Научная статья на тему 'СВОБОДА СОВЕСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ СОВЕСТИ'

СВОБОДА СОВЕСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ СОВЕСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА СОВЕСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ СОВЕСТИ»

прямо на наших глазах. И еще есть ощущение, что мы перенеслись на 75 лет назад и можем в какой-то мере ощутить то, что чувствовали советские люди во время войны, осознать связь времен и свое единство как с русским народом, так и со всеми жителями Земли.

Русские люди выстояли в изоляции, голоде, холоде, под бомбежками и без интернета! целых девятьсот дней, а значит, и мы, итальянцы, тоже выдержим. Где же долгожданная Победа? Как тогда, так и сейчас самая главная — уже здесь, в нас самих, в наших сердцах и наших умах, в том, какую сторону мы выбираем: любви, добра, осознанности и взаимопомощи или паники, страха, недовольства и отрицания. Я очень рада, что могу поделиться со студентами опытом русского народа в этот сложный и уникальный для современной Италии период, ободрить их и с помощью русского языка сместить фокус внимания на что-то созидательное. Как и в те далекие дни Великой Отечественной войны, выбрав Истину, мы можем быть твердо уверены, что победа будет за нами!

Свобода совести предполагает наличие совести

Иван Саввин

10.37492/ЕТМ0.2021.64.2.006

Иван Саввин,

преподаватель русского как иностранного (Нью-Йорк, США), isawine@gmail.com

В США тема Второй мировой войны остается центральной для самоопределения американцев в контексте новейшей истории западной цивилизации. Впервые я столкнулся с весьма необычным для меня анализом событий 1939-1945 годов, когда я был еще

студентом в Университете штата Нью-Йорк в городке Перчез, находящемся в пригородах Нью-Йорка. Преподаватель курса американской истории, открывая тему участия США во Второй мировой войне, решительно заявила огромной аудитории студентов-первокурсни-ков: «США выиграли Вторую мировую войну против нацистской Германии. Нам, конечно, помогли наши тогдашние Союзники: Англия, Франция и СССР. Армия СССР, например, понесла очень серьезные человеческие потери».

Даже в мои юные девятнадцать лет подобный тезис показался мне как минимум ложным, а в чем-то и оскорбительным. Я всегда получал отличные оценки по истории как мировой, так и российской, интересовался этим предметом, и счел нужным указать нашему преподавателю истории США на письменном экзамене об исторических фактах и общей хронологии Второй мировой войны. Не исключено, что меня задело подобное высказывание и потому, что оба моих деда прошли через всю Великую Отечественную войну, и День Победы всегда был главным праздником в нашей семье.

Уже после окончания бакалавриата я узнал, что подобный взгляд на события Второй мировой войны весьма распространен в США как в средних школах, так и в вузах. Продолжив учиться и работать в США, я не раз оказывался участником бесед, в которых мне внезапно приходилось проводить уроки истории, посвященные в том числе и Великой Отечественной войне. Знание российской, да и общеевропейской истории здесь безусловно оставляет желать лучшего. Благодаря коктейлю из достаточно слабого, но при этом пропагандистского исторического образования, голливудских фильмов и бродвейских мюзиклов, а также весьма сомнительных материалов, распространяемых в сети, даже у относительно начитанного и интересующегося

историей жителя США складывается престранная картина мира. В этой картине мира США - спаситель беспомощных народов Европы (а также и других народов, но это уже совсем другая тема), а Россия (будь то Российская империя, СССР или Российская Федерация) непременно позиционируется в качестве недоразвитого, но при этом и всесильного антагониста. В контексте же событий последних лет это отношение к истории XX века вышло на определенно новый уровень победившего сюрреализма, в том числе и в среде эмигрантов из стран бывшего СССР.

С 2013 года я преподаю русский как иностранный в Нью-Йорке; я работаю в нескольких языковых школах, а также занимаюсь репетиторством со студентами, выбравшими специализацию по русскому языку, литературе и истории различных уровней подготовки. Помимо объяснения русской фонетики, лексики и грамматики каждый преподаватель РКИ, особенно за пределами России, оказывается своего рода уполномоченным представителем государства российского, причем во всех его ипостасях, от Киевской Руси до сегодняшней Российской Федерации. Не стоит забывать, что язык - это не только набор звуков, букв и правил; язык - и его воплощение в устной и письменной речи -это главный инструмент осознанной коммуникации, а соответственно, и понимания как между носителями языка, так и между носителями языка и людьми, этот язык изучающими.

В контексте событий на территории Украины, вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, а также президентских выборов 2016 года в США это понимание или даже попытки к установлению ка-кого-либо вразумительного диалога мутировали в подмену понятий и расцвет антинаучного и антиисторического дискурса в отношении русского языка, российской

и советской истории и культуры. В первую очередь это, конечно, касается советского периода, поскольку он наиболее приближен к нам хронологически. Эта тенденция затрагивает и роль Советской Армии во Второй мировой войне. Новейшей модой в риторике средств массовой информации США является распространение безответственных, необоснованных и антинаучных аналогий в отношении российской и советской истории и культуры. Благодаря некоторым «экспертам», не покидающим телеэкраны и страницы популярных аналитических изданий, американской публике неустанно твердят о том, что в сегодняшней России процветают репрессии в духе 1937 года, а Советская Армия в 1940-х годах была таким же агрессором и оккупантом, как и войска Третьего Рейха.

Показателен шокирующий случай, произошедший с одним из моих бывших учеников. Он попросил не разглашать его имя, поэтому здесь мы назовем его В. Он всегда интересовался российской и советской историей, несколько лет изучал русский язык, начав с нулевого уровня. В связи с его профессиональной деятельностью у В. было немало русскоговорящих знакомых

и

и коллег в Нью-Йорке. Летом 2017 года В. поехал в отпуск в Россию, побывал в Москве, Петербурге и Казани. От поездки В. был в восторге, о чем много писал на своей странице в Фейсбуке. В Казани В. посетил «Музей социалистического быта» где он и его экскурсовод сфотографировались в шинелях и фуражках советских военнослужащих. В. выложил фотографию в Фейсбук, подписав его следующим образом: «Museum, of Soviet Life - you can touch everything there and play with the toys. Watch the videos and wear the clothes!» («Музей социалистического быта - здесь можно все потрогать и поиграть с игрушками. Можно посмотреть видео и примерить одежду!» - И.С.). Что последовало далее стало весомым скандалом в рус-

скоязычных сообществах Нью-Йорка и даже вышло за пределы города, где жил и работал В., как часто случается с любыми интернет-скандалами.

За несколько часов фотография В. в форме советского военнослужащего собрала длинный шлейф из возмущенных комментариев, которые сводились к следующему: примерка формы советского офицера -это аналог примерки формы офицера гестапо; советские войска были такими же убийцами, как и солдаты Вермахта; российская армия сегодня продолжает имперскую экспансию по отношению к соседним независимым государствам, а народы тех самых государств вообще истребляются у всех на глазах. Громче всех в этой толпе возмущенной общественности выступали выходцы из стран бывшего СССР, причем выступали как на русском, так и на английском языке. Апогеем стали комментарии и некоего популярного публициста, проживающего в данный момент в Нью-Йорке, чья довольно успешная карьера построена исключительно на нагнетании истерики по поводу возрождения сталинизма в России. По словам В., он также подвергся бомбардировке сообщениями, в которых авторы продолжали уличать его уже в преступлениях против человечности. По сути, В. подвергся общественному остракизму и показательному онлайн-процессу именно в «лучших традициях» тридцатых годов за посещение музея и фотографии в военной форме советского офицера.

Естественно, я посчитал необходимым вступиться за своего ученика, за что и меня объявили «агентом Кремля», а также официальным эмиссаром вселенского зла на планете Земля. С одной стороны, все это выглядело как некий трагикомический гротеск. С другой стороны, осознание того, что люди, выражающие подобные взгляды, полностью уверены, что правда находится

t на их стороне и что они кому-то преподают урок исто-

§ рии и культуры своими обличениями, как минимум

| весьма печально и тревожно.

I Как преподаватель русского языка как иностранного

| я стремлюсь уважать свободу совести, мысли и слова

| как в среде моих учеников, так и среди моих коллег.

I Мне кажется все же, что свобода совести как концепция

| предполагает этой совести некоторое наличие. Деше-

со

S вый же антинаучный популизм, оскверняющий память

J десятков миллионов советских военнослужащих, KOTO-

'S рые своим подвигом обеспечили всем нам относи-

| тельно мирную и свободную жизнь, является показате-

" лем отсутствия этой самой совести. Мне думается, что

^ в подобном контексте роль преподавателя русского

языка за рубежом выходит на качественно новый уровень. Мы обязаны не только обеспечить наших учеников системами навигаций в лабиринтах русской грамматики и морфологии; мы обязаны поддерживать разумный и человечный диалог о наших культурах и историях, всеми силами предотвращая то самое дискурсивное варварство, которое обрушилось на моего ученика В.

Рустам Сафаров 10.37492/ЕТЫ0.2021.б4.2.00б

Мы до сих пор мыслим на русском

Однажды вечером по моему любимому каналу ТВ «Звезда» шла передача, в которой рассказывалось о Ржевско-Вяземской наступательной операции. Сидели у телевизора я и мои три сына. Смотрели от силы минуты две. А потом... встали и ушли. До глубины души

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.