РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 342.8:342.511
DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-25-33
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Алексеев РА.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье изучаются избирательные по избранию Президента РФ с 1991 по 2012 гг. Проанализированы нормы избирательного законодательства, регулирующие порядок и условия проведения выборов главы государства в России с периода введения поста Президента вплоть до настоящего времени. Автором статьи вносятся предложения по реформированию избирательного законодательства, направленные на совершенствование способа избрания Президента РФ, подсчёта голосов избирателей, а также мер по противодействию электоральному абсентеизму на президентских выборах.
Ключевые слова: выборы Президента РФ, избирательное законодательство, избирательное право, избирательная система, предвыборная агитация, электоральный абсентеизм.
POLITICAL AND LEGAL ENVIRONMENT OF THE ELECTIONS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: DYNAMICS OF DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF ELECTORAL LEGISLATION
R. Alekseyev
Moscow Region State University
10А, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation
Abstract. The article highlights the election campaigns for the President of the Russian Federation from 1991 to 2012. It analyzes the norms of the electoral legislation regulating the
© Алексеев Р.А., 2017.
\2SJ
procedure and conditions for holding presidential elections in Russia since the introduction of presidency and up to the present time. The author of the article suggests reforming the electoral law to improve the procedure of electing the President of the Russian Federation, vote counting, combating electoral absenteeism in presidential elections.
Key words: the President of the Russian Federation elections, electoral legislation, electoral law, electoral system, election campaign, electoral absenteeism.
Институт президентской власти имеет весьма непродолжительную историю в развитии современной российской государственности. В советском государстве данный институт не использовался, так как на государственном уровне был закреплён принцип демократического централизма, на основании которого происходило слияние законодательной и исполнительной ветвей властей. В России введение поста главы государства происходило постепенно. На всероссийском референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 г., граждане должны были высказаться по поводу введения института президентской власти. Они должны были дать ответ на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, который будет избираться всенародным голосованием?» За введение избираемого всенародным голосованием Президента РСФСР высказались 71,38% (свыше 53 млн человек), против - 28,62% (свыше 21 млн человек) [9].
Проследим динамику избирательного законодательства президентских выборов с 1991 г. по настоящее время. Первый Президент России избирался путём всеобщих равных прямых выборов тайным голосованием в соответствии с Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О выборах президента РСФСР» [5]. Таким образом, первым всенародно избранным гражданами государства Президентом
12 июня 1991 г. стал Б.Н. Ельцин.
После принятия всенародным голосованием в 1993 г. Конституции РФ порядок избрания главы государства стал определяться ею (требования к кандидату на должность Президента РФ) [6, ст. 81], а также федеральным законом от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации» [11], внёсшим серьёзные коррективы в порядок избрания Президента России. Однако в Конституции РФ, в отличие от ранее действующих советских конституций, отсутствует глава, посвя-щённая избирательной системе, а есть лишь отдельные нормы, посвящённые реализации гражданами РФ активного и пассивного избирательного права [7, с. 210]. На основании ранее действовавшего законодательства Президент РСФСР избирался сроком на пять лет, тогда как в соответствии с новым законом и ст. 81 Конституции РФ стал избираться сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Сроки проведения выборов Президента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР, тогда как выборы Президента РФ -Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В соответствии с требованиями, обозначенными в Федеральном законе от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента РФ» [11], была установлена более строгая процедура выдвижения кандидатов на пост Президен-
та России. Возможность выдвижения кандидата на пост Президента РФ предоставлялась не только избирательным объединениям на съездах путём тайного голосования, но и гражданам РФ путём создания инициативной группы избирателей численностью не менее 100 человек, которая подлежала обязательной регистрации Центральной избирательной комиссией РФ. В соответствии с действующим законодательством инициативным группам избирателей и избирательным объединениям необходимо было собрать и передать в ЦИК РФ в поддержку выдвинутых ими кандидатов не менее 1 млн подписей с ограничением их количества на один субъект РФ не более 7% от общего их числа. Президентские выборы 1996 г. были проведены в соответствии с федеральным законом РФ от 17 мая 1995 г. № 76-ФЗ «О выборах Президента РФ». Этим законом была установлена мажоритарная избирательная система абсолютного большинства голосов при подсчёте голосов избирателей, в соответствии с которой побеждает кандидат, получивший в свою поддержку свыше половины голосов избирателей (50% + 1 голос) от числа лиц, принявших участие в голосовании. Тем же федеральным законом был установлен минимальный порог явки избирателей - не менее половины от общего количества зарегистрированных на территории России избирателей [11].
В преддверии очередных президентских выборов, которые должны были состояться в 2000 г., был принят федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [12], на основании которого кандидат на
должность Президента РФ приобретал целый ряд гарантий, обеспечивающих его правовой статус, в соответствие с мировой конституционной практикой. Так, например, в соответствии с новеллами избирательного законодательства не только действующий глава государства, но и кандидат на должность Президента не мог быть привлечён к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального Прокурора РФ.
Нормы избирательного законодательства продолжали совершенствоваться и в дальнейшем. Накануне президентских выборов 2004 г. был принят федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. (ныне действующий) № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», который не оставил без внимания регламентации требований финансирования избирательных кампаний кандидатов на президентский пост [13, ст. 57], предоставление им эфирного времени и печатной площади для предвыборной агитации. Одновременно с этим в закон были внесены нормы, усложняющие порядок выдвижения кандидатуры на должность главы государства путём самовыдвижения, увеличивающие количество подписей избирателей, собираемых в её поддержку инициативной группой граждан (которая увеличивалась со 100 до 500 человек), с 1 до 2 млн. При этом в связи с увеличением числа подписей в поддержку кандидата на один субъект РФ могло приходиться уже не 7%, а 14% от общего числа подписей избирателей.
Негативный оттенок в законодательство о выборах главы государства
внесла норма, касающаяся отмены порога обязательной явки избирателей на выборах всех уровней, в том числе и президентских. По ранее действовавшему законодательству явка избирателей на президентских выборах должна была составлять не менее 50%, для того чтобы они считались состоявшимися. В соответствии с федеральным законом от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» [10] также была внесена поправка в части отмены формы голосования против всех кандидатов, вступившая в силу в июле 2006 г., и указанная графа была исключена из избирательных бюллетеней. Данные поправки, внесённые в ряд нормативных актов, регулирующих выборы Президента РФ, способствовали возникновению дополнительных ограничений, купирующих избирательные права граждан РФ.
По инициативе Д.А. Медведева 30 декабря 2008 г. была внесена поправка в ст. 81 Конституции РФ 1993 г. о продлении сроков полномочий Президента РФ с четырёх до шести лет [6].
Проследив динамику совершенствования избирательного законодательства по выборам Президента РФ, отметим тот факт, что оно видоизменялось накануне практически всех избирательных кампаний. В настоящее время выборы Президента РФ регулируются Конституцией РФ, федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (изменения в данный ба-
зовый закон в области избирательного права вносились более 80 раз [15, с. 22]) и федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [13]. Президент РФ, как и на основании ранее действовавшего законодательства, избирается на должность путём равных прямых всеобщих выборов при тайном голосовании. Только, начиная с 2012 г., сроком на шесть лет. Подсчёт голосов избирателей осуществляется с помощью положительно зарекомендовавшей себя мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства голосов (т. е. «50% + 1 голос» от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании).
Конституция РФ и федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» устанавливают ограничение для избрания на должность главы государства одного и того же лица не более двумя сроками подряд (таким образом, одно и то же лицо не может быть главой государства более 12 лет подряд). Подобного рода ограничения существуют практически во всех демократических государствах мирового сообщества [14, с. 205]. К кандидатам на должность Президента РФ законодательно устанавливается ряд требований: достижение 35-летнего возраста (возрастной ценз), гражданство РФ независимо от основания его приобретения (ценз гражданства), постоянное проживание на территории России не менее десяти лет (ценз оседлости). Главой государства не может быть избрано также лицо, в отношении которого вступил в силу приговор суда, связанный с лишением права занимать должности в органах государственной власти либо
\2BJ
с лишением свободы на определённый срок; а также - лица, признанные недееспособными на основании медицинского заключения, подтверждённого в суде. Законом предусматривается и ряд иных требований к кандидату на должность Президента РФ.
Сроки выборов Президента России назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии с действующим законодательством об избрании главы государства в пределах 100-90 дней до дня голосования. Решение о назначении сроков выборов главы государства подлежит официальному опубликованию в СМИ в срок не позднее, чем через пять дней со дня его принятия. Именно с этого момента ЦИК РФ начинает регистрацию кандидатов на должность главы государства. Днём голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором шесть лет назад проводилось голосование на предыдущих выборах Президента России. Действующим законодательством также предусматривается возможность проведения досрочных выборов Президента РФ в следующих случаях: его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия либо отрешения от должности на основании импичмента до истечения срока его полномочий. Процедура голосования на выборах Президента осуществляется с 8 до 20 часов по местному времени гражданами лично в специально оборудованном закрытом помещении с помощью избирательных бюллетеней.
Пытаясь упростить процедуру регистрации кандидатов на должность Президента России, Д.А. Медведев
инициировал поправки, внесённые в 2012 г. в федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ». Сократилось с 2 млн. до 100 тыс. (не более 2500 тыс. подписей на один субъект РФ) количество подписей в поддержку кандидата на пост главы государства, которое должны собрать политические партии, выдвигающие своего кандидата, но не имеющие представительства в Государственной Думе. Упростились также условия при самовыдвижении кандидатов - с тех же 2 млн. до 300 тыс. подписей (не более 7500 на один субъект РФ). Определённые преференции допускаются в отношении парламентских политических партий, которые имеют представительство в Государственной Думе и/или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в 1/3 субъектов РФ: они могут выдвинуть своего кандидата без сбора установленного законом количества подписей.
Таким образом, кандидаты от непарламентских политических партий, равно как и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить в ЦИК РФ не менее 100 и 300 тыс. подписей избирателей в свою поддержку соответственно. Проверку подлинности подписей осуществляет ЦИК РФ, который может проверить не меньше 20% из представленных каждым из кандидатов подписей. В том случае, если брак превышает 5%, дополнительно проверяется ещё 10% подписных листов. ЦИК РФ обладает правом отстранить от участия в выборах кандидатов, предоставивших подписные листы без достаточного запаса, поскольку одним из оснований для отказа в регистрации выступает требование, в соответствии с которым
V29y
число представленных в ЦИК РФ подписей, за вычетом бракованных, не может оказаться ниже установленного минимума. Все вышеперечисленные поправки избирательного законодательства впервые будут опробованы на практике в грядущих президентских выборах 2018 г. Парламентарии, предложившие и реализовавшие данную законодательную инициативу, считают, что данные меры будут способствовать демократизации избирательного процесса, обеспечению политической конкуренции в борьбе за власть [3, с. 7].
Подводя итоги анализа совершенствования законодательства по выборам главы государства, стоит отметить, что наиболее приемлемым способом избрания главы государства в современной России мог бы стать усовершенствованный способ мажоритарной системы абсолютного большинства голосов. При этом необходимо вернуть норму, существовавшую в законе вплоть до 2006 г., считать выборы Президента РФ состоявшимися при явке не менее 50% избирателей, дополнив её положением, что победителем признаётся кандидат, набравший в свою поддержку не менее 70% голосов избирателей от числа, принявших участие в голосовании [2, с. 60]. Принятие данных поправок в федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», на наш взгляд, будет способствовать легитимизации главы государства, повышению его авторитета в обществе.
Не менее важной проблемой высту-
пает электоральный абсентеизм: только за период с 1993 по 2011 гг. средний процент абсентеистов достиг 39,8% [1, с. 188], а на проходивших осенью 2016 г. парламентских выборах число абсентеистов достигло 52,12% [8]. На взгляд автора статьи, на предстоящих президентских выборах 2018 г. мероприятия, направленные на повышение электоральной активности, следует начать с образовательной сферы, ведь именно молодёжь чаще всего не участвует в выборах. Учитывая, что молодёжь является активным пользователем сети Интернет, эффективным способом борьбы с электоральным абсентеизмом могло бы стать электронное голосование [4, с. 12]. Вместе с тем данный вид голосования может в какой-то степени нивелировать один из базовых демократических принципов избирательного права - тайну голосования. Последнее, впрочем, соблюдается не во всех странах. Так, например, в Великобритании даже при личном голосовании избиратель, отдавая свой голос, рискует быть опознанным, так как избирательный бюллетень имеет уникальный идентификационный номер. В ряде стран широко распространено голосование по почте (Австралия, Австрия, Испания, Канада, Швейцария), при этом избиратели не жалуются на нарушение тайны волеизъявления. Рецепция данных либеральных законодательных новаций могла бы способствовать повышению явки избирателей на предстоящих президентских выборах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов А.В. Раскол электорального поля и перспективы патриотической консолидации современного российского общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. Т. 2. № 5. С. 184-192.
2. Алексеев Р.А. Политико-правовая трансформация избирательной системы России в период с 1993 по 2013 годы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. Т. 2. № 5. С. 52-61.
3. Алексеев Р.А. Способы и формы защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации и в зарубежных странах (политико-правовой анализ) // Постсоветский материк. 2016. № 1 (9). С. 5-13.
4. Алексеев Р.А., Абрамов А.В. Электоральный абсентеизм в России и способы его преодоления (на материалах президентских выборов 2000-2012 гг.) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 4.
5. Закон РСФСР от 24.04.1991. № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Докипедия: [сайт]. URL: http://dokipedia.ru/ document/5180698 (дата обращения: 03.10.2017).
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.09.2017).
7. Политаев П.П. Влияние трансформации избирательной системы на рост противоправных избирательных технологий в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. Т. 2. № 5. С. 209-213.
8. Результаты выборов в Госдуму по регионам России [Электронный ресурс] // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/infografika/20111206/508314920.html (дата обращения: 03.07.2017).
9. Сообщение Центральной комиссии РСФСР по проведению референдумов // Известия. 1991. 26 марта.
10. Федеральный закон от 12.07.2006 N 107-ФЗ (ред. от 22.02.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система [сайт]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61452 (дата обращения: 27.09.2017).
11. Федеральный закон от 17.05.1995 № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (утратил силу)// Собрание Законодательства РФ.1995. № 21. Ст. 1924.
12. Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание Законодательства РФ.2000. № 1 (ч. II). Ст. 11.
13. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 18.06.2017 № 127-ФЗ) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 16 янв.
14. Федорченко С.Н. Политико-менеджерское обеспечение российской избирательной системы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 5. Т. 2. С. 199-208.
15. Юсов С.В. Избирательные системы России: функциональный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017.
1. Abramov A.V. [The Split of Electoral Field and the Prospects of Patriotic Consolidation of Modern Russian Society]. In: VestnikMoskovskogogosudarstvennogo oblastnogo universiteta.
№ 1. С. 21-28.
REFERENCES
Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2013, no. 5, pp. 184-192.
2. Alekseyev R.A. [Legal-Political Transformation of the Electoral System of Russia in the Period
from 1993 To 2013]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2013, vol. 2, no. 5, pp. 52-61.
3. Alekseyev R.A. [Ways and Forms of Protection of Electoral Rights of Citizens in the Russian
Federation and in Foreign Countries (Political-Legal Analysis)]. In: Postsovetskii materik [The Post-Soviet Main-Land], 2016, no. 1 (9), pp. 5-13.
4. Alekseyev R.A., Abramov A.V. [Electoral Absenteeism in Russia and Ways of Its Eliminating
(By the Materials of 2000-2012 Presidential Elections)]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (electronic journal)], 2016, no. 4.
5. [The Law of RSFSR from 24.04.1991 no. 1096-1 "On the Elections of the RSFSR President"
(repealed)]. In: Dokipediya. Available at: http://dokipedia.ru/document/5180698 (accessed: 03.10.2017).
6. [The Constitution of the Russian Federation (Adopted by Popular Vote 12.12.1993) (as Amended, Amended Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ, from 30.12.2008 no. 7-FKZ, from 05.02.2014 no. 2-FKZ, from 21.07.2014 no. 11-FCL)]. In: Konsul'tantPlyus: Spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.09.2017).
7. Politaev P.P. [Effect of the Transformation of the Electoral System on the Growth of Illegal
Electoral Technology in Modern Russia]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya ipoliticheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2013, vol. 2, no. 5, pp. 209-213.
8. [The Results of the State Duma Elections in the Russian Regions]. In: RIA Novosti. [Russian News and Information Agency "RIA Novosti"]. Available at: https://ria.ru/ infografika/20111206/508314920.html (accessed: 03.07.2017).
9. [The Report of the Central Committee of the Russian Federation On Referendums]. In: Izvestiya [Izvestiya], 1991. 26 March.
10. [Federal Law dated 12.07.2006 no. 107-FZ (ed. from 22.02.2014) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Terms of Abolition of the Form of Voting against All Candidates (Against All Lists of Candidates)"]. In: Konsul'tantPlyus: Spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61452 (accessed: 27.09.2017).
11. [Federal Law dated 17.05.1995 no. 76-FZ "On Presidential Elections of the Russian Federation" (expired)]. In: Sobranie Zakonodatelstva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1995, no. 21, art. 1924.
12. [Federal law dated 31.12.1999 no. 228-FZ "About presidential elections of the Russian Federation" (expired)] In: Sobranie Zakonodatelstva RF [The Collection of Legislation of the Russian Federation]. 2000, no. 1 (p. II), art. 11.
13. [Federal Law dated 10.01.2003 no. 19-FZ "On Presidential Elections of the Russian Federation" (in edition of 18.06.2017 No. 127-FZ)]. In: Rossiiskayagazeta, 16.01.2003, no. 6.
14. Fedorchenko S.N. [Political and Managerial Support of the Russian Electoral System]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2013, no. 5, vol. 2, pp. 199-208.
15. Yusov S.V. [The Electoral System of Russia: Functional Approach]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence], 2017, no. 1, pp. 21-28.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Алексеев Роман Андреевич - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии и права Московского государственного областного университета;
e-mail: alekseev.r555@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Roman A. Alekseev - PhD in Political Sciences, associate professor, associate professor at the Department of Political Science and Law, Moscow Region State University; e-mail: alekseev.r555@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Алексеев Р.А. Политико-правовое обеспечение выборов Президента Российской Федерации: динамика развития и совершенствования избирательного законодательства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 3. С. 25-33 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-25-33
FOR CITATION
Alekseyev R.A. Political and Legal Environment of the Elections of the President of the Russian Federation: Dynamics of Development and Improvement of Electoral Legislation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2017, no. 3, рр. 25-33
DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-25-33