ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
The choice of the artistic image of the concrete sculptures for the coastal zone of Vladivostok, on the basis of the analysis of the history of sculptural art of antiquity Korotin S.1, Sokolov O.2, Kim V.3, Abdusalomov M.4 Выбор художественного образа бетонной скульптуры для прибрежной зоны г. Владивостока, на основе анализа истории скульптурного искусства античности Коротин С. А.1, Соколов О. С.2, Ким В. М.3, Абдусаломов М. С.4
'Коротин Сергей Александрович /Korotin Sergey — магистрант; 2Соколов Олег Сергеевич /Sokolov Oleg - магистрант;
3Ким Валентин Михайлович /Kim Valentin - магистрант;
4Абдусаломов Мухаммадзохир Сабохиддин угли /Abdusalomov Mukhammadzokhir — магистрант, кафедра материаловедения и технологии материалов, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: в статье представлен комплексный подход к выбору художественного образа бетонной скульптуры. Рассмотрены основные критерии для выбора художественного образа. В процессе разработки проекта за основу образа принято расположение скульптуры и краткий анализ истории скульптурного искусства античности.
Abstract: the article describes an integrated approach to the choice of the artistic image of a concrete sculpture. The main criteria for selection to select the artistic image. The basis of the location of the image taken sculptures and a brief analysis of the history of sculptural art of antiquity.
Ключевые слова: художественный образ, скульптура, скульптурное сооружение, античность. Keywords: artistic image, sculpture, sculptural edifice, antiquity.
Город Владивосток - это центр Приморского края, богат и весьма интересен не только историей, но и уникальными зданиями, сооружениями и скульптурами. Благодаря своему географическому расположению Владивосток привлекает внимание туристов, в связи с чем разработка и создание новых скульптурных комплексов являются актуальной задачей. Немалое значение имеет разработка художественного образа новых скульптур, их ансамблей, поскольку решение этого вопроса будет способствовать росту интереса гостей к городу. Монументальность и уникальность расположения новой скульптуры станет главной особенностью проектируемого скульптурного сооружения.
Целью настоящей работы является разработка художественного образа новой скульптурной композиции.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
1. Разработать художественный образ статуи, который должен носить культурно-массовый характер, в связи с чем образ проектируемой скульптуры должен быть узнаваем и войти в архитектурный ансамбль города.
2. Выбрать площадку для проектируемой скульптуры, поскольку зона строительства и скульптура так или иначе должны дополнять в целом основную концепцию развития города.
3. Определить концепцию проектирования скульптуры - за основу приняты греческие мотивы, поскольку Владивосток традиционно имеет названия районов, бухт, набережных, связанные с греческой историей.
На основе сбора исторических данных, а также анализа вопросов зарождения, развития и становления такого художественного вида деятельности, как скульптура [1-5], было решено за основу принять античный период развития скульптурного искусства.
Скульптура Древней Греции, наверное, самое главное достижение культуры античности, которая внесла огромный вклад в развитие культуры всего человечества и повлияла на умы мастеров в последующие времена. Безусловно, в начальный период своего развития этот вид художественного мастерства отражал влияние более древних цивилизаций, в основном Древнего Египта. Большое количество произведений древнегреческой скульптуры в начале своего развития представляли полуобнаженных мужчин с опущенными руками, а позже по мере развития мастерства скульпторы стали экспериментировать с одеждой, позами, лицам стали придавать индивидуальность. Статуи
вырезались из камня, известняка, после чего украшались красивыми камнями, покрывались краской, небольшие статуэтки делались из терракоты и дерева [1].
Гомеровский период развития (XII - VIII века до н.э.) - это самый ранний период древнегреческой скульптуры, поэтому монументальных шедевров того времени не сохранилось и до нашего времени дошли только изделия мелкой пластики из терракоты, бронзы и слоновой кости. О монументальной скульптуре этого периода можно судить лишь по описанию и изображениям в древних рукописях. Несмотря на достаточно скудный материал изучения, можно сказать что скульптуры того периода, как и все ранние скульптуры древних цивилизаций, не отличаются особой выразительностью, образ человека выполнен достаточно грубо и схематично, материалом для таких скульптур служило дерево, но в качестве украшений и оружие для таких скульптур было выполнено из металла [2].
Архаика (VII - VI века до н.э.) - это следующий период развития древнегреческой скульптуры главной особенностью которого возникновение на лицах статуй улыбки. Улыбка олицетворяла собой обобщенный образ человека и призвана была одухотворять изделие. Статуи стали соизмерять с человеческими телами. Женские образы были лишены наготы, а мужские напротив, воспевали естественную красоту человеческого тела. Развивается рельефная скульптура, украшающая, храмы и другие архитектурные объекты. В отличие от скульптуры, рельеф имеющий больше творческого пространства, изображал наиболее значимые мифы Древней Греции того времени. Так на фронтоне храма Артемиды были изображены мотивы известного мифа о Медузе-Горгоне и герое Персее (рисунок 1) [3].
Рис. 1. Рельеф на фронтоне храма Артемиды
Классический период развития скульптуры охватывает периоды ранней, высокой и поздней классики древнегреческого искусства. В период ранней классики скульпторы продолжают экспериментировать с позами, в их образах заметна прямолинейность и правдивая природа движений, заметна угловатость форм, все это связано из-за взаимосвязи с архитектурой. В связи с этим продолжает вестись большая работа над рельефами храмов и сооружений. Так на алтаре богине Афродиты был увековечен момент ее рождения из морской пены, а на фронтоне храма Афины изображена война греков с троянцами. Храм Зевса в Олимпии был украшен сценами сражения мифических племен лапифов и кентавров, а также изображениями подвигов Геракла. Ярким представителем этого периода стал скульптор Мирон с его всем известной статуей «Дискобол», который отказался от прямостоящих фигур, но сохранил некую фронтальность в своей работе (рисунок 2) [4].
Рис. 2. Мраморная копия статуи Мирона «Дискобол»
В период высокой классики создаются два основных направления в древнегреческой скульптуре. Первым направлением стало выявление красоты движения выдающимися скульпторами того времени Ионии и Аттики. Сочетание фигуры, которая будто бы замерла, но со скрытым жизненным движением, стало вторым направление и продвигалось мастерами аргосско-сикионской школы. Скульптор Фидий смог объединить в своих работах оба эти направления, возглавляя работы по перестройке Афинского Акрополя. Работой Фидия стал Парфенон, в изображении которого скульптур смог размыть границу между архитектурой и скульптурой (рис. 3).
Рис. 3. Вид на Парфенон в настоящее время
Скульптуре периода поздней классики характерна не только пластичность в движениях и тщательная проработка мелких деталей. Скульпторы этого времени стали закладывать в образы своих творений некую драматургию, драматизм и чувственность человеческой личности. Еще одной особенностью стало то что такие материалы слоновая кость и золото были вытеснены мрамором, также меньше стали использоваться металлические украшения.
Завершающим периодом становления древнегреческой скульптуры становится период эллинизма. В этот период чувствуется влияние Востока, усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Яркой работой данного периода является композиция «Лаокоон и его сыновья», изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями (рисунок 4) [5].
Рис. 4. Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»
Проведя анализ истории античной скульптуры, можно утверждать, что главным являются прежде всего образ и место, выбранное для этого образа. Образ, который был выбран для строительства скульптуры - Посейдон, бог моря в древнегреческой мифологии, один из главных богов наряду с Зевсом и Аидом. Образ Посейдона полностью отвечает всем критериям, он будет узнаваем среди гостей и жителей города, а также бог моря подчеркивает общую концепцию города. Главной характерной чертой этого бога является властность, бурная и несокрушимая сила. Чаще всего образ Посейдона изображался разгневанным, готовым к битве, на его лице читались ярость и возбуждение, и он полностью противоположен образу, представленному в работе. Здесь Посейдон предстает сидячем на троне, в полном спокойствии, бросив свой взгляд на набережную, он увидел достойный его вниманию город. Сила, гнев и ярость отошли на второй план, Посейдон, наполненный спокойствием, любуется красотами Владивостока, тем самым отдает честь и уважение этому городу (рисунок 5).
Рис. 5. Статуя «Посейдон»
Литература
1. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции / Б. Р. Виппер. М.: «Наука», 1971. 436 с.
2. Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции / Ю. Д. Колпинский. М.: «Искусство», 1970. 446 с.
3. Ривкин Б. И. Античное искусство / Б. И. Ривкин. М.: «Искусство», 1972. 316 с.
4. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика / Л. Акимова. СПб.: «Азбука-классика», 2007. 400 с.
5. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Классика / Л. Акимова. СПб.: «Азбука-классика», 2007. 464 с.