Научная статья на тему 'Параметры типов социокультурных и экономических сред'

Параметры типов социокультурных и экономических сред Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC ENVIRONMENT / ПАРАМЕТРЫ / PARAMETERS / ВХОД / ВЫХОД / OUTPUT / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВХОДА В ВЫХОД / INPUT TO OUTPUT CONVERSION / INPUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б. Н.

Рассмотрены сущность и содержание различных типов социокультурных и экономических сред. Дано описание основных параметров этих сред. Обосновано взаимодействие представленных параметров основных типов социокультурных и экономических сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS TYPES OF SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC ENVIRONMENT

He essence and content of different types of socio-cultural and economic environments. A description of the main parameters of these environments. Grounded interaction presented the main parameters of socio-cultural and economic environments.

Текст научной работы на тему «Параметры типов социокультурных и экономических сред»

ПАРАМЕТРЫ ТИПОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СРЕД

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Международный институт рынка (Россия, г. Самара)

Аннотация. Рассмотрены сущность и содержание различных типов социокультурных и экономических сред. Дано описание основных параметров этих сред. Обосновано взаимодействие представленных параметров основных типов социокультурных и экономических сред.

Ключевые слова: социокультурная и экономическая среда, параметры, вход, выход, преобразование входа в выход.

Несмотря на наличие в любой организации одних и тех же элементов, каждая конкретная замкнутая социокультурная и экономическая среда характеризуется своими особенностями. Это касается основополагающих элементов организации: целей, структуры, технологий, ресурсов и результатов деятельности.

Практически в любой социокультурной и экономической среде организации существуют объекты и соответствующие им процессы управления. Главные различия связаны, в первую очередь, с характером взаимоотношений и участием работников в коллективном производительном труде. Диапазон этих отношений может колебаться от материально-вещественного до духовного, что и накладывает главный отпечаток на уровень социально-психологических отношений и формирование операционных и управленческих процессов социокультурных и экономических сред [1, 3, 5].

Описание организационных процессов для различных социально-экономических сред существует в литературе в том или ином виде. Однако отсутствует достаточно четкое формализованное описание, выполненное на единой методологической основе. Причин здесь несколько: такая задача не ставилась, нет однозначного понимания состава компонентов операционной деятельности, нет общепризнанной методики представления преобразования ресурсов в готовый продукт. Тем не менее следует постоянно искать возможности единого подхода для представления деятельностных процессов в разных сферах и областях деятельности.

В работе [1] приведена более или менее удовлетворительная классификация типов управления в социальных и экономических средах. Эта классификация включает следующий состав управленческих типов: микрогруппой, группой, макрогруппой, общественной организацией, социокультурным учреждением, образовательным учреждением и предприятием. Однако некоторые описательные фрагменты типов управления требуют уточнения и расширения.

Управление микрогруппой. Микрогруппа характерна тем, что спонтанное объединение людей, как правило, предопределено симпатиями и антипатиями. Индивидуальная жизнедеятельность и ее траектория видоизменяются в связи с изменением чувств, совместных интересов, позиций и т.д. Управленец решает свои профессиональные задачи при вхождении в отношения с членами микрогруппы при условии, если максимально учтет особенности микрогрупповой структуры, позиционной устойчивости, групповой динамики, ее внутренней сбалансированности [4].

В любой микрогруппе, как правило, существует лидер, регулирующий отношения к себе как главного условия сушство-вания и стабильности микрогруппы. Поэтому, входя в содержательные взаимопонимания с позицией лидера, становится возможным осуществить через него управленческие воздействия на остальных членов микрогруппы. Управленец должен спроектировать чувственное отождествление себя с тем типом поведения, которое

может вызвать или продолжить симпатии у микрогруппы.

Однако самоорганизационное основание существования микрогруппы является лишь исходным фактором того чувственного основания, что может создавать заметные колебания значимости постулатов и оснований самоорганизации микрогруппы. Общая линия возникновения, функционирования, развития и или деградации микрогруппы создает большие затруднения для управленца, который реализует стратегии, политику, ценности, идеалы, основанные не на межсубъективных отношениях, а на долговременных социокультурных постулатах и традициях организации, которые конкурируют с чувственными факторами отношений.

Управление группой. В основании группостановления лежит не чувственные взаимоотношения, а необходимость сплочения для достижения определенной цели на основе закрепленных профессиональных задач. Эта цель может быть достигнута только совместными усилиями и, если отдельные люди готовы войти в отношения друг с другом для этого и находят для этого общий язык, то появляется возможность согласовать характер и степень вовлеченности каждого участника группы в достижении единой цели и успешного решения поставленных задач.

Согласовательный процесс в рамках группы носит уже более содержательный и интеллектуальный характер. Групповое целедостижение, вытесняющее потребности индивидов на периферию сознания и оценки происходящего вокруг, облегчает рефлексивную интеграцию и направленную самоорганизацию участников группы в рамках достижения общезначимой цели. В связи с этим проявляются основные роли группы: лидер, знаток, критик, нормировщик, снабженец и контролер [6].

Управленец может пользоваться тем или иным уровнем развитости внутренней самоорганизации группы, наличием актуальных целей и профессиональных задач, а также или прогнозом возникновения новых целей и задач для реализации смысла дальнейшего существования группы. Однако реальный ход становления, функцио-

нирования и развития деятельности и поведения членов группы, динамика внутренних деформаций происходит в логике целей, задач и используемых методов согласования и взаимодействия.

Управление макрогруппой. Системное и процессное согласование деятельности больших коллективов людей часто стимулирует выход на более сложные его формы с участием ситуационных факторов. Так, на базе многих социогенетических процессов рождаются макрогруппы, т.е. большие экономические системы типа «организации» с многоуровневой иерархической структурой. Их основой выступает выделение и построение идеалов и ценностей (миссии), относительно которых переменным становится индивидуализированное содержание симпатий и антипатий, функционального протекания относительно замкнутого процессов, ситуационного целеполагания.

Для того, чтобы согласованные системные и процессные потребности и цели были достижимы, нужны более сложные и надежные способы взаимодействия и со-организованности. Уровень требовательности для управленцев, желающих реализовать ту или иную функцию в макрогруппе, становится все более высоким. Тем самым достижение реализуемости ценностей и идеалов опирается как на масштабную рефлексивную практику воспитания и обучения, так и на практику сложно структурированных органов с учетом целеори-ентированных и ситуационных факторов [7, 8].

В системе деятельности управленец не имеет дела со всей макрогруппой в целом, ограничиваясь отношениями только с их представителями ближайшего уровня управления. В силу иных масштабов количества, структурированности, мощности духовного и интеллектуального воздействия, механизмов воспроизводства и т.п., которые характерны для макрогрупп, управленец должен иметь более сложную и многоаспектную подготовку для адекватного установления отношений, а также большой управленческий опыт деятельности с меньшими структурами, целями и задачами.

Суммируя сказанное выше, представим экономических сред. Основные параметры

структурированное состояние параметров социокультурных и экономических сред на

входа, выхода и преобразующей функции групповом уровне представлены в табл. 1. рассмотренных типов социокультурных и

Таблица 1. Основные параметры типов социокультурных и экономических сред (нача-

ло)

Вид системы Основной «вход» Ресурсы Основная преобразующая функция Типичный ожидаемый «выход»

Управление микрогруппой Сотрудники организации. Неформальный лидер. Интеллект. Неформальное общение. Культурные традиции организации. Правила внутреннего распорядка. Неформальное отношения. Внутреннее структурирование. Совместное времяпрепровождение. Хорошая атмосфера. Выражение симпатий и антипатий. Взаимопонимание между собой и с лидером. Взаимопомощь. Поддержка.

Управление группой Сотрудники организации. Члены группы. Формальный лидер Должностные инструкции. Методики, технологии решения задач. Информация. компьютеры Выполнение заданий, задач, поручений, управленческих решений. Вхождение в отношения друг с другом. Согласовательные процессы Деятельность и поведение. Проекты. Заявки. Договора. Аналитические и информационные материалы и т.д.

Управление макрогруппой Совет директоров, Учредители. Топ-менеджеры. Устав организации. Учредительный договор. Технологии работы СД, собрания акционеров Разработка и принятие управленческих решений. Проведение Совета директоров и собраний акционеров. Деловое общение с представителями коллектива организации и с внешним миром. Заявленные цели и идеалы. Управленческие документы. Приказы, протоколы.

Рассмотрим характеристики некоторых социокультурных и экономических сред, представленных некоторых наиболее часто встречающихся систем типа «организация» в содержательном и управленческом плане.

Управление общественной организацией. Групповая и макрогрупповая самоорганизация выступают исходным материалом, который при определенных условиях приобретает структуры особой формы организации, включенной в институционализированный механизм современного гражданского общества. Включенность такой организации в общественную систему ведет к адаптации ее социальных процессов и, прежде всего, становления, функционирования, преобразования, раз-

вития и прекращения деятельности организации [9].

Управленец в условиях общественной организации должен заимствовать у её членов и внутренних постулатов, проводя в жизнь содержание целей и задач, а также при необходимости их изменение, систему критериев, целеполагания, формы самоорганизации, системы ценностей и идеалы локальной социальной среды, которую выражает общественная организация. Совмещение функций формального и неформального лидера, при определяющей ценности последнего, характерно для управленца общественной организацией.

Управление социокультурным учреждением. Творец произведений культуры осуществляет свободное самовыражение, испытывая от своего результата высшее

чувство удовлетворения и доказывая право на свое новаторство, право первенства, временную недосягаемость в свободном соревновании и конкуренции с любым из желающих проявить собственное самовыражение в том или ином виде культурного пространства. С другой стороны, общественная оценка результатов такого самовыражения связана с фиксацией их значимости с точки зрения достижения проявления духовности человека на основе современных представлений и «фильтров», существующих в культуре.

Управленец при этом использует механизмы гражданского общества, экономической и политической системы для обеспечения сохранности и воспроизводства творческого процесса путем социального и экономического его сопровождения [10].

Специфика управления также связана с непредопределенностью творческого процесса, который необходимо обеспечить условиями от невмешательства до реализации различных сервисных заказов и инструментов их реализации самих творцов.

Управленец должен иметь достаточно широкое и адекватное модельное представление о функциях управленческого цикла и элементах менеджмента, которые обеспечивают прогнозируемость процессов и ситуационных инструментов самовыражений, их типологизацию, построение основных линий деятельности, поведения и самовыражения, конфликтов, мотивации, социальной ответственности и пр.

Управление образовательным учреждением. Образование может быть сведено к усвоению конкретной суммы знаний, умений, навыков, а может быть расширено до приобретения способности к самоорганизации в любых жизненных условиях и ситуационных профессиональных коллизий.

Поскольку акцент в образовании строится на способности к самоорганизации обучаемых, включая их самоактуализацию и саморазвитие, он может не соотносится с конкретными требованиями фиксированной деятельности. Однако образование предполагает длительную и сложную учебно-воспитательную работу, и ре-

альные рамки приобретения этих возможностей времени и пространства. Однако заинтересованность общества, различных макрогрупп и даже отдельных личностей в приобретении этих способностей могут стать ведущими приоритетами при решении вопроса о выборе форм, содержания и уровня образования [11, 12].

В основе любого образования лежит самоизменение обучаемого и его педагогическая организация. Педагогические усилия, прежде всего, сосредоточены в рефлексивном слое процесса учебной деятельности. Корректирующее воздействие на рефлексию обучаемого в образова-тельнбом процессе, а также на его поведение и деятельность, может быть очень сложным. Образовательное учреждение представляет собой совмещение собственно педагогического и разнообразных сервисных процессов.

Управленец обеспечивает становление, поддержание и развитие педагогического, методического и административного составных частей коллектива образовательной организации. Кроме того, управленец учитывает особую логику и взаимосвязанных материально-технического, экономического и иных сервисов, подчиняет их существование требованиям базового образовательного процесса без нарушения основных правил жизнедеятельности каждого сервисного формирования.

Управление предприятием. Основу предприятия составляет достаточно строгая технологически организованная последовательность от ресурсов до конечного продукта/услуги, обязательные и своевременные сервисные взаимоотношения между всеми подразделениями и службами, а также и базовым операционным процессом.

Управление предприятием и соучастие в нем в различных управленческих сервисов подчинено принципам управления кооперативными и согласовательными системами. Именно в них огромное и предопределяющее значение имеют результаты рефлексивной мыследеятельно-сти и коммуникаций управленца. Сама управленческая деятельность и служебные коммуникации могут быть технологи-

зированы благодаря строгому модельному и экономических сред, представленных

оформлению многих звеньев технологи- выше организационных образований, вы-

ческого процесса. полнены в аналогичном формате (табл. 2). Основные параметры социокультурных

Таблица 2. Основные параметры социокультурных и экономических сред (начало)

Вид системы Основной «вход» Ресурсы Основная преобразующая функция Типичный ожидаемый «выход»

Управление общественной организацией Учредители. Члены организации. Устав организации. Учредительный договор. Критерии вхождения. Технологии самоорганизации и социализации членов. Помощь нуждающимся людям. Решение проблем. Удовлетворение интересов.

Управление социокультурным учреждением Потребность самовыражения в искусстве, проявления духовности. Художник, писатель, музыкант, композитор, артист, режиссер и другие творческие люди. Технологии, обеспечения сохранности и воспроизводства творческого процесса. Предметы худо Получение навыков рисования различного уровня.

Управление образовательным учреждением (ВУЗ, колледж) Выпускники средних школ Преподаватели, учебники, аудитории, программы, планы Передача знаний и навыков. Педагогические технологии Образованные специалисты

Управление предприятием Материалы, Сырье, Полуфабрикаты. Станки, оборудование, рабочие Технологии механической обработки, сборки и т.д. Производственная продукция

Каждый из типов управления в социальных и экономических средах обладает своими особенностями, которые выражены в соответствующих параметрах (табл. 1, 2) [13]. В рамках исследования факторов содержания управленческой деятельности, которые были представлены выше, появляется и основной вопрос о тех инструментах, которые обеспечивают жизнедеятельность различных групп и организаций в существующих типах управления в социальных и экономических средах. Некоторые из этих моделей и механизмов представлены в работах автора [10, 11].

При этом необходимо, чтобы эти инструменты были использованы для реализации ответственности за жизнеспособность, перспективность и экономическую безопасность общества в целом. Среди механизмов национально-государственного управления можно выделить следующие важнейшие системы - экономическую, политическую, правовую, правоохранительную, информационную и духовную, государственную, которые формируют, различные аспекты деятельности поведения различных типов групп и организаций в социальных и экономических средах.

Библиографический список

1. Анисимов О.С, Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.; Новгород: СЕТ, 1995. - 272 с.

2. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Системы управления: понятие, структура, исследование. - Самара: СГАУ, 2002. - 128 с.

3. Герасимов Б.Н. О структуре и функциях управления экономическими системами типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - М.: 2010. - №4. - С. 413.

4. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - №1 (135). - С. 55-60.

5. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. - М.: ИН-ФРА-М, 2016. - 225 с. (Научная мысль).

6. Gerasimov Boris N, Gerasimov Kirill B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science. - Vol. 11. - №20. - 2015. - Р. 82-89.

7. Герасимов К.Б. Разработка универсальной системы управления операциями предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2011. - № 3. -С. 125-134.

8. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. - М.: 2007. - №2. -С. 90-95.

9. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2013. - № 5 (31). - С. 122-130.

10. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Методология менеджмента. -Самара: СМИУ, 2008. - 172 с.

11. Герасимов Б.Н. Корпоративное управление. - Самара: СФ МГПУ, 2008. - 374 с.

12. Герасимов К.Б. Разработка модели развития системы управления процессами организации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - №31. -С. 105-117.

13. Герасимов К.Б. Система управления продажами промышленного предприятия // Экономические науки. - 2008. - № 46. - С. 269-272.

PARAMETERS TYPES OF SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC

ENVIRONMENT

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor International market institute (Russia, Samara)

Abstract. The essence and content of different types of socio-cultural and economic environments. A description of the main parameters of these environments. Grounded interaction presented the main parameters of socio-cultural and economic environments.

Keywords: socio-cultural and economic environment, parameters, input, output, input to output conversion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.