Научная статья на тему 'Испанский инженер на службе двух корон. Бетанкур. Начала современной инженерии'

Испанский инженер на службе двух корон. Бетанкур. Начала современной инженерии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Испанский инженер на службе двух корон. Бетанкур. Начала современной инженерии»

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения___________________________37

Долорес Ромеро Муньос, Амайа Саэнс Санс

Центр исторических исследований общественных работ и градостроительства Министерства развития Испании

ИСПАНСКИЙ ИНЖЕНЕР НА СЛУЖБЕ ДВУХ КОРОН.

БЕТАНКУР. НАЧАЛА СОВРЕМЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Введение

Прошло немало времени с тех пор, как инженер и историк государственных строительных работ Хосе Антонио Г арсиа Дьего написал статью, опубликованную в «Ежегоднике атлантических исследований», «Прощание с Бетанкуром»1, в которой он объяснял то, что перестал заниматься фигурой инженера Августина де Бетанкур-и-Молина (Тенерифе, 1758 -Санкт-Петербург, 1824), с которой его некогда познакомил отец, тем аргументом, что это хорошо изученный персонаж, хотя, конечно, с некоторыми пробелами в биографии, которые он отказался заполнять.

К счастью, Г арсиа Дьего не попал в ловушку своих собственных слов и продолжал работу по исследованию завещания, оставленного основателем школ дорожных инженеров в Мадриде и Санкт-Петербурге и его окружением, без сомнения, привлеченным неординарной личностью Бетанкура. В своей статье Гарсиа Дьего называл клубом бетанкуристов2 группу исследователей, объединенных интересом к жизни и деятельности этого уроженца Тенерифе. Со временем это исследовательское ядро пополнилось новыми бетанкуристами - отечественными и зарубежными -которые прибавили новые познания и точки зрения к уже имеющимся, пролив свет на неизвестные стороны деятельности интересного нам персонажа.

Однако, несмотря на все усилия и сомнения автора работы «В поисках Бетанкура и Ланса»3, фигура инженера не так известна в своей стране, как этого следовало ожидать, особенно среди широкой публики, возможно, по той причине, которую Каро Бароха называет «старой тяжбой испанской науки»4. Бароха объясняет, что в течение десятилетий и столетий ис-

1 GARCHA-DIEGO, Jose Antonio. «Despedida a Betancourt». En. Annuario de Estudios Atlanticos. Ano 1978, n. 24.

GARCIA-DIEGO, Jose Antonio. «Despedida a Betancourt». [op. cit. en n° 1]. Hay un capitulo dedicado al club de los betancouristas. ГАРСИА ДЬЕГО, Хосе Антонио «Прощание с Бетанкуром» [op. cit. в n° 1]. Есть глава, посвященная клубу бетанкуристов.

3 GARCНA-DIEGO, Jose Antonio. En busca de Betancourt y Lanz. Madrid, 1985. ГАРСИА ДЬЕГО, Хосе Антонио. В поисках Бетанкура и Ланса. Мадрид, 1985.

4 BOGOLIUBOV, Aleksei. Un heroe espanol del progreso: Agustln de Betancourt y Molina. Prologo de Julio Caro Baroja. Epilogo de Jose Antonio Garcia-Diego. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Испанский герой прогресса: Августин де Бетанкур-и-Молина. Пролог Хулио Каро Бароха. Эпилог Хосе Антонио Г арсиа Дьего.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

38

Материалы Международной научно-практической конференции

панец не в своей родной среде был более успешен как ученый, чем у себя на родине, к чему добавляет размышление о том, почему Испании так мало нужны люди с позитивным практическим талантом, о которых пойдет речь в нашей истории.

В Центре исторических исследований общественного строительства и урбанизма (CEHOPU) - органе, принадлежащем Центру исследований и эксперимента в сфере общественного строительства и урбанизма (CEDEX) - уже давно появилась идея подготовить монографическую выставку, чтобы рассказать о важной исследовательской и строительной работе Бетанкура на его обеих родинах, в Испании и в России. Для этого рассчитывали на сотрудничество разных учреждений, государственных и частных, обеих стран, а также Франции (Бетанкур прожил несколько лет в Париже), готовых предоставить доступ к своим фондам для этой выставки. Игнасио Гонсалес Таскон, входящий в круг бетанкуристов, исследователь испанской науки и техники, стал уполномоченным представителем и душой этого сообщества.

Ведущая линия экспозиции носит хронологический характер, хотя с намерением способствовать пониманию жизненного пути столь непростого персонажа материалы были разделены на три тематических блока, из которых первые два соответствуют испанскому периоду, а третий - блистательному периоду его работы по приказу царя Александра I.

Бетанкур. Просвещенный инженер

Первый раздел начинается от рождения Бетанкура в 1758 году, на острове Тенерифе, где прошло его детство и отрочество, в просвещенной буржуазной среде его семьи, занятой небольшим текстильным производством. Без сомнения, влияние окружения было благоприятным и образование неплохим - его семья владела богатой библиотекой, что позволило раннему развитию его ума.

Когда настал момент, Бетанкур, способный, умный и расположенный к научным знаниям и ремеслам, в юном возрасте предъявил, вместе со своей сестрой Марией, эпицилиндрическую машину для скручивания, которую представили Королевскому экономическому обществу друзей земли Ла Лагуна; молодого человека - ему едва исполнилось двадцать лет - отправили на Полуостров, чтобы продолжать высшее образование: алгебра, геометрия, математический анализ, дифференциальное исчисление... -первый этап его образования. Семья предприняла экономические усилия, чтобы оплатить занятия в Королевских студиях в Сан Исидро - самом престижном научном центре того времени - и в Королевской академии искусств в Сан Фернандо, где он получил одновременно научное и художественное образование, придавшее его техническим трудам красоту и совершенство, не оставляющие равнодушным самого требовательного наблюдателя.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

39

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Вскоре Бетанкур получил одобрение своих наставников. Флорида-бланка начал поручать ему работы по техническому инспектированию, результатом которых стали интересные рукописные доклады, сохранившиеся до наших дней. Вынесение отзыва о состоянии, в котором находились легендарные разработки в Альмадене, предприятие, которое было жизненно важным для экономики Королевства, было первым из них. Ртуть была стратегическим продуктом для получения серебра посредством амальгамирования, и хотя Перу само обеспечивало себя киноварью с тех пор как в 1580 были открыты месторождения ртути в Уанкавелике, Новая Испания зависела от поставок из метрополии. Бетанкур отвечает на требования выпуском трех блестящих заметок5, заслуживших одобрение министра Карла III, в которых он не только лаконично объясняет, снабдив объяснение рисунками, методы, используемые для откачки воды из шахт, подъема металла, его упаковки, но и дает советы по улучшению методов добычи.

Одной из главных забот просвещенных испанцев было вызывающее тревогу экономическое отставание страны, которое они приписывали отсутствию фабричного производства и недостаточной инфраструктуре, затруднявшей сообщение и движение торгового транспорта между центром и периферией страны. На протяжении XVIII века строительство судоходных каналов, которые должны были в некотором роде заменить плохие до-

5 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Primera memoria sobre las aguas existentes en las Reales Minas de Almaden, en el mes de julio de 1783: y sobre las maquinas, y demas concerniente a su extraction [1783].

BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Segunda memoria sobre las maquinas que usan en las Minas del Almaden, en que se expresan sus ventajas, y defectos, y algunos medios de remediarlos [1783]. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Первая записка о водах Королевских шахт в Альмадене, в июле месяце 1783 года и о машинах и всего, что связано с добычей. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Вторая записка о машинах, которые используются на Шахтах в Альмадене, в которых приводятся их преимущества и дефекты и некоторые способы их устранения.

BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Tercera memoria sobre todas las operaciones que se hacen dentro del Cerco en que estan los hornos de fundicion del Almaden. Madrid, 15 de noviembre de 1783. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Третья записка об операциях, производимых в плавильнях в Альмадене. Мадрид, 15 ноября 1783.

Estas memorias manuscritas forman parte de los fondos de la Biblioteca Nacional de Madrid, con las signaturas BN, Mss. 10427-10429, y las dos primeras han sido cedidas en prestamo para esta Exposition. Ademas existe una edition facsimilar con la transcription de las tres memorias en: BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Memorias de las Reales Minas de Almaden, 1783. Ignacio Gonzalez Tascon, Joaquin Fernandez Perez, ed. lit. Madrid, 1990. Эти рукописные записки составляют часть Национальной Библиотеки в Мадриде, за подписью BN Mss. 10427-10429, две первые были предоставлены для настоящей Выставки. Кроме того, существует факсимильное издание, в котором приведены все три записки в БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Записки о Королевских шахтах в Альмадене, 1783. Игнасио Гонсалес Таскон, Хоакин Фернандес Перес. Лит. издание, Мадрид, 1990.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

40

Материалы Международной научно-практической конференции

роги, было делом всей Европы, и, несмотря на непростую орографию, Испания не отворачивалась от этой действительности.

Можно признать, что первый контакт Бетанкура с гражданской инженерией, более конкретно - с гидравликой, состоялся, когда он посетил, по дороге в Париж, работы на Императорском Канале в Арагоне, которыми в то время руководил Пигнателли, - в компании с Алонсо де Нава-и-Гримон, чтобы оценить ущерб на плотине Бокаль, причиненный разливом реки в 1783 году. К сожалению, сохранилась только рукописная копия доклада маркиза де Вильянуэва дель Прадо, а планы, составленные Бетанкуром, утрачены6. Тем не менее понятно - этот опыт в большой мере содействовал тому, что в юноше проснулся интерес к гидравлике.

В 1784 году Бетанкур приехал в Париж - как пансионер испанского двора - заручившись престижем своих услуг для него. Он сразу же установил контакт с теми, кто в этот момент входил в самый избранный круг европейских инженеров, собравшийся вокруг Эколь де Пон э Шоссе, которым руководил его создатель Жан Родольф Перроне.

Как и остальные пансионеры, которые прибывали в Париж, он посвящал большую часть своих усилий изучению премудростей строительства дорог и мостов, гидравлических сооружений и механических аппаратов, приобретая познания во всех отраслях научных и технических знаний в постоянном соперничестве, которое привело его к изучению всех тем, поскольку ему ничто не было запрещено. Так, он написал и посвятил в 1785 г. королю Карлу III свои «Ученые записки об очистке каменного угля и способе получения содержащихся в нем материй» , где предлагает новую систему закрытой печи для плавки кокса как результат исследования, которое, по поручению Астурийского экономического общества друзей страны графу Аранда, производит по методу, который он наблюдал на примере печей Ирландии и Ботанического сада при получении битума из каменного угля. Может быть, в равной степени к концу этого года в сотрудничестве с Прустом он производит исследование по способу отбели-

6 [BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de y NAVA Y GRIMON, Alonso, Marques de Villanueva del Prado]. Noticias de la Acequia Imperial o Canal Real de Aragon. [1784]. Cedido para la Exposicion por la Confederation Hidrografica del Ebro. Edition facsimilar en: Canal Imperial de Aragon. Madrid, 1984. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де., и НАВА И ГРИМОН, Алонсо, маркиз де Вильянуэва дель Прадо. Заметки об Императорском Оросительном канале, или Королевском канале в Арагоне (1784). Предоставлено для экспозиции Географической конфедерацией Эбро. Факсимильное издание в: Арагонский Императорский канал, Мадрид, 1984.

7

BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Memoria sobre la purificaion del carbon de piedra, y modo de aprovechar las materias que contiene. Paris, 1785. Cedida para la Exposicion por cortesia de Antonio Bonet Correa. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Записка об очистке каменного угля и способе извлечения содержащихся в нем веществ. Париж, 1785. Любезно предоставлена для экспозиции Антонио Бонетом Корреа.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

41

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

вания шелка, опубликованное химиком под заглавием «Опыт размягчения

о

шелка без мыла» в 1791 году.

На протяжении эпохи, когда Франция испытала наибольшие политические потрясения за всю свою историю, Бетанкур представил французской Академии наук свои работы по использованию водяного пара для получения энергии. По результатам своей поездки в Англию в ноябре 1788 года для посещения завода Бултона и Уайта (владельцев патента на паровую машину двойного действия) он издает два доклада: «Заметки об экспансивной силе водяного пара»9 и «Заметки о паровой машине двойного действия»10 - плод исследований о машине двойного действия, которые занимали его со дня возвращения на континент.

Многогранный талант и интересы Бетанкура проявляются в многообразии его интеллектуальной работы. В 1791 он вместе с Хуаном Лопесом Пеньальвером, который прежде вместе с ним был пансионером на шахтах в Шеммитце, в Венгрии, пишет свои «Заметки о средствах облегчения внутренней торговли»11, в которых наряду с техническими и экономическими выводами о строительстве дорог и каналов затрагивает необхо-

8

PROUST, Louis. Experiencias sobre el descrudar la seda sin xabon. En: Anales del Real Laboratorio de Qrnmica de Segovia, o coleccion de memorias sobre las artes, la artil-leria, la historia natural de Espana, y americas, la docimastica de sus minas. Segovia, 1791. ПРУСТ, Луис. Опыт размягчения шелка без мыла. В кн.: Анналы Королевской химической лаборатории в Сеговии, или коллекция записок по ремеслам, артиллерии, естественной истории в Испании и Америках, изучение их шахт. - Сеговия, 1791.

9 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Memoire sur la force expansive de la vapeur de l'eau [s. a.]. Cedida por la Ecole Nationale des Ponts et Chaussees. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Записки об экспансивной силе водяного пара [б. г]. Предоставлено Национальной школой Пон-и-Шоссе.

10 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Memoire sur una machine a vapeur a double effet [Paris, 15 de diciembre de 1789]. Obra cedida para la Exposition por la Ecole Nationale des Ponts et Chaussees de Paris. Existe una transcription facsimilar en: PAYEN, Jacques. «Betancourt et l'introduction en France de la machine a vapeur a double effet (1789)». En: Revue d'Histoire des Sciences: et leurs applications. Paris, 1967. n° 2. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Записка о паровой машине с двойным действием (Париж, 15 декабря 1789). Работа предоставлена Выставке Национальной школой Пон-и-Шоссе в Париже. Существует факсимильное издание в: ПАЙЕН, Жак. «Бетанкур и внедрение во Франции паровой машины с двойным действием (1789)». В: Журнал Истории Наук и их применения. Париж, 1967, № 2.

11 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de, LOPEZ DE PENALVER, Juan. Memoria sobre los medios de facilitar el comercio interior presentada al excelentisimo Senor Conde de Floridablanca ... Paris, 20 de julio de 1791. Documento que se encuentra entre los fondos del Archivo Historico Nacional con la signatura Legajo 3208, num. 334. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де, ЛОПЕС ДЕ ПЕНЬАЛЬВЕР, Хуан. Записка о средствах облегчения внутренней торговли, предоставленная многоуважаемому сеньору Г рафу Флори-дабланка. Париж, 20 июля 1791. Документ находится в фондах Национального исторического архива за подписью: Папка 3208, номер 334.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

42

Материалы Международной научно-практической конференции

димость организации корпуса специалистов и школы, специализирующихся на работах подобного рода.

В том же году он вернулся в Мадрид, привезя с собой собранную им по поручению испанской Короны коллекцию моделей, машин и планов. В апреле 1792 Бетанкур подписывает «Каталог моделей, планов и манускриптов, которые по приказу Первого государственного секретаря собрал во Франции дон Августин де Бетанкур и Молина»12. Так был открыт публике Королевский машинный кабинет в Буэн Ретиро в Мадриде, по образцу французских кабинетов, и уже в октябре королевским указом Бетанкур назначен его директором, получив свое первое жалование, которое означало окончание периода обучения.

Его пребывание в Мадриде было недолгим, вскоре он снова уезжает из Испании, на этот раз в Англию, в компании мальоркинца Бартоломе Суреды. Он посещает фабрики, общается с промышленниками и механиками; вероятно, в то время начались его исследования в сфере теории механизмов. В течение своего первого года в Лондоне он получает через своего друга Абрама Луи Бреге сообщение о телеграфе, изобретенном Шап-пом, и от другого - сообщение о запуске в работу Джоржем Мюрреем. Его живое воображение заработало, чтобы придумать свои решения проблем, возникающих при передаче сообщений на расстояние.

Тем временем, в 1795 году, за свой проект машины для срезания травы в реках и каналах он получил премию, назначенную Обществом в поддержку ремесел, мануфактур и коммерции13, закончил «Пояснения основных частей мельницы для измельчения кремния»14, снабженные поясни-

12 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Catalogo de coleccion de Modelos, Pianos y Manuscritos que, de or den del Primer Secretario de Estado, ha recogido en Francia ... Madrid, 1° de abril de 1792. Existe una edicion facsimilar en: RUMEU DE ARMAS, Antonio. El Real Gabinete de Maquinas del Buen Retiro: una empresa tecnica de Agustin de Betancourt. Madrid, Fundacion Juanelo Turriano, 1990. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Каталог коллекции моделей, планов и манускриптов, которые по приказу Первого Государственного секретаря, собраны во Франции. Мадрид, № 1, за апрель 1792. Имеется факсимильное издание в: РУМЕУ ДЕ АРМАС, Антонио. Королевский машинный кабинет в Буэн Ретиро: техническое заведение Августина де Бетанкура. Мадрид, Фонд Хуанело Турриано, 1990.

13

BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Description de une machine a couper les roseaux et les autres plantes aquatiques qui obstruent beaucoup dee canaux et de rivieres navigables [s. a.]. Cedida por gentileza da la Universidad Estatal de Vias de Comunicacion de San Petersburgo. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Описание машины для резки камыша и других водных растений, засоряющих судоходные каналы и реки (б. г.). Любезно предоставлен Петербургским государственным университетом путей сообщения.

14 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Explication des principales parties du moulinpour moudre le silex. Londres, 1796. Estos planos se encuentran entre los fondos de la Ecole National des Ponts et Chaussees de Paris, los originales estan en la Exposition en el ares destinada al Gabinete de Maquinas como uno de los inventos de Betancourt, ademas

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

43

тельным планом, спроектированным для строительства между шлюзом и железным мостом в Кольбрукдейле15, и с этого момента был, вероятно, планом упомянутого шлюза, представляющим собой образец точной и чистой техники рисунка, большой технической и художественной ценности; тогда же он получил представление о новом изобретении - прессе, изобретенном Брама, модель которого он быстро предоставил для коллекции Кабинета16. Бетанкур пробыл в Англии два с половиной года, в 1796 году, из-за разрыва дипломатических отношений между Испанией и Англией в связи с войной между этими странами, он вместе со всеми испанскими подданными, в том числе Бартоломе Суреда, был изгнан с острова. Он снова переехал во Францию, где всетретился с Бреге. Они вместе создали прототип оптического телеграфа и представили Директории «Ученые записки о новом телеграфе и несколько идей о телеграфном языке» , которые вклю-

existe una copia en color en el Museum de Sciences de Londres cuya reproduction esta tambien en la Exposition y en el catalogo, tambien existe una copia de mano del propio ingeniero entre los fondos de la Universidad Estatal de Vlas de Comunicacion de San Petersburgo. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де. Пояснения по основным частям мельницы для измельчения кремния. Лондон, 1796. Эти планы хранятся в фонде Национальной школы Пон-де-Шоссе в Париже, оригиналы представлены в экспозиции в разделе, посвященном Машинному кабинету, как одно из изобретений Бетанкура, кроме того, существует цветная копия в Музее наук в Лондоне, репродукция которой также представлена в экспозиции и в каталоге; также существует копия, сделанная рукой самого инженера, хранящаяся в фондах Петербургского государственного университета путей сообщения.

15 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Dessin de la machine pour faire monter et descendre les bateaux d'un canal inferieur a un superieur et reciproquement, sur deux plans inclines, executee en Anglaterre ... pres dupont de Coalbrookdale. En este dibujo Betancourt muestra una esclusa que tiene un sistema de funcionamiento anterior al de su esclusa de embolo-buzo aunque el plano no esta fechado. Es un plano originalcedido por la Ecole des Ponts et Chaussees. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де. Рисунок машины для подъема и спуска кораблей из нижнего канала в верхний и обратно, в двух наклонных планах, выполненный в Англии у моста Колбрукдейл. На этом рисунке Бетанкур показал шлюз, который имеет систему функционирования, предшествующую его подводно-поршневому шлюзу, хотя план не датирован. Это оригинальный план, предоставленный Школой Пон-де-Шоссе.

16 Efectivamente Betancourt encarga a Sureda que haga un dibujo y grabado del invento de Bramah que incorpora a la coleccion del Gabinete, este dibujo se ha conservado en la Biblioteca de la Escuela Tecnica Superior de Ingenieros de Caminos, Canales y Puertos y es de gran belleza; tambien hay una copia, aunque en blanco y negro en la Calcografia Nacional, ambas pueden admirarse en la Exposicion. В самом деле, Бетанкур поручил Суреде сделать рисунок и гравюру изобретения Брама, который добавил в коллекцию Кабинета; этот рисунок сохранился в библиотеке Высшей технической школы инженеров дорог, каналов и портов; рисунок очень красив; имеется также копия, хотя и черно-белая, в Национальном граверном искусстве, оба можно видеть в экспозиции.

17 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de y BREGUET, Louis Abraham. Memoire sur un nouveau telegraphe et quelques idees sur la langue telegraphique. Paris, [1797]. Biblioteca de la Ecole National des Ponts et Chaussees. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА,

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

44

Материалы Международной научно-практической конференции

чают три плана - общий и детальные. Хотя Прони из Академии написал доклад в пользу Записок Бетанкура и Бреге, они вызвали острую Полемику с Шаппом, и в конце концов предложенный телеграф не был построен. Позднее, когда модель была усовершенствована, они предприняли попытку запустить ее в действие и представили Директории новые Записки18.

Национальному институту потребовалось сравнительное исследование двух оптических телеграфов, для чего Академия наук создала комиссию экспертов, в которую входили Лаплас, Лагранж, Борда, Прони, Де-ламбр, Кулон и Шарль. Снова доклад был благоприятным, и точно так же он был забыт, что было вызвано давлением со стороны Шаппа, который был, к тому же, гражданином Франции. Бетанкур снова возвращается в Мадрид, возможно, с идеей провести первую телеграфную линию в Испании - между Мадридом и Кадисом, чем он занимался с 1799 по 1800 год.

Последующий период, до окончательного отъезда из Испании в 1807 году, неутомимый Бетанкур посвятил совмещению эксплуатации Королевской хлопковой фабрики в Авиле, как частного бизнеса, с работами по проверке и инспекции работ в качестве государственного казначея. Вместе с Пеньальвером он издает заключение об изучении остановленных работ по строительству Кастильского канала, предлагает решения по его продолжению; посещает строительство Королевского оросительного канала в Хараме; наблюдает за строительством дорог и моста на реке Халон. Около 1801 или 1802 г. он изобретает подводно-поршневой шлюз, уменьшенную модель которого представляет в Машинный кабинет. Он посещает вместе Рафаэлем Бауса владения Принца де ла Пас в Сото де Рома в Г ра-наде, земли которого часто бывали затоплены из-за периодических наводнений, вызванных разливом рек Хениль и Кубильяс, отягченных растущим сокращением лесов вдоль этих рек. Бетанкур издает технический доклад19,

Августин де и БРЕГЕ, Луи Абраам. Записка о новом телеграфе и несколько идей о телеграфном языке. Париж, (1797). Библиотека национальной школы Пон-и-Шоссе.

18 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de y BREGUET, Abraham Louis. «Reponse aux observations faites par le citoyens Chappe sur le nouveau telegraphe propose au Directoire par les citoyens Betancourt et Breguet... Paris. En: Prony, Gaspard de. Rapport sur un nouveau telegraphe propose par MM. Betancourt et Breguet [1796-1797]. Estos documentos junto con el de la nota 16 han sido prestados para la Exposition por la Ecole Nationale des Ponts et Chaussees de Paris. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де, и БРЕГЕ, Абраам Луи. «Ответ на замечания, сделанные гражданином Шаппом о новом телеграфе, представленном Директории гражданами Бетанкуром и Бреге» Париж. В: Прони, Гаспар де. Отчет о новом телеграфе, предложенном г-дами Бетанкуром и Бреге (1796-1797). Эти документы вместе с заметкой 16 были предоставлены для экспозиции Национальной школой Пон-и-Шоссе.

19 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. [Informes sobre el reconocimiento y obras que se han de hacer en la Vega de Granada, 1803]. En: Expediente sobre las obras de encauzamiento de los Rios Genil, Cubillas y Belillos (1800-1807). Esta depositado en el Servicio Historico Militar. Contiene un plan firmado por Rafael Bauza, colaborador de Betancourt. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де. «Доклады по проверке и работах,

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

45

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

дошедший до наших дней, в котором предлагает серию природосберегающих решений, делая акцент на том, чтобы сохранить леса у подножия гор. Однако это не понравилось Годою, который перестал ему доверять и направил на руководство работ к военным инженерам, то есть к тем, кто составлял круг, враждебный тому, который создал Бетанкур.

Как Г енеральный инспектор дорог и каналов (назначен королевским указом в 1801 году), он посещает плотину Мостов в Лорке, авария на которой принесла большие человеческие жертвы и разрушения, результатом чего стало неосмотрительное решение, не рекомендующее реконструкцию на том же месте20. Возможно, это трагическое событие, причины которого были проанализированы в представленном документе, стало причиной, которая навела его на мысль о необходимости создания Школы дорог и каналов для технической подготовки профессионалов, занятых в строительстве общественных сооружений.

Бетанкур, обеспокоенный качеством образования в недавно созданной Школе, нашел преподавателей из числа самых квалифицированных специалистов, таких как Хуан Лопес де Пеньальвер, Хосе Чайс и Хосе Мария де Ланс, вместе с которыми он подготовил, с 1802 по 1805 год, первый проект «Очерка о строительстве машин» , отпечатанного в Париже в 1808 году.

которые должны быть произведены в Вега де Гранада, 1803». В: Деле о работах по направлению в русло рек Хениль, Кубильяс и Белильос (1800-1807). Хранится в Военной исторической службе. Содержит план, подписанный Рафаэлем Бауса, сотрудником Бетанкура.

20 [BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de]. Ynforme dado por Dn. Agustin de Batencourt sobre los pantanos, y reparaciones que deven hacerse en Lorca. Y parezer de los SS. Fiscales del Consexo. Madrid, 1802. El Fondo Cultural Espin de la Caja de Ahorros del Mediterraneo de Lorca, Murcia, ha cedido amablemente este documento para que estuviese presente en la Exposicion. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де «Доклад, представленный доном Августином де Батенкуром о разрушениях и работах, которые должны быть произведены в Лорке. И суждение г-д Прокуроров Совета». Мадрид, 1802. Культурный Фонд Эспин при Средиземноморском сберегательном банке в Лорке. Мурсия, любезно предоставил данный документ для нашей экспозиции.

21 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de y LANZ Jose Maria de. Essai sur la composition des machines: programme du cours elementaire des machines pour l'an 1808. Paris, 1808. Pronto en 1819 se realiza la segunda edicion de la obra en frances, en 1820 se publica por primera vez en lengua inglesa y en 1829 en aleman, sim embargo no es hasta 1990 cuando se publica por primera vez en espanol, edicion que corrio a cargo del Colegio de Ingenieros de caminos, Canales y Puertos. Sin duda nadie es profeta en su tierra. La Fundacion Juanelo Turriano, creada por Jose Antonio Garcia-Diego tuvo la gentileza de prestarnos los ejemplares de su biblioteca para que estuviesen presenes en la Muestra. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де и ЛАНС, Хосе Мари де. «Очерк о строительстве машин: программа элементарного курса машин на 1808 год». Париж, 1808. Вскоре, в 1819 году состоялось второе издание работы на французском языке, в 1820 году работа впервые опубликована на английском языке и в 1829 году - на немецком, однако только в 1990 она впервые была издана на испанском языке Коллежем инженеров дорог, каналов и портов. Поистине, нет пророка в своем отечестве. Фонд Хуанело Турриано, созданный Хосе Антонио Гарсиа Дьего, любезно предоставил нам

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46

Материалы Международной научно-практической конференции

По его инициативе были переведены на испанский язык для нужд учащихся Студии Генеральной инспекции дорог, которая королевским указом 1803 года была переименована в Школу дорог и каналов, а ее члены - в инженеров дорог и каналов, «Элементарную механику» Франкоэра и «Описательную геометрию» Г аспара Монжа.

Несмотря на неутомимую деятельность в эти годы, похоже, ничто не привязывает его к родине. Из-за того, что события в Испании принимали дурной оборот (французская оккупация), а также из-за разногласий с Г одо-ем Бетанкур решил уехать, на этот раз окончательно, сперва во Францию, а затем в Россию, как только были ликвидированы счета фабрики в Авиле.

В конце весны 1807 года он живет в Париже, где представляет на рассмотрение Академии наук от Национального института документ, озаглавленный «Записки о новой системе внутренней навигации»22, в котором объясняет принцип работы нового шлюза с подводным поршнем, задуманный им в 1801 году. Заключение, вынесенное Монжем, Прони и Боссю, было в пользу их опубликования, что произошло в 1808 году. В этом же году, в сентябре, он договаривается о приезде в Санкт-Петербург, город, где он был сердечно принят царем Александром I.

Машинный кабинет - музей техники

Следующий блок экспозиции, хотя и относится к испанскому периоду, носит узкотематический характер, поскольку в нем мы попытались воссоздать то, чем, как мы предполагаем, мог быть Машинный кабинет ,

экземпляры из своей библиотеки для демонстрации на нашей выставке.

22 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Memoire sur un nouveau systeme de navigation interieure: presente a I'Institut National de France. [Paris], [s. n.], [1807]. Contiene una serie de planos explicativos de mano del propio Betancourt. Cedida por la Fundacion Juanelo Turriano. Copia de los planos en color estan en la Biblioteca de la Universidad Estatal de Vlas de Comunicacion. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. «Записки о новой системе внутренней навигации, представленные Французскому национальному Институту». Париж, [б. н.], 1807. Содержит серию пояснительных планов, сделанных рукой самого Бетанкура. Предоставил Фонд Хуанело Турриано. Копия цветных планов находится в библиотеке Петербургского университета путей сообщения.

23

De las colecciones que contenia el Real Gabinete de Maquinas no han quedado restos si excluimos el Manuscrito de la Fabrica de Canones de Yndrid. El unico testimonio con que contamos para saber el contenido del Gabinete son los Catalogos de Betancourt y Penalver que contienen la relacion y description de las memorias. A partir de estos se han recogido, en distintos museo y bibliotecas, una serie de objetos, modelos, maquetas, publicaciones, grabados, dibujos de Betancourt, Sureda, etc. con la intention de dar una idea al publico de lo que podria haber sido el autentico Gabinete. Из коллекций, хранившихся в Королевском машинном кабинете, ничего не сохранилось, за исключением рукописи о пушечном заводе в Индриде. Единственным свидетельством, из которого мы можем узнать, что хранилось в коллекции Кабинета, являются каталоги Бетанкура и Пеньальвера, содержащие ссылки и описание записок. По ним в разных музеях и библиотеках была

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

47

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

созданный Бетанкуром, в котором получили должности его самые близкие соратники из группы пансионеров: Бартоломе Суреда, Антонио Альварес, Хуан Лопес де Пеньальвер - по настоянию графа Флоридабланка, который следовал моде просвещенных французов, любивших учреждения подобного рода.

Кабинет открыл свои двери в 1792 году, он разместился в помещениях Дворца Буэн Ретиро в Мадриде. Это был результат многолетнего, начатого в 1785 году, собирания планов, моделей и записок, доведенного до конца Бетанкуром и Хуаном Лопесом де Пеньальвером, и представлял богатейшую коллекцию, обладающую немалой научной и технической ценностью.

В том же году инженер завершил свой Каталог и был назначен директором этого учреждения. Впоследствии, когда Бетанкур находился в Англии, Пеньальвер заменил его на этом посту; в 1794 году он занялся изданием «Каталога Королевского машинного кабинета»25, изданного после Каталога Бетанкура.

Бетанкур постоянно был занят тем, чтобы все технические новинки и нововведения были представлены в Кабинете, который в 1802 году вошел в состав Г енеральной дорожной инспекции в качестве практической лаборатории Школы гидравлических исследований, официально просуществовавшей до 1808 года, после чего коллекции Кабинета стали утрачиваться по причине ужасной политической ситуации.

В этот раздел входит, поскольку ее написал сам Бетанкур, хотя и за год до официального открытия Кабинета, рукопись «Описание Королев-

собрана серия предметов, моделей, макетов, публикаций, гравюр, рисунков Бетанкура, Суреды и др. с целью дать представление о том, что мог из себя представлять настоящий Кабинет.

24 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Catalogo de la coleccion de Modelos, Pianos y Mnauscritos que, de orden del Primer Secretario de Estado, ha recogido en Francia Don Agustm de Betancourt y Molina. Madrid, 1° de abril de 1792. El original pertenece a los fondos de la Biblioteca del Palacio Real de Madrid. БЕТАНКУР И МОЛИНА, Августин де. Каталог коллекции моделей, планов и рукописей, которые, по приказу Первого Государственного секретаря собрал во Франции дон Августин де Бетанкур-и-Молина. Мадрид, 1 апреля 1792. Оригинал принадлежит фондам Королевского Дворца в Мадриде.

LOPEZ DE PENALVER, Juan. Catalogo del Real Gabinete de Maquinas. Madrid, Imprenta de benito Cano, 1794. LOPEZ DE PENALVER, Juan. Descripcidn de las maquinas de mas general utilidad que hay en el real Gabinete de ellas, establecido en el Buen retiro hecha de orden de S.M. Madrid, Imprenta real, 1798. Existe una reproduction facsimilar en: LOPEZ DE PENALVER, Juan. Descripcidn de las Maquinas del Real Gabinete. Edition de Joaquin Fernandez e Ignacio Gonzalez Tascon. Madrid, 1991. ЛОПЕС ДЕ ПЕНЬАЛЬВЕР, Хуан. «Каталог Королевского машинного кабинета». Мадрид, типография Бенито Кано, 1794. ЛОПЕС ДЕ ПЕНЬАЛЬВЕР, Хуан. «Описание машин Королевского кабинета». Издательство Хоакина Фернандеса и Игнасио Гонсалеса Таскона. Мадрид, 1991.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

48

Материалы Международной научно-практической конференции

ского предприятия в Индриде»26 - результат работ по агентурной разведке для испанского флота на пушечном заводе в Индриде, неподалеку от Нанта.

Инженерное искусство. Бетанкур в России

Прибыв в Санкт-Петербург, Бетанкур поступает в русскую армию в звании генерал-майора, его направляют в Департамент путей сообщения, немедленно ставший Генеральным руководством. Коллектив профессионалов, занятых дорожным строительством в России, собрался вокруг Корпуса инженеров путей сообщения, у которого был собственный штат и центр высшего образования, в организации которого Бетанкур принял активное участие.

В апреле 1809 года принц Гольштин-Ольденбургский назначен Генеральным директором Корпуса, создав совет, в который входил Бетанкур вместе с избранным кругом людей, назначенных за свои достижения и престиж; одной из задач было инспектирование состояния Ладожского и Вышневолоцкого каналов, построенных около 1711 года для водоснабжения Санкт-Петербурга; а также Тихвинского и Мариинского каналов, которые соединяли Каспийское и Балтийское моря27. Навигационная система, образованная этими каналами, была непригодной и местами находилась в самом плачевном состоянии. Также Бетанкур и Де Волант представили проект защиты от наводнений на Волге в районе города Тверь.

В 1809 инженер был повышен до генерал-лейтенанта и назначен инспектором Института путей сообщения, созданного по его инициативе по образцу Школы дорог и каналов в Мадриде. Он пытается всеми средствами создать престижное учебное заведения с высоким уровнем образова-

26 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Description del Establecimiento de Yndrid donde se funden y barrenan los canones de hierro para la Marina Real de Francia. 1791. Pertenece a los fondos de la Biblioteca del Palacio Real de Madrid, y constituye una valiosa explication tecnica del metodo de barrenar canones en solido, ademas cuenta con unas impresionantes y bellisima laminas de vistas de las instalaciones, dibujos de detalle, secciones de los edificios, la maquinaria, etc, lo que le convierte en una autentica joya. Betancourt se lo dedica al Rey y rapidamente lo incorpora al Gabinete, es el unico documento conservado del Gabinete original. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де. Описание предприятия в Индрид, где отливают и сверлят железные пушки для Французского Королевского флота. 1791. Принадлежит фондам Библиотеки Королевского Дворца в Мадриде и представляет собой ценное техническое описание метода сверления монолитных стволов. Кроме того, содержит превосходные впечатляющие гравюры с видами установок, чертежи деталей, корпуса зданий, оборудование и т. п., что делает этот документ настоящим сокровищем. Бетанкур посвятил его Королю, и вскоре поместил в Кабинет; это единственный документ, который сохранился от существовавшего кабинета.

BOGOLIUBOV, Aleksei. Un heroe espanol del progreso: Agustin de Betancourt. Con un prologo de Julio Caro Baroja. Epilogo de Jose Antonio Garcia-Diego. - Madrid, 1973. Pag. 85. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Испанский герой прогресса: Августин де Бетанкур. С прологом Хулио Каро Бароха. Эпилог: Хосе Антонио Гарсиа Дьего. - Мадрид, 1973.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

49

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

ния, для чего нанимает известных профессоров - Резимона, Базена, Фабра, Потье, прибывших из Франции, а также приглашает большую группу соотечественнике - Ван Халена, Хосе Суреду, братьев Эспехо, Рафаэля Ба-уса - в качестве сотрудников. Одной из самых больших его забот стало собирание хорошей библиотеки и включение в программу практических дисциплин, для чего за границей приобретались книги, прежде всего на французском - языке, известном просвещенным кругам, и инструменты для использования студентами учебного заведения.

Педагогическая деятельность увела великого инженера в сторону от конструкторской деятельности. Так, с 1810 по 1813 год он проектирует мосты на Ижоре и Славянке по дороге на Москву, один арочный мост в Екатерининском парке и мосты в Ижоре, Петергофе и Туле. Среди его самых заметных реализованных проектов - первый большой арочный мост в Санкт-Петербурге, Каменноостровский (деревянный) на Малой Невке, машинное оборудование которого было спроектировано самим Бетанкуром и построено в мастерских Института. Даже сегодня, хотя моста уже не существует, можно любоваться его изящным изображением благодаря акварелям, вышедшим из-под кисти Бетанкура, которые хранятся в научнотехнической библиотеке Университета.

Еще один важный проект Бетанкура-конструктора был реализован в 1820 году, когда он задумал постоянное решение для знаменитого паромного моста на Большой Неве, неподалеку от Исаакиевского собора, снабдив мост жесткой структурой резервуаров, которые он расположил на паромах так, чтобы не было необходимости разбирать его по отдельным паромам, когда это требовалось, достаточно было отпустить тросы с одной стороны, чтобы течение отнесло его к другому берегу .

Одна из первых его услуг, оказанных царю, состояла в модернизации оружейного завода в Туле. В этом деле ему очень помогли его знания, полученные при наблюдении за работой предприятия в Индриде; он снабдил

28

Del puente Kamennoostrovskii existen unos pianos en color en la Biblioteca de la Universidad Estatal de Vlas de Comunicacion de San Petersburgo, hay vistas generales y de detalles. Del puente de barcas de San Isaac hay un album de vistas en la Ecole National des Ponts et Chaussees: BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Plans, profils et vues perspectives et details du pont de bateaux de Saint Isaac execute sur la Grande Neva, a Saint Petersbourg, en 1820, d'apres les projets de Son Excellence Mr. le lieutenant-general Agustin de Betancourt publie par G. de Traitteur. Saint-Petersbourg, [1820?]. Существует несколько цветных планов Каменноостровского моста в библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения, есть общие виды и виды отдельных частей. О понтонном Исаакиевском мосте существует альбом видов в Национальной школе Пон-де-Шоссе: БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де. «Планы, профили и перспективные виды и детали понтонного Исаакиевского моста, построенного на Большой Неве, в Санкт-Петербурге, в 1820, по проекту Его Превосходительства г-на генерал-лейтенанта Августина де Бетанкура, опубликованные г. де Треттером». Санкт-Петербург [1820?].

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

50

Материалы Международной научно-практической конференции

завод мощной паровой машиной и токарными станками для окончательной обработки каналов ружейных стволов . Другое важное применение его познаний в использовании водяного пара как движущей энергии нашлось в порту Кронштадта, где была установлена мощная землечерпалка с элева-

- 30

тором, приводимая в действие паром из парового котла .

Привилегированное положение, которым пользовался Бетанкур в свете политики общественных работ на новой родине, без сомнения, полностью его удовлетворяло. Как он объясняет в переписке со своими братьями Хосе и Каталиной, почти ежедневно он работает с царем Александром, который полностью доверяет ему и одобряет реализацию его проектов, которые могут послужить на благо страны. В 1816 году он трудится над чертежами типографии денежных знаков, которую построят на берегу реки Фонтанки, планы ее сохранились и представлены на выставке, они подписаны императором, который дал свое одобрение, поручив Бетанкуру реализацию проекта и руководство работами. Всего за два года под абсолютным контролем Бетанкура сооружаются различные здания и части зданий, типография, устанавливается оборудование, причем он сам занимался разработкой рисунка на купюрах. С фабрики «Гознак» начнут выходить новые деньги, которые с 1818 по 1820 год заменят все бумажные деньги, имевшие хождение в Империи, большей частью фальшивые .

Санкт-Петербург, где он поселился, - город с неоклассической архитектурой, которому суждено было стать одним из самых прекрасных в Европе. Вдохновленный этой идеей, царь своим декретом создает Комитет по строительству и гидравлическим работам, организация которого была полностью поручена Бетанкуру, чьей задачей стало градостроительство и украшение города. Среди его приоритетов было улучшение дорог и кана-

29

En la Biblioteca de la Universidad Estatal de Vlas de Comunicacion se encuentra el album con los dibujos de la Fabrica de armas de Tula realizados por V. Fedoseev en 1830. В библиотеке Университета путей сообщения находится альбом с рисунками Оружейного завода в Туле, сделанными В. Федосеевым в 1830 году.

30

En la Biblioteca de la Universidad Estatal de Vlas de Comunicacion de San Petersburgo se encuentran las magnificas acuarelas pintadas por el Ingeniero de la draga y que amablemente han sido prestadas para la Exposicion. В библиотеке Петербургского государственно университета путей сообщения хранятся сделанные инженером великолепные акварели драги, которые были любезно предоставлены нам для экспозиции.

31 Existe diversa documentation acerca de la fabrica en el Museo Fabrica de Papel Moneda Goznak, se trata de unos planos con la planta y el alzado del edificio del secadero y de la fabrica vista desde el canal Fontanka, dibujados en 1816, asi como de las escrituras de venta de los terrenos. Han sido prestado amablemente por los responsables de la fabrica y se pueden ver en la Exposicion. Существует разнообразная документация о фабрике в Музее фабрики «Г ознак»; это планы фундамента и этажей здания сушильни и фабрики, сделанные со стороны реки Фонтанки, нарисованные в 1816 году, а также записи о продаже земельных участков. Документацию, любезно предоставленную руководством фабрики, можно видеть в нашей экспозиции.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения_______________________51

лов, строительство мостов, планирование улиц и рациональный порядок пригородов.

Наиболее показательным из трудов Бетанкура стало расширение Иса-акиевского собора с сохранением формы церкви. Кроме того, инженер занимался надзором и чертежами впечатляющих сооружений и подъемных механизмов, собранных для перевозки, установки и переноса монолитов большого размера , которые применялись при строительстве Исаакиев-ского собора, а впоследствии при установке памятной колонны в честь царя Александра I.

Еще одним его делом стала разработка и строительство ярмарки в Нижнем Новгороде, где он проявил себя как архитектор, инженер и градостроитель, проявив замечательные способности организатора и руководителя . Летом 1817 года он переезжает в Москву, где по желанию Александра, который намеревался переехать туда следующей зимой, начинает быстрое строительство зала для конных упражнений императорских войск, расквартированных на зиму в городе.

Бетанкур сделал чертеж прямоугольного здания в неоклассическом стиле, большого размера, увенчанный элегантной крышей с небольшим склоном и сорока четырьмя метрами проемов, без промежуточных опор, для чего он использовал литые детали, которые не позволяли деревянным деталям соприкасаться. За шесть месяцев здание, в котором была даже система отопления, было закончено и действовало, что необыкновенно обрадовало царя34.

32 MONTFERRAND, A. R. de. Eglise cathedrale de Saint-Isaac: description

architecturale, pittoresque et historique de ce monumentO. Saint Petersbourg, 1845. МОНФЕРРАН, А. Р. де. Исаакиевский Кафедральный собор: архитектурное,

живописное и историческое описание этого монумента. Санкт-Петербург, 1845.

MONTFERRAND, A.R. de. Plans et details du monumet consacre a la memoire de lEmpereur Alexandre. Paris, 1836. De estos libros de dibujos existen varios ejemplares depositados en la Biblioteca de la Universidad Estatal de Vlas de Comunicacion de San Petersburgo y en el Museo Central del Transporte Ferroviario de San Petersburgo, ambas instituciones fundadas por Betancourt. МОНФЕРРАН А. Р. де. План и детали монумента, посвященного памяти Императора Александра. Париж, 1836. В этих книгах рисунков есть многочисленные экземпляры, хранящиеся в библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения и в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, оба эти учреждения созданы Бетанкуром.

33

Existen unos planos que nos muestran el trazado de la Feria en el Archivo Central Estatal Historico de Rusia, San Petersburgo. Существует несколько планов, на которых изображен чертеж Ярмарки в Российском центральном государственном историческом архиве, Санкт-Петербург.

34 BETANCOURT Y MOLINA, Agustin de. Description de la Salle dExercices de Moscou. Saint Petersbourg, 1819. Depositada en la Biblioteca de la Universidad Estatal de Vlas de Comunicacion de San Petersburgo. Esta institution ha cedido amablemente su ejemplar para la Exposition. Existe una edition facsimilar en: BETANCOURT Y MOLINA,

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

52

Материалы Международной научно-практической конференции

В апреле 1819 года Бетанкур заменяет Франца Павловича Де Воланта, скончавшегося в ноябре 1818 года, на посту Генерального директора Департамента путей сообщения, сохранив за собой также должность Инспектора института, и становится одной из самых влиятельных фигур Империи в сфере государственного строительства. Среди обязанностей на новой должности было поддержание в хорошем состоянии каналов - дело большой важности, поскольку от их правильной работы зависела поставка товаров и продуктов питания. Он проводил ревизию и проектировал пристани, шлюзы для ликвидации разницы уровней; вероятно, он реализовал свои теории внутренней навигации и модели шлюза, изобретенного ранее.

Бетанкур был одним из тех, кто продвигал строительство пароходов. К этому периоду относятся некоторые из его машин для очистки каналов, движимые паром, хотя и для неглубоких мест. Вместе с Базеном он проектирует экскаваторные драги и механизмы для вырывания водной растительности вручную. Следуя традициям или используя более современную технику, такую как паровые машины, для подъема или вывода на поверхность воды, по способам, применяемым в XIX веке, он занимается также работами по водоснабжению города Казани на берегах Волги и летней резиденции царя в Царском Селе.

Полная трудов жизнь Бетанкура, как ответственного за политику государственных работ, способствовала многочисленным его поездкам по всей обширной территории владения Романовых. Он был на Кавказе, в Грузии, инспектировал Черноморские порты, Феодосию, Севастополь, Одессу, Херсон и фундаментально исследовал реки Днепр, Сеймь и Оку.

По возвращении в Санкт-Петербург он издает доклад, врученный затем царю, в котором жалуется, хотя и оценивая усилия государственных органов, на плохое и отсталое состояние дорог, мостов, каналов и т. д., приводя тот аргумент, что без достаточных материальных средств будет невозможно в достаточной мере изменить ситуацию. Неудивительно, что документ не понравился его величеству, к тому же нестабильность экономического положения, связанная с некоторыми чиновниками Департамента, вместе с завистью и недоброжелательством, которые вызывал Бетанкур

Agustin de. Nave para ejercicios ecuestres construida en Moscu por D. Agustin de Betancourt y Molina en 1819. Reproduccidn de la documentacion existente en la Biblioteca de la Escuela Tecnica Superior de Ingenieros de Caminos, Canales y Puertos. [Madrid], CICCP, [1989?]. БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де. «Описание Манежа в Москве». Санкт-Петербург, 1819. Хранится в библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения. Это учебное заведение любезно предоставило свой экземпляр для экспозиции. Существует факсимильное издание в: БЕТАНКУР-И-МОЛИНА, Августин де. Помещение для конных упражнений, построенное в Москве доном Августином де Бетанкур-и-Молина в 1819. Репродукция документов, хранящихся в Библиотеке Высшей технической школы инженеров дорог, каналов и мостов [Мадрид], CICCP, [1989?].

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

53

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

среди своих коллег тем, что был иностранцем, привели к тому, что испанский инженер впал в немилость.

В 1823 году он производит последние работы по завершению строительства ярмарки в Нижнем Новгороде и в 1824 году уходит в отставку со всех своих должностей, поскольку прежнего доверия царя уже не было и Бетанкур попал в подчинение герцогу Александру Вюртембергскому. Бетанкур уходит на покой и вскоре умирает. Он похоронен на лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Несмотря на грустный конец его дней, память Бетанкура до сих пор чтят в России, на его приемной родине, где, хотя прошло немало времени, о нем хранят добрую и достойную память.

Эдельмиро Руа Альварес

доктор, профессор Мадридского политехнического университета, Президент Коллегии инженеров дорог, каналов и мостов Испании

ИСПАНСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ КОНЦА XVIII ВЕКА.

АВГУСТИН ДЕ БЕТАНКУР-И-МОЛИНА

1 Предшественники

Считается, что слово «инженер» происходит от латинского ingenium, означающего искусство решать проблемы, которые встают перед человеком в его ежедневных делах.

Действительно, проблемы вставали перед человеком с самого начала времен, и ему приходилось решать их с помощью своего ingenium, хотя латинского языка в те времена еще не существовало.

Основные задачи, встающие перед человеком, связаны с пропитанием, одеждой и вначале, поскольку жизнь была кочевой, с передвижением себя и своего имущества. Чтобы решить первую задачу, он «изобрел» топоры, копья и любое оружие для защиты и нападения. Чтобы использовать шкуры животных, которых он добывал на охоте, и укрываться ими, он придумал орудия для их обработки и иглы для шитья. Чтобы облегчить передвижение, он использовал плоты - пересекать реки, и изобрел великую вещь - колесо. В любом открытии доисторических времен находятся эти орудия, более или менее усовершенствованные.

В эпоху Римской Империи крупные задачи можно было считать решенными, к классическому оружию, мечам, копьям, лукам, доспехам и т. п. прибавились механизированные, такие как осадные машины, катапульты и т. д. Существует уже не только иголка, изобретено веретено для прядения нитей и ткацкие станки, чтобы ткать ткани. Для передвижения по воде строятся торговые и военные корабли, а для наземного передвижения

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.