Научная статья на тему 'Выход Белоруссии из аграрного кризиса'

Выход Белоруссии из аграрного кризиса Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Скакун А. С.

Сегодня сельскохозяйственные предприятия и организации в Белоруссии дают 60,4% всей сельскохозяйственной продукции и быстро наращивают экономический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Скакун А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wie agricultural enterprises and the organizations in Belarus give 60,4 % of all agricultural production and quickly increase economic potential.

Текст научной работы на тему «Выход Белоруссии из аграрного кризиса»

ВЫХОД БЕЛОРУССИИ ИЗ АГРАРНОГО КРИЗИСА

А.С. СКАКУН доктор экономических наук, председатель Агропромсоюза Белоруссии, руководитель СПК «Остромечево» Брестской области

Сегодня сельскохозяйственные предприятия и организации в Белоруссии дают 60,4% всей сельскохозяйственной продукции и быстро наращивают экономический потенциал.

В советское время сельскому хозяйству Белоруссии уделялось большое внимание: постоянно укреплялась материально-техническая база, повышалось плодородие почвы, что обеспечивало высокие производственные показатели не только в рамках СССР, но и на мировом уровне. Так, в 1990-1991 годах республика в расчёте на душу населения производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция и Великобритания, а зерна - на треть больше, чем в среднем страны Европейского Союза. Белоруссия занимала первое место в мире по производству картофеля и льноволокна. В дореформенный период республика поставляла в союзный фонд до 1 млн т картофеля, 300 тыс. т мясных и более 2 млн т молочных продуктов. Один работник сельского хозяйства обеспечивал продуктами питания свыше 20 человек.

После распада СССР в Белоруссии, как и в большинстве других союзных республик, начались кардинальные преобразования аграрной сферы экономики. В их основе лежали не проверенные практикой сомнительные идеологические постулаты: смена форм собственности, приватизация и разгосударствление, фермеризация, либерализация цен и внешней торговли, отказ государства от регулирования экономических процессов, свертывание государственной поддержки сельского хозяйства. За первые пять лет аграрных преобразований многое из ранее достигнутого было разрушено: объём инвестиций в отрасль сократился в 8,3 раза, а доля сельского хозяйства в общих объёмах инвестиций уменьшилась с 28,8 до 8,5%. Деградировал производственный потенциал сельского хозяйства, сократились основные и оборотные фонды, выросла изношенность технических средств, сократилась численность работников сельского хо-

зяйства. Все это привело к спаду сельскохозяйственного производства. Индекс объема продукции отрасли в 1995 году опустился до 0,74.

Во второй половине 90-х годов кризисная ситуация отрасли продолжала нарастать, хотя темпы спада производства несколько уменьшились. По-прежнему существовавшая система ценообразования углубляла межотраслевой диспаритет, закупочные цены не покрывали среднеотраслевые издержки по производству продукции животноводства. Нарастали взаимные неплатежи юридических лиц, кредиторская задолженность в расчете на одно сельскохозяйственное предприятие в начале 2001 года составляла около 215 млн руб., а доля убыточных организаций в отрасли превысила 59,3%. Индекс объёма продукции сельского хозяйства опустился до 0,71, а доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства снизилась до 6,8% в 2000 году и до 4,9% в 2001 году

Словом, сельское хозяйство находилось в таком состоянии, что законно возникал вопрос, а есть ли вообще выход из создавшегося положения? И где тот передаточный механизм, с помощью которого можно было бы вытянуть отрасль из глубокого кризиса?

Чтобы разорвать порочный круг в котором оказался агропромышленный комплекс Белоруссии, нужны были не отдельные, не половинчатые, а самые решительные кардинальные меры. Была разработана и одобрена указом президента республики Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Совет Министров принял постановление о дополнительных мерах по её реализации. Среди них предусматривалась углублённая специализация производства и концентрация средств на приоритетных направлениях; совершенствование

Проблема

экономического механизма хозяйствования; технико-технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства; кооперация и интеграция средств производства и капитала взаимосвязанных структур АПК, что позволяло преодолеть разобщённость предприятий в вопросах производства, переработки и сбыта продукции, объединить их экономические интересы.

Было предложено десять моделей реструктуризации сельскохозяйственных организаций, находящихся в критическом положении. Местам было дано полное право выбора наиболее целесообразных форм реформирования, в результате чего конкретный вариант определялся с учетом условий каждого хозяйства.

Снова начались острые дискуссии по проблеме развития сельского хозяйства. При этом высказывались диаметрально противоположные мнения. Так, противники крупного производства считали, что в условиях общественной собственности невозможно повысить мотивацию к труду и только мелкое частное предпринимательство способно эффективно хозяйствовать, разумно использовать производственные ресурсы, сделать непосредственных производителей причастными к управлению хозяйственными делами. Без трансформации собственности, по их мнению, не может быть рационального обновления общества, возрождения села, раскрепощения экономики и придания ей необходимой динамики развития. Ведь не будучи собственниками земли, других средств производства, сельский производитель являлся подневольным и не мог по своему усмотрению рас-

Today the agricultural enterprises and the organizations in Belarus give 60,4 % of all agricultural production and quickly increase economic potential.

поряжаться полученной продукцией. Отсюда сторонники этой модели делали вывод: каждый земледелец должен стать землевладельцем. Только в этом случае будет создано общество социальной справедливости, где земля будет принадлежать тем, кто ее обрабатывает, а земледелец по своему усмотрению станет распоряжаться произведённым продуктом.

Сторонников такой идеологии ничуть не смущало, что этот путь ведет к примитивному натуральному хозяйству. Они напрочь забыли о том, что по этому поводу писал Туган-Ба-рановский: «Несмотря на важность точки зрения социальной справедливости, нельзя забывать принципиально иной точки зрения - производительности. Идея права каждого гражданина на землю отнюдь не представляет собой высшей социальной идеи... если бы переход земли в руки трудящихся земледельцев имел своим последствием сокращение производительности сельского хозяйства, это грозило бы большой опасностью стране».

Другой точки зрения придерживались многие специалисты сельского хозяйства. Они были убеждены в том, что наилучший путь развития сельского хозяйства - это организационно-экономическое укрепление колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов, агрокомбинатов и агрофирм. Только на основе крупнотоварного производства можно выйти из кризиса, создать эффективное, конкурентоспособное производство, спасти деревню от разрухи. Их поддержало большинство крестьян. И это решило спор в пользу второй идеологической позиции. Руководство республики поддержало этот выбор крестьян, взяв курс на преимущественное развитие крупных коллективных форм хозяйствования.

Естественно, при этом учитывался не только отечественный, но и зарубежный опыт. Еще в 1990 г. председатель Совета директоров Аграрного банка штата Айова (США) Джон Кристалл, кстати, имевший в своем хозяйстве более 12 тыс. га земли, в беседе с работником советского посольства сказал: «Поднятый в Советском Союзе вокруг семейных ферм чрезвычайный шум меня просто удивляет. Боюсь, что вы потратите миллиарды на субсидирование рожденной в США в XIX веке идеи, которая уже умерла естественной смертью. Кооперативы, акционер-

ные фирмы и очень крупные семейные фермы теперь являются ключевым, организующим звеном американского аграрного производства. Именно они кормят население городов. ...Американская поговорка гласит, что нужно стричь шерсть там, где она растёт У вас, кажется, с этой простой мудростью не очень считаются. По моим убеждениям, советское сельское хозяйство в принципе неплохое... острота ваших продовольственных проблем начинается за пределами колхозов и совхозов. От роспуска их эти проблемы не уменьшатся, а наоборот возрастут».

Мне довелось бывать в США. Там действительно идёт процесс объединения семейных ферм в сельскохозяйственные кооперативы, которые сегодня и дают основной объем товарной продукции, кормят население страны, обеспечивают огромный продовольственный экспорт Об этом красноречивее всех слов говорят следующие цифры: сегодня мелкие фермерские хозяйства, с доходами менее 100 тыс. долл., имеют в своем пользовании 46,8% земель и дают лишь 14,8% всего валового производства, тогда как крупные хозяйства, распоряжаясь 29,8% земли, производят 67,5% всей продукции сельского хозяйства, при этом получают с 1 га в 7,2 раза больше продукции, чем хозяйства первой группы.

Многие мелкие фермы США, несмотря на существенную государственную помощь, не могут конкурировать с крупными, использующими миллионные капиталы, и разоряются. С развитием научно-технического прогресса дифференциация эффективности производства углубляется, а потому идет вымывание мелких ферм, не способных рационально использовать капиталоёмкие индустриальные технологии.

Аналогичные процессы идут и в Европе. В 2001 году я с группой специалистов нашего СПК посетил ряд сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств Германии. Особенно интересным для нас был опыт реформирования хозяйств Восточных земель.

После присоединения Восточная Германия приняла принципы и правовые нормы, которые были на Западе. Будущий правовой статус коллективных хозяйств вызвал живое обсуждение как среди их членов, так и в среде политиков и учёных.

Федеральное правительство было убеждено, что большинство

Проблема

членов кооперативов изымут свою землю и займутся фермерским хозяйством. Этому способствовала правительственная программа, стимулирующая создание частных семейных ферм путем предоставления дотаций, государственных кредитов, коммерческих ссуд под льготные проценты и поручительства. Молодым, начинающим фермерам выдавали безвозмездные субсидии в сумме 24 тыс. марок и льготные кредиты. Кроме государственной поддержки фермеры получили право на возврат из коллективного хозяйства своего имущества. Четко прослеживалась не только материальная, но и политическая поддержка фермерских хозяйств. Однако надежда на массовый выход крестьян из кооперативов не оправдалась, большинство из них отвергло курс на фермеризацию и предпочло продолжать совместную работу в коллективе.

Несмотря на то, что сельхозкооперативы были поставлены в более жёсткие условия, их финансовое положение год от года становилось все прочнее и устойчивее. Приспособившись к новым условиям, они стали вести достаточно эффективное производство, постепенно становясь высокорентабельными, конкурентоспособными предприятиями. Производственные кооперативы за десять с небольшим лет сделали впечатляющий рывок вперед по всем направлениям: резко возросла продуктивность полей и ферм, сократилась материалоемкость продукции, намного выросла производительность труда, повысилась прибыльность хозяйств. Многие кооперативы стали даже более эффективными по сравнению с фермерскими хозяйствами западных земель.

Можно согласиться с мнением сельских общин Германии, что приоритет семейных ферм хозяйствования и землепользования не бесспорен. Даже фермеры западных земель стали понимать, что коллективная форма организации сельскохозяйственного производства более эффективна и является для них серьезным конкурентом. Эта боязнь подталкивает их к объединению, а многие фермеры Восточных земель просятся снова в кооперативы, которые зарекомендовали себя высокоэффективными товаропроизводителями. Модель Восточной Германии начинает внедряться и в других странах Западной Европы.

Проблема

Основные показатели развития сельского хозяйства Белоруссии в 2001-2005 годах

Показатели Годы

2001 2002 2003 2004 2005

Валовая продукция сельского хозяйства (все категории), млн долл.США 3282 3655 3810 4884 4766

Удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны, % 8,9 9,5 8,0 8,9 7,8

Удельный вес инвестиций в сельское хозяйство, % 4,9 5,3 5,9 8,4 12,0

Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий, % -6,7 -3,8 -5,7 9,9 13,0

Удельный вес убыточных хозяйств, % 59,3 57,7 57,9 13,6 0,0

Возникает вопрос: почему аграрные преобразования в Восточной Германии дали такие впечатляющие результаты, а республики бывшего СССР попали в полосу затянувшегося кризиса? Конечно, в определенной степени сказались глобальные факторы. У них произошло объединение страны, у нас - развал, разрыв единого общесоюзного хозяйственного организма, в том числе агропромышленного. Естественно, там заметную роль в подъёме аграрной экономики сыграли большие финансовые вложения государства. И все-таки не это стало главной причиной кардинальных изменений в аграрной сфере Германии. Главным условием успеха было то, что при реформировании агропромышленного комплекса был взят курс на кооперацию.

Изучение тенденций развития сельского хозяйства западных стран, а также опыта работы белорусских колхозов и совхозов позволило нам выбрать правильный путь, ориентированный преимущественно на крупное высокотехнологичное производство.

Сегодня сельскохозяйственные предприятия и организации в Белоруссии дают 60,4% всей сельскохозяйственной продукции и быстро наращивают экономический потенциал. Мероприятия, проводимые правительством по реализации Государственной программы, позволили существенно улучшить положение в сельском хозяйстве. Аграрная сфера стала важнейшей отраслью экономики республики. На её долю приходится около 10% ВВП, 8% экспорта и 12% импорта. Основные показатели развития отрасли в 2001-2005 годах приведены в таблице.

За последние пять лет валовая продукция сельского хозяйства выросла на 45,2%, рентабельность производства достигла 13,0%, практически до нуля сократилась убыточность сельскохозяйственных предприятий. За анализируемый период производство зерна увеличилось на 1267 тыс. т, или на 24,6%, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 1144 тыс. т, реализация скота и птицы в живом весе - соответственно на 14% и на 20%, производство молока - на 17,5% и 40,5%.

Рост производства растениеводческой и животноводческой продукции произошёл в основном за счет интенсивных факторов, иначе говоря роста продуктивности полей и

ферм. Надой на корову увеличился на 1278 кг и составил 3686 кг, среднесуточный привес на выращивании и откорме крупного рогатого скота вырос с 383 до 501 г, свиней - с 399 до 446 г.

Такой скачок роста производства и повышения его эффективности вызван рядом важных государственных мероприятий как организационного, так и финансово- экономического характера. В частности, успешно реализуются намеченные в Программе меры по специализации и интенсификации отрасли, совершенствованию управления агропромышленным комплексом, укреплению кадров.

Уровень финансовой поддержки сельского хозяйства сегодня достиг 120 долл. США на 1 га сельскохозяйственных угодий, что составляет, примерно, 20% к объему валовой продукции сельского хозяйства республики. На финансирование мероприятий в области агропромышленного производства направляется около 10% от расходной части консолидированного бюджета.

Основу централизованных расходов по поддержке сельского хозяйства составляют трансферты на реструктуризацию и модернизацию производства, в частности, субсидии на удешевление стоимости сельскохозяйственной техники, предоставление льготного банковского процента по кредитованию лизинга сельскохозяйственной техники и на переоснащение предприятий перерабатывающей промышленности, дотации на модернизацию и техническое переоснащение животноводческих комплексов, дотации к ценам на реализованную сельхозпродукцию и др. Значительная доля возросших доходов кооперативов также направля-

ется на капитализацию отрасли.

За последние годы возросло внесение минеральных удобрений в расчете на 1 га пашни со 103 кг действующего вещества до 172 кг. Была расширена система лизинговых операций, что способствовало техническому перевооружению сельского хозяйства. Положительную роль сыграло введение фиксированных отчислений от таможенных платежей, взимаемых при импорте сельскохозяйственной продукции, и направление их на инвестиции в аграрный сектор. Для подъёма экономики отрасли важное значение имеет и тот факт, что доходы сельскохозяйственных организаций от реализации продукции в пределах государственного заказа были гарантированы Программой на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство.

Бюджетное и централизованное финансирование имеет программно-целевой характер и направляется на:

- проведение мероприятий по воспроизводству и улучшению плодородия почв, землеустройству, поддержанию мелиоративных систем, природоохранные работы;

- организацию племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведение элитного семеноводства, производство гибридных семян;

- осуществление научных исследований в области производства, создание новых технологий, сельскохозяйственной техники и оборудования;

- организацию профессиональной подготовки, повышение квалификации и переквалификацию работников по специальности в области сельского хозяйства, хранения и переработки сельскохозяйственной

продукции и продовольствия, формирование и функционирование маркетинга и других рыночных институтов в агропромышленном производстве.

Важное значение в Программе отведено жилищной политике на селе, суть которой состоит в передаче сельскохозяйственными организациями в установленном законодательством порядке всех имеющихся на их балансе объектов социальной инфраструктуры местным исполнительным и распорядительным органам, а также в доведении объёмов сельского жилищного строительства до

запланированных показателей. Для этого были разработаны комплексные схемы обеспечения жильём работников, проживающих в сельской местности, разумеется, с учетом потребности сельхозпредприятий в трудовых ресурсах. Расширено кредитование строительства жилья, продолжалась практика поддержки строительства индивидуальных жилых домов. Капиталовложения в сельское хозяйство в 2006 году выросли против уровня предыдущего года на 57,7%, а их доля в общих инвестициях по народному хозяйству достигла 15%.

Все это имело важное значение для ускорения темпов роста производства продовольствия и повышения его эффективности. Можно сказать, что агропромышленный комплекс Белоруссии вступил в новую стадию подъёма. Наблюдается активизация товаропроизводителей всех форм хозяйствования, происходит наращивание объемов производства и сбыта продукции, увеличиваются размеры инвестиций в обновление технико-технологической базы. Словом, аграрная сфера стала приобретать черты стабильного поступательного развития.

Составной частью стратегии развития АПК является инвестирование в перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё отрасли. Государственная программа ориентирует их на производство конкурентоспособных продовольственных товаров высокого качества, в ассортименте и объёмах, достаточных для удовлетворения спроса на внутреннем рынке и для стабильного наращивания экспортного потенциала. Естественно, всё это намечено достигнуть прежде всего за счёт внедрения достижений научно-технического прогресса.

Случившаяся в 2006 году сильная засуха не могла не сказаться на результатах работы отрасли: объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился только на 6,1% к уровню 2005 года, а по сельскохозяйственным организациям - на 9%. Несмотря на экстремальные условия в целом по республике было собрано около 6 млн т зерновых и зернобобовых культур, что несколько ниже уровня 2005 года. Валовой сбор сахарной свеклы достиг максимального уровня и составил 3,5 млн т, при урожайности 373 ц/га.

Более динамично в прошлом году развивалось животноводство, где практически все основные показатели имели тенденцию к росту Так, производство скота и птицы в живом весе выросло на 9%, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 12,1%. При этом среднесуточные привесы на выращивании и откорме КРС составили 516 г а свиней - 467 г Средний вес одной головы КРС, реализованной на мясокомбинаты, возрос до 420 кг, свиней - до 105 кг; производство молока увеличилось на 4,7%, его реализация - на 6%. Производство яиц возросло на 18%. Продолжалось восстановление поголовья скота в сельскохозяйственных организациях.

Еще более высоких результатов добились передовые хозяйства Белоруссии. В нашем СПК «Остроме-чево» Брестского района Брестской области в 2006 году было надоено от каждой коровы 7098 кг молока; среднесуточный привес КРС составил 920 г, а молодняка на откорме -1063 г

Несмотря на засуху мы собрали на круг с каждого гектара по 26,8 ц зерновых. Заметим, что в предыдущие два года урожайность этих культур составляла 57,6 ц/га. Корней сахарной свеклы в прошлом году собрали по 522 ц/га, а семян рапса -26,8 ц/га. Рентабельность реализованной продукции выросла до 23,4%. Члены кооператива проявляют заботу о содержании объектов соцкультбыта.

На центральной усадьбе и в других поселениях имеются две средние сельские школы, две неполные средние школы, школа-интернат, два детских сада, сельская библиотека, сельская больница, врачебная амбулатория. Есть свой банно-прачечный комбинат, столовая, которая в период полевых и уборочных ра-

______________________Проблема

бот организует питание людей на полевых станах по льготным ценам. Молодежь может вечером пойти в кафе, имеются у нас четыре Дома культуры, своя гостиница. И, конечно, асфальтированные дороги соединяют все деревни.

Наш кооператив отчисляет от своих доходов значительные средства на содержание всех этих объектов.

Несмотря на безусловные успехи последних лет, темпы роста производства сельскохозяйственной продукции пока ещё не отвечают требованиям устойчивого развития аграрного сектора, который должен гарантировать продовольственную безопасность Белоруссии и обеспечивать высокий уровень жизни населения.

Сложившаяся структура аграрного производства и механизмы хозяйствования не всегда способствуют рентабельному ведению отрасли. Существует огромная дифференциация в эффективности работы сельскохозяйственных организаций, социальном развитии сельских поселений.

И все же результаты выполнения Программы в 2001-2005 годах явились хорошей основой для дальнейшего развития сельского хозяйства. Появилась возможность комплексного решения многоплановых проблем социального обустройства села, улучшения материального благосостояния сельского населения, вывода аграрной отрасли на более высокий уровень развития.

В настоящее время в республике действует «Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы». Основные её цели - возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышение доходов сельского населения, укрепление социально-бытового и инженерного обустройства сельских населённых пунктов, сохранение и оздоровление экологии и рациональное использование инвестиций.

Важность и масштабность проблемы требуют государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, формирования конкурентоспособного агропромышленного производства, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.