Научная статья на тему 'Выборы: уроки кампании "2016" и мотивации к "2017" и "2018"'

Выборы: уроки кампании "2016" и мотивации к "2017" и "2018" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
233
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ В ГОСДУМУ "2016" / НЕДОСТАТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ ВЫБОРОВ "2017" И "2018" / РЕФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬ-НОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / 100-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ЦИ-КЛЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ СИТУАЦИЯ / RESULTS AND LESSONS OF THE ELECTIONS OF DEPUTIES TO THE STATE DUMA OF THE SEVENTH CONVOCATION / "ADMINISTRATIVE RESOURCE" AND "LOW TURNOUT" AS THE MAIN SHORTCOMINGS OF THE ELECTION CAMPAIGN "2016" / THE INFLUENCE OF THE 100TH ANNIVERSARY OF THE RUSSIAN REVOLUTION FOR THE UPCOMING E-CYCLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакушев Валерий Владимирович

В России усиливается внимание власти через переформирование изби-рательных комиссий к предстоящим электоральным циклам 2017 2018 гг. (осенью региональные и местные выборы; начало весны 2018 г. президентские выборы). Президентские выборы пройдут впервые после удлинения сроков полномочий до 6 лет. В статье анализируется остаточное негативное отношение в обществе к исполь-зованию в ряде регионов административного ресурса в ходе избирательной кампа-нии «2016». В этой связи на экспертном уровне предлагаются меры по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и некоторых процедур выбо-ров. Проводятся оценки экспертов (опросы организованы и проведены с участием автора) по замерам влияния 100-летнего юбилея русских революций на современ-ные политико-социальные ориентиры граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elections: the lessons of the campaign "2016" and motivation to "2017" and "2018"

In Russia, the attention of the authorities is intensified through the reorganization of election commissions for the upcoming electoral cycles of 2017 2018. (In autumn regional and local elections, the beginning of the spring of 2018 presidential elections).The presidential elections will be held for the first time after the extension of terms of office to 6 years. The article analyzes the residual negative attitude in society towards the use in some regions of an administrative resource during the election campaign «2016». In this regard, at the expert level, measures are proposed to further improve electoral legislation and some election procedures. Assessments of experts are conducted (surveys are organized and conducted with the participation of the author) to measure the influence of the 100th anniversary of Russian revolutions on the contemporary political and social reference points of citizens.

Текст научной работы на тему «Выборы: уроки кампании "2016" и мотивации к "2017" и "2018"»

■ ■ ■ Выборы: уроки кампании «2016» и мотивации к «2017» и «2018»

Бакушев В.В.

БАКУШЕВ Валерий Владимирович - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, Российская Федерация. E-mail: la.kolesnikova@migsu.ru, vv.bakushev@migsu.ru.

Аннотация. В России усиливается внимание власти через переформирование избирательных комиссий к предстоящим электоральным циклам 2017 - 2018 гг. (осенью -региональные и местные выборы; начало весны 2018 г. - президентские выборы). Президентские выборы пройдут впервые после удлинения сроков полномочий до 6 лет. В статье анализируется остаточное негативное отношение в обществе к использованию в ряде регионов административного ресурса в ходе избирательной кампании «2016». В этой связи на экспертном уровне предлагаются меры по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и некоторых процедур выборов. Проводятся оценки экспертов (опросы организованы и проведены с участием автора) по замерам влияния 100-летнего юбилея русских революций на современные политико-социальные ориентиры граждан.

Ключевые слова: выборы депутатов в Госдуму «2016»; недостатки избирательной кампании; пути обновления выборов «2017» и «2018»; реформирование избирательного законодательства; 100-летний юбилей русской революции; электоральные циклы; предвыборная ситуация.

Для цитирования: Бакушев В.В. Выборы: уроки кампании «2016» и мотивации к «2017» и «2018» // Коммуникология. Том 5. №2. С. 78-94 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2-78-94

В российском обществе продолжаются дискуссии об итогах выборов «2016» и касаются подготовки к новому большому циклу - региональным и местным выборам, которые должны состояться в 72 субъектах РФ 18 сентября 2017 г. и президентские выборы 2018 г Политическая парламентская оппозиция считает неудачным осенними сроки и высказывается за перенос выборов для регионов и муниципалитетов на конец 2017 года или, даже, весну 2018 года. Единого мнения у экспертного сообщества - тоже нет, хотя ЦИК Российской Федерации продолжает готовиться к предстоящей сложной избирательной кампании, ведутся консультации.

На общий фон предстоящих выборов политическое влияние уже оказывает 100-летний юбилей русских революций - февральской и октябрьской. Также важно понять и другую дату - 100-летие российской республики (август - сентябрь 2018 г.). Каковы настроения российских граждан? В этой связи важно обсудить важнейшие социальные мотивы, чтобы учитывать заботы граждан страны, а также предложить пути профилактики проблем и механизмы их разреше-

ния, включая законодательный уровень, лучшую координацию в сфере полномочий исполнительной власти, как федерального, так и регионального уровней.

Итоги выборов в Государственную Думу в сентябре 2016 г можно свести к двум главным урокам имевших место недостатков. Наиболее серьезные - это использование административного ресурса и снизившаяся явка избирателей на выборы.

Центральной избирательной комиссией (ЦИК) на основе анализа составов избиркомов на прошедших выборах в Госдуму седьмого созыва выявлено, что большинство глав территориальных комиссий (ТИК) оказались сотрудниками районных администраций (2833 человека). В работе было задействовано 1324 штатных сотрудника и работников бюджетной сферы в аппаратах ТИК. Этот анализ Центризбиркома РФ должен помочь бороться с административным ресурсом на выборах и повысить эффективность электоральных процессов. Анкетированием (проведенным ЦИК РФ) выявлялся стаж работы в избирательной системе и род занятий тех, кто был приобщен к работе в избирательных комиссиях. Из 8284 глав ТИК - большинство имеют стаж работы от 10 до 20 лет (28%), от пяти до десяти лет - 27%, от года до пяти лет - 14%, до года - 19%. Более 20 лет имеют 12% участвовавших в опросах. При этом, большая часть руководителей территориальных комиссий являлись сотрудниками районных администраций (34% - 1658 человек) или другими бюджетниками (16% - 1324 человека). В последнюю группу чаще всего входят сотрудники социальной сферы - учебные заведения, детсады, больницы, библиотеки, архивы, музеи, центры соцо-беспечения и отделения пенсионных фондов. Отталкиваясь от мыслей писателя А. Солженицына, опубликовавшего десять лет назад свою статью «Размышления над февральской революцией» и которая ныне обсуждается в обществе, важно «решить для себя, как ... относиться» к ней (власти), т.к. «власть не может быть морально расшатанной и слабой». [1].

Восприятие избирательной кампании как легитимизации власти

Кафедральными исследованиями выявлялось, как и на чем основываются гражданские настроения в обществе, что власть в «центре» и в «регионах» заблаговременно стала готовиться к избирательной кампании, связанной с выборами Главы государства. Подчеркнем, во-первых, - это первые выборы после увеличения до 6 лет срока функционирования Президента в должности; во-вторых, нынешний 2017 год - 100-летие революций [2]. В-третьих, большая часть российского общества настороженно относится к политическим метаниям власть предержащих и поддержке в любых формах олигархического бизнеса, который ориентируется только на политику «незыблемости либеральных традиций» и «желание удерживать эту тенденцию» фактически любой ценой.

Согласно проведенных нами в начале 2017 года экспертных опросов выявлялись на этот счет преобладающие мотивы (в опросе участвовали 109 экспертов: из Московского региона около одной трети, а также Адыгеи, Башкортостана, Дагестана, Татарстана, Иркутской, Калининградской, Нижегородской, Ро-

стовской, Самарской областей, Ханты-Мансийского автономного округа Югры). Все имеют высшее образование, все - работающие специалисты, в т.ч. более четверти заняты в сфере государственного и муниципального управления и управлении крупных кампаний; около половины заняты в бюджетной сфере деятельности; чуть более 17% заняты в сфере среднего и малого бизнеса. Возраст 26-42 года; 58% опрошенных мужчины). Полученные обработанные данные обобщены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1. На чем основываются гражданские настроения о более качественной подготовке президентских выборов (2018 г.), чем выборы в Госдуму седьмого созыва {сентябрь 2016 г.)*

Предложенные альтернативы Группа 1 Группа 2

простая «плановость» процессов, за которыми стоит государство 39,1 36,5

напоминание партиям о «необходимости политической борьбы». 17,2 6,4

«повышение активности граждан и их участия в управлении общественными делами» 22,1 55,1

«способствовать к повышению гласности и качества работы власти» 23,3 20,7

«повысить эффективность исполнительной власти» 14,2 27,0

«повысить явку избирателей, чтобы качественно повлиять на легитимность выборов Главы страны» 39,4 36,6

«чиновничий зуд» 0,7 15,9

* Участвовали две группы экспертов: первая - выпускники 2016 г, обучавшиеся в Институте государственной службы и управления Академии при Президенте РФ (специализация «Парламентаризм»); вторая - магистранты 2 курса и эксперты в регионах {дистанционно), опросы в январе-феврале 2017 г. При ответах было возможно выбирать 2-3 альтернативы.

Первая группа. Анализ материалов экспертного опроса (таблица 1) свидетельствует о следующих тенденциях. Эксперты первой группы (46 экспертов), ставшие после обучения более «технократичными» и профессионально понимающими процессы планирования политико-управленческих замыслов, видят в активности ЦИК РФ заботу о «прозрачности избирательных кампаний» и получении более объективных результатов в сложнейшей сфере «легитимации власти». Почти для 40% экспертов - прежде всего это «плановость процессов» и «достижение результатов выборов» (39,1 и 39,4%); затем, почти четверть ответов - это обнаруженная динамика к «повышению гласности и качества работы власти»; на третьем месте - ответы, связанные с «необходимостью политической борьбы партий», а также принятием «понятных конституционных мер для развития российского общества» и «повышения эффективности исполнительной власти». К другим незначительным оценкам можно отнести такие замечания, как «чиновничий зуд», «отвлечение от реальных экономических проблем в стране» и др.

Вторая группа (региональные эксперты - 63 специалиста из 11 субъектов РФ). Прежде всего эксперты отмечают «возросшую активность граждан» и «повышение» их влияния на управление общественными делами (более 55% ответов). Далее ответы в основном совпадают с ответами первой группы экспертов («плановость процессов» и «повышение явки избирателей» как цели «лучшей легитимации выборов главы страны»). Обращается внимание на намерение руководства страны «повысить эффективность исполнительной ветви власти». Проблема «качества работы власти» заботит каждого пятого из экспертов, но, одновременно, они с сарказмом относятся к тому, когда чиновники «забюрокрачива-ют живую работу», т.е. превышают необходимый уровень требований к «исполнительности и точности» в гос- и муниципальных аппаратах, в том числе называя это «чиновничим зудом».

Не менее важным было выявить мотивацию о «вере» в то, что эффективность работы исполнительной власти действительно «возрастает». Здесь изучались оценки того, «насколько в гражданском сознании есть убежденность и вера» в возможности реализации концепции «экономического роста» и от чего, в этой связи, больше всего зависит разрешение этой проблемы в стране (здесь оценивались ответы экспертов в двух выделенных группах). Оценки представлены на двух уровнях - «в стране в целом» (таблица 2) и «в регионе проживания эксперта» (таблица 3).

Таблица 2. Оценка экспертами «мотивов уверенности», что «эффективность работы исполнительной власти возрастет» (в %%) - страна в целом"

Предложенные альтернативы в стране в целом

Группа 1 Группа 2

убежден(а), что начнет реализоваться концепция «экономики роста» 28,2 41,3

«очевиден подъем энтузиазма в обществе» 14,1 36,5

повысилась требовательность Президента РФ к кадрам гос. управления 50,2 55,7

заметно снижение коррупции 28,0 20,7

повысилось качество работы депутатского корпуса 33,2 17,5

выросло доверие к работе избирательных комиссий (усилен контроль ответственности через выборы) 0,8 20,7

«прозорливая политика» Президента РФ (В.В. Путина) способствовала укреплению авторитета страны в мире 39,4 52,4

«повысилась значимость влияния партий в проведении конструктивной внутренней политики» 0,8 12,7

** В составе региональных экспертов были представители: Москвы и Московской области, Адыгеи, Башкортостана, Дагестана, Татарстана, Иркутской, Ростовской, Калининградской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). В ответах на вопрос предлагалось выбрать две-три альтернативы, хотя небольшая часть экспертов ограничилась выбором одного-двух ответов.

Из материала таблицы видно, что большая часть экспертов (в обеих группах) в качестве мотива «уверенности» называет позицию о «повышении требовательности к кадрам госуправления» со стороны Президента РФ (соответственно, 50,2% и 55,7% опрошенных). А также, есть обращение к высокому авторитету Президента РФ В.В. Путина в обществе, отмечая «прозорливость его политики», которая способствовала укреплению авторитета России в мире (соответственно, почти 40% и 52,4%). Также укрепляется в обществе вера, что «начнет реализоваться концепция экономического роста» (соответственно, 28,2% и 41,3%). При этом региональные эксперты отмечают «подъем энтузиазма в обществе» (36,5%), что заметно больше, чем на этом акцентируют внимание «столичные эксперты» (14,1%). Среди негатива, который сдерживает развитие - это «коррупция» (мотив каждого четвертого-пятого опрошенного). Если в московском мегаполисе отмечают повышение «качества работы депутатского корпуса» (отмечает треть), то в регионах более заметно «влияние партий в проведении конструктивной внутренней политики» (около 13% - это каждый 7-8 эксперт). Последняя тенденция может вселять чуть больше уверенности на повышение «эффективности исполнительной власти» в будущем.

Таким образом расценивается «видение», изложенное в оценках ситуации в целом по стране.

Рассмотрим также экспертный взгляд на регионы, исходя из оценок прежде всего ситуации, где проживают эксперты (см. таблицу 3). Представители московского региона (где значительно выше «инновационное внимание» к развитию экономики) прежде всего надеются на «запуск и реализацию» концепции «экономического роста» (53,0%), а в регионах это «укрепление авторитета России в мире» (почти 43%) - см. таблицу 3.

Таблица 3. Оценка экспертами «мотивов уверенности», что «эффективность работы исполнительной власти возрастет» (в %%) - регионы**

Предложенные альтернативы в Вашем регионе

Группа 1 Группа 2

убежден(а), что начнет реализоваться концепция «экономики роста» 59,0 30,2

«очевиден подъем энтузиазма в обществе» 0,9 33,4

повысилась требовательность Президента РФ к кадрам гос. управления 42,0 30,2

заметно снижение коррупции 28,2 35,0

повысилось качество работы депутатского корпуса 28,4 11,2

выросло доверие к работе избирательных комиссий (усилен контроль ответственности через выборы) 1,1 27,1

«прозорливая политика» Президента РФ (В.В. Путина) способствовала укреплению авторитета страны в мире 19,2 42,9

«повысилась значимость влияния партий в проведении конструктивной внутренней политики» 1,5 12,7

Отметим, что на региональном уровне видится чуть больше позитива в наметившейся тенденции «снижения коррупции» и отмечается более «очевидный подъем энтузиазма в обществе»; ощущается также повышение президентской «требовательности к кадрам государственного управления». На этом фоне более заметно выросло «доверие к работе избирательных комиссий» (27,1%). Этот акцент очень важен для всей предстоящей избирательной кампании, повышения качества выборов как процесса легитимации власти.

100-летие революций в России как политический фон предстоящих выборов

В обществе, в т.ч. электронных и других СМИ набирают силу дискуссии в связи с 100-летием революций в России. Хотя перевес интереса в сторону международной событийной проблематики - более существенен.

Уточним влияние 100-летия на предстоящие избирательные кампании. Так, еще в рамках Гайдаровского экономического форума в середине января 2017 г. (г Москва) состоялась одна из секций о 100-летии революций в России и ее «уроках». Вспоминается, что почему-то основными докладчиками на ней были зарубежные эксперты, в основном муссировавшие причины и события революционных лет, но не увязывавшие их прямо с результатом, которым был открыт путь на построение республики. При чем, республики не «второго сорта». Зарубежные эксперты чаще уходили от сопоставительных оценок «жертвенности», начиная анализ от первых революций в Европе (английская, французская, других странах Европы и, позднее, Латинской Америке, Азии и Севере Африке). Внимание в основном концентрировалось на «потерях» русского пути и умалчивалось о том, как «кроваво» результировались другие революции.

Переоценивая уже опубликованные или озвученные (в электронных и др. СМИ) происходящие мыслительные процессы в российском обществе, можно утверждать, что объективный взгляд пока робко пробивает себе путь, чтобы придать импульс притоку некой «космической» энергии в российское общество. Важно поддерживать полезный шаг о проведении заседания Исторического клуба «Родина» и, в этой связи, тиражирование на сайте «Российской газеты» публикации А. Солженицына «Размышлений над февральской революцией», написанной десять лет назад к 90-летию революции. Оправдывают себя начатые дискуссии «по существу» в рамках именно этого исторического клуба - «Родина». Также важно, чтобы не сеялись ни сейчас, ни впредь «рознь» и «упреки» о пагубности «высокой жертвенности» русской революции. Этапные оценки о «приношениижертв» в стране уже были, они осуждены (они не должны разъединять нынешние и будущие поколения). Важны уроки. При этом оправдано видеть результат - возникновение и, главное, развитие республики. Полезно единение российской нации и побуждение к развитию, стремлению к прогрессу (см. таблицу 4).

Таблица 4. Понимание событий «100-летие революций 1917» как ВАЖНЫХ различными группами экспертов (в %%)*

Индексы как смысловые оценки Учащиеся 10-11 кл. г. Москвы (победители олимпиад - матем., физика) Магистранты 2-3 курса по направлению «Государственное и муниципальное управление» РАНХиГС Региональные эксперты (Ростовская область), специалисты 24-35 лет

«Февральская революция» 2,3 26,7 (22,6 - только начало револ.) 1,4

«Октябрьская революция» 66,7 51,2 88,6

В 100-летнем республиканском строе в России есть продолжение полезного разрешения идей «справедливости», «уважения к свободе» и др. 48,9 26,7 47,1

«Все события взаимосвязаны, но результат революций - республика (это является смыслом юбилея) 17,8 28,9 20,2

* Экспертные опросы проводились в январе-феврале 2017 г (193 человека). Выделено три группы экспертов: первая 45 человек - учащиеся 10-11 классов, победители региональных олимпиад (математика, физика); вторая 78 человек - магистранты 2-3 курса ИГСУ РАНХиГС (направление «Государственное и муниципальное управление»); третья 70 человек - региональные эксперты-специалисты (возраст24-35лет), Ростовская область.

Характерно, что важным, в т.ч. как праздник, событие февральской революции понимается минимальным количеством нового поколения (17-35 лет). Довольно профессиональной группой (магистранты в Президентской академии) февральская признается в основном как начало революции. Сама «февральская» революция признается четвертью опрошенных (26,7%), но 22,3% (большинство) считает «февраль 2017» только началом революционных изменений. «Февральская революция» связывается больше с периодом «безвластья в стране», «случайным недееспособным временным правительством», которое не могло откликнуться ни на чаяния бедноты, ни интеллигенции, ни служивых людей (того самого и «просвещённого» офицерства, что было парализовано безвластием и бежало, в т.ч. в «белую армию», за рубеж).

Основываясь на прочтении публикации А. Солженицына «Размышлений над февральской революцией», можно выделить еще более резкие выражения: «... все сделали не социалистические лозунги, а Государственная Дума, это ее речи перевозбудили общество и подготовили к революции.»;«... правительство бездеятельно мирилось с открытыми поношениями себя в прессе - это в военное время»; и далее - «ни одна газета не была ни на день закрыта.»; «российское правительство почти не боролось за свое существование против подрывных действий»; «агитаторы... насильственно гнали в забастовку рабочих оборон-

ныхзаводов - это во время войны!»..., но «ни один ... не предан суду»; «революция началась без революционеров.»; «в совершении революции ни одна из революционных партий не проявила себя»..., но «они с большой энергией кинулись захватывать добычу» (власть - выд. авт.). и «вгонять совершившееся в свою идеологию»; «никакой голод не вызывает революции, если поддерживается национальный подъем.»; .«российское правительство ни силою властных действий, ни психологически не управляло столичным населением.»; .«волнения всем казались несерьезными, улягутся сами - и «вдруг бесконтрольно перескользнули в революцию.»; «офицеры, даже не были переведены на казарменное положение, ночевали дома, патроны солдатам выдавали без них»; .«никто в Петрограде не отличился защитой трона, тем более не имел успеха (в Москве еще хуже)»; «.обласканцы трона ... они все умели только брать.»; .«никто из золотых сынков (столбовых князей, жалованных графов) - не появился оказать личное сопротивление, не рискнул своей жизнью.»; «чего ж тогда ... стоила эта власть, если никто не пытался ее защищать?».

Успех революции, действительно, оказался в «слабости сопротивления». Что касается царя, то к нему относимы слова - «более всех несчастный своей не силой»; «забвенье деловых обязанностей» и «слепота к идущему развалу», а в целом - «дремотное царствование». Хотя, по мнению А. Солженицына, - «монархия - сильная система, но с монархом не слишком слабым»[3].

В свою очередь, согласно нашим экспертным замерам, «октябрьская революция» больше воспринимается как факт «первенства вхождения идей социализма в смысл государственного строительства» (не только объявлено о построении республики, но и обеспечен мобилизационный подъем для построения). Это также пример - импульс для других государств о возможности разрешения идей «солидарности» и «справедливости» в интересах большинства граждан государства (см. таблицу 4 - по всем трем группам от 51,2% до 88,6%). Региона-лы здесь оказались максимально эмоционально чувствительными (среди участников опросов могли быть ростовчане - потомки, где были крупнейшие казачьи баталии между «белыми» и «красными»).

Согласно мнению экспертов все события с «февраля» и включая «октябрь» 1917 г. «взаимосвязаны, а результат революций - «республика». Это и следует считать смыслом юбилейных дат революций. На наш взгляд, в этой позиции есть глубокий объединительный смысл. И российским социумом было бы позитивно воспринято решение нынешних властей «не сторониться» дат 100-летия, а важнее перевести политизированные дискуссии о «революциях как разрушениях» в русло «созидательности», давшей с трудом государственность, называемую республикой. 100 лет - это и много, и мало одновременно в более чем тысячелетней эволюции Руси, России. Но это может быть смыслом «празднования» (важно отметить) в стране, в т.ч. возможен, например, выпуск юбилейной монеты (не ужели это менее важно, чем, например, мировой чемпионат по футболу - будет в 2018 г., а юбилейная монета уже есть и др. примеры); возможна закладка юбилейных стел в местах (городах) основных революционных событий

и др. Почему бы власти и общественным структурам, горячо позиционирующих себя в гражданском обществе, не выпустить юбилейную медаль «100-лет Российской республики» и т.д. Но федеральная власть отпустила пока «100-летие» на дискуссии экспертного сообщества. Хотя в деле, которое затрагивает душевные человеческие струны, власти нельзя отходить в сторону. 100-летие республики в стране - это сильнейший мобилизационный ресурс и важно прозрение, если не всех, то большинства.

Уроки российских выборов («2007» и «2016»)

До выборов в Государственную Думу «2016» в последний раз конституционное большинство «Единая Россия» получала в 2007 году. Тогда результат в 315 мандатов был достигнут с привлечением личного участия В.В. Путина во главе списка и проведением мощной кампании по мобилизации электората, направленной на повышение явки. Всего в голосовании тогда приняли участие 63,71%. Мобилизация имела четкий посыл - сохранить уходящего с поста президента В.В. Путина во главе государства и предоставить ему сильную опору в лице убедительного парламентского большинства.

На выборах «2016» итоговое количество избирателей, пришедших на участки стало одним из самых низких показателей парламентских выборов в современной России. При этом стоит отметить, что на завершающем этапе в избирательную кампанию включился широко поддерживаемый массами Президент В.В. Путин электоральный рейтинг которого в сентябре 2016 г. достигал 60% а рейтинг одобрения его деятельности был более 80% [4]). В итоге, получение единорос-сами 76% всех депутатских мест заметно диссонирует с реальной популярностью партии электоральный рейтинг партии «Единая Россия» в августе-сентябре 2016г. составлял в среднем 40% [5]). Учитывая низкую явку, три четверти всех депутатских мандатов были поддержаны всего 30% голосов от общего числа избирателей. В результате, отказавшись от широкой мобилизации депутаты в составе Государственной Думы седьмого созыва получили «облегченный мандат».

Прохождение нескольких кандидатов от ранее не представленных в парламенте партий не компенсировало общую картину преобладания всё тех же игроков на парламентском поле. Хотя существенным и заметным отличием Госдумы седьмоого созыва от предыдущего оказалось перераспределение мест между парламентскими партиями в пользу «Единой России» и предоставление другим парламентским партиям («дар» от «Единой России») половинного председательства в комитетах нижней палаты Федерального Собрания РФ.

Что предлагется, после осмысления итогов выборов в Госдуму «2016» в рамках действующих положений Конституции РФ, чтобы содействовать укреплению суверенитета народа и народовластия? Следует частично трансформировать или переформатировать некоторые процедуры сегодняшнего избирательного процесса, освободить практику проведения выборов от использования административного ресурса, обеспечить ротацию органов публичной власти с одновре-

менным совершенствованием системы выборов, сделав их более открытыми и легитимными. На основе обобщения можно предложить целый ряд путей совершенствования механизмов и избирательных процедур в Российской Федерации.

1. При формировании избирательных комиссий:

- во-первых, расширить уже сделанное изменение [6] о формировании избирательных комиссий (срок полномочий пять лет [6]) на основе предложений политических партий и иных общественных объединений, - дополнительно предлагается добавить возможность для партий вводить своих представителей в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии с правом решающего голоса на период проведения конкретных выборов и на конкретной территории. Такую возможность целесообразно предоставить кандидатам (в том числе, выдвинутым в порядке самовыдвижения) и партиям, зарегистрированным в качестве официальных кандидатов на данных выборах;

- во-вторых, при существующем недостаточном доверии населения к процедуре голосования (явка на выборах 2016 г: в целом по России составила - 47,9% избирателей) актуальным может быть «очищение» избирательных процессов от подозрений на основе обеспечения максимальной открытости голосования. Широкую практику применения сейчас получает использование полиграфа - уже, в ряде сфер (особенно на государственной службе) работники проходят процедуру проверки. Для легитимизации избирательного процесса и выявления потенциально недобросовестных членов комиссий можно зафиксировать норматив (проводить по необходимости) о процедуре прохождения полиграфа. Минимальный состав предполагаемых участников проверки может состоять из председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии; идеальный вариант - весь состав комиссии с правом решающего голоса. Третий вариант - проверка на полиграфе членов комиссий, на участках которых зафиксированы нарушения в ходе голосования. При этом основную ответственность (вплоть до уголовной ответственности и лишения свободы) возложить на председателей комиссий - в целях мотивации председателей к четкому исполнению своих контрольно - надзорных функций на избирательном участке;

- во-третьих, востребуемое усиление влияния ЦИК РФ на процесс формирования избирательных комиссий, и далее по цепочке (региональных комиссий на территориальные и т.д.) может способствовать повышению открытости и легитимности избирательного процесса, так как в этом случае у председателей комиссий появляется дополнительная личная ответственность перед вышестоящей комиссией.

2. Коррекция порядка формирования списков кандидатов. Анализ списков кандидатов на выборах «2016», показывает, что региональные списки в своем большинстве возглавляли известные люди. В 2016 году «мода» на включение в списки «певцов» и «артистов» ушла на второй план. Мейнстримом 2016 года стали губернаторы: Губернатор Подмосковья А.Ю.Воробьев возглавил региональный

список партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму, С.С. Собянин возглавил столичный список партии «Единая Россия», Г.С. Полтавченко - в Санкт-Петербурге. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга этот список продолжили Тюменская, Ростовская, Кемеровская, Воронежская и Белгородская области, Чечня, Татарстан, Башкирия и ряд других субъектов [7]. Почти все участвовавшие в выборах депутатов Госдумы предпочли остаться работать в исполнительной власти.

Потребуется отход от практики составления списков кандидатов, который заведомо вводит избирателей в заблуждение (рекламу, агитацию и одобрение населением на выборах ведут одни кандидаты, а мандаты получают совершенно иные люди). Необходимо ввести поправки против практики так называемых «паровозов» - и составление заведомо «ложных» списков. Это исключит ситуации, когда чиновники избираются, но сдают мандат в пользу других. Ужесточение личной ответственности (вплоть до наложения запрета на участие в последующих выборах в течение нескольких лет при отказе от мандата без оговоренной в законе, веской и уважительной причины), а также наложение штрафных санкций на партию должны быть обязательно учтены в избирательном законодательстве.

3. Сроки объявления выборов, если не менять сентябрьскую дату, требуется расширить. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов было бы оправдано принимать «не ранее чем за 110 дней» и не позднее чем за 90 дней до дня голосования» [8]. В 2016 году Президент РФ объявил о дате выборов 17 июня - то есть в предпоследний легитимный день. Максимальным сроком объявления выборов депутатов ГД РФ является - 110 дней, то есть избирательная кампания по решению Президента в 2016 году была фактически сокращена (на 20 дней) до минимального размера. В таких условиях кандидаты от непарламентских партий и кандидаты самовыдвиженцы (которым необходимо было собирать подписи в свою поддержку) заведомо оказываются в неконкурентноспособном и более трудном положении, нежели другие кандидаты (эта проблема обсуждается повсеместно!). Кроме того, избирательным комиссиям приходится работать в авральном режиме. Предлагается изменить крайние сроки объявления выборов от 90 - 110 дней увеличить до 110 - 130 дней.

4. Порядок сбора подписей следует доработать:

а) изменить требования к заполнению и оформлению подписных листов, которые на сегодняшний день имеет чрезмерное количество оговорок;

б) создать базу возможных сокращений федеральной миграционной службы (например, далее ФМС). При заполнении подписных листов допустить сокращения, использующиеся в паспортах граждан РФ (при этом исключить возможность ссылки на ст.38 п.5 ФЗ № 67 об однозначном/неоднозначном восприятии сокращений слов в предоставляемых сведениях) [9];

в) для упрощения процедуры сбора подписей и информатизации населения -обязать официальные СМИ оповещать население о периоде сбора подписей кандидатов на выборах;

г) ввести единую форму удостоверения для сборщиков подписей;

д) сократить необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидатов (предлагается ввести норму от 0.5% до 1.5% на усмотрение субъекта в зависимости от плотности населения на территории округа);

е) ввести возможность добора подписей после сдачи на проверку в избирательную комиссию (если при проверке было выбраковано небольшая часть, требуемого для регистрации количества подписей - дать возможность кандидату собрать недостающее количество, но в определенный срок);

ж) ввести персональную ответственность членов экспертной комиссии (привлекаемых к проверке подписей экспертов) за данную ими оценку и заключение в случае жалобы кандидата (ввести порядок и сроки рассмотрения подобного обжалования, но не более 7 дней с момента заключения комиссии, а также, ввести возможность привлечения независимой экспертизы на повторную проверку);

з) усилить интернет-составляющую избирательного процесса, чтобы можно было организовывать возможность сбор подписей в поддержку кандидатов через портал госуслуг.

5. Агитация, как этап избирательной кампании, требует законодательного уточнения, в т.ч. дополнить, что:

а) зарегистрированные кандидаты на период избирательной кампании должны быть в обязательном порядке отстранены от выполнения служебных обязанностей (с сохранением должности) и должен быть наложен запрет на использование служебного положения (должностного/служебного статуса) в любых агитационных и пропагандистских целях (в период избирательной кампании выступать и действовать только в лице кандидата на данных выборах);

б) инициировать проведение обязательной процедуры - дебатов для всех участников выборов (партийных и беспартийных) за счет государственного бюджета и данное мероприятие транслировать в прайм-тайм. Публиковать стенограммы дебатов в официальных СМИ с целью доведения программы каждого участника выборов до избирателей;

в) обеспечить равные права и возможности для всех кандидатов на выборах в сфере публичных выступлений и агитации (избегать предоставление преференций для одной партии);

г) в случае организации представителями государственной и муниципальной власти публичных мероприятий («День города», парад и т.д.) информация о подобных мероприятиях и возможность принимать в них участие должна доводиться до всех заинтересованных кандидатов через ТИК/ОИК. График публичных мероприятий муниципалитетов на время проведения избирательной кампании должен находиться в открытом доступе для всех кандидатов (при несоблюдении данного условия возлагать ответственность за нарушение на ответственное должностное лицо).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. При подсчете голосов, подведении итогов голосования во избежании использования элементов «серых» методов подсчета голосов; необходимо обеспечить доступ к процедуре проверки всех заинтересованных сторон:

а) в обязательном порядке проводить проверку на участках, где созданы прецеденты нарушения законодательства и поступили жалобы от наблюдателей;

б) увеличить срок подачи жалобы и обжалования результатов в ЦИК (досудебное разбирательство) с 10 до 20 дней. При этом, инициировать организацию подробной проверки по каждому обращению. При наличии неопровержимых доказательств организовать оперативный пересчет голосов на заявленном участке/участках, вплоть до отмены результатов выборов на данном участке/ участках.

7. Гражданский контроль явки избирателей, можно усилить: внести поправки в законодательство об «отмене открепительных удостоверений и точнее определить возможность «голосования вне избирательных участков». А также можно начинать вводить персональный учет проголосовавших избирателей через электронную систему ГАС «Выборы», начиная с уровня участковой комиссии и до уровня ЦИК, постоянно (в начале можно циклично по интервалам) передавать информацию о проголосовавших (данная информация должна находиться в открытом доступе). Подобная схема исключит возможность «вбросов» и «накрутки» явки проголосовавших. Для этого важно начинать обучение соответствующих специалистов, работающих на местах, а, не только проводить «летучки-накачки» председателей и секретарей комиссии УИК в канун выборов.

Выводы

Главный основной вывод: совершенствование и модернизация процедур будут успешны при условии их системной и поэтапной реализации на основе положений Конституции РФ с учетом собственного и зарубежного опыта, технико-экономических возможностей и социо-культурных особенностей России в целом и ее отдельных регионов, а также серьезной переквалификации кадров системы избирательных комиссий. Принцип: системная учеба, а не «административная накачка»..

1. Устойчивое большинство современного российского общества имеет в основном непротиворечивую мотивацию на поддержку власти, которая в целом «устремлена на развитие», «продвижение страны вперед», стремясь действовать в интересах большинства. Больше поддержка ощущается там, где (особенно на региональном уровне) политические партии устремлены на проведение (реализацию) деловой концепции «экономики роста» и по-деловому помогают добиваться результата. Это можно считать главной мотивацией и политическим предпочтением к предстоящим сентябрьским (2017 г.) региональным и местным выборам.

2. Президентские выборы (2018 г.) и, соответственно, избирательная кампания зависят от того, как президент и далее будет «повышать требовательность к управленческим кадрам»; вся ли президентская команда будет «работать слажено» на проведение умеренного внутреннего (политически консервативного) курса в интересах социального большинства»; будут ли расчищена «бюрократически засоренная дорога к инновациям» и вестись их более активное освоение (необходимо для обновления социально-экономической жизни, ликвидации финансового предбанкротства территорий из-за многолетней задолженности регионов); сохранится ли достигнутый Россией «перевес справедливости»

для проведения успешной внешней политики и взвешенного отношения к выбору своих партнеров (в своей основе такой курс проводится ныне). Позитивное решение данных направлений дает основания для его поддержки и, естественно, обусловливает возможность и социальную востребованность того, чтобы В.В. Путину быть внепартийным кандидатам на выборах 2018 г.

3. Современное российское общество испытывает определенный дефицит внимания власти к оценке произошедших вековых событий - «100-летие революций», чтобы двигаться дальше; хотя нет и требований о «покаяниях», к чему склонялись ранее приверженцы либерального и ультралиберального «интелли-генствующего» социума, представлявшее собой меньшинство; напротив, сегодня в России сохраняется и еще возможно обострение «наследия обожжённости» в обществе из-за бывшей провокационности начала «февральской революции 1917года». Ныне это внуки и правнуки «потомков революций», получившие образование уже в годы новой России (в прошлую четверть века многое противопоставлялось, что свершалось в советскую эпоху). В своем большинстве нынешнее молодое поколение в возрасте 17-36 лет традиционно-умеренно оценивает прошлые события. Выявляется их «естественное» и непринятие «надуманных» (особенно через односторонние оценки) представлений о событиях 100-летней давности. Согласно экспертнымоценкам:

- «февральская революция» случилась из-за безволия действовавшей власти, неумения временного правительства в 1917 г предложить антикризисное управление в государстве и неспособности действовать обслуживавшего власть «салонного офицерства», не желавшего рисковать своей жизнью в защиту власти, хотя и было понимание, что «действовавший строй прогнил сверху», растеряв часть ранее достигнутых (Российской империей) экономических результатов в конце первого - начале второго десятилетия ХХ в.»;

- «октябрьская революция» - проводилась жестко, нередко с избыточно довлеющей волей со стороны «исполнительной власти»; однако впервые в российской эволюции был принят и реализовался курс на республиканское государственное устройство (советские четыре Конституции и нынешняя пятая определяют демократическую траекторию и построение республики); наследие именно «октябрьской революции» обусловливалось натурализацией (с успехами и ошибками при исполнении) идеи социализации всего социума и постепенного (к сожалению «зигзагами») политического «выруливания» к организации более справедливого общественного порядка.

4. «Власть не должна быть безвластной» - один из главных выводов, выявленных в ходе анализа результатов наших экспертных опросов и экспертизы хронологии событий в дни февральской революции (конец февраля - начало марта 1917 г.). С современных позиций «февральская революция» также может оцениваться как «проект» влиятельных сил по расчленению страны (доказывают исторические исследования) и неясности ее будущности.

5. В современном российском обществе существует запрос (он усиливается) на необходимость преодоления упрощенных оценок событий 100-летней эво-

люции страны и обусловленности действий нынешней власти, чтобы быть впереди гуманитарных потребностей граждан на единение и обеспечение умеренности социального бытия, стимулирования согласия и укрепления республиканской формы правления. «Политическое расшатывание» не находит в гуманитарном сознании существенно-заметной поддержки, хотя власти обольщаться этими успехами не следует, т.к. грань между «поддержкой» и «протестом» у российских граждан достаточно тонкая.

Источники

1. Лихачев В.Н. Интервью газете «Известия» от 9 февраля 2017 г

2. Материалы первого заседания Исторического клуба «Родина» в Москве/ Российская газета от 16 февраля 2017 г., С. 1,3; См. Журнал «Родина», Специальный выпуск, февраль 2017 г.

3. Солженицын А. «Размышления над февральской революцией»// Родина, спецвыпуск, февраль, 2017, С. 4-9.

4. Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс]: В. Путин: рейтинг, отношение, оценки работы, URL: http://fom.ru/posts/10946.

5. ВЦИОМ [Электронный ресурс]: Электоральный рейтинг политических партий, URL:https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_partij/.

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от05.04.2016).

7. Информационное агентство Regnum [Электронный ресурс]: 12 в списке, «паровоз» Хамитов: кандидаты «Единой России» от Башкирии, URL: https://regnum.ru/news/polit/2150204.html.

8. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от05.04.2016).

9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от05.04.2016).

10. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов/ Париж, 26 марта 1994 г.

11. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2017. - 64 с.

12. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления (учебный курс) в 2 т. Т. 1 / И. Н. Барциц. - М.: РАГС, 2011. - 464 с. Т.2 / И. Н. Барциц. - М.: РАГС, 2011. - 488 с.

13. Лихачев В.Н. Парламентская дипломатия России. Курсом прагматизма и права, https:// kprf.ru/dep/gosduma/activities/127857.html

14. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан в законодательстве зарубежных стран. - М., 2005. 144 с.

15. Парламентаризм: обеспечение законодательных (представительных) органов власти. Учебник/ Бакушев Валерий Владимирович [и др.]; науч. ред.: В. В. Бакушев, В. Н. Лихачев. - М.: Реал Принт, 2015. - 744 с.

■ ■ ■ Elections: the lessons of the campaign «2016» and motivation to «2017» and «2018»

Bakushev V.V.

BAKUSHEV Valery Vladimirovich, doctor of political sciences, professor, head of the department of parliamentarism and inter-parliamentary cooperation of the Institute of public service and management; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: la.kolesnikova@migsu.ru, vv.bakushev@migsu.ru.

Abstract.

In Russia, the attention of the authorities is intensified through the reorganization of election commissions for the upcoming electoral cycles of 2017 - 2018. (In autumn - regional and local elections, the beginning of the spring of 2018 - presidential elections). The presidential elections will be held for the first time after the extension of terms of office to 6 years. The article analyzes the residual negative attitude in society towards the use in some regions of an administrative resource during the election campaign «2016». In this regard, at the expert level, measures are proposed to further improve electoral legislation and some election procedures. Assessments of experts are conducted (surveys are organized and conducted with the participation of the author) to measure the influence of the 100th anniversary of Russian revolutions on the contemporary political and social reference points of citizens.

Key words: results and lessons of the elections of deputies to the state Duma of the seventh convocation; «administrative resource» and «low turnout» as the main shortcomings of the election campaign «2016»; the aspirations of the election Commission of the Russian Federation in the update elections «2017» and «2018»; the influence of the 100th anniversary of the Russian revolution for the upcoming e-cycle; motivation of experts in the assessments of the pre-election situation and actions of the authorities; proposals for improvement of electoral legislation.

For citation: Bakushev V.V. Elections: the lessons of the campaign "2016" and motivation to «2017» and «2018». Communicology. Volume 5. No.2. Pp. 78-94 DOI 10.21453/23113065-2017-5-2-78-94

References

1. LikhachevV.N. Interview gazette Izvestiya. 9 fevralya 2017 g. [Likhachev V.N. An interview with the newspaper «Izvestia» of February 9, 2017]. (In Russ.).

2. Materialy pervogo zasedaniya Istoricheskogo kluba Rodina v Moskve. Rossiyskaya gazeta, 16 fevralya 2017 g.. [Materials the first meeting of the Historical club «Rodina» in Moscow/ The Russian newspaper of February 16, 2017, p. 1,3; The magazine «Rodina», Special issue, February 2017]. (In Russ.).

3. SolzhenitsynA. Razmyshleniya nad fevralskoy revolutsiyei. // Rodina, fevral, 2017. [Solzhenitsyn A. Reflections over February revolution // Rodina, special issue, February, 2017, P. 4-9]. (In Russ.).

4. The Public Opinion Foundation [Electronic resource]: Vladimir Putin: rating, attitude, performance evaluation, URL: http://fom.ru/posts/10946.

5 Russian Public Opinion Research Center [Electronic resource]: The Electoral rating of political parties, https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_partij/

6. Federalnyi zakon"Ob osnovnykh garantiyakh izbiratelnykh prav I prava nauchastiye v referendume grazhdan Rossiiskoy Federatsii. [Federal law «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation» 12.06.2002 № 67-FZ (ed. from 05.04.2016). (In Russ.).

7. Regnum news Agency [Electronic resource]: 12 in the list, «steam» Khamitov: candidates of «United Russia» from Bashkortostan, URL: https://regnum.ru/news/polit/2150204.html .

8. Federal law «On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» 22.02.2014 № 20-FZ (ed. from 05.04.2016). (In Russ.).

9. Federal law «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation» 12.06.2002 № 67-FZ (ed. from 05.04.2016).

10. Declaration on criteria for free and fair elections/ Paris, March 26, 1994.

11. The Constitution of The Russian Federation. The National Anthem of The Russian Federation. The Coat of Arms of The Russian Federation. The Flag of The Russian Federation. - M.: Omega-L, 2017. - 64 p.

12. Bartsits I.N. Systema gosudarstvennogo I munitsipalnogo upravleniya. M., 2011. [Bartsits I.N. The system of state and municipal management (training course) in 2 Vol., Vol.1.Moscow, 2011. 488 p.]. (In Russ.).

13. LikhachevV.N. Parlamentskaya diplomatiya Rossii. Kursom pragmatizma I prava. [Likhachev V.N. Parliamentary diplomacy of Russia. A course of pragmatism and rights https://kprf.ru/dep/ gosduma/activities/127857.html]. (In Russ.).

14. Otvetstvennost za narusheniye izbiratelnykh prav grazhdan v zakonodatelstve zarubezhnykh stran. M., 2005. [Responsibility for violation of electoral rights of citizens in the legislation of foreign countries. Moscow, 2005. 144 p.]. (In Russ.).

15. Parliamentarism: the provision of legislative (representative) authorities. Textbook/ Bakushev Valery Vladimirovich [and others]; Scientific editors: VV Bakushev, VN Likhachev. - Moscow: Real Print, 2015. - 744 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.