Научная статья на тему 'ЦЕНА ХЛЕБА'

ЦЕНА ХЛЕБА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНА ХЛЕБА»

И я верю, что ожесточение сердец можно победить, что зачатки настоящей любви воскреснут и принесут всем мир, исцелят раны и обиды в наших душах

* >

I и сердцах!

Давайте научимся сами и научим других решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, научимся договариваться мирно! Давайте жить под мирным небом, играть, танцевать, радоваться, дружить! Давайте вместе будем беречь этот мир!

А «Катюшу» мы обязательно споем!

Я за справедливость без войны! Я за то, чтоб мы могли договориться, Чтоб признали груз своей вины, Прощать умели, верить и молиться!

Динара Кийизбаева

Цена хлеба

10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Динара Кийизбаева,

учитель русского языка Новопавловского инновационного учебно-воспитательного комплекса-лицея № 1 им. Ч. Айтматова (с. Новопавловка, Чуйская область, Кыргызская Республика), йку\угЬауеча@тЬох. ги

В каждой школе учитель русского языка универсален: он и психолог, и сценарист, и ведущий, и режиссер-постановщик, и философ, и психолог, и воспитатель, и переводчик, и блогер.

Порой русист становится конкурентом историка. Наши дети словно губка: что впитают, то и выжимаем из них. Я считаю, что именно от учителя зависит то, какой вырастет наша молодежь. К примеру, историк может преподнести события Уркун - Народного восстания 1916 года против Российской империи и как раздор между народами,

148

Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №2 (64) 2021

АВТОГРАФ ПОБЕДЫ. О ВОЙНЕ И МИРЕ НА УРОКАХ РУССКОГО

и как трагические события, ошибок которых нельзя повторять. Но мы, русисты, имеем силу направлять рассуждения молодых умов в нужном направлении.

К сожалению, о Великой Победе мы начинаем говорить лишь в начале мая. Но в этом году мы начали готовиться уже с февраля: учили песню «Счастливый май», стихотворения о войне и мире к конкурсу чтецов, смотрели документальные фильмы по теме.

Особое внимание я уделяла миру во время Великой Отечественной войны: доброте, взаимопомощи, отзывчивости, ответственности, любви к «своим». И какую войну мы видим сегодня, в мирное время: алчность, злоба, предательство, нажива и особенно равнодушие. Именно на уроках литературы, анализируя произведение, мы учим детей быть нужными, честными, отзывчивыми и порядочными. Если учитель достучался до сердец подрастающего поколения, если он получает обратную связь, это и есть наши ежедневные маленькие победы.

В прошлом году моей победой стала публикация в учительской газете «Кутбилим» эссе, которое я отправляла на XIX пушкинский конкурс. В этом году я принимаю участие в Пушкинском конкурсе в третий раз, в 2017 году моя старшая сестра стала лауреатом. Конкурс, подобно вирусу, заражает русистов по всему миру!

Моим ученикам (только добровольцам) предстоял небольшой эксперимент. Старшеклассникам было предложено не есть после шести вечера, и в школу прийти с пустыми желудками. Большая часть подростков выполнила условия задания. Утром я сообщила, что к концу седьмого урока я загляну к ним. Затем я купила пять булок серого хлеба и пять кусочков плавленого сыра. Нарезала хлеб кусочками размером со спичечный

Альманах «ЭТН0ДИАП0ГИ» №2 (64) 2021

149

коробок, сыра досталось каждому по 20 граммов. Обошла все шесть классов на седьмом уроке и раздала всем «подопытным» их порции. Я увидела море эмоций: и удивление: «Как можно этим насытиться?! Я 18 часов ничего не ел!», и радость: «Как вкусен хлеб, когда ты голоден!», и обиду: «Была голодна, поэтому на физкультуре не сдала норматив!», и удовлетворение - получилось выстоять. Но интереснее всего, как дети разделили еду: в 10-11-х классах сначала раздали девочкам, в 9-м -в порядке очереди, ну а восьмиклашки суматошно разобрали хлеб мигом. После уроков я пригласила детей в актовый зал. На большом экране они увидели фрагменты фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека» (после комментариев я большой акцент сделала на том моменте, когда в бараке делили хлеб «всем поровну: досталось каждому по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет»).

Фильм смотрели со слезами. Вот тогда-то и поняли дети, какова цена хлеба, и как люди были благородны по отношению друг к другу и справедливы в Великую Отечественную! Пожертвовав одним уроком русского языка, я рассказывала учащимся о трагедии блокадного Ленинграда. Дети рыдали, зачитывая дневник Тани Са-вичевой, сочувствовали людям, варившим бульоны из кожаных ремней, сумок, но все же умершим от голода. Дети слушали с большим вниманием, затем ходили поникшие, переваривая услышанное.

К сожалению, сейчас мы на карантине. В стране ситуация напряженная. Да простит меня Бог, но в СОУП>19 я увидела один полезный момент в воспитании подростков - дети ощутили страх остаться без пропитания. В сообщениях в соцсетях они делятся тем, как бережно стали относиться к еде. Молодежь наверняка получит жизненный урок.

150

Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ» №2 (64) 2021

АВТОГРАФ ПОБЕДЫ. О ВОЙНЕ И МИРЕ НА УРОКАХ РУССКОГО

Сегодня мы чаще должны напоминать подросткам, какова цена Победы! Они чаще должны слышать и понимать глубину цитат «Все для фронта! Все для Победы!», «Победа будет за нами!». Победа дала нам мир, счастье, изобилие и довольство. Мы должны сохранить этот автограф Победы и преумножить его.

Марина Комаренко 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Восемьсот семьдесят два дня

Школьные перемены пролетают слишком быстро. Особенно для учителей. Особенно если надо успеть перебежать из одного корпуса в другой с «коромыслом» тетрадей/папок, чтоб вплыть в класс, «дыша духами и туманами». Однажды январским заснеженным утром, совершая привычный марафон, я заметила, что бегу по хлебу.

Крупные куски сдобы, щедро нарезанной рукой школьного повара, были уже изрядно втоптаны в снег. Не едят сегодня дети хлеб.

Накануне полночи готовила биографию Чехова, но говорить на уроке с пятиклассниками пришлось о другом. Откровения про войну, как и сама война, всегда не по плану. Как объяснить нынешним мальчикам и девочкам, что колыбельными для нас были «Катюша» и «Синий платочек»? Что не видео-

Марина Комаренко,

учитель русского языка и литературы Григориопольская ОСШ №2 им. А. Стоева с лицейскими классами (Григориополь, Приднестровье, Республика Молдова), Ва1с1икоуабб@дтаи. сот

Альманах «ЭТНОДИАПОГИ» №2 (64) 2021

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.