Научная статья на тему 'Особенности организационного психологического консультирования работников системы образования'

Особенности организационного психологического консультирования работников системы образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1074
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юшко Н.В.

Статьей выявляются особенности системы школьного образования как организации. Рассматриваются психологические проблемы в систему образования, нуждающиеся в организационном консультировании. Даются рекомендации к проведению организационного психологического консультирования участников воспитательного и образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организационного психологического консультирования работников системы образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

достаточный для обеспечения понимания окружающих, внимания к ним, с другой стороны, вполне допустимый, чтобы не вызвать профессионального выгорания в интенсивном и постоянном контакте. Список использованной литературы:

1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

2. Основы духовно-нравственного воспитания: метод. реком. / автор-составитель Л.В. Сибилёва. -Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2004. - 54 с.

3. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания: монография / И.М. Юсупов. - Казань: Татар. кн. издательство, 1991. - 192 с.

© Прохорова А.А., 2017

УДК 159.923.2

Н.В. Юшко

директор, учитель русского языка и литературы, практический психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 57» Г. Астрахань, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статьей выявляются особенности системы школьного образования как организации. Рассматриваются психологические проблемы в систему образования, нуждающиеся в организационном консультировании. Даются рекомендации к проведению организационного психологического консультирования участников воспитательного и образовательного процесса.

Ключевые слова

организация, организационное консультирование, организационное психологическое консультирование,

система образования

Организация - это «дифференцированное и взаимоподчиненное объединение индивидов и групп, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов, процедур, правил». Организационная психология выступает в качестве прикладной отраслью психологии, изучающей все аспекты психической деятельности людей в организациях. Его целью является повышение организационной эффективности и создание благоприятных условий для труда, личностного развития и психического здоровья представителей организации.

Объектом изучения организационной психологии является организация, а предметом -«психологические особенности, закономерности и механизмы функционирования и развития организаций, а также взаимодействие индивидов и групп между собой и обществом» [7, с. 4-6].

Организационное психологическое консультирование в системе образования выступает в качестве формы психологической практики. В нем оказывается помощь клиентам-руководителям школ по улучшению структуры их организаций, управленческого учета, системы стимулирования учителей, общей схемы функционирования организации системы образования [6, с. 186]. Успешность такого консультирования находится в прямой зависимости от «организационных решений, эмоционального контакта консультанта с клиентом, гибкости консультанта в общении [4, с.172], его открытости, естественности, непосредственности, от его способности находиться в готовности к искреннему диалогу» [6,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

с. 225]. В число основных подходов и направлений оказания психологической помощи современным организациям системы образования входит учет человеческого фактора, общие вопросы управленческого консультирования, выявление характера и цели организации, процесс консультирования и взаимоотношения в нем консультанта и его клиента. Уделяется большое внимание коммуникативным функциям, диагностике мотивации сотрудников, организационной культуры, особенностям переговорных процессов, динамике изменений, консультированию по отдельным вопросам жизнедеятельности организации, критериям подбора и оценки деятельности кадров, социальному освещению деятельности организации, конфликтам внутри организации [5, с.36].

Н.Г. Брюховой в числе личностных качеств, обуславливающих принятие решений, выделяется самопонимание, ответственность, мотивация успеха рациональность и готовность к риску, гибкость и самостоятельность [1, с. 20]. Особо подчеркивается значимость развития у клиента-руководителя нравственности [3, с. 201], и его нравственного саморазвития [2, с. 300]. Именно эти аспектам принятия решения должно уделяться максимальное внимание в процессе освоения профессиональных компетенций будущими учителями, педагогами и управленцами [8, с. 284-285].

Таким образом, организация системы образования может выступать в качестве объекта организационного психологического консультирования. Пристального внимания психолога-консультанта и руководителем, как клиентом организационного консультирования, являющимся работником системы образования, требуют многие направления оказания психологической помощи. Особое внимание должно быть уделено качеству организационных и управленческих решений, принимаемых клиентом-руководителем.

Список использованной литературы:

1.Брюхова Н.Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. - 26с.

2.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.

3.Брюхова Н.Г. Нравственно-психологические аспекты принятия руководителем организационных решений / Инновационная наука, 2016. №3-3. С. 200-202.

4.Брюхова Н.Г., Артемьева Е.В. Психологические особенности развития гибкости в общении педагогов / Социосфера. 2014. №1. С. 172-173.

5.Бышляго С.А. Организационное консультирование: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005. - 84с.

6.Марасанов Г.И. Психология в организационном консультировании. - М.: Когито-Центр, 2009. - 242с.

7.Реньш М.А. Организационная психология [Текст]: учеб. пособие / М.А. Реньш [и др.]; под ред. М.А. Реньш. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 255 с.

8.Agafonova S.V., Bryukhova N.G., Kaigorodov B.V. Professional and personal undergraduates' development in the educational process from the perspective of competency-based approach / Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. T. 214. C. 479-486. Идентификатор DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.732.

© Юшко Н.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.691

В.В. Данилова

студент 3 курса факультета информатики и робототехники Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный

технический университет»

Г.Р. Старцева Старший преподаватель Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный

технический университет» Г. Стерлитамак, Российская Федерация

РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ КАК ВИД СПОРТА Аннотация

В статье речь идет о роллер спорте. Описана история появления роликовых коньков. Рассмотрены основные направления роликобежного спорта. Сделан обзор подходящих для каждого из них роликовых коньков.

Ключевые слова

Роликовые коньки, роликобежный спорт, фристайл, спидскейтинг, фигурное катание,

агрессивное катание, скейт-кросс.

Одним из популярных видов активного отдыха во всем мире является катание на роликовых коньках (сокращенно «ролики»). Сегодня в любом парке в теплую погоду можно встретить любителей данного рода развлечений. При этом люди могут не просто кататься на роликах, но и играть в них в различные игры.

Первым изобретателем роликов, реально упомянутым в исторических документах, считается бельгиец Жозеф Мерлин. В 1760 году именно он придумал прикрепить к своим ботинкам металлический каркас с двумя парами колес [1, с. 3].

Роликовые коньки состоят из трех основных частей: ботинок, рама и колеса. Рама является несущей конструкцией, которая с одной стороны прикреплена к ботинку, а к другой стороне крепятся колеса. На роликах для активного отдыха и фитнеса используется тормозная колодка, которая также крепится к раме.

Катание на роликовых коньках активно развивается как вид спорта, который называется роллер спорт, или роликобежный спорт. Из-за сходства роликов с ледовыми коньками многие виды роллер спорта похожи на аналогичные из зимних видов спорта. Данный вид спорта разделяется по виду используемых спортсменами роликовых коньков и включает в себя более десятка различных видов и разновидностей.

Основные направления роликобежного спорта:

• фристайл;

• спидскейтинг;

• фигурное катание на роликах;

• агрессивное катание;

•скейт-кросс;

• хоккей;

• гонки на лыжероллерах.

Фристайл - технический вид катания на роликовых коньках. Это направление появилось в середине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.