Научная статья на тему 'МЫ ДО СИХ ПОР МЫСЛИМ НА РУССКОМ'

МЫ ДО СИХ ПОР МЫСЛИМ НА РУССКОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЫ ДО СИХ ПОР МЫСЛИМ НА РУССКОМ»

t на их стороне и что они кому-то преподают урок исто-

§ рии и культуры своими обличениями, как минимум

| весьма печально и тревожно.

I Как преподаватель русского языка как иностранного

| я стремлюсь уважать свободу совести, мысли и слова

| как в среде моих учеников, так и среди моих коллег.

I Мне кажется все же, что свобода совести как концепция

| предполагает этой совести некоторое наличие. Деше-

со

S вый же антинаучный популизм, оскверняющий память

J десятков миллионов советских военнослужащих, KOTO-

'S рые своим подвигом обеспечили всем нам относи-

| тельно мирную и свободную жизнь, является показате-

" лем отсутствия этой самой совести. Мне думается, что

^ в подобном контексте роль преподавателя русского

языка за рубежом выходит на качественно новый уровень. Мы обязаны не только обеспечить наших учеников системами навигаций в лабиринтах русской грамматики и морфологии; мы обязаны поддерживать разумный и человечный диалог о наших культурах и историях, всеми силами предотвращая то самое дискурсивное варварство, которое обрушилось на моего ученика В.

Рустам Сафаров 10.37492/ЕТЫ0.2021.б4.2.00б

Мы до сих пор мыслим на русском

Однажды вечером по моему любимому каналу ТВ «Звезда» шла передача, в которой рассказывалось о Ржевско-Вяземской наступательной операции. Сидели у телевизора я и мои три сына. Смотрели от силы минуты две. А потом... встали и ушли. До глубины души

Рустам Сафаров,

преподаватель русского языка. Центр развития одаренности района Исмоили Сомони города Душанбе (Республика Таджикистан), ги5Ьат. ва/агоу. 75@таН. ги

стало обидно. На следующий день за завтраком, я их спросил, почему им стало неинтересно смотреть эту передачу, на что они ответили: «Ну там же про войну». Сразу появилось много вопросов.

В школе я решил пройтись по классам и задать пару вопросов о Великой Отечественной. Стало еще больнее: ребята смотрят на тебя и не понимают вовсе, о чем речь. Ответы некоторых были поверхностными. Знают, когда она началась и когда закончилась. А некоторые и вовсе: «Это война русских против фашистов и закончилась победой в 1945-м». Я невольно вспомнил зловещее утверждение Освальда Шпенглера: «История мира — это история государств, история государств — это история войн». У меня редко получалось более детально рассказывать на уроках русского про Великую Отечественную, слезы наворачивались, очень трудно передать дух той эпохи, потому что в семнадцать лет я своими глазами видел у себя гражданскую войну: пули, грохот, кровь, смерть. Еще с детства смотря экранизации, читая романы тех лет, я глубоко погружался в образы, в образ Пьера Безухова в Бородинском сражении, Андрея Болконского под Аустерлицем, Константина Заслонова в тылу врага. Старался передать дух этой эпохи, почувствовать запах пороха и дыма от горящих танков. Увы, это не то поколение. Поколение,

которое пытается все это забыть. И благо, что живут пока наши ветераны, горит Вечный огонь на мемориале. А ведь совсем недавно хотели отменить шествие Бессмертного полка, но под натиском «последних из могикан» на полях Фейсбука власти дали добро. Мало того, начали оправдывать воинов вермахта, называть освободителей оккупантами.

Мне порой сложно объяснить детям на уроке, почему власти Чехии снесли памятник маршалу Коневу, который освободил их и почти пол-Европы. Как им объяснить, что близ городка Вайнгартен покоятся «Суворовские чудо-богатыри», о которых вспоминают выездными панихидами только русские священники? Или почему главным врагом Гитлера был обыкновенный советский диктор? Или как им объяснить, что достаточно одного боя, чтобы стать частью истории, как Сироти-нин, Кожедуб, Александр Матросов? Кстати, пару раз спрашивал прохожих у памятника Матросову в Душанбе, кто это, - не знают. Подвиг Матросова повторил мой земляк герой войны Туйчи Эрджигитов, который грудью прикрыл вражескую амбразуру...

Это и многое другое очень сложно объяснить и передать ребятам по причине, что им это уже чуждо как-то. Мне порой кажется, они не хотят жить памятью прошлого. Для них Герои и Победы - это победы Нурмаго-медова с брызгами крови в октагоне, это голы «Барселоны» на стадионах, участники «Дома-2». Они могут назвать вам всех футболистов «Барсы» поименно, но не могут назвать Героев Советского Союза из Таджикистана, Сталинградской битвы или битвы под Москвой. Они помнят, сколько боев провели «гладиаторы» в октагонах, но не знают, сколько самолетов сбила летчица Марина Раскова или Иван Кожедуб...

Перед годовщиной Победы я подготовил большой материал про ВОВ, чтобы показать его на уроке. Вете-

ранов я не смогу пригласить - им трудно ходить. Я приглашу Память. Приглашу Мусу Джалиля с его «Варварством», чтобы дети знали, как расстреливали невинных детей и матерей; я приглашу парализованного Колю Печененко, чтобы он рассказал из своей книги «Опаленная судьба», которую писал, зажав ручку зубами, как издевались нацисты над детьми. Приглашу Леню Голикова, чтобы тот рассказал, как нужно громить врага будучи 15-летним и погибнуть как Герой. Приглашу всю «Молодую гвардию» Александра Фадеева, чтобы дети знали, что в тылу врага были свои герои-подростки. Я не смогу пригласить всех, но сделаю все, чтобы дети все-таки поняли почему эти автографы на Рейхстаге -символы вечного мира и спокойствия по сей день.

Уверен, что с годами подрастающее поколение все-таки поймет, почему русское «Ура!» погнало врага до самого Берлина. И что наши деды сражались не только с фашистами в Европе, но и в Японии, уничтожив их армию всего за три недели, так как союзники не могли это сделать пять лет! Оно поймет, что прикуривать у Вечного огня - это уничтожение самого себя и плевок в сторону истории Победы. Оно все-таки поймет, что в 84 года Матвей Кузьмин повторил героизм И. Сусанина, отдав жизнь за их же будущее, и как Валя Котик в 14 лет положил голову, чтобы сегодня жили в мире и спокойствии. Расскажу о мире, которую дарит российский военный контингент в Сирии, или как они остановили бомбежку Югославии. Расскажу, что благодаря всему русскому мы сегодня имеем свое независимое государство со своими границами.

Рассказывал и буду дальше рассказывать, что русский язык никогда не умрет, потому что мы до сих пор мыслим на русском. И память войны будет жить всегда, потому что около двух миллионов наших сограждан работают в России, благодаря этому кормят свои семьи,

и где половина бюджета нашей страны - это их переводы, в канун 9 мая пойдут смотреть на салют, и, вероятнее всего, зададут себе вопрос, почему стреляют пушки и с чем это связано. Вернувшись на родину в Таджикистан, они обязательно отведут своих детей в русский класс, потому что знать русский язык и учиться в русской школе у нас престижно. У нас уже не удивишь знаниями иностранных языков, но когда ты говоришь на русском - ты в ранге интеллигенции!

Знаете, я думаю, что о Победе нужно говорить не только на уроках русского, два раза в неделю в наших школах (было - четыре!). Нужно напоминать о Победе не только детям, но и взрослым. Чтобы они знали, что границы русского и русского духа - это не только Россия-матушка от Калининграда до Камчатки, которая кормит мой народ. Это церкви, это могилы солдат и ветеранов. И что осквернять и ломать ограды могил на кладбище в Душанбе - преступление против человечности! Мы, носители «великого и могучего», должны им напоминать, что Победа в Великой Отечественной -это и есть наше сегодняшнее. Наши деды, отправляясь на войну, знали, что они идут сражаться не только за Победу, но за наше будущее! И пока жива память, будет жить и мой народ. И дай Бог, чтобы всегда 9 мая небо озарял салют. Салют славы, чести и героизма. Переписывать историю Победы - удел слабых и озлобленных. Наши учебники пока что не допустили такую омерзительную ошибку.

Дайте мне несколько часов и трибуну над Европой, и я расскажу, как красноармеец Иван Середа один пошел с топором на немецкий танк! Расскажу, как шли бойцы за одно только село Овсянниково, где тела лежали в три слоя! Как 600 тысяч женщин находились тогда в действующей армии! И 86 из них удостоены зва-

ния Героя Советского Союза - а где еще есть такие? Где? Или рассказать им о Зине Портновой? Или как стоял Дом Павлова? Еще раз напомню, что мирное и процветающее европейское небо - это благодаря героизму Кожедуба, Покрышкина и им подобных! Я должен дать детям понять, что русский дух не сломлен. Покуда мы слышим русскую речь, русская культура жива вечно, покуда мы проводим пушкинские чтения или концерты памяти Виктора Цоя, веселимся на Масленицу, на Пасху заказываем куличи и ставим свечки за упокой наших русских бабушек в церкви православной. Благодаря их рассказам мы помним русское застолье, мы помним русский фольклор, быт и образ жизни. Мы помним, как они вязали нам шарфы и кормили борщом.

С годами я начал осознавать, что моя миссия - нести все русское всю жизнь! У меня дети дома разговаривают на русском, потому что так легче понять меня. Напоминать про победы на Куликовом, под Бородино, под Сталинградом и на Курской дуге. Напоминать, что Победе не 75 лет, и что она всегда будет вечной, покуда есть в сердце России Вечный огонь! Напоминать, что русский воин был не только на полях ВОВ, но и выполнял свой долг в Афганистане, защищал детей от напалма во Вьетнаме, уничтожал террористов в Чечне и Сирии. И все это ради спокойствия на земле. И я буду всегда спокоен, покуда меня защищает русский солдат с 201-й военной базы в Таджикистане. И знаете, детям еще буду всегда рассказывать, что границы России и память о войне - это не только на уроках русского языка в канун праздника. Она, по словам Константина Симонова:

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.