МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык.
4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для учителя качеств, происходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. [3]
Аффективный паралич системы диспозиционной регуляции деформирует коммуникативные установки учителя. Это приводит к нарушению норм общения, а поведение учителей приближается по своему характеру к аддиктивному.
Список использованной литературы:
1. Баталов А.А. Понятие профессионального мышления /методологические и идеологические аспекты. -Томск: Изд-во ТГУ, 1985. - 228 с.
2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии. //Психологический журнал - 1981. - т.2. -№ 1- с.45-55.
3. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор. - М. «Флинта»,1998 г. - 48 с.
4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996 - 472 с.
5. . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб «Питер», 2000 - 528 с.
6. Колмогорова Л.С. Традиции культурно-исторической теории и становление психологической культуры личности. //Психологическое здоровье и психологическая культура личности. - Барнаул, 2005.
7. Краснорядцева О.М. Изучение профессиональных установок в их влиянии на педагогическое мышление// Сибирский психологический журнал,1997.- Выпуск 4.- с.25-29
8. Леонтьев Д.А. Поиск смысла в новом тысячелетии // Психологический журнал. Т.22. N° 1. 2001.с.129-130.
© Паутова В. В., 2016
УДК 159.923.2
В.И. Рогачёва
бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии
г. Астрахань, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ВЫБОРОВ, СОВЕРШАЕМЫХ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ-ПСИХОЛОГАМИ
Аннотация
Статьей акцентируется внимание на необходимости развития нравственности выборов будущих педагогов-психологов. Освещаются, рассматриваются и анализируются эмпирические данные о нравственных выборах будущих педагогов-психологов. Выявляются нравственные дилеммы, нуждающиеся в пристальном внимании будущих педагогов-психологов.
Ключевые слова Принятие решения, нравственный выбор, личность, педагог-психолог
В наше время все большее внимание обращается проблеме нравственного развития личности, нравственности ее решений, выборов и поступков.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
«Выбор личности - это предпочтение, избрание» [8, с. 123]. Выбор, обусловленный нравственными аспектами, является нравственным выбором [9, с. 88]. И в этом случае предпочтения человека освещают особенности развития его самости [5, с. 51] мировоззрения, самопонимания [1, с. 32], совершенствования его нравственного саморазвития [3, с. 300], в частности, в контексте процесса его профессиональной подготовки [10, с. 485], профессиональной деятельности [7, с. 125] и совершенствования в ней [2, с.201]. Особое значение нравственные личностные особенности педагога и психолога обретают в контексте взаимодействия педагога с учащимися, психолога-консультанта с клиентами [4, с. 85].
С целью выявления психологических особенностей будущих педагогов-психологов, характеризующихся разной степенью нравственности их выборов, применялась методика Е.К. Веселовой «Друг-советчик» [6, с. 110]. Выявлялись показатели по шкалам, освещающим особенности нравственности выборов: позитивные, негативные, промежуточные (уклончивые).
Базой исследования выступили вузы города Астрахани. В исследовании приняли участие 60 студентов, осваивающих специальность «педагог-психолог». Процентные показатели количества будущих педагогов-психологов, характеризующихся разными уровнями развития нравственности выбора, свидетельствует о том, что среди будущих педагогов-психологов 1 курса обучения сравнительно максимальное количество будущих педагогов-психологов, принимающих нейтральные (97%) и нравственные (97%) решения. Среди будущих педагогов-психологов 2 курса обучения сравнительно максимальное количество будущих педагогов-психологов, принимающие безнравственные (100%) и нравственные (100%) решения. Среди будущих педагогов-психологов 3 курса обучения сравнительно максимальное количество будущих педагогов-психологов, принимающие нейтральные (100%) и нравственные (100%) решения. Среди будущих педагогов-психологов 4 курса обучения сравнительно минимальное количество будущих педагогов-психологов, принимающие безнравственные (80%) и нейтральные (85%) решения. При этом, в связи с тем, что наличием безнравственных выборов характеризуются практически все будущие педагоги-психологи, можно утверждать, что они нуждаются в развитии нравственности выборов, и в пристальном внимании к этой теме в психолого-педагогическом сообществе. Список использованной литературы:
1.Брюхова Н. Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. - 155 с.
2.Брюхова Н.Г. Нравственно-психологические аспекты принятия руководителем организационного решения / Инновационная наука, 2016.№3-3. С. 200-202.
3.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека / European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 289-301.
4.Брюхова Н.Г. Психологические особенности личностного развития психологов-консультантов / Международный научно-исследовательский журнал. 2012. №5-3(5). С.83-86.
5.Брюхова Н.Г., Савельева А.Г. Понимание самости для нравственного саморазвития молодых людей / Научно-практический журнал «Акмеология». 2014. № S1-2. С. 51-52.
6.Веселова Е.К. Практические занятия в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Методические материалы // Образовательные технологии. Технологии и практика обучения. - М.: 2015. №1. С. 89-117.
7.Психология профессионального роста: факторы и закономерности: монография / Н.Г. Брюхова, М.Ю. Виноградская, Н.В. Гуремина и др. // Успехи современного естествознания. 2014. № 10. С. 124-126.
8.Рогачёва В.И. Выбор в принятии решения личностью / Инновационные науки. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. №4-5. С. 123-124.
9.Рогачёва В.И. Психологические особенности нравственного выбора / Психология и педагогика: методология, теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. -Челябинск: АЭТЕРНА, 2016. №2-2. С. 88-89.
10.Agafonova S.V., Bryukhova N.G., Kaigorodov B.V. Professional and personal undergraduates' development in the educational process from the perspective of competency-based approach / Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. T. 214. C. 479-486. Идентификатор DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.732.
© Рогачёва В.И., 2016