DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.L6
UDC 141.21:316.776.33 LBC 87.6
Submitted: 07.03.2023 Accepted: 05.04.2023
DINOSAURS ARE THE CHARACTERS OF CINEMA AS A REFLECTION OF THE TRANSFORMATION OF RELATIONS BETWEEN SCIENCE AND SOCIETY
Elena E. Chebotareva
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract. The author explores the social and cultural implications of dinosaurs as popular cinematic characters. The article shows how dinosaurs gradually become heroes of mass culture. They left paleontological research to enter the wide symbolic space, to visualize and develop themselves in the space of animation. The author provides a brief review of animated series and films with dinosaurs from the first short film in 1914 to the present day, considering the changing roles assigned to these ancient animals. The change in the semantic load of movie hero dinosaurs was analyzed in the context of ongoing events, value transformations and relations between science and society. To understand this connection, the author refers to the ideas of Svetlana Boym and Mario Ricca. Following Boym's ideas, the author considers dinosaurs as "ideal animals for nostalgia" and finds that due to their unique characteristics, the prehistoric era and its inhabitants, dinosaurs form a whole and peaceful human prehistory, filled with the values of friendship, cooperation and love, fueled by appropriate cinematic stories. Thus biology, with its key idea of evolution and the struggle of species for survival, turns into a story with its victories, struggles and dramatic chance in the context of dinosaur filmography. Based on Ricca's ideas, the author considers dinosaurs in the context of the cultural history of animals, which a person turns into metaphorical icons of moral feelings and behavioral habits; the author draws a parallel between medieval bestiaries and modern presentations of ancient lizards. In addition, dinosaur characters are structured as semantic figures, paradoxically uniting the past, present and future of humankind, the prehistoric era and technological progress. In conclusion, the author uses optics of global evolutionism and posthumanism.
Key words: dinosaurs, extinct animals in culture, cinema, dinosaur filmography, bestiary, philosophy of science.
Citation. Chebotareva E.E. Dinosaurs are the Characters of Cinema as a Reflection of the Transformation of Relations Between Science and Society. Logos et Praxis, 2023, vol. 22, no. 1 , pp. 44-51. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.1.6
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Автор исследует социальную и культурную нагрузку динозавров как популярных кинема-
го тографических персонажей. В статье показывается, как эти животные постепенно становятся героями мас-
сэ совой культуры: выходят из профильных палеонтологических исследований в широкое символическое про-
^ странство, визуализируются, развиваются в анимации и мультипликации. Автор проводит краткий обзор
И мультсериалов и кинокартин с динозаврами с первого короткометражного фильма 1914 г. до наших дней,
« рассматривая изменение ролей, которые отводились древним ящерам. Анализируется изменение семанти-
^ ческой нагрузки динозавров-киногероев в контексте происходящих событий, ценностных трансформаций и н
отношений между наукой и обществом. Для понимания этой связи автор обращается в первую очередь к идеям Светланы Бойм и Марио Рикка. Отталкиваясь от идей Бойм, автор рассматривает динозавров как © «идеальных животных для ностальгии» и обнаруживает, что благодаря своим уникальным характеристикам
УДК 141.21:316.776.33 ББК 87.6
Дата поступления статьи: 07.03.2023 Дата принятия статьи: 05.04.2023
ДИНОЗАВРЫ - ПЕРСОНАЖИ КИНЕМАТОГРАФА КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАУКОЙ И ОБЩЕСТВОМ
Елена Эдуардовна Чеботарева
доисторическая эпоха и ее жители - динозавры образуют единую и мирную человеческую праисторию, наполненную ценностями дружбы, сотрудничества и любви при подпитке соответствующими кинематографическими сюжетами. Таким образом биология с ее ключевой идеей эволюции и борьбы видов за выживание в контексте динозаврической фильмографии превращается в историю с ее победами, борьбой и драматической волей случая. Отталкиваясь от идей Рикка, автор рассматривает динозавров в контексте культурной истории животных, которых человек превращает в метафорические иконы нравственных чувств и поведенческих привычек; проводится параллель между средневековыми бестиариями и современными презентациями древних ящеров. Кроме того, динозаврические персонажи структурируются как семантические фигуры, парадоксально объединяющие прошлое, настоящее и будущее человечества, доисторическую эпоху и технологический прогресс. В заключении автор обращается к оптике глобальных научных и культурных трендов - глобальному эволюционизму и постгуманизму.
Ключевые слова: динозавры, вымершие животные в культуре, кинематограф, динозаврическая филь-мография, бестиарий, философия науки.
Цитирование. Чеботарева Е. Э. Динозавры - персонажи кинематографа как отражение трансформации отношений между наукой и обществом // Logos et Praxis. - 2023. - Т. 22, N° 1. - С. 44-51. - DOI: https:// doi.org/10.15688/lpjvolsu.2023.1.6
Введение
В данной статье планируется рассмотреть социальную и культурную нагрузку конкретных персонажей вымерших животных (динозавров) в кинематографе. В отечественной гуманитаристике, в отличие от зарубежных работ, анализ культурной значимости персонажей этих древних животных представлен в недостаточной степени, и в настоящем исследовании планируется продемонстрировать научную значимость и перспективность подобной проблематики.
В самом деле животные, которых мы никогда не видели и чей облик в течение последних двух столетий меняется в зависимости от новых находок и силы воображения ученых, вернулись из своей доисторической эпохи, от которой нас отделяют десятки миллионов лет, чтобы стать не просто объектами естественнонаучных изучений, но и героями фильмов, книг и комиксов, рекламными персонажами и музейными экспонатами, игрушками, изображениями на марках и билбордах [Glut, Brett-Surman 1997]. Наша цель - понять причины такой ситуации, выявить семантическую значимость динозавров в культурной истории человечества, связь этой значимости с современными вызовами, ценностями и целями, используя кинематографический материал.
Впервые динозавры входят в культурную историю в XIX в. как персонажи романов Жюля Верна и Чарльза Диккенза; в начале ХХ в. появляются работы палеохудожника
Чарльза Найта (который изображал динозавров рептилиями и опирался на ряд представлений, в наше время считающийся устаревшим). Найт реконструировал динозавров, исходя как из своих знаний животной анатомии, так и из творческого воображения, он начал рисовать вымерших животных на фоне пейзажей, в динамике, в драматических сценах, волшебным образом оживляя их. Очевидно, что причудливые, фантастические существа, напоминающие драконов из средневековых бестиариев, в то же время представленные как реалистичные и одновременно «строго научные» изображения, не могли оставить общественность равнодушной. Научный прогресс, шествующий по планете, не только демистифицировал реальность, но и официально приподнимал завесу над навсегда утерянным, удивительным миром, будившим чувства и воображение.
Тогда же Американский музей естественной истории делает выставку реконструированных скелетов динозавров, внося огромный вклад в визуализацию и популяризацию вымерших ящеров. Отметим, что для размещения скелетов динозавров музею потребовались специальные металлические каркасы, которые являлись серьезным достижением американской промышленной революции - демонстрировали новые технологии литья. Как отмечает антрополог Светлана Бойм, анализирующая феномен интереса к динозаврам в своей книге, посвященной исследованию пространства коллективной ностальгии, во
время Первой мировой войны музейные скелеты динозавров были защищены как национальное наследие и «охранялись от возможной атаки немцев не менее ревностно, чем президент и конституция Соединенных Штатов» [Бойм web]. Бойм утверждает, что «воссоздание динозавра в его величавой славе имеет свою собственную историю и перекликается с растущим процветанием Америки. Динозавр становится воплощением американского величия» [Бойм web].
Рассмотрим динозаврическую фильмог-рафию, чтобы представлять роли и сюжеты, которые отводились динозаврам в кинематографе за последние примерно сто лет, чтобы затем перейти к философскому анализу стоящего за этой фильмографией социокультурного фундамента.
Краткая история динозаврической фильмографии. Первым появлением в кинематографе в 1914 г. динозавры обязаны карикатуристу и аниматору Уинзору Маккею, который создал мультипликационную вставку в короткометражный фильм «Динозавр Герти» и, собственно, главную героиню-динозавриху. Во время этой работы Маккеем было предложено много инноваций, ставших затем стандартом мультипликации, кроме того, Маккей начал выступать с оригинальными спектаклями, во время которых он общался со своим детищем - нарисованной Герти - как укротитель в цирке, что приносило невероятный успех [Canemaker 2005]. Герти Маккея была забавным и добрым существом, в то время как все более популярным и востребованным у режиссеров становился образ динозавра-монстра, устрашающего и опасного. Динозавры примеряли на себя разные амплуа и активно проникали в массовую культуру.
Ближе к середине века интерес к динозаврам как кинематографическим героям ослабевает. В то же время изобретение ядерного оружия и начало периода холодной войны приводит к пересмотру сюжетов с их участием: отныне динозавры вдохновляют на создание кинематографических рептилий -монстров, появляющихся в результате взрыва атомных бомб, чтобы принести всевозможные бедствия (фильмы «Чудовище с глубины 20 000 саженей», 1953 и «Годзилла», 1954). Одновременно в 1955 г. выходит фан-
тастическая картина чехословацкого режиссера Карела Земана «Путешествие к началу времен» совершенно другого плана - научно-популярного и приключенческого. «Путешествие к началу времен» ориентирована больше на детскую аудиторию и показывает встречу подростков с вымершими животными из разных эпох.
Интерес к динозаврам в полной мере возродился в 70-х гг. и получил в англоязычном мире характерное название «Ренессанс динозавров» (термин исследователя Роберта Бек-кера). Беккер старался показать объекты своего изучения значимыми и интересными и опубликовал резонансную статью «Превосходство динозавров», где динозавры были представлены сложно организованными, социальными животными с чертами современных зверей; их гибель, по мнению Беккера, была вызвана не эволюционным отбором сильнейших, как это считалось совсем недавно, а трагедией - падением на землю огромного астероида [Ваккег 1968]. Эти идеи существенно изменили призму отношения к вымершим ящерам.
В конце прошлого века Стивен Спилберг спродюсировал два мультфильма о динозаврах («Земля до начала времен» и «Мы вернулись! История динозавра»), а затем, прочувствовав перспективность темы, снял «Парк юрского периода», что предопределило массовое увлечение темой древних ящеров. «Земля до начала времен» - история про динозаврика (апато-завра) Литтлфута, который с друзьями отправляется на поиски Великой долины, рая для динозавров. В дороге лишенных родительской опеки малышей (Литтлфут теряет маму) подстерегают многочисленные опасности, но дружба помогает им выжить и добраться до цели. Второй мультфильм «Мы вернулись! История динозавра» связан с путешествием ученого во времени и встречей с динозаврами, за которой следуют невероятные приключения.
В 2000 г. был выпущен первый мультфильм «Динозавр» студии «Дисней», сделанный с помощью компьютерной анимации. Мультфильм показывал приключения маленького игуанодонта (род растительноядных пти-цетазовых динозавров, живших 140-120 млн лет назад), воспитанного лемурами. По сюжету мультфильма метеоритный дождь превращает поверхность Земли в выжженную
пустыню и вместе с лемурами игуанодонт отправляется на поиски леса и воды, а вслед за ними и остальные хищные ящеры, с которыми его будут связывать отношения дружбы, любви, вражды. В детской кинематографии следует отметить современный отечественный мультсериал «Турбозавры», также эксплуатирующий тему динозавров. По сюжету сериала динозаврам, пережившим в далекой древности столкновение с метеоритом и угрозу исчезновения, пришлось уйти с поверхности Земли в тайные подземные пещеры. Там они довольно специфически развивались, научились превращаться в различные машины -строительную технику, дрон, автомобиль. Однажды динозавры появляются на поверхности земли и знакомятся с детьми, чтобы стать их тайными друзьями и участвовать в проделках, как правило, связанных с помощью окружающим, спасением, заботой о природе.
Наконец, в 2022 г. выходит англо-американский пятисерийный документальный сериал с акцентом на последних палеонтологических исследованиях «Доисторическая планета», к разработке которого был привлечен отдел естествознания компании BBC. При этом сюжет у картины достаточно «обкатанный»: трогательные отношения родителей и детей, семейные драмы, поиск партнеров.
Детали кинематографических детских и взрослых сюжетов, эксплуатирующих тему динозавров, можно перечислять довольно пространно, нас же интересует вопрос символической значимости этих доисторических животных, которая заставляет режиссеров вновь и вновь делать их героями своих произведений. Из рассмотрения перечисленных сюжетных линий совершенно неясно, почему этими героями должны становиться непременно динозавры во всем разнообразии своих видов (стегозавры, анкилозавры, игуанодонты, апа-тозавры и так далее). Ведь мы располагаем достаточно большим выбором известных животных, а также сказочных персонажей и фантастических существ. Тем не менее при всем разнообразии выбора персонажей динозаврам удалось занять свою впечатляющую конкурентную нишу.
Следует также отметить, что часто, особенно в мультфильмах, нарушается принцип воссоздания истории динозавров (так, взаимо-
действующими показываются виды, чей период существования на Земле различается на миллионы лет). Кроме того, в комедийном мультсериале прошлого века «Флинстоуны», динозавр представлен домашним животным древнего человека, что совершенно искажает научную картину мира. Как уже упоминалось, конкурентным преимуществом динозавра как кинематографического персонажа является, очевидно, синтез его фантастичности, «нездешно-сти», выразительной визуальной фактуры с безоговорочным отнесением к миру науки, демонстрацией торжества научных изысканий. При ключевой роли науки в современном мировоззрении подобные кинокартины сразу приобретают более высокий статус, нежели просто приключенческие, развлекательные или развивающие картины с тем же сюжетом. При этом актуальные научные факты не принимаются в расчет ради удобств сюжета или узнаваемости героев (что, впрочем, лишь демонстрирует давно установленный факт разницы между когнитивной и социальной историями науки).
От Биологии к Истории. Символический подтекст нарративов о динозаврах очевидно превращает биологию (эволюционное развитие видов, их трансформацию, адаптацию, конкуренцию, исчезновение) в историю с ее победами, борьбой, поражениями, драматической волей случая. Так, в фильме «И грянул гром» по мотивам знаменитого одноименного фантастического рассказа Рэя Брэдбери демонстрируется «эффект бабочки», когда охотники на динозавров, перемещающиеся при помощи машины времени, случайно нарушают правило «ничего не менять в прошлом» вне установленного разрешения и, вернувшись обратно в свое время, сталкиваются с радикально изменившимся миром. Здесь важен не только «эффект бабочки», или несимметричность причины и следствия, которая вроде бы оказывается связующей нитью сюжета, но и радикальная значимость Прошлого, причем даже доисторического, когда до появления человека должны были пройти миллионы лет. То есть этот доисторический период в фильме и сознании человека уже становится «прошлым» человечества, присваивается человеком в качестве такового и незримо определяет настоящее и будущее, несмотря на принципиальную отрезанность от человеческого бытия.
Культурная история животных, которым человечество делегировало собственные моральные характеристики, насчитывает тысячелетия. Так, исследователь Марио Рикка обнаруживает образцы такой культурной истории животных уже в античности, сравнивая роли животных персонажей у Эзопа и Гесио-да. «В сказках Эзопа континуум, объединяющий человеческий и животный миры, часто принимает насмешливую позицию, выявляя в животных и их диалогах то, что нельзя было сказать прямо о людях, не совершив политического самоубийства», отмечает Рикка, резюмируя, что у Эзопа решающая роль персонажей-животных - это «раскрытие людей» [Ricca 2018, 597-598]. Эта тема «сказок о животных», которые на самом деле являются историями о людях, довольно активно исследуется в последние десятилетия в гуманитарной науке [Fudge 2005].
Переходя к христианскому средневековому периоду, Рикка отмечает, что «все творение стало картой, с помощью которой люди могли заново открыть для себя истинный порядок», чему способствовали в том числе бе-стиарии (средневековые сборники зоологических статей). Животные в этот период становятся «метафорическими иконами нравственных чувств и поведенческих привычек, функционирующими как образцовые фигуры, которым нужно подражать или которых следует избегать» [Ricca 2018, 602]. Рикка определяет бестиарии как «самоиронические путешествия», которые позволяют людям заново открыть для себя то, кем они являются на самом деле, посредством своих звериных транс-фигураций, потому что они заставляют их смеяться над собой, над настоящим зверством их нынешней жизни [Ricca 2018, 603]. Кроме того, культуролог и писатель Э. Канетти в своей книге «Агония мух» (1994) отмечает следующее: «Мировой прогресс обусловлен тем, что мы оставляем в живых как можно большее количество животных. А те, которые нам не нужны для практических целей, самые важные. Каждый исчезнувший вид животных сделает наше дальнейшее существование менее вероятным. Только в присутствии их форм и голосов мы можем оставаться людьми. Наши метаморфозы исчезают, когда умирает их источник» (цит. по: [Ricca 2018, 603]).
Это интуитивное наблюдение коррелирует с нашими отчаянными попытками присвоения доисторического прошлого с его древними ящерами, включая современные инициативы в области генной инженерии по «воскрешению» вымерших животных. Этой проблемой занимается ряд биотехнологических стартапов, и ей посвящаются междисциплинарные дебаты в научных журналах (например, здесь: [Diehm 2017]). В этом смысле мы продолжаем работать новыми инструментами над старым бестиарием, потому что, как замечает Рикка, «в некотором отношении авторы бестиариев шли по стопам св. Павла, который в своем Послании к римлянам определял животных как детей Божьих, которые как таковые не только принадлежат к порядку творения, но и имеют право на спасение и последующее воскресение» [Ricca 2018, 602].
Похоже, что прогресс генной инженерии ставит перед человечеством убедительный императив воссоздания как истребленных им видов животных, так и «невинно пострадавших», подобно динозаврам. Но самое главное - культурное, семантическое - воскрешение динозавров уже произошло: они плотно вошли в нашу жизнь через визуализацию и анимацию; знакомясь с ними в раннем детстве, главным образом с помощью кинематографа, мы естественным образом начинаем воспринимать их как неотъемлемую часть человеческого бытия.
Что касается поведенческих привычек и иконографии нравственных чувств, кинематографические сюжеты предоставляют нам достаточный материал для размышления. Все реже динозавры ассоциируются с грозными монстрами, истребляющими все на своем пути, и все чаще они выглядят как персонажи, вызывающие сочувствие. Светлана Бойм замечает о современном тренде создания образа динозавров: «Новейшие экспозиции представляют новый тип "чувственного динозавра" - душевного и семейно ориентированного: экспозиции теперь повествуют о яйцах, воспитании детенышей, дилеммах ученых» [Бойм web].
Структурируем главные, на наш взгляд, результаты размышлений о динозаврах и связанных с ними сюжетах в культуре. Очевидно, что их роль носит глобальный, фундамен-
тальный характер, включая имплицитный, подсознательный уровень, характер которого нечасто затрагивается в исследованиях, но который представляет собой важную связь между современной наукой и обществом. Если раньше динозавры ассоциировались со страшной природной (а в ряде фильмов, например «Парке Юрского периода», и надприродной, инженерно-технической) силой, которую человеку предстояло преодолеть, то потом происходит быстрое вплетение их в человеческую историю, семантическая ассимиляция в ее контексте. События и потери доисторического периода начинают представляться важными для нашего собственного будущего. Динозавры как животные, никогда не использовавшиеся в каких-либо практических целях, отличаются чистотой семантической нагрузки, и в контексте идей глобального эволюционизма и постгуманизма человечество охотно делегирует им присущие ему цели и ценности - как семейно-биологического, так и социального характера.
Тема выживания становится ключевой под влиянием, в том числе, современной концепции постгуманизма, который отказывает человеку в каких-либо уникальных атрибутах и рассматривает его как неотъемлемую, и, возможно, не самую главную часть более крупной развивающейся экосистемы [Keeling, Lehman web]. Драматический пример исчезновения динозавров с биологической сцены вновь и вновь возвращает нас к мысли о тотальной зависимости от этой экосистемы, подчеркивая нашу собственную уязвимость.
Упомянув концепцию глобального эволюционизма, отметим, что в ее рамках явления и процессы любой природы (включая перипетии человеческой истории) рассматриваются в контексте единого мирового процесса самоорганизации [Фесенкова (ред.) 1994]. В эти рамки вписывается и «экономический» подход к рассмотрению феномена динозавров: вид биологических существ может интерпретироваться как фирма или корпорация, при этом вымирание видов - это смерть фирм, а их воскрешение - своеобразные антикризисные меры, которыми человечество хотело бы в совершенстве овладеть [Ghiselin 1974]. Капитализм, как известно, развивается через экономические кризисы, а биологическая эволюция, если следовать этой аналогии - через
расставание с видами. Таким образом, ощущение нашей уязвимости очень широко и охватывает не только экзистенциальный, но и «осязаемый» экономический характер.
Светлана Бойм видит смысл рассмотрения культурной истории динозавров в новом вопрошании о сущности ностальгии. Может ли человек ностальгировать по дому, которого у него не было? - спрашивает она. В чем причина того, что веку глобализации сопутствует не менее глобальная эпидемия ностальгии? [Бойм web]. Бойм приходит к выводу, что «ностальгия - это не только влечение к покинутому дому или оставленной родине, но и тоска по другим временам - периоду нашего детства или далекой исторической эпохе». В этом смысле динозавры, как полагает Бойм, «идеальные животные для индустрии ностальгии, потому что их никто не помнит» [Бойм web].
Заключение
Частично соглашаясь с Бойм, отметим некоторые особенности, делающие динозавров «идеальными животными», или существами с чистой семантической нагрузкой. Динозавры и их доисторическое время - идеальны для «ностальгии» не потому, что их никто не помнит; на наш взгляд, эта далекая эпоха царства древних ящеров обладает универсальными и одновременно уникальными характеристиками. Во-первых, динозавры, как животные, никогда не являвшиеся объектом хозяйственных практик, не получили разнообразных и порой противоречивых характеристик в национальных культурах, их символичность зависит от глобальных трендов и заимствует у науки ее условную нейтральность. Во-вторых, древняя эпоха динозавров также универсальна - она не является разделенной по религиозному (встраиваясь в креационистские концепции), национальному или экономическому принципу, не служит площадкой для чьего-то возможного возвышения или поражения. В этом смысле доисторическая эпоха и ее жители образуют единую и мирную человеческую праисторию, уже наполненную ценностями дружбы, сотрудничества и любви благодаря огромному количеству упомянутых кинематографических сюжетов.
Помимо этого, динозавры обладают еще одной парадоксальной характеристикой, действительно соединяющей прошлое, настоящее и будущее: их появление и торжественное воцарение в культурном пространстве всегда было связано с прогрессом науки и технологий. Начиная с палеонтологических открытий сюжеты с динозаврами стали включать в себя идеи перспективных будущих технологий -машины времени, прорывов в генной инженерии. Первая выставка динозавров в Американском музее естественной истории задействовала значимое на тот период промышленное достижение - специальные металлические каркасы; первые динозавры-игрушки производились из нового и популярного тогда материала - пластика. Затем динозавры способствовали продвижению компьютерной графики в киноиндустрию; инновации, предложенные Маккеем при создании первого мультфильма о динозаврах, стали стандартом мультипликации. Упомянутый отечественный мультсериал «Турбозавры» символизирует эту временную конвергентность, представляя динозавров как древних животных, научившихся превращаться в современную технику.
Культурная история динозавров в кинематографе динамична и обнаруживает как подсознательное беспокойство человека, связанное со своей уязвимостью перед природой, так и надежды на спасительные технологии и возможность мирного сосуществования на земле. Кинематограф - не просто перевернутая нами страница средневекового бестиария с ее метафорами и фантазматическими образами, но и возможность изменить ракурс рассмотрения человеческой истории за счет символического включения в нее доисторического прошлого.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Бойм web - Бойм С. Будущее ностальгии // https://
polit.ru/article/2019/08/11/ps_boym Фесенкова (ред.) 1994 - Фесенкова Л.В. (ред.). Глобальный эволюционизм (Философский анализ). М.: ИФ РАН, 1994. Bakker 1968 - Bakker R. T. The Superiority of Dinosaurs
// Discovery. 1968. Vol. 3, №> 2. P. 11-22. Canemaker 2005 - Canemaker J. Winsor McCay: His Life and Art. N. Y.: Harry N. Abrams, 2005. P. 176.
Diehm 2017 - Diehm C. De-Extinction and Deep Questions About Species Conservation // Ethics, Policy and Environment. 2017. Vol. 20 (1). P. 25-28.
Fudge 2005 - Fudge E. Figuring Animals: Essays on Animal Images in Art, Literature, Philosophy, and Popular Culture. N. Y.; L.: Palgrave, 2005.
Ghiselin 1974 - Ghiselin M.T. A Radical Solution to the Species Problem // Systematic Zoology. 1974. Vol. 23, no. 4. P. 536-544.
Glut, Brett-Surman 1997 - GlutD.F., Brett-SurmanM.K. Dinosaurs and the Media // The Complete Dinosaur. Bloomington (IN): Indiana University Press, 1997. P. 675-706.
Keeling, Lehman web - Keeling D., Lehman M. Posthumanism // Oxford Research Encyclopedia of Communication. DOI: https://doi.org/10.1093/ acrefore/9780190228613.013.627
Ricca 2018 - Ricca I. Ironic Animals: Bestiaries, Moral Harmonies, and the 'Ridiculous' Source of Natural Rights // International Journal for the Semiotics of Law - Revue Internationale de Semiotique Juridique. 2018. Vol. 31 (3). P. 595-620.
REFERENCES
Boym S. The Future of Nostalgia. URL: https://polit.ru/ artide/2019/08/11/ps_boym/
Fesenkova L. (ed.) Global Evolutionism (Philosophical Analysis). Moscow, IF RAN, 1994.
Bakker R.T., 1968. The Superiority of Dinosaurs. Discovery, vol. 3, no. 2, pp. 11-22.
Canemaker J., 2005. Winsor McCay: His Life and Art. New York, Harry N. Abrams, p. 176.
Diehm C., 2017. De-Extinction and Deep Questions About Species Conservation. Ethics, Policy and Environment, vol. 20 (1), pp. 25-28.
Fudge E. Figuring Animals: Essays on Animal Images in Art, Literature, Philosophy, and Popular Culture. New York, London, Palgrave, 2005.
Ghiselin M. T., 1974. A Radical Solution to the Species Problem. Systematic Zoology, vol. 23, no. 4, pp. 536-544.
Glut D.F., Brett-Surman M.K., 1997. Dinosaurs and the Media. The Complete Dinosaur. Bloomington (IN), Indiana University Press, pp. 675-706.
Keeling D., Lehman M. Posthumanism. Oxford Research Encyclopedia of Communication. DOI: https:// doi.org/10.1093/acrefore/9780190228613.013.627
Ricca I., 2018. Ironic Animals: Bestiaries, Moral Harmonies, and the 'Ridiculous' Source of Natural Rights. International Journal for the Semiotics of Law - Revue Internationale de Sémiotique Juridique, vol. 31 (3), pp. 595-620.
Information About the Author
Elena Е. Chebotareva, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of the Philosophy of Science and Technology, Saint Petersburg State University, Universitetskaya Emb., 7/9, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1778-4329
Информация об авторе
Елена Эдуардовна Чеботарева, кандидат философских наук, доцент кафедры философии науки и техники, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, 199034 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1778-4329