Научная статья на тему 'Психологические особенности коммуникативных и организаторских склонностей учителей и управленцев системы образования'

Психологические особенности коммуникативных и организаторских склонностей учителей и управленцев системы образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
533
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / УЧИТЕЛЯ / УПРАВЛЕНЦЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катков О.А.

Статьей обосновывается актуальность развития у учителей и управленцев системы образования коммуникативных и организаторских склонностей. В статье рассматриваются и сравниваются психологические особенности развития коммуникативных и организаторских склонностей учителей и управленцев системы образования, даются рекомендации по развитию коммуникативных и организаторских склонностей учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности коммуникативных и организаторских склонностей учителей и управленцев системы образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923.2

О.А. Катков

директор, учитель русского языка и литературы, практический психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Астрахань, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ И УПРАВЛЕНЦЕВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статьей обосновывается актуальность развития у учителей и управленцев системы образования коммуникативных и организаторских склонностей.

В статье рассматриваются и сравниваются психологические особенности развития коммуникативных и организаторских склонностей учителей и управленцев системы образования, даются рекомендации по развитию коммуникативных и организаторских склонностей учителей.

Ключевые слова

Коммуникативные склонности, организаторские склонности, учителя, управленцы системы образования.

Склонность - это «избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься» [5, с. 608].

Основой склонности является глубокая устойчивая потребность человека в определенной деятельности и его стремление совершенствовать умения и навыки, необходимые для этой деятельности и связанные с ней. Без склонностей способности не развиваются, но наличие склонностей не гарантирует развитие способностей.

Для определения уровня коммуникативной и организаторских склонностей управленцев системы образования была использована методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей личностей» В. Синявского и Б. А. Федоришина (КОС) [4, с. 98]. По результатам ответов можно судить о качественных характеристиках коммуникативных и организаторских склонностей учителей.

Базой проведения исследования явились: муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения Трусовского района г. Астрахани, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 22». В эмпирическом исследовании приняли участие 60 человек (учителя 30 человек и управленцы школ 30 человек).

С помощью вычислений данных по непараметрическому критерию Колмогорова-Смирнова, для одной выборки, было выявлено, что распределение переменных по шкалам «коммуникативные склонности» и «организаторские склонности» значимо отличается от нормального закона, так как уровень значимости р < 0,05.

Сравним и проанализируем показатели медиан выборок учителей и управленцев школ по шкалам, характеризующим особенности развития коммуникативных и организаторских склонностей и способностей учителей и управленцев школ. Показатель медианы по шкале «коммуникативные склонности» свидетельствует о том, что у учителей коммуникативные склонности и способности развиты в меньшей мере, чем у управленцев школ (М=5 и М=6 - соответственно).

Показатель медианы по шкале «организаторское склонности» свидетельствует о том, что у учителей организаторские склонности и способности развиты в меньшей мере, чем у управленцев школ (М=4,5 и М=7 - соответственно). Кроме того, данные свидетельствуют о том, что «коммуникативные склонности» у учителей и управленцев школ разнятся в меньшей мере, чем их «организаторское склонности».

Совершенствование и развитие у учителей коммуникативных и организаторских склонностей должно происходить во взаимосвязи с развитием их как психологически зрелых личностей, несущих ответственность

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

[2, с. 135-136] за соответственные аспекты профессиональной деятельности. Большое внимание должно уделяться анализу как средству социального поведения, так и аспектов проявления гибкости общения учителей [1, с. 173], при условии контроля за его нравственной составляющей.

Полагаем, что в соответствии с компетентностным подходом в процессуальную модель формирования компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования [3, с. 198] необходимо включить развитие у учителей и управленцев школ коммуникативных и организаторских склонностей и способностей.

Таким образом, коммуникативные и организаторские склонности являются важнейшей основой для развития у учителей и управленцев школ профессиональных компетенций, в связи с тем что без должной коммуникации и организации процесс воспитания и обучения подрастающего поколения не может быть продуктивным. Личностно-профессиональному совершенствованию учителя как коммуникативного организатора, будет способствовать развитие его психологической зрелости и гибкости в общении. Список использованной литературы:

1.Брюхова Н.Г., Артемьева Е.В. Психологические особенности развития гибкости в общении педагогов / Социосфера. 2014. №1. С. 172-173.

2.Брюхова Н.Г., Бородай Т.В. Психологические особенности развития ответственности в зрелом возрасте / Социосфера. 2013. № 4-1. С. 135-136.

3.Ремизова Н.У., Мляева Л.М., Рыкова Б.В. Формирование педагогической компетентности преподавателей вуза в системе дополнительного профессионального образования / Грани познания. 2015. №7. С. 198-201.

4.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1996. - 529с. / http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения - 5.09.2016)

5.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800с. С. 608.

© Катков О.А., 2016

УДК 159.922.4(=221.18)

К.Г. Туаева

Государственный университет управления

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ОСЕТИН

Аннотация

В статье во взаимосвязи рассматривается происхождение осетин и их духовное развитие. В вопросе происхождения народа и его психологии затронуты разные гипотезы, но проанализирована наиболее научно доказанная и обоснованная, которой придерживается автор. Соблюдена хронологическая преемственность взглядов. Рассмотрение факторов формирования национально-психологических особенностей осетин дополняет общую картину происхождения и развития этноса.

Ключевые слова

Этнос, происхождение, осетины, аланы, культура, факторы, условия формирования, национально-психологические особенности.

Kristina Tuaeva

SOME SOURCES OF FORMATION OF NATIONAL PSYCHOLOGICAL

FEATURES OF OSSETIANS

Abstract

The article discusses the origins of the Ossetiansand spiritual development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.