Научная статья на тему 'Бетанкур. Инженерные путешествия и научно-техническая экспертиза'

Бетанкур. Инженерные путешествия и научно-техническая экспертиза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
370
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бетанкур. Инженерные путешествия и научно-техническая экспертиза»

115

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения Библиографический список

1. Сто лет Экспедиции заготовления государственных бумаг. 1818-1918 : историческая памятка / сост. С. В. Вознесенский. - Петроград, 1918. - 56 с.

2. Гознак за 150 лет. - М. : Главное управление Гознака Министерства финансов СССР, 1969. - 92 с.

3. История Ленинградской бумажной фабрики Гознака / М. А. Щербакова, Н. А. Зегжда. - Л. : Лениздат, 1988. - 208 с.

4. Бумажные деньги России / А. Э. Михаэлис, Л. А. Харламов. - Пермская печатная фабрика Гознака, 1993. - 64 с.

5. Августин Бетанкур (1758-1824). Ученый, инженер, архитектор, градостроитель / А. Н. Боголюбов, В. Е. Павлов, Н. Ф. Филатов. - Нижний Новгород, 2002. - 219 с.

6. РГИА. Ф. 1458. оп. 2. Ед. хр. 50.

7. РГИА. Ф. 1161. оп. 1. Ед. хр. 23 и 73.

8. А. А. Бетанкур - первый инженер Экспедиции заготовления государственных бумаг / А. В. Алехов // Нумизматический альманах. - 2002. - № 2. - 43-49 с.

И. Д. Гузевич, Д. Ю. Гузевич

Школа высших социальных исследований (EHESS, Париж)

БЕТАНКУР. ИНЖЕНЕРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

На грани двух эпох

Августин Бетанкур (1758-1824) жил и действовал в переходную эпоху, которая в области инжереной деятельности означала не просто смену поколений, но много более - смену профессиональной парадигмы. Это был период, когда инженер эпохи Просвещения, универсал и практик или, по выражению А. Пикона, «инженер-артист»1, постепенно уступал свои позиции специалисту нового профиля, получившему образование в специализированном инженерно-техническом учебном заведении и хорошо владевшему математикой.

На этом фоне в Европе, потрясаемой многочисленными катаклизмами 1780-1810-х гг., профессиональный путь Бетанкура выглядит одновременно и типичным, и исключительным. Типичным потому, что он вполне вписывается в миграцию специалистов из различных уголков Европы, направленных правительствами своих стран, ставшими на путь модернизации, в наиболее крупные центры технической культуры для обучения и приобретения профессионального опыта. Исключительным, поскольку этот кана-

1

1851. -

Picon A. L’Invention de l’ingenieur moderne: L’Ecole des Ponts et Chaussees: 1747- Paris : Press de l’ENPC, 1992. - 768 p.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

116

Материалы Международной научно-практической конференции

рец, которому была уготована прекрасная карьера в родной Испании, вышел далеко за пределы узконациональных рамок, став посредником в процессе переноса знания в масштабах континента и приняв активнейшее участие в формировании новой профессиональной идентичности инженера. Деятельность Бетанкура на этом поприще была весьма многообразной: он руководил группами специалистов, создавал инженерные школы и технические корпуса, организовывал и возглавлял преподавание и исследования в различных областях инженерного искусства, стоял у основ новых дисциплин и научных школ.

При этом тот же самый человек демонстрировал ярко выраженный вкус к изобретательству и свободному предпринимательству, и его любопытство механика периодически оказывалось сильнее, чем запреты и общепринятые нормы (напомним, что Бетанкур оставил весьма заметный след в истории технического шпионажа). Вот далеко не полный список сфер его профессиональных интересов: текстиль и металлургия, горное дело и химия красящих веществ, воздухоплавание и чеканка монет, очистка водных потоков и паровые машины, часовое дело и измерительные инструменты, изготовление ценных бумаг и архитектура, телеграф и механическое искусство, гидравлика и публичные работы. Его мобильность была под стать его многочисленным интересам. Большую часть жизни он провел в пути.

Бетанкур был слишком увлекающимся человеком, чтобы оставить глубокий след в какой-то одной определенной области. Однако он сумел свой разнообразнейший опыт поставить на службу множеству других людей, поскольку количество его учеников в Европе с трудом поддается подсчету. Разве что суммировать все выпуски Школы дорог и каналов в Мадриде или Института Корпуса инженеров путей сообщения в С.-Петербурге, которые и поныне считают себя его наследниками...

Четыре европейские столицы были ареной его деятельности в различные периоды жизни: Мадрид, Париж, Лондон, С.-Петербург - и каждая по-своему способствовала формированию и оттачиванию его профессионализма. Уточнению их вклада в техническую культуру Бетанкура будет уделено внимание в первой части настоящей статьи. Причем этот вклад будет иметь различное значение в зависимости от того, пойдет ли речь об оси Париж-Лондон, центральной для обучения и начала профессиональной карьеры Бетанкура, или об оси Мадрид-С.-Петербург, основной для понимания того, как им осваивался, перерабатывался и применялся столь разнообразный опыт. Этот вопрос мы рассмотрим во второй части статьи. Наконец, последняя ее часть будет посвящена эволюции Бетанкура как эксперта в самом широком смысле этого слова.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

117

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Ось Париж-Лондон

Путешествия во Францию и Англию занимают важное место в жизни Августина Бетанкура. Они глобально охватывают 24 года и длятся, в сумме, более 13 лет, что соответствует почти четверти его взрослой жизни, которая начинается с прибытием в Мадрид в 1778 г., в возрасте 20 лет, и завершается в 1824 г. в С.-Петербурге, со смертью инженера в возрасте 66 лет. Между 1784 и 1808 гг. - крайними датами, ограничивающими этот период чрезвычайной мобильности, - Бетанкур шесть раз побывал во Франции и два раза - в Англии.

Поездки продолжительностью от 3 недель до 6 лет следовали друг за другом с небольшими интервалами в начале и в конце упомянутого периода с паузой в 9 лет (1798-1807), которые инженер безвыездно провел в Испании . Этот перерыв способствовал изменению характера его поездок. На смену официальным командировкам, финансировавшимся государством в период до 1798 г., пришла рискованная эскапада 1807-1808 гг., которую инженер предпринял на свой страх и риск, изыскивая способ покинуть Испанию.

Таким образом, эти две группы путешествий существенно отличаются друг от друга как по материальным и административным условиям, так и по внутренним побуждениям и конечным итогам. Человек, который неустанно ездит по Франции и Англии в 1784-1798 гг., находится в расцвете сил (ему от 26 до 40 лет), он динамичен, полон энтузиазма, любознателен и честолюбив, он жаждет быть полезым своей стране и мечтает сделать там успешную карьеру. Франция и Англия служат для него источниками информации, трамплином к социальному продвижению, открывают новые горизонты. Человеку же, который в 1807 едва ли не бежит во Францию, уже под 50, и хотя его творческая активность отнюдь не иссякла, молодой задор изрядно поостыл под влиянием возраста и утраченных иллюзий. Прежний энтузиазм уступил место решительности зрелого мужа, которого сложная политическая ситуация, экономические затруднения и горечь от того, что плоды его многолетних трудов разрушены войной, вынудили покинуть страну3. В этот период Франция служит для него промежуточным этапом на пути к новой судьбе - России.

2

В этот период Бетанкур много ездил по Испании, особенно с 1801, став инспектором Корпуса дорог и каналов. Но нас интересуют его зарубежные поездки, которые как раз и были тогда приостановлены.

3 Бетанкур покинул Испанию в значительной степени из-за наполеоновского нашествия. В 1808 Кабинет машин в Мадриде, созданный его усилями и состоявший под его управлением, был разрушен французскими частями, а Школа дорог и каналов, которую он основал в испанской столице и которой руководил, была закрыта (чтобы вновь открыться лишь в 1823 г.).

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

118

Материалы Международной научно-практической конференции

Характеристика путешествий

Несмотря на столь существенные различия, все путешествия Бетанкура насыщены бурной познавательной и творческой деятельностью, которая шла по следующим направлениям: обучение (посещение учебных заведений, научных учреждений, ателье, лабораторий и мануфактур, а также образовательные стажи); изобретения (описания, проекты, модели и/или готовые изделия); научные работы (академические мемуары и трактаты); промышленные инициативы (мемуары и проекты промышленных предприятий, попытки их эксплуатации); образовательные инициативы и организация коллективной работы (образовательные проекты, работа со стажерами); поручения (покупка оборудования, инструментов, моделей и книг); торгово-посредническая деятельность; техническая разведка (сбор информации о различных нововведениях технического и коммерческого характера). Однако и здесь можно обнаружить некоторые различия, поскольку каждое путешествие имело свою специфику.

Первое путешествие молодого механика во Францию (март 1784 -июль 1785) явилось следствием его первого профессионального успеха. Три блестящих мемуара по состоянию ртутных шахт Альмадена, составленные Бетанкуром после инспекции этого крупнейшего предприятия испанской короны в 1783 г., принесли ему известность в области горного дела и стипендию Горного ведомства для изучения в Париже геометрии и горной архитектуры4.

Посещение Арагонского канала по пути во Францию, а также первые парижские контакты придают, однако, этому путешествию неожиданный оборот5. Ознакомившись с системой обучения в парижской Школе мостов и дорог, руководимой знаменитым Перонне, путешественник составляет новый проект, более созвучный его вкусам механика. В мемуаре, представленном испанскому послу в Париже графу Аранда, Бетанкур предлагает организовать в Испании обучение подобного типа для подготовки специалистов нового профиля - инженеров-гидравликов, способных взять в свои руки строительство дорог и каналов в стране.

Проект получил одобрение короля, и в сентябре 1785 г. Бетанкуру была поручена в Париже новая миссия, имевшая тройную цель: 1) пройти

4 Betancourt y Molina A. Memoirs of the Royal Mines of Almaden, 1783 / ed. I. Gonzalez Tascon, J. Fernandez Perez. Ed. facsimil. Madrid: Comision Interministerial de Ciencia y Tecnologia, 1990. - 290 p.

5 Saenz Ridruejo F. Betancourt y el Canal Imperial // Revista de Obras Publicas (Madrid). An. CXXV, n° 3155. 1978, marzo. - P. 211-215; Rumeu de Armas A. Agustin de Betancourt, fundador de la Escuela de Caminos y Canales: nuevos datos biograficos // Anuario de Estudios Atlanticos (Madrid-Las Palmas). - 1967. - № 13. - P. 243-301; Idem. Agustin de Betancourt, fundador de la Escuela de Caminos y Canales: nuevos dates biograficos. Madrid: Colegio Oficial de Ingenieros de Caminos, Canales y Puertos. - 1968. -XV. - 59 p.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

119

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

вместе в группой пенсионеров испанского правительства обучение в Школе мостов и дорог для получения звания инженеров-гидравликов; 2) прои-брести в этой школе или в иных центрах наилучшую специализацию в области механики; 3) составить коллекцию моделей машин, используемых при публичных работах и в промышленности, причем она задумывалась как вспомогательная для проекта школы6.

Все эти мероприятия финансировались испанской короной , и им было посвящено второе пребывание Бетанкура во Франции, продлившееся шесть лет (сентябрь 1785 г. - лето 1791 г.). Тогда же возникла и была опробована во Франции новая форма путешествия - гидравлическая миссия, созданная по инициативе испанского правительства с подачи Бетанкура. В отличие от классических grands tours гидравлическая группа была коллективным и отчасти «оседлым» преприятием: ее члены проживали в Париже, откуда совершали короткие целевые поездки в различные другие места.

Члены этой группы (возглавлявшейся Бетанкуром с 1786 по 1791 г.), приехавшие в Париж несколько позже него, отбирались по уровню познаний в математике, технических работах и строительстве моделей: Тома де Вери, Хуан де Фуэнте, Хосе Бетанкур-и-Кастро (брат Августина, в группу формально не входивший, но тесно с ней сотрудничавший), Хуан Лопес де Пеньалвер, Хоакин де Абаитуа Барриентос, Хуан де Мата Молеро и маке-тист Антонио Альварес. Понимо занятий в Школе мостов и дорог и изготовления моделей, план пребывания предусматривал челночные путешествия. Так, на весну и лето 1788 г. Бетанкур планировал путешествия в Бургундию и Нормандию для пенсионеров, в Нормандию и Бретань для себя с братом и, наконец, в Англию для себя лично.

О поездках стажеров информации у нас нет. В Нормандии и Бретани (март-апрель 1788) братья Бетанкуры посетили «все, что стоило посмотреть, как публичное так и секретное» , отдавая предпочтение портовым сооружениям (Брест, Лориан, Сен-Мало, Шербур и др.) и особо интересуясь причальным оборудованием и корабельными снастями9. Что же до поездки в Англию, состоявшейся в ноябре-декабре 1788 г., она имела по-

6 Подробнее об этой коллекции (Кабинет машин) см. статью Д. Гузевича в этом же сборнике.

7 Rumeu de Armas A. Ciencia y Tecnologia en la Espana Ilustrada: La Escuela de Caminos y Canales. Madrid: Colegio de Ingenieros de Caminos, Canales y Puertos. - 1980. -

P. 37-47.

8

Notas a lapiz de un viaje por Bretana (Francia) realizado el 13 de marzo de 1788 escritas por Jose y Agustin de Betancourt y Molina, residentes en Paris, Legajo 9320 del A. H. B. C. - Частный архив.

9 Этот специфический интерес в данном случае был связан с миссией Хосе де Бетанкура, офицера морского ведомства, который по возврашении в Испанию занялся организацией завода портового оборудования по собственным планам в одном из Адмиралтейств королевства.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

120

Материалы Международной научно-практической конференции

следствия, которые и по сей день вызывают оживленные дебаты в исторической среде. Ведь именно во время этого путешествия Бетанкуру удалось проникнуть, чтобы вскоре придать его гласности, в секрет паровой машины двойного действия10.

Таким образом, его первая поездка в Англию была посвящена поискам этого нового и наиболее совершенного изобретения Джеймса Уатта. Похоже, что она имела двойное финансирование, исходившее как от испанской короны (в рамках официальной миссии), так и от французских ме-хаников-предпринимателей, хороших знакомых Бетанкура - братьев Перье (в их собственных интересах)11. Однако кто бы ни был заказчиком, действия нашего героя в ходе этой поездки вполне соответствовали акту технического шпионажа. Полулегальный способ, который он употребил, чтобы получить доступ к тщательно скрываемой машине (в зал, где она работала, кто-то провел его то ли по дружбе, то ли за вознаграждение) при невозможности рассмотреть ее внутреннее устройство (он был там всего несколько минут, после чего на следующий же день покинул Лондон), не оставляет на этот счет особых сомнений.

Тем не менее результат, полученный им благодаря этой весьма ограниченной информации, был производной его таланта инженера-механика. Даже самые суровые критики этой акции признают, что Бетанкур не скопировал изобретение Уатта, но вновь, вполне самостоятельно, изобрел принцип двойного действия, исходя из необычной формы корпуса, скрывавшего основную рабочую часть машины. Следовательно, он создал собственное know-how, основанное на специфических знаниях.

Надо также признать, что даже если он получил комиссионные за услугу, оказанную Перье, его личные амбиции были нацелены скорее на общественное признание, главным образом во французской академической среде, которой принадлежало право международного эксперта в области наук и промышленных изобретений12. Требовалось ли ему, перспективному молодому функционеру испанской короны, большее вознаграждение,

10 Garcia-Diego J. A. Agustin de Betancourt como espia industrial // Estudios sobre historia de la ciencia y de la tecnica: IV Congreso de la Sociedad Espanola de Historia de las Ciencias y de las Tecnicas (Valladolid, 22-27 de septembre de 1986). T. I. Valladolid: Junta de Castilla y Leon, 1988. P. 105-125; Payen J. Betancourt et l'introduction en France de la machine a vapeur a double effet: 1789 // Documents pour l’Histoire des techniques. № 6. 1967. - P. 187-198; Goicolea Zala F. J. Memoria de Betancourt sobre la maquina de vapor de doble efecto // Betancourt: Los inicios de la ingenieria moderna en Europa. Madrid: Ministerio de Obras Publicas, Transportes y Medio Ambiente, 1996. - P. 111-114.

11 Эта гипотеза подробно нами разобрана в соответствующей главе готовящейся книги о Бетанкуре.

12 Напомним, что в 1807 г. Дж. Уатт был избран иностранным членом по классу механики Академии наук Института Франции, обойдя в этом конкурсе Бетанкура. Похоже, этим жестом французские академики постарались a posteriori успокоить обиженного изобретателя. Бетанкур попал туда на год позже.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

121

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

чем предложение Прони опубликовать его описание машины двойного действия в I томе готовившегося последним фундаментального труда «Новая гидравлическая архитектура» ? Изготовленная Бетанкуром модель машины пополнила коллекцию, предназначенную для Испании, где, по правде сказать, никто ею особо не интересовался14

Следовательно, мы можем рассматривать это путешествие в Англию как этап официальной французской миссии Бетанкура как с точки зрения ее целей (поиски механизма, представляющего дидактический, промышленный и академический интерес), так и с точки зрения результатов (проект, действующая модель и научный мемуар). Взятые вместе, эти два путешествия позволили инженеру развернуть все типы деятельности: обучение, изобретения, исследования, промышленные и педагогические инициативы, поручения и техническую разведку, которые в различных формах он будет продолжать и развивать в дальнейшем.

Более детальный разбор его занятий позволяет предположить, что уже здесь находятся в зародыше все основные сферы его профессионалсных интересов: промышленные установки, текстиль, устройства для очистки водных потоков, химические методы получения различных веществ, исследования в области паровой техники и ее практического применения.

Два следующих путешествия идут друг за другом, поскольку из Англии, где Бетанкур провел почти три года (ноябрь 1793 г. - октябрь 1796 г.), он сразу же перебрался во Францию, где задержался на четыре месяца, до февраля 1797 г. Вторую поездку в Англию вызвали три причины. Во-первых, им двигала любознательность изобретателя и честолюбие директора мадридского Кабинета машин, которой рвался ознакомиться с британскими достижениями в области механических искусств. К тому же этот исключительно деятельный человек в Испании изрядно скучал, не находя приложения своей творческой энергии; задуманная им школа к тому времени еще не была создана, и Кабинет машин, мыслившийся как активный элемент обучения в ее рамках, оказался чем-то вроде кунсткамеры, куда забредали лишь редкие посетители, большей частью весьма далекие от техники15.

На выбор страны повлияли и его политические симпатии. Потрясенный ужасами якобинского террора, Бетанкур, еще недавно симпатизировавший революции, проникся британскими ценностями, сочетающими личные свободы со строгостью политического управления. И наконец, тре-

13

Prony, de. Nouvelle architecture hydraulique. 2 pt. Paris: Firmin Didot, 1790-96.

14 Gouzevitch I., Gouzevitch D. El «grand tour» de los ingenieros y la aventura internacional de la maquina de vapor de Watt. Un ensayo de comparacio entre Espana y Ru-sia // Maquinismo iberico / Ed. A. Lafuente et A. M. Cardoso, T. Saraiva. Madrid: Doce Calles, 2007. - P. 147-190.

15 Правда, несколько раз Кабинет посетил король, большой любитель механики, но по существу дела для Бетанкура ничего не изменилось.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

122

Материалы Международной научно-практической конференции

тья причина была сугубо личного порядка, ибо наш молодой испанец должен был воссоединиться в Англии со своей семьей: супругой, Анной Жур-дан, и двумя детьми, которые по ряду причин предпочитали не жить в Испании.

Жизнь Бетанкура в Англии была чрезвычайно насыщенной. Со своим ассистентом Бартоломео Суреда он изъездил страну во всех направлениях, осматривая инженерные сооружения, фабрики, заводы, мастерские, что на современном языке можно назвать «стажем по повышению квалификации». Среди выполненных им проектов встречаем уже знакомые сюжеты: экскавационные машины, передачи для ветряных мельниц, машину для подводной подрезки травы, а также паровой пресс для сахарного тростника. Проект последнего был связан с подготовкой испанской экспедиции на Гуантанамо де Куба, в которую Бетанкура кооптировал ее организатор граф де Мопокс. И если инженер вовремя не успел в порт Корунья, откуда вышли в море корабли, причиной этому послужила еще одна работа, начатая им в Англии, продолженная во Франции и полностью его захватившая: оптический телеграф.

Интерес к телеграфии не был для Бетанкура совершенно новым. В Испании, до своего отъезда, он, видимо, экспериментировал с передачей посланий с помощью статического электричества. Успех оптического телеграфа в Англии убедил его в том, что последний обладает преимуществами перед его еще слишком несовершенным электрическим собратом. Как и следовало ожидать, Бетанкур взялся за создание своего собственного аппарата, в котором объединил достижения английского инженера Муррея с основными достоинствами системы Клода Шаппа, созданной в 1792 г. Информацию о последней Бетанкур получил от своего близкого друга Луи-Абрагама Бреге, соавтора французского изобретателя. Когда в результате разрыва дипломатических отношений между Англией и Испанией Бетанкур вынужден был покинуть остров, он направил свои стопы не в родные пенаты (куда возвращаться ему, наверное, очень не хотелось), а в Париж, где в ноябре 1796 г. совместо с Бреге подал в Директорию Республики мемуар и детальные планы новоизобретенного оптического телеграфа. Аппарат был испробован в Медоне, в присутствии Прони, давшего ему самую одобрительную оценку и особо похвалившего изобретение за точность, простоту и экономичность16.

Шапп, разгневанный этими демаршами, объявил Бетанкуру и Бреге публичную войну. Всё последующее пребывание в Париже ушло на отражение его нападок. «Ответ на замечания, сделанные гражданином Шаппом по поводу телеграфа, предложенного Директории гражданами Бреге и Бе-

16 ENPC, Bibliotheque. Fonds des documents anciens, MS 1806. Rapport du Cen Prony, Directeur du Cadastre sur un nouveau Telegraphe propose par M. de Betancourt, Ingenieur Espagnol, et par le Cen Breguet, Artiste Franqais. 4 Frimaire An 5. 2 f. r/v.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

123

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

танкуром» от 7 января 1797 г. выглядел очень убедительно, однако Директория в конечном счете предпочла заблокировать изобретение и отправить дело в архив17. Тогда глубоко разочарованный Бетанкур решился наконец вернуться в Мадрид.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако он был не из тех, кто легко бросает захватившее его дело. В октябре 1797 г., Бетанкур добивается от испанского правительства финансирования новой поездки во Францию для восстановления коллекции математических инструментов и книг, реквизированных летом того же года англичанами при захвате ими кораблей экспедиции Гуантанамо. Разумеется, все эти обязательства не помешали ему сразу по прибытии в Париж всецело отдаться, вместе с Бреге, работе по усовершенствованию оптического телеграфа18.

Четвёртое пребывание во Франции, завершающее серию официальных путешествий, оказалось в определенном смысле повторением предыдущего. Та же всеохватывающая устремленность (усовершенствовать и пробить свою систему оптического телеграфа), те же демарши (обращение к академической экспертизе, опыты, публичные демонстрации, мемуары и ученая полемика), те же неприятности (эскалация конфликта с Шаппом) и в завершение - тот же обескураживающий результат: окончательная потеря надежды на использование этого изобретения во Франции.

Именно в это время испанские власти принимают решение о строительстве линии оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом, и наш инженер, окрыленный новыми перспективами, снова отбывает на родину, чтобы в следующий раз вернуться во Францию лишь девять лет спустя. В течение этого времени в его жизни и в мире произошло много изменений.

Две работы, которыми Бетанкур занимается в Париже в мае-сентябре 1807 г. и в мае-сентябре 1808 г. также вызревают в этот период. Первая из них касается системы шлюза с погружением специального тела. Концептуальное устройство машины безупречно, оно позволяет избежать потери воды в процессе подъема и спуска судов. Само изобретение датируется 1801 г., две его модели, находящиеся в Кабинете машин (Мадрид) и в Музее Школы мостов и дорог (Париж), - 1802 г., а «Мемуар о новой системе внутренней навигации» был представлен в Институт Франции в 1807 г.19

17

ENPC, Bibliotheque. Fonds des documents anciens, MS 1806. Reponse aux observations faites par le citoyen Chappe sur le telegraphe propose au Directoire par les

citoyens Breguet et Betancourt. 20 Nivose An 5. 7 f. r/v.

18

BreguetE. Breguet, horloger depuis 1775: Vie et posterite d’Abraham-Louis Breguet (1747-1823). Paris: Alain de Gourcuff, 1997. - P. 128-132.

19 Betancourt y Molina, A. de. Memoire sur un nouveau systeme de navigation interieure: presente a l'Institut National de France. [Paris]: [s. n.], [1807]. 46 p, 4 pl.; Idem. Memoire sur un nouveau systeme de navigation interieure // Recueil de divers memoires extraits de la Bibliotheque de l'Ecole Imperiale des Ponts et Chaussees / ed. par P. C. Lesage. Vol. 2. Paris: Bernard, 1808. - P. 107-138.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

124

Материалы Международной научно-практической конференции

Вторая работа имеет еще более глубокие корни, поскольку размышления о теории машин, которую Бетанкур развивал в сотрудничестве с Ланцем в Испании в середине 1800-х гг., восходит в реальности к его первым путешествиям во Францию и Англию и к пионерным идеям Монжа и Карно в области теории механизмов. Оформление этих идей в виде академических трудов (которые вскоре получат международную известность) нам кажется действием в определенном плане символическим. Не стоит ли за попыткой Бетанкура обобщить на бумаге профессиональный четвертьвековой опыт инстинктивное (а возможно и осознанное) желание подвести итог длинному периоду своей жизни изобретателя и собирателя машин? Сам «Курс построения машин», представленный в 1808 г. в Совет Политехнической школы и опубликованный за счет последней в том же году, -фундаментальное произведение, заложившее основы новой науки о машинах, сделало его авторов, Ланца и Бетанкура, специалистами европейского масштаба в области технических наук .

На службе Российской Империи

Когда «Курс построения машин» вышел из печати в Париже, Бетанкур был уже в С.-Петербурге и за всю оставшуюся жизнь ни разу более не ездил ни во Францию, ни в Англию. Груз его обязанностей в России был таков, что времени для зарубежных путешествий уже не оставалось. Количество изобретений также пошло на убыль21. Ничего по научной значимости, подобного «Курсу построения машин», он более не написал.

Изобретательство и научные изыскания - две страсти, которые до того заполняли всю его жизнь, уступили место занятиям совершенно другого характера - в области преподавания, управления и организации. Его опыт в создании Школы дорог и каналов в Испании, разумеется, сыграл свою роль в приглашении Бетанкура на российскую коронную службу в момент, когда правительство приступило к реорганизации транспортных ведомств. Его функции и позиция в России соответствовали тем, которые он имел в Испании, разница была лишь в масштабе страны и, следовательно, в мас-

20

Lanz, J. M. de et Betancourty Molina, A. de. Essai sur la composition des machines: programme du cours elementaire des machines pour l'an 1808 par M. Hachette. Paris, 1808. XVI, 120 p., [1], 10 pl.; Idem. 2e ed. Paris: Bachelier, 1819. 184 p., [1], 12 pl. См. также: Боголюбов А. Августин Августинович Бетанкур: 1758-1824. - М.: Наука, 1969. - С. 41-61; Он же. История механики машин. Киев: Наукова думка, 1964. - С. 58-70; Cuadrado Iglesias J. I., Ceccarelli M. El nacimiento de la Teoria de Maquinas y Betancourt // Tecnica e ingenieria en Espana / Ed. M. Silva Suarez. Vol.3. Zaragoza: Fernando el Catolico; Madrid: Real Academia de Ingenieria, 2005. - P.131-181; Dupont J.-Y. Le cours des Machines de l’Ecole polytechnique, de sa creation jusqu’en 1850 // Bulletin de la Ste des Amis de la

Bibliotheque de l’Ecole polytechnique. - 2000. - № 25.- P. 12-26.

21

Назовем паровую драгу, арки Каменноостровского моста или перекрытия московского Манежа. Однако их количество не сопоставимо с настоящим «дождем» изобретений предшествовавшего периода.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

125

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

штабе ответственности. Как и у себя на родине, он был вовлечен в организацию большого технического корпуса - Корпуса инженеров путей сообщения. Как в Испании, он встал у основ нового учебного заведения - Института этого Корпуса. Как в Испании, он старался удержать Институт на плаву в первый, очень сложный период его жизни 22.

Однако в специфическом контексте России Бетанкуру пришлось заниматься и иными вопросами, не имевшими прецедента в его инженерной практике. Тем не менее, именно благодаря этой самой практике, он смог осознать их важность. Вопросы касались создания органов инженернотехнической экспертизы в масштабе страны, которые должны были взять под свой контроль всю строительную и изобретательскую деятельность в Российской Империи.

Первой из этих организаций, созданной в 1816 г. по инициативе Бетанкура и начавшей работу под его председательством, был Комитет для строений и гидравлических работ в С.-Петербурге и прикосновенных к оному местах. Задуманный для общего руководства застройкой в столице, он являл собой оригинальный синтез инженерии и искусства, которого удалось достичь благодаря взаимодополняющим профессиональным знаниям и опыту его членов, поставленным на службу коллективной экспертизе. Так, в Комитет вошли архитекторы К. Росси, В. Стасов, А. Михайлов 2-й, Модюи, а также инженеры Г. Треттер, А. Готман и П.-Д. Базен. Последний, политехник и инженер французского Корпуса мостов и дорог, приглашенный Бетанкуром на коронную службу в 1810 г., встал во главе упомянутого Комитета после смерти своего шефа, в 1824 г., и бессменно

23

руководил им до своего отъезда из России в 1834 г.

Проекты всех работ в столице представлялись на рассмотрение этого Комитета, в функции которого входила и экспертная оценка градостроительных планов, архитектурных решений, предложений по городскому благоустройству. Именно он стоит у основ создания инженерносанитарных служб. Многие родившиеся в его рамках идеи по украшению и благоустройству Петербурга воплощались в жизнь вплоть до середины XX в. Можно без преувеличения сказать, что классический облик города сложился во многом именно стараниями этой организации, сумевшей объединить, согласовать и направить в нужное русло труд многих тысяч строителей.

Вторая из созданных Бетанкуром экспертных организаций - Комиссия проектов и смет Главного управления путей сообщения (1820) - имела от-

22

Gouzevitch I., Gouzevitch D. Les corps d’ingenieur comme forme d’organisation pro-fessionnelle en Russie: Genese, evolution, specificite // Cahiers du Monde russe. - Vol. XLI, n° 4. - 2000. - P. 569-614.

23 См.: Гузевич Д., Гузевич И. Петр Петрович Базен: 1786-1838. - СПб.: Наука, 1995. - 240 с.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

126

Материалы Международной научно-практической конференции

личную от первой цель: в ее функции входило обеспечение прочности, надежности и экономичности инженерных сооружений24.

Не поддается подсчету количество проблем, которые решала эта Комиссия во всех областях техники того времени. Это мосты, набережные, шлюзы, канализация, дебаркадеры, порты, жилые и промышленные здания, мельницы, церкви, дороги, паровые машины, драги, станки, насосы, пушки, картографические работы, пироскафы, локомобили, снегоочистители, железные дороги и пр. Документы, с которыми работала Комиссия, были трех типов: проекты и сметы предлагаемых к постройке, строящихся либо уже построенных сооружений; изобретения и открытия частных лиц; проекты и предложения, присланные из-за рубежа.

Другая важная сторона деятельности Комиссии состояла в стандартизации строительных работ: она разрабатывала рациональные методы проектирования, составляла урочные положения, строительные нормы и правила эксплуатации, занималась учебниками и нормальными чертежами. С одной стороны, Комиссия сортировала проекты, отсеивая нереализуемые и выявляя ошибки в тех, которые могли бы быть использованы после доработки. С другой, она предлагала соответствующий инструментарий (который мы сейчас назвали бы нормативными документами), существенно облегчающий эту задачу.

Главным общим итогом деятельности этой организации было сведение к минимуму катастроф технических сооружений, связанных с инженерными ошибками.

Именно в этой деятельности наиболее ярко проявилось все своеобразие инженерно-технической культуры Бетанкура - культуры, в которой рационализм Просвещения, основанный на принципе единства всех наук, сосуществовал с романтической верой во всемогущество личности, вооруженной знаниями. Однако его проницательность и профессиональная интуиция подсказывали ему, что подобная задача не под силу одному человеку, каков бы ни был уровень его личной компетентности. Решить ее можно, лишь объединив знания самых разнообразных специалистов, компетентных в своих областях.

Коммуникационная сеть и отшение к экспертизе

Сравнительный испано-русский опыт Бетанкура позволяет поразмышлять еще об одном явлении, вызванном к жизни его мобильностью. Речь идет о том, что он сам был одним из центров европейской коммуни-

24

Об истории этих двух организаций см.: Gouzevitch D., Gouzevitch I. Ingenieurs franqais dans la construction et amenagement de Saint-Petersbourg: Comite hydraulique (1816-1842) et Commission des projets et des devis (1820-1842) // La France et les Franqais a Saint-Petersbourg: XVIII-XX siecles: actes du colloque (24 et 25 octobre 2003, Saint-Petersbourg). Saint-Petersbourg: Evropejskij dom, 2005. - P. 101-123.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

127

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

кационной инженерной сети. В самом деле, везде, где он побывал, он заводил контакты и вовлекал в свою орбиту множество людей, которые его поддерживали, сотрудничали с ним, а затем продолжали начатые или инициированные им дела. Эта сеть, которая создавалась в течение всей жизни, включает прежде всего профессионалов в различных технических областях - инженеров, изобретателей, механиков, предпринимателей и ремесленников, но также и ученых, художников, литераторов и любителей искусств, дипломатов и высокопоставленных чиновников, наконец, суверенов и их министров.

Сеть эта многонациональна, она объединяет французов и британцев, испанцев и русских, швейцарцев и немцев. Что же до критериев их отбора с целью сотрудничества в той или иной из многочисленных областей деятельности, которыми занимался сам Бетанкур, он сформулировал их на свой манер: «j’avais pour principe de m’adresser toujours aux meilleurs artistes». Текст написан по-французски, и на русский мог бы быть переведен: «...я поставил себе за принцип всегда обращаться к лучшим специалистам» . Однако этот перевод не отражает всех значений французского слова «artiste», которое в широком смысле равнозначно понятию «эксперт», то есть человек, «получивший знания о чем-либо на практике» и, следовательно, «способный судить о чем-либо со знанием дела, знаток»26. Иначе говоря, речь идет о специалисте, обладающем глубокими знаниями и умением в определенной области, который является авторитетом в своей среде.

Сравнивая деятельность Бетанкура во Франции, Англии, Испании и России, мы можем увидеть, что этот подход был весьма дифференцированным в зависимости от того, шла ли речь об изобретательском проекте и его общественном признании либо о проекте учебного заведения, технического корпуса или экспертной организации, затрагивающем национальные интересы.

В списке его контактов во Франции и Англии уже прослеживается разнообразие подходов, которое затем найдет свое отражение как в авторских работах Бетанкура, так и в его государственной деятельности в Испании и в России. Эти подходы будут адаптироваться одновременно к надобностям конкретного проекта и к особенностям страны проживания. Франция и Англия будут играть в этом контексте роль референтных моделей, но моделей весьма различного свойства.

Так, его коммуникационная сеть, а следовательно и подход к авторитету эксперта, в Англии включает в себя главным образом крупных механиков и предпринимателей, таких как Уатт и Бултон, Рейнольдс, Ренни и

25

Письмо Бетанкура к Бреге от 2 февраля 1799 г. (Мадрид). Частный архив.

26 Grand Larousse encyclopedique en dix volumes. T. 4. - Paris: Librairie Larousse,

1961. - P. 852.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

128

Материалы Международной научно-практической конференции

пр. Единственная организация, нарущаюшая эту однородность имен собственных, - Королевское общество поощрения исскуств, мануфактур и торговли (Royal Society for the Encouragement of Arts, Manufactures & Commerce), но и здесь речь идет о свободной ассоциации профессионалов и меценатов, которая присуждает ему премию за изобретение машины для подрезки травы у берегов каналов .

Во Франции эти контакты почти паритетно включают и отдельные личности, и организации. К первой категории можно отнести, помимо механиков и предпринимателей (братья Перье, Калла, Бреге, Дроз, Эрар), группу выдающихся государственных инженеров (Перонне, Прони, Ламбларди) и ученых (Фожа де Сен-Фон, Пруст, Ашетт), включая представителей академического мира (Борда, Бриссон, Кулон, Деламбр, Лаплас, Лагранж), а также политических деятелей (Марат, Эймар). Что же касается организаций, то все они являются авторитетными инстанциями (как в области интеллектуальной, так и государственноадминистративной) в научно-техническом мире Франции и за ее пределами. Достаточно упомянуть Ботанический сад (Jardin des plantes), Школу мостов и дорог, Академию наук, Политехническую школу.

В его жизни инженера и изобретателя эти два опыта долго сосуществовали в параллельных плоскостях. Их синтезу способствовала масштабная практическая деятельность Бетанкура сначала в Испании, затем в России, связанная с руководством крупными публичными работами и организацией государственных учебных заведений и технических ведомств. Сравнительное изучение этой деятельности приводит к мысли, что окончательно этот синтез произошел в России, даже если там вначале и превалировала французская составляющая.

И в самом деле, возникает ощущение, что Бетанкур привез Францию в своем багаже, в своей голове, в своем сердце и что не имея возможности туда вернуться, он попытался максимально использовать приобретенные там знания и связи в интересах своих российских инициатив. Французский был языком его общения в России. Сам найм его на российскую службу был напрямую связан с его французским опытом. Напомним, что подтвердив ему в Эрфурте свое приглашение в присутствии конкурента, баварского инженера К.-Ф. Вибекинга, который также предлагал свои услуги, Александр I в реальности подтвердил выбор, сделанный им в пользу французской системы инженерного образования, которую в его глазах воплощал Бетанкур. И в общем, так оно и было, если вспомнить, что прототипом мадридской Школы дорог и каналов была парижская Школа мостов и дорог эпохи Перонне.

27

Креме этого общества (его история разебрана в готовящейся книге), в связи с Бетанкуром упоминается Board of Agriculture (руководил лорд Синклер). Однако информации об этом контакте у нас пока нет.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

129

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Однако в России Бетанкур продвинул свой французский опыт гораздо дальше. Так, если общеизвестен тот факт, что парижские связи Бетанкура были им широко использованы при создании и становлении Института Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПСа), справедливо также и то, что это заведение вовсе не является аналогом созданной им на семь лет ранее испанской школы. В основе ИКИПСа лежит более поздняя референтная модель, объединившая под одной крышей связанные друг с другом

французские учебные заведения: Политехническую школу и Школу мо-

28

стов и дорог в ее «прикладном» варианте .

Для обеспечения преподавания в ИКИПСа Бетанкур добился приглашения на коронную службу французских политехников, в этом тоже отступив от своего испанского опыта. В России он не задействует в преподавании ни одного из испанских коллег (братья Эспехо, Бауса, Виадо, Мон-теверде). Что же до британцев, они появляются вначале лишь как партнеры по предпринимательству. Так, некий Инграм Бинн принял от Бетанкура в управление хлопковую фабрику Авила в Испании . Британцы, с которыми он водил знакомство в России, все были владельцами или управляющими различных заводов и фабрик. Ни в Испании, ни в России он не привлекал их к преподаванию в созданных им школах.

Картина меняется, когда мы начинаем изучать другую область деятельности испанского инженера в России - организацию научноинженерных исследований. Многонациональная группа инженеров и механиков французского, испанского, немецкого, русского и британского происхождения, составлявшая его окружение, встала у основ исследований в области строительства, транспорта, паровой техники. То, что Бетанкур привлек к ним шотландского механика и заводчика Чарльза Берда, предоставившего для экспериментов, проводимых французскими и российскими инженерами, всю мощь своего механического предприятия в Петербурге, свидетельствует о приобретенном им умении объединять технический опыт разных национальных культур.

В этом синтетическом подходе, окончательно сформировавшемся в России и опиравшемся на два основания - французскую теорию и британский эмпиризм - как раз и состояла основная черта российской научноинженерной школы, именно тогда и зародившейся в стране30. Он также

28

Gouzevitch I. L’Institut du Corps des ingenieurs des Voies de communication de Saint-Petersbourg: des modeles etrangers a l’ecole nationale: 1809-1836 // La formation des ingenieurs en perspective: Modeles de reference et reseaux de mediation: XVIIIe - XXe siecles. Rennes: Presses Univ. de Rennes, 2004. - P. 127-139.

Martin Garcia G. D. Agustin de Bethancourt, empresario en Avila (1800-1807) // Anuario de Estudios Atlanticos (Madrid - Las Palmas). - 1988. - № 34. - P. 477-504.

30 Гузевич Д., Гузевич И. Кто создал школу Остроградского, или Европейский котел на российском топливе // Ист.-математич. исслед. Вып. 10 (45). - 2005. - С. 93-120; Gouzevitch I., Gouzevitch D. Augustin de Betancourt: el modelo de la comunicacion

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

130

Материалы Международной научно-практической конференции

лежал в основе высокого профессионального потенциала и эффективности экспертных инженерно-технических структур, о которых мы писали выше. Ибо если британцы (Берд, Кларк, Вильсон, Армстронг) и не были в числе официальных членов Гидравлического комитета или Комиссии проектов и смет, они участвовали в большинстве дебатов, касавшихся крупномасштабных работ и технических инициатив, которые предполагалось предпринять в Российской Империи.

Экспертиза во всех своих проявлениях

Два основных вывода касаются места экспертизы в профессиональной жизни Бетанкура.

Прежде всего подчеркнем, что это понятие является сквозным для всей его деятельности. Это кажется естественным в той мере, в которой данный термин глобально обозначает сумму специфических научных и технических знаний, поставленных на службу обществу. В ходе своей жизни Бетанкур постоянно демонстрирует неукротимую волю сначала в приобретении таких знаний, а затем в их применении всеми возможными способами. Тем не менее в данном случае в использовании этого термина можно выделить множество смысловых оттенков, которые, отнюдь не противореча основному смыслу, позволяют углубить понимание данного явления. Не забудем, что наша история разворачивается в основном в «большом XVIII веке» и что Бетанкур - представитель эпохи Просвещения, могоплановый, изобретательный, с богатым воображением, но еще слишком «artiste», слишком увлекающийся и разносторонний человек для того, чтобы добиться выдающихся результатов в какой-то одной, конкретной области.

Называя его экспертом (а он им безусловно был по критериям своего времени), мы как раз и подчеркиваем его энциклопедизм, его способность не задумываясь внедриться в любую область деятельности, связанную с техникой и даже выходящую за ее пределы. В приложении к различным этапам его жизни понятие экспертизы также эволюционирует, следуя в этом эволюции самой личности. В некоторых ситуациях оно скорее обозначает ловкость, опыт, умение, в других - моральный и интеллектуальный авторитет, чтобы в конце концов приобрести более широкий и общий смысл, о котором мы упоминали выше.

Его вовлечение в процесс экспертизы также было двояким: с одной стороны, он требовал ее для собственных работ или для работ своих коллег и друзей, с другой - сам ее осуществлял в отношении других специалистов

profesional de los engenieros a finales del siglo XVIII y principios del XIX // Ciencia y Romanticismo: Symposium: 12, 13 y 14 de Septiembre 2002, Maspalomas (Gran Canaria) / Ed. J. Montesinos [et al]. La Orotava: Fundacion Canaria Orotava de Historia de la Ciencia, 2002. - P. 303-327.

Январь-февраль 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Proceedings of Petersburg Transport University

131

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

или поручал эту функцию своим подчиненным. Опыт его отношений с авторитетными инстанциями в четырёх странах вырабатывался в ходе успеха и неудач его предприятий. В этом лихорадочном соревновании со своими коллегами, конкурентами и в конечном счете с самим собой не было никакой заведомой победы, все достигалось оттачиванием умения аргументировать, искусством отвечать на нападки и критику, готовностью пойти на ссору, на хитрость и даже на интригу, в то время как авторитет, которого он жаждал, зачастую оказывался не тем, который в реальности решал судьбу его работ.

Его знания и умения иногда входили в конфликт с личными пристрастиями или с интересами других лиц, и тогда он становился небрежным, допускал досадные ошибки и терпел поражения. Когда в последний период своей жизни Бетанкур сам стал авторитетной инстанцией, он попытался утвердить власть Знания, объявив войну дилетантизму, чем в конечном счете навлек на себя множество неприятностей.

Его честолюбие и наивная вера в мудрость, доброжелательность и щедрость сильных мира сего постоянно его подводила: Г одой к нему охладел, а Александр I просто бросил на произвол судьбы.

Его личная неудача на службе у испанского, а потом и российского суверена свидетельствует о том пределе, который власть, политика, интриги и жизнь на чужбине могут поставить на пути компетентности. Но при всем том Бетанкур, как нам кажется, преуспел в главном, ибо ему удалось создать настоящий институт централизованной коллективной экспертизы, основанный на сумме специфических и взаимодополняющих научнотехнических знаний, выходивших далеко за пределы его собственной компетенции. Более того, он всеми имеющимися в распоряжении средствами способствовал подготовке этих экспертов нового поколения.

Наш второй вывод касается роли путешествий в формировании инженерно-технической культуры этого человека. Можно без преувеличения сказать, что каждое пребывание Бетанкура во Франции и в Англии способствовало совершенствованию его образования, оттачиванию его профессионализма и формированию его личности. Иначе говоря, они помогли ему состояться.

Решающее значение этих путешествий становится очевидным в свете тех инициатив, которые Бетанкур развернул в Испании и в России, активно участвуя в создании современных образовательных и профессиональных структур, обеспечивающих деятельность инженеров публичных работ. Путешествия содействовали превращению Бетанкура в одного из ключевых проводников технического прогресса в каждой из четырёх стран. Они также помогли ему вырваться из узконациональных рамок и стать деятелем европейского масштаба, одним из создателей коммуникационной сети, призванной упрочить общение между отдельными инженерами, институтами и даже целыми государствами.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

132

Материалы Международной научно-практической конференции

Бетанкур сумел извлечь из своего двойного опыта лучшее, что могла ему дать каждая из стран, будь то научные учреждения, библиотеки, коллекции и мастерские, промышленные предприятия, научно-технические достижения, сети профессиональных и человеческих контактов. Короче говоря, то, что мы сегодня назвали бы «питательной средой», способствующей творчеству.

Перемешанный и усвоенный полученный им франко-английский опыт помог отполировать и дисциплинировать оригинальный талант Бетанкура и дать ему проявиться на стыке двух культур, референтных для Европы. Именно он превратил его в универсального инженера-ученого совершенно особого свойства, который мог возникнуть только в переходную эпоху. Ибо по значению своей деятельности и по своеобразию своей сложной личности Бетанкур безусловно является знаковой фигурой того поколения экспертов эпохи Просвещения, которые стояли у основ современной европейской инженерии.

Д. Ю. Гузевич, И. Д. Гузевич

Школа высших социальных исследований (EHESS, Париж)

КАБИНЕТ МАШИН БЕТАНКУРА Состояние вопроса

Среди достижений Бетанкура-механика Кабинет машин занимает особое место как с точки зрения масштабности замысла («лучший кабинет машин в Европе») [1], так и той роли, которую он сыграл в становлении новой технической культуры. Печальная судьба этой уникальной коллекции (ныне от нее осталось лишь несколько разрозненных экспонатов) привнесла в эту историю грустную ноту, тем более ощутимую, что ее часто ассоциируют с драматическим судьбами ее создателей, в первую очередь самого Бетанкура, навсегда покинувшего Испанию накануне наполеоновского нашествия, когда Кабинету машин был нанесен первый удар.

Поскольку автор неотделим от своего творения, у истоков кропотливого труда по восстановлению истории этой исчезнувшей коллекции оказались два испанских биографа Бетанкура: Александр Жоранеску и Антонио Румеу де Армас, которые ввели в научный оборот труднодоступные документы различных ведомств и частных архивов [2]. Французский историк Жак Пайен внес в эту работу оригинальный вклад, проанализировав параллельно с Румеу де Армасом первый рукописный каталог Кабинета машин, составленный в 1792 г. А. Бетанкуром. Недавние исследования, инициированные И. Гонсалесом Тасконом в связи с выставкой, посвящен-

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.