Научная статья на тему 'ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-МЕХАНИК XVIII–XIX вв. А. А. БЕТАНКУР'

ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-МЕХАНИК XVIII–XIX вв. А. А. БЕТАНКУР Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
139
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-МЕХАНИК XVIII–XIX вв. А. А. БЕТАНКУР»

153

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

19. Gouzevitch I., Gouzevitch D. Le «grand tour» des ingenieurs et l’aventure internationale de la machine a vapeur de Watt: un essai de comparaison hispano-russe // Maquinismo iberico / Ed. A. Lafuente et A. M. Cardoso, T. Saraiva. Madrid: Doce Calles, 2007. - P. 147-190.

20. Dupont J.-Y. Le cours de Machines de l’Ecole polytechnique de sa creation jusqu’en 1850 // Bulletin de la Societe des Amis de la Bibliotheque de l’Ecole polytechnique (SABIX). № 25 (special). 2000, Oct. - 101 p.

21. Hachette J.N.P., Lanz J.M., Betancourt A. Progrramme du Cours elementaire des machines, pour l'an 1808 / Par M. Hachette; Essai sur la composition des machines / Par MM. Lanz et Betancourt. Paris: Impr. imperiale, 1808. - 120 p., [11] pl.

22. Baron H. Catalogue descriptif des modeles, instruments et dessins des Galeries de l’Ecole / ENPC. Paris: Imprim. Nationale, 1873. X. - 557 p.

В. Л. Уралов

кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Подъёмно-транспортные, путевые и строительные машины» ПГУПС

ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-МЕХАНИК XVIII-XIX вв. А. А. БЕТАНКУР

Научное и инженерное творчество А. А. Бетанкура весьма многообразно и охватывает различные сферы жизни человека: строительное искусство, гидравлику, передачу информации на расстояние, горное дело, паровые и водяные движители и др.

Его научная работа «О расширяющей силе водяного пара», опубликованная в 1790 г. Парижской академией наук, и ее результаты явились предшественниками термодинамических исследований в мире.

Обширные познания в гидротехнике позволили А. Бетанкуру проектировать и создавать многие гидротехнические сооружения.

Особое творческое влечение Бетанкур испытывал к машинам. С 1785 г. по 1791 г., будучи в Париже, он изучал гидравлику и механику, составлял чертежи гидротехнических установок и машин, производил описания инженерных объектов, среди которых главными были паровые движители.

Время становления А. Бетанкура как инженера совпало со временем промышленного переворота в Европе, когда малопроизводительный ручной труд заменялся машинным способом производства.

А. Бетанкура интересовали не только машины и технологии их исследования, но и производство самих машин. Знакомство с ведущими французскими учеными Монжем, Перроне и другими способствовало становлению Бетанкура не только как инженера, но и как ученого в области науки о машинах.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

154

Материалы Международной научно-практической конференции

Изданный в 1808 г. «Курс построения машин», авторами которого были А. А. Бетакур и Х. М. Ланц, явился первым учебником по основам машиностроения. Указанный труд выдержал три издания и, по сути, на протяжении пятидесяти лет являлся основным учебником по механике почти во всех европейских высших технических школах. Курс построения машин стал своего рода стартом новой профессиональной деятельности человечества - проектирования, создания и эксплуатации машин. Указанная деятельность потребовала подготовки инженеров-механиков, объектом профессии которых были машины, механизмы и различные технические устройства, позволившие заменить тяжелый и монотонный физический труд машинами, увеличить производство предметов труда, значительно повысить их качество.

В 1809-1812 гг., будучи ректором (1809-1824) Института Корпуса инженеров путей сообщения, А. Бетанкур спроектировал и построил на Ижорском заводе первый в мире экскаватор - механическую землечерпалку с паровым приводом для дноуглубительных работ на реке Неве и водных подходов к Кронштадту. Производительность экскаватора в 50 раз превысила технические показатели ручных европейских дноуглубительных машин.

Паровая землечерпалка А. Бетанкура

В этот же период по заданию Александра I, ознакомившись с состоянием дел Тульского оружейного завода, Бетанкур разработал проект и осуществил его реконструкцию. Одной из главных целей модернизации производства явилась замена устаревшего водяного привода станков на новую паровую машину и новые станки для чистовой обработки ружейных стволов.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

155

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Созданный им кабестан (грузоподъемный механизм, явившийся прообразом современных грузоподъемных машин) широко использовался для подъема колонн при строительстве Исаакиевского собора, а позже, в 1834 г., - при подъеме Александровской колонны на Дворцовой площади С.-Петербурга.

Кабестан А. Бетанкура

Проектирование и создание машин А. Бетанкуром базировалось на энциклопедических знаниях и обширном личном инженерном опыте. При этом он не ограничивался каким-то одним типом или назначением машин. Везде, где можно было заменить мускульный труд, он предлагал, разрабатывал проекты, создавал и внедрял машины и механизмы. Это были, например, машины для подъема воды с приводом от парового двигателя; машины для подводной резки свай; машины для дноуглубительных работ; машины текстильного производства; машины для сверления и обработки орудийных стволов; камнедробилки; машины для подъема грузов; механизмы для открытия ворот шлюзов и другие.

Изучение машин и технических устройств А. Бетанкур пронес через всю жизнь, активно участвуя в разработке теории создания машин, их проектировании и внедрении во многие сферы производства, делясь своими богатыми и глубокими знаниями, умением и опытом талантливого ученого и инженера-механика.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.