Научная статья на тему 'ВЫБРАТЬ ИСТИНУ'

ВЫБРАТЬ ИСТИНУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫБРАТЬ ИСТИНУ»

ляли и скинули в шурф шахты №5...». Дальше Таня пишет весь список погибших героев. Было очевидно, эта правда уже не может уместиться в юном сердце. Позже она добавляет: «Мне кажется, что я не ответила на вопрос. Поддалась эмоциям и не ответила так, как нужно».

Ты ответила, Таня.

Мы - каждый - отвечаем по-своему. Жизнью, поступками, словом. Не всегда это так, как хотелось бы, не всегда это достойный ответ павшим героям. Но помнить обязаны. И очень хочется, чтобы к 9 мая, к годовщине Великой Победы, самым актуальным для всех нас словом стало не «самоизоляция», а «деманкуртизация».

Татьяна Павлова

10.37492/ETN0.2021.64.2.006

Выбрать истину

Татьяна Павлова,

преподаватель русского языка как иностранного и культуры России, Высшая школа переводчиков (Джези, Италия), t.pavlova05@fulbrightmail. org

«Боу'е 1а УШопа?»

(«Где Победа?» - из гимна Итальянской Республики)

«Вторую мировую войну выиграли американцы, и они же освободили Италию. 25 апреля мы празднуем День Победы», - так обычно отвечают мои студенты на вопрос о том, что они знают о войне. И, как правило, всегда находится один студент, который уверенно заявляет: «Да, вы что, не знаете? Гитлера победила Советская армия! Это она нанесла решающий удар, а союзники в Европе ей только помогли». Повисает тишина, все студенты выжидательно смотрят на меня, и.... мы

вместе начинаем анализировать, рассуждать, переживать и чувствовать ход событий. Я твердо убеждена, что такие уроки обогащают молодых людей не только с точки зрения культуры изучаемого языка, но и помогают разобраться в истории собственной страны, критически оценить знания, полученные по этому вопросу в школе. И, что самое ценное, на мой взгляд, составить свое максимально объективное и аргументированное мнение, ведь умение осознанно оценивать поток информации - жизненно необходимый навык для того, чтобы видеть целостную картину мира и суть вещей, иметь внутреннее спокойствие и быть востребованным специалистом. На нашем факультете готовят переводчиков — людей, которые являются мостиком в диалоге двух или более культур, поэтому все вышеперечисленные характеристики особенно актуальны для данной профессии. Рассмотрим подробнее, как строится наша совместная работа, какими ресурсами мы располагаем, и какой вклад вношу, я, как представитель русской культуры.

Как и многие молодые люди во всем мире, поколение двадцатилетних итальянцев уже мало что знает о Второй мировой войне. В школе эта тема обычно выпадает на конец учебного года, пробегается быстро, о заслугах Советской армии говорится вскользь. В учебниках по русскому языку как иностранному данный вопрос тоже освещается весьма скудно: до уровня Б1 единственная информация — это то, что 9 мая в России празднуют День Победы. Потом начинают появляться какие-то небольшие тексты о войне, стихи и песни того времени. Многие мои коллеги-итальянцы предпочитают обходить эту тему, откровенно признаваясь, что она им просто не нравится. Сначала складывается впечатление, что и современной молодежи она будет не очень-то интересна, но мой многолетний опыт пре-

подавания показывает, что это совсем не так! Для студентов победа Советских войск с союзниками над Гитлером становится настоящим откровением: «Как же так? А мы не знали. А ведь и сейчас очень часто происходит то же самое манипулирование информацией...», - такие выводы напрашиваются сами.

Чтобы помочь ребятам составить максимально объективную картину, я сначала даю им возможность самим найти информацию о последних месяцах войны в Италии, расспросить своих бабушек, дедушек, мам и пап о том, что происходило в их семье и регионе в военные годы. По моему мнению, лучшие источники информации — это живые свидетели тех событий, их воспоминания. Как правило, в семьях живут рассказы о голоде и нищете после войны и истории о партизанах. Студенты всегда очень удивляются тому, что все это время они ничего не знали. Логически мы приходим к пониманию того, что на самом деле 25 апреля празднуют освобождение Италии от фашизма партизанским движением - дата эта символическая, на которую пришелся пик итальянского сопротивления. Со своей стороны я рассказываю студентам о том, что я знаю об Отечественной войне.

В моей семье День Победы очень почитают, так как моя любимая бабушка Нина, которая здравствует и по сей день, пережила войну в Белоруссии, будучи маленькой девочкой. Мы выросли с ее рассказами, это часть нашей культуры и нашего мировоззрения. Мне удалось записать бесценное видеоинтервью с бабушкой, в котором она объективно и без какой-либо агрессии и обвинений рассказывает о жизни в белорусской деревне во время войны, о школе, обо всех тяготах и страхах, о немцах. Ключевой момент бабушкиного повествования - история о том, как она, четырехлетний ребенок, от голода ходила за супчиком на немецкую

кухню. В первый раз солдат налил ей суп в котелок, во второй раз был другой мужчина, который выпустил на нее собаку, разодравшую ей пальто, а в третий - опять попался добрый немец, который дал ей шоколадку и губную гармошку. С ней бабушка не расставалась до самого конца войны, а потом та потерялась. Бабушка мудро заключает, что среди немецких солдат были и хорошие люди, которые мечтали лишь вернуться домой к семье и детям. Против фашизма воевали всем миром: и русские, и белорусы, и узбеки, и армяне, и многие другие народы. Они одержали большую обшую Победу.

Это видео и эти, казалось бы, простые, но такие глубокие слова обычно трогают студентов до глубины души. В них и заключается истина: мир не черно-белый, а целостный, в нем есть и плохое, и хорошее, и даже в самом злостном враге может быть частичка света. Эта информация чрезвычайно ценная и вызывает большой интерес у студентов, поскольку является очень личной: на видео бабушка преподавателя, а не какой-то неизвестный человек с УоиТиЬе. Старая женщина, прожившая нелегкую жизнь, прерывающимся от тяжелых воспоминаний голосом рассказывает про ужасы бомбежки, голода, гибели братьев от тифа, потерю отца. Вот она, настоящая, смотрит с экрана! Потом мы, конечно, работаем с текстом, делаем лексические и грамматически упражнения, но это все уходит на второй план по сравнению с культурным вкладом данного материала.

После самостоятельной работы и просмотра видеорассказа, мы переходим к более общей информации. Читаем стихи, слушаем песни, я показываю ребятам документальные сюжеты о блокаде Ленинграда. Это еще одно большое открытие для них: «Как?! А мы не знали!..» Мы изучаем факторы, которые помогали людям выживать. Многие студенты плачут, осознавая, какой силой духа обладают русские люди, как незначительны про-

блемы, которые окружают нас сегодня, и насколько замалчивается, к сожалению, историческая правда. В конце урока они обычно молча собираются, ошеломленные, и выходят из класса повзрослевшие и с чувством уважения к русскому народу.

Начав писать эссе, я еще не знала, что опыт героев блокадного Ленинграда станет для нас сейчас таким актуальным, когда мы все изолированы уже много недель в своих домах без права выхода на улицу (за исключением острой необходимости) из-за критической эпидемической ситуации в Италии, и нас со всех сторон бомбардируют шокирующей информацией. В стране объявлено чрезвычайное положение, какого не было со времен Второй мировой войны. Со студентами мы занимаемся дистанционно, и я им рассказываю, что одним из факторов выживания в блокаду наряду с верой, патриотизмом, силой духа и солидарностью народа было и такое незначительное на первый взгляд занятие, как наличие любимого дела, интереса, который помогал отвлечься от окружающей обстановки и дать ощущение чего-то нормального и привычного. Для нас, находящихся в данной ситуации в «тылу» и в бездействии, конструктивная информация крайне необходима. Ребят этот факт очень воодушевляет, я вижу, как растет их мотивация к изучению русского языка и истории страны. Для них (и для меня!) сейчас наши уроки — это глоток свежего воздуха, островок спокойствия и стабильности, отдых от тяжелых новостей и тревог. Благодаря помощи, оказываемой Российской Федерацией Италии, растет престиж как нашей страны, так и русского языка: итальянцы чувствуют поддержку русского народа, а студенты гордятся, что выбрали для изучения именно эту специализацию. Приятно наблюдать за такими положительными результатами в данной критической ситуации, кажется, что история творится

прямо на наших глазах. И еще есть ощущение, что мы перенеслись на 75 лет назад и можем в какой-то мере ощутить то, что чувствовали советские люди во время войны, осознать связь времен и свое единство как с русским народом, так и со всеми жителями Земли.

Русские люди выстояли в изоляции, голоде, холоде, под бомбежками и без интернета! целых девятьсот дней, а значит, и мы, итальянцы, тоже выдержим. Где же долгожданная Победа? Как тогда, так и сейчас самая главная — уже здесь, в нас самих, в наших сердцах и наших умах, в том, какую сторону мы выбираем: любви, добра, осознанности и взаимопомощи или паники, страха, недовольства и отрицания. Я очень рада, что могу поделиться со студентами опытом русского народа в этот сложный и уникальный для современной Италии период, ободрить их и с помощью русского языка сместить фокус внимания на что-то созидательное. Как и в те далекие дни Великой Отечественной войны, выбрав Истину, мы можем быть твердо уверены, что победа будет за нами!

Свобода совести предполагает наличие совести

Иван Саввин

10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Иван Саввин,

преподаватель русского как иностранного (Нью-Йорк, США), isawine@gmail.com

В США тема Второй мировой войны остается центральной для самоопределения американцев в контексте новейшей истории западной цивилизации. Впервые я столкнулся с весьма необычным для меня анализом событий 1939-1945 годов, когда я был еще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.