Научная статья на тему 'Определение уровней профессионализма управленцев'

Определение уровней профессионализма управленцев Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ПАРАМЕТРЫ / ОЦЕНКА / ORGANIZATION / PROFESSIONALISM / MANAGEMENT AND PARAMETERS ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б. Н.

Описано содержание уровней профессионализма специалистов управленческой сферы. Разработана методика оценки параметров профессионализма управленцев различных уровней. Основные значения параметров оценки выполняются экспертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE LEVEL PROFESSIONALISM OF MANAGERS

It describes the content of the level of professionalism of specialists councils cision-sphere. A method for assessing the professionalism of the parameters controlling the various levels. Of Basic values of the parameters evaluation is performed by experts.

Текст научной работы на тему «Определение уровней профессионализма управленцев»

Б.Н. Герасимов

д-р экон. наук, профессор, кафедра менеджмента, ЧОУВО «Международный институт рынка»,

г. Самара

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УПРАВЛЕНЦЕВ

Аннотация. Описано содержание уровней профессионализма специалистов управленческой сферы. Разработана методика оценки параметров профессионализма управленцев различных уровней. Основные значения параметров оценки выполняются экспертами.

Ключевые слова: организация, профессионализм, управление, параметры, оценка.

B.N. Gerasimov, International Market Institute, Samara

DETERMINING THE LEVEL PROFESSIONALISM OF MANAGERS

Abstract. It describes the content of the level of professionalism of specialists councils cision-sphere. A method for assessing the professionalism of the parameters controlling the various levels. Of Basic values of the parameters evaluation is performed by experts.

Keywords: organization, professionalism, management and parameters estimation.

Для формирования корпуса современных управленцев, способного к эффективной деятельности, необходимо понимание структуры этой деятельности, определение вершин профессионализма в этой области и путей их достижения посредством целенаправленного профессионального и личностного развития. Существует не так много разработок в области профессионализма управленцев, к которым относятся: концепция Э.Ф. Зеера, подходы В.М. Шепеля, О.С. Анисимова и А.А. Деркача, В.К. Тарасова [1]. Приведенные подходы обладают рядом недостатков, отсутствие учета сложности управленческих задач, видов управления, элементов менеджмента, этапов управленческих решений и т.д.

Подход О.С. Анисимова и А.А. Деркача не всегда подтверждается практикой, потому что некоторые управленцы высшего звена перекладывают свои задачи и проблемы на управленцев среднего и низового уровня, которые, в свою очередь, решают стандартные предметные задачи [2]. На рисунке 1 представлена модель профессионализма специалистов управленческой сферы.

Рисунок 1 - Модель профессионализма управленцев Данная модель характеризует профессионализм определенной категории управ-

ленцев, например, менеджера по персоналу, менеджер по рекламе, начальника финансового отдела и т.д. Эта категория управленцев по сравнению с руководителями, поддается стандартизации требований к определенным должностям. Кроме функций управления, данная категория работников должна решать профессиональные задачи в определенной сфере деятельности.

Определенный уровень знаний в различных областях бесспорно одно из основных требований к профессионалу. Это минимальное требование, которое может предъявить, например, работодатель при приеме на работу. Требования, предъявляемые к минимальному набору знаний по различным специальностям, содержатся в государственных образовательных стандартах высшего образования (ГОС ВО). В результате анализа ГОС ВО и учебных программ были выделены актуальные для управленческой деятельности области знаний [3].

Таблица 1 - Уровни профессионализма управленцев

№ п/п Уровень Содержание

1. Информационный Способность собирать информацию, осуществлять ее первичную обработку, передачу и хранение. Умение применять различные предписания

2. Процедурный Способность выстраивать процедуры и операции в заданной последовательности для решения определенных задач. Умение осваивать основных средств мышления и деятельности для управленческой деятельности

3. Тактический Способность применять совокупность методов и средств, для решения задач в краткосрочный период. Умение пользоваться основными средствами мышления и деятельности для достижения согласованных целей

4. Оперативный Способность управлять деятельностью нескольких специалистов или их групп. Умение вырабатывать предписания для управленческой деятельности. Проявление способности в познании других людей

5. Проектный Способность управлять проектами, возникающими в организации. Умение видоизменять предписания в управленческой деятельности. Способность к продуктивной деятельности и решению проблем, поставленных другими

6. Ситуа- цион- ный Способность управлять деятельностью людей с учетом ситуационных параметров. Умение корректировать выбранный метод управления и принятия решений с учетом конкретных условий данной ситуации

7. Системный Способность к системности в управленческой деятельности, связывать ситуации и явления, превращать сложное в простое, восходить от абстрактного к конкретному, а также проблематизировать противеречия и затруднения

8. Программ-но- целевой Способность вырабатывать миссию, цели организации. Способность разрабатывать программы деятельности коллектива для достижения целей организации. Умение применять комплексный подход с учетом элементов менеджмента и их взаимосвязи

9. Стратегический Способность разработки эффективной стратегии деятельности организации для достижения её целей. Умение разрабатывать и внедрять программы развития профессионализма больших коллективов

10. Концептуальный Способность к глубинному исследованию процессов управленческой деятельности на высшем уровне. Стремление к непрерывному саморазвитию. Самореализация в профессиональной деятельности

В последнее время возникает массовая потребность в профессионалах, обладающих определенным уровнем развития личностных качеств. Проанализировав различные подходы, были выделены наиболее важные качества (всего 52) управленцев и объединили их в несколько групп [8].

В любом виде деятельности существуют стандартные технологии, которыми необходимо уметь пользоваться, чтобы эффективно решать профессиональные задачи. Необходимо умение использовать технологии менеджмента, т.е. инструменты, с помощью которых успешно решаются задачи управления. В результате анализа технологий, применяющихся в управленческой деятельности, были определены основные технологии менеджмента (всего 53) и разделены на следующие группы: власти, лидерства, мотивации, стиля управления, конфликтологии, групповой динамики, коммуникаций, деловой этики, социальной ответственности, изменения [4; 6].

Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к работнику, входящему в эту деятельность, определенный набор требований. Если деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессионалом. Качественно определенные степени соответствия работника требованиям профессионализма управленцев называются уровнями профессионализма [5] (табл. 1).

Таблица 2 - Параметры по уровням профессионализма управленцев (фрагмент)

Параметры профессионализма Уровни профессионализма управленцев

Информационный Процедурный Тактический Оперативный Проектный Ситуационный Системный ■ о н м м й рг в ог вел р ле Пц Стратегический Философский

Функции управления

Учет

Анализ

Планирование

Прогнозирование

Организация

Технологии менеджмента

Экспертная власть

Лидерство

Презентация

Деловая беседа

Совещание

Личностные качества

Инициативность

Коммуникабельность

Уверенность в себе

Принципиальность

Трудолюбие

Каждый из представленных уровней имеет высокую степень качественной определенности, которая позволяет отличать один уровень от другого. Характеристики уровня универсальны для любой сферы деятельности, обеспечение выделение этого уровня в любом процессе управления (управление персоналом, управление финансами, управление операциями и т.д.) [10].

Для определения полного содержания уровней профессионализма управленцев была проведена экспертиза. В качестве экспертов выступили менеджеры среднего и высшего звена, участники Президентской программы Международного института рынка (г. Самара). Фрагмент результатов, полученных после обработки экспертных листов участников экспертизы приведен в таблице 2.

С помощью полученных данных составляется содержательное описание уровней профессионализма. Рассмотрим это на примере четвертого уровня профессионализма управленцев (оперативный уровень). На этом уровне управленец проявляет способности выполнять функции управления (анализ, планирование, учет, прогнозирование, организацию) и умеет применять технологии менеджмента (власти, коммуникаций, мотивации, стиля управления, конфликтологии, групповой динамики). При этом управленец 4 уровня проявляет личностные качества: уверенность в себе, требовательность к себе, эрудированность, коммуникабельность, инициативность, находчивость, способность к развитию, терпимость, тактичность, честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, воля, упорство.

С помощью подробного описания уровней профессионализма можно более четко определять должностные обязанности, а, значит, и критерии оценки управленческого персонала. Оценка является одним из основных инструментов развития персонала организации, в т.ч. развития профессионализма управленцев [7]. Автором предлагается использовать некоторые из них. Для каждого параметра профессионализма управленцев используются определенные методы оценки. С помощью тестов можно сделать достаточно широкий срез знаний, а также именно тестирование как процесс поддается автоматизации, что позволяет уменьшить временные затраты [10; 12].

Для оценки умения решать управленческие задачи и применять для их решения современные технологии менеджмента, предлагается использовать методы экспертных оценок, а также игровое моделирование, которое позволяет более адекватно оценивать управленцев и определять уровень профессионализма. Личностные качества также оцениваются с помощью экспертных оценок. Этот метод на наш взгляд позволяет определить именно степень проявления тех или иных качеств у специалиста, кроме того, шкала оценок дает возможность автоматизировать обработку информации [11]. Все перечисленные выше параметры, а также здоровье, определяют соответствие специалиста занимаемой должности и возможности постановки в резерв на выдвижение.

Модель профессионализма и уровни профессионализма управленцев могут служить основой для составления программ повышения квалификации для различных категорий специалистов-управленцев [9].

Деятельность управленцев была и остается ключевой в работе организации, а

развитие специалистов управления является важным условием успешного развития организации. Обучение должно быть подготовкой к работе, что позволит сделать его востребованным, как со стороны управленцев организаций, так и людей, только начинающих осваивать данную профессию.

Список литературы:

1. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. 225 с. (Научная мысль).

2. Герасимов Б.Н. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 431 с.

3. Герасимов Б.Н. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91-100.

4. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. 304 с.

5. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 2. С. 90-95.

6. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 1 (135). С. 55-60.

7. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: СМИУ, 2010. 352 с.

8. Герасимов Б.Н. Организационное поведение. Самара: СГАУ, 2010. 168 с.

9. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, No. 20. Р. 82-89.

10. Герасимов К.Б. Разработка модели развития системы управления процессами организации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 31. С. 105-117.

11. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: технологии менеджмента. Самара: СГАУ, МИР, 2006. Ч. 2. 228 с.

12. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 5 (31). С. 122-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.