Научная статья на тему 'Вязаные игрушки в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста'

Вязаные игрушки в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вязаные игрушки / национальная атрибутика / детский сад / этнокультурное развитие / этнокультурный опыт / этнокультурная компетенция / дети раннего и дошкольного возраста / knitted toys / national attributes / kindergarten / ethnocultural development / ethnocultural experience / ethnocultural competence / toddlers / preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безродных Татьяна Валерьевна, Бальжинимаева Ирина Владимировна

Статья актуализирует вопросы этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста. Авторы обосновывают идею обогащения этнокультурной составляющей развивающей предметнопространственной среды детского сада. В статье предпринята попытка изучить вопрос приобщения детей раннего и дошкольного возраста к национальным традициям посредством рукотворных игрушек. Особую роль в решении задач этнокультурного развития детей играет семья, а игрушки имеют самое непосредственное отношение к воспитанию и развитию детей раннего возраста и дошкольников. Так, изучение возможностей образовательной среды позволило обратиться к вязаной игрушке с национальной атрибутикой как к средству этнокультурного развития детей. Проведенное авторами исследование влияния вязаных игрушек с бурятской национальной атрибутикой на этнокультурное развитие дошкольников выявило определенные параметры этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования состоит в выявлении и обосновании роли вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста. Вязаные игрушки были выбраны по инициативе педагогов и родителей, так как было отмечено, что дети с большим интересом играют именно с вязаными игрушками, им тактильно приятно и при этом у них активизируется интерес к своей культуре. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Ульгэр» поселка Агинское Забайкальского края. Выдвинутая в начале исследования гипотеза была подтверждена и обоснована. Исследование позволило авторам сделать выводы о том, что использование вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста эффективно при определенных условиях (разработана методическая картотека бесед, игр и игровых упражнений по использованию вязаных игрушек этнического содержания в ДОО; вязаные игрушки с бурятской национальной атрибутикой будут включены в разные режимные моменты и виды детской деятельности и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knitted toys in the ethno-cultural development of toddlers and preschoolers

The article focuses on ethno-cultural development of toddlers and preschoolers. The authors substantiate the idea of enriching the ethno-cultural component of the child-developing subject-spatial environment of the kindergarten. The authors study the introduction of toddlers and preschoolers to national traditions through hand-made toys. The family is of particular importance for the ethnocultural development of children, while toys are directly related to the upbringing and development of toddlers and preschoolers. The study of the possibilities of the educational environment made it possible to consider a knitted toy with national attributes as a means of ethno-cultural development of children. The authors studied the influence of knitted toys with Buryat national attributes on the ethno-cultural development of preschoolers. The authors determined the parameters of ethnocultural development of toddlers and preschoolers. The purpose of the study was to identify and substantiate the role of knitted toys in the ethno-cultural development of toddlers and preschoolers. Knitted toys were chosen at the initiative of teachers and parents. It was also noted that children play with knitted toys with great interest and enjoy them tactilely. The hypothesis put forward at the beginning of the study was confirmed and substantiated. The study allowed the authors to conclude that the use of knitted toys in the ethno-cultural development of toddlers and preschoolers is effective under certain conditions. The authors developed a methodological card index of conversations, games and game exercises to facilitate the use of knitted toys of ethnic content in preschool educational institutions. Knitted toys with Buryat national attributes will be included in different regime moments and types of children’s activities.

Текст научной работы на тему «Вязаные игрушки в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста»

Комплексные исследования детства, 2023, т. 5, № 2 Comprehensive Child Studies, 2023, vol. 5, no. 2 _www.kid-journal.ru

Щ Check for updates

УДК 373.24

Статьи

EDN YNJAEM

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-100-109

Вязаные игрушки в этнокультурном развитии детей раннего

и дошкольного возраста

Т. В. Безродных01, И. В. Бальжинимаева2

1 Забайкальский государственный университет, 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30 2 Детский сад «Ульгэр», 687000, Россия, пгт. Агинское, мкр. Западный, д. 13

Сведения об авторах

Безродных Татьяна Валерьевна, SPIN-код: 7927-8087, e-mail: interaktion@mail.ru

Бальжинимаева Ирина Владимировна, e-mail: mdou.ylger@yandex.ru Для цитирования: Безродных, Т. В., Бальжинимаева, И. В. (2023) Вязаные игрушки в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста. Комплексные исследования детства, т. 5, № 2, с. 100-109. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-100-109 EDN YNJAEM Получена 17 февраля 2023; прошла рецензирование 12 апреля 2023; принята 6 мая 2023.

Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Т. В. Безродных, И. В. Бальжинимаева (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация. Статья актуализирует вопросы этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста. Авторы обосновывают идею обогащения этнокультурной составляющей развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В статье предпринята попытка изучить вопрос приобщения детей раннего и дошкольного возраста к национальным традициям посредством рукотворных игрушек. Особую роль в решении задач этнокультурного развития детей играет семья, а игрушки имеют самое непосредственное отношение к воспитанию и развитию детей раннего возраста и дошкольников. Так, изучение возможностей образовательной среды позволило обратиться к вязаной игрушке с национальной атрибутикой как к средству этнокультурного развития детей. Проведенное авторами исследование влияния вязаных игрушек с бурятской национальной атрибутикой на этнокультурное развитие дошкольников выявило определенные параметры этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования состоит в выявлении и обосновании роли вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста. Вязаные игрушки были выбраны по инициативе педагогов и родителей, так как было отмечено, что дети с большим интересом играют именно с вязаными игрушками, им тактильно приятно и при этом у них активизируется интерес к своей культуре. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Ульгэр» поселка Агинское Забайкальского края.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза была подтверждена и обоснована. Исследование позволило авторам сделать выводы о том, что использование вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста эффективно при определенных условиях (разработана методическая картотека бесед, игр и игровых упражнений по использованию вязаных игрушек этнического содержания в ДОО; вязаные игрушки с бурятской национальной атрибутикой будут включены в разные режимные моменты и виды детской деятельности и др.).

Ключевые слова: вязаные игрушки, национальная атрибутика, детский сад, этнокультурное развитие, этнокультурный опыт, этнокультурная компетенция, дети раннего и дошкольного возраста

Knitted toys in the ethno-cultural development of toddlers and preschoolers

T. V. Bezrodnykh™, I. V. Balzhinimaeva2

1 Trans-Baikal State University, 30 Aleksandro-Zavodskaya Str., Chita 672039, Russia 2 Municipal Autonomous Preschool Educational Institution Kindergarten "Ulger", 13 Zapadny Residential Area,

Aginskoe Village 687000, Russia

Abstract. The article focuses on ethno-cultural development of toddlers and preschoolers. The authors substantiate the idea of enriching the ethno-cultural component of the child-developing subject-spatial environment of the kindergarten. The authors study the introduction of toddlers and preschoolers to national traditions through hand-made toys. The family is of particular importance for the ethnocultural development of children, while toys are directly related to the upbringing and development of toddlers and preschoolers. The study of the possibilities of the educational environment made it possible to consider a knitted toy with national attributes as a means of ethno-cultural development of children.

The authors studied the influence of knitted toys with Buryat national attributes on the ethno-cultural development of preschoolers. The authors determined the parameters of ethnocultural development of toddlers and preschoolers. The purpose of the study was to identify and substantiate the role of knitted toys in the ethno-cultural development of toddlers and preschoolers. Knitted toys were chosen at the initiative of teachers and parents. It was also noted that children play with knitted toys with great interest and enjoy them tactilely. The hypothesis put forward at the beginning of the study was confirmed and substantiated. The study allowed the authors to conclude that the use of knitted toys in the ethno-cultural development of toddlers and preschoolers is effective under certain conditions. The authors developed a methodological card index of conversations, games and game exercises to facilitate the use of knitted toys of ethnic content in preschool educational institutions. Knitted toys with Buryat national attributes will be included in different regime moments and types of children's activities.

Authors

Tatiana V. Bezrodnykh, SPIN: 7927-8087, e-mail: interaktion@mail.ru

Irina V. Balzhinimaeva, e-mail: mdou.ylger@yandex.ru

For citation:

Bezrodnykh, T. V., Balzhinimaeva, I. V. (2023) Knitted toys in the ethno-cultural development of toddlers and preschoolers. Comprehensive Child Studies, vol. 5, no. 2, pp. 100-109. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-100-109 EDN YNJAEM Received 17 February 2023; reviewed 12 April 2023; accepted 6 May 2023.

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © T. V. Bezrodnykh, I. V. Balzhinimaeva (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: knitted toys, national attributes, kindergarten, ethnocultural development, ethnocultural experience, ethnocultural competence, toddlers, preschoolers

Введение

Актуальность этнокультурного развития дошкольников обусловлена его значимостью для государства, общества, подрастающих поколений в социокультурном (преемственность поколений, гуманизация общества, сохранение и трансформация общекультурных ценностей и др.) и узко педагогическом аспектах (формирование общекультурных умений и навыков, представлений о малой Родине, патриотических ценностях). На федеральном уровне данная проблема актуализирована, в частности, в Национальном проекте «Культура» (в структуру которого входит Федеральный проект «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»)). Задачи Федерального проекта «Творческие люди»:

обеспечение поддержки добровольческих движений, в частности в сфере сохранения культурного наследия народов РФ; создать условия для укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ.

В последние десятилетия наше государство столкнулось со множеством сложных и противоречивых изменений в сферах общественной жизни, политики, государственного и местного самоуправления. Становятся менее значимыми традиции прошлого, культура, народные праздники, языком своего народа владеют немногие из подрастающего поколения. Однако задача современных поколений — не только сохранить накопленный национальный, в том числе и языковой, опыт, но и найти адекватные способы передачи его последующим поколениям.

В Национальной доктрине образования РФ определены следующие позиции этнокультурного воспитания современных детей:

• формирование культуры мира и межличностных отношений;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений (Постановление Правительства РФ... 2000).

Забайкальский край исторически многонационален. Так, в поселке Агинское дружно уживаются и русские, и буряты, и армяне, и татары, и другие народы. Основное же население поселка составляют буряты и русские. Поэтому актуальна проблема ознакомления детей с бурятской национальной культурой, сохранение корней, языка. Культурное наследие каждого народа содержит в себе ценные идеи, опыт, обогащает культуру человека в целом.

Для ребенка восприятие Родины начинается с семьи, близких людей, любимых дома игрушек, семейных традиций, тепла семейного общения и т. д. Очевидно, что особое значение в решении задач этнокультурного развития детей присуще семье, а игрушки имеют самое непосредственное отношение к воспитанию и развитию дошкольников. Именно с этим связано наше обращение к идее использования вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста.

На необходимость обогащения развивающей предметно-пространственной среды детского сада указывают и ученые в своих исследованиях (Н. Ж. Дагбаева, З. Б. Лопсонова и др.): «Слабо представлены предметы и игрушки из прошлого и настоящего культуры и быта народов, живущих в Бурятии, как, например, изображения мужчин, выполняющих исконно мужскую работу (пасёт овец, возделывает шкуры и т. д.), женщин, занятых традиционно женской работой (шитьё национальных костюмов, украшение одежды и т. п.)» (Дагбаева, Лопсонова 2018, 100).

Методы исследования

Цель проведенного исследования состоит в выявлении и обосновании роли вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста. Вязаные игрушки были выбраны по инициативе педагогов и родителей, также было отмечено, что дети с большим интересом играют именно с вязаными игрушками, активизируется интерес к культуре своего народа, им тактильно приятно.

Задачи исследования:

• осуществить теоретический анализ этнокультурного развития детей в процессе использования вязаных игрушек;

• систематизировать и описать методические аспекты включения вязаных игрушек в систему образовательной деятельности ДОО;

• исследовать специфику, возможности создания этнокультурного пространства детского сада.

В качестве проблемы исследования нами определено выявление роли вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что создание коллекции вязаных игрушек в бурятской национальной одежде будет способствовать этнокультурному развитию детей раннего и дошкольного возраста при следующих условиях:

• будет разработана методическая картотека бесед, игр и игровых упражнений по использованию вязаных игрушек этнического содержания в ДОО;

• вязаные игрушки в бурятской национальной одежде будут включены в разные режимные моменты и виды детской деятельности;

• в деятельность по созданию и введению в образовательный процесс коллекции вязаных игрушек в бурятской национальной одежде будут включены родители и члены семьи воспитанников.

• Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Ульгэр» поселка Агинское Забайкальского края и осуществлялось в три этапа:

• диагностический (диагностика этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста);

• формирующий (создание коллекции вязаных игрушек в бурятской национальной

одежде и включение в режимные моменты и разные виды детской деятельности);

• контрольно-оценочный (определение эффективности условий гипотезы).

Для подтверждения условий выдвинутой нами гипотезы были использованы следующие методы диагностики этнокультурного развития детей дошкольного возраста: опрос родителей, беседа с детьми.

Обратимся к анализу специфики этнокультурного развития современных детей раннего и дошкольного возраста. Этнокультурное развитие детей раннего и дошкольного возраста в литературе рассматривается как освоение «способов взаимодействия с этнокультурным окружением, овладение этнокультурным опытом жизнедеятельности своего народа, то есть их полноценное приобщение к этнокультуре» (Федорова, Петрова 2019, 223). Под этнокультурным развитием детей раннего и дошкольного возраста следует понимать процесс приобретения, трансформации этнокультурного опыта ребенка, основанного на представлениях о своем этносе, идентификацию с ним, положительное отношение, интерес к традициям, обычаям, языку своего народа, освоение элементов традиций быта своего народа и др. Этнокультурные ценности ребенка формируются постепенно в процессе взаимодействия с этнокультурной средой семьи и детского сада, а также менее близкого окружения поселка, села, города, в процессе знакомства с элементами культуры своего народа и культурой других людей.

Особенности этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста отличаются и связаны не только с возрастной спецификой, но и с естественным социокультурным расширением жизненного опыта ребенка при переходе из раннего в дошкольный возраст.

Параметрами этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста выступают:

• сформированность представлений ребенка об этнических характеристиках народа;

• сформированность умений определять принадлежность элементов национальной культуры, взаимодействовать и поддерживать отношения с представителями своей и других культур и этнической принадлежности и др. (определение национальных праздников, блюд и др., умение общаться с детьми разной этнической принадлежности и т. д.);

• ценностное отношение к элементам этнической культуры (выражение положи-

тельного отношения, проявленный интерес к своей культуре и представителям других культур и этнической принадлежности).

Содержание этнокультурной компетенции детей раннего возраста отличается от содержания этнокультурной компетенции дошкольников и включает следующие компоненты:

• когнитивный (первое знакомство с элементами культуры своего народа: праздниками, языком, элементами народного творчества, народными сказками, основными предметами быта (одежда, национальные блюда, орудия труда));

• эмоциональный (интерес к элементам культуры своего народа);

• поведенческий (освоение некоторых слов родного языка, фольклора (потешек)).

Содержание этнокультурной компетенции дошкольников включает следующие компоненты:

• когнитивный (изучение элементов культуры своего народа: народных обычаев, обрядов, праздников, языков, народного творчества, искусства, произведений художественного и декоративно-прикладного творчества, литературы, основных предметов быта (одежда, национальные блюда, орудия труда), условий жизни;

• эмоциональный (положительное отношение, интерес к традициям, обычаям, языку своего народа);

• поведенческий (освоение элементов родного языка, фольклора, использование речевых конструкций, освоение элементов традиций быта своего народа и др.) (Безродных, Никифорова 2021).

В качестве компонентов этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды детского сада, по мнению А. В. Гусева, Е. И. Хачикян, О. В. Масленниковой, Т. И. Филимоновой, являются:

• уголки этнического содержания в группах;

• мини-музеи этнической направленности;

• театральная мастерская с костюмами и театральными атрибутами;

• картотека народных и дидактических игр;

• образцы национальных костюмов;

• детская художественная литература разных народов;

• мини-музеи народного костюма и национальной куклы;

• художественная галерея «Дети разных национальностей»;

• галерея художественного творчества «Радуга народов» (Гусев и др. 2022).

Обогащение этнокультурного пространства детского сада предполагает включение разнообразного этноматериала:

• воспроизведение предметов быта (бурятская юрта, посуда, предметы мебели и др.);

• использование книг земляков и о земляках;

• одежда и ее аксессуары (театральные костюмы и др.)

• предметы, имитирующие специфические атрибуты деятельности представителей этноса (охота, спортивные увлечения (бурятская борьба));

• разнообразный игровой материал (игрушки и игры).

В группах детского сада «Ульгэр» в п. Агинское Забайкальского края коллектив системно подходит к обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными игровыми макетами, дидактическими и подвижными играми этнопедагогического содержания (бизиборды, книжка-игрушка «Пам-пагар, дампагар номхон», «Макет из шерсти "Пять драгоценных животных"»» и др.) (Безродных, Никифорова 2021).

Идея использования в образовательном процессе детского сада коллекции вязаных игрушек в национальной бурятской одежде значительно расширила возможности этнокультурного развития воспитанников. Игрушка является важной составляющей не только детского мира, но и мира взрослого человека, становление которого связано с предпочтением в детстве конкретных игрушек (танки, музыкальные инструменты, куклы, машинки и пр.). Детская субкультура неразрывно связана с игрушкой, и самыми талантливыми творцами игрушек являются именно дети.

Впервые ребенок познает мир через игрушку, поэтому она близка и понятна ему. Рукотворная игрушка выступает частью народной

традиции. Взаимодействуя с игрушкой, ребенок знакомится с историей своего народа. Мир рукотворных игрушек позволяет:

• постигать культурные образцы;

• осуществлять посредничество между миром детства и миром взрослых;

• общаться с ребенком на «его языке».

Принципы оценки безопасности игровой

продукции (О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова и др.):

1) физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества);

2) психофизиологическая безопасность «соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений;

3) психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения (Карабанова и др. 2014).

Вязаные игрушки в национальной бурятской одежде применяются в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной и т. д. Педагоги с участием игрушек организуют театральные постановки, где инициатива принадлежит детям (название, развитие сюжета, выбор костюмов, сюжет и др.), физкультминутки и др.

Вязаные игрушки с бурятской национальной атрибутикой используют в занятиях по физическому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и речевому развитию (табл. 1).

Табл. 1. Картотека бесед и игр с использованием вязаных игрушек в бурятской национальной одежде

в младшей и средней группах

Игровые упражнения Действия детей

Наран — Солнце Наран, наран, наашаа Уулэн, уулэн саашаа Потянуться вверх, сделать призывающие движения, селать отталкивающие движения

Ямаан — Коза Эшэгэдни, ухибуудни, Уудээ тургэн нээгыт! Изображают стук в дверь

Таблица 1. Продолжение

Девочка Маша Эжытнай ерээ, Ехэ Ьу асараа Потянуться на носочках, руки вверх, опускают в стороны

Ёохор — Ёхор Ямар сэсэг гоехон бэ? Ягаан сэсэг гоехондаа Ямар наадан гоехон бэ? Еохор наадан гоехондаа Руки распростерты Руки подняты, встряхивают Руки распростерты Встать в круг, взявшись за руки

ДээрэЬуунаб Холохаранаб МодондээрэбуЬуу, Пирожок буэди, Эжыдэмабааша. Абадамабааша Потягиваются на носочках. Руки подносят ко лбу, будто смотрят вдаль. Грозятся пальчиком. Наклоны вперед

Пальчиковые игры Действия детей

Минии гэр булэ — Моя семья Энэ хурган — Yбгэн аба, Энэ хурган — хYгшэн эжы, Энэ хурган — минии аба, Энэ хурган — мини эжы, Энэ хурган — би гээшэб. Энэ мини гэр бYлэ! Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого. Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно. Поднять руки вверх

Табанхурган — 5 пальцев Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо, Толи байса, Бишыхан шэгшYYДэй Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого. Пропеть припев песни «Табан хурган»

Беседы (темы) Терминология

Лошадь «Морин» Морин — лошадь. Морин буряад хYYнэй эрдэни (Лошадь — для бурята драгоценность.) Унаган — жеребёнок годовалый, дэлЬэн — грива, эмээл — седло, Би морёор оодоргоноб — Я скачу на лошади, би оодорноб — я скачу

Части тела животных Туруун, эбэр, шэхэн, нюдэн рогауши, глаза, уши, хвост

Ямаан — коза,

Ямаан — Коза эшэгэн — козленок, эмэ ямаан — коза, эрэ ямаан — козёл, Ьахал — борода

Тэмээн — верблюд, энгин — верблюдица, ботогон — верблюжонок,

Тэмээн — Верблюд бухэн — горб, шэрхи — выносливый Тэмээн томодоо найдадаг, тэнэг бYхэдee найдадаг (Верблюд надеется на свой большой размер, а глупый — на свою силу)

Table 1. Card index of conversations and games using knitted toys in Buryat national clothes

in the younger and middle group

Game exercises Children's actions

Наран—The sun Наран, наран, наашаа Уулэн, уулэн саашаа Reaching up, making inviting gestures. Making repulsive gestures

Ямаан—A goat Эшэгэдни, ухибуудни, Уудээ тургэн нээгыт! Imitating knocking on the door

Masha girl Эжытнай ерээ, Ехэ Ьу асараа Stretching on toes, arms up then lowered to the sides

Ёохор—A circle dance Ямар сэсэг гоехон бэ? Ягаан сэсэг гоехондаа Ямар наадан гоехон бэ? Еохор наадан гоехондаа Arms outstretched Hands up and shaking. Arms outstretched. Standing in a circle holding hands

ДээрэЬуунаб Холохаранаб МодондээрэбуЬуу, Эжыдэмабааша, Абадамабааша Stretching on toes. Hands raised to the forehead, as if looking into the distance. Threaten with a finger. Forward bends

Finger games Children's actions

Минии гэр булэ—My family Энэ хурган - Yбгэн аба, Энэ хурган - хYгшэн эжы, Энэ хурган - минии аба, Энэ хурган - мини эжы, Энэ хурган - би гээшэб Энэ мини гэр бYлэ! Alternate extension of fingers clenched into a fist, starting with the thumb. Clenching into a fist and unclenching all fingers at the same time. Raising hands up.

Табанхурган—Five fingers Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо, Толи байса, Бишыхан шэгшYYДэй. Alternate extension of the fingers, starting with the thumb. Singing the chorus of the song Taban Khurgan

Conversations (topics) Terminology

Topic: Horse "MopMH" MopMH—a horse MopMH 6ypaag xyy^m эрAэнм (The horse is a treasure for the Buryats). YrnraH—a one year old foal. AЭAhэн—a mane эмээA—a saddle Em Mopeop oogoproHo6—I am riding a horse 6m oogopHo6—I'm riding

Animal body parts TypyyH, э6эp, mэхэн, нмAэн, hYYA, (hooves, horns, ears, eyes, tail)

Ямаан—A goat ^MaaH—a goat эmэгэн—a kid (a young male goat) 3M3 AMaaH—a she-goat эpэ AMaaH—a he-goat haxaA—a beard

Table 1. Completion

Тэмээн—a male camel

энгин—a female camel

ботогон—a camel calf

Тэмээн—A camel бухэн—a hump

шэрхи—hardy.

Тэмээн томодоо найдадаг, тэнэг бYхэдee найдадаг"

(A camel relies on its large size, and a stupid person

relies on his strength)

Дети знакомятся с бурятским языком, его элементами, традициями, одеждой бурятского народа. К созданию игрушек в детском саду приобщены и родители, которые активно вовлечены в этнокультурную жизнь коллектива, в создание мини-музея национальной атрибутики.

Результаты исследования

Опрос родителей выявил:

• высокую заинтересованность в этнокультурном развитии ребенка (79%);

• повышение интереса к традициям рода, особенностям быта предков (родителям самим интересно узнавать новое о своих семьях, передавать эту информацию детям и др.) (89%);

• родители готовы включаться и включаются в построение сюжета и театрализацию с использованием вязаных игрушек (35%);

• родители отмечают отсутствие этнической нетерпимости детей (100%), однако встречаются случаи языкового недопонимания между ними, на почве чего происходят детские конфликты (7%);

Беседа с детьми продемонстрировала следующее:

• дети проявляют интерес к культуре, языку бурятского народа;

• количество детей, использующих речевые конструкции на бурятском языке, увеличилось на 15%;

• увеличилось количество вопросов, которые дети задают воспитателям и родителям о костюмах и традициях бурят;

• дети выделили как наиболее интересные им — посещение мини-музея с игрушками, подвижные игры с использованием вязаных игрушек с бурятской национальной атрибутикой;

• словарь детей пополнился словами, связанными с атрибутами и традициями

бурятского народа (юрта, хадаг, Сагаалган, тэмээн, ямаан и др.).

Таким образом, нам удалось подтвердить положения гипотезы о том, что использование вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста эффективно при следующих условиях: разработана методическая картотека бесед, игр и игровых упражнений по использованию вязаных игрушек этнического содержания в ДОО; вязаные игрушки с бурятской национальной атрибутикой будут включены в разные режимные моменты и виды детской деятельности; в деятельность по созданию и введению в образовательный процесс коллекции вязаных игрушек с бурятской национальной атрибутикой будут включены родители и члены семьи воспитанников.

Выводы

Результаты проведенного исследования позволили заключить следующее:

• этнокультурное развитие детей представляет собой сложный и многоаспектный процесс развития представлений и умений этнокультурного содержания, ценностного отношения к этническим характеристикам культуры;

• в качестве параметров этнокультурного развития дошкольников выступает: сформированность представлений ребенка об этнических характеристиках народа; сформированность умений взаимодействовать с представителями разных культур, определять элементы своей этнической культуры и др.; ценностное отношение к элементам этнической культуры (выражение положительного отношения, проявленный интерес);

• игрушка выступает в качестве посредника между миром детства и миром взрослых;

• вязаные игрушки с бурятской национальной атрибутикой — часть народных традиций, приобщаясь к которым, ребенок

узнает историю своего народа, происходит его сенсорное развитие, обогащение этнокультурного опыта.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей.

Ethics Approval

The authors declare that the study complies with all ethical principles applicable to human research.

Вклад авторов

Т. В. Безродных анализирует, систематизирует материал исследования, оформляет статью.

И. В. Бальжинимаева отвечает за сбор практического материала исследования, организацию этапов исследования.

Author Contributions

T. V. Bezrodnykh — analyzing and systematizing research material, writing the research article.

I. V. Balzhinimaeva — collecting empirical research material, organizing research stages.

Литература

Безродных, Т. В., Никифорова, Л. В. (2021) Регионально-этнические аспекты приобщения дошкольников к национальной культуре родного края в условиях дошкольной образовательной организации. В кн.: А. И. Савенков (ред.). Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. М.: Московский городской педагогический университет, с. 322-325.

Гусев, А. В., Хачикян, Е. И., Масленникова, О. В. и др. (2022) Интеграция детей-инофонов в российское образовательное пространство: лингвистическая и социокультурная адаптация. Современное педагогическое образование, № 6, с. 298-304.

Дагбаева, Н. Ж., Лопсонова, З. Б. (2018) Проектирование культурных практик дошкольников: регионально-этнический аспект. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, т. 13, № 5, с. 98-105.

Карабанова, О. А., Алиева, Э. Ф., Радионова, О. Р. и др. (2014) Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Федеральный институт развития образования, 96 с.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://solnyshko.com.ru/wp-content/ uploads/2020/08/Национальная-доктрина-образования-в-РФ.pdf (дата обращения 15.09.2022).

Федорова, С. Н., Петрова, Т. Н. (2019) Эффективные механизмы инновационного развития этнокультурного образования детей на различных ступенях системы образования. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, № 1 (101), с. 222-231. https://doi.org/10.26293/ chgpu.2019.101.1.028

References

Bezrodnykh, T. V., Nikiforova, L. V. (2021) Regional'no-etnicheskie aspekty priobshcheniya doshkol'nikov k natsional'noj kul'ture rodnogo kraya v usloviyakh doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsii [Regional and ethnic aspects of introducing preschoolers to the national culture of their native land in the context of a preschool educational organization]. In: A. I. Savenkov (ed.). Rebenok v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve megapolisa. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [The child in the modern educational space of the metropolis. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Moscow City University Publ., рр. 322-325. (In Russian)

Dagbaeva, N. Zh., Lopsonova, Z. B. (2018) Proektirovanie kul'turnykh praktik doshkol'nikov: regional'no-etnicheskij aspekt [Designing of cultural practices of preschool children: Regional-ethnic aspect]. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki — Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences, vol. 13, no. 5, pp. 98-105. (In Russian)

Fedorova, S. N., Petrova, T. N. (2019) Effektivnye mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya etnokul'turnogo obrazovaniya detej na razlichnykh stupenyakh sistemy obrazovaniya [Effective mechanisms of innovative development of ethno-cultural education of children at various levels of educational system]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva — I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 1 (101), pp. 222-231. https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.101.1.028 (In Russian) Gusev, A. V., Khachikyan, E. I., Maslennikova, O. V. et al. (2022) Integratsiya detej-inofonov v rossijskoe obrazovatel'noe prostranstvo: lingvisticheskaya i sotsiokul'turnaya adaptatsiya [Integration of foreign-speaking children into the Russian educational environment: Linguistic and socio-cultural adaptation]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie — Modern Pedagogical Education, no. 6, pp. 298-304. (In Russian) Karabanova, O. A., Alieva, E. F., Radionova, O. R. et al. (2014) Organizatsiya razvivayushchej predmetno-prostranstvennoj sredy v sootvetstvii s Federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovaniya [Organization of a developing object-spatial environment in accordance with the federal state educational standard for preschool education]. Moscow: Federal Institute for Educational Development Publ., 96 p. (In Russian)

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 4 oktyabrya 2000g. № 751 "O natsional'noj doktrine obrazovaniya v RF" [Decree of the Government of the Russian Federation dated October 4, 2000 No. 751 "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation"]. [Online]. Available at: http://solnyshko.com.ru/wp-contcnt/ uploads/2020/08/National-doctrine-of-education-in-RF.pdf (accessed 15.09.2022). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.