DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_152 УДК 342.8
ВЫБОРЫ КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ ELECTIONS AS A FORM OF MODERN DEMOCRACY
СИЗИКОВА Наталья Михайловна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука, Российский государственный университет правосудия (г. Москва). 117418, Россия, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., 69. E-mail: sizikova@inbox.ru
SIZIKOVA Natalia Mikhailovna,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after N.V. Vitruk, Russian State University of Justice (Moscow). 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418. E-mail: sizikova@inbox.ru
Краткая аннотация. В современных государствах выборы представляют собой основную форму участия граждан в управлении делами государства. За несколько тысячелетий народовластие стало многоуровневым и многогранным, поэтому необходимо классифицировать виды выборов. Плюсом современных выборов является обширное избирательное законодательство. Только неукоснительное соблюдение норм права позволит сохранить многовековую традицию непосредственной демократии - выборы.
Abstract. In modern States, élections are the main form of citizens' participation in the management of State affairs. For several millennia, democracy has become multilevel and multifaceted, so it is necessary to classify the types of elections. The advantage of modern elections is the extensive electoral legislation. Only strict observance of the norms of law will preserve the centuries-old tradition of direct democracy - elections.
Ключевые слова: народовластие, выборы, участие в управлении делами государства, Конституция РФ, избирательное законодательство.
Keywords: democracy, elections, participation in the management of state affairs, the Constitution of the Russian Federation, electoral legislation.
Для цитирования: Сизикова Н.М. Выборы как форма современного народовластия // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 152-155. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_152.
For citation: Sizikova N.M. Elections as a form of modern democracy // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 152-155. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_152.
Статья поступила в редакцию: 17.07.2023
Непосредственная демократия, зародившаяся в Древней Греции в V веке до н.э., существует уже более 25 столетий. Народовластие, осуществляемое путем участия всего взрослого населения в народных собраниях, стало эталоном демократического государства. Но с увеличением народонаселения стран и развитием общества стали обнаруживаться недостатки непосредственной демократии. Действительно, как собрать всех взрослых мужчин и женщин государства в единое место для проведения собрания, если территория их проживания простирается на несколько сотен километров? Постепенно стали собирать лишь представителей сословий населенных пунктов, которые располагались на территории государства. Из истории развития государств известно, что собрания представителей сословий не есть результат демократических устремлений королей, монархов, императоров. В первую очередь на повестке дня всегда стоял вопрос ведения войны с соседними государства с целью расширения территории. Монархи тем самым легализовывали сбор новых налогов и иных податей с населения в целях постоянного пополнения казны государства для ведения военных действий. Вот почему поначалу представительные собрания выступали инструментом одобрения воли монарха в лице представителей народа.
В дальнейшем представительные собрания стали решать не только вопросы войны и мира и налогового бремени, но и множество других вопросов, важных для страны в целом. Они превратились в законодательные собрания и стали выборными. Поначалу избирательного права лишены были многие слои населения. Прошло много веков, прежде чем круг лиц, принимающих участие в выборах, расширился настолько, что стало возможным говорить о всенародных выборах. Но и в наши дни в мире есть регионы, где не все взрослые граждане государства участвуют в выборах, например, в силу запрета женщинам участвовать в управлении делами государства.
Однако у представительной демократии есть и обратная теневая сторона процесса. При выборной системе управления государством граждане передают свои властные полномочия представителям. Эти полномочия передаются не только выборным должностным лицам и органам, но и путем сложного опосредованного механизма дальнейшей передачи власти от выборных органов к назначаемым должностным лицам и судьям. Так, согласно Конституции РФ [1], народ выбирает Президента РФ (ст. 81) и депутатов Государственной Думы (ст. 97). Депутаты утверждают кандидатуру Председателя Правительства, его заместителей, часть федеральных министров (ч. 1 ст. 103). Президент РФ назначает на должность судей федеральных судов (ст. 83). Но, чтобы политическая элита не стала всевластной и деспотической, обязательные и периодические выборы способствуют обновлению состава выборных и назначаемых органов государственной власти. И если проводимая политика государства не будет соответствовать чаяниям народа, то при следующих выборах некоторым должностным лицам придется покинуть политический олимп.
В современных государствах выборы являются основной формой участия граждан в управлении делами государством. Это одна из главных форм приобретения и удержания власти. Выборы позволяют осуществлять частичный контроль за законодательными, так и исполнительными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и некоторыми должностными лицами.
Выборы проходят на всей территории Российской Федерации, крупнейшего государства в мире, поэтому необходимо классифициро-
вать выборы по охвату территории. Различаются следующие виды выборов по территориальному признаку и уровням власти:
1 уровень - федеральные: организуются выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (Совет Федерации Федерального Собрания РФ имеет свою особую процедуру формирования);
2 уровень - региональные: на уровне субъектов Российской Федерации в большинстве регионов народ выбирает глав субъектов РФ (другое наименование должности может быть губернатор, мэр, раис в Республике Татарстан), проводятся выборы депутатов законодательных (представительных) органов субъектов РФ (по-другому могут называться законодательным собранием, Думой, парламентом);
3 уровень - местные: организуются выборы глав муниципальных образований, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, называемых советами депутатов, муниципальными собраниями.
По степени участия населения в выборах должностных лиц выделяются:
- прямые выборы, когда избиратели непосредственно выбирают достойного кандидата, например, выборы Президента РФ, главы субъекта РФ, главы муниципального образования и т.д.;
- непрямые (косвенные или многоступенчатые выборы), когда голос граждан опосредуется другим непосредственно избираемым народом органом, например, так происходит частичное формирование Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, когда граждане избирают депутатов законодательного органа субъекта, в дальнейшем один их них будет выбран сенатором от этого субъекта Российской Федерации.
По срокам проведения выборы различаются:
- очередные выборы проводятся с установленной периодичностью по истечению срока полномочий выборного органа. В мире периодичность выборов варьируется от 2 до 10 лет. Срок полномочий высших органов власти всегда определяется в Конституции. Например, каждые 6 лет проводятся выборы Президента РФ (ст. 81 Конституции РФ), выборы депутатов Государственной Думы - каждые 5 лет (ст. 96 Конституции РФ);
- внеочередные (досрочные выборы и дополнительные выборы). Досрочные выборы проводятся в связи с экстренным прекращением ранее объявленного срока полномочий выборных органов власти. В Российской Федерации такие случаи регламентируются конституционными нормами, но ни разу не применялись. Ст. 109 Конституции РФ гласит, что в случае роспуска Государственной Думы Президентом РФ назначается дата выборов, при этом очередной состав Государственной Думы должен собраться не позднее чем через четыре месяца. Ст. 92 Конституции РФ устанавливает, что досрочные выборы Президента проводятся не позднее трех месяца с момента отставки, отрешения от должности или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Дополнительные выборы - это тоже экстренное назначение выборов в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа власти. Например, в случае смерти от ковид-инфекции депутатов Мосгордумы в 2021 году были назначены довыборы по двум избирательным округам города Москвы. Довыборы не проводятся, если остается менее года до очередных выборов [2].
По количеству избирателей избирательного округа, принимающих участие в выборах, выделяют:
- всеобщие (полные) выборы. Например, в выборах Президента РФ (формируется единый федеральный избирательный округ) принимают участие все граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом. В России нет административной или уголовной ответственности за непосещение выборов, участие в выборах осуществляется гражданами свободно и добровольно. А вот в Бразилии, Люксембурге, Лихтенштейне, на Кипре, в Австралии, Турции, Греции и т.д. (около 15 стран) наказывают за неявку на выборы штрафом. Штрафы, может быть, и существуют, но реально их не выписывают, так как явка, например, на прошедших президентских выборах в мае в Турции и так была высока [3]. Во многих странах штрафы за неявку появились вместе с ведением всеобщего голосования и были неотъемлемой частью избирательного процесса, но со временем обязанность ходить на выборы переросла в гражданский долг, поэтому очереди в Турции перед избирательным участком дело привычное и почетное.
- частичные (повторные) выборы назначаются, когда проведенные выборы признаны несостоявшимися или недействительными на отдельных избирательных участках по решению суда или избирательной комиссии, например, когда избранный депутат по одномандатному округу не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица, или допущены иные грубые нарушения, не позволяющие с достоверностью определить волеизъявление избирателей (п. 2 ст. 70 ФЗ № 67-ФЗ). Обидно, когда такая локальная концентрация нарушений на выборах, не позволяет учесть воли избирателей на некоторых избирательных участках, но это не означает, что перечеркивается добросовестная работа всех остальных избирательных комиссий. Вышестоящие избирательные комиссии пытаются разобраться со всеми допущенные нарушениями и не допустить их повторений на будущий избирательный цикл.
Не следует путать повторные выборы с повторным голосованием на выборах Президента РФ, где предусмотрена возможность проведения второго тура голосования [4]. Такая возможность предусмотрена при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, преимущественно применяемой на выборах глав государств, когда ни один из кандидатов не набирается более 50 % + 1 голос избирателей в первом туре, тогда проводится повторное голосование. В данном случае выборы должны быть признаны состоявшими и действительными, как в первом, так и во втором туре.
По количеству проголосовавших за соответствующего кандидата (списка кандидатов) выборы признаются:
- состоявшимися, когда избирательная комиссия точно может определить выигравшего кандидата (список кандидатов);
- не состоявшимися, когда в связи с незначительной явкой избирателей ни один из кандидатов не набрал положенного количества голосов. Это редкий, практически невозможный случай после отмены в 2006 году на выборах в Российской Федерации обязательной двадцатипроцентной явки избирателей.
В связи с допущенными или не допущенными нарушениями во время голосования выборы будут признаны:
- действительными, когда не было зафиксировано нарушений избирательного законодательства;
- недействительными, когда допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. К сожалению, нарушения на выборах происходят всегда. Так, на последних выборах депутатов Государственной Думы в сентябре 2021 года недействительными признано 40605 избирательных бюллетеней на 157 участках в 43 регионах. Это много или мало? По словам главы ЦИК РФ Эллы Панфиловой это 0,0004 % от всех бюллетеней в стране [5]. Конечно, важен каждый голос избирателей! Допущенные нарушения - это последующая работа над ошибками членов избирательных комиссий и более тщательное исследование правоохранительными органами причин избирательных правонарушений. Выборы депутатов Государственной Думы официально были признаны состоявшимися.
С каждым годов растет и совершенствуется законодательное регулирование избирательных правоотношений. В Российской Федерации нормативно-правовую основу организации и проведения выборов формируют: Конституция Российской Федерации, федеральные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативно-правовые акты.
В Конституции РФ нет специальной главы, посвященной избирательной системе Российской Федерации, как это было предусмотрено в Конституциях РСФСР 1925, 1937 и 1978 годов [6]. Выборы с точки зрения Конституции РФ - это непосредственное выражение власти народа (ч.3 ст. 3 Конституции РФ).
Статья 32 Конституции РФ является основной статьей, раскрывающей субъективное избирательное право гражданина. «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Статья 81 Конституции РФ частично определяет условия проведения выборов Президента Российской Федерации: устанавливаются требования и ограничения к кандидатам, периодичность проведения выборов. В статьях 96, 97 Конституции РФ в общей форме определяются условия проведения выборов депутатов Государственной Думы: периодичность проведения выборов, требования к кандидатам на должность депутата.
В статье 130 Конституции РФ говорится о выборах органов муниципальной власти, как о способе осуществления населением местного самоуправления. К сожалению, в Конституции РФ отсутствуют нормы, посвященные выборам органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и главы субъектов в большинстве случаях избираются непосредственно населением, и парламенты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов тоже являются выборными [7].
Фрагментарная регламентация выборов в Конституции Российской Федерации дополняется обширным федеральным законодательством.
К основным федеральным правовым актам, регулирующим выборы, относится, во-первых, Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Положения данного закона применяются к правоотношениям, возникающим на всех видах выборов, определяют условия реализации гражданами активного и пассивного избирательного права, устанавливают основания признания выборов недействительными и несостоявшимися и т.д.
Общие нормы детализируются в специальных законах, имеющих приоритет при регулировании конкретных выборов. В Федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» детально регламентирует процедуру выборов Президента РФ. В Федеральном законе от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» подробно регламентирует процедуру избрания депутатов как по партийным спискам, так и в порядке самовыдвижения. Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Федеральный закон от 03.11.2015 № 300-Ф3 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и другие регламентируют углубленно отдельные стадии избирательного процесса.
Наряду с законодательством, но меньшие по юридической силе идут указы Президента Российской Федерации, например, о назначении выборов депутатов Государственной Думы, о назначении членов ЦИК РФ. Указы принимаются по отдельным вопросам, находящимся в компетенции Президента РФ. Компетенция Президента полностью определена главой 4 Конституции РФ, поэтому эти нормы по кругу регулируемых общественных отношений частично относятся к избирательному праву.
Постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам избирательного права и процесса принимаются редко, например, постановление Совета Федерации «О назначении выборов Президента Российской Федерации».
Постановления Правительства РФ принимаются по вопросам материально-технического обеспечения выборов, государственного финансирования проводимых избирательных кампаний.
Постановления Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ) играют важную роль, так как регулируют специальные (частные) вопросы избирательного права и процесса, не урегулированные федеральным законодательством. Их количество ежегодно увеличивается от одной избирательной кампании к другой. Важно следить за обновлением постановлений ЦИК РФ [8], так как модернизация избирательного процесса не стоит на месте. Расширение по территории Российской Федерации дистанционного голосования требует правового регулирования, но технические нормы очень трудно учитывать в юридических документах [9]. Выходом является подзаконное ведомственное регулирование.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ конкретизируют федеральные законы в пределах полномочий субъектов Российской
Федерации1. В некоторых субъектах РФ приняты избирательные кодексы, например, Избирательный кодекс города Москвы (2005г.), Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц (2003г.) и т.д. Законы субъектов РФ - это большой пласт избирательного законодательства, они определяют специфику проведения выборов в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и национальных традиций.
Муниципальные нормативно-правовые акты регулируют процесс проведения выборов в муниципальные органы власти, например, Решение Руководителя муниципального образования о назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа. Муниципальные акты безусловно должны соответствовать федеральному и региональному законодательству.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются важной частью правовой системы Российской Федерации, в них раскрывается смысл и понимание буквы и духа Конституции РФ. Так, Конституционный Суд РФ принял 21 постановление и 58 определений по вопросу конституционности норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Судебная практика не должна отличаться, а тем более противоречить друг другу. Создание единообразия понимания - задача Конституционного Суда РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права также являются составной частью правовой системы Российской Федерации [10]. Несмотря ни на что, основным источником международных стандартов в области избирательного права является прежде всего Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. В статье 21 провозглашается, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через своих представителей. В статье 25 Декларации утверждается право каждого гражданина голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Нормы Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.), Конвенции о политических правах женщин (1952г.) и нормы иных международных нормативно-правовых актов в области избирательного права сегодня всецело имплементированы в современное российское избирательное право.
Соблюдение избирательного законодательства придает выборам свободный и демократический характер, делает их легитимными, т.е. признаваемыми и одобряемыми народом, что имеет весомое значение для формирования правовой культуры избирателей.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 07.06.2023) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс.
3. Явка на турецких выборах составила рекордные 93,6% // https://www.kommersant.ru/doc/5985628.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «О выборах Президента Российской Федерации"» / СПС КонсультантПлюс.
5. Памфилова: недействительными признано 40 605 избирательных бюллетеней. Подробнее в Парламентской Газете: https://www.pnp.ru/social/pamfilova-nedeystvitelnymi-priznany-40-605-izbiratelnykh-byulleteney.html.
6. Голещихин В.С. Какие поправки к Конституции Российской Федерации действительно нужны // Конституционное и муниципальное право. 2021. N
9. С. 18 - 21.
7. Ст. 7, ст. 20 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
8. http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/
9. Колюшин Е.И. Инновационные технологии избирательного процесса в свете верховенства закона // Правосудие/Justice. 2021. Т. 3, № 3 С. 124150.
10. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.В. Ершова, отв. Ред. Т.В. Власова, Т.С. Лесовая. М.: РГУП, 2023. - 464 с.
References:
1. Constitution of the Russian Federation (presented nationally by the Parliament of the Russian Federation on 12.12.1993 with amendments approved by the Parliament of the Russian Federation on 01.07.2020) / / SPC Consultantplus.
2. Federal law of 12.06.2002 № 67-ФЗ (Ed. from 29.05.2023) "Мain of the Congress guaranteed the right of voters and the rights to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation" / SPC Consulantplus.
3. Turetsky's appearance in extraveborah sostavila record-93.6% / / https://www.kommersant.ru/doc/5985628.
4. Federal law of 10.01.2003 № 19-ФЗ (Ed. from 29.05.2023)"On the election of the President of the Russian Federation " / SPC Consultantplus.
5. Pamfilova: null and void.40,605 elector. null and void. Details in the Parliamentary Gazette: https://www.pnp.ru/social/pamfilova-nedeystvitelnymi-priznany-40-605-izbiratelnykh-byulleteney.html.
6. Goleshtikhin V.S. How to amend the Constitutions of the Russian Federations in fact necessary to the state / / constitutional and municipal law. 2021. N 9.
S. 18 - 21.
7. St. 7, p. 20 federal law of 21.12.2021 "General principle of public bodies in the Russian Federation" / SPC Consultantplus.
8. http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/
9. Kolyushin E.I. Innovation technologies elective process in the world of Law / / Legal Justice/Apostille. 2021. T. 3, 3 p. 124-150.
10. Theory of government and law textbook / Ed. V.V. Ershova, Rev. Red. T.V. Vlasova, T.S. Forest. M. RGUP, 2023. - 464 pp.
1 Старостенко М.В. Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере избирательных правоотношений: современные конституционно-правовые модели // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 10. С. 43 - 48.