Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты преодоления экономического кризиса в России'

Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты преодоления экономического кризиса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА / ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Е.В.

Статья посвящена актуальным проблемам преодоления последствий мирового экономического кризиса в России, новым реалиям социально-экономического положения в стране, регионах России, перспективам выхода из кризиса и выхода на траекторию устойчивого экономического развития. Речь идет и о двойственной природе экономических кризисов, об изменении роли государств в посткризисном экономическом периоде, ближайших и долгосрочных перспективах выхода из кризиса для разных стран, в первую очередь для России. Рассматриваются антикризисные меры Правительства РФ в бюджетной, налоговой, денежно-кредитной сферах, актуальные социальные вопросы. В статье дается аналитический обзор позиций ряда известных экспертов, собственная позиция автора о причинах, последствиях и проблемах преодоления кризиса в России, необходимых методах государственного регулирования, обширный статистический материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты преодоления экономического кризиса в России»

Мировой кризис

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ

Е.В. ПОНОМАРЕНКО, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой политэкономии Российский университет дружбы народов

Статья посвящена актуальным проблемам преодоления последствий мирового экономического кризиса в России, новым реалиям социально-экономического положения в стране, регионах России, перспективам выхода из кризиса и выхода на траекторию устойчивого экономического развития. Речь идет и о двойственной природе экономических кризисов, об изменении роли государств в посткризисном экономическом периоде, ближайших и долгосрочных перспективах выхода из кризиса для разных стран, в первую очередь - для России. Рассматриваются антикризисные меры Правительства РФ в бюджетной, налоговой, денежно-кредитной сферах, актуальные социальные вопросы. В статье дается аналитический обзор позиций ряда известных экспертов, собственная позиция автора о причинах, последствиях и проблемах преодоления кризиса в России, необходимых методах государственного регулирования, обширный статистический материал.

Ключевые слова: экономический кризис, причины и последствия кризиса, перспективы выхода из кризиса, антикризисные меры, инновационное развитие, бюджет, банковская система, государственные активы.

Концепция 2020 и коррективы, вносимые мировым экономическим кризисом

В 2008 г. в России, наконец-то, появилась долгосрочная стратегия и программа развития на 10—15 лет, где обозначены не только амбициозные задачи вхождения страны в тройку-пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира, но и пути достижения поставленных целей, получившая название Концепция 2020. В том же 2008 г. разразился мировой экономический кризис, приведший к стагнации экономики США и Западной Европы, замедлилось движение российской экономики.

Завершающий этап подготовки Концепции 2020 не был благоприятен для точных прогнозов: к осени волны мирового экономического кризиса достигли экономических границ России, вовлекая страну в рецессию. Однако разум преобладал и было признано очевидным, что в условиях мирового финансового и экономического кризиса, в условиях неопределенности наличие долгосрочной стратегии развития страны становится крайне актуальным. Вместе с тем, принятие политического решения о переходе на инновационный путь развития вовсе не означает его автоматического выполнения. Самыми острыми остаются проблемы эффективных методов перехода с инерционного на инновационный путь развития, от решения которых зависят реальные перспективы развития страны на последующие десятилетия.

В настоящее время российское государство предпринимает существенные усилия для нивелирования тяжелых последствий масштабного кризиса, однако смогут ли антикризисные меры Правительства РФ стать первым этапом необходимых реформ для выхода на инновационный путь развития страны?

Пагубные последствия экономического кризиса в настоящее время очевидны: по оценке Минэкономразвития России, в январе 2009 г. ВВП РФ понизился по сравнению с январем 2008 г. на 8,8 %. Минэкономразвития России ожидает, что ВВП в 2009 г. понизится на 2,2 % вместо ранее ожидавшегося снижения на 0,2%, по оптимистичным прогнозам предполагается его нулевой прирост. Падение промышленного производства в текущем году составит 7,4%. Такого глубокого падения россий-

екая экономика не переживала более десяти лет — похожая ситуация была только в конце 1998 г., когда объем ВВП снизился почти на 9 %1.

Состояние в реальном секторе. За ноябрь-декабрь 2008 г., согласно официальным данным, промышленное производство в России снизилось на 22,1 %. В январе многие крупные российские предприятия проработали всего несколько дней, спад составил около 16 %.

Российская экономика ощутила резкое сокращение спроса на производимые товары на внешнем рынке. По цепочке произошло падение производства. Заместить внутренним спросом такие объемы производства крайне сложно.

Безработица, по оценкам Российского статистического агентства, достигла более 7 % от активного населения. Во многих компаниях первоочередными стали меры по повышению эффективности, сокращению расходов не только в форме сокращения числа занятых, но и в виде роста частичной занятости, отпусков по инициативе администраций.

Банковский сектор России еще до финансового кризиса характеризовался недостаточной степенью капитализации, что не позволяло ему осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских предприятий. Это привело к тому, что как для российского финансового рынка, так и для российских предприятий характерна высокая зависимость от внешнего финансирования.

На 01.10.2008 внешний долг российских банков и предприятий, за исключением участия в капитале, составлял 497,8 млрддолл.2. Чистый оттокчаст-ного капитала из России за 2008 г. составил 130 млрд долл.3. В таких условиях уход зарубежных инвесторов с российского рынка не мог не спровоцировать кризис ликвидности в банковском секторе нашей страны. А повышение ставок на мировом финансовом рынке и ограничение кредитования заемщиков из развивающихся стран привело к существенному удорожанию заемных средств крупнейших банков России и вызвало кризис рынка межбанковского кредитования.

По данным Центрального банка РФ, в октябре 2008 г. объем международных резервов страны составлял около 556 млрддолл. Затем, всего за два последующих месяца, золотовалютные резервы уменьшились на 20 % — пятую часть всех запасов.

!иКЬ: http://www.finiz.ru/economic/articlel253306

2URL:http://www.cbr.ru/statistics.

3 Банковская система России в условиях мирового экономи-

ческого кризиса // ВестникАРБ. 2009. № 4.

Это связано, в первую очередь, с поддержанием курса рубля. В феврале 2009 г. объем международных резервов страны составил уже 387 млрд долл. Такое изменение золотовалютных резервов привело к снижению денежного предложения в экономике (за 2008 г. его прирост составил всего 1,7 % против 47,5 % за 2007г.4). Это стало причиной замедления темпов кредитования банками предприятий и предпринимателей.

Федеральный бюджет 2009г. был принят исходя из нереальных параметров, когда кризис уже разразился в полную силу: инфляции — 8,5 %; курса рубля — 24,7 руб. за доллар; роста ВВП — 6 %; цены на нефть — 95 долл. за баррель, профицит бюджета должен был составить 3,7 % ВВП. Государственная Дума такой бюджет приняла, но когда Совет Федерации его одобрил, нефть уже стоила 50 долл. за баррель, и стало очевидным, что бюджет невыполним и его надо принимать заново.

За основу расчета уточненного бюджета 2009 г. взята среднегодовая цена нефти в 41 долл. за баррель вместо 95 долл., как планировалось ранее. Итоги исполнения федерального бюджета за январь текущего года не радуют: только Федеральная таможенная служба показала снижение таможенных сборов почти на треть по сравнению с январем 2008г.5. Низкие таможенные сборы обеспечены плохой нефтяной конъюнктурой, российско-украинской газовой войной, падением цен на металлы, девальвацией рубля, ростом процентных ставок по кредитам.

Проблемы с исполнением бюджета прогнозировались Минфином России, сократившим на первый квартал этого года несоциальные расходы бюджета на 15%. Однако, исходя из динамики налоговых поступлений предыдущих месяцев, углубляющегося спада в промышленности и уменьшения таможенных платежей, снижение доходов бюджета по итогам первого квартала составит не менее 20 %.

Экономика нуждается в инвестициях, однако кризис вносит свои коррективы.

Для прогнозного анализа финансовых потоков в экономику важна динамика структуры использования ВВП. Его структура по расходам включает четыре составляющие: расходы домашних хозяйств, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт. Данные по структуре использо-

4 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и2011гг.»,с.5. 5URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1112627.

Структура использования ВВП России в 2000 — 2007гг., %

Структура ВВП 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2007 г.

Расходы домашних хозяйств 46,4 51,3 50,1 48,6 48,7

Государственные закупки 14,9 17,7 16,8 17,1 17,8

Инвестиции 18,6 20,1 20,9 21,5 24,7

Чистый экспорт 20,1 10,9 12,2 12,8 8,8

Источник: данные Росстата.

вания ВВП России в 2000-2007 гг. представлены в таблице, в которой показано, что в предкризисный период расходы домашних хозяйств, инвестиции и государственные расходы постоянно росли, хотя и разными темпами.

В 2009 г. расходы российских домашних хозяйств по причинам, связанным с углублением кризиса, очевидно, снизятся, причем оценки падения колеблются от 5 до 15 %. Инвестиции, по прогнозам, будут невысокими — иностранный капитал в конце прошлого и начале нынешнего года уходил из страны6, а внутренние инвесторы предпочитают не рисковать; чистый экспорт уже в январе 2009 г. стал отрицательным, и вся надежда в прогнозах ВВП возлагается на рост государственных расходов. Таким образом, вопросы о государственных расходах, бюджетной и налоговой политике становятся ключевыми.

Двойственная природа экономического кризиса

Признавая, что экономика развивается циклически, необходимо рассматривать кризис как деструктивный процесс разрушения, с одной стороны, но с другой — как возможность обновления. Необходимо исходить из того, что кризис — это не только проблемы, негативные тенденции, но и мощный созидательный потенциал, это возможность исправить недостатки, проанализировав, что было не так. Кризис может выступить катализатором структурной перестройки экономики, это время для развития инфраструктурных проектов, поскольку сжатие внешнего спроса перекладывает нагрузку на внутренний спрос, в том числе активизируется роль государства по поддержанию спроса.

Принятый долгосрочный план развития страны до 2020г., по мнению авторов, не ограничивает политику Правительства РФ в краткосрочном периоде, которая направлена сейчас на минимизацию

6 Иностранные инвестиции в 2008 г. сократились на 14,2% против роста в 2,2 раза в 2007г. См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010и2011 годов», с. 3.

потерь от мирового финансового кризиса. Однако, очевидно, что принятие оперативных решений по стабилизации российской финансовой системы, реального сектора, регионального развития должно учитывать и долгосрочные приоритеты. В настоящее время в различных секторах экономики, социальной сферы в абсолютном большинстве регионов России уже принимаются решения с перспективой на 10 — 20 лет. Наличие долгосрочной стратегии позволяет избежать многих противоречий, согласовывать принимаемые решения. Таким образом, Концепция 2020 может стать ключевым элементом стратегического управления развитием экономики и социальной сферы страны.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство РФ декларирует намерения с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажений в мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу планируется обеспечить и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере послекризисного восстановления.

Смогут ли антикризисные меры Правительства РФ стать первым этапом необходимых реформ для выхода на инновационный путь развития страны?

Ответ на этот вопрос может быть положительным, если будут реализованы эффективные институциональные изменения. В чем же они состоят?

Меры, предпринимаемые органами государственной власти и управления в России, во многом схожи с теми, которые предпринимают правительства развитых стран для преодоления последствий кризиса, однако есть и такие, которые прямо противоположны общепринятым. В первом случае речь идет о программе мер государственной поддержки банковского и реального секторов из средств, накопленных в предшествующий период, о сдерживании безработицы, в противовес общим

мерам следует рост ставки рефинансирования.

Основным документом по антикризисной поддержке различных секторов экономики является План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (утв. Председателем Правительства РФ 06.11.2008 № 4863п-П13).

План содержит 55 мероприятий, на конец февраля 2009 г. было выполнено 37 из них, в том числе: принято 17 федеральных законов, свыше 30 постановлений и ряд распоряжений Правительства РФ.

Большинство из них представляет традиционный антикризисный посткейнсианский набор мер в денежно-кредитной сфере (поддержание курса национальной валюты, рефинансирование Внешэкономбанком заимствований российских компаний в зарубежных банках, субсидирование процентных ставок, предоставление отсрочек и рассрочек) и в бюджетно-налоговой (протекционизм в отношении реального сектора, торговли, сокращение части бюджетных расходов, снижение налоговых ставок и закрепление благоприятных режимов налогообложения ряда налогов, стимулирование строительства и инфраструктурных проектов, связанных с поддержанием занятости и ростом спроса, расширением масштабов общественных работ и т.п.), направленных на противодействие экономическому кризису.

Для организации постоянного контроля за реализацией принятых решений, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и других отраслях экономики, образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики [1]. Решением данной комиссии утвержден перечень системообразующих организаций для оказания поддержки предприятиям реального сектора. В состав перечня включены 295 организаций и создана рабочая группа по мониторингу их финансово-экономического состояния.

В марте предложена Антикризисная программа Правительства РФ на 2009г., в которой заявлены семь приоритетов, в том числе: усиление социальной защиты населения, сохранение промышленного и технологического потенциала будущего роста. Отмечено, что кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Главная модернизационная задача — смена сложившейся модели экономического роста: вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному.

В условиях кризиса делается ставка на стимулирование спроса. Основой восстановления временно станет внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль.

Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство РФ предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок. Обеспечит поступление в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор.

Заявлено, что Правительство РФ и Центральный Банк РФ будут придерживаться ответственной макроэкономической политики. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции.

По каждому из семи выделенных приоритетов разработан набор конкретных мер и прописано их ресурсное обеспечение. Согласование общенациональных программ с отраслевыми, а также стратегиями социально-экономического регионального развития становится, на взгляд авторов, определяющим.

Первые результаты принятых мер. Валовый внутренний продукт в 2008 г. составил 41,540 трлн руб., темп его роста — 105,6 % к 2007 г. В 2009 г. ожидается в лучшем случае его нулевой прирост.

В условиях кризиса ключевую роль будет продолжать играть бюджетная политика. В условиях падения прогнозируемых доходов федерального бюджета на четверть по сравнению с 2008 г. планируемые расходы выше уровня расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. Основное — усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест. При снижении доходов федерального бюджета до 6,7 трлн руб. его расходы по уточненному варианту составят 9,7 трлн руб. при дефиците в 3 трлн руб., или 7,4% ВВП.

Новый федеральный бюджет разработан на один год — 2009 г. и представлен на утверждение Федеральному Собранию исходя из сложившихся макроэкономических реалий — среднегодовой прогнозной цены на нефть в 41 долл. вместо 95 долл.,

нулевого прироста ВВП, дефиците федерального бюджета.

Финансовые ресурсы в антикризисной программе Правительства РФ в 2009г. составляют свыше 3,7 трлн руб., или 9,2% к ВВП, в том числе: средства федерального бюджета — 1,61 трлн руб. на поддержку финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики, мер социальной политики, поддержку банковской системы, системы государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, медицинского страхования, социального страхования), региональных бюджетов; предоставление бюджетных кредитов и гарантий на сумму 0,45 трлн руб.; меры налоговой политики оцениваются в 900 млрд руб., средства Банка России на обеспечение ликвидности банковской системы — 500 млрд руб., Фонда национального благосостояния — еще 255 млрд руб.

Приняты и вступили в силу изменения в налоговой системе.

1) с января 2009 г. снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 % за счет доли, поступающей в федеральный бюджет (с 6,5 до 2,5 %);

2) субъектам РФ предоставлено право снижать наЮ %(с15до5 %) ставку налога на прибыль для малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения;

3) разрешено единовременное списание от 10 до 30 % стоимости приобретенного имущества на затраты при условии его эксплуатации не менее 5 лет;

4) изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, т. е его уплата исходя из фактической прибыли, а не прогнозной величины.

Согласно статистическим данным, на 500 крупнейших компаний России приходится около 81 % всей прибыли, которую получает национальный бизнес7, поэтому на президиуме Государственного совета РФ, посвященного повышению эффективности мер поддержки реального сектора экономики в феврале 2009 г., было заявлено о необходимости «запуска механизмов» поддержки системообразующих предприятий на региональном и муниципальном уровнях, а также реструктуризации сети региональных учреждений, в том числе — переводе части таких учреждений из государственных в автономные. Другим важным направлением противодействия названа реализация мер по энергосбережению в бюджетном секторе и модернизация коммунальной инфраструктуры.

Поддержка строительного сектора и инфраструктурных проектов в части выполнения в

7Финанс. 2008. № 36. ФИНАНС-500.иКЬ: Шр:Л%^йпап8-mag.ru/94052.

полном объеме программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья является классической антикризисной мерой повышения государственного спроса, не раз доказавшей высокий экономический и социальный эффект.

Что касается мер денежно-кредитной политики, они направлены на поддержание курса национальной валюты, банковского и ряда отраслей реального сектора. Взят курс на пополнение ликвидности финансовой системы, предпринимается попытка через банки активно кредитовать компании реального сектора.

Банковская система. В феврале 2009 г. было объявлено о докапитализации некоторых российских банков на общую сумму в 1,2 трлн руб. (Сбербанку — 500 млрд руб., ВТБ — 200 млрд, ВЭБ — 100 млрд руб). Оставшиеся 400 млрд руб. уйдут на помощь частным банкам. Реализовано решение о дополнительной капитализации ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг»: из средств федерального бюджета им направлено на увеличение уставного капитала 45 и 25 млрд руб., соответственно, на кредитование предприятий АПК, а также приобретение и передачу по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники.

Однако наряду с общемировыми методами антикризисного регулирования по поддержке банковской системы в России используются и другие. Так, в противовес общей тенденции осуществляется повышение ставки рефинансирования Банком России. Если все страны Европы, США, Япония снизили процентные ставки до минимального уровня в целях стимулирования спроса, роста банковского кредитования, то в России наоборот — с начала кризиса Банк России поднял ставку на 2 %, теперь онаравна 13 %.

Это означает, что при сокращении доступа к внешним источникам кредитования внутренние источники становятся дороже: ставки по кредитам для физических лиц колеблются в диапазоне 16 — 20%, адля предприятий — 13 — 24%. Финансовые ресурсы по такой цене становятся недоступными для экономических агентов, и они, следовательно, сворачивают экономическую деятельность.

С другой стороны, Правительством РФ и Банком России было принято решение о применении к банкам, которые столкнулись с финансовыми трудностями, не процедуры банкротства (рыночной меры), а других мер, более щадящих, таких как санация, присоединение, слияние и реорганизация.

Для современной структуры банковского сектора России характерно большое количество небольших банков как по объему активов, так и по величине капитала. На 01.12. 2008 всего в реестре российских банков насчитывалось 1 228 банков. При этом на долю 200 крупнейших банков приходилось 93% совокупных активов банковского сектора и около 87 % собственного капитала. При этом 44 % совокупных активов и 45 % собственного капитала приходилось на 5 крупнейших банков страны8.

В период кризиса государство решило использовать сложившуюся ситуацию для консолидации банковского сектора. Как считают эксперты, вместо добровольной консолидации кредитных организаций на основе рыночных законов сделан упор на принудительную скупку банков ограниченным числом «покупателей». В результате происходит не реформирование банковской системы, а ее частичное огосударствление9. Насколько такой подход окажется эффективным — покажет время.

Сейчас отбором стратегических инвесторов для банков-банкротов занимается Агентство по страхованию вкладов. Преимущественно покупателями являются либо государственные структуры, либо структуры с государственным участием. О сделках, которые проходили бы без участия государства, пока не известно10.

Самым актуальным остается вопрос о целевом и эффективном расходовании выделяемых государственных ресурсов. Каков же механизм контроля за эффективностью крупномасштабной государственной помощи финансовому сектору?

Для контроля за результативностью выделяемых средств на поддержку финансовой системы РФ принят федеральный закон [2], а также нормативные акты Банка России [3].

Суть данных документов состоит в том, что ими устанавливаются требования к служащим Банка России, которые назначаются уполномоченными представителями в кредитные организации, получающие государственную поддержку, участвуют в заседаниях органов управления данных организаций при принятии решений по вопросам кредитования, управления их пассивами и активами; получают информацию о намерении осуществить сделку и могут делать запросы по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления

8 URL:http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_ex.pdf.

9 Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса // ВестникАРБ. 2009. №4.

10 Сошина В. Покупатели банков // Банковское обозрение.

2008.иКЬ:Шр://Ьо.Ьас.ги/2008/12/ае8Ьето.Ь1;т.

активами и пассивами, размерам вознаграждений и т.п.

Таким образом, усиливается контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки. Контроль будет осуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации.

Сумеет ли Правительство РФ реализовать эффективный институт контроля — покажут результаты полугодия и итоги 2009 г. Однако уже сейчас очевидно, что данная проблема становится центральной во всех странах, использующих антикризисные меры и что многократно возрастает роль государственного финансового контроля в целом, его федеральных и региональных институтов. Ярким примером стало принятие американским Конгрессом специального закона о 90%-ном налоговом обложении премиальных бонусовых выплат топ-менеджерам компаний, получивших государственную антикризисную помощь, похожие решения принимаются и в странах ЕС.

Что касается борьбы с инфляцией, Банк России намерен бороться с ней за счет сокращения объемов рефинансирования банковской системы. Эмиссия на покрытие дефицита бюджета в 2009 г. может составить 2,7 трлн руб. Однако это не должно сказаться на инфляции, поскольку на эту же сумму Банк России сократит сумму рефинансирования банковской системы11.

Таким образом, антикризисные меры, проводимые в России государством, основной акцент делают на увеличение предложения денег, сохранение доверия физических лиц к национальным банкам (увеличение суммы гарантии по вкладам до 700тыс. руб.), на частичное решение проблемы рефинансирования внешнего долга крупнейших российских компаний и банков, а также выполнение бюджетной системой (государственными расходами) основных амортизаторов кризисных явлений в экономике.

Что же дальше?

Механизм государственной поддержки фондового рынка состоит в следующем. Один из главных инструментов — это покупка акций определенных

11 По словам первого зампреда ЦБ РФ А. Улюкаева, не стоит преувеличивать значение рефинансирования банков со стороны ЦБ, поскольку его доля в пассивах банков не превышает 20 %. См.: URL: htth//www.cbr.ru/hd - base//.

компаний. При этом действия, направленные на поддержку фондового рынка, могут вылиться в национализацию рыночных активов. До недавнего времени шел обратный процесс: состоялись IPO Сбербанка, ВТБ, Роснефти. Доля рыночного сектора увеличивалась, и направления развития, по мнению специалистов, были выбраны верно. Однако сегодня рынок хочет получить от государства ресурсы, а не наоборот.

На примере многих других стран можно видеть, что в кризисные моменты государство приобретает активы тех или иных проблемных компаний, затем происходит их оздоровление, реструктуризация и последующая приватизация. Именно государство берет на себя роль кризисного управляющего. Других рецептов ни экономическая теория, ни практика рыночного хозяйствования не дают. По различным экспертным оценкам, на сегодня в России к государству перешло от 40 до 50% рыночных активов как банковских, так и реального сектора.

Что будет с этими активами дальше? Ведь до сих пор важнейшей задачей у многих стран была цель не остановиться посередине, а оздоровив активы, вернуть их на рынок, не оставляя в государственной собственности.

Как поступят сейчас государства, в том числе российское: вернут ли рынкам утраченное в период кризиса либо оставят за собой? Произойдет ли в современных условиях переоценка ценностей, в том числе теоретических — в первую очередь неолиберальной экономической теории? Ведь практика реформ наиболее динамично развивающихся стран (Китай, азиатские «тигры» и «драконы») демонстрирует высокие экономические достижения и большую устойчивость к современному кризису при практическом отходе от традиционных неолиберальных экономических инструментов, используя, напротив, активную и не снижающуюся роль государства.

Постановка такого вопроса для экономической теории и практики — что будет в послекризисный период с теми активами, которые сейчас перешли в государственную собственность стран Европы, США, России, на взгляд авторов, не предполагает однозначных и традиционных ответов, их ждать не приходится. Мы являемся свидетелями исторического периода, когда происходит переоценка ценностей, в том числе, теоретических.

В российской банковской системе может произойти перераспределение в пользу государственных банков. Прибыль банков сократится, потому

что вероятны большие убытки по ценным бумагам, просрочка платежей по кредитам увеличится, особенно в 2009 г. Количество банков может сократиться, но это не будут крупные банки.

По уровню ВВПна душу населения Россия опережает большинство стран БРИГ — Бразилию, Аргентину, Китай и Индию, хотя по абсолютным размерам ВВП уступает Китаю и Бразилии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный бюджет последние десять лет был профицитен, в 2009 г. по прогнозам Минэкономразвития России его дефицит составит 7,4%, однако правительство не намерено отказываться от реализации важнейших социальных, инвестиционных программ, а главное — от долгосрочной стратегии перехода на инновационный тип экономики. Государственный долг составляет меньше 5 % ВВП, а сумма всего размера долга (государства, банков и всех российских компаний) была несколько меньше, чем размеры золотовалютных резервов страны.

Вывод: в краткосрочной перспективе (2009— 2010 гг.) нет предпосылок ни для серьезного бюджетного кризиса, ни для обвала рубля, хотя в среднесрочной перспективе текущие финансовые трудности могут усложниться в связи с необходимостью платежей по внешним банковским и корпоративным долгам. Однако выход на стратегические приоритеты развития России и ее регионов в долгосрочной перспективе (к 2020 г.), хотя и с некоторыми корректировками, должен состояться.

Список литературы

1. О Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики: постановление Правительства РФ от 15.12.2008 № 957.

2. О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: Федеральный закон от 30.12.2008 № 317-ФЭ.

3. О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России, осуществление ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятельности: указание Центрального Банка РФ от 09.02.2009 № 2182-У; О порядке предоставления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России: указание Центрального Банка РФ от 09.02.2009 № 2181-У.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.