Научная статья на тему 'Выбор в принятии решения личностью'

Выбор в принятии решения личностью Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1477
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ВЫБОР / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рогачёва В. И.

В статье дается определение понятиям «выбор», «принятие решений». Рассматриваются этапы принятия решения. Анализируется выбор как этап принятия решения. Подчеркивается важность выбора в жизни личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор в принятии решения личностью»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 159.923.2

В.И. Рогачёва

бакалавр 3 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЫБОР В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ Аннотация

В статье дается определение понятиям «выбор», «принятие решений». Рассматриваются этапы принятия решения. Анализируется выбор как этап принятия решения. Подчеркивается важность выбора в жизни личности.

Ключевые слова

Принятие решения, выбор, личность

Принятие решений - есть выбор, волевой акт и активный сложный процесс: особый, специфический, жизненно важный процесс человеческой деятельности, характеризующийся ценностными ориентирами, наличием ситуации неопределенности и альтернатив [5, с. 200], и направленный на выбор из некоторого числа альтернатив наилучшего варианта утверждения, убеждения, поведения. Принимаемые решения могут классифицироваться по критерию их уровня сложности [3, с. 32]. Поскольку взаимодействовать с внешним миром человеку приходится каждый день, то это взаимодействие необходимо строить путем принятия четких решений и даже планирования.

Принимать решения можно по-разному: через целостную оценку ситуации, полагаясь на собственное эмоциональное восприятие или же путем объективного логического анализа, стараясь дистанцироваться от ситуации и взвесить все «за» и «против» [6, с. 159]. В качестве основных этапов принятия решений выделяют: поиск вариантов решения, изобретение новых альтернатив и выбор наилучшей альтернативы из группы альтернатив [7, с. 15].

Безусловно, все эти основные этапы принятия решения встречаются в различных ситуациях принятия решения.

Выбор является главным этапом процесса принятия решения. Он заключается в отборе одного варианта из нескольких возможных. Выбор есть принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов, разрешение неопределенности в жизни и деятельности человека в условиях множественности разнообразных альтернатив.

Выборы бывают формальными или подлинными, сложными и смысловыми, промежуточными и окончательными [8, с.89].

Таким образом, принятие решения - важный жизненный процесс, характеризующийся наличием его этапов, теорий, методов, специфических характеристик. Решающим является выбор, как третий этап принятия решения. Считается, что в качестве главного выбора человеческой жизни является выбор основного направления движения в жизнедеятельности, который и определяет тип личности как формирующейся и развивающейся.

Возможность выбора способствует эффективной регуляции жизнедеятельности человека, реализации принятых им ценностей и смыслов, целей и мотивов, то есть всего значимого для человека [1, с. 13-21].

Ключевым моментом, в котором проявляется сущность человека, является выбор и принятие решения, основанное на способности человека к обособлению и отождествлению себя по отношению к другому [2, с. 21-27].

При выполнении какой-либо деятельности, личность может не только принять определенные решения, но и столкнуться с внутриличностным конфликтом, понять, что это «не моё».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

Для того чтобы принимаемые человеком решения были ответственными и творческими, основывались на ощущение общности и абсолютных общечеловеческих принципах, ценностях, на любви и совести, необходимо знать и осознавать отличия добра и зла, морали и нравственности [4, с. 289].

Таким образом, выбор личности - это предпочтение, избрание. Он является главным этапом процесса принятия решения. Принятие решений - это важный жизненный процесс, характеризующийся наличием его этапов. Человек, делающий свой выбор, должен осознавать ответственность за него. Список использованной литературы:

1.Антилогова Л. Н. Нравственное становление и воспитание личности в современных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. Научно-практический журнал. Омск. Учредитель издания: Омская академия МВД России. - 2012. №2 (49). С. 13-21.

2.Барсукова С. А. Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 21-27.

3.Брюхова Н. Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. - 155 с.

4.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека / EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.

5.Брюхова Н.Г. Нравственно-психологические аспекты принятия руководителем организационного решения / Инновационная наука, 2016. №3-3, С. 200-201.

6.Козлов В. Н. Системный анализ и принятие решений - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. - 223 с.

7.Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. - М.: Логос 2000. - 296 с.

8.Рогачёва В.И. Психологические особенности нравственного выбора / Психология и педагогика: методология, теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 марта 2016 г., г. Челябинск). В 2ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 88-89.

© Рогачёва В.И., 2016

УДК 159.9.07

Н.К. Черников

студент 1 курса Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: А.А. Черникова к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

г. Барнаул, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения и развития эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества будущего учителя.

Ключевые слова

Эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, фрустрационная толерантность, нервно-

психическая устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.