Научная статья на тему 'Августин Бетанкур. Между прошлым и будущим'

Августин Бетанкур. Между прошлым и будущим Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Августин Бетанкур. Между прошлым и будущим»

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

7

В. Е. Павлов

доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика» ПГУПС

АВГУСТИН БЕТАНКУР. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

2 декабря 1809 года Манифестом императора Александра I был учрежден один из старейших вузов России и Европы - Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения), который стал колыбелью транспортной науки и высшего инженерно-строительного образования в России. За годы своей работы Институт выпустил около 100 тыс. специалистов, в том числе более двух тысяч - для зарубежных стран. Организатором и первым ректором Института стал Августин Бетанкур.

Испания в XVIII веке подарила миру одного из гениев инженерного дела - А. Бетанкура (1758-1824), слава которого обессмертила его имя.

Бетанкуру, начавшему свой жизненный путь в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе, явно повезло - в августе 1759 года королем Испании стал Карл III. При нем началась эпоха «просвещенного абсолютизма», когда открывались ремесленные школы, обновлялись и строились новые пути сообщения, развивались промышленность, сельское хозяйство и торговля, работали академии и различные общества, перестраивались Мадрид и другие города.

Уже к 30 годам Бетанкур стал крупным исследователем и, возвратившись в Мадрид после пребывания во Франции и в Англии, осуществил свои многочисленные проекты (в том числе новую систему подготовки отечественных инженеров путей сообщения).

Но в 1788 году, после смерти Карла III, королем Испании стал безвольный Карл IV, при котором управление страной фактически осуществлял фаворит королевы дон Мануэль Г одой, отказавший Бетанкуру в реализации многих его планов.

А. Бетанкур решил переехать во Францию, а затем, по приглашению Александра I, в Россию.

Незаурядная личность Бетанкура получила известность в России в период его интенсивной творческой деятельности с 1808 по 1824 год, когда он проявил себя как талантливый инженер, умелый руководитель и организатор. Инженерные проекты Бетанкура нашли свое воплощение во многих городах России, в первую очередь - в Санкт-Петербурге.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

8

Материалы Международной научно-практической конференции

Первый инженерный проект Бетанкура - фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села (скульптор П. П. Соколов), сооруженный в 1810 году. Этим фонтаном, воспетым А. С. Пушкиным и А. А. Ахматовой, до сих пор восхищаются посетители Екатерининского парка.

В 1809-1812 годах Бетанкур создал оригинальную механическую землечерпалку для очистки рек и каналов. В августе 1812 года землечерпалка, изготовленная Ижорским заводом по чертежам Бетанкура и при его участии, была доставлена в Кронштадтский порт и запущена в работу по очистке акватории порта.

В 1813 году по проекту Бетанкура был построен первый постоянный мост через Малую Невку (один из рукавов Невы), получивший название Каменноостровский. Машины, конструкции и все приспособления для строительства деревянного арочного моста были созданы под руководством Бетанкура (изготовлены в мастерских Института). Этот мост для своего времени был шедевром мостостроения и вызывал восторженные отзывы современников.

При Бетанкуре его учениками были созданы основы проектирования новых конструкций мостов через реки и каналы города - висячих мостов: Пантелеймоновского и Египетского через Фонтанку, Почтамтского через Мойку, Банковского и Львиного через Екатерининский канал.

В 1829-1830 годах сооружен уникальный, не имеющий аналогов Мало-Конюшенный мост через Мойку и Екатерининский канал, а в 1828 году возведен Большой Конюшенный мост через Мойку. Эти мосты, отличающиеся высокими архитектурно-художественными качествами, стали неотъемлемой частью интерьера Петербурга.

В 1816 году на Охте в Петербурге был построен первый лесопильный завод, оснащенный паровыми машинами, сконструированными Бетанкуром. По этому образцу строились многие лесопильные заводы в России.

В 1818 году в Санкт-Петербурге вошла в строй построенная по проекту Бетанкура и под его непосредственным руководством «Экспедиция заготовления государственных бумаг» (ассигнационная фабрика), ныне фабрика «Г ознак», на берегу Фонтанки в Адмиралтейском районе.

Строительство фабрики, жилья для рабочих, детского сада, школы и больницы (целый комплекс зданий), оснащение фабрики оборудованием, обучение работников было осуществлено Бетанкуром за два года.

Бетанкур спроектировал и построил два отделения фабрики - бумагоделательное и типографское, сконструировал для них паровые машины и оборудование, изготовленное в Петербурге и частично привезенное из Англии. Он разработал специальный рецепт изготовления бумаги из русской пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр ассигнаций и особую технологию нанесения их на бумагу, изготовил нумерационную и грифо-вальную машины.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

9

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

В 1821 году вступил в строй новый Исаакиевский наплавной мост, соединивший берега Невы по линии Исаакиевский собор - здание 12 Коллегий, созданный по проекту Бетанкура. По образцу бетанкуровского моста в последующие годы возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава.

В 1823 году по проекту Бетанкура на Большеохтинском кладбище в Петербурге была возведена оригинальная каменная Г еоргиевская церковь (она простояла 115 лет, но в 1938 году была разобрана).

Бетанкуром были разработаны леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, использованные Монферраном. На их основе Мон-ферран создал систему механизмов и деревянных конструкций для установки в 1832 году Александровской колонны на Дворцовой площади.

А. Бетанкуру пришлось решить еще одну инженерную задачу. Осенью 1820 года сильный порыв ветра повредил крест на куполе Казанского собора, открытого в сентябре 1811 года. Крест согнулся, а яблоко у его основания деформировалось. Городской архитектор П. С. Филиппов рекомендовал выправить крест и яблоко на месте, не снимая их, что потребовало бы минимальных средств. Однако генерал-губернатор граф Милорадович усомнился в этой рекомендации и обратился за консультацией к А. Бетанкуру. Бетанкур в феврале 1821 года дал ответ Милорадовичу, сообщив ему свое решение: «Для устроения сего креста нужно: 1) снять оный, чего невозможно сделать без лесов, расположа их на верхней части купола; 2) главную полосу, коей утверждается крест, в куполе сковать из цельного куска и 3) разрезать лучи, окружающие оный». Исправление креста по предложению Бетанкура поручили архитектору А. А. Михайлову.

В начале 1822 года крест и яблоко были сняты. За работу взялись подрядчики И. Ваншин и И. Карягин, обязавшиеся поставить крест и яблоко на старое место к 20 августа, а к сентябрю полностью завершить ремонт кровли, что и было выполнено умельцами.

Огромной заслугой Бетанкура перед Петербургом, в то время столицей России, стала организация под его руководством (в 1816-1824 гг.) Комитета для строений и гидравлических работ, под наблюдением которого были осуществлены крупные градостроительные проекты в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Киеве. Свою главную роль Комитет, возглавляемый Бетанкуром, сыграл в экспертизе и реализации проектов застройки Санкт-Петербурга уникальными ансамблями и сооружениями, непревзойденными в истории градостроительства (Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади и Марсово поле).

Главным детищем Бетанкура стал Институт инженеров путей сообщения. В подготовке инженеров путей сообщения России ему удалось главное - объединить в одном вузе гуманитарные, естественно-научные и технические знания в программе обучения. Воплощением такого синтеза знаний, подобно Леонардо да Винчи, был сам Бетанкур. Институт Корпуса

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

10

Материалы Международной научно-практической конференции

инженеров путей сообщения, основанный Бетанкуром, стал тем стволом высшей технической школы России, от которого пошли многие ветви инженерного образования.

По инициативе Бетанкура уже в первые годы к преподаванию в Институте были привлечены крупные отечественные и французские специалисты. Бетанкур, исполняя свой долг перед Россией, которая стала для него второй родиной, способствовал формированию в Институте прогрессивных взглядов на общественное развитие страны - расширение строительства путей сообщения как важного фактора роста экономики страны и уменьшения зависимости России от иностранных специалистов. Он оставлял в Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров (А. Д. Готман, Я. А. Севастьянов, А. И. Рокасовский, М. С. Волков, В. Н. Денисов, П. П. Мельников и другие).

Бетанкур принял решение сразу создавать библиотеку Института и учебные кабинеты, а немного позже - музей Института.

А. Бетанкур, возглавляя Институт, ясно видел, что количество выпускников (за 1811-1824 годы при Бетанкуре было подготовлено всего 150 инженеров) не отвечает потребностям развития транспорта. Поэтому он представил Александру I проект образования специального Строительного отряда, куда могли поступать работники других ведомств, не получившие специального образования (в отличие от Корпуса инженеров путей сообщения). 17 апреля 1819 года император утвердил проект Бетанкура, и строительные организации Ведомства путей сообщения стали пополняться новыми специалистами, которые в практической работе осваивали премудрости строительного дела.

Одновременно Бетанкур разработал проект организации Военностроительной школы и Школы кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров-строителей, способных к практическому выполнению работ по реконструкции существующих и строительству новых путей сообщения (на уровне техников). 1 мая 1820 года это предложение Бетанкура было утверждено.

В Школы принимались юноши в возрасте 16-19 лет. Они выпускались в чине прапорщика и направлялись в Строительный отряд. После 4-6 лет обучения выпускники I класса получали звание старшего унтер-офицера, II класса - младшего унтер-офицера, остальные выпускались рядовыми. Они становились квалифицированными исполнителями проектов.

Под наблюдением Бетанкура по его проекту были возведены здания для Кондукторской школы. При Школе были построены мастерские с большой паровой машиной (мощностью 10 л. с.) и литейной, размещенные в отдельных корпусах. Кондукторская школа сыграла свою роль и была закрыта в 1839 году, а ее оборудование было перевезено в Институт.

Военно-строительная школа была размещена в здании на Царскосельском проспекте, № 29, которое было выкуплено у армейской семинарии. В

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

11

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

1826 году Военно-строительная школа и Институт были объединены. Воспитанники старшего класса училища поступили на I курс Института.

В 1829 году Военно-строительная школа была ликвидирована. На ее базе в 1832 году при Главном управлении путей сообщения было учреждено Училище гражданских инженеров. В 1841 году было создано Архитекторское училище (располагалось на 5-й линии Васильевского острова), которое в 1842 году вошло в состав Училища гражданских инженеров. Это объединение получило название «Строительное училище» и в 1865 году из Ведомства путей сообщения было переведено в Министерство внутренних дел. Строительное училище после ряда преобразований в 1993 году превратилось в Архитектурно-строительный университет. Так что корни этого университета связаны с деятельностью Бетанкура.

Бетанкур в первые дни своей работы на посту главного директора путей сообщения (1819-1822 гг.) обеспечил продолжение начатого еще в 1817 году строительства Московского шоссе. Для строительства искусственных сооружений на шоссе Бетанкур создал в 1821 году специальное Управление по постройке мостов. Наблюдение за темпами и качеством строительства с 1819 года вел сам Бетанкур. Уже 1 сентября 1820 года между Петербургом и Москвой открылось регулярное движение дилижансов, хотя окончательная отделка шоссе еще продолжалась (с 1827 года открылось постоянное движение почтовых дилижансов, а все работы были окончены только в 1834 году).

По идее Бетанкура в Главном управлении в 1820 году была создана Комиссия проектов и смет - первая проектная организация в области отечественного транспорта (позже Комиссия была преобразована в Департамент проектов и смет, сыгравший важную роль в развитии проектного дела в России).

В библиотеке Университета путей сообщения хранится рукописный отчет Бетанкура об инспекционной поездке по России в 1820 году. В этом отчете ставятся вопросы улучшения судоходства в бассейне рек Волги и Камы, соединения Волги с Доном, строительства Военно-Грузинской дороги, расширения черноморских торговых портов Одессы, Николаева, Херсона, Севастополя, Феодосии, Керчи, разработки богатств Кавказа и Крыма.

В библиотеке хранится рукописный отчет Главного управления водных и сухопутных путей сообщения за 1821 год в трех частях. Один перечень чертежей свидетельствует об огромном объеме работ Управления под руководством Бетанкура, характеризующем все виды деятельности инженеров путей сообщения в области транспорта.

Для ведения дел по Корпусу инженеров путей сообщения и по Строительному отряду Бетанкур учредил «Дежурство» из опытных инженеров, а для оперативного руководства всеми работами по строительству и эксплу-

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

12

Материалы Международной научно-практической конференции

атации путей сообщения 28 мая 1820 года он образовал Главный штаб Корпуса.

При Г лавном директоре путей сообщения была учреждена Особенная канцелярия, в которой регистрировались все письма и распоряжения по Ведомству путей сообщения (прообраз будущей Канцелярии Министерства путей сообщения).

По инициативе Бетанкура была проведена подготовительная работа по изданию «Журнала путей сообщения» (первый номер журнала вышел в 1826 году, уже после смерти Бетанкура, и сразу приобрел популярность среди инженерной и научной общественности).

Титаническая деятельность Бетанкура на благо России послужила основанием для награждения его орденом Святого Александра Невского и орденом Святого Владимира, которые Бетанкур носил вместе с почетным испанским орденом Святого Иакова с мечом.

Августин Бетанкур захоронен в Александро-Невской лавре. На его могиле установлен величественный памятник, изготовленный по рисунку благодарного Монферрана в Нижнем Новгороде, где Бетанкуром была создана знаменитая Российская ярмарка.

Бетанкур, как знаменитый Эль Греко, рожденный на острове Крит и нашедший свою вторую родину в Испании, посвятил своей второй родине талант и жизнь, навечно соединив себя с Санкт-Петербургом и Россией.

24 июня 2003 года, в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга, в сквере у здания Петербургского университета путей сообщения (Московский пр., 13) в присутствии большого числа студентов, преподавателей и гостей был открыт памятник инспектору Института Корпуса инженеров путей сообщения (первому ректору) Августину Августиновичу Бетанкуру.

На открытие памятника прибыли представители городской и районной администрации, Октябрьской железной дороги, профессора других вузов, в том числе Алексей Николаевич Боголюбов, член-корреспондент Национальной Академии наук Украины, Михаил Николаевич Боголюбов, действительный член Российской Академии наук.

Значительным событием этого дня стало участие в церемонии испанского наследного принца Фелипе Астурийского, президента Корпуса инженеров путей сообщения Испании. Ректор университета путей сообщения В. И. Ковалев в своем выступлении поблагодарил авторов проекта памятника Бетанкуру скульптора В. Э. Горевого и архитектора Ю. А. Никитина, создавших монументальное художественное произведение, украсившее историческую площадь у Обуховского моста через Фонтанку.

Институт Корпуса инженеров путей сообщения, созданный Бетанкуром, за годы его управления достиг своего расцвета, стал одним из ведущих научных и учебных центров, оказал большое влияние на развитие всей системы высшего технического образования в России.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

13

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Петербургский государственный университет путей сообщения бережно хранит традиции Института, заложенные Бетанкуром и его учениками, развивая их с учетом нового времени.

Д. В. Никольский

кандидат технических наук, доцент кафедры «Теплотехника и теплосиловые установки» ПГУПС

АВГУСТИН ДЕ БЕТАНКУР. УЧЕНЫИ И ВЛАСТЬ

Мы нашли Бетанкура одного в обширном кабинете. Он усадил нас вокруг письменного стола своего, разговорился, и знакомство с ним сделалось у меня скоро. Старик показался мне живым, веселым, но не менее того почтенным.

Вигель Ф. Ф. Записки

Когда заходит речь о жизни основателя нашего университета - ученого и инженера дона Агустина де Бетанкур-и-Молина, часто в той или иной форме возникают два вопроса: Почему известный, состоявшийся и чиновный человек покинул свою страну и стал эмигрантом? И почему столь выдающийся деятель, вначале обласканный русским царем, в одночасье потерял все свои высокие посты и канул в безвестность на столько лет?

Что стоит за этими резкими, даже авантюрными поворотами судьбы, не очень-то характерными для биографии людей, отличившихся в науке? Как ответить?

Бетанкур - интереснейший человек. Безусловно, достойный того, чтобы его портрет висел в галерее самых крупных деятелей конца XVIII-начала XIX века, а это далеко не самое бедное на гении и таланты время. Бесследно исчезнувший из Испании, где уже в то время о нем постоянно писала пресса, где он был, выражаясь современным языком, представителем истэблишмента. Ставший министром в России, на другом конце Европы. Внесший огромный вклад в научное и технологическое развитие двух стран, игравших существенную роль в тогдашнем мире. Умерший в опале вдали от родины и похороненный в ногах безвременно скончавшейся дочери, самой большой потери его бурной жизни.

Судьба, достойная пера великого писателя.

Деятельность Бетанкура широко освещена в трудах маститых историков науки. Подробно описаны все факты и свершения его жизни, есть общепринятые мнения и по затронутым нами двум вопросам.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.