МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
[2, с. 135-136] за соответственные аспекты профессиональной деятельности. Большое внимание должно уделяться анализу как средству социального поведения, так и аспектов проявления гибкости общения учителей [1, с. 173], при условии контроля за его нравственной составляющей.
Полагаем, что в соответствии с компетентностным подходом в процессуальную модель формирования компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования [3, с. 198] необходимо включить развитие у учителей и управленцев школ коммуникативных и организаторских склонностей и способностей.
Таким образом, коммуникативные и организаторские склонности являются важнейшей основой для развития у учителей и управленцев школ профессиональных компетенций, в связи с тем что без должной коммуникации и организации процесс воспитания и обучения подрастающего поколения не может быть продуктивным. Личностно-профессиональному совершенствованию учителя как коммуникативного организатора, будет способствовать развитие его психологической зрелости и гибкости в общении. Список использованной литературы:
1.Брюхова Н.Г., Артемьева Е.В. Психологические особенности развития гибкости в общении педагогов / Социосфера. 2014. №1. С. 172-173.
2.Брюхова Н.Г., Бородай Т.В. Психологические особенности развития ответственности в зрелом возрасте / Социосфера. 2013. № 4-1. С. 135-136.
3.Ремизова Н.У., Мляева Л.М., Рыкова Б.В. Формирование педагогической компетентности преподавателей вуза в системе дополнительного профессионального образования / Грани познания. 2015. №7. С. 198-201.
4.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1996. - 529с. / http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения - 5.09.2016)
5.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800с. С. 608.
© Катков О.А., 2016
УДК 159.922.4(=221.18)
К.Г. Туаева
Государственный университет управления
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОСЕТИН
Аннотация
В статье во взаимосвязи рассматривается происхождение осетин и их духовное развитие. В вопросе происхождения народа и его психологии затронуты разные гипотезы, но проанализирована наиболее научно доказанная и обоснованная, которой придерживается автор. Соблюдена хронологическая преемственность взглядов. Рассмотрение факторов формирования национально-психологических особенностей осетин дополняет общую картину происхождения и развития этноса.
Ключевые слова
Этнос, происхождение, осетины, аланы, культура, факторы, условия формирования, национально-психологические особенности.
Kristina Tuaeva
SOME SOURCES OF FORMATION OF NATIONAL PSYCHOLOGICAL
FEATURES OF OSSETIANS
Abstract
The article discusses the origins of the Ossetiansand spiritual development.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
There are some different hypotheses of the people's origin which are mentioned in the article, but the author gives the analysis of the onethe most scientifically proven.The chronological succession of views is observed. Consideration of the factors in the formation of the national psychological features of the Ossetians complements the overall picture of the formation of the ethnic group.
Keywords
Еthnos, origin, Ossetians, Alans, culture, factors, conditions of formation, national psychological features.
Для выявления и изучения национально-психологических особенностей представителей осетинского этноса необходимо исследовать условия и факторы, в которых он формировался [11].
Происхождение осетин. Осетины — народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население республики Северная Осетия - Алания (РФ) и Южная Осетия. Живут также в других районах РФ, Грузии, Турции, Венгрии и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе (северовосточная подгруппа) индоевропейской семьи языков; осетины в РФ, в основном. двуязычны (двуязычие — осетинско-русское). Общая численность в мире — до 700 тыс. человек, из них в России — 528,5 тыс. (по переписи 2010 года).
Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии — «Осети». Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан — «асы». Также армянское название алан — «осы», русское название алан — «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы». Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.
Основой этногенеза осетинского народа послужили объединения аланских племен с участием местного кавказского кобанского населения, отсюда и название республики РСО - Алания. Это подтверждается как по языку и мифологии, так и по археолого-антропологическим данным осетинских захоронений. Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена. Позднее эта теория получила наиболее убедительное обоснование в трудах В. Ф. Миллера [6].
Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал: "Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы" [12, с.81].
Первое проникновение скифов на Северный Кавказ и в горную полосу Северной Осетии датируется VII—VI вв. до н. э. Подтверждением этого служат данные антропологов, установивших наличие в кобанских могильниках двух типов черепов: круглоголовых — местного населения и длинноголовых -— ираноязычного пришлого. Советские ученые, в частности В. И. Абаев и Е. И. Крупнов, также подтвердили новыми научными исследованиями этногенетическую связь осетин с ираноязычными народами, но вместе с тем показали, что в формировании этого народа большую роль сыграло аборигенное население центральной части Северного Кавказа и прежде всего носители оригинальной кобанской культуры бронзового века [1],[2].
Кобанская культура, датируемая рубежом II—I тысячелетий до н. э. (XI—VIII вв. до н. э.), получила свое название от сел. Верхний Кобан, находящегося в ущелье р. Гизельдон. В 1869 г. в окрестностях этого селения были открыты могильники с большим количеством предметов бронзового века. Раскопками советских археологов твердо определена территория распространения кобанской культуры. Она охватывает почти всю центральную часть Северного Кавказа — Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Пятигорье и Южную Осетию.
Насыщенность этого района археологическими памятниками говорит о том, что территория современной Осетии являлась центром формирования древних кобанских племен, составивших основу осетинского народа. Черты культуры этого древнего кавказского населения ясно прослеживаются в материальной и духовной культуре осетин. Несомненно, что местная кавказская культура сказалась на жилых и хозяйственных постройках осетин, на их оборонительных сооружениях; местная этническая среда
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
определяла и своеобразие их одежды, пищи, домашней утвари. Формирование изобразительного искусства осетин также тесно связано с кавказской культурой. Установлено, что многие мотивы орнамента в осетинских вышивках характерны для предметов кобанской культуры. Немалое сходство с древними кобанцами обнаруживается и в духовной культуре осетин, в их древних религиозных верованиях. Местная этническая среда оказала сильное влияние на формирование и развитие осетинского языка. Скифские племена явились «первыми распространителями иранской речи на Северном Кавказе».
В конце III—II вв. до н. э. мощный приток ираноязычных сарматских племен с Дона и Нижнего Поволжья намного ускорил процесс языковой ассимиляции носителей кобанской культуры [14].
Многочисленные сарматские племена, обосновавшиеся на западном и восточном Кавказе, растворились среди аборигенов и в то же время сами оказали сильное влияние на их культуру и быт. Только в центральной части Северного Кавказа они удержали свое численное превосходство над местными племенами и ассимилировали их. По-видимому, правы те ученые, которые считают этих сарматов предками носителей современного дигорского наречия осетинского языка [2].
Ассимиляция аборигенов центральной части Северного Кавказа пришлыми ираноязычными племенами признается и археологами. Е. И. Крупнов считает, что этот процесс завершился в начале нашей эры.
Итак, следы скифо-сарматского пласта в этногенезе осетин удается обнаружить и лингвистам, и археологам, и этнографам. Так, установлено большое сходство со скифским языком дигорского диалекта осетинского языка. Это сходство доказано В. Ф. Миллером и особенно В. И. Абаевым на основании анализа скифских личных имен, племенных названий и топонимических терминов, встречающихся в греческих надписях V в. до н. э.— III в. н. э. В. Ф. Миллер отмечал наличие скифских черт в погребальных и некоторых других обрядах и обычаях осетин [12].
Наиболее активное участие в формировании осетинского народа принимали аланы. Под термином «алан» подразумевается одно из сарматских племен, появившихся на Северном Кавказе, по сведениям Иосифа Флавия, в I в. н. э. «Племя алан, — писал Флавий, — есть часть скифов, живших вокруг Танаиса и Меотийского озера» [9, с.16-17].
Близкое родство сарматов и алан отчетливо прослеживается в предметах материальной культуры, в погребальном обряде и т. д. Таким образом, новые пришлые ираноязычные племена влились в состав родственных им сарматов, ассимилировавших коренных обитателей центральной части Северного Кавказа. В конце IV в. гуннские полчища оттеснили алан, обитавших в степях Предкавказья, в предгорья и горы Кавказа, где, смешавшись с прежними обитателями этих мест, осела их основная масса [3].
Данные археологии о заселении аланами гор и равнинной полосы Центрального Кавказа в период раннего средневековья подтверждаются сведениями, сообщаемыми в трудах средневековых западноевропейских и восточных авторов.
Духовное развитие осетин. Осетины в большинстве своем - православные христиане, есть и мусульмане. Но параллельно с этими официальными религиями, сохраняется у них вера предков, согласно которой осетины "...верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира и в мир духов, подчиненных Богу ...не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних. Взамен храма ей служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная. Вот почему осетины совершают свои религиозные празднества на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом. Религия осетин дает законы нравственности и учит трудолюбию, мужеству, выдержке и самопожертвованию» [7, с.12].
Великая тайна древних сакральных знаний лежит в основе завещанных предками обычаев, ритуалов и традиционной осетинской молитвы - обращении к Богу. Большое число удивительных знаков и таинственных символов сумел пронести народ сквозь века и тысячелетия, а также, мудрых заветов сохранил в своей духовной культуре.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
Рассмотрим несколько из них. Осетинская молитва - обращение к Богу с тремя круглыми пирогами и словами: «Создатель, мир сотворивший, Единственный Великий, Равных которому нет". Так молились осетины и их далекие предки на протяжении многих и многих тысячелетий. И в этих словах есть Истина, которая была известна человечеству в глубокой древности. Что же символизируют три пирога, над которыми произносится молитва?
В сакральной геометрии «круг с точкой в центре известен как очень древний общемировой символ, священный знак, обозначающий Единого бога, вмещающего в себя все творение. Точка означает начало будущего Мироздания. Круг - это Космос в Вечности, перед новым пробуждением» [13,с.502]. В гимнах из Ригведы говорится: «Ничто не существовало, царил мрак, и все было сокрыто изначала» [15, с.11].
Аналогичная идея о происхождении бытия отражена в Нартском эпосе:
«Говорили мудрые предки, что земной мир когда-то был во мраке, небытии и безмолвии" [7, с. 8].
Таким образом, символ зарождения мира в древности был обозначен как круг с точкой в центре. И именно этот символ несет форма осетинских пирогов.
А что означают три круга с точками посередине? Известно, что Земной мир имеет трехмерное пространство. Бог проявлен для земных жителей в трех мирах, в трех уровнях Мироздания: Высшем -небесном, среднем - земном и нижнем - подземном. В осетинской мифологии говорится о семи уровнях небес, семи уровнях подземного мира. Троичность зафиксирована и в определении бытия в прошлом, настоящем и будущем. А три круга в круге есть символ вечности. И именно так клались ритуальные пироги на круглый осетинский столик (фынг). Таким образом, три пирога - это сохраненный осетинами древнейший арийский символ, обозначающий Творца, проявленного в земном мире. Именно три круглых пирога с сыром кладутся на стол, когда молятся Богу.
А при обращении к покровителям различных сил природы осетины используют три треугольных пирога. Сложенные друг на друга в определенном порядке они составляют девятиконечную звезду.
«Девятиконечная звезда из трех треугольников является символом трехмирья, или трех уровней мира, в вере наших первопредков - славян и ариев. В данной троичности заключается целостность Божественного мироздания» [13, с.560].
Равносторонний треугольник здесь символизирует эманацию бога, его явленность в качестве производительных сил земли. И именно к ним обращаются осетины с тремя треугольными пирогами, прося помощи и поддержки в земных делах: в домашнем хозяйстве, на охоте, при сборе урожая.
Треугольные пироги, таким образом, посвящены тем, кто управляет силами земли, однако при этом сохраняется связь с богом, ибо точка в центре маркирует единство мира.
В Осетии сохранился до наших дней и древний обряд вождения жертвенного быка по селу с песнями и танцами перед закланием его в святом месте. И вот что написано о значении этого обряда в статьях о сакральной геометрии...
«Бык занимал важное место в обрядах, связанных с плодородием, в первую очередь, как традиционное жертвенное животное. Однако роль быка в подобных обрядах отнюдь не ограничивалась только принесением в жертву: так, в некоторые праздники быка наряжали, украшали лентами и цветами и в сопровождении торжественного шествия водили по селу.
Бык был необходимой частью множества славянских обрядов и молений еще с древних времен, когда его приносили в жертву богам и духам. Древнейшее свидетельство о жертвенном быке принадлежит Прокопию Кесарийскому (VI в.), который сообщил, что славяне веровали в Верховного бога громовержца и в жертву ему приносили быков и иных священных животных. Наиболее часто быка жертвовали в Ильин день, некогда - день громовержца Перуна. Так, например, в восточной Сербии в Ильин день традиционно резали быка, варили его в большом котле и съедали сообща всем селом» [13, с.189].
Как видим, бывший когда-то единым для всего индоевропейского мира обряд сохранился у осетин.
Еще одним из важнейших символов и одной из самых распространенных в мире эмблем является баран. «Баран символизирует огонь, солнечную энергию, мужество. Во многих культурах с древнейших времен означает мужскую силу» [13, с.190].
И этот общемировой символ до сих пор также присутствует в осетинской традиции.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
Древнейшим символом также является лабиринт. «Лабиринт символизирует мир, спиральное развитие Вселенной. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных толкований» [13, с.295].
Изображения лабиринта найдены повсеместно в ареале расселения древних ариев, в том числе в Осетии, в Дигорском ущелье в с. Махческ. Во многих ущельях Осетии были найдены и таинственные чашечные камни, используемые древними для изучения небесных светил, как, например, камень в с. Лац Куртатинского ущелья с изображением созвездия Большой Медведицы.
Если говорить об использовании универсального языка символизма в искусстве, то прежде всего надо вспомнить уникальные изделия мастеров бронзовой эпохи, найденные в селениях Кобан, Тли, Зарамаг и других местах. Так, «бронзовые топоры являются символами власти, плодородия и связаны с древними богами Солнца.Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает священный союз бога Неба и богини Земли, грома и молнии. Иногда лезвия двусторонней секиры, напоминающие полумесяцы, символизируют Луну или единство противоположностей. Это также символ верховной власти и силы» [7, с.27].
Удивительный символ, великолепный образец древнего искусства - Птица-Фарн, являвшийся принадлежностью жрецов, служителей культа, также находили в захоронениях бронзовой эпохи в Адайдонском, Донифарсском могильниках. Эти изделия представлены в виде стилизованной птицы с крыльями в форме бронзовых топориков, головой барана и хвостом птицы с выгравированными солярными знаками. В древней мифологии Фарн трактуется как материальное воплощение животворящей силы Солнца, как хранитель домашнего очага и, как известно, изображается в образах баранов, оленей и птиц.
Еще один древний арийский символ - крест сохранен в Осетии на башнях, в пещерах, и святилищах. Самые известные из них - кресты святилищ Реком, Мыкалгабырта и Таранджелоз. «Крест является символом солнца, символом единения духа и плоти, символом круговорота» [13, с.599]. Осетинами он использовался задолго до появления христианства. Интересный материал по этой теме приведен в книге С.Х. Джанаева «Три слезы Бога» [8].
С самых древних времен осетины несут в своей традиции завещанные им далекими предками древние символы и знаки. В прежние времена символика была тайным знанием, которое тщательно охранялось узким кругом Посвященных.
Осознавая, что нельзя давать в руки массам тайные знания, жрецы древних культов запечатлели известную им секретную информацию не в священных текстах, а в памятниках культуры. Используя язык аллегорий, древние мудрецы оставили потомкам свое наследие в мифологических символах, в оформлении культовых сооружений, в исполнении определенных ритуалов.
Так, И.Е. Кольцовым, исследователем истории легендарных скифов, были собраны сведения, некоторые из которых мы здесь приведем.
"...Скифам были ведомы тайны составления целительных мазей, питья и другие загадки врачевания...Древнеписьменные источники сообщают, что для воспитания физически крепкого и здорового поколения скифы традиционно проводили спортивные игры и соревнования".
"...Все древние историки утверждают, что скифы были лучшие воины".
"...Геродот говорит, что самые умнейшие люди, которых он знал, были скифы. Скифы изобрели сталь, огниво, краски, выделку сыромятных кож; им было известно бальзамирование трупов, были развиты музыка, живопись, ваяние; им же принадлежат и первые горные работы и разные открытия и изобретения".
"...Страбон признает скифов самым высоконравственным народом" [5].
Исследователи отмечают, что самое главное, что удалось унаследовать осетинам, - это язык и духовная, нравственная составляющие миропонимания скифов, сарматов и алан.
Основным принципом предков осетин - индоарийцев было гармоничное слияние с природой. Для них философия была религией, религия - философией. Древние арийцы не имели никаких церквей и жреческого чиноначалия. Они знали законы природы и жили по ним» (Е. А. Газданова «Мы и вечность») [7, с.31].
Как гласит осетинская пословица, «три вещи имеют значимость: твоя земля, твой народ и твое сердце». Родная вера является духовной основой каждого народа и воплощением Высшего Призвания. Родная Вера является вечным и несокрушимым Божьим даром, указателем к высшему бытию. Она существует в народе
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
вечно и неизменно, меняться могут лишь ее внешние формы - особенности названия обрядов, толкование вероведческих понятий, самосознание ее носителей, но внутренняя суть остается неприкосновенной [7].
Осетинские праздники, предназначенные для обращения к Высшим силам, состояли из трех обязательных компонентов: собственно молитвы, использования сакральных символов и особых ритуальных действий, а также песен и танцев. Песням и танцам обучали каждого мальчика и девочку с детских лет. И это тоже было не случайно.
Практика глубокого диафрагменного дыхания, используемого в осетинских песнях, делает человека проводником универсальной духовной энергии Вселенной. Более того, эта животворящая энергия передается не только исполнителям, но и слушателям старинных песен. Очень мощной силой и энергией обладают и ритмичные танцевальные движения.
К сожалению, мы потеряли древние знания о тайном смысле танцев. Когда-то это был способ найти внутреннюю гармонию, передать особое послание или поклонение высшим силам, достичь единения с природой и энергией планеты. В рисунке осетинских танцев зашифрованы древние символы: круг с точкой, крест и многое другое.
Распространение христианского вероучения среди алан, согласно церковной традиции, начинается в 40 г. н. э. с проповеднической деятельности апостола Андрея, охватившей прилегающие к Черному морю районы. Различной полноты сведения о ней появляются с III в. в трудах Оригена, Евсевия Памфила, епископа Тирского св. Дорофея, епископа Епифания Кипрского и многих других.
В 916 году состоялось великое крещение Алании, а позже, в 988 году, было крещение Руси. Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия); Средний храм (Пресвятой Троицы); Южный храм (пророка Илии). Следует отметить, что эти три аланских храма (IX-X), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы [4].
Христианские элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих алан, которые в период политического расцвета Алании в X—XI веках активно распространяли на своей территории православие. Эта политика также активно поддерживалась союзной Византией [6].
В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны, так и не завершившись. В наступивший после крушения Алании период и вплоть до вступления в состав России, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий. В этих условиях происходил процесс становления религиозной культуры осетин, характеризуемой синкретизмом национальных верований с православным христианством [10].
Для осетин в итоге характерен ряд особенностей, легших в основу их психологии: устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам, высокий уровень стабильности традиционных моделей поведения и внутригрупповых взаимоотношений, определенность и консерватизм культурной жизни. Северокавказские культуры - высоко контекстуальны. Все происходящее в них имеет свой особый смысл. Внешняя сторона жизни полна условностей. Свой культурный смысл имеют не только ритуальные формы поведения, но и бытовое поведение. Особое значение имеет регламентированность и прочность бытовых поведенческих стереотипов. Это определяет скрупулезное соблюдение норм этикета [16, с. 233].
Список использованной литература:
1. Абаев В. И. Избранные труды: В 4 т. / Отв. ред. и сост. В. М. Гусалов. — Владикавказ: Ир, 1995.
2. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. / В.И. Абаев.- М.-Л., 1949. - 245 с.
3. Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М.: Менеджер, 2003.
4. Айларов. Иеромонах Георгий, священник Аланского Свято-Успенского мужского монастыря. Христианство. Из истории зарождения христианства в Алании. Газета «Северная Осетия» № 7 за 18.01.2006 [электронный ресурс] - Режим доступа: http://region15.ru/docs/religion-hristianstvo/ (дата обращения: 09.03.2015).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
5. Алина Туаева. Традиционная вера или миропонимание осетин / «Пульс Осетии» [электронный ресурс] -Режим доступа: http://osinform.ru/print:page,1,39294-tradicionnaya-vera-ili-miroponimanie-osetin.html (дата обращения 09.03.2015).
6. Блиев М. М. История Осетии с древнейших времён до конца XIX века. / М.М. Блиев — Владикавказ, 2000.
7. Газданова Е.А. Мы и вечность. / Е.А. Газданова.— Владикавказ, 1997.
8. Джанаев С.Х. Три слезы Бога. / С.Х. Джанаев.— Владикавказ: СОИГСИ, 2007.
9. Калоев Б. Осетины. Наука, М., 1967, с.16-17
10. Камболов Т. Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: история, современность, перспективы. — Владикавказ, 2007.
11. Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для бакалавров. - 10-е изд.-М.: Юрайт, 2014. - 359 с.
12. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Часть 3. / В.Ф. Миллер. — М., 1887.
13. Неаполитанский С.М. Сакральная геометрия. / С.М. Неополитанский.— М., 2004.
14. Пахалина Т. Н. Скифо-осетинские этимологии // Nartamongae. Vladikavkaz / Dzaewdzyqaew — Paris, 2002. Vol.1. № 1.
15. Ригведа. Мандалы с I-X. /пер. Т.Я. Елизаренкова.— М.: Наука, 1989.
16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. / Г.У. Солдатова.- М.: Смысл, 1998.
© Туаева К.Г., 2016
УДК 159.923.2
Н.В. Юшко
директор, учитель русского языка и литературы, практический психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 57» г. Астрахань, Российская Федерация
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ УЧИТЕЛЕМ
Аннотация
В статье выявляются и исследуются личностные и профессиональные особенности учителя необходимые ему для принятия профессиональных решений. Для этого анализируются аспекты личностно-профессиональной зрелости учителя, особенности развития его профессиональной культуры, компетентности и мастерства.
Ключевые слова
Личностно-профессиональные особенности, личностная зрелость, профессиональна зрелость, принятие решений.
Принятие решений является одним из основных параметров профессиональной деятельности учителя. В связи с этим большое внимание должно уделяться их качеству, продуктивности, эффективности. Принятие решения представляет собой процесс человеческой деятельности, направленный на выбор из некоторого числа альтернатив наилучшего варианта утверждения, убеждения и поведения. Основная роль в принятии решений отводится пониманию человеком себя [2, с. 10]. Важными параметрами, обуславливающими принятие учителем жизненных и профессиональных решений, являются его личностная и профессиональная зрелость.
В качестве составляющих личностной зрелости выступают самостоятельность и ответственность, стремление и способность углублять и расширять пространство саморазвития. Профессиональная зрелость