Научная статья на тему 'Способность студентов к саморазвитию в их нравственном самоопределении и принятии решений'

Способность студентов к саморазвитию в их нравственном самоопределении и принятии решений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT / НРАВСТВЕННОЕ САМОРАЗВИТИЕ / MORAL SELF-DEVELOPMENT / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / MORAL SELF-DETERMINATION / НРАВСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / MORAL STRATEGY / НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / MORAL ORIENTATION / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / DECISION MAKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюхова Наталья Геннадиевна

Статья посвящена решению проблемы личностного саморазвития студентов путём исследования особенностей влияния развития способности к саморазвитию на их нравственное самоопределение и принятие решений. Статья отражает аспекты саморазвития и нравственного саморазвития человека, его самоопределения и нравственного самоопределения, их место в принятии решений. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на примере выборки, состоящей из 583 человек. Выявлено, что способность студентов к саморазвитию положительно влияет на их нравственное самоопределение и способность принимать решения. Полученные данные предоставляют возможность для разработки программы личностного саморазвития студентов, авторского подхода к оказанию психологической помощи в виде психолого-акмеологического консультирования по проблемам жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABILITY OF STUDENTS FOR SELF-DEVELOPMENT IN THEIR MORAL SELF-DETERMINATION AND DECISION MAKING

The article is devoted to the solution of the problem of students’ personal self-development by researching the peculiarities of the influence of improvement of the ability for self-development on their moral self-determination and decision making. The article reflects the aspects of self-development and moral self-development of an individual, his/her self-determination and moral self-determination, their part in decision making. The results of an empirical research exemplified by the sample of 583 people are presented. It has been revealed that the development of the ability of students for self-development has a positive impact on the development of their moral self-determination and decision-making ability. The obtained data provide an opportunity to develop a program for students’ personal self-development, proprietary approach to the provision of psychological assistance in the form of psychological and acmeological counseling on problems of life journey.

Текст научной работы на тему «Способность студентов к саморазвитию в их нравственном самоопределении и принятии решений»

УДК 159.923.2

СПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ИХ НРАВСТВЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

Брюхова Наталья Геннадиевна — доцент, кандидат психологических наук, Астраханский государственный университет, факультет психологии, кафедра конфликтологии и организационной психологии; ул. Татищева, 20а, Астрахань, Россия, 141056; e-mail: bryukhova@list.ru

Проблема саморазвития в настоящее время всё чаще рассматривается в контексте нравственного развития личности. Особую актуальность такой подход к исследованию обретает, когда речь идёт о молодёжи и студенчестве. Повышенный интерес к этой проблеме наблюдается при изучении аспектов нравственного воспитания молодёжи в рамках её профессионального становления и развития [13], а также с позиции компетен-тностного подхода к профессиональному и личностному развитию студентов в образовательном процессе [18].

Мы полагаем, что развитие многих психологических феноменов нуждается в отслеживании динамики изменений в нравственной сфере человека.

В данной работе мы задались вопросом: «Какие нравственные убеждения, личностные свойства и качества характеризуют студентов и какие динамические изменения могут происходить в процессе их саморазвития?»

В рамках акмеологии саморазвитие может определяться как «интегративный творческий процесс сознательного становления человека», «многоаспектное самоизменение с целью «максимального духовно-нравственного и деятельнос-тно-практического самообогащения» [9, с. 133]. Процесс саморазвития запускается развитием самосознания, актуализирующим потребность в самоосуществлении, приводящего к саморазвитию и воплощающегося в самореализации.

Развитие, происходящее по собственному желанию, которое предполагает осознанную активность, чёткую направленность и личностные усилия на всех этапах этого процесса, является саморазвитием. По сути, любое развитие человека — это его саморазвитие; вопрос только в степени его вовлечённости в этот процесс. Способность к саморазвитию в процессе жизнедеятельности человека повышается, её развитие может быть целенаправленно организованным.

Специфическими особенностями характеризуется нравственное саморазвитие человека, которое является процессом сознательного «нравственного самоизменения на основе накапливаемого нравственного опыта и знаний с целью его применения в жизнедеятельности» [6, с. 300].

Нравственное саморазвитие человека является творческим процессом в смысле адекватности применения нравственных правил и норм в конкретных контекстах, в том числе и с целью самовоспитания и воспитания других людей.

В научных трудах специалистов разных направлений понятие «саморазвитие» нередко фигурирует в виде словосочетания с понятием «самоопределение».

Самоопределение — это «процесс длительного поиска субъектом себя, результатом которого может быть не только самореализация, но и отказ от неё с целью достижения высших ценнос-

тей» [4, с. 121]. Личностное самоопределение человека реализуется «через акты профессионального, социального, творческого и семейного самоопределения»; при этом само личностное самоопределение является «генетически исходным» для «более специализированных типов самоопределения» [11, с. 5-8].

Нетрудно заметить, что в современных научных работах, которые освещают особенности такого специализированного типа самоопределения, как профессиональное самоопределение, авторы подчёркивают важность его именно нравственных аспектов. Например, приветствуется восприятие карьеры как «проявление социальной ответственности через служение обществу» [10, с. 55].

Нравственное самоопределение — это «феномен, интегрирующий нравственные ценности и идеалы, представления и стратегии, потребности и способности, отношение к себе как субъекту нравственных отношений, нравственную оценку окружающего

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена решению проблемы личностного саморазвития студентов путём исследования особенностей влияния развития способности к саморазвитию на их нравственное самоопределение и принятие решений. Статья отражает аспекты саморазвития и нравственного саморазвития человека, его самоопределения и нравственного самоопределения, их место в принятии решений. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на примере выборки, состоящей из 583 человек. Выявлено, что способность студентов к саморазвитию положительно влияет на их нравственное самоопределение и способность принимать решения. Полученные данные предоставляют возможность для разработки программы личностного саморазвития студентов, авторского подхода к оказанию психологической помощи в виде психолого-акмеологического консультирования по проблемам жизненного пути.

Ключевые слова: саморазвитие, способность к саморазвитию, нравственное саморазвитие, нравственное самоопределение, нравственная стратегия, нравственная ориентация, принятие решений.

мира и другие компоненты» [12, с. 7]. Нравственное самоопределение как «процесс ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей» также порой рассматривается как «процесс создания собственных нравственных эталонов и идеалов» [4, с. 120].

На наш взгляд, в связи с «процессом создания собственных нравственных эталонов и идеалов» необходимо отметить, что нравственное самоопределение — это очень сложный и небезопасный процесс, особенно в плане саморазвития.

Известно, что для того, чтобы изменить свою точку зрения, надо отстраниться от себя, понять установки, которыми руководствуешься, изменить ракурс видения обстоятельств и себя [15], но это только небольшая часть пути, когда речь идёт о нравственном саморазвитии.

О нравственном самоопределении писал ещё Л.С. Выготский в своих ранних работах, посвящённых проблеме сложных отношений между национальным и религиозным, социально-политическим и национально-этическим самоопределением человека [19]. Является важным, что нравственное самоопределение и сейчас рассматривается в связи с верой в Бога и такими присущими ей понятиями, как дух, душа, душевность [1], покаяние [16], человечность, совесть и совестливость [17].

Нравственному саморазвитию, трансформации убеждений, чувств и поступков уделяется пристальное и первостепенное внимание в психоло-го-акмеологическом консультировании по проблемам жизненного пути [5], поскольку его обязательной составляющей является нравственное развитие человека. Основными понятиями оказания психологической помощи в таком формате являются: совесть и самость, душа и дух, человечность и добродушие. Необходимо отметить, что в области этих понятий всё просто и сложно одновременно.

Разъяснению содержания данных понятий могут служить исследования особенностей развития креативности и человечности у молодёжи [7], мотивации достижения и самоактуализации у студентов, среди которых есть представители разных религиозных конфессий [3].

Ценностно-мировоззренческое самоопределение студентов рассматривается в связи с обладанием нравственностью, характеризуя её хорошей рефлексией

в сфере принятия решений морального выбора и устойчивым использованием внутренних мотивов нравственного поведения [8].

Лакмусовой бумагой для проверки адекватности личностных убеждений, саморазвития являются принимаемые и воплощаемые человеком решения. Подчёркивая важность общечеловеческих регуляторов принимаемых решений, находящих своё отражение в десяти библейских заповедях, назовём принимаемые в связи с ними решения нравственными, а сам этот процесс — принятием нравственных решений.

Подводя итог обзору и анализу научной литературы по интересующей нас теме, мы приходим к выводу о том, что источником для развития способности к саморазвитию служит сформирован-ность нравственного самоопределения и способности принимать решения. При этом развитие нравственного самоопределения и развитие способности принимать решения могут зависеть от развития способности к саморазвитию.

Цель исследования: выявить особенности влияния развития способности к саморазвитию у студентов на развитие их нравственного самоопределения и способности принимать решения.

Гипотеза исследования: развитие способности к саморазвитию у студентов оказывает положительное влияние на развитие их нравственного самоопределения и способности принимать решения.

Задачи исследования: получить и проанализировать результаты исследования особенностей влияния развития способности к саморазвитию студентов на их нравственное самоопределение и способность принимать решения; формулировать выводы по результатам исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялся комплексный метод исследования, включающий различные аспекты: теоретический анализ психологической литературы по изучаемым проблемам — интерпретация научных данных, сравнительный анализ, обобщение; диагностические методики и эмпирические методы исследования.

Методика исследования

Для выявления особенностей влияния развития способности к саморазвитию у студентов на их нравственное самоопределение и способность принимать решения мы провели эмпирическое исследование, в котором приня-

ли участие 583 студента Астраханского государственного университета. В качестве психодиагностических методов исследования были использованы: тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» и тест «Оценка способностей к принятию творческих ответственных решений» В.И. Андреева [2]; методика «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой и А.Б. Купрейченко [12]; методика «Шкала совестливости» В.В. Мельникова и Л.Т. Ямпольского [14]. Ма-тематико-статистические методы анализа эмпирических данных включили в себя описательные статистики, непараметрические критерии Колмогорова-Смирнова для одной выборки, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Все расчёты выполнялись с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 24.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе испытуемые были исследованы с помощью тестов и методик. Оценка «способности к саморазвитию» выявила, что низкий уровень развития этой способности у 16% студентов, средний уровень — у 58% и высокий уровень — у 26%.

Таким образом, мы видим, что большая половина студентов демонстрирует средний уровень развития способности к саморазвитию.

Критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки позволил нам установить, что распределение количественных переменных по шкалам тестов и методик значимо отличается от нормального закона, поэтому мы вычисляли медианы. Перейдём к анализу полученных данных. Согласно показателям медиан, на среднем уровне развиты: способность к саморазвитию, обязательность соблюдения нравственных норм, взаимность нравственного поведения (Ме = 0,566), ответственность в принятии решений, способность принимать стратегические и интуитивные решения, признание абсолютности нравственности и естественности её происхождения, эгоцентрическая и группоцентрическая ориентация (Ме = 0,500).

На уровне ниже среднего развиты: когнитивный компонент обязательности соблюдения нравственных норм, когнитивный компонент взаимности нравственного поведения (Ме = 0,333), честность и творчество в принятии решений (Ме = 0,400).

На уровне выше среднего (Ме = 0,677) развиты: решительность в принятии решений, значимость нравственности для общества, природа нравственности личности, эмоциональный и конативный компонент обязательности соблюдения нравственных норм, активность в соблюдении нравственных норм с её когнитивным, эмоциональным и конативным компонентами, эмоциональный и конативный компонент взаимности нравственного поведения, гуманистическая ориентация. На высоком уровне развиты: совестливость (Ме = 0,700), воздаяние за добро и зло, представление о нравственности как о силе или слабости личности, миросозидательная ориентация (Ме = 0,833).

В результате вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирме-на (г,) были выявлены корреляционные связи показателей шкалы «способность к саморазвитию» с показателя шкал, отражающих особенности развития у студентов нравственного самоопределения и способности к принятию решений. Прежде всего отметим, что у опрошенных студентов показатели шкалы «способность к саморазвитию» отрицательно коррелируют только с показателями шкал «эгоцентрическая ориентация» (умеренно г, = -0,388, р = 0,000 < 0,01) и «взаимность нравственного поведения» (слабо г, = -0,213, р = 0,000 < 0,01). А это значит, что чем более способными к саморазвитию становятся студенты, тем больше уменьшаются у них эгоцентрическая ориентация и убеждённость в том, что нужно отвечать злом за зло. И эту позитивную динамику надо поддерживать и развивать.

Перед тем как описать полученные результаты исследования по значимым коэффициентам, отметим, что, кроме показателей очень слабо, но значимо коррелирующих шкал «активность в соблюдения нравственных норм» (г, = 0,110, р = 0,008) и «конативный компонент обязательности соблюдения нравственных норм» (г, = 0,082, р = 0,042), все остальные значимые корреляции значимы с показателем р = 0,000.

Рассмотрим и проанализируем остальные показатели коэффициентов корреляции (высоко значимы на уровне р < 0,01).

Данные умеренных положительных значимых корреляций свидетельствуют о том, что у студентов увеличению способности к саморазвитию сопутствует увеличение уверенности в том, что воздаяние носит характер прямого соот-

ветствия (оно бывает таким же, каким был поступок) (г8 = 0,470), и в том, что нравственность является силой личности (г, = 0,437). С ростом способности к саморазвитию студенты всё больше открываются для принятия интуитивных, а не логических, решений (г, = 0,402). Способность к саморазвитию у студентов увеличивается вместе с увеличением у них проявления такой нравственной стратегии, как обязательность соблюдения нравственных норм (г, = 0,466). Чем большую способность к саморазвитию проявляют студенты, тем больше они признают абсолютность нравственности (г, = 0,346), тем больше они видят природу нравственности личности во внутреннем нравственном контроле личности, в осознании ею своей ответственности за собственный нравственный облик и этичность поведения (г, = 0,437). У студентов увеличение способности к саморазвитию связано с развитием у них миросозидательной ориентации (г, = 0,325) и совестливости (г, = 0,301).

Данные слабых положительных значимых корреляций (р < 0,01) свидетельствуют о том, что чем больше усиливается у студентов способность к саморазвитию, тем большую значимость морали и нравственности для общества они признают (г, = 0,249), тем больше они верят в естественное происхождение нравственности (г, = 0,222). Отметим, что у студентов способность к саморазвитию положительно связана с развитием способности принимать стратегические решения (г, = 0,197,р < 0,01).

Умеренные положительные высоко значимые корреляционные взаимосвязи показателей шкалы «способность к саморазвитию» с показателями шкал, освещающих особенности развития компонентов нравственных стратегий, — это эмоциональный и когнитивный компонент обязательности соблюдения нравственных норм (г, = 0,318 и г, = 0,312).

Слабые положительные высоко значимые корреляционные взаимосвязи показателей шкалы «способность к саморазвитию» с показателями шкал — компонентов нравственных стратегий: эмоциональный и когнитивный компонент обязательности соблюдения нравственных норм (г, = 0,318 и г, = 0,312), конативный компонент — взаимности нравственного поведения (г, = 0,272), эмоциональный и конативный компоненты активности в соблюдении нравственных норм (г, = 0,241 и г, = 0,220 соответственно).

Таким образом, нами доказана гипотеза о том, что у студентов развитие способности к саморазвитию не только взаимосвязано с развитием их нравственного самоопределения и способности принимать решения, но и оказывает на их развитие положительное влияние.

Выводы

В результате проведённого эмпирического исследования было выявлено, что у студентов развитие способности к саморазвитию оказывает положительное влияние на развитие у них нравственного самоопределения, проявляющегося в увеличении согласности с естественностью происхождения нравственности, значимостью нравственности для общества, абсолютностью нравственности, воздаянием за добро и зло, представлением о нравственности как о силе, в восприятии природы нравственности как внутренней (самоконтроль и ответственность).

Чем больше у студентов развивается способность к саморазвитию, тем чаще они прибегают к таким нравственным стратегиям, как обязательность соблюдения нравственных норм и активность в их соблюдении, и тем реже они, не следуя правилу взаимности нравственного поведения, проявляют себя в отказе отвечать злом на зло. Чем больше у студентов развивается способность к саморазвитию, тем больше у них уменьшается эгоцентрическая и увеличивается миросозидательная ориентация. Увеличению у студентов способности к саморазвитию сопутствует увеличение у них способности принимать стратегические и интуитивные решения, быть совестливыми людьми.

Заключение

В наше время проблема нравственного самоопределения и саморазвития, осуществляемого студентами в принимаемых и воплощаемых ими в жизнь решениях, является актуальной и нуждается в пристальном внимании учёных. Значимая роль в процессе нравственного самоопределения и саморазвития студентов отводится развитию способности к саморазвитию. Способность к саморазвитию содействует пониманию студентами основ нравственности, представлений о Боге, совершенствованию процесса поиска себя как нравственного человека, принятию нравственных стратегий и ориентаций.

Особую значимость такие исследования обретают в связи с чрезвычайной сложностью и большой опасностью процесса нравственного саморазвития как такового. Они являются важным подспорьем в разработке положений психоло-го-акмеологического консультирования по проблемам, возникающим в процессе жизненного пути человека.

Благодарности

Автор выражает искреннюю признательность сотрудникам, бакалаврам и магистрантам факультета психологии, кафедры конфликтологии и организационной психологии и кафедры общей и когнитивной психологии Астраханского государственного университета за помощь в организации данного исследования и активный вклад в его проведение.

ССЫЛКИ

1. Абулъханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35. — № 2. — С. 5-18.

2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 500 с.

3. Бабаев Т.М., Казаренков В.И. Мотивация достижения и самоактуализации у студентов разных религиозных конфессий // Акмеология. — 2018. — № 65(1). — С. 70-74.

4. Борисова Н.В., Воловикова М.И. Тематическая научная сессия ИП РАН «Духовно-нравственное самоопределение личности в современном российском обществе» // Психологический журнал. — 2017. — Т. 38. — № 6. — С. 120-121.

5. Брюхова Н.Г. Нравственное развитие человека в психолого-акмеологи-ческом консультировании по проблемам жизненного пути // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С. 48-50.

6. Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека // European Social Science Journal. — 2015. — No. 7. — P. 289-301.

7. Брюхова Н.Г., Агафонова С.В. Человечность и креативность в нравственном развитии молодёжи // Российский психологический журнал. — 2017. — Т. 14. — № 1. — С. 39-61.

8. Веселова Е.К. Практические занятия в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Методические

материалы // Образовательные технологии. — 2015. — № 1. — С. 89-117.

9. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 248 с.

10. Деркач А.А. Мударисов А.А., Рожок А.В. Акмеологические составляющие восприятия государственными служащими своей карьеры (на материале исследования руководителей среднего звена) // Акмеология. — 2016. — № 3(59). — С. 51-55.

11. Деркач А.А., Назаров С.А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. — 2018. — № 65(1). — С. 5-8.

12. Купрейченко А.Б., Воробьёва А.Е. Нравственное самоопределение молодёжи. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. — С. 416-419.

13. Миронова Г.В. Профессиональное развитие как детерминанта формирования нравственного воспитания молодёжи // Акмеология. — 2018. — № 1(65). — С. 64-69.

14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 490 с.

15. Халифаева О.А. Особенности проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 2. — C. 5464. Идентификатор DOI: 10.17759/ pse.2017220205

16. ШадриковВ.Д. Покаяние как фактор формирования совести // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2006. — Т. 3. — № 4. — С. 3-13.

17. Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39. — № 1. — С. 5-14.

18. Agafonova S.V., Bryukhova N.G., Kaigorodov B.V. Professional and personal undergraduates' development in the educational process from the perspective of competency-based approach / Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. — P. 479-486. Идентификатор DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.732.

19. Sobkin VS., Klimova T.A. Lev Vygotsky: Who are we? Where do we come from and where are we heading for? (On the Question of national and religious identity) / Kulturno-istoricheskaya psikhologiya-cultural-historical psychology. Vol. 14. No. 1. — P. 116-125. Идентификатор DOI: 10.17759 / chp.2018140113

REFERENCES

1. Abul'khanova K.A. Metodologiches-kiy printsip sub'ekta: issledovanie zhiznen-nogo puti lichnosti/Psikhologicheskiy zhur-nal. Vol. 35, № 2, 2014. P.5-18.

2. Andreev V.I. Pedagogika vysshey shkoly. Innovatsionno-prognosticheskiy kurs: ucheb. posobie. — Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2013. — 500p.

3. Babaev T.M., Kazarenkov V.I. Mo-tivatsiya dostizheniya i samoaktualizatsii u studentov raznykh religioznykh kon-fessiy / Akmeologiya. 2018. № 65(1). P. 70-74.

4. Borisova N. V., Volovikova M.I. Tematicheskaya nauchnaya sessiya IP RAN «dukhovno-nravstvennoe samoo-predelenie lichnosti v sovremennom rossi-yskom obshchestve» / Psikhologicheskiy zhurnal. 2017. Vol. 38. № 6. P. 120-121.

5. Bryukhova N.G. Nravstvennoe raz-vitie cheloveka v psikhologo-akmeolog-icheskom konsul'tirovanii po problemam zhiznennogo puti/Akmeologiya. 2014. № S1-2. P. 48-50.

6. Bryukhova N. G. Nravstvennoe samorazvitie cheloveka/European Social Science Journal, 2015. № 7. P.289-301.

7. Bryukhova N.G., Agafonova S.V. Chelovechnost' i kreativnost' v nravst-vennom razvitii molodezhi // Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. — 2017. — Vol. 14. — № 1. — P. 39-61.

8. Veselova E.K. Prakticheskie zanyatiya v ramkakh programm dukhovno-nravstven-nogo vospitaniya v vuze. Metodicheskie materialy//Obrazovatel'nye tekhnologii. 2015. № 1. P.89-117.

9. Derkach A.A. Akmeologiya v vop-rosakh i otvetakh: Ucheb. posobie/A.A. Derkach, E.V. Selezneva. Voronezh: NPO «MODEK», 2007. — 248 p.

10. Derkach A.A. Mudarisov A.A., Ro-zhok A.V. Akmeologicheskie sostavlyay-ushchie vospriyatiya gosudarstvennymi sluzhashchimi svoey kar'ery (na materiale issledovaniya rukovoditeley srednego zvena) / Akmeologiya. 2016. №3 (59). P. 51-55.

11. Derkach A.A., Nazarov S.A. Pro-fessional'noe samoopredelenie: sushch-nost', struktura, soderzhanie / Akmeologiya. 2018. № 65(1). P. 5-8.

12. Kupreychenko A.B., Vorob'jova A.E. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi. — M.: Izd-vo Institut psikhologii RA, 2013. P. 416-419.

13. Mironova G.V. Professional'noe raz-vitie kak determinanta formirovaniya nravst-vennogo vospitaniya molodezhi / Akmeologiya. 2018, №1 (65). P. 64-69.

14. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuy-lov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. — M.: Izd-vo Instituta psikhoter-apii, 2002. — 490 p.

15. Khalifaeva O.A. Osobennosti proy-avleniya kreativnosti v situatsii rolevo-go konflikta v yunosheskom vozraste// Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. B. 22. № 2. P. 54-64. doi: 10.17759/ pse.2017220205

16. Shadrikov V.D. Pokayanie kak faktor formirovaniya sovesti// Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2006. Vol. 3. № 4. P.3-13.

17. Shadrikov V.D. Sovest': psikhologo-filosofskiy analiz/Psikhologicheskiy zhurnal. Vol. 39, №1. 2018. P.5-14.

18. Agafonova S.V., Bryukhova N.G., Kaig-orodov B.V. Professional and personal undergraduates' development in the educational process from the perspective of competen-

cy-based approach / Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 479486. doi:10.1016/j.sbspro.2015.11.732.

19. Sobkin V.S., Klimova T.A. Lev Vy-gotsky: Who Are We? Where DoWe Come From and Where Are We Heading For? (On the Question of National and Religious Identity). Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 2018. Vol. 14, no. 1, pp. 116-125. doi:10.17759/ chp.2018140113. (In Russ., abstr. in Engl.)

THE ABILITY OF STUDENTS FOR SELF-DEVELOPMENT IN THEIR MORAL SELF-DETERMINATION AND DECISION MAKING

Nataliya G. Bryukhova — Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences, Astrakhan State University, Faculty of Psychology, Department of Conflictology and Organizational Psychology; Tatishcheva Street 20 «a», Astrakhan, 141056, Russia; e-mail bryukhova@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABSTRACT

The article is devoted to the solution of the problem of students' personal self-development by researching the peculiarities of the influence of improvement of the ability for self-development on their moral self-determination and decision making. The article reflects the aspects of self-development and moral self-development of an individual, his/her self-determination and moral self-determination, their part in decision making. The results of an empirical research exemplified by the sample of 583 people are presented. It has been revealed that the development of the ability of students for self-development has a positive impact on the development of their moral self-determination and decision-making ability. The obtained data provide an opportunity to develop a program for students' personal self-development, proprietary approach to the provision of psychological assistance in the form of psychological and acmeological counseling on problems of life journey.

Keywords: self-development, the ability for self-development, moral self-development, moral self-determination, moral strategy, moral orientation, decision making.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.