ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ГРУППОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
Аннотация. Управление группами является наиболее распространенным процессом в повседневной жизнедеятельности людей и организаций. Групповое управление проявляется в различных структурных образованиях. Существует актуальная потребность исследования форм и содержания группового управления для повышения качества и эффективности их деятельности в организация. Приведены структура и содержание группового управления и наиболее применяемые технологии группового управления.
Ключевые слова: процесс, типология, группа, управление, технологии, эффективность.
Каждая конкретная замкнутая социальная и экономическая среда характеризуется своими параметрами. Это относится к основным атрибутам организации: целям, миссии, структуре, культуре, ресурсам. результатам деятельности. Практически в любой организации существуют все объекты и соответствующие им процессы управления.
Некоторые из существующих процессов организации, такие как управление финансами и персоналом, практически не имеют каких-либо особенностей [3, 4]. Главные отличия связаны, в первую очередь, с характером выпускаемого продукта/услуги, т.е. в управлении операциями [19, 23]. Диапазон этой продукции может колебаться от материально-вещественного до духовного, что и накладывает главный отпечаток, как на операционную деятельность, так и на деятельность организации в целом.
Описания организационных процессов для различных видов организаций так или иначе представлено в литературе, как в научной и учебной. Однако по-прежнему достаточно мало четких формализованных представлений параметров операционной деятельности организации методологически строго выстроенных [20]. Причин такого положения дел здесь несколько: это достаточно сложная задача; отсутствие стремления исследовать и выстраивать операционную деятельность; отсутствие доступной и понятной методологии и ин-
струментальных средств формирования, поддержания и развития операционных процессов. Тем не менее, в настоящее время весьма актуальна проблема создания единого методологического подхода для исследования и построения управленческих процессов в разных сферах операционной деятельности.
В работе [1] рассмотрена на высоком методологическом уровне типология управления в различных социальных и экономических средах, в т.ч. на уровне группового управления. Это понятно: различные виды группового управления встречаются повседневно в нашем окружении. Более того, мы постоянно находимся в составе какой-либо группы, осуществляя ту или иную деятельность и осуществляя конкретную роль [2, 5]. Одно по-прежнему существует актуальность исследования форм и содержания группового управления для последующего инструментального и технологического оснащения.
Рассмотрим подробнее известные типы групповой деятельности и управления ими в экономических и социальных средах.
Управление микрогруппой. Микрогруппа, как правило, формируется, поддерживается и развивается личными отношениями. В случае симпатии возрастает вероятность вхождения в согласовательные процессы и простого сближения с открытостью для своего отчуждения, превращения на время усиления чувства сим-
патии себя в качестве предмета потребности другого человека. Позитивная оценка партнером действий и устремлений вызывает чувственное удовлетворение вне связи с актуальными потребностями в жизнедеятельности.
Все типы поведенческих проявлений являются в ней сервисными к сохранности напряжения чувства симпатии, его установления. Поскольку чувство симпатии в микрогруппе должно лидировать над антипатией, а эти чувства полярны, то оно создает контраст между внешним и внутренним. Как правило, антипатийность к внешнему или антипатийная оценка внешних воздействий усиливает осознание или личностное ощущение контраста и стимулирует чувство симпатии внутри.
Управленец может решить свои задачи при вхождении в отношения с микрогруппой, если учтет особенности микрогрупповой динамики, ее внутренней структурированности [7]. В этой микрогруппе может быть лидер, стабилизирующий отношения к себе как условия стабилизации микрогруппы. Поэтому находя взаимопонимание с лидером легче осуществить через принимаемое им воздействие на себя и включает фрагмент этого воздействия на микрогруппу. При этом у микроуправленца часто не остается времени для размышлений и он осуществляет интуитивный выбор деятельности и поведения, могущим вызвать соответствующую реакцию микрогруппы.
Микрогруппа может структурироваться не только на основе динамики взаимного чувственного оценивания, но и по основанию деятельностной самоорганизации, придающей стабильность микрогрупповой жизнедеятельности [11]. Однако такие основания являются лишь оболочкой или сервисом исходного поведенческого осмысления, что может создавать значительные колебания значимости самоорганизации и самоконтроля микрогруппы.
Управление группами. В основании формирования и поддержания любой группы лежит понимание и достижение определенной цели и конкретных задач, чаще всего, в рамках организации. Если эта цель может быть достигнута только
совместными усилиями и отдельные люди готовы войти в отношения друг с другом, согласовать характер участия в достижении единой цели. Согласовательный процесс носит, как правило, уже более целевой и задаче устремленный характер [14]. Целедостижение, вытесняющее личностные факторы на периферию деятельности рядовых членов группы, облегчает интеграцию рефлексивной взаимоинтеграции и самоорганизации в рамках достижения общезначимой цели. В связи с ней и проявляются известные групповые роли: лидер, знаток, критик, эрудит, нормировщик, снабженец и контролер группы [21].
Управленец, выявляя наличие группы, может пользоваться тем или иным уровнем развитости внутренней самоорганизации, наличием актуальных целей или прогнозом возникновения целей для блага реализации своих замыслов.
Управление макрогруппой. В согласовательных процессах ситуационное согласование часто стимулирует выход на более сложные, его формы [10, 18]. Так на базе многих социогенетических процессов рождаются макрогруппы.
Основой формирования и поддержания деятельности макрогруппы, является выделение и построение идеалов и ценностей, относительно которых переменным становится индивидуализированная интерпретация содержания деятельности и поведения членов групп, входящих в макрогруппу, на основе процессной управленческой культуры организации и ситуационной разработки и принятия управленческих решений.
Для того, чтобы согласованные внеси-туационные потребности и цели были достижимы, нужны более сложные и надежные способы взаимодействия и сооргани-зованности [12]. Уровень качества требований к разработке и принятию управленческих решений, реализующих те или иные управленческие функции в макрогруппе, становится все более высокой.
Для управления различными видами групп были определены несколько функциональных пространств, которые формируют и поддерживают продуктивную деятельность в организациях [9]. Фрагмент
модели атрибутов группового управления показан на рис. 1, включает в себя совокупность различных блоков повседневной деятельности в группах. В этой модели показана реализация основных функций управления (организация, планирование и т.д.) безотносительно к конкретным процессам или их частям в деятельности современных организаций.
Управленец, имея дело с макрогруппой в целом или с ее представителями, может реконструировать их поведение лишь относительно принятых систем ценностей и
идеалов. В системе деятельности организации управленец не имеет дела со всеми стратами и уровнями макрогруппы [16]. Происходит формирование и поддержание организационных отношений с представителями отдельных функциональной зон макрогруппы, причем, в основном, ближайшего уровня. А преломление этих ценностей для конкретных процессов или их частей, а также для решения повседневных управленческих задач определяются на каждом уровне управления самостоятельно [6, 17].
Рис. 1. Модель атрибутов группового управления (фрагмент)
Ввиду значительных масштабов макрогруппы, структурированности и мощности структур, механизмов производства и воспроизводства и т.д. управленцы должен иметь более высокую компетентность и большой опыт для адекватного установления, поддержания и развития вертикальных и горизонтальных взаимоотноше-
ний [8].
Наиболее актуальны для любого вида группового управления блок выбора элементов менеджмента для использования в рамках текущей работы с членами группы, которые тесно связаны между собой, и представлены на рис. 2.
Блок Еыдора элементов менеджмента
Мобнлнзагщ! усилий группы ддя достижения общей цели
Анализ психологического климата. сплочённости Еоллевтива и других _\ ар а :-;т ер яс тш-; :-;о ~~ е::: нта_
Разработка и внедрение мероприятий, направленные на повышение психологического климата
Выявление, анализ и разрешение конфликтнее; ситуаций в группе
Стимулирование творческой активности
Выявление способностей членов группы
Разработка мер адаптации новых членов в гру ппе
Помощь в развитии отдельной личности
Создание программ по обучению, самообучению и повышению _лфллацлл членов груллы_
Изучение и анализ текучести кадров
FaspaooTKa мероприятий по социальной реабилитации работников
Привлечение работников к принятию управленческих решений
Устранение противодействий
Планирование карьеры раоотников
Награждение (наказание)исполнителей
Рис. 2. Технология управления группой
Реализация функций группового управления, перечисленных в рис. 1 и 2, создают границу между микро и макроуправлением [15]. Если микроуправление предопределено базовыми процессами производства продукции/выполнения услуг, то макроуправление смещает акцент в сервисную сферу и применительно к многообразию однородных организации.
Мыследеятельность и мыслекоммуни-кации макроуправленцев в организациях-достаточно абстрактны и не всегда прозрачно выстроены. Для того, чтобы конкретный материал должен быть качествен-
но и количественно исследован и обработан, необходимы абстрактные заместители [13]. Кроме того, цикл рефлексивного и коррекционного анализа согласовывается с еще более сложным стратегическим направленным анализом вышестоящего управленца, который охватывает весь универсум деятельности организации. Состав и содержание операций блока стратегического развития различных видов групп представлен в табл. 1.
Состав и содержание операций блока управления текущей работой сотрудников представлен в табл. 2.
Таблица 1. Блок стратегического развития групп
№ п/п Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа
l Определение границ процессов + + +
2 Определение методов управления + +
3 Разработка стратегии развития + +
4 Разработка и доведение целей существования группы до работников + + +
5 Формирование имиджа группы + +
б Выработка норм и правил поведения + + +
l Лоббирование интересов группы в рамках организациях + +
S Разработка групповой культуры + +
9 Структуризация группы + +
lO Кооперирование с группами других уровней + +
Таблица 2. Блок управления текущей работой сотрудников
№ п/п Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа
l Мобилизация усилий группы для достижения общей цели + + +
2 Анализ психологического климата, сплочённости коллектива и других характеристик коллектива - + -
3 Разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение психологического климата - + -
4 Выявление, анализ и разрешение конфликтных ситуаций в группе + + -
5 Стимулирование творческой активности + + -
б Выявление способностей членов группы + + -
l Разработка мер адаптации новых членов в группе - + +
S Помощь в развитии отдельной личности + - -
9 Создание программ по обучению, самообучению и повышению квалификации членов группы + + +
lO Изучение и анализ текучести кадров - + +
ll Разработка мероприятий по социальной реабилитации работников - + +
l2 Привлечение работников к принятию управленческих решений + + +
13 Устранение противодействий + + +
l4 Планирование карьеры работников + + +
l4 Награждение (наказание) исполнителей + + +
Управленец на всех уровнях группового управления принимает такие решения, которые сдвигают суммарное отношение «расходы - доходы» в доходную сторону. Однако он должен при этом учитывать, что те или иные решения либо укрепляют, либо ослабляют экономический потенциал организации.
Поэтому если условия стимулируют ограничение самодвижущей части экономики, растет диспропорция расходов и доходов, возрастает инфляция и т.п. управленец в сфере группового управления должен рассматривать не только о конкретную ситуацию, но и о перспективу [22].
Таким образом, управленческая деятельность на различных типов групп мо-
жет формироваться и поддерживаться тем или иным уровнем развитости управленческой культуры организации, наличием актуальных целей или прогнозом возникновения новых целей для реализации параметров основных атрибутов организации: миссии и стратегии. Однако реальный ход становления, деятельности и развития различных типов групп, динамика внутренних деформаций происходит в логике методологической и технологической оснащенности управленческого аппарата организации.
Библиографический список
1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.
2. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента: Учеб.-практ. пособие. М.: ПРИОР, 1998. 258 с.
3. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем: Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
4. БазилевичЛ.А. Моделирование организационных структур. Л.: ЛГУ, 1978. 160 с.
5. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы: Пер. с англ. М.: Эйтэкс, 1993. Ч. 1. 186 с. Ч. 2. 214 с.
6. Герасимов Б.Н., Рубцова М.Н. Экономическая устойчивость в деятельности предприятия. Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №8 (58). С. 108111.
7. Герасимов Б.Н. Современный российский менеджмент в контексте вызовов времени // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 20. С. 4653.
8. Герасимов Б.Н. Организационное поведение. Самара: СГАУ, 2010. 168 с.
9. Герасимов Б.Н. Инновационный менеджмент. Самара: МГПУ, 2007. 298 с.
10. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Системы управления: понятие, структура, исследование. Самара: СГАУ, 2002. 128 с.
11. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления. Самара: СИБиУ, 2013. 488 с.
12. Герасимов Б.Н. О структуре и функциях управления экономическими системами типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. №4. С. 4-13.
13. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Эффективность экономических систем. Самара: СИБиУ, 2013. 252 с.
14. Герасимов Б.Н. Методология развития функциональной структуры организации на основе реинжиниринга: дис. ... докт. экон. наук. Самара: СГЭА, 2004. 286 с.
15. Герасимов Б. Профессиональная подготовка российских управленцев в контексте вызовов времени // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 8. С. 123-128.
16. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т.7. №1. С. 41-59.
17. Герасимов Б.Н. Технологизация процессов в системах управления организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2(40). С. 65-71.
18. Герасимов Б.Н. Универсальная модель организационного реинжиниринга // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003.№ 2(4). С. 21-28.
19. Герасимов К.Б. Технология определения результативности деятельности системы управления подпроцессом // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 5 (53). С. 98-109.
20. Герасимов К.Б., Несоленов Г.Ф. Экономическая безопасность. Самара, Изд-во Са-мар. гос. аэрокосм. ун-та, 2011. 80 с.
21. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, СГАУ, 2009. С. 73-77.
22. Gerasimov K, Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // International Journal of Educational Managemento 2017. Т.31 №:1. С.45-55.
23. Kuehl S., Schnelle W. Macht gehoert zur Organisation wie die Luft zum Leben// Hersteiner. 2001. Heft 2. S. 13-23.
INTRODUCTION TO THE METHODOLOGY OF GROUP MANAGEMENT IN THE
ORGANIZATION
B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor
Samara state university of management «International market institute»
(Russia, Samara)
Abstract. Managing groups is a common process in everyday functioning of people and organizations. Group control is manifested in different structural formations. There is urgent need to study the forms and content of the group management to improve the quality and efficiency of their activities in the organization. The structure and content of the group management and the most used technology for group management.
Keywords: process, types, group, management, technology, efficiency.