение здесь и сейчас. Эти характеристики требуют переосмысления того, как ученые могут концептуализировать исторические будущие окончания в антропоцене. Вымирание может быть началом конца или концом начала.

Примечания;

1. Работа финансируется Исследовательским советом Норвегии для проекта "За пределами дронтов и динозавров: отображение вымирания и восстановления в музеях" (проест 283523).

2. Краткое описание основных факторов современного вымирания см.: intergovernmental Science-Policy Platform on Biodiversity and Ecosystem Services flPBES), Global Айве&зтШ Report on Biodiversity and Ecosystem Services of the In tergovern m e nta 1 Science-Policy Platform on Biodiversity and Ecosystem Services, 2019, https:// iphes.nei/global-assessment.

3. Deborah Bird Rose, Thorn van Dooren,and Matthew Chrulew, "Telling Extinction Stories." in Extinction Studies: Stories of Time, Death, and Generations, ed. Deborah Bird Rose. T horn van Dooren, and Matthew Chrulew (New York: Columbia University Press, 2017), 1-17.

4. MarkV, Barrow jr., Nature's Ghosts: Confronting Extinction from the Age of Jefferson to die Age of

Ecology (Chicago: University of Chicago Press, 2009); Ryan Tucker Jones, Empire of Extinction: Russians and the North Pacific's Strange Beasts of the Sea, 1741-1867 {Oxford: Oxford University Press, 2014).

5. Некоторые из этих историй см.: Jennifer Price, Flight Maps: Adventures with Nature in Mod-ern America(New York: Basic Books. 1999); Andrew C. Isenberg, The Destruction of the Bison: An Environmental History, 1750-1920 (Cambridge: Cambridge University Press, 2000); Robert Paddle, The Last Tasmanian Tiger: The History and Extinction of the Thylacine (Cambridge: Cambridge University Press, 2000); Miles A. Powell, Vanishing America: Species Extinction, Racial Peril, and the Origins of Consei-vation (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2016); and Dolly j?rgensen, Recovering Lost Species in the Modern Age: Histories of Longing and Belonging (Cambridge, MA: MIT Press, 2019).

6. Zoltan Boldizsar Simon and Malek Та mm. Historical Futures," History and Theory 60, no. 1 (2021), 3-22.

7.0 вымирании как разрыве отношений в мышлении коренных народов см.: Audra Mitchell, Revitalizing Laws, (Re) Making Treaties, Dismantling Violence; Indigenous Resurgence against 'the Sixth Mass Extinction,' "Social & Cultural Geography^!, no. 7(2020), 909-24.

8. Dolly j?rgensen, "Presence of Absence. Absence of Presence, and Extinction Narratives," in Nature, Temporality and Environmental Management: Scandinavian and Australian Perspectives on Peoples and landscapes, ed. Lesley Head, Katarina Saltz.man, Gun hi id Set ten, and Marie Stenseke {London: Routfedge, 2016), 45-58.

9. Для более подробного обсуждения оспаривае-мого исчезновения тилацйвд см.: J?rgensen, "Presence of Absence,"

10. Один из таких наборов находится в выставочном зале тилацина Музея и художественной галереи Тасмании.

11. Dolly j0rgensen, "Erasing the Extinct: The Hunt for Caribbean Monk Seals and Museum Col-lection Practices," Historia, Ciencias, Saude - Manguinhos 28, suppl. 1 (2021), 161-83.

12. John VV, Fitzpatrick et aL, "Ivory-Billed Woodpecker (Campephilus principalis) Persists In Continental North America," Science 308 (June 2005), 1460-62.

13. См.: Ursula K. Heise,"Lost Dogs, Last Birds, and Listed Species: Cultures of Extinction," Configurations 18, no. 1-2 (2010), 49-72

34. Dolly j0rgensen, "Endling, the Power of the Last in an Extinction-Prone World," Environmental Philosophy 14, no. t (2017), 119-38-15, Oliver A. Ryder et al., "Exploring the Limits of Saving a Subspecies: The Ethics and Social Dynamics

of Restoring Northern White Rhinos (Ceratotherium si muni cotton i)," Conservation Science and Practice 2, no. 8 {2020).

16. Sarah Bezan, "The Endling Taxidermy of Lonesome George: Iconographies of Extinction at the End of the Line," Configurations 27,110.2 (2Й19), 211-38, and Gitte Westergaard and Dolly j0rgensen, "Making Specimens Sacred: Putting the Bodies of Solitario Jorge and Cu. Rua on Display," in Animal Remains, ed. Sarah Bean and Robert McKay (London; Routiedge, 2021), 68-86,

17. Aldo Leopold, "On a Monument to the Pigeon," in Silent Wings: A Memorial to the Passenger Pigeon (Madison: Wisconsin Sodely for Ornithology, 1947), 4.

18. Согласно отчетам Департамента первичной промышленности, парков, водных ресурсов и окружающей среды Тасмании, в период ё i сентября 2016 года ею 19 сентября 2019 года было расследовано восемь сообщений. См.: "Thylacine Sightings Reports," https://dpipwe.tas.gov.au/Documents/ RTI %20025%20-% 202 019- 2 о. pdf.

19. Naaman Zhou, "Wildlife expert pours cold water on claims Tasmanian tiger family spot-led," The Guardian, 23 February 2021, https:// www .theguard ian.com/ austral ia-news/ 202 j / feb/ 23/ wildlife-expert-pours-cold-water-on-clatms-tas m a n ia n - ti ger- fa mil y- s po tied.

20. Adam Searle, "Spectra! Ecologies: De/extinction in the Pyrenees," Transactions of the Institute of British Geographers 47, no. 1 (2022), 167-83.

21. Stephanie S. Turner, "Open-Ended Stories: Extinction Narratives in Genome Time," Literature and Medicine 26, no. 1 {2007), 55-82; f0rgensen, Recovering Lost Species in the Modern Age. Существует много споров о прекращении вымирания и о том, действительно ли воссоздание вымерших видов делает вид не вымершим. Часто эстетика, то есть животное, похожее на вымершего предка, стимулирует усилия по борьбе с вымиранием видов; см., например: Clemens Driessen and Jamie Lorimer, "Back Breeding the Aurochs: The f leck Brothers, National Socialism, and Imagined Geographies for Non-Human Lebensraum," in Hitler's Geographies: The Spatialities of the Third Reich, ed. Paolo Giaccaria and CI audio Mines (Chicago: University of Chicago Press, 2016), 138-58, and Sandra Swart, "Zombie Zoology: History and Reanimating Extinct Animals," in The Historical Animal, ed. Susan Nance(Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2015), 54-72. Но визуальное представление весьма проблематично; см.: Rosie Ibbotson, "De-Extinction and Representation: Perspectives from Art History, Muscology, and the Anthropocene," Internationa! Review of Environmental Historys, no. 1 {2017), 21-42.

22. Adam Searle, "Anabiosis and the i.iminal Geographies of De/extinction," Environmental Humanities 12, no. 1 (2020), 324,325.

23. Michael E. Soule, "What Is Consei-vation Biology?" Bioscience 35, no. и {1985), 727-34.

24. Там же, 730.

25. Там же, 733.

26. См.: David Sepkoski, Catastrophic Thinking: Extinction and the Value of Diversity from Darwinio the Anthropocene (Chicago: University of Chicago Press, 2020), chapter 6.

27. Ursula К Heise, Imagining Extinction: The Cultural Meanings of Endangered Species (Chicago: University of Chicago Press, 2016).

28. Главу Джеймсз Хэтли о японском волке с острова Хонсю см.: James Hatley, " Walking with Okami, the Large-Mouthed Pure God," in Rose, van Dooren, and Chruiew, Extinction Studies, 19-4.6.

29. Juno Salazar Parrenas, Decolonizing Extinction: The Work of Care in Orangutan Rehabilitation (Durham: Duke University Press. 2018) and Deborah Bird Rose, Wild Dog Dreaming: Love and Extinction {Charlottesville: University of Virginia Press, am).

30. Об экологической тревоге см.: Paul Rob bins and Sarah A. Moore, "Ecological Anxiety Disorder: Diagnosing the Polities of the Anthropocene," Cultural Geographies 20, no. 1 (2013), 3-19, and Susan Clayton, Christie Manning, Kirra Krygsman, and Meighen Speiser, Mental Health and Our Changing Climate: Impacts, Implications, and Guidance (Washington, DC: American Psychological Association and eco America, 2017).

31. Jones, Empire of Extinction.

32. Barrow, Nature's Ghosts.

33. Elizabeth Heimessy, On die Backs of Tortoises: Darwin, the Galapagos, and the Fate of an Evolutionary Eden (New Haven: Yale University Press, 2019), 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. IPBES, Global Assessment Report on Biodiversity and Ecosystem Services of the Intergovernmental Science-Policy Platform on Biodiversity and Ecosystem Services.

35. Dolly j0rgensen and I si a Gladstone, "The Passenger Pigeon's Past on Display for the Future," Environmental History 27, no. 2 (2022).

36. Призыв к музеям реагировать на современные изменения в окружающей среде, см.: Curatingthe Future: Museums, Communities and Climate Change, ed. Jennifer Newell, libby Robin, and Kirsten Wehner (New York: Routiedge, 2016).

37. Jan E. Dizard, "Uneasy Relationships Between Ecology, History, and Restoration," in Restoration and I listory: Hie Search for a Usable Environmental Past, ed. Marcus Hail (New York: Rout ledge,2010), 154-63.

38. Mitchell, "Revitalizing Laws"; Donna J. Haraway, Staying with the Trouble: Making Kin in the Chthulucene {Durham: Duke University Press, 2016).

39. Audra Mitchell, "Beyond Biodiversity and Species: Problematizing Extinction," Theory, Culture & Society 33, no. 5(2016), 23-42.

40. Michelle Bastian, "Fatally Confused: Telling the Time in the Midst of Ecological Crises," Environmental Philosophy 9, пол (2012), 23-48.

41. Там же, 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.