Научная статья на тему 'ВОСЕМЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ДВА ДНЯ'

ВОСЕМЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ДВА ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСЕМЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ДВА ДНЯ»

Сегодня мы чаще должны напоминать подросткам, какова цена Победы! Они чаще должны слышать и понимать глубину цитат «Все для фронта! Все для Победы!», «Победа будет за нами!». Победа дала нам мир, счастье, изобилие и довольство. Мы должны сохранить этот автограф Победы и преумножить его.

Марина Комаренко 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Восемьсот семьдесят два дня

Школьные перемены пролетают слишком быстро. Особенно для учителей. Особенно если надо успеть перебежать из одного корпуса в другой с «коромыслом» тетрадей/папок, чтоб вплыть в класс, «дыша духами и туманами». Однажды январским заснеженным утром, совершая привычный марафон, я заметила, что бегу по хлебу.

Крупные куски сдобы, щедро нарезанной рукой школьного повара, были уже изрядно втоптаны в снег. Не едят сегодня дети хлеб.

Накануне полночи готовила биографию Чехова, но говорить на уроке с пятиклассниками пришлось о другом. Откровения про войну, как и сама война, всегда не по плану. Как объяснить нынешним мальчикам и девочкам, что колыбельными для нас были «Катюша» и «Синий платочек»? Что не видео-

Марина Комаренко,

учитель русского языка и литературы Григориопольская ОСШ №2 им. А. Стоева с лицейскими классами (Григориополь, Приднестровье, Республика Молдова), Ва1с1икоуа66@дтаи. сот

игры, а «войнушки» учили нас отличать тьму от света? Что понятие «советский солдат» было неоспоримо священно?

Однажды спросила шестиклассников: «Кто такой Гитлер?». А в ответ - тишина... Потом самый смелый выпалил: «А я знаю! Это герой фильма «Гитлер-капут!». Из-за всеобщего смеха в тот раз серьезный разговор пришлось отложить.

Страшно было начать и теперь, не перейти в нотацию, чтобы детские глаза были моими - от первого и до последнего слова. Чтобы внезапно хрустнувшая ветка за окном не отвлекла. И все-таки, что могу рассказать им я? Где война и где мы - дети относительно сытого и спокойного времени? Хотя причем тут время, место...

За пять минут до урока учитель успевает выудить из глубин долговременной памяти много удивительного. Вспомнила «мои университеты»... Пред тем как пойти работать в школу, я провела лето в Санкт-Петербурге. Прибитая пыль, светлые вечера, кафе за Казанским собором, и я - официантка с подносом. Мечтала, подобно Куприну, освоить множество профессий, чтоб посвятить себя одной. Писала «Записки на салфетках» в перерывах между вальсированием вокруг столов. Порой, наблюдая за тем, как с заднего двора заведения вывозят на помойку килограммы несъеденного за день, я поднимала глаза на величественный собор напротив, который многое повидал. Безмолвный свидетель страшного голода и безудержного эпикурейства. И содрогалась, отгоняя мысли, не по кругу ли бежит время?

Как-то в кафе зашли два университетских преподавателя. За наперстком эспрессо женщина сетовала в разговоре с коллегой на то, что молодежь не знает истории, не ведает, на чьих костях построен хрупкий мир... И, похоже, эти двое заключили пари.

- Вот вы, девушка, - она обратилась ко мне, - знаете ли вы, сколько длилась блокада Ленинграда?

Обычно всегда во всем неуверенная, тут я отчеканила:

- Восемьсот семьдесят два дня.

Мой ответ привел ее в удивление и замешательство. Но тут же она срефлексировала:

- Ну, наверное, вы знаете, потому что коренная пе-тербурженка!

- Нет, - я впервые испытала то, что зовется гордостью за свою родину, - из Приднестровья.

И не важно было, кто из них выиграл этот спор. Победа была общей.

И вот сейчас мне необходимо было снова доказать, что есть события, о которых надо знать, независимо от места или времени бытия.

872 дня мучительного ожидания, душевной и физической боли. Смерть близких. Неизвестность впереди. Заветный кусочек хлеба - сокровищем на ладони, спасительной соломинкой, держащей на плаву. Из муки напополам со жмыхом, целлюлозой и отрубями -но тот самый, что всему голова. Все, что знала, чувствовала поведала притихшим детям, превратившимся в слух.

- А тема сегодняшнего урока, - переключаясь, продолжила я, - жизнь и творчество Антона Павловича Чехова. Но, как ни удивительно, вспомним его рассказ, который вы прочли дома, очень кстати. Как думаете, о чем небольшой чеховский шедевр «Злоумышленник»?

Они поняли.

Под занавес решила провести игру «Испорченный телефон». Тихо шепнула на ухо ученику, сидящему за первой партой: «Королева покупает шляпки!». Он по цепочке передал рядом сидящему, тот - следующему и так далее. Конечно же, фраза до последнего адресата

дошла в несколько измененном виде: «Королева стирает тряпки!».

- С исторической правдой происходит то же самое, - подытожила я. - Про королеву вы можете переспросить меня, так как я первоисточник информации. В истории правду несут очевидцы событий. Поэтому сегодня, когда в живых осталось так мало ветеранов Великой Отечественной, правду добывать все труднее и труднее. А охотников ее изменить, переписать все больше. Поэтому домашним заданием для вас будет необычное сочинение. Спросите ваших прабабушек, прадедушек, как повлияла война на их жизни, на становление ваших семей, и напишите все, что удастся узнать, принесите сохранившиеся фотографии.

На следующий день ученики наперебой хвастали еще до урока. Егор узнал, что его прадеда, оказывается, звали Галактионом! Женя узнала, что Герой Советского Союза, Степан Колесниченко, именем которого названа одна из улиц нашего города, ее двоюродный прадед! У Саши - увидела это впервые! - сияли глаза от гордости, когда читала вслух про то, как его прадед-летчик сбил неприятеля в небе. Только один Максим сочинение не сдал, пренебрежительно ухмыльнулся: «Меня это не касается». Но в ответ услышал от ровесников столько возмущенных реплик, что, сдаваясь, поднял руки и наверняка пожалел о сказанном.

Взрослея, они уже не могут оставаться равнодушными. Катя принципиально не читает наизусть стихотворения о войне, считая, что об этом - либо гениально, либо никак. Оля же, наоборот, неизменно побеждает на конкурсах «Живое слово», читая баллады о героях былых времен. Молодая-зеленая, стоит в гимнастерке и вращает миры. Откуда ведома ей эта магия слов! Даже самые отъявленные двоечники, бравирующие нигилизмом и пофигизмом, приходят на парад Победы выгла-

женные и с цветами. Хочется верить, что для них автограф Победы не крестик в графе безграмотной рукой.

Приднестровским выпускникам часто доводится изучать военную прозу. Недавно задала им прочитать «Молодую гвардию», вычеркнутую из обязательной программы. А ведь роман с жандармами и карателями стал особенно актуален в наши дни.

И вот, когда роман прочитан, мы переходим на удаленное обучение. Без горящих глаз. Без неподдельных эмоций. Но ребята и тут смогли удивить (стилистика сохранена): «Марина Владимировна, вы хотите, чтобы у меня когда-нибудь разорвалось сердце? - пишет сообщение Юля. - После того как прочитала «Молодую Гвардию», очень пересмотрела все свои взгляды, это, на мой взгляд, одно из очень тяжелых произведений. Сложно очень и обидно, но очень большая гордость за ребят и Оооочень интересно».

Такое обилие «очень» впервые порадовало.

А тут и Таня вторит Юле, не захотев отвечать на вопросы сухо по пунктам: «Вы спрашиваете, какой момент меня ужаснул? Момент? Один момент? Каждая выпущенная пуля приводила меня в ужас, доводила до слез. Жизнь... Дорогое удовольствие в то время... Но чего она стоила??! Предательства??! Тысячи смертей, миллионы литров пролитой крови?? В ужас меня приводили многие моменты, подвиги наших героев, которые совершались ради нас, ради нашей Родины и заканчивались смертью их самих. Нет мочи говорить, насколько фашисты бессердечны. Может показаться, что я выбрала последний и ужасающий момент из книги, но пусть это будет так. Ведь это правда. Эти люди, совсем юные, им жить и жить, но они не остались равнодушными, они были сильными. Их пытали, резали, избивали кнутом до полусмерти, но до последнего вздоха они были верны Родине. Их, совсем молодых, расстре-

ляли и скинули в шурф шахты №5...». Дальше Таня пишет весь список погибших героев. Было очевидно, эта правда уже не может уместиться в юном сердце. Позже она добавляет: «Мне кажется, что я не ответила на вопрос. Поддалась эмоциям и не ответила так, как нужно».

Ты ответила, Таня.

Мы - каждый - отвечаем по-своему. Жизнью, поступками, словом. Не всегда это так, как хотелось бы, не всегда это достойный ответ павшим героям. Но помнить обязаны. И очень хочется, чтобы к 9 мая, к годовщине Великой Победы, самым актуальным для всех нас словом стало не «самоизоляция», а «деманкуртизация».

Татьяна Павлова

10.37492/ETN0.2021.64.2.006

Выбрать истину

Татьяна Павлова,

преподаватель русского языка как иностранного и культуры России, Высшая школа переводчиков (Джези, Италия), t.pavlova05@fulbrightmail. org

«Боу'е 1а УШопа?»

(«Где Победа?» - из гимна Итальянской Республики)

«Вторую мировую войну выиграли американцы, и они же освободили Италию. 25 апреля мы празднуем День Победы», - так обычно отвечают мои студенты на вопрос о том, что они знают о войне. И, как правило, всегда находится один студент, который уверенно заявляет: «Да, вы что, не знаете? Гитлера победила Советская армия! Это она нанесла решающий удар, а союзники в Европе ей только помогли». Повисает тишина, все студенты выжидательно смотрят на меня, и.... мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.