Научная статья на тему 'Полицветье формируемой власти на выборах "2016": политические стремления и реалии'

Полицветье формируемой власти на выборах "2016": политические стремления и реалии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ / ВЫБОРЫ "2016" / НОВАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ И ПАРТИЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ОЦЕНКИ АКТИВНОСТИ 14 "ПАРТИЙ-ЛЬГОТНИКОВ" И КАНДИДАТОВ-ОДНОМАНДАТНИКОВ / НОВЫХ МАЛЫХ ПАРТИИ / КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ / POLITICIZATION OF RELATIONS IN RUSSIAN SOCIETY / ELECTIONS "2016" / INNOVATIONS IN ELECTORAL AND PARTY LEGISLATION / ASSESSMENT ACTIVITY OF 14 "PARTIESBENEFICIARIES" / SINGLE-MANDATE CANDIDATES / NEW SMALL PARTIES / KEY DIRECTIONS OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакушев Валерий Владимирович

В статье содержится политологическая ситуационная оценка, а также вскрываются причины этапной политизации отношений в обществе, вызванной нарастанием кампании «Выборы 2016». Они являются ключевым элементом легитимизации власти в современном демократическом государстве, к которым Россия себя относит. Серьезно изменена избирательная система, введены новации в партийное законодательство. Можно говорить о системной корректировке политической организации государства, где четче разграничиваются функции законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти. В статье представлен, на основе экспертного опроса, анализ активности 14 «партий-льготников», получивших право выдвигать своих кандидатов без предварительного сбора подписей, а также выделены элементы политической активности кандидатов-одномандатников. Выделяется три главных направления, по которым в российском обществе нет однозначного согласия, они могут стать сосредоточением внимания особенно новых партий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF MULTI-COLOURED AUTHORITIES IN THE ELECTIONS “2016”: POLITICAL ASPIRATIONS AND REALITIES

The article contains a political situation assessment, and also reveal the reasons of landmark politicization of relations in society caused by the buildup of the campaign Election “2016”. They are a key element of legitimization of power in a modern democratic state, which Russia considers itself a part of. The electoral system is seriously changed, innovations are introduced in the party regulations. One can talk about the systemic adjustment of the political organization of the state, where functions of the legislative, executive and judicial branches of government are clearly demarcated. On the basis of the expert poll the article presents analysis of the activity of 14 “parties-beneficiaries” who received the right to nominate their candidates without prior collection of signatures, as well as highlighting the elements of political activity of candidates in single-mandate candidates. There are three main directions in the Russian society on which there is no unanimous consent, and they can be in the focus of attention especially of new parties

Текст научной работы на тему «Полицветье формируемой власти на выборах "2016": политические стремления и реалии»

■ ■ ■ ПОЛИЦВЕТЬЕ ФОРМИРУЕМОЙ ВЛАСТИ НА ВЫБОРАХ «2016»: ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И РЕАЛИИ

Автор: БАКУШЕВ В.В.

БАКУШЕВ Валерий Владимирович - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес:119571, г Москва, проспект Вернадского, 82 Тел.: 8 (499) 956-01-09. E-mail.ru: vv.bakushev@migsu.ru

Аннотация: в статье содержится политологическая ситуационная оценка, а также вскрываются причины этапной политизации отношений в обществе, вызванной нарастанием кампании «Выборы 2016». Они являются ключевым элементом легитимизации власти в современном демократическом государстве, к которым Россия себя относит. Серьезно изменена избирательная система, введены новации в партийное законодательство. Можно говорить о системной корректировке политической организации государства, где четче разграничиваются функции законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти. В статье представлен, на основе экспертного опроса, анализ активности 14 «партий-льготников», получивших право выдвигать своих кандидатов без предварительного сбора подписей, а также выделены элементы политической активности кандидатов-одномандатников. Выделяется три главных направления, по которым в российском обществе нет однозначного согласия, они могут стать сосредоточением внимания особенно новых партий.

Ключевые слова: политизация отношений в российском обществе; выборы «2016»; новации в избирательном и партийном законодательстве; оценки активности 14 «партий-льготников» и кандидатов-одномандатников; новых малых партии, ключевые направления стратегии развития России.

Как показывает экспресс-анализ, все известные социальные службы и прогностические центры экспертов проводят зондирующие и перекрестные, в т.ч. сопоставительные исследования в связи с нарастанием влияния в обществе политической кампании 2016 года - выборов в Государственную Думу. Сентябрьские выборы являются многоуровневыми, в т.ч. предполагается избрание 38 региональных парламентов, избрание 6 губернаторов. Выборы состоятся более чем в пяти тысячах местных представительных органах. Голосование пройдет 18 сентября с.г.

С приближением дня «Выборов-2016» все напряженнее накал политических дискуссий по оси «мы» и «власть». Одни ищут ответы на возрастающее количество политических интересов у партий, в т.ч. новых.

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

Другие (их меньше), используя введенные законодательные новации о самовыдвиженцах, принимают «удар на себя», выдвигаясь кандидатами-одномандатниками. Большинство, все же, следует отнести к электорату, воля которого и покажет выбор новой власти в расширяющемся политическом многоцветье «Выборов-2016».

Уже фактически уточнены политические программы партий или проходит заключительный этап их апробации. Повысился градус влияния «российских праймериз» на отбор кандидатов в партийные списки и расстановку партийных претендентов в одномандатных округах. Помимо парламентских партий, наращивают активность другие партии-льготники, допущенные к участию в выборах без сбора подписей1. А также, те партии (из 75 допущенных к выборам), которые еще не принимали участия на таком уровне политических кампаний2.

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 66 ввел 12 новых статей, уточнивших процедурные аспекты вопросов подготовки, в т.ч. освещения выборов в СМИ, включая телевидение, а также порядок финансирования избирательных кампаний. Повышена ответственность избирательных комиссий за прозрачность проведения выборов. Есть новации в организации наблюдения за выборами и т.п.3 Новым элементом является введение обязательности участия всех кандидатов в теледебатах на государственных и муниципальных телерадиоканалах (партии определяют кандидатов из числа выдвинутых претендентов по партспи-скам). Изменено законодательство о митингах, к которым приравнены автопробеги и пикетирование. Законодательно закреплена аккредитация для журналистов, работающих на избирательном участке (за три дня до начала выборов или референдума). Введено требование, чтобы это были опытные лица. Запрещено при агитации размещение не только печатных (сейчас это положение действует), а любых агитматериа-лов на памятниках и прочих сооружениях, имеющих культурную или архитектурную ценность. «Агитки» нельзя размещать в зданиях, где рабо-

1 В перечень непарламентских партий-льготников вошли: «Правое дело» (прошла перерегистрацию), «Патриоты России», «ГРАЖДАНСКАЯ ПЛАТФОРМА», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Родина», «Республиканская партия России - партия народной свободы», «Зеленые - Российская экологическая партия», «Гражданская сила».

2 Анализ участия в выборах свидетельствует, что все парламентские партии участвовали ранее по 36 раз; «Коммунисты России» - 22 раза, партия «Родина» - менее 10 раз. Все другие еще меньшее количество раз или вообще не участвовали.

3 ЦИК РФ 20 мая 2016 г. своим решением утвердил порядок и Инструкцию по формированию и расходованию денежных средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатов Госдумы РФ через открытие специальных счетов (№ 4//0-7от20 мая 2016 г.).

тают избирательные комиссии, в помещениях для голосования (на расстоянии не ближе 50 м от входа в них). Существенным фактом является введение запрета на вмешательство в работу избирательной комиссии.

Заслуживает поддержки, на наш взгляд, инициатива Минюста РФ о внесении дополнений в действующий закон об НКО, где уточнено понятие «политическая деятельность»1. А точнее введены пределы этого понятия.

Согласно внесенным изменениям в общее и партийное законодательство, участвовать в выборах, т.е. выдвигать кандидатов, могут теперь только партии. Общественные движения этого права не имеют. Хотя, как закреплено законом, политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц2. В законе теперь выделены особенности гражданско-правового положения института «политической партии». Гражданским кодексом Российской Федерации специальной статьей также определена характеристика общественного движения3.

На содержание предвыборных дискуссий, направленность их политической активности влияют, как минимум, три выделяемых нами оценочных направления:

Первое - отношение к проводимому финансово-экономическому курсу («финансово-экономический курс Правительства РФ в отношении социального большинства»).

Второе - оценки социальной порядочности в действиях партий как субъектах развития российской политической системы (характер этих действий - корректирующий, усиливающий и утверждающий перспективную цивилизованность или это программы, несущие риски, ломающие строй и т.п.).

Третье - масштаб опоры на нравственно-культурные российские основания при выстраивании партиями своего стратегического политического курса на межгосударственное партнерство и региональное развитие. Здесь и стратегия с ближайшими соседями, в т.ч. в рамках объ-

1 Законопроект, уточнявший понятие «политическая деятельность», был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Во второй половине мая 2016 года Госдума приняла редакцию законодательной поправки о том, что не относится к «политической деятельности» НКО.

2 См. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О политических партиях» от 23 мая 2015 г. № 133, ст. 123 (Гражданский кодекс) и п. 1 ст. 3 9ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001 г № 95.

3 Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О политических партиях» от 23.05. 2015 г. № 133; Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82.

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

единений СНГ, ШОС, БРИКС, с крупными державами как акторами геополитики. Можно сформулировать и такой посыл - насколько в политических и гражданских стремлениях поддерживается выдвинутый Президентом РФ В.В. Путиным тезис о том, что «национальная идея россиян - это патриотизм!?».

Уточним нашу позицию по каждому из трех направлений.

По первому направлению. В гражданском сознании преобладает понимание российской финансово-экономической политики Правительства страны как продолжение либерального давления «приверженцев свободного рынка»: новых ходов не заметно. Затягивающееся «обострение» между исполнительной властью и гражданами вынужден принять на себя Президент РФ В.В. Путин. Он подключил расширенный круг экспертов для оценки ситуации и выработки взвешенного экономического курса.

Одновременно заметим, что состоявшееся «расширение круга компаний малого и среднего бизнеса» за счет «удвоения предельных значений суммируемого дохода», которое по решению Правительства РФ вступает в силу с августа 2016 г., пока практикой не оценено1. Одновременно вне решений остаются другие общественные предложения. Но социальное большинство негативно ощущает на себе текущую правительственную тактику без прочной опоры на сильную научно-промышленную политику развития. Каков же результат?

Продолжается концентрация богатств в руках немногих2. Колебания с ослаблением рубля блокируют модернизацию производства (импорт недоступен по цене, а своего станкостроения и т.п. нет в достатке). Ущерб от деятельности финансовых пирамид в 2015 г. в стране составил почти 22,5 млрд. рублей. От уплаты страховых взносов уклоняются более 11 тысяч организаций, недоплачивая 110,5 млрд. рублей. Затянулось внедрение «дорожной карты» по корпоративному управлению (критикуемый много лет рейтинг Doing Business). По материалам Центробанка РФ каждый россиянин «должен загранице» в среднем более 3,6 тысячи долларов США из-за набранных за рубежом кредитов крупными корпорациями (с учетом падения рубля долг еще более возрос). Почти 30% пенсионеров, в т.ч. значительная часть вынужденно, чтобы выживать, продолжает работать. Увеличение пенсионного возраста становится острым политическим вопросом.

1 См. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 4.04.2016 г. № 265.

2 Гринберт Р. Рубль, выйди в коридор// Российская газета от 26 февраля 2016 г., С.6; Жизнь в пятнадцатом (итоги социально-экономического положения регионов Российской Федерации)// Российская газета от 11 марта 2016 г. С. 17-19 и др.

По второму направлению. Уточняем, что в политическую жизнь включены 75 допущенных ЦИК РФ и зарегистрированных в Минюсте РФ общероссийских партий. Продолжающееся ныне политическое соперничество партий реализуется через дискуссии их кандидатов и кандидатов-одноманатников, предлагающих себя на выборные «политические должности». Кем являются такие «кандидаты» от разных политических партий? Результаты наших экспертных замеров показывают следующие тенденции:

- самовыдвиженцы: выражена относительная активность и желание отразить интересы развития территорий, входящих в избирательный округ. Но почти у половины эксперты отмечают «преобладание личных амбиций», особо активно выражающееся у нового молодого поколения политиков. Поэтому справедливо задаться вопросом «где здесь нужная политическая разумность?». По мнению экспертов, каждого четвёртого-пятого кандидата пока воспринимают как «безликого». Данное обстоятельство не может не вызывать новые вопросы «зачем они идут во власть»? Фиксируется также административный ресурс (до 15%) со стороны местных властей;

- парламентские партии - они как опытные, многократно участвовавшие в разных избирательных кампаниях, представляют пока фрагменты («ЕдинаяРоссия», «ЛДПР») и, реже, целостные («КПРФ») программы, в которых «отражаются интересы жителей округов». Но у «Единой России» и, отчасти, «КПРФ» уже фиксируется наличие действий, что можно отнести к «административному ресурсу». Но больше настораживает наличие узкопартийных интересов: цель «попасть во власть» отмечается у «Яблока», «ЛДПР», а также у пятого-шестого кандидата от «КПРФ» и «Справедливой России». У представителей «Яблока» пока больше фиксируется «политическая блеклость»;

- другие «партии-льготники» (это 9 непарламентских партий)1 имеют более дифференцированные оценки по «политической активности» и «ценности действий». Оценки экспертов (по убыванию) можно разделить на три характерных группы: отражение интересов населения округа - «Патриоты России», «Родина», «Российская партия пенсионеров за справедливость»; узкопартийная направленность программ - «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Альянс зелёных», «Гражданская сила», «Гражданская платформа»; преобладание личных амбиций перед общими интересами - «Правое дело»

1 В перечень непарламентских партий-льготников вошли: «Патриоты России», «Правое дело» (перерегистрирована), «Гражданская Платформа», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Родина», «Республиканская партия России-партия народной свободы», «Зелёные - Российская экологическая партия», «Гражданская сила».

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

(до перерегистрации), «Гражданская платформа», «Альянс зелёных», «Парнас», «Гражданская сила». Также «допускается поведение, нарушающее интересы общественной безопасности» - «Парнас», «Гражданская платформа». Эксперты фиксировали «безликость» кандидатов у партий «Парнас», «Правое дело», «Гражданская сила»;

- другие «малые партии» (более 60 зарегистрированных в Минюсте РФ): эксперты считают, что значительная часть их создана для кого-то, чтобы «пробиться во власть»; другая часть экспертов отмечает, что их «деятельность в регионе незаметна». Хотя часть экспертов считает, что некоторые партии проводят «полезную общественно-политическую работу» за счет чего «расширяются политические свободы граждан». Более характерным для них является определение, что «программы нацелены на решение узких задач».

Эксперты проведённого опроса фиксировали позитивное отношение к законодательному введению количественного ограничения наблюдателей на выборах (на одном участке) двумя представителями от партий. Данное положение закреплено федеральным законом, принятым в феврале 2016г. (см. ФЗ № 29). Почти все опрошенные отметили, что это «оправданное решение», а четверть уточнила, что это «нужное», но введенное «неожиданно решение». Ненужность отметили всего около 8% экспертов1. Здесь, однако, заметим, что есть инициативная группа депутатов Госдумы ФС РФ, которая пытается оспорить это решение в Конституционном Суде РФ. Будет ли изменено решение?

Третье направление - международный аспект политизации настроений. Поэтому важен учет партиями суждений по этой проблематике. Главная проблема - «способны ли западные элиты к конструктивному сотрудничеству с Россией без применения двойных стандартов». Если «да», то здесь должно бы состояться признание «ошибочности гегемонизма» США и их саттелитов по НАТО (без надежд, что этого не замечают в мире и они продолжают действовать по принципу «ранее проходило и сейчас «проглотится»). Для российских партий, в т.ч. выступающих с либеральных позиций, здесь много места для переоценок.

В этой связи нельзя не заметить, что в российском общественном сознании сейчас сохраняется высокий уровень антиамериканских, антинатовских и, пока, антиевропейских настроений. Это усиливает кажущуюся ее самоизоляцию. Россия (по оценкам ряда зарубежных и россий-

1 В опросе экспертами выступили выпускники и обучающиеся магистранты по программе «Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества». Слушатели заочники программы дополнительного профессионального образования «Инновационное управление развитием территории муниципальных образований», ряд преподавателей ИГСУ РАНХиГС. Всего 112 участников из 18 регионов России. 6 экспертов являются гражданами из Республики Абхазии, Казахстана и Киргизстана.

скихэкспертов-специалистов) в ближайшем будущем не будет полностью открыта для принятия ключевых и экономических ценностей, формулируемых в Европе под давлением НАТО. Хотя их и облекают в «благородные одежки» с благопристойными названиями. В том числе обсуждаются подходы к возможности отойти от действующей Стратегии «наказания и изоляции», но практика следует по линии «укрепления прямой обороны и мерах наказания».

Альянс НАТО прилагает усилия, чтобы существенно модернизировать вооруженные силы в Европе, складируя их вначале на западе континента. Но потенциально обычные виды вооружений будут размещаться на Северо-Востоке и новом востоке Европы вблизи российских границ. В Европе на ротационной основе размещения дополнительного 50-тысячного американского контингента уже поглощается около 1 млрд. американских долларов и еще 1,9 млрд. долларов уйдет на дополнительное размещение американских вооружений. Таков истинный смысл программы американского Минобороны «Оборона и сдерживание в XXI веке», запущенной в 2014 году.

На взгляд авторов исследования, подобная аналитика должна точнее быть переосмыслена партиями, особенно на местах. Вполне оправдано корректировать партийные программы, определяя политические цели и задачи на выборы и новый период, т.е. деятельность уже нового российского парламента после сентября 2016 года.

Таким образом, для партий, склонных к поддержке ультралиберальных устремлений, стоит определенно понимать, что США при благостной риторике реализует концепцию Нового Американского Империализма (НАИ). А это не осторожный подход (например, еще времен президентства Никсона). Это многоцелевой, использующий разные средства для своего сохранения и выживания инструментарий. Об этом еще в начале ХХ1века высказывались критики-публицисты, называя «кажущееся» своими именами. Здесь приводится понимание одного из политических публицистов Г. Фая1. По его мнению, главная цель НАИ - нейтрализация политической оси «Париж - Берлин - Москва». Средства для этого выбираются глобальные - через усиление влияния средств Пентагона, американского ВПК. А это продолжение экономической и тех-

1 Гийом Фай в 80-е годы ХХ в. не отрицал, что сам исповедовал синдром «маниакальности и истерического американизма». В последнюю четверть века он был одним из главных интеллектуальных лидеров революционно-консервативного движения в Европе. Но к нулевым годам осознал тупиковость крайних подходов. Теперь он выступает против тех, прежде всего в Европе, кто допускает и стимулирует стихийный наплыв сюда иногородних этносов, в т.ч. разоблачая действия определенных кругов в Вашингтоне, поощряющих такие действия. Ценность публицистики Г. Файя состоит в том, что он довольно открыто раскрывает лицо «новых правых».

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

нологической войны против Европы, периодически симпатизирующей России. США требуется предлог по ослаблению и подчинению себе Евросоюза. Делать так, чтобы Европа потеряла самобытность.

В этой связи НАИ - это политика общего контроля над всемирными информационными сетями, стимулирования радикального ислама там, где выгодно США. Для этого придумываются новые инструменты достижения своих целей. Среди них «дорожные карты» по-американски с менторскими высказываниями-пожеланиями, наказами и открытыми угрозами. Последнее, очевидно, проявляется в нынешних санкциях против России, в реализацию которых, под давлением США, втянуты многие государства.

В этой связи малым партиям, ищущим в канун выборов свои «выигрышные» политические ниши не следует скатываться на уровень услужения зарубежным хозяевам, желающих любой ценой подпортить развитие России. Но политическая «возня», вплоть до выборов, может продолжаться. Будут делаться попытки протолкнуть грязные политические устремления части социального российского электората через некоторых посредников. Социальному большинству этого не надо.

Список литературы

1. Парламентаризм: учебник/ Бакушев, Валерий Владимирович [и др.]; науч. ред.: В. В. Бакушев, В. Н. Лихачев. - М.: Реал Принт, 2015. - 744 с.

2. Бакушев В.В., Понеделков А.В. Прогнозное развитие России: конец или расцвет олигархии// Элитология России: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием. 7-8 октября 2013 г, Т.2, Ростов-на-Дону, Авт. кол-в, Изд. ЮРИФ РАНХиГС, 2013. С. 360-369.

3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями).

4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

■ ■ ■ FORMING OF MULTI-COLOURED AUTHORITIES IN THE ELECTIONS "2016": POLITICAL ASPIRATIONS AND REALITIES

Author: Bakushev V.V.

BAKUSHEV Valery Vladimirovich, doctor of political sciences, professor, head of the department of parliamentarism and inter-parliamentary cooperation of the Institute of public service and management; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Address: 82, Vernadskogo Ave., 119571, Moscow, Russian Federation. Tel.: 8 (499) 956-01-09. E-mail.ru: vv.bakushev@migsu.ru

Abstract: the article contains a political situation assessment, and also reveal the reasons of landmark politicization of relations in society caused by the buildup of the campaign Election "2016". They are a key element of legitimization of power in a modern democratic state, which Russia considers itself a part of. The electoral system is seriously changed, innovations are introduced in the party regulations. One can talk about the systemic adjustment of the political organization of the state, where functions of the legislative, executive and judicial branches of government are clearly demarcated. On the basis of the expert poll the article presents analysis of the activity of 14 "parties-beneficiaries" who received the right to nominate their candidates without prior collection of signatures, as well as highlighting the elements of political activity of candidates in single-mandate candidates. There are three main directions in the Russian society on which there is no unanimous consent, and they can be in the focus of attention especially of new parties.

Keywords: politicization of relations in Russian society; elections "2016"; innovations in electoral and party legislation; assessment activity of 14 "parties-beneficiaries", single-mandate candidates; new small parties, key directions of strategy of development of Russia.

References

1. Parliamentarism: the textbook. / Bakushev, Valery V. [et al.]; scient. edited by: V. Bakushev, V. N. Likhachev. - M.: Real Print, 2015. - 744 p.

2. Bakushev V. V., Ponedelkova A.V. Forecast of the development of Russia: the end or the rise of an oligarchy // Elithology in Russia: modern state and prospects of development. Materials of the First all-Russian elithology Congress with international participation. 7-8 October 2013, vol. 2, Rostov-on-don, authors, Ed. URIF Ranepa, 2013. P. 360-369

3. Federal law of 11 July 2001 No. 95-FZ "About political parties" (with changes and additions).

4. Federal law dated 22.02.2014 No. 20-FZ (ed. from 05.04.2016) "On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.