МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Нравственному развитию подростков может способствовать психологическое консультирование по проблемам жизненного пути, в связи с тем, что в этом виде психологического консультирования нравственному развитию человека уделяется большое внимание [1, с.49].
Таким образом, нравственному развитию подростков необходимо уделяться должное внимание родными и близкими людьми в семье, педагогическим коллективом в учебных учреждениях, психологами в рамках психологического консультирования подростков и их родителей. Список использованной литературы:
1.Брюхова Н.Г. Нравственное развитие человека в психолого-акмеологическом консультировании по проблемам жизненного пути / Акмеология. 1-2, 2014. С. 48-49.
2.Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Ильичёва Л.Ф., Федосеева П.Н., Ковалёва С.Н., Панова В.Г. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
3.Нельсон - Джоунс, Р. Теория и практика консультирования: Пер.с англ. / Р. Нельсон - Джоунс. - СПб. : Питер, 2000. - 464с.
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. 28-е изд., перераб. М.: Изд-во Оникс, Мир и Образование. 2012. - 1376 с.
5.Плужникова Т.С. Психологические особенности нравственного развития личности подростка / Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 71-72.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 4-е изд. Феникс. 2006. - 93с.
6.Фрейд. 3. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу: Сборник/Пер. с нем. -Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 496 с.
© Т.С. Плужникова, 2015
УДК 159.923.2
А.Н. Романова
бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии
Г. Астрахань, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на важности саморазвития для формирования профессионально-педагогической деятельности. Описывается и анализируется процентное соотношение количества педагогов, характеризующихся разными уровнями саморазвития.
Ключевые слова
Саморазвитие, самопознание, самоопределение, педагоги, образовательное учреждение.
В настоящее время саморазвитие личности как вид деятельности личности, носящий субъект-субъектный характер, как ее общественно и личностно значимое качество нуждается в пристальном внимании психологической науки [5, с. 76]. Саморазвитие личности в широком плане определяется как «целенаправленный процесс «развертывания» задатков, способностей, умений, качеств или «зарождения» и становления не бывших ранее свойств и качеств» [3, с. 72]. «Саморазвитие - это вид деятельности личности субъект-субъектного характера, направленный на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации» [1, с. 201].
Саморазвитие педагога предполагает совершенствование, стремление и продвижение к личностной психологической зрелости, выражающейся в самостоятельности и ответственности за принятие жизненных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
решений, в способности определить свою зону ближайшего личностного роста и саморазвития в стремлении расширить пространство саморазвития [4, с. 140]. В процессе актуализации и оптимизации саморазвития личности необходимо учитывать зависимость саморазвития от развития и постижения ею самости как внутренней целостности, внутреннего регуляторного центра, «инстинкта» саморазвития в направлении подлинности существования, тем более, что самость является носителем подлинной нравственности. В процессе саморазвития постижение личностью самости обуславливает успешность ее нравственного развития [2, с.51-52].
Целью нашего исследования является выявление уровня саморазвития педагогов от 30-ти до 50-ти лет. Базой данного эмпирического исследования явились средние образовательные школы как Муниципальные Бюджетные Образовательные Учреждения города Астрахани. Общая выборка - 90 человек (30 лет - 30 человек, 40 лет - 30 человек, 50 лет - 30 человек).
В результате исследования явилось выявление процентного соотношение количества педагогов, характеризующихся разными уровнями саморазвития. Рассмотрим и сравним процентные показатели по шкале «саморазвитие» общей выборки, педагогов от 30-ти до 50-ти лет.
Наибольшее количество педагогов имеют высокий уровень саморазвития (43%) и меньшее количество педагогов имеют средний уровень саморазвития (19%). Наибольшее количество педагогов имеют высокий уровень саморазвития (58%) и меньшее количество педагогов имеют средний и низкий уровни саморазвития (21%). Наибольшее количество педагогов имеют высокий уровень саморазвития (73%) и меньшее количество педагогов имеют низкий уровень саморазвития (7%). Наибольшее количество педагогов имеют низкий уровень саморазвития (85%) и меньшее количество педагогов имеют высокий уровень саморазвития (21%). Следовательно, наибольший уровень саморазвития имеют педагоги 40-ка лет (73%), средний уровень саморазвития имеют педагоги 30-ти лет, низкий уровень саморазвития имеют педагоги 50-ти лет, при этом можно утверждать необходимость его совершенствования.
Таким образом, идея саморазвития педагога является актуальной, так как в условиях современного модернизированного образования, саморазвитие личности педагога выступает в качестве базовой составляющей его профессиональной компетентности. На формирование у педагогов профессиональной компетентности значительное влияние оказывает процесс психологизации профессионально-педагогической деятельности, в связи с этим саморазвитие педагогов нуждается в совершенствовании у педагогов как 30-ти, так и у педагогов 40-ка и 50-ти лет. Оптимизации саморазвития педагога может способствовать их нравственное развитие, развитие и постижение ими самости как носителя подлинной нравственности.
Список использованной литературы:
1.Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2.Брюхова Н.Г., Савельева А.Г. Понимание самости для нравственного саморазвития молодых людей / Акмеология. № 1-2, 2014. С. 51-52.
3.Мусохранов А.А. Акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук / Москва, 2009. С. 72.
4.Психология профессионального роста: факторы и закономерности: монография / Н.Г. Брюхова, М.Ю. Виноградская, Н.В. Гуремина и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 211с.
5.Романова А.Н. Психологические особенности саморазвития личности педагога / Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 75-76.
© А.Н. Романова, 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 304.2:316.4.06
Г.В. Баранов, д.филос.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ Омский филиал, г. Омск, РФ
КРИТЕРИЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Аннотация
характеристика критериев социальной ответственности; описание признаков корпоративной социальной ответственности; описание единства социальной политики и корпоративной социальной ответственности
Ключевые слова
социальная ответственность; актор корпоративной социальной ответственности;
социальная политика
По мировоззренческому значению состояние ответственности означает: «1) состояние зависимости жизни и деятельности человека от иного идеального или вещественного объекта/состояния бытия, которое (иное) оце-нивается человеком в качестве определяющего основания собственных жизни и деятельности; 2) состояние жизни и деятельности человека, при котором человек исполняет или нарушает нормы юридических и моральных законов и требований социума/общества» [1, с. 190-191].
В абстрактном значении ответственность есть «...необходимость и обязанность для человека и всякого субъекта общества подвергаться организованному или непосредственному воздействию иных людей и субъектов общества за совершённые действия; основные классы ответственности - юридическая, дисциплинарная, моральная, материальная, информационная...» [2, с. 253].
В российском национальном стандарте социальная ответственность (social responsibility) характеризуется как «ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому раз-витию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; и интегрировано в деятельность всей организации и применяется в её взаимоотношениях» [3, с. 16].
Корпоративная социальная ответственность как частная форма социальной политика автора общества - состояние зависимости деятельности общественных объединений (групп) от иного объекта, который оценивается в качестве определяющего средства достижения оптимальных результатов.
Рассуждения о социальной ответственности в целом и корпоративной социальной ответственности, в частности, имеет особенности по критериям различения особенностей акторов общества, называемых понятиями «корпорация», «организация», «предприятие». В частности: «Предприятие - субъект хозяйства, или самостоятельный коммерческий хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию и товары, работы и услуги, не запрещённые законодательством и предусмотренными в его уставе с целями удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли» [4, с. 287]; «корпорация ... множество физических и юридических лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо в формах акционерных обществ, публичных и частных объединений» [5, с. 93]; организация - «объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель, действующих по установленным в государстве юридическим законам и иного класса нормативным правилам» [1, с. 187].
В контексте рассуждений о социальной политике понятия «корпорация», «организация», «предприятие» подвергаются логической операции «отождествляющее абстрагирование». Данные понятия обозначают носителей (акторов, субъектов) общественной деятельности с признаками социальной ответственности. При этом виды общественной деятельности могут быть разными, в том числе,