Научная статья на тему 'Нравственное развитие в подростковом возрасте'

Нравственное развитие в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2518
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плужникова Т. С.

В статье исследуются аспекты формирование нравственности в подростковом возрасте. Акцентируется внимание на важности сопровождения нравственного развития подростков родителями, педагогами и психологами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное развитие в подростковом возрасте»

УДК 159.923.2

Т.С. Плужникова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье исследуются аспекты формирование нравственности в подростковом возрасте. Акцентируется внимание на важности сопровождения нравственного развития подростков родителями, педагогами и психологами.

Ключевые слова

Нравственность, нравственное развитие, подростковый возраст

«Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [4, с.376]. Нравственность является личностной характеристикой, которая объединяет такие качества и свойства как: доброта и порядочность, честность и правдивость, справедливость и трудолюбие, дисциплинированность. На современном этапе развития современного общества нравственное развитие является актуальной проблемой, решение которой требует бдительности, ответственности и внимания.

Как и по многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития:

1. Теория социального обучения А. Бандуры рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, усваиваемые в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей [3, с.217].

2. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируются с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер - Эго. Супер - Эго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально - приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми [7, с.201].

3. Теория когнитивного развития Колберга рассматривает нравственное развитие как отражения способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Колбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения [2, с.391].

Подростковый возраст - это период, который проходят дети на пути к взрослости. В качестве личностных новообразований у подростков проявляются стремление к самовоспитанию, к личностному и профессиональному самоопределению. Они характеризуются потребностью в познании окружающих и самого себя, создание жизненного плана, временной жизненной перспективы, нацеленной на будущее при критичном отношении к «Я-прошлому». Важным для подростков является развитие социализированности. А развитие социализированности предполагает развитие нравственности.

Психологами и педагогами развитие рассматривается как процесс: внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [6, с.64]. Если в результате социализации и воспитания, количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека, не происходит к прогрессивной, то есть нравственной положительной динамики, дифференциации, расчленения и иерархизации целостных структур личности, то можно утверждать о наличии отсутствия должного внимания нравственному развитию [5, с.72].

Нравственное развитие подростков предполагает развитие их нравственной культуры и нравственной воспитанности, нравственного самоопределения и нравственной направленности.

Нравственному развитию подростков может способствовать психологическое консультирование по проблемам жизненного пути, в связи с тем, что в этом виде психологического консультирования нравственному развитию человека уделяется большое внимание [1, с.49].

Таким образом, нравственному развитию подростков необходимо уделяться должное внимание родными и близкими людьми в семье, педагогическим коллективом в учебных учреждениях, психологами в рамках психологического консультирования подростков и их родителей. Список использованной литературы:

1.Брюхова Н.Г. Нравственное развитие человека в психолого-акмеологическом консультировании по проблемам жизненного пути / Акмеология. 1-2, 2014. С. 48-49.

2.Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Ильичёва Л.Ф., Федосеева П.Н., Ковалёва С.Н., Панова В.Г. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

3.Нельсон - Джоунс, Р. Теория и практика консультирования: Пер.с англ. / Р. Нельсон - Джоунс. - СПб. : Питер, 2000. - 464с.

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. 28-е изд., перераб. М.: Изд-во Оникс, Мир и Образование. 2012. - 1376 с.

5.Плужникова Т.С. Психологические особенности нравственного развития личности подростка / Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 71-72.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 4-е изд. Феникс. 2006. - 93с.

6.Фрейд. 3. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу: Сборник/Пер. с нем. -Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 496 с.

© Т.С. Плужникова, 2015

УДК 159.923.2

А.Н. Романова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В статье акцентируется внимание на важности саморазвития для формирования профессионально-педагогической деятельности. Описывается и анализируется процентное соотношение количества педагогов, характеризующихся разными уровнями саморазвития.

Ключевые слова

Саморазвитие, самопознание, самоопределение, педагоги, образовательное учреждение.

В настоящее время саморазвитие личности как вид деятельности личности, носящий субъект-субъектный характер, как ее общественно и личностно значимое качество нуждается в пристальном внимании психологической науки [5, с. 76]. Саморазвитие личности в широком плане определяется как «целенаправленный процесс «развертывания» задатков, способностей, умений, качеств или «зарождения» и становления не бывших ранее свойств и качеств» [3, с. 72]. «Саморазвитие - это вид деятельности личности субъект-субъектного характера, направленный на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации» [1, с. 201].

Саморазвитие педагога предполагает совершенствование, стремление и продвижение к личностной психологической зрелости, выражающейся в самостоятельности и ответственности за принятие жизненных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.