1.7. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ КОЛЛИЗИЯ УЧАСТИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ЧЛЕНОВ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ОТ ЦЕРКВИ
Крисанов Иван Александрович, аспирант. Место учебы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Должность: начальник управления общественной и информационной политики. Место работы: администрация Ивановского муниципального района Ивановской области. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена анализу правового аспекта участия религиозного фактора в избирательном процессе в современной России. В результате исследования автор приходит к выводу о коллизионности такого участия. Суть возникающих противоречий заключается в гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от отношения к религии или принадлежности к религиозным организациям, с одной стороны, и светском характере государства - с другой.
Ключевые слова: Россия, избирательный процесс, религиозные организации, член религиозной организации, политическая партия, право, коллизия.
PARTICIPA TON OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS AND THEIR MEMBERS IN RUSSIAN ELECTIONS IN THE FRAME OF CHURCH-AND-STATE MUTUAL SEPARATION: THE LAW COLLISION
Krisanov Ivan Alexandrovich, postgraduate student. Place of study: Tambov state university named after G.R.Derzhavin. Position: head of public and information policy department. Place of employment: Ivanovo municipal district administration, Ivanovo region. E-mail: [email protected]
Annotation: The article presented is devoted to the analysis of religious factor's participation in elections in modern Russia. As a result the author finds it contradictory. The cornerstone of these contradictions is that human rights and freedoms are guaranteed paying no attention to one's religious attitude on the one hand and civil nature of Russian state - on the other.
Keywords: Russia, elections, religious organizations, a member of religious organization, political party, law, collision.
Прошедшие в декабре 2011 года и марте 2012 кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ и Президента России ознаменовались присутствием в избирательном процессе так называемого религиозного фактора. Ведущие конфессиональные силы страны предприняли активные попытки привлечь широкие слои населения под свои флаги с целью формирования желаемого (для самих этих организаций и конкретных политических акторов) электорального поведения избирателей. Лидеры конфессий не только в разной степени позиционировали себя в качестве сторонников определенных кандидатов во время активного периода агитационной кампании, но и встали перед затруднительной необходимостью формулировать позицию по отношению к развернувшемуся в межвыборный период протестному движению.
Вот лишь несколько доказательств прозвучавшего утверждения. Накануне президентских выборов главный раввин России Берл Лазар в интервью израильской газете Ha'Aretz заявил, что «большинство евреев в России будет голосовать за Путина. Возможно, если бы был больший выбор кандидатов, они голосовали бы за кого-то еще. Но я лично не знаю ни одного еврея, который бы голосовал за Прохорова, например", -сказал Лазар.['] О своей поддержке кандидатуры действующего премьер-министра фактически заявил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время встречи с лидерами религиозных организаций России, которая прошла в преддверии дня выборов. Он отметил, что из всех претендентов на президентский пост В.В. Путин имеет «наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность».[2] Другим примером политической деятельности членов религиозных организаций является пребывание (правда, довольно кратковременное) в составе Высшего совета партии «Правое дело» священника Русской Православной Церкви (временно приостановившего служение) Ивана Охлобыстина.[3] Ранее отец Иоанн создал свою, до настоящего времени не зарегистрированную, политическую партию «Коалиция Небо», а весной 2012 года намеревался выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента РФ.
В действительности, попытки вовлечь религиозный фактор в избирательный процесс предпринимаются в новейшей истории нашей страны не впервые [4], но именно сейчас, во многом благодаря стремительному
1 Берл Лазар: Большинство российских евреев голосует за Путина//http://grani.ru/Society/Religion/m.196104.html (дата последнего поселения - 09.09.2012)
2 У Путина есть все шансы победить на президентских выборах, считает патриарх
Кирилл//http://er.ru/news/2012/2/8/u-putina-est-vse-shansy-pobedit-na-prezidentskih-vyborah-schitaet-patriarh-kirill (дата последнего поселения - 09.09.2012)
3 Иван Охлобыстин возглавил "Правое дело"//http://top.rbc.ru/politics/14/08/2012/664422.shtml (дата последнего посещения -27.10.2012)
4 Достаточно вспомнить участие Старшего Референта Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Николая Державина в выборах в Государственную Думу в 2003 году, в качестве 3 номера в списке партии «Народная партия» Геннадия Райкова или поддержку Муфтием ТалгатомТаджуддином Муртазы Рахимова на выборах главы Республики Башкортостан в 1997 году.
31
информационному развитию российского общества, они получают настолько широкий резонанс.
Это неизбежно становится источником правовой коллизии. Ее суть проявляется в светском характере российского государства, с одной стороны, и попытками целого ряда религиозных организаций, в том числе через своих представителей, принимать участие в формировании аппарата этого государства - выборах, с другой. В этой связи данная коллизия должна получить адекватную теоретико-правовую оценку.
Однако, принимая во внимание ограниченный объем настоящей статьи, автор остановится лишь на выделении ключевых позиций по данному вопросу.
Итак, содержание обозначенной коллизии может быть наиболее полно нами осмыслено посредством анализа каждой условно возможной формы участия религиозного фактора в избирательном процессе.
Члены религиозных организаций
Прежде чем начать рассуждение о возможности участия членов религиозных организаций в процессе политического волеизъявления, необходимо внести определенность в понятийный аппарат, а именно договориться о содержании термина «член религиозной организации». Ввиду отсутствия в науке теории права единообразно понимаемого правового статуса данного лица, для целей настоящей статьи мы под «членом религиозной организации» будем иметь в виду клирика, инкорпорированного в ее иерархическую структуру. При этом мы отдаем себе отчет, что ввиду различий внутреннего устройства этих организаций, к членам некоторых из них данный термин может быть применим с известными оговорками.
Как известно, лицо обладает как активным (право избирать), так и пассивным (право быть избранным) избирательными правами. Законодательство Российской Федерации не содержит запрета для членов религиозных организаций участвовать в избирательном процессе ни в одной из этих форм. Напротив, в России гарантируется всеобщее равное избирательное право. Это означает, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, например, по подготовке и проведению референдума.[5] Аналогичным образом урегулировано участие гражданина в выборах Президента Российской Федерации. Согласно статье 3 специального Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» избирательной правосубъектностью обладают граждане РФ, достигшие на момент голосования совершеннолетия или же возраста в 35 лет в случае участия в выборах в качестве кандидата в Президенты. Данная статья также содержит в себе ограничения на участие в избирательном процессе, однако среди них нет ни отношения к религии, ни принадлежности лица к той или иной религиозной организации.[6] Впрочем, этого пункта не содержится и в требованиях к кандидатам в депутаты Государственной Думы РФ.[7] Также отметим, что часть 2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и участия в референдуме граждан Российской Федерации» гласит, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Очевидно, что данные нормы распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, а потому не исключают возможности для членов религиозных организаций реализовать свое как активное, так и пассивное избирательное право. Такое ограничение невозможно хотя бы в силу ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которая вводит запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии.[8] Данное положение получает развитие в части 6 статьи 5 указанного закона: «Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений».[9]
В то же время Российская Федерация - светское государство, что однозначно зафиксировано в ст. 14 Основного Закона страны. Церковь в России отделена от государства^10] Вместе с тем, выборы, как уже
5 Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//"Российская газета", N 106, 15.06.2002
6 Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»//"Российская газета", N 6, 16.01.2003
7 Федеральный закон от 18.05.2005 № 51 -ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//"Российская газета", N 108, 24.05.2005
8 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»//"Российская газета", N 190, 01.10.1997
9 Там же
10 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
31
отмечалось, согласно науке теории права - есть не что иное, как совокупность общественных отношений, результирующихся в формировании государственного аппарата, а значит, представляют собой государственный институт. Участие членов религиозных организаций в функционировании государственного института, вопреки положениям части 6 Статьи 5 125-ФЗ, может трактоваться как нарушение принципа светскости.[п]
Налицо правовая коллизия, суть которой заключается в дихотомии между реализацией гражданином РФ своих конституционных прав и свобод (Статья 2 Конституции РФ) и невозможностью для определенной категории граждан претендовать на избрание в представительные органы власти по причине отделения государства от церкви (Статья 14 Конституции РФ). Причина сложившейся коллизии, на наш взгляд, заключается в недостаточной проработанности в теории права вопроса о соотношении правовых статусов религиозной организации и члена этой организации, а также о разграничении их правосубъектности.
Религиозные объединения
Ситуация, связанная с участием в избирательном процессе религиозных организаций, куда более определенна. Принцип равного избирательного права, наделяющий одного человека одним голосом, исключает возможность появления в российской правовой системе некоего «коллективного выборщика», будь то религиозная, общественная или любая иная организация. Следовательно, говорить о даже гипотетической возможности для религиозной организации принять участие в голосовании за того или иного кандидата некорректно.
В то же время религиозные организации согласно положениям действующего законодательства не могут выступать и в качестве кандидатов на выборах. Создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в России на сегодняшний день запрещено, в то время как исключительно политические партии обладают пассивной избирательной правоспособностью в контексте пропорциональной или смешанной избирательных систем.[12] Полагаем, что данная норма призвана, в том числе исключить возможность для религиозных организаций и групп «маскироваться» под политические партии и принимать участие в избирательном процессе.
Рассмотрение заявленной правовой коллизии не может быть произведено без анализа актов канонического права ряда конфессий на предмет соотнесения статуса религиозного объединения с возможностью выступать субъектом избирательного процесса.
Здесь автор считает необходимым оговориться, что, учитывая значительное количество зарегистрированных в России религиозных объединений и, как следствие этого, невозможность отразить точку зрения их всех в рамках данной статьи, предметом анализа станут документы конфессий, которые принято называть «традиционными».
Так, Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви 1994 и 1997 годов ввели запрет для священнослужителей на участие в предвыборной агитации и членство в политических партиях.[13] Эти положения нашли окончательное оформление в Основах социальной концепции РПЦ МП, принятых в августе 2000 года. В частности, в разделе «Церковь и политика» Освященный Архиерейский Собор постановил, что невозможно участие Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и Церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян в народных волеизъявлениях путем голосования наравне с другими
г14т
гражданами.[ ]
2 февраля 2011 года тем же Архиерейским Собором был принят документ под названием «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах». Он подтверждает необходимость повсеместного осуществления решений Архиерейских Соборов и Священного Синода, согласно которым иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные).[15] Однако в этом же документе церковные правотворцы устанавливают возможное исключение из правила. Оно звучит следующим образом: «Исключения могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять
11 Этот тезис наиболее справедлив для христианства в целом и Русской Православной Церкви, в частности, где каждый клирик, инкорпорированный в централизованную и иерархическую церковную организацию, неотделим от целостного Тела Христова и является неотъемлемой частью Церковной Полноты.
12 Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях". "Российская газета", N 133, 14.07.2001. Ст.9
13 Определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время»//Ь|Пр:/Л№^.Ьодоз1оу.ги/ 1ех1/рпп1/373577.Мт1 (дата последнего посещения - 27.10.2012); Определение «О взаимоотношениях с государством и светским обществом»//1пПр:/Л№№«.Ьодо81оу.гиЛех^373640.Мт1 (дата последнего посещэния - 27.10.2012)
14 Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 42
15 Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах. Официальный сайт Московского Патриархата// http://www.patriar-chia.ru/db/text/1400896.html (дата последнего посещения - 11.08. 2012 года)
31
силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью. В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии».[16]
Другими словами, Архиерейский Собор, принимая указанный документ, наделяет священнослужителей пассивным избирательным правом во всех случаях, когда это служит целям борьбы с раскольничеством и иноконфессиональными силами. При этом такое наделение того или иного действия или явления признаками раскола остается прерогативой церковного священноначалия, а к «иноконфессиональной деятельности», вероятно, можно отнести любую деятельность официально зарегистрированных в России религиозных объединений, в том числе и тех, которые принято называть «традиционными». 5 октября 2012 года Священный Синод уточнил процедуру выдвижения священнослужителями своих кандидатур на выборах. Согласно определению Синода, «в случае необходимости баллотироваться на выборах иерарх, клирик, монашествующий или мирянин, несущий послушание в общецерковном учреждении, должен заранее подать прошение на имя Патриарха и Священного Синода или в Синод самоуправляемой Церкви с конкретным обоснованием необходимости баллотироваться в тот или иной законодательный или исполнительный орган, в том числе с указанием того, какие иноконфессиональные или раскольнические группы и как именно планируют использовать данный орган для борьбы с Православной Церковью». Прошение о благословении баллотироваться должно подаваться до начала предвыборной кампании; согласие на участие в выборах священнослужитель может дать только после получения письменного благословения Патриарха и Священного Синода или Синода самоуправляемой Церкви17.
Февральское решение Архиерейского Собора вызвало различные оценки в религиоведческой и юридической литературе. Большинство исследователей склонны считать, что оно направлено на поддержку Украинской Митрополии РПЦ в борьбе с инославными, прежде всего, униатами18. Мы же подчеркиваем, что в тексте документа не содержится положений, ограничивающих действие норм права в пространстве, а, следовательно, он распространяет свою силу на всю каноническую территорию[19] Русской Православной Церкви и, в первую очередь, на территорию Российской Федерации.
Аналогичным образом запрет на участие религиозных деятелей в избирательном процессе закреплен в Основах социальной концепции иудаизма в России. Документ гласит: «Невозможно участие синагоги в деятельности политических организаций или отдельных кандидатов, агитации и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур раввинов на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию раввинов и прихожан в народных волеизъявлениях путем голосования наравне с другими гражданами. Неучастие синагоги в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно высшим органом религиозной организации и уполномоченными им лицами».[20]
Менее очевидным является вопрос о возможности участия в выборах в качестве кандидатов духовных лиц мусульманских организаций России. «Основные положения социальной программы российских мусульман» не содержат специального раздела, посвященного данному аспекту. Авторы документа ограничиваются утверждением, что «мусульмане имеют право на участие в управлении общественными и государственными делами».[21] Одной из форм такого участия, согласно действующему российскому законодательству является участие в деятельности представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Определенную ясность вносит итоговый документ Девятнадцатой сессии Маджлиса Совета Исламского Фикха (фикх - современная исламская правовая доктрина - прим. автора), которая состоялась в ноябре 2007 года в Мекке. Рассмотрев вопрос об «Участии мусульманина в выборах вместе с немусульманами в неисламской стране», Совет среди прочего постановил: «Мусульманин, который пользуется гражданскими правами в немусульманской стране, может принимать участие в парламентских и других подобных выборах, потому что в большинстве случаев участие в этих выборах приносит пользу, как например представление истинной картины Ислама, защита интересов мусульман в этой стране, поддержка религиозных и других меньшинств, усиление их роли в сферах влияния, сотрудничество со здравомыслящими и справедливыми людьми на основе правды и справедливости»^22] Функционал, которым наделяется потенциальный участник
16 Там же
17 Священный Синод ограничил возможность участия священнослужителей в выборных органах власти случаями «крайней необходимости»// http://www.patriarchia.ru/db/print/2509436.html (дата последнего посещения - 07.06.)
18Кандидат от РПЦ. Церковь объяснила условия участия священнослужителей в выборах// http://rusrep.ru/article/2012/10/05/rp (дата последнего посещэния - 15.10.2012)
19 Термин возник с легкой руки Митрополита Илариона (Алфеева) в 2005 году
20Основы социальной концепции российского иудаизма// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/ (дата последнего посещения - 27.08.2012г)
21 Основные положения социальной программы российских
мусульман//http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/concep-tion/islam/ (дата последнего посещения - 11.08.2012г)
22 http://fatwaonline.net/?view=question&id=111898 (дата последнего посещения - 12.08.2012) 31
избирательного процесса, позволяет нам сделать предположение, что речь идет о реализации мусульманином пассивного избирательного права. Из сказанного следует несколько выводов:
во-первых, стоит признать, что вопрос канонического регулирования участия духовных лиц религиозных организаций в выборах на территории Российской Федерации требует отдельного исследования;
во-вторых, возможность такого участия оценивается правовыми мыслителями различных конфессий неодинаково, несмотря на наличие схожих позиций;
в-третьих, акты канонического права в ряде случаев диссонируют с публичными нормами в трактовке одного из основных политических прав человека и гражданина - права на участие в управлении делами государства.
Имея в виду, что и активное, и пассивное избирательное право, на наш взгляд, являются равнозначными формами такого участия, зададим вопрос: почему священноначалие ведущих конфессий в доктринальных документах всячески поощряет одну форму и категорически запрещает другую?
Таким образом, вопрос участия религиозных организаций и их членов в избирательном процессе в России с правовой точки зрения остается крайне противоречивым. Суть сложившейся теоретико-правовой коллизии заключается, с одной стороны, в конституционной гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от его религиозных убеждений или членстве в религиозной организации, в том числе и права на участие в управлении делами государства. С другой - в продекларированном конституционном принципе отделения государства от церкви. При условии его буквального соблюдения участие членов религиозных организаций (как пассивное, так, впрочем, и активное) в избирательном процессе является, с нашей точки зрения, нарушением данного принципа. Данная коллизионность усугубляется дуалистическим характером норм канонического права ряда конфессий, за редким исключением ограничивающих пассивную правосубъектность своих членов, но при этом всячески поощряющих реализацию активного избирательного права.
Разрешению сложившегося противоречия в условиях необходимости сохранения политического статус-кво, на наш взгляд, могло бы послужить, во-первых, более детальная теоретико-правовая проработка правового статуса члена религиозной организации, а во-вторых, четкое юридическое разграничение правосубъектности религиозной организации и ее членов.
Списоклитературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//'Российская газета', N 106, 15.06.2002
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»//Российская газета", N 6, 16.01.2003
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//'Российская газета", N 108, 24.05.2005
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»//'Российская газета", N 190, 01.10.1997
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях". "Российская газета", N 133, 14.07.2001 Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 127
Основы социальной концепции российского иудаизма// http://www.archlpeiag.ru/agenda/strateg/konfess/ conception/judaism/ Основные положения социальной программы российских мусульман//http://www.archlpeiag.ru/agenda/ strateg/ konfess/conception/islam/
Определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время>>//http://www.bogcsiovruЛexфrint/373577.htmi Определение «О взаимоотношениях с государством и светским обществом »//http://www.bogosiov.ru/ textZ373640.html Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах. Официальный сайт Московского Патриархата// http://www.patriarchla.ru/db/text/ 1400896.htmi Берл Лазар: Большинство российских евреев голосуетза Путина//http://grani. ru/Society/Reilglon/m.196 104.htmi У Путина есть все шансы победить на президентских выборах, считает патриарх Кирилл//http://er.ru/news/ 2012/2/8/u-putina-est-\se-shansy-pobedlt-na-prezldentskih-vУэorah-schltaet-patriarh-kiriii Иван Охлобыстин возглавил "Правое дело"/^:/^. rbc. ru/poiitics/14/08/2012/664422.shtmi
Священный Синод ограничил возможность участия священнослужителей в выборных органах власти случаями «крайней необходимости»// http://www.patrlar-chla.ru/db/prlnt/2509436.htmi Кандидат от РПЦ. Церковь объясн ила условия участия священ нослужителей в выборах// http://rusrep. ru/ articie/2012/10/05/rp http://fatwaoniinane1/?view=question&id=i 11898
Literature list:
Constitution of the Russian Federation (adopted by aii-nationai voting 12.12.1993) (taking into account amendments made with Federai Laws from 30.12.2008 № 6-FCL, from 30.12.2008 №7-FCL)//'Rossjskaya Gazeta", N 7, 21.01.2009;
Federai Law from 12.06.2002 № 67-FL "On Basic Guaranties of the Russian Citizens' Right to Participate in Eiections and Referendum"//'Rossijskaya Gazeta", N 106, 15.06.2002
Federal Law from 10.01.2003 № 19-FL "On the Elections of the President of the Russian Federation"// "//'Rossijskaya Gazeta", N 6, 16.01.2003;
Federal Law from 18.05.2005 № 51-FL "On Elections of Deputies of State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation"// "Rossijskaya Gazeta ", N 108, 24.05.2005
Federal Law from 26.09.1997 № 125-FL "On Freedom of Conscience and Religious Organizations" //' Rossijskaya Gazeta ", N 190, 01.10.1997
Federal Law from 11.07.2001 N 95-FL "On Political Parties". " Rossijskaya Gazeta ", N 133, 14.07.2001 Basic Principles of Russian Orthodox Church Social Concept. М., 2001. P. 127
Basic Principles of Russian Judaism Social Concept// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/ Basic Principles of Social Program of Russian Muslims//http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/ Determination "On the Contemporary Relations between Church, State and Civil Society on the Canonical Territory of the Moscow Patriarchate" //http://www. bogoslov. ru/ text/print/373577. html; Determination "On the Relationship with State and Civil Society" //http://www.bogoslov.ru/text/373640.html
The Practice of Declarations and Actions of Hierarchs, Clergy, Monks and Laity in the Period of Election Companies. The Issue of Nomination by Clergy their Candidates. The Official Site of Moscow Patriarchate // http://www.patriarchia.ru/db/teX/1400896.html Berl Lazar: The Majority of Russian Jews vote for Putin //http://grani. ru/Society/Religion/m. 196104.html
"Patriarch Kirill Supposes Putin to have all Chances to Win the Presidential Elections"//http://er.ru/news/ 2012/2/8/u-putina-est-\se-shansy-pobedit-na-prezidentskih-vyborah-schitaet-patriarh-kirill Ivan Okhlobystin Headed "The Right Deed" //http://top.rbc.ru/politics/14/08/2012/664422.shtml
Sacred Synod has limited the Possibility for Clergy to Participate in Elected Bodies by setting the Cases of "Crying Need"// http://www.patriarchia.ru/db/print/2509436.html
Candidate of Russian Orthodox Church. The Church have Explained the Conditions of Clergy Participation in Elections// http://rusrep. ru/article/2012/10/05/rp http://fatwaonline.net/?view=question&id=111898
Рецензия
Настоящая рецензия дана на статью аспиранта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, начальника управления общественной и информационной политики администрации Ивановского муниципального района Ивановской области И .А Крисанова «Теоретико-правовая коллизия участия религиозных организаций и их членов в избирательном процессе в современной России в условиях отделения государства от церкви».
В своей статье ИА Крисанов с позиции науки теории права предпринимает попытку критического осмыютения вопроса присутствия религиозного фактора в современной российской избирательной системе. Известные нам немногочисленные публикации других авторов по данной теме носят преимущественно политологический характер и делают акцент на оценке политического эффекта от участия религиозного фактора в избирательном процессе. Потому представленный материал отличается новизной и актуальностью. Автор приходит к вы1воду о существовании теоретико-правовой коллизии между гарантированностью прав и свобод человека и гражданина с одной стороны и реализацией принципа отделения государства от церкви, с другой. В завершении статьи Крисанов предлагает механизм разрешения существующей коллизии, в чем и усматривается практическая значимость данной статьи. С теоретической точки зрения она призвана стать неотъемлемой частью системы1 знаний науки теории государства и права. Учиты1вая вышеизложенное, настоящая статья рекомендуется к публикации в открытой печати. Заведующей кафедрой Конституционного и муниципального права ТГУ им. Н.Р. Державина, д.ю.н., профессор В.Г. Баев