Научная статья на тему 'ПУСТЬ БУДЕТ МИР - ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ОБРАЗУЕТСЯ'

ПУСТЬ БУДЕТ МИР - ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ОБРАЗУЕТСЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУСТЬ БУДЕТ МИР - ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ОБРАЗУЕТСЯ»

и ошибок, озарений и открытий. В надежде составить учебный и воспитательный план очень важного урока - на всю жизнь. Такого, который не даст моим школярам, став взрослыми, забыть, что когда-то они были детьми. Выводящими в тетрадках свои первые автографы победы над освоением еще незнакомого им русского языка.

9 мая, как обычно, я поздравлю с Днем Победы свою первую учительницу Фаину Николаевну, родившуюся в 1945-м. За десятилетия педагогического труда она наверняка нашла искомые десять книг. Я тоже продолжаю поиск. Упорно и целеустремленно, настойчиво и терпеливо, увязывая, как мои ученики, заветное слово «Родина» с местом рождения. Школу - со знанием. Знание - с воспитанием. И я их обязательно найду - все оставшиеся восемь! Пусть даже эта цифра напоминает собой устремленный в космос знак бесконечности.

Миомир Войинович 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Пусть будет мир - все остальное образуется

Слово Победа. С большой буквы. Слово, обязывающее каждого из нас. Завет, который нужно беречь, и память о наших предках, которую нужно вечно хранить.

Вряд ли, кроме России, найдется

страна, чьи жители могли бы с полным

„ _ правом сказать, что эта Победа больше

Миомир Воиинович, г ,

преподаватель русского языка всего принадлежит им! Все остальные (Биело Поле, Черногория), должны вместе с Россией праздновать vojinovicmiomirl970@gmail.com этот великий триумф.

Я родился в Югославии, гордой стране, в трудную минуту протянувшей свою руку Матушке России в тяже-лой борьбе против фашизма. Каждый наш школьник знал, что в апреле 1941 года началась кровавая война на просторах Югославии. Тогдашняя столица Югославии, Белград, была оккупирована на протяжении 1287 дней. Операция по освобождению Белграда длилась с 21 сентября по 22 октября 1944 года. В битве за город свои жизни отдали 2953 солдата и офицера югославских войск и 976 красноармейцев. Братья-славяне погибали вместе, до последнего стояли плечом к плечу, навеки вписав свои имена в историю борьбы с фашизмом.

Не могу обойти вниманием эпизод из истории моей семьи, который наполняет нас особой гордостью. Вихри Второй мировой войны охватили и мой родной город - Биело Поле. Черногория восстала против фашистской чумы, а дедушка Иован был в первых рядах. Арестовали его итальянцы. Апрель 1943 года. В городе на столбах висели листовки следующего содержания: «Арестован коммунист Иован Войинович. Завтра на рассвете будет расстрелян». Утром 22 апреля деда привели на холм Марина Раван, недалеко от его дома, чтобы он выкопал себе могилу. На севере Черногории апрельские дни нередко похожи на зимние - холодные, суровые. Итальянские оккупанты развели огонь и согревались местным самогоном, пока один из них следил за дедом. Он мучительно копал могилу пару часов, после чего попросил у караулившего его итальянца сделать перерыв и ненадолго постоять у костра, чтобы согреть руки. Не подумав о том, что может произойти, солдат разрешил. То, что случилось потом, можно увидеть только в фильмах про войну: мой дедушка голыми руками взял раскаленные угольки из огня, бросил их в лицо своему сторожу и пустился в бегство. Иован Войинович дожил до глубокой старости, умер в 1980 году,

в мирное время. В том же году умер и пожизненный президент Югославии Иосип Броз Тито.

По сей день помню слова дедушки: «Пусть будет мир -все остальное образуется». Я был слишком мал, чтобы понять смысл этих слов. Только позже, когда в 90-е годы гражданская война полыхнула в моей Югославии, я понял, что дедушка хотел мне тогда сказать. Медали и ордена украшали его комнату. Послевоенные газеты были полны репортажей о нем. Один из тяжелейших ударов, который мне пришлось перенести в жизни, был нанесен 5 февраля 2005 года, когда дотла сгорел дом нашей семьи, а огонь превратил медали и награды моего дедушки Иована в плавленый металл и пепел. О боевых действиях он говорил редко, о своем подвиге - еще реже. В семье говорили про 1948 год, а я ничего не понимал. Лишь после смерти дедушки я узнал, что в том году по указанию Тито началась самая суровая расправа с теми, кто поддерживал Россию. Конфликт Сталина с Тито, всем известная резолюция Информбюро, и самое страшное отношение ко всем, у которых в мыслях было что-нибудь русское. В лагерь смерти на Голом острове в Адриатическом море начали ссылать политических заключенных. Во время Первой мировой войны власти Австро-Венгрии отправляли туда русских пленных с Восточного фронта. Именно русских. Трагический символизм связал тех русских мучеников с нашими из 1948 года.

Дедушка очень любил меня. В последние дни перед его уходом я сидел у него на коленях, а он дрожащим голосом сказал мне, что уходит в тот мир с несбывшейся мечтой попасть на военный парад на Красной площади. Он восхищался героями Сталинграда: «Эта битва принесла нам свободу, сынок. И ты живешь и растешь благодаря тем, кто отстоял Сталинград». Я был маленьким, но запомнил его слова. Не знаю, откуда и почему в его

кошельке лежал флажок России. Последние месяцы своей жизни он провел в борьбе с недугом, которым заболел еще во время войны. Воевал дедушка и во сне, против немцев и итальянцев, бросал гранаты, плакал, «освобождал» вместе со сталинградскими героями весь мир. И торжествовал в Москве. На военном параде. Да, я почти забыл, он дождался смерти Тито. Для него это было очень важно.

Долгие годы у меня было моральное обязательство, хотя бы символически поблагодарить его за то, что именно он был моим дедушкой, и на каком-то месте, где видит весь мир, воскликнуть: «Спасибо тебе!». 9 мая 2012 года. Москва. Красная площадь и военный парад. Победа. Тысячи людей идут с фотографиями своих родных, которые жизнью заплатили за свободу. Я, со слезами в глазах, слезами счастья, высоко до неба поднимаю фотографию своего дедушки и осуществляю свою мечту. Вот, дедушка, пусть увидит весь мир! К тому еще из твоей России, любимой страны! Спасибо тебе, дед... За Победу! Так я исполнил первую часть завета дедушки.

Почти пятьдесят лет мы в Югославии жили в иллюзии, что фашизм остался в прошлом. Поколения воспитывались в вере, что справедливость восторжествовала в 1945 году, и что зло гитлеровского режима никогда не повторится. К сожалению, 24 марта 1999 года 19 государств НАТО альянса без санкции Совета безопасности ООН подвергли массированным бомбардировкам мою Родину. Я вспомнил Россию. И своего дедушку. Москва осуждала это преступление и указывала на пагубность того, что творит «прогрессивный Запад». Мне сейчас кажется, что голос той России должен был быть громче, что не хватит мужества и большей решительности прекратить этот кровавый пир на Балканах. Пока бомбы взрывались вокруг, я в мыслях призывал своего дедушку. Был бы ты здесь! Но нет, добрый дед мой, эта не та

«честная» война, когда ты с голыми руками бросался на оккупантов, полный уверенности, что достаточно силен и отважен, чтобы принести Победу. Это своего рода современный фашизм, дедушка мой. Он валится с неба на твоих детей и внуков в виде снарядов с обедненным ураном, высокотоксичным и радиоактивным оружием, применяемым впервые в истории человечества. Первые бомбы были сброшены на Черногорию, мою малую Родину. Помним! Не хотим и не забудем те 78 дней. Теперь моя Черногория - член НАТО, хотя это меня вовсе не радует. Мне бы искренне, от всего сердца хотелось, чтобы этот альянс не был кнутом в чьих-то руках, а исключительно гарантом мира, как любят говорить. Не ради меня, а ради моих детей и будущих поколений. Меня не переделать, в моих глазах еще та непокорная слеза, в которой можно разглядеть разрушенные больницы, мосты, детские сады. В моих глазах слеза с Красной площади с фотографией моего дедушки, который сопротивляется врагу и приносит мне Победу. В моем сердце реет тот флаг России из бумажника дедушки. А в моей комнате на видном месте навсегда останется его фотография, улыбка с Красной площади в день празднования Победы.

Прочтем письмо маленького Юры папе на фронт в далеком 1942 году: «Дорогой папочка. Я сейчас больной. Поздравляю тебя с Новым годом, желаю тебе здоровья. У меня будет елка. Приезжай скорей. Мама тоже больна, очень. Я уже умею читать. Пиши мне, только печатными... целую крепко. Твой Юра». Русский Юра или какой-то наш, черногорский, все равно. Победа должна писаться одинаково - и в Подгорице, и в Москве, и в Белом Поле, и во Ржеве. Больше 300 лет официальных дипломатических отношений моей Черногории с моей Россией обязывают к близкому сотрудничеству. Правда, нам, поклонникам и преподавателям

русского языка в Черногории, никогда не было труднее. Прозападный курс моей страны, непонятное похолодание в отношениях с Матушкой Россией практически изгоняют самый красивый язык в мире из черногорских школ. Живем в эпоху, когда крайне трудно сражаться в этой битве за язык. И каждый, которому это удается, -своего рода герой и победитель.

В подмосковном парке «Патриот» можно увидеть постоянные экспозиции: Сталинград, Огненная дуга, Освобождение. Где-то я прочел, что 9 мая, к 75-летию Победы, откроют галерею «Путь воспоминаний». Мне остается обещать дедушке, что в первый свой приезд в братскую Россию исполню его завет - с фотографией войду в музей и осуществлю его вторую мечту - побывать в компании героев Сталинградской битвы. А до тех пор останусь «самым гордым лауреатом конкурса Пушкина», потому что величайший памятник героям Сталинграда на Мамаевом кургане - работа Евгения Вучетича, советского скульптора, черногорского - моего - происхождения!

Боюсь, что дух фашизма где-то еще жив, и что нужно постоянно указывать на его опасность. И не только указывать, но и хранить вечный огонь антифашизма. За себя и свою семью не волнуюсь по той простой причине, что в моей коллекции кинолент о войне по-прежнему находятся «Белорусский вокзал», «А зори здесь тихие», «В августе 44-го», «17 мгновений весны», а мои доченьки Анастасия, Мария и Ивана, знают, что семейная традиция хранит песни из фильма «В бой идут одни старики», «Катюша», «Священная война».

И идет война. Ведем ее мирными способами. И хорошо, что пока так. Пока ваши и наши дети, ученики, студенты будут петь эти патриотические песни, не волнуйтесь ни за них, ни за их потомков. Вы вложили в них ген маленького Юры... или моей Маши, все равно -

из России или Черногории. Намного важнее знать, что эти песни возвращают нас на 75 лет назад и одновременно освещают нам дорогу на десятилетия вперед.

Наталья Дернова 10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Крепость на Бугом - мой вечный автограф Победы

Наталья Дернова,

учитель русского языка и литературы средней школы № 28 (Брест, Беларусь), www. dernova@mail. ru

В детстве мне часто снился один и тот же сон...

Я бегу мимо старого забора, за которым виден то ли сад, то ли лес. Бегу так, что перехватывает дыхание и сделать лишний вдох трудно, крикнуть о помощи просто невозможно. Слезы текут по щекам. Страх, липкий, почти осязаемый, сковывает движения, и в то же время гонит вперед. Неосознанно я понимаю, что за мной бегут немецкие автоматчики, в железных касках, темно-зеленой униформе, со злыми лицами, и мне от них никуда не деться. Вдруг я уже бегу по забору, лечу по воздуху и перепрыгиваю с верхушки одного дерева на верхушку другого, пробираюсь через ветки и листья...

Меня будит мама. Щеки мокрые от слез. Судорогой сводит ноги, как от быстрого бега. Я рассказываю о сне, ничего не понимая. Взрослые смеются. Папа говорит, что насмотрелась фильмов про войну, а мама, улыбаясь и гладя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.