Научная статья на тему 'Августин де Бетанкур, испанский ученый и инженер'

Августин де Бетанкур, испанский ученый и инженер Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Августин де Бетанкур, испанский ученый и инженер»

77

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Библиография и источники

1. Ramos, Antonio, «Descripcidn genealogica de las casas de Mesa y Ponte establecidas en las Islas Canarias», Imprenta Vazquez e Hidalgo, Sevilla, 1792, pag. 76 y 77. Рамос, Антонио «Генеалогическое описание домов Месса и Понте, поселившихся на Канарских Островах».

2. Padron Acosta, Sebastian «El Ingeniero Agustin de Bethencourt y Molina», Instituto de Estudios Canarios, La Laguna, 1958, pag. 16. Падрон Акоста, Себастьян «Инженер Августин де Бетанкур-и-Молина».

3. Nobiliario de Canarias. J Regulo Editor. La Laguna. 1959, Tomo III, pag. 647. Родословная книга Канарских островов.

4. Cionarescu, Alejandro «Agustin de Betancourt. Su obra tecnica y cientifica». Instituto de Estudios Canarios. La Laguna, 1965, pag. 11. Чионареску, Алехандро «Августин де Бетанкур. Его техническое и научное творчество».

5. Rumeu Armas, Antonio «Agustin de Betancourt, Fundador de la Escuela de Caminos y Canales, Colegio Oficial de Ingenieros de Caminos, Canales y Puertos, Madrid, 1968, pag. 11. Румеу Армас, Антонио «Августин де Бетанкур, Создатель Школы дорог и каналов».

6. Bogoliubov, Aleksei. «Un heroe espanol del progreso: Agustin de Betancourt». Seminarios y ediciones S. A. Madrid, 1973. pag. 33 Боголюбов, Алексей «Испанский герой прогресса: Августин де Бетанкур».

7. Rodriguez Mesa, Manuel «Un canario al servicio de Carlos III: Jose Betancourt y Castro». Instituto de Estudios Canarios. La Laguna. 1988, pag. 20 y ss. Родригес Месса, Мануэль «Канарец на службе Карла III: Хосе Бетанкур-и-Кастро».

8. Betancourt: Los inicios de la ingenieria moderna en Europa. Ministerio de Obras Publicas. Madrid. 1996, pag. 29 Бетанкур: начала современной инженерии в Европе.

9. Archivo de la Parroquia de Ntra. Sra. de la Pena de Francia del Puerto de la Cruz. Libros de bautismos y defunciones. Архив Прихода Нуэстра Сеньора де ла Пенья де Франсиа в Пуэрто де ла Крус.

10. Archivo de la Parroquia de Ntra. Sra. de la Concepcion de Los Realejos. Libros de bautismos. Архив прихода Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон де лос Реалехос.

11. Archivo de la familia Betancourt y Castro. La Orotava. Архив семьи Бетанкур-и-Кастро, Оротава.

Фернандо Саэнс Ридруэхо

доктор, профессор Мадридского политехнического университета (Испания)

АВГУСТИН ДЕ БЕТАНКУР, ИСПАНСКИЙ УЧЕНЫЙ И ИНЖЕНЕР

В августе 1892 г. на Международный железнодорожный конгресс в Санкт-Петербурге прибыла испанская делегация, которую возглавляли два инженера путей сообщения: инспектор дон Адольфо де Ибаррета и молодой Нарсисо Пуч де Бельакаса, который в будущем станет библиотекарем и профессором геологии в Школе дорог в Мадриде. В рецензии, которую последний написал для «Журнала государственных работ», он рассказал о том, как был тронут тем крайним почтением, с которым их приняли в

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

78

Материалы Международной научно-практической конференции

Москве, Петербурге и на Нижегородской ярмарке, а также - привожу его собственные слова - «сердечной дружбой, которой почтили нас инженеры путей сообщения, эта блистательная когорта, которую мы имеем честь называть братьями по профессии, не только по общности исследований, но и потому, что создателем нашего Корпуса был сиятельный дон Августин де Бетанкур, выдающийся испанский инженер».

Похожие слова о братстве повторились в 1915 году, по случаю визита в Испанию Антона Курсича, инженера, которому было поручено строительство Романовского канала в Туркестане.

Это профессиональное братство продолжало жить, несмотря на физическую и идеологическую дистанцию между нашими странами, даже в те времена, когда не было дипломатических отношений. Так, когда была основана испанская Коллегия инженеров дорог, первыми, и какое-то время единственными специалистами, чье образование, полученное вне Испании, подтверждалось в нашей стране, были те, кто уехал в Советский Союз во время нашей гражданской войны и получил образование в московских и петербургских высших учебных заведениях - наследниках тех, которые были созданы доном Августином в Санкт-Петербурге.

Углубимся в историю. Политика научного обновления, которой дал толчок Карл III, основывалась на программе, тремя последовательными этапами которой были: приглашение иностранных ученых, отправка испанских стипендиатов в зарубежные образовательные центры и создание лабораторий и научных учреждений на нашей земле. Среди иностранцев, которые приехали работать в Испанию, мы приведем такие известные имена, как Пруст, Шабано, Боуль, Лемор. В список испанцев, которые уехали учиться за пределы страны, в числе других выдающихся персонажей входят Хорхе Хуан, Антонио Ульоа, Антонио Каванильес, братья Эльуйар и Августин де Бетанкур. Чтобы судить о важности учреждений, которые были образованы в то время, достаточно упомянуть лишь некоторые из них: Ботанический сад, Астрономическую обсерваторию, Королевский машинный кабинет, Школу минералогии.

Августин де Бетанкур родился в Пуэрто де ла Крус, на Канарском острове Тенерифе, 1 февраля 1758 года. Он был вторым из детей благородного семейства, род которого восходил к тому Бетанкуру, который в XV веке завоевал эти острова. Он получил блестящее образование и, поскольку был наделен редкой способностью к наукам и механике, когда ему не исполнилось и двадцати лет, усовершенствовал эпицилиндрическую машину для ткачества шелка. Он выбрал сперва военную карьеру, став кадетом в июле 1777 года, а в мае 1778 года был повышен до лейтенанта. В скором времени он отправился в Мадрид, чтобы продолжить образование.

Его приезд в столицу совпал с лучшими годами царствования Карла III, когда его просвещенная политика начала приносить первые плоды и под руководством графа де Флоридабланка Испания стремилась возме-

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

79

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

стить потерянное время в развитии любого рода работ на благо общества. Возможности, которые предоставлялись такому прилежному молодому студенту, как Августин де Бетанкур, были огромны. Он учился в Королевских студиях Сан Исидро и Королевской академии изящных искусств, получив очень глубокие познания в математике, физике и рисунке.

Способности Бетанкура вскоре были признаны в самых высоких кругах. В июле 1783 года ему было дано поручение изучить работу ртутных шахт в Альмадене. Он издал три «Записки», предназначенные для графа де Флоридабланка, в которых описал подробным образом, с планами, эскизами и чертежами, используемые на шахтах машины, предлагая некоторое усовершенствование этих механизмов. Вскоре он построил шар-аэростат диаметром шесть футов, который запустил 29 ноября этого же года в присутствии монарха и всего его двора из загородного дома инфанта дона Г а-бриэля.

В марте 1784 года ему была назначена стипендия для изучения «геометрии и подземной архитектуры», то есть оборудования шахт, в Париже. Он отправился туда вместе со своим земляком маркизом де Вильануэва дель Прадо, воспользовался поездкой, чтобы посетить строительство Императорского канала в Арагоне, которое в ту пору шло полным ходом. Об этом строительстве они написали, уже в Париже, обширные и интересные записки.

Возможно, поездка на канал пробудила в нем интерес к гидравлике, предполагаемой отрасли в горном деле для нашего героя. Флоридабланка снова выхлопотал для него стипендию для изучения гидравлики в Школе Пон-е-Шоссе в Париже. В следующем месяце он снова отправился в поездку; так начался долгий и плодотворный период его пребывания во Франции, который продолжался до 1791 года. Там он стал любимым учеником и сотрудником директора Школы, Хуана Родольфо Перроне, и завязал братскую дружбу с будущим ее директором, Гаспаром-Франсиско де Прони. Он стоял во главе того, что назвали потом испанской «гидравлической командой», образованной Томасом де Вери, Хуаном де ла Фуэнте, Хуаном Лопесом де Пеньальвером и другими молодыми стипендиатами испанского правительства, которые были призваны расширять свои знания и создавать планы и макеты гидравлических сооружений, применимых для крупных работ, проводившихся в это время в Испании.

Теперь нам необходимо прервать рассказ о главных этапах жизни Бетанкура, чтобы перечислить, хотя бы бегло, его научные работы и изобретения. То есть то, чему он действительно посвятил эти годы своей жизни. В первую очередь мы должны отметить «огненную бомбу», или паровую машину двойного действия. Предпринятая в 1788 году короткая поездка в Лондон позволила ему увидеть различие своих достижений с паровой машиной Уатта и найти новые решения для некоторых проблематичных моментов в проекте англичанина. Бетанкур представил свою машину в запис-

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

80

Материалы Международной научно-практической конференции

ке, адресованной Французской академии в 1790 году. Уже за год до этого он начал ее монтаж на мучных мельницах в Гру-Кэйу, на Сене. Относительно этой же темы он предварительно представил Французской академии теоретические записки «об экспансивной силе водяного пара». Эти записки были опубликованы и получили благоприятный отзыв от Монжа, Борда и Бриссона и были широко прокомментированы в «Новой гидравлической архитектуре» Прони, которая вышла в свет в том же году.

Кроме этого, Бетанкур разработал множество гидравлических машин, таких как драги и другие аппараты для чистки каналов. Также представляет большой интерес «шлюз с подводным поршнем», любопытный механизм, который легко мог управляться одним человеком. Модели многих этих изобретений вошли в коллекцию Машинного кабинета. Большой, если не больший, интерес представляет его вклад в развитие телеграфа, как электрического, так и оптического, которым он занялся несколько лет спустя.

В 1788 году Бетанкур был назначен директором Королевского машинного кабинета; но он продолжал работать в Париже, пополняя его коллекцию, до 1791 года. Из-за ситуации, которая сложилась вследствие революционных событий, он вернулся в Испанию. В том же году он представил вместе с Пеньальвером, два предложения по развитию торговли и по созданию Дорожной школы. 1 апреля 1792 года состоялось открытие Королевского Машинного кабинета, разместившегося во дворце Буэн Ретиро. К этому событию Бетанкур подготовил каталог, из которого мы знаем, что коллекция состояла из 270 моделей, 359 планов и 99 ученых записок. Но несколько позже, 28 февраля, произошла отставка министра Флоридаблан-ки. Это событие поменяло курс испанского научного развития и непосредственно повлияло на жизнь Бетанкура. Создание Дорожной школы потерпело крах, вследствие чего Кабинет стал музеем ни к чему не приспособленных аппаратов.

Бетанкур, слишком активный, чтобы сидеть на своем посту без дела, занялся строительством элементарного электрического телеграфа в Испании, с помощью которого в 1793 году удалось передать сообщение. В последнее время хотели лишить Бетанкура первенства в строительстве электрического телеграфа в Испании в пользу известного медика Франсиско Сальва, который произвел демонстрацию перед королевским семейством в 1796 году. Сейчас неуместно заводить полемику о первенстве, ограничимся лишь тем, что еще раз упомянем постоянство изобретательского и новаторского поиска нашего героя.

В конце 1793 года он получил стипендию для поездки в Англию и отправился в Лондон, чтобы продолжать свои исследования. На это повлиял, без сомнения, его брак с англичанкой Анной Журден. Он пробыл на британских островах с ноября 1793 по октябрь 1796, в этот период он задумал новую систему оптической телеграфии. Работая там, он завязал дружбу с

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

81

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

наиболее известными английскими машиностроителями своего времени, такими как Смайлс, Бриннел, Мердок. Разрыв испано-английских отношений вынудил его вернуться на родину.

Так завершился один этап жизни Бетанкура и открылся новый, начавшийся приключением: неудавшейся научной экспедицией на остров Куба, куда он должен был отправиться под покровительством графа де Мопокса. Почтовая бригантина, на которой он отправился из Ла Коруньи, подверглась нападению английского фрегата 9 июня 1797. Бетанкур потерял все свое имущество, библиотеку и научные инструменты и был отправлен в Лиссабон, откуда вернулся в Мадрид. В сентябре он снова отправился в Париж, чтобы пополнить свои коллекции, и пробыл там до конца 1798 года. Он использовал это время для того, чтобы посвятить себя «душой и телом», как пишет его биограф Румеу де Армас, развитию, в сотрудничестве с Абраамом-Луи Бреге, своего оптического телеграфа. Декретом министра внутренних дел Французская академия наук назначила комиссию, в которую входили Лаплас, Лагранж, Кулон, Прони и Делам-бер, которая должна была сравнить телеграф Бетанкура и телеграф Шаппа; но последний, боясь конфронтации, не явился на встречу.

Вернувшись в Испанию, Бетанкур в 1799 и большей части 1800 года занимался строительством телеграфной линии, основанной на оптической системе, между Мадридом и Кадисом. Эта линия, по данным некоторых авторов, была построена только частично, но уже в таком виде она позволила в 1808 году передать из Мадрида в Аранхуэс сообщение о вторжении французов. Пока наш изобретатель занимался этими разработками, 12 июня 1799 получила воплощение его старая идея - создание Дорожной инспекции и дополнительного корпуса, который должен был служить ей.

Первым инспектором, однако, стал не Бетанкур, а граф де Гусман, который в его отсутствие способствовал созданию этого органа. В Дорожную инспекцию вошли Ларраменди, Бара, Ван Баумберген и те немногие техники, которые составили ядро будущих дорожных инженеров. Дон Августин сменил графа в 1801 году и сосредоточился в этой должности на создании Школы дорог и каналов, бесценного органа для технического обеспечения инспекции и ее дополнительного корпуса. Школа открыла свои двери во дворце Буэн Ретиро в ноябре 1802 года. Недавно, в комментариях к работе Боголюбова и Гарсиа Дьего, я имел возможность уточнить дату, приведенную Румеу де Армасом, согласно которой первое занятие в этом центре состоялось 19 ноября. Эта дата приобрела для испанских дорожных инженеров особое значение.

Научные теории и, тем более, изобретения, недолговечны, поскольку вскоре появляются другие, которые их усовершенствуют или сменяют. Учреждения, наоборот, остаются. Поэтому не должно удивлять, что главной славой Бетанкура сейчас, когда его изобретения перестали быть актуальными, стали созданные им учреждения. В Испании это Школа дорог и

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

82

Материалы Международной научно-практической конференции

каналов или Гидравлические студии в Ретиро, как потом называли ее учащиеся. Мы скажем несколько слов о ней.

Школа была создана по образцу французской Пон-и-Шоссе, поступить туда можно было после экзамена по высшей математике, вопросы которого и сегодня не кажутся нам заурядными, а в то время они представлялись исключительно сложными. Поэтому поступивших было очень немного: пятеро учащихся в первом выпуске и трое в каждом последующем. Теоретическое обучение занимало два года, в конце которых учащиеся проходили первый выпускной экзамен и получали звание третьего помощника. На следующих курсах Бетанкур считал, что теоретической подготовки недостаточно, для того чтобы отправлять учеников на работы далеко от Школы, поскольку им не от кого было бы получить помощь. И, как следствие, они оставались в Ретиро, что становилось фактически третьим курсом, носящим практический характер.

С 1801 и до 1807 года, когда Бетанкур окончательно покинул Испанию, его деятельность развивалась в разных направлениях. Со своими докладами и предписаниями он принял участие в самых известных строительствах своего времени - таких как Кастильский канал или Плотина Мостов, и даже в Сото де Рома, владениях влиятельного Годоя в Гранадской долине. Его размышления о положении государственных строительных работ в Испании были изложены в важном документе, который в 1803 году он представил государственному министру, это были «Заметки о состоянии дорог и каналов в Испании. Причины их отсталости и дефектов и способы их дальнейшего устранения». Этот труд включал в себя многолетнюю программу государственных работ по этой теме. В научном плане в этот период Бетанкур активно сотрудничал с Королевской академией изящных искусств, и у него хватило энергии, чтобы заняться и предпринимательской деятельностью - руководством Королевской хлопковой фабрикой в Авиле. Из этого приключения он вышел не без потерь.

Не очень ясны причины, которые побудили Бетанкура уехать, хотя, возможно, этому способствовали и политические проблемы страны, и его личные проблемы на Королевской фабрике. Еще в Париже, прежде чем решиться принять приглашение царя Александра, у Бетанкура было время, чтобы представить записки о шлюзе с подводным поршнем и подготовить к печати свою самую известную книгу - «Сравнительный трактат о машинах», написанную в сотрудничестве с другим знаменитым ученым - профессором Школы дорог и каналов Хосе Мануэлем Лансом. С отъездом на восток фигура Бетанкура потерялась вдали и во времени. Как яркая комета, он понемногу стал легендой.

В этом кратком рассказе о его жизни до 1808 года оставлена без упоминания не только его деятельность в сфере инженерии государственного строительства, которая была решающей для технического обеспечения этой отрасли, но и его важный вклад в индустриальную инженерию и те-

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

83

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

лекоммуникации, а также его участие в области горного дела и даже в аэронавтике. Таким образом, перед нами не узкоспециализированный технический специалист, но универсальный ученый.

Если мы исключим скромное фабричное дело, в котором, как можно предположить, виден след Августина де Бетанкура, не осталось в Испании ни одного произведения инженерной мысли, которое может быть с достоверностью приписано ему. Также у нас нет доказательств, что непосредственно он вел занятия в Школе, и поэтому, в узком смысле слова, невозможно сказать, что он оставил учеников. Строго говоря, его нельзя даже признать создателем нашего Корпуса, поскольку он был организован на основании его идей, но подчинялся графу Гусману. Почему же тогда мы, испанские дорожные инженеры, чувствуем себя последователями Бетанкура, а не Гусмана, не Ланса или кого бы то ни было еще?

Его наследие состоит в основном в той печати, которой были, его примером, его распоряжениями и его критериями, отмечены все, кто работал под его руководством, в духе, которым он наполнил эти работы. Этот дух, «дух Бетанкура», и есть то, что характеризует его последователей, и именно он позволил тем, кто им обладал, пережить все невзгоды первой трети XIX века и возродиться, подобно птице Феникс из пепла, в который их хотели обратить.

Дух Бетанкура и его последователей состоял в основном в их страсти к исследованию, в стойкости перед лицом трудностей и убежденности, что их долг - обеспечить страну прочными инфраструктурами - стоит величайших жертв. Это то, что впоследствии Хуан Суберкасе внушал своим ученикам, сведя слова к формуле, впоследствии ставшей знаменитой: много науки, много любви к Школе и много дисциплины.

После наполеоновского вторжения Испания была разоренной, Школа дорог и каналов закрылась, а Корпус дорожных инженеров распался. Из оставшихся представителей одни умерли, другие, вслед за Лансом, переехали во Францию, и еще один, Рафаэль Бауса, уехал в Россию, последовав за Бетанкуром. К счастью для нас, остался один упрямец, Хосе Августин де Ларраменди, который взял на себя сохранение идей Бетанкура. В течение двадцати пяти лет, в самых разных политических условиях он бесстрашно пытался вновь организовать Дорожную инспекцию, снова создать Корпус инженеров, открыть Школу. Он добился этого на короткий период благодаря триумфу конституционалистов в 1820 году, он снова предпринимал попытки, начиная с 1828 года, когда к власти пришли абсолютисты, и снова окончательно добился своего с приходом прогрессистов в 1833 году. В записках и докладах, которые он представлял властям, постоянно упоминается Бетанкур и его идеи. После отставки Ларраменди его старые ученики из Школы взяли его дело на себя: это были Хуан Суберка-се и Хосе де Aсас из Дорожной школы, а из других учебных заведений -

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

84

Материалы Международной научно-практической конференции

Антонио Гутьеррес и Франсиско Травеседо. Школа дорог и каналов под руководством Суберкасе стала одним из самых престижных научных центров Испании.

После того как не стало последнего из учеников школы Бетанкура, Хосе де Асаса, который умер в 1861 году, память о Бетанкуре на полуострове начала стираться. Любопытно, что на Канарских островах, напротив, в это же самое время проснулся интерес к личности этого ученого после публикаций, авторами которых были Мануэль Перес-и-Дуран и Аурелио Перес Самора. В Мадридской школе всегда сохранялось подобие культа Бетанкура, смешанного с полнейшим незнанием конкретных дел его жизни. Таким образом, в то время как в книгах продолжали рассматривать проекты московского манежа и планы шлюза с подводным поршнем, его собственное имя стало по ошибке ассоциироваться с французским написанием: Bethencourt - с t, h и e. Лишь позднее появились те, кто, как Педро Мигель Гонсалес Кихано, извлекли память о нем с древних страниц «Журнала общественных работ».

Только второе столетие со дня рождения дона Августина определило новый интерес к бетанкуровским исследованиям. На его родном острове была переиздана биография, которую Себастьян Падрон Акоста, пресвитер, уроженец Пуэрто де ла Крус опубликовал несколько лет назад, и были назначены две первые премии за лучшие произведения о его жизни. В Мадриде был воздвигнут бюст Бетанкура в садах Школы Ретиро, совсем недалеко от места, где она была открыта, и по просьбе дома Канарских островов его именем была названа улица, ведущая к Министерству государственного строительства.

Немало авторов в эти годы пролили свет на разные сферы жизни и деятельности Бетанкура: Гарсиа Ормаечеа в Мадриде, Алехандро Сиор-анеску на Тенерифе, Алехандро Звигильский в Бордо... Мы не можем предполагать, не рискуя впасть в небрежность, сколько всего было этих авторов; но мы хотим упомянуть троих из них, чьи имена, не преднамеренно, но и не случайно, с некоторых пор упоминаются рядом. Во всех трех случаях интерес к личности Бетанкура связан с отношением трех биографов к тому, чью биографию они писали.

Первый из них - дон Антонии Румеу де Армас, директор Королевской академии истории и автор биографии, великолепно вписывающейся в контекст своей эпохи, которую, за исключением отдельных вопросов, мы можем считать полной. Второй - Алексей Боголюбов, профессор механики Киевского университета, показал нам то, что отсюда нам не видно столь ярко, - пребывание Бетанкура в России. Третий - Хосе Антонио Гарсиа-Дьего, дорожный инженер, который, с его страстью к путешествиям, с его неутомимым любопытством и невероятным дружелюбием, как никто способствовал углублению интереса к нашему герою. Хосе Антонио - неоспо-

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

85

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

римый президент неформального «клуба бетанкуристов», который создал он сам. Канарец - первым, советский человек - вторым и житель полуострова - третьим представляют по основным периодам сферы деятельности дона Августина. Остается сожалеть, что четвертая сфера - Париж - не имеет своего представителя, сравнимого с ними.

В. В. Фортунатов

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История» ПГУПС

ГЕНЕРАЛ БЕТАНКУР И РОССИЙСКАЯ ЭЛИТА В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I

В отечественной литературе об Августине Августиновиче Бетанкуре главное внимание уделено его многотрудной деятельности на благо России. «Учитель русских инженеров», «родоначальник высшего транспортного образования страны» и многие другие эпитеты акцентируют внимание на том, что оставил после себя «испанец на русской службе». Бетанкур - один из последних учёных универсального, энциклопедического масштаба. Он был «мастером на все руки», профессионалом высокого уровня. И до и после Бетанкура мало кого можно поставить рядом с ним по разносторонности, инновационности и уникальности сделанного им.

Знакомство с его биографией, с его творчеством вызывает ряд вопросов, на которые вряд ли можно легко найти исчерпывающие ответы. Почему первый памятник Бетанкуру в России появился только в 2003 году? Почему в литературе об архитектуре Санкт-Петербурга 1810-1830-х годов имя Бетанкура по существу не упоминается? Чем можно объяснить такой странный факт, что карьера Бетанкура остановилась на звании генерал-лейтенанта, полученном в 1809 г., а умер Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур-и-Молина в 1824 г.? Какие причины в действительности вызвали отставку А. А. Бетанкура буквально за несколько месяцев до его смерти?

Известно, что инженеры путей сообщения, многие люди, с которыми общался А. А. Бетанкур, были в восторге от самой личности выдающегося учёного, педагога, инженера-практика. Таким ли было отношение к Бетанкуру со стороны людей, равных ему по статусу, со стороны вышестоящего руководства, включая императора Александра I? Как чувствовал себя Бетанкур в кругу русской знати, элиты того времени? Каков был его реальный «вес», влияние, формальное и неформальное место в тогдашнем высшем слое российского общества? С кем Бетанкур был дружен или, напротив, находился в сложных или напряженных отношениях?

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.