МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
5. Алина Туаева. Традиционная вера или миропонимание осетин / «Пульс Осетии» [электронный ресурс] -Режим доступа: http://osinform.ru/print:page,1,39294-tradicionnaya-vera-ili-miroponimanie-osetin.html (дата обращения 09.03.2015).
6. Блиев М. М. История Осетии с древнейших времён до конца XIX века. / М.М. Блиев — Владикавказ, 2000.
7. Газданова Е.А. Мы и вечность. / Е.А. Газданова.— Владикавказ, 1997.
8. Джанаев С.Х. Три слезы Бога. / С.Х. Джанаев.— Владикавказ: СОИГСИ, 2007.
9. Калоев Б. Осетины. Наука, М., 1967, с.16-17
10. Камболов Т. Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: история, современность, перспективы. — Владикавказ, 2007.
11. Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для бакалавров. - 10-е изд.-М.: Юрайт, 2014. - 359 с.
12. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Часть 3. / В.Ф. Миллер. — М., 1887.
13. Неаполитанский С.М. Сакральная геометрия. / С.М. Неополитанский.— М., 2004.
14. Пахалина Т. Н. Скифо-осетинские этимологии // Nartamongae. Vladikavkaz / Dzaewdzyqaew — Paris, 2002. Vol.1. № 1.
15. Ригведа. Мандалы с I-X. /пер. Т.Я. Елизаренкова.— М.: Наука, 1989.
16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. / Г.У. Солдатова.- М.: Смысл, 1998.
© Туаева К.Г., 2016
УДК 159.923.2
Н.В. Юшко
директор, учитель русского языка и литературы, практический психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 57» г. Астрахань, Российская Федерация
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ УЧИТЕЛЕМ
Аннотация
В статье выявляются и исследуются личностные и профессиональные особенности учителя необходимые ему для принятия профессиональных решений. Для этого анализируются аспекты личностно-профессиональной зрелости учителя, особенности развития его профессиональной культуры, компетентности и мастерства.
Ключевые слова
Личностно-профессиональные особенности, личностная зрелость, профессиональна зрелость, принятие решений.
Принятие решений является одним из основных параметров профессиональной деятельности учителя. В связи с этим большое внимание должно уделяться их качеству, продуктивности, эффективности. Принятие решения представляет собой процесс человеческой деятельности, направленный на выбор из некоторого числа альтернатив наилучшего варианта утверждения, убеждения и поведения. Основная роль в принятии решений отводится пониманию человеком себя [2, с. 10]. Важными параметрами, обуславливающими принятие учителем жизненных и профессиональных решений, являются его личностная и профессиональная зрелость.
В качестве составляющих личностной зрелости выступают самостоятельность и ответственность, стремление и способность углублять и расширять пространство саморазвития. Профессиональная зрелость
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
личности предполагает наличие гуманистической направленности, профессиональной компетентности и мастерства, творческих профессиональных потребностей и устойчивой мотивации к совершенствованию профессиональных навыков в соответствии с осваиваемыми знаниями и умениями [3, с. 82-86].
Подготовку будущих педагогов целесообразно выстраивать в соответствии со средовым подходом к развитию личности учителя. В связи с тем, что средовой подход «обосновывает процесс формирования профессиональной культуры будущего педагога в последовательно развивающемся взаимодействии трех этапов»: ценностно-смысловой, деятельностно-практический, результативно-оценочный [5, с. 65].
В системе дополнительного профессионального образования, в процессе и формировании и отслеживания педагогической компетентности целесообразна актуализация интеграции профессионально-личностных качеств и усвоения педагогических знаний и умений [6, с. 200].
При этом необходимо отметить, что реализация образовательного процесса с позиций компетентностного подхода с целью профессионального и личностного развитие будущих, начинающих и опытных учителей предполагает, наряду с развитие других компетенций, их обязательное нравственное развитие [7, р. 479] и нравственное саморазвитие в направлении становления психологически и нравственно культурными личностями [4, с. 289]. Особое внимание необходимо обратить на развитие устойчивой взаимосвязи «мотивационно-волевого компонента с направленностью нравственного развития будущего учителя вообще, и нравственного выбора в частности [1, с. 8].
Таким образом, в качестве личностных и профессиональных особенностей, необходимых для принятия учителем профессиональных решений выступает творческое развитие и саморазвитие самостоятельности, ответственности, нравственности, гуманистической направленности, профессиональной культуры, компетентности и мастерства, устойчивой мотивации к совершенствованию профессиональных навыков. Список использованной литературы:
1.Агафонова С.В. Особенности связи мотивационно-волевого компонента с направленностью нравственного выбора и уровнем нравственного развития человека // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 6. С.8-28.
2.Брюхова Н.Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. - 26 с.
3.Брюхова Н.Г. Психологические особенности акмеориентированного саморазвития людей зрелого возраста / Сборник конференций НИЦ Социосфера. - Пенза - Витебск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 273с. С.82-86.
4.Брюхова Н.Г. Нравственная и психологическая культура личности / Paradigmata poznani. 2014. №1. С. 3941.
5.Ремизова Н.У. Средовой подход к формированию профессионально-информационной культуры будущего учителя / Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2011. №64. С. 6265.
6.Ремизова Н.У., Мляева Л.М., Рыкова Б.В. Формирование педагогической компетентности преподавателей вуза в системе дополнительного профессионального образования / Грани познания. 2015. №7. С. 198-201.
7.Agafonova S., Bryukhova N., Kaigorodov B. Professional and personal undergraduates' development in the educational process from the perspective of competency-based approach. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 214, 5 December 2015, pp. 479-486. Идентификатор DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.732.
© Юшко Н.В., 2016