7. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
12.00.02
7.1. Особенности порядка формирования и расходования избирательных фондов: вопросы теории и практики
©Барамидзе С. М. Удмуртский государственный университет, Российская Федерация e-mail: baramidzesvetlana@ yandex.ru
Аннотация. Цели написания исследовательской работы. Целью исследования является анализ теоретических и правовых аспектов функционирования сравнительно нового института избирательного права - избирательного фонда. Задача исследования состоит в раскрытии сущности данного института, попутно определяя возможности данных фондов, их роль в избирательном процессе, а также перспективы развития и проблематику, затрагивающих их деятельность на различных уровнях организации выборных кампаний. Автор обращает внимание на то, - какой нормативной основой руководствуются создатели таких фондов, анализируется порядок формирования и расходования средств выше обозначенного института, приводятся аргументы его эффективности в нынешнем избирательном процессе, так как проведение любой избирательной кампании невозможно без материального обеспечения. Выводы. В результате исследования, автор приходит к выводу о недостаточной урегулированности вопросов, связанных с определением мер ответственности за нецелевое расходование средств, содержащихся в таких фондах, а также сложности определения самого понятия «избирательный фонд» и неконкретизированности некоторых нормативных положений относительно контроля за их деятельностью со стороны общественности и органов правопорядка. Автор полагает, что российским органам власти необходимо принимать поправки в действующее законодательство на предмет введения обязанности предоставлять план избирающимися в части обоснованности использования запрашиваемых средств, а также границ таких расходов с учетом разделения процесса выборов на определенные этапы и стадии. В случае, если указанные меры будут нарушаться по причине слабости механизма и непроработанности вопроса ответственности, вводить более жесткие меры, от лишения повторного участия в последующих выборах определенного уровня до уголовной ответственности.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, выборы, референдум, избирательное право, избирательные фонды, целевое использование денежных средств, контрольно-ревизионная служба.
Для цитирования: Барамидзе С. М. Особенности порядка формирования и расходования избирательных фондов: вопросы теории и практики // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 116-120.
Features of the procedure for the formation and spending of electoral funds: issues of theory and practice
©S. M. Baramidze Udmurt State University, Russian Federation e-mail: baramidzesvetlana@ yandex.ru
Abstract. The purpose of the research. The purpose of this study is to demonstrate the theoretical and legal aspects of the functioning of a relatively new institution of electoral law - the electoral fund. The task of the study is to reveal the essence of this institution, simultaneously determining the capabilities of these funds, their role in the electoral process, as well as development prospects and problems affecting their activities at various levels of organization of election campaigns. The author draws attention to what normative basis the creators of such funds are guided by, the procedure for the formation and spending of funds of the above-mentioned institution is analyzed, arguments are given for its effectiveness in the current electoral process, since any election campaign is impossible without material support. Conclusions. With the main conclusions, the author confirms the opinion of researchers about the insufficient regulation of issues related to the definition of measures of responsibility for the misuse of funds contained in such funds, as well as the difficulty of defining the very concept of «electoral fund» and the lack of clarity of some regulatory provisions regarding control over their activities by the public and law enforcement agencies. The author believes that the Russian authorities need to adopt amendments to the current legislation with a view to introducing the obligation to provide a plan to the elected in terms of the reasonableness of the use of the requested funds, as well as
116 Economic problems and legal practice
Vol. 16, №4,2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
Барамидзе С. М.
ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
the boundaries of such expenses, taking into account the division of the election process into certain stages and stages. If these measures are violated due to the weakness of the mechanism and the lack of elaboration of the issue of responsibility, to introduce more stringent measures, from criminal law to deprivation of repeated participation in subsequent elections of a certain level.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, federal laws, elections, referendum, suffrage, electoral funds, targeted use of funds, control and audit service.
For citation: Baramidze S. M. Features of the procedure for the formation and spending of electoral funds: issues of theory and practice // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 116-120.
Конституция Российской Федерации, определяя приоритеты современного общества, справедливо оставляет место для выборов как для полноценного и гарантированно продуктивного демократического института формирования органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ)1. В свою очередь, выборы, согласно установленным федеральным законодательством правилам, которые и разъясняют порядок их проведения, является основной формой прямого волеизъявления граждан, и, в зависимости от уровня их проведения, может регулироваться не только основным законом страны, но и другими источниками, помимо федеральных, включая уставы (конституции) субъектов РФ, а также решения и постановления, выносимые органами местного самоуправления, входящими в вопросы их ведения2. Из чего следует, что реализация избирательных прав со стороны граждан практически приравнивает их к субъектам (непосредственным участникам) достаточно сложного, но в то же время, объективно востребованного процесса. И важно отметить, что здесь огромное значение приобретает не только идеологическая и гражданская сознательность со стороны её участников, но и техническая составляющая организации такого процесса, под которой, как правило, подразумевается формирование и функционирование специальных институтов, одним из которых в настоящее время является избирательный фонд. Нужно отметить, что внимание к работе данных фондов уделяется в нашей стране привычно мало, и освещение их деятельности, порядка создания и функционирования, а также материальной пополняемости и контроля за средствами их расходования, на данный момент не является прерогативой СМИ или органов ЦИК. В тоже время выделение средств на подобные расходы продолжают все больше интересовать граждан, что и делает данную тематику актуальной.
Впервые в России понятие «избирательный фонд» было использовано при выходе в свет в 1993 году специального постановления, где одной из задач ставилось дифференцировать средства, выделяемые при выборах в Совет Федерации и Государственную Думу3. Посредством этого было введено специальное уточнение, устанавливающее различия между средствами, выделяемыми для финансирования избирательных комиссий, а также материальным ресурсом, который вправе было использовать непосредственно само лицо, выдвигающее свою кандидатуру. Вместе с тем, законо-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ: http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 106.
3 Постановление ЦИК России от 27.10.1993 № 13 «О денежных средствах избирательных комиссий и фондов по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» // Российская газета. - 1993. - № 213.
дательством допускалась возможность использования средств не только из таких фондов.
Однако впоследствии, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определил, что выделение средств на выборы по вышеуказанным основаниям может осуществляться исключительно из средств такого фонда, что сделало вопрос финансирования более прозрачным, так как на тот момент, очень многие активные субъекты избирательного права высказывали свои опасения относительно легитимности вложения средств зарубежных инвесторов в российскую политику. Право создавать подобные фонды стало обязанностью.
Как отмечает И.Р. Шогенов, более предметную правовую основу данные фонды получили с принятием ныне действующего Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ4. К сожалению, вышеупомянутый закон не лишен недостатков. Например, так и не дана легальная дефиниция понятию «избирательный фонд». Однако в доктрине избирательного права попытка дать определение рассматриваемому понятию, предпринималась разными исследователями.
К примеру, Е.И. Колюшин, относя данную категорию к накопительному инструменту, определял избирательный фонд, исключительно как ресурс материального свойства, сформированный путем открытия специального счета кандидата, где располагаются денежные средства, выделяемые на его нужды, связанные с реализацией его избирательного права, заключающегося в предоставлении себя в качестве наиболее достойного представителя общества, претендующего занять определенное социально-правовое положение5.
Наряду с отсутствием формулировки термина «избирательный фонд», существует проблема отсутствия единого законодательного акта, отражающего единые правила создания и функционирования избирательных фондов, что в практике эффективного использования прав, предоставляемых политическим партиям и независимым кандидатам, создает достаточно серьезные разногласия и проблемы.
Так, основными источниками, действующими на современном этапе, и определяющими характер и порядок функционирования избирательных фондов, являются следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»6, Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-
4 Шогенов И.Р. Институт избирательных фондов: понятие, структура, порядок формирования. Право и государство: теория и практика. 2017. № 4 (148). С. 43-46.
5 Рыжков Н.Е. Понятие, структура и значение избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в российском праве // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 3 (12). - С. 168-173.
6 Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах
Президента Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 6.
стие в референдуме граждан Российской Федерации»7, Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»8, Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»9, и другие.
Указанное разнообразие приведенных источников свидетельствует, с одной стороны, - о сложности регулирования избирательных процессов, с другой, - о крайней заинтересованности общества в предметности и доскональности концептуальной разработки вопросов, связанных с деятельностью избирательных фондов.
Учитывая конъюнктуру выборного процесса, а также последовательность в формировании самих институтов на такие виды, как органов власти, избирательные фонды можно условно разделить: фонды при выборах Президента РФ (его регистрация связана с конкретным лицом), фонды избирательного объединений и иных кандидатов. Учитывая, что роль данных фондов чрезвычайно высока, некоторые вопросы находятся под прямым контролем правоохранительных органов. Материальные расходы указанных фондов жестко определены, как законодательно, так и на уровне судебных и контролирующих органов.
В частности, Верховный Суд РФ в одном из своих решений указал, что избирательный фонд относится к публичным образованиям в форме юридических лиц, действие которых носит временный и узкоцелевой характер. Также высшая судебная инстанция России конкретизировала, что положения гражданского законодательства на решения, связанные с деятельностью таких фондов распространять неверно, поскольку средства данного фонда не могут выступать предметами сделок, совершаемых на почве равенства, автономии и имущественной самостоятельности, обусловленной принципами гражданского законодательства участников (п.п. 1, 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации)10.
Не являясь собственником избирательного фонда, кандидат, тем не менее, управляет им сам или поручает управление своему представителю. Кандидат или его уполномоченный представитель несет ответственность за получение и расходование средств фонда, а избирательное объединение - агитационную работу во время проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Существует несколько легальных источников финансирования избирательных фондов, каждый из которых имеет определенный правовой и фактический статус, что влияет на порядок перечисления и размер средств:
- собственные средства кандидата (например, в Президенты России.
Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избира-
7 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 106.
8 Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 5.
9 Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Российская газета. - 1996. - № 232.
10 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2000 г. по делу № 45 Г00-20 //
http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big1/verhsud_big_7281.htm (дата обращения: 02.08.2020).
тельного фонда не может превышать 400 миллионов рублей, внесенные в его избирательный фонд11),
- избирательного объединения;
- предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей12;
- добровольные пожертвования граждан и юридических лиц13.
- и иные пожертвования.
Как показывает практика, при организации выборов федерального уровня выделение бюджетных средств в избирательные фонды кандидатов и партий не допускается, в то время как финансирование региональных выборов подобным образом считается вполне приемлемым, поскольку, достаточное материальное стимулирование не просто формирует повышенный интерес к институту выборов в регионах, но и тем самым создает здоровую конкурентную среду, позволяющую раскрыться политике регионального уровня в полную силу.
Нужно отметить, что вопрос юридической ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, в части их использования в избирательных фондах остается достаточно открытым. Однако, аспектами контроля их выделения и трат занимаются специально созданные ревизионные комиссии.
Закономерно, что кандидаты или партии по окончании собственных кампаний обязаны представить в ЦИК специальный отчет, как о расходах, произведенных за все время его деятельности, с указанием его размеров, а также источников его формирования, подтверждая данную отчетность соответствующими платежными документами.
Что касается правоприменительной практики в отношении функционирования избирательных фондов, можно отметить ряд вопросов, по которым чаще всего возникают судебные споры: в законе нет четкого определения действий кандидатов по созданию и несоблюдению сроков их создания; собственный избирательный фонд; вопросы о переводе средств в избирательный фонд; вопросы использования средств, незаконно зачисленных в избирательный фонд; вопросы внесения и возврата избирательного залога; вопросы расходования избирательного фонда и т. д. Однако большинство избирательных споров возникает в то время, когда кандидаты или избирательные объединения создают свои собственные избирательные фонды, в этом случае суды, как правило, принимают сторону вышеуказанных субъектов избирательного процесса14.
11 Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 6.
12 Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 5.
13 Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 5; Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 106.
14 См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 года № 129-О по жалобе гражданина Тетельмина Владимира Владимировича на нарушение его избирательных прав рядом положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»; Определение Верховного Суда РФ от 9 марта 2004 года по делу № 80-Г04-2 // СПС «КонсультантПлюс»; Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2003 года по делу № 45-Г03-18 // СПС «КонсультантПлюс»; Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2004 года по делу № 4-Г04-50 // СПС «КонсультантПлюс».
118 Economic problems and legal practice Vol. 16, №4,2020 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
Барамидзе С. М.
ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Таким образом, избирательный фонд, как структурный элемент выборной кампании призван решить довольно важную задачу в ходе предвыборной агитации:
- эффективное решение организационных и технических вопросов;
- надлежащее информирование избирателя о субъектах, участвующих в избирательной кампании; обеспечить своевременный контроль со стороны институтов гражданского общества за расходами избирательного фонда;
- приведение всех субъектов избирательной кампании в равные условия, поскольку избирательный фонд создается и функционирует только за счет источников, разрешенных законом, и по параметрам, предусмотренным законом.
В целом, дальнейшее изучение института избирательного фонда необходимо не только для реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, но и для создания более эффективной системы финансирования избирательных отношений. Однако, неоднозначность в выборе позиции по ответственности за нецелевое использование денежных средств, прежде всего тех, которые выделяются из бюджета РФ и непосредственно кандидатам, может стать проблемой
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ: http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 106.
3. Постановление ЦИК России от 27.10.1993 № 13 «О денежных средствах избирательных комиссий и фондов по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» // Российская газета. - 1993. - № 213.
4. Шогенов И.Р. Институт избирательных фондов: понятие, структура, порядок формирования. Право и государство: теория и практика. 2017. № 4 (148). С. 43-46.
5. Рыжков Н.Е. Понятие, структура и значение избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в российском праве // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 3 (12). - С. 168-173.
6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 6.
7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 106.
8. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 5.
9. Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Российская газета. -1996. - № 232.
10. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2000 г. по делу № 45 Г00-20 // http://sudbiblioteka.ru /vs/text_big1/verhsud_big_7281.htm (дата обращения: 02.08.2020).
правового контроля при регламентации работы указанного института в будущем.
Прозрачность использования средств - проблема современной России, следовательно, нужно вносить коррективы в источники избирательного права и вводить конкретные меры реагирования на допускаемые нарушения. Необходимо принимать поправки в действующее законодательство на предмет введения обязанности предоставлять план избирающимися в части обоснованности использования запрашиваемых средств, а также границ таких расходов с учетом разбития процесса выборов на определенные этапы и стадии. В случае, если указанные меры будут нарушаться по причине слабости механизма и непроработанности вопроса ответственности, вводить более жесткие меры, от уголовно-правовой до лишения повторного участия в последующих выборах определенного уровня.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,02%.
Reference list:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) / / Access: http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Federal law of 12.06.2002 N 67-FZ (ed. of 23.05.2020) «on basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2002. - № 106.
3. Resolution of the CEC of Russia No. 13 of 27.10.1993 «on funds of election commissions and funds for elections to the Federation Council and the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation in 1993» / / Rossiyskaya Gazeta. - 1993. - No. 213.
4. Shogenov I. R. Institute of electoral funds: concept, structure, order of formation. Law and state: theory and practice. 2017. No. 4 (148). Pp. 43-46.
5. Ryzhkov N. E. The concept, structure and significance of election funds of candidates and electoral associations in the Russian law // Current problems of Russian law. - 2009. - № 3 (12). - Pp. 168173.
6. Federal law of 10.01.2003 N 19-FZ (ed. of 23.05.2020) «on the election of the President of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2003. - No. 6.
7. Federal law of 12.06.2002 N 67-FZ (ed. of 23.05.2020) «on basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2002. - № 106.
8. Federal law of 22.02.2014 N 20-FZ (ed. of 23.05.2020) «on elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2014. - № 5.
9. Federal law No. 138-FZ of 26.11.1996 (as amended). from 04.06.2014) «On ensuring the constitutional rights of citizens of the Russian Federation to elect and be elected to local self-government bodies» / / Rossiyskaya Gazeta. - 1996. - № 232.
10. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation of June 8, 2000 in case No. 45 G00-20 // http://sudbiblioteka.ru/ vs/text_big1/verhsud_big_7281.htm (accessed: 02.08.2020).
12.00.02
11. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 6.
12. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 5.
13. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - № 5; Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - № 106.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 года № 129-О по жалобе гражданина Тетельмина Владимира Владимировича на нарушение его избирательных прав рядом положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС « Консул ьтантПл юс»;
15. Определение Верховного Суда РФ от 9 марта 2004 года по делу № 80-Г04-2 // СПС «КонсультантПлюс»;
16. Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2003 года по делу № 45-Г03-18 // СПС «Консультант Плюс»;
17. Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2004 года по делу № 4-Г04-50 // СПС «Консультант Плюс».
11. Federal law of 10.01.2003 N 19-FZ (ed. of 23.05.2020) «on the election of the President of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2003. - No. 6.
12. Federal law of 22.02.2014 N 20-FZ (ed. of 23.05.2020) «on elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2014. - № 5.
13. Federal law of 22.02.2014 N 20-FZ (ed. of 23.05.2020) «on elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2014. - No. 5; Federal law of 12.06.2002 N 67-FZ (ed. from 23.05.2020) «on basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation» / / Rossiyskaya Gazeta. - 2002. - № 106.
14. Ruling of the constitutional Court of the Russian Federation No. 129-O of October 1, 1998 on the complaint of citizen Vladimir V. Tetelmin on violation of his electoral rights by a number of provisions of the Federal law «on basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation «/ / SPS « ConsultantPlus»;
15. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation of March 9, 2004 in case No. 80-G04-2 / / SPS « ConsultantPlus»;
16. Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of September 3, 2003 in case No. 45-G03-18 / / SPS « Consultant Plus»;
17. Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of October 18, 2004 in case No. 4-G04-50 / / SPS «Consultant Plus»
Статья поступила в редакцию 14.07.2020, принята к публикации 04.08.2020 The article was received on 14.07.2020, accepted for publication 04.08.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Барамидзе Светлана Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Удмуртского государственного университета, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Svetlana M. Baramidze, Cand. Sci. (Law), associate Professor, Udmurt State University, Russian Federation, e-mail: [email protected]
120
Economic problems and legal practice
Vol. 16, №4, 2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)