Научная статья на тему 'Выход России из экономического кризиса затягивается'

Выход России из экономического кризиса затягивается Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4678
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / AN ECONOMIC CRISIS / DEFORMATION OF STRUCTURE OF ECONOMY / COMPETITIVENESS / AN ECONOMY DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальгин В. А.

В статье анализируются причины мирового финансово-экономического кризиса, показывается основная проблема российской экономики - высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Большое внимание уделяется исследованию антикризисных мер, осуществляемых правительством России, высказываются суждения и предлагается ряд мер, реализация которых должна способствовать выходу страны из экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of Overcoming World Financial Crisis by Russia is Drawing Out

The article refers to the reasons of world financial crisis, demonstrates the main problem of Russian Economics its dependance on exsport of natural resourses. The author focuses the attention on studying of anti-recessionary measures taken by Russian government and proposes the measures that can contribute to overcoming the economic crisis.

Текст научной работы на тему «Выход России из экономического кризиса затягивается»

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

УДК 339

Выход России из экономического кризиса затягивается

Мальгин В.А.

Доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономики и экономической теории Казанского государственного финансово-экономического института

В статье анализируются причины мирового финансово-экономического кризиса, показывается основная проблема российской экономики - высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Большое внимание уделяется исследованию антикризисных мер, осуществляемых правительством России, высказываются суждения и предлагается ряд мер, реализация которых должна способствовать выходу страны из экономического кризиса.

Ключевые слова: экономический кризис, деформация структуры экономики, конкурентоспособность, диверсификация экономики.

Россия почти пять лет обеспечивала экономический рост и повышение благосостояния людей. Казалось, что вопрос об устойчивости социально-экономического развития страны как будто утратил актуальность. И дело не ограничивалось цифрами ВВП на душу населения. Доходы действительно росли, и люди с удовольствием ощущали это на себе. Социологические опросы показывали рост качества жизни; одновременно Россия вновь уверенно заявляла о себе в международных делах. Однако, уже во второй половине 2008 года макроэкономическая ситуация в стране стала характеризоваться неустойчивостью динамики основных показателей. Например, в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года промышленность упала на 10,3 %. Но в декабре 2008 года было выпущено продукции на 3,8 % больше, чем в ноябре 2008 года. В целом в 2008 году прирост ВВП оставался достаточно высоким и составил 5,5 % при среднегодовом темпе роста за период 2001-2006 гг. на уровне 106,3 % и 108,7 % в 2007 году.

15

В то же время качественные характеристики роста претерпели кардинальные изменения. Появились новые тенденции в экономической динамике. Так, например, экономический рост в 2008 году определялся одновременно ослаблением внешнего и внутреннего спроса. Снижение мировых цен на сырьевые товары и сокращение мирового спроса, начиная с третьего квартала 2008 года, привело к замедлению роста как физического, так и стоимостного объемов чистого экспорта в ВВП. Одновременно произошло замедление темпов роста инвестиций в основной капитал в 2008 году: 9,8 % против 21,1 % - в 2007. Стало понятно, что «финансовый кризис перерастает в экономический и глобальный, т.е. охватывает все основные экономики мира как развитые, так и развивающиеся» [1, с. 4]. Их экономические и политические перспективы до сих пор остаются весьма туманными. Практически во всех странах мира продолжается падение производства, растет безработица, снижаются доходы населения. Сказать, когда стихия угомонится, толком никто

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

не может. Финансовые воротилы то наперебой пророчат скорый выход банков и компаний из кризиса, то пугают нас дальнейшим падением в пучину денежного апокалипсиса.

Для того, чтобы выстроить четкую логику выхода из экономического кризиса, необходимо, прежде всего, понять его причины и суть. В то же время, как ни странно, на всех «восьмерках», «двадцатках» и других больших встречах вообще не обсуждаются причины нынешнего кризиса. И это не случайно. Если мы поймем причины, автоматически будет ясно, кто является основным виновником. В роли такового никто не хочет выступать.

Наступление мирового финансово-экономического кризиса не было неожиданностью для мирового сообщества. Первые разговоры о глобальных дисбалансах в мировой экономике появились еще в 2005 году. Многие западные экономисты еще тогда указывали на назревающие в бизнесе перекосы. Мировая экономика распадалась как бы на два полюса. Финансовая система не успевала переваривать рост сбережений. В экономике назревали «пузыри», которые со временем могли прорваться. Особенно эти процессы быстро набирали обороты в 2008 году. Всего за несколько месяцев в России, а также в ряде других ведущих стран с формирующимся рынком уверенность в экономическом чуде сменилась ожиданием экономического коллапса.

По имеющимся прогнозам, мировой ВВП упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 %, в Японии дойти до 5,8 %. В большинстве стран мира будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Китае и в Индии. Однако и там они упадут почти в 2 раза по сравнению с предыдущими годами. Не лучше дела обстоят и в России. Здесь ВВП также может упасть более чем на 2 %. В Татарстане, например, предусматривается в 2009 году снижение темпов роста ВВП на 18 % ввиду возможного спада промышленного производства на 23 %, строительства - на 20 %, транспорта и торговли - на 15 %, сельского хозяйства - на 10 %.

Сейчас большое значение имеет глубокое осмысление происходящих процессов, формулирование требования к их мониторингу, опре-16

деление мер, смягчающих остроту кризисных явлений. Важно определить наиболее эффективные подходы, реализация которых позволила бы в более короткие сроки модернизировать российскую экономику. Однако, прежде всего надо ответить на вопрос, а почему финансово-экономический кризис, эпицентр которого находится по ту сторону океана, так сильно захлестнул нашу страну? Ведь еще год назад министр финансов А. Кудрин видел Россию островком стабильности в этом бушующем мире. Нет никакой ясности и в том, почему спад производства у нас куда глубже, чем в США или в странах Еврозоны, а рубль за короткое время стал одной из наиболее обесценивающихся валют. Например, Украина, где нет ни нефти, ни газа, ни валютных резервов, где полностью деморализована политическая система, потеряет по итогам 2009 года 10 % ВВП, а Россия - 8 %. Кризис нас почти уравнял.

Естественно, что Россия не могла остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий. Это просто невозможно. Однако, как показывает практика, экономический кризис ударил по России в каком-то смысле сильнее, чем по другим более развитым странам. Это говорит о том, что в финансово-экономической системе нашей страны были определенные слабости, которые данный кризис выявил. К ним можно отнести следующие: а) деформацию структуры экономики; б) неразвитость ряда рыночных институтов, включая финансовую систему, превалирование в ней «коротких» денег и фактическое отсутствие в рыночных фондах «длинных» денег; в) высокую зависимость экономики от экспорта природных ресурсов; г) недостаточную конкурентоспособность несырьевых секторов экономики; д) быстронарастающую внешнюю задолженность российских компаний и высокую вероятность их неспособности расплатиться по долгам без помощи государства.

Важным моментом, характеризующим разрастание экономического кризиса в России, является и то, что упали цены на основные продукты российского экспорта и исчезли дешевые финансовые ресурсы на мировом рынке. Россия к такому сценарию не была готова. С другой стороны, непонятны и многие антикризисные

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

меры в России. Зачем надо было раздавать гигантские кредитные средства банкам, если до мая ни одной копейки на предприятия так и не поступило. Государство немало сил приложило и для создания наиболее благоприятных условий для олигархических структур. Практически все они получили государственную поддержку, хотя никто из них не продал ни яхт, ни замков на Ривьере, ни личных самолетов. Абрамович, например, получил от государства кредит в 2 миллиарда долларов, а потом купил новый проходческий щит, чтобы строить тоннель от Чукотки до Аляски за 100 миллионов. После этого покупает самую большую яхту в мире под названием «Эклипс» за полмиллиарда.

Основная проблема российской экономики - очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Ключевую роль в экономике продолжает играть нефтяной экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате экономического кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. Производство на многих предприятиях теплится буквально на последнем издыхании. Власти давят на бизнес заявлениями, что увольнять рабочих нельзя. Не решается проблема реструктуризации долгов. На многих предприятиях кризис консервируется. Собственники не закрывают заводы и фабрики лишь в надежде, что правительство даст добро на кардинальное решение проблем в компаниях. Особенно тяжелое положение складывается в тех регионах и городах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Правительство же предлагает свое решение проблем. Главный пункт антикризисной программы - активное кредитование предприятий. Для этого оно выделило 300 миллиардов рублей (сумма может возрасти до 500 миллиардов рублей) на госгарантии по кредитам. Власти рассчитывают, что банки будут расширять кредитные портфели и снижать ставки. В.В. Путин в конце июня 2009 года обратился к руководителям банков с госучастием и предложил уже в июле этого года увеличить кредитование не меньше чем на 150 миллиардов рублей, а до 1 сентября еще на 150 миллиардов рублей. И

до 1 октября оно должно увеличиться в общей сложности на 450-500 миллиардов рублей. Казалось бы, предприятия получат так необходимые финансовые вливания. Однако, к этой затее надо относиться настороженно. Дело в том, что кредиты решают лишь проблему недостатка оборотных средств и инвестиций. Но бизнес будет по-прежнему задыхаться от низкого спроса на товары, раздутых штатов и устаревших технологий. Конечно, предприятия несколько увеличат выпуск продукции, но кому они ее продадут? Это только еще более подтолкнет их к грани банкротства.

Борьба с кризисом зачастую подменяется борьбой с его симптомами. Задача - не допустить выхода недовольных на улицы. На «большой двадцатке» в Италии, как известно, о кризисе только говорили, но никаких мер не приняли. Российское правительство приводит активную социальную политику, но спасение пенсионеров - не борьба с кризисом, это лишь необходимая поддержка наиболее обездоленных слоев общества.

В конце 2008 - начале 2009 года многие компании уже получали финансовую помощь от государства. По некоторым займам уже подошло время их возвращать. А расплачиваться, как правило, нечем. По сравнению с маем 2008, в мае 2009 общая просроченная кредиторская задолженность выросла на 32,4 %. Инвестиции в первом полугодии 2009 года составили 81,2 % от прошлогоднего показателя [2, с. 7]. Это достаточно серьезное падение. Оно говорит о том, что даже когда кризис на Западе пойдет на убыль, российская промышленность еще долго будет нуждаться в ресурсах для ее восстановления. Экономические проблемы покинут бизнес не скоро.

Мы уже близки к тому, что придется принимать экстраординарные меры. Это необходимо для того, чтобы сохранить костяк экономики, не допустить банкротства неконкурентоспособных гигантов. В этих целях, возможно, придется ввести в действие норму о недопущении банкротства. Речь, в данном случае идет о статье 451 Гражданского кодекса РФ, которая официально называется «изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств». Суть ее состоит в том, что не

17

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

способное расплатиться по кредитам предприятие имеет право по решению суда расторгнуть договор или пересмотреть условия кредитования. К примеру, снизить ставку или продлить выплату займа. Однако, как показывает практика, данная норма не работает. Так, например, ссылаясь на статью 451 ГК РФ, Олег Дерипаска добивался у Альфа-банка Михаила Фридмана отсрочки в выплате кредитов. Но суд встал на сторону банкира. До настоящего времени российская фемида не вынесла еще ни одного решения на основе этой статьи.

Экономический кризис показал, что мы наконец-то должны задуматься всерьез о диверсификации экономики. Надо незамедлительно приступить к разработке стратегических планов реальной диверсификации производства, конкретных путей развития отраслей по глубокой переработке сырья и производству готовой продукции [3, с. 80]. В стране есть определенные сдвиги по развитию инновационных отношений, активизации прикладных исследований, однако, по развитию обрабатывающих отраслей, нацеленных на глубокую переработку природных ресурсов страны, сделано совсем мало. А ведь здесь можно получить готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Совершенно непонятно, почему правительство, имея пять лет профицит бюджета и огромный стабилизационный фонд, не развивало финансовые институты и не вкладывало средства в сооружение новых наукоемких производств, на приобретение и развитие новых технологий, обновление основных фондов и т.п. Только таким образом и можно было осуществить диверсификацию экономики.

В последние годы произошло и некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 году расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 27,9 %, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. Это привело к значительному снижению процентной ставки. Они были фактически отрицательными в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. На существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 года оказало влияние снижение цен на нефть с мая прошлого года и ограничение заимствований на внешнем 18

рынке. В 2009 году ожидаются нулевые сальдо текущих операций [4, с. 16].

Слабость нашей финансово-экономической системы, как нами уже подчеркивалось, заключается в том, что в ней всегда было превалирование «коротких» денег и практически отсутствовали в рыночных фондах «длинные» деньги. В то же время в других странах существует целая система рыночных фондов «длинных» денег. К таковым относятся: негосударственные фонды накопительных пенсий; страховые общества; паевые фонды и др. Кроме того, в самих западных банках всегда имеется значительная доля «длинных» денег. В России проблема «длинных» денег явно недооценена. Это приводит к затруднению с приобретением таких активов, как недвижимость, земля и т.п. Когда же для этого используются «короткие» деньги, то проблемы с ликвидностью быстро оборачиваются неплатежеспособностью этой кредитной организации. Она не может быстро реализовать «длинные» активы.

России необходимо сделать все возможное для увеличения очень низкой нормы инвестиций. В настоящее время она составляет всего 20 %, не хватает ни на инфраструктуру, ни на обновление фондов, ни на качественное экономическое развитие. В Казахстане, например, сегодня норма инвестиций составляет около 30 %. В условиях экономического кризиса большинство корпораций в России не в состоянии обслуживать свои долги.

Анализ экономической ситуации говорит о том, что нам надо многое менять. Но этому оказывают серьезные противодействия клановые интересы, колоссальная коррупция, кадровый застой. Мы уже много лет говорили о возрождении авиационной промышленности, а строили всего 7-8 лайнеров в год и т.п.

Российскими властями, как известно, была разработана и реализуется «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год». На первом этапе были приняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставлены значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. В условиях экономического кризиса, когда увеличился отток капитала и снизились экспортные доходы, важно

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

было принять эффективные меры по защите национальной валюты. Правительству удалось предотвратить неуправляемую девальвацию. Снижение национальной валюты осуществлялось плавно. Это дало возможность экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям. В настоящее время среди экономистов идет активная дискуссия о необходимости новой девальвации рубля. Этого очень хочет Минфин. При таком сценарии резервного фонда Минфина (сейчас он составляет около 100 миллиардов долларов) хватит уже не до начала следующего года, а года на полтора или два. С этим не согласен Центральный банк, боясь остаться «крайним». С другой стороны, это существенно усугубит состояние банковской системы.

Политика Центрального банка России не способствует более быстрому и эффективному выходу страны из экономического кризиса. Девальвацию рубля необходимо осуществить еще до того, как закончится Резервный фонд. В противном случае в стране не окажется денег для финансирования дефицитов региональных бюджетов. В регионах не будет средств для выплаты заработанной платы учителям, врачам, остановится общественный транспорт и т.д. В такой ситуации государство вынуждено будет прибегнуть к эмиссии денег, что чревато новым всплеском инфляции. Кроме того, «лишние» деньги быстро пойдут на валютный рынок. Если результатом второй дефляционной волны в США будет резкое падение цены на нефть, то Минфин, видимо, сделает все возможное для проведения девальвации в начале осени.

Экономический кризис совершенно по-новому ставит и проблему взаимодействия власти и бизнеса. Государство обязано оказать помощь бизнесу, но и бизнес должен быть более ответственен. Расходы федерального бюджета по разделу «национальная экономика» в 2009 году увеличиваются на 70 % и составят рекордную для страны сумму - триллион 733 миллиарда рублей (в 2008 г. это был один триллион). На гарантии по кредитам, дополнительную капитализацию и поддержку экспорта направлено 500 миллиардов. Правительство России в соответствии с антикризисной программой предлагает гарантии по кредитам для 295 системообразующих организаций. Эти средства направлены

на сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, на повышение финансовой устойчивости национальной финансовой системы.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, отсутствия ясного представления о длительности кризиса акцент необходимо сделать, в первую очередь, на доведение масштабов инфраструктуры до уровня, соответствующего текущим потребностям. Однако помощь государства не должна подменять ответственность самого бизнеса. Основными критериями должны быть не размеры предприятия или число занятых, а его эффективность, способность привлекать ресурсы, обслуживать долги, реализовывать программы реструктуризации. Это позволит избежать поддержки крупных, но не эффективных предприятий. Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем. Бизнесу нужно брать на себя ответственность и работать более эффективно.

Безусловно, принимаемые государством антикризисные меры должны оказать положительное влияние на развитие и укрепление его устойчивости. Однако этого недостаточно. Настоящей гарантией по кредитам могла бы быть четко заявленная программа - ориентир для банков - направление государственных средств в секторы конечного спроса с детальным контролем их целевого использования. При этом, как показывает анализ, стимулирование внутреннего спроса (инвестиционного, потребительского) ограничено всего 2-3 отраслями (жилищное строительство, производство продуктов питания, автопром). Вливание государственных средств в эти отрасли способно дать мультиэффект. Однако это может произойти лишь при условии, что жилье, отечественные продукты и автомобили будет кому и на что покупать. А это означает, что надо сделать все возможное для сохранения рабочих мест и хотя бы близкого к докризисному уровня доходов населения. По данным Росстата, в июне 2009 года количество безработных составило 6,3 миллиона человек, снизившись по сравнению с маем сразу на 191 тысячу. Однако, не все знают, что Росстат относит к безработным лишь тех, у кого нет вообще никаких источников доходов - ни ле-

19

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

гальных, ни «неформальных», ни постоянных, ни временных. Летом численность таких людей неизменно снижается, а осенью вновь увеличивается.

Решению этих непростых задач должно послужить снижение налоговой нагрузки для всех предприятий в 2009 году. Например, налог на прибыль снижен до 20 %. Те хозяйствующие субъекты, которые инвестировали средства в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации и т.п. Снижение налоговой нагрузки предприятий позволит оставить значительные средства в реальном секторе, и во многих случаях отпадет нужда сворачивать перспективные производства и увольнять рабочих. Однако, следует понимать, что антикризисные возможности налоговобюджетной политики объективно ограничены. По оценке Минфина РФ, в 2009 году экономика в рамках налоговобюджетных мер получит лишь немногим больше 2 триллионов рублей [5, с. 21].

В качестве фундаментального принципа антикризисного регулирования должна быть не накачка предприятий государственными деньгами, а, по возможности, оставление средств хозяйствующим субъектам и не перераспределение их через бюджетную систему. Дело в том, что, с одной стороны, мы признаем, что финансовая система у нас слабая, не отстроенная, а с другой - через эту систему пытаемся обеспечить часть предприятий ликвидностью.

Кризисы отрезвляют, поэтому есть надежда, что в российской политике появится понимание «коридора возможностей», возобладает более рациональный подход. Состояние бюджета, банков и промышленности по-прежнему зависит от цен на нефть. По сути, рубль - это бумажная версия «черного золота». Но власти не предпринимают ничего, чтобы снять страну с нефтяной иглы. В этом случае кризис не позволит обновить экономику. Нам же необходимо не только как можно быстрее выйти из кризисной ситуации, но и продолжить курс на формирование инновационной экономики. Кризис, кстати, во всем мире ассоциируют с поиском конкурентоспособных технологий, а в России на многих ключевых предприятиях, в том числе и государственных, при определении приоритетов в первую очередь идет отказ от затрат на пере-20

вооружение, НИОКР, переподготовку кадров. Приблизительно также ведет себя и бюджет.

В настоящее время доля промышленности предприятий, осуществляющих разработку и внедрение новых технологий, едва достигла у нас 10 %. Внешняя торговля, главным образом, сырьём составляет 40 % российского ВВП. В условиях мирового экономического кризиса спрос на сырье первого передела, включая нефть и металлы, упал. Без изменения структуры производства отсутствует возможность найти выход из такой ситуации. А это означает, что в кризисный период мы будем плестись во втором эшелоне стран, экономика которых после окончания кризиса будет развиваться на новом технико-технологическом уровне. Практика рыночной экономики это давно уже доказала.

Анализ кризисной ситуации в регионах говорит о том, что кризис имеет характер центропериферийной диффузии. Его распространение переходит от центров и регионов, наиболее связанных с глобальной экономикой, к периферийным территориям, слабо включенным в глобальные обмены. Для России характерна высокая пространственная концентрация экспортных отраслей и отраслей инвестиционного цикла. Это также относится и к банковскому сектору. Поэтому экономический кризис затрагивает регионы в разной степени. Татарстан, например, является одним из наиболее развитых промышленных регионов страны. Он имеет развитые экономические связи со многими странами мира и поэтому сильнее, чем другие субъекты федерации, ощутил на себе влияние мирового экономического кризиса. Об этом хорошо говорят следующие цифры. Только в декабре 2008 года спад производства на бюджетообразующих предприятиях составил 22 %, снижение индекса промышленного производства от прогноза составило за 2008 год 3,5-3,8 %. Внешнеторговый оборот республики в зоне деятельности татарстанской таможни уменьшился в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1 миллиард 301 миллион долларов. Экспорт товаров сократился на 50 %, а импорт почти на 32 %. Растет численность работающих на предприятиях, отправленных в административный отпуск, либо переведенных на неполное рабо-

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

чее время. В машиностроении первыми пострадали производители грузовых автомобилей, производство которых локализовано в Набережных Челнах.

Все это потребовало принятия неотложных мер по стабилизации в экономике и на рынке труда. Основными способами достижения поставленной цели являются: а) стимулирование внутреннего спроса и государственная поддержка реального сектора экономики; б) снижение напряженности на рынке труда, содействие эффективной занятости; в) выполнение социальных обязательств Правительства республики, оказание мер социальной поддержки; г) помощь малому бизнесу; д) оптимизация бюджетных расходов.

Итоги работы экономики республики за первое полугодие 2009 года говорят о том, что этот год будет нелегким. Уже сформировались определенные тенденции сокращения объемов производства и налоговых поступлений в бюджет. В 2009 году ожидается сокращение доходов консолидированного бюджета республики на 25-30 %. Это создаст дополнительные трудности с сохранением в должном объеме всей социальной сферы и поставит под угрозу выполнение текущих социальных обязательств перед населением. Особо пристального внимания требует к себе ситуация на рынке труда. Всего для реализации антикризисных мер региона потребуется бюджетных финансовых ресурсов в сумме 42,4 миллиарда рублей, в том числе из консолидированного бюджета РФ - 30,5 миллиардов рублей.

В целом по стране, как показывают итоги восьми месяцев 2009 года, негативное влияние экономического кризиса на российскую экономику не ослабевает. Вместе с тем, по данным Министерства экономического развития РФ, начали пробиваться ростки позитива. Во-первых, падение могло быть еще больше. Сгладить кризис помогла, в первую очередь, сравнительно дорогая нефть. Если в бюджет заложили цифру в $ 41 за баррель, то сейчас бочка «черного золота» стоит более $ 70. Во-вторых, в июне впервые после октября прошлого года наметился рост экономики - 0,1 %. Однако рост ВВП на 0,1 % - это несерьезно и находится в пределах статистической погрешности - считают многие

экономисты. Тревожным показателем остается снижение оборотов розничной торговли. А это значит, что экономика лишается своего важнейшего стимула - люди все меньше и меньше покупают. До кризиса двигателем роста были строительство, розничная торговля и финансовый сектор. Эти отрасли до сих пор находятся в плачевном состоянии. Падение темпов строительства в первом полугодии составило 19,3 %. Почти все частные объекты сегодня заморожены, и жилье возводится лишь по государственному заказу. В июне количество сданного жилья уменьшилось сразу на 13 %.

Исходя из проведенного анализа, говорить о том, что экономика выходит из ямы, пока преждевременно. Пресловутого «дна кризиса» мы, очевидно, достигнем к концу года. Однако, неизвестно, сколько нам с такой экономикой придется ползти по этому дну. Надеяться на восстановление российского экономического потенциала в ближайшие 2-3 года не стоит. Это объясняется тем, что экономика страны ориентирована в лучшем случае на переработку сырья в полуфабрикаты, а в худшем - на поставку полезных ископаемых за границу в «сыром виде». В России практически отсутствуют отрасли промышленности, которые бы были завязаны на внутренний рынок. Крупные города, например, на 75 % обеспечиваются продовольствием по импорту. Фармацевтическая промышленность обеспечивает население лекарствами всего лишь на 30 %. Совершенно неразвитой остается легкая промышленность. Например, 90 % обуви поставляется из-за рубежа и т.д.

Таким образом, мировой кризис еще не закончился и потребует немало сил и средств для преодоления. Нужны неординарные решения со стороны как государства, так и регионов по мобилизации всего общества на создание условий для осуществления коренных структурных реформ, уменьшения зависимости российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира.

21

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Экономика

Литература:

1. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. - 2009. - № 2. - С. 4-23.

2. Московский комсомолец. 2009. - 29.07-5.08. - С. 7.

3. Аганбегян А. Об уроках сегодняшнего финансово-экономического кризиса(субъектив-

ные и, вероятно, преждевременные заметки) // Экономическая политика. - 2008. - № 6.

- С. 69-87.

4. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 16-20.

5. Экономический кризис в России: экспертный взгляд // Вопросы экономики. - 2009. - № 4.

- С. 21-25.

The Process of Overcoming World Financial Crisis by Russia is Drawing Out

V. Malgin

The Kazan State Finance and Economics Institute

The article refers to the reasons of worldfinancial crisis, demonstrates the main problem of Russian Economics - its dependance on exsport of natural resourses. The author focuses the attention on studying of anti-recessionary measures taken by Russian government and proposes the measures that can contribute to overcoming the economic crisis.

Keywords: an economic crisis, deformation of structure of economy, competitiveness, an economy diversification.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.