Научная статья на тему 'Исследование форм и содержания процессов группового управления'

Исследование форм и содержания процессов группового управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / МИКРОГРУППА / ГРУППА / GROUP / МАКРОГРУППА / MACROGROUP / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / МОДЕЛЬ / MODEL / MICROGROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б. Н.

Групповая деятельность является ведущим процессом в любой организации. Представлено описание формы и содержания нескольких видов группового управления организации. Разработаны модели деятельности группового управления организации. Представлен пример технологий деятельности групп в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY FORMS AND PROCESSES GROUP MANAGEMENT

Group activities is the leading process in any organization. The description of the form and content of several types of collective management organizations. The developed model activities group management of the organization. Presents an example of technologies activities of the groups in the organization.

Текст научной работы на тему «Исследование форм и содержания процессов группового управления»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССОВ ГРУППОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

Аннотация. Групповая деятельность является ведущим процессом в любой организации. Представлено описание формы и содержания нескольких видов группового управления организации. Разработаны модели деятельности группового управления организации. Представлен пример технологий деятельности групп в организации.

Ключевые слова: организация, микрогруппа, группа, макрогруппа, технология, модель, технология.

Каждая конкретная замкнутая социальная и экономическая среда характеризуется своими особенностями. Это, в первую очередь, касается важнейших компонентов элементов организации: целей, миссии, структуры, культуры, менеджмента, технологий, ресурсов и результатов деятельности. Практически в любой современной организации существуют все перечисленные выше компоненты, а также типовые объекты и соответствующие им процессы управления. Некоторые из процессов, такие как управление финансами и персоналом, не имеет особого отличия [5].

Главные различия связаны, в первую очередь, с характером выпускаемого продукта/услуги, т.е. в управлении операциями. Диапазон этой продукции/услуг может колебаться от материально-вещественного до духовного, что и накладывает главный отпечаток на операционную деятельность.

В работе [1] представлена удовлетворительная спецификация типов управления в социальных и экономических средах. Эта спецификация включает следующие типы управления: управление микрогруппой; управление группой; управление макрогруппой; управление общественной организацией и т.д. На практике в деятельности организаций, чаще всего, встречаются различные виды группового управления. Дадим содержательную характеристику некоторых указанных выше типов управления.

Управление микрогруппой. Микрогруппа характеризуется объединением нескольких людей, которое определяются

личностными отношениями. Индивидуальная жизнедеятельность, ее траектория видоизменяется в связи с появлением чувства симпатии и антипатии. В случае симпатии возрастает вероятность вхождения в согласовательные процессы и простого сближения с открытостью для своего отчуждения, превращения на время усиления чувства симпатии себя в качестве предмета потребности другого человека. Позитивная оценка партнером действий и устремлений вызывает чувственное удовлетворение вне связи с актуальными потребностями в жизнедеятельности [1, 13].

Микрогруппа может структурироваться не только от динамики взаимного чувственного оценивания, но и по основанию деятельностной самоорганизации, придающей стабильность микрогрупповой жизнедеятельности [12]. Однако самоорганизационное основание само является лишь сервисом исходного чувственного основания, что может создавать значительные колебания значимости органов самоорганизации микрогруппы.

Управленец может решить свои задачи при вхождении в отношения с микрогруппой, если учтет особенности микрогрупповой динамики отношений, ее внутренней структурированности [4]. В этой микрогруппе может быть лидер, стабилизирующий отношения к себе как условия стабилизации микрогруппы. Поэтому находя взаимопонимание с лидером легче осуществить через принимаемое им воздействие на себя воздействие на микрогруппу.

Модель управления микрогруппой представлена на рисунке 1. В процессе управления микрогруппой важную роль играют элементы менеджмента, которые участвуют практически в каждой процедуре [8].

Управление группами. В основании становления, деятельности и развития любой группы лежит достижение определенной локальной цели, чаще всего, в рамках организации. Как правило, эта цель достигается только совместными усилиями всех людей, составляющих группу. При этом отдельные люди постоянно входят во взаимоотношения друг с другом, разрабатывают и формируют характер, долю и качество своего участия в достижении групповой цели [15]. Содержание согласовательного процесса в рамках группы носит, в основном, интеллектуальный характер.

Необходимость достижения общих целей, вытесняющее личностные отношения на периферию основной трудовой деятельности, облегчает интеграцию рефлексивных функций, самоорганизацию и самоконтроль каждого члена группы в рамках достижения общей заранее обозначенной цели [10]. Для эффективной деятельности группы в ней могут устанавливаться и развиваться несколько актуальных ролей, в т.ч. лидер, знаток, критик, нормировщик, снабженец и контролер.

Управленец, участвуя в формирования и деятельности группы, может пользоваться тем или иным уровнем развитости внутренней самоорганизации, наличием существующих актуальных целей, а также прогнозом переориентации целей для определения или реформирования своих замыслов, выбора для их реализации инструментов, а также критериев и показателей для оценки достижения замыслов.

Та или иная группа, возникающая и вне системы, также подвергается управлению, и вне и внутри нее. Анализ групповой динамики, выявление и прогнозирование текущих или возможных действий, направленности, готовности группы к реализации заданных целей, а также, как и негативных устремлений или проявлений, является условием выработки системы управленче-

ских воздействий для повышения эффективности деятельности группы в сторону совмещения её интересов с интересами экономической системы типа «организация» в целом.

Управление макрогруппой. На базе многих социогенетических процессов в больших экономических системах рождаются макрогруппы. Появляются организации с многоуровневой структурой управления, иерархическими построениями и различными типами управления на каждом уровне. Управленческие решения, принимаемые на высшем уровне, передаются на последующие уровни [7]. При этом не должно быть потеряна концептуальная идея данного решения, сгенерированная или выращенная на высшем уровне. Проводниками же этих идей являются члены среднего и низшего уровня, несмотря на иное личностное отношение к самой идее.

Основой деятельности макрогрупп выступает выделение и построение и ценностей, относительно которых переменными факторами становятся индивидуализированное содержание симпатии и антипатии, ситуационного целеполагания и вертикального соподчинения. Появляются сложно структурированная иерархия управленческого аппарата [14].

В системе деятельности больших экономических системах управленец не имеет дела с макрогруппой в целом, ограничиваясь отношениями с ее представителями, и поэтому может реконструировать их поведение лишь относительно принятых систем ценностей, В силу масштабов, количества, структурированности, механизмов воспроизводства и т.п., которые характерны для макрогрупп, управленец должен иметь более сложную подготовку для адекватного установления отношений.

Управленец, имея дело с макрогруппой в целом или с ее представителями, может реконструировать их поведение лишь относительно принятых систем ценностей и идеалов. В системе деятельности управленец не имеет дела с макрогруппой в целом, ограничиваясь отношением с представителями макрогруппы [3]. Поэтому необходимо до них донести содержание идеи и концепции, на которой она основана. Осо-

бенно это важно в корпоративных отношениях [17].

В силу иных масштабов количества, структурированности, мощности духовного и интеллектуального воздействия, механизмов воспроизводства и т.п., которые характерны для макрогрупп, управленец должен иметь более сложную подготовку для адекватного установления отношений.

Модель управления макрогруппой представлена на рисунке 2. Особую роль при управлении макрогруппой играют элементы менеджмента. Эти элементы

присутствуют на всех уровнях и позволяют предопределить понимание и осознание рассматриваемых решений каждым членом управленческого процесса. Однако, несмотря на применение одинаковых элементов менеджмента на разных уровнях иерархии организации, оттенки конкретного использования могут существенно отличаться от официального и командного, до совещательного и доверительного [19, 20].

Рис. 1. Модель управления микрогруппой

Принятие радения в организации о прием е инф ори алии по новому заказу

Получение е организации материалов по hoe ому заказу

Передача материа-лое по новому заказу тогьыежджыенту организации

Прав зрительное изучение и атериалов по новому заказу топ-менеджментом организации

Обсуждение нового заказа на Сое егу Директоров организации

Подготовка м атериа-лое к Совету Дирек-

ТОрОЕ ОргаНИЗагпщ

Подготовка кшшлекса решении по но-воагу заказу

Принятие нового заг-каза на Совете Директоров

Назначение st седания Совета Директоров организации

Принятие комплекса решении пс новому заказу

Изучение нового заг-

каза топ-менеджментом организации

Изучение материалов по новому" заказу службами

:;рг 2низ -тт£и

Предвзрительное формулирование решении по новому заказу

Офорыл гни? р е-

гп zHini Смеха Директор ОЕ е же- " пр отокола

Передача материалов

по новому заказу службам организации

Распределение по нового заказа по подразделениям

организятгтщ _^_

Подготовка программы работ по новому заказу

Сбор менеджеров подразделении организации

Подготовка решении по программ е выполнения по новому заказу

Изучение решении к идущими менеджерами подразделении _дшздвыдни_

Передача решений на средний уровень управления организации

Обсуждение менеджерами подразделений организации принятык решений

Принятие решений на уровне подразделений по программе новому заказу

Оформление решений менеджеров в виде протокола

Первача материалов

по новому заказу службам подразделения

Сбор менеджеров подразделения ор-ганиза-

Подготовка подразделения по программе выполнения нового за-

Обсуждение менеджерами подразделения организации программы выполнения заказа

Изучение решений менеджерами подразделения организятпщ

Передача решений на

нижний уровень управления организа-

Принятие решений по подготовке подразделения к " выполнению новому заказу

О ф ормление решений менеджеров в виде протокола

Запрос на увеличение ресурсов подразделения

Удовлетворение запроса на увепи-чение ресурсов подразделения

Перегэча решений исполнителям подразделения организации

Рис. 2. Модель управления макрогруппой

Использование элементов менеджмента существенно повышает эффективность процесса управления и позволяет заявить эти образцы поведения управленцев в современной российской модели для дальнейшего широкого и эффективного использования.

Элементы менеджмента требуют глубоких научных исследований и подробного логико-психологического описания с тем, чтобы подобные технологии этих элементов стали не только достоянием отдельных личностей - талантливых управленцев, демонстрирующих образцы совершенного

мастерства в управленческой сфере. Повседневное применение элементов менеджмента повышает результативность деятельности персонала и способствует развитию инновационного потенциала организации, это показано в работах [16, 18, 22].

Таким образом, можно констатировать, что если элементы и процессы организации являются достаточно устойчивыми, предсказуемыми, независимо от их участников и достаточно хорошо формализованными, то элементы менеджмента имеют достаточно широкий диапазон исполнительской интерпретации даже в одной и той же социальной и экономической среде [6].

Если микроуправление предопределено базовыми процессами производства продукции/выполнения услуг, то макроуправление смещает акцент в сервисность и применительно к многообразию однородных предприятий.

Мыследеятельность макроуправленца более абстрактна. Для этого конкретный материал должен быть предварительно количественно обработан, сведен к абстрактным заместителям. Кроме того, цикл рефлексивного и коррекционного анализа

Для успешной реализации заданных программ и планов в групповой деятельности необходимо исследовать состояние и возможности существующих групп в различных сферах. Это необходимо для выстраивания адекватных отношений в процессах поведения и деятельности, взаимо-

согласовывается с еще более стратегическим анализом вышестоящего управленца, который охватывает универсум деятельности.

Автор в течение последних 15 лет активно участвует в разработке, адаптации и использовании различных классов технологий управления, что нашло отражение в ряде фундаментальных научных работ, в т.ч. в работе [9, 11, 23].

Для управления групповой деятельностью в различных отраслях хозяйства используется несколько видов технологий. Рассмотрим некоторые технологии, которые используются в управлении перечисленными выше группами. При этом дан сравнительный анализ использования тех или процедур технологического процесса в различных видах групповой деятельностью.

Важным направлением групповой деятельности является выработка и реализация стратегии. Это достаточно адекватно описано в литературе [2, 4, 21]. Однако отметим необходимость непрерывного развития стратегического мышления групп и их членов. Технология управления стратегическим развитием групп представлена в таблице 1.

действия групп и согласования их целей и задач, формирования инструментов и подбора критериев оценки их деятельности. Технология управления мониторинга исследованием групповой деятельности представлена в таблице 2.

Таблица 1. Технология управления стратегическим развитием групп

Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа

Определение границ объекта управления + + +

Определение и постановка целей управления + + +

Определение методов управления + +

Разработка стратегии развития группы + +

Разработка и доведение целей существования группы до работников + + +

Формирование имиджа группы + +

Выработка норм и правил поведения + + +

Лоббирование интересов группы в вышестоящих организациях + +

Разработка организационной культуры + +

Реструктуризация внутри группы + +

Кооперирование с группами других уровней + +

Консультации со специалистами + + +

Таблица 2. Технология мониторинга групповой деятельности

Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа

Предварительное знакомство с группой + +

Составление характеристик работников группы + +

Построение системы взаимоотношений с подчинёнными + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение состава и структуры группы + + +

Установление иерархии в группе + +

Определение прав и обязанностей + + +

Определение статуса и ролей +

Выделение руководителя группы + +

Установление соответствующего уровня компетенции для членов группы + +

Создание базы данных по сотрудникам (по различным аспектам) + +

Центральным звеном групповой деятельности является организации коллективной совместной работы. При этом важны все элементы деятельности от начала деятельности групп, разработки и принятия управленческих решения, формирова-

ния структуры и содержания деятельности до реформирования или прекращения существования группы [9]. Технология организации групповой деятельностью представлена в таблице 3.

Таблица 3. Технология организации групповой деятельности

Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа

Создание условий для работы членов коллектива (технический, кадровый и организационный аспекты) + + +

Обеспечение необходимыми ресурсами (информационными, материальными, финансовыми, кадровыми, программными и др.) + + +

Разработка должностных инструкций и других регламентирующих деятельность документов - + +

Подбор методологических и методических инструментов для текущей деятельности + + +

Формирование каналов связи + + +

Определение способов и средств коммуникации + + +

Установление «обратной» связи между членами группы и руководством + + +

В рамках групповой деятельности, как правило, выполняется учет и контроль выполненных работ в соответствии с планами, программами, заданиями [5]. Если учет не представляет особой сложности в реализации на любом уровне деятельно-

сти, то контроль текущей деятельности представляет некоторые сложности для измерения, оценки и принятия управленческих решений. Технология контроля групповой деятельности представлена в таблице 4.

Таблица 4. Технология контроля групповой деятельности

Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа

Создание системы контроля деятельности + + +

Ведение бюджетов структурных элементов группы - - +

Назначение ответственных лиц за выполнение планов и заданий + + +

Контроль за исполнением работ + + +

Разработка форм отчётности + +

Автоматизация процесса контроля + +

Корректировка заданий и текущей деятельности работников + + +

Мотивация - это существенный фактор в деятельности любых групп и их членов. Существование систем и программ мотивации определяется необходимостью концентрации усилий на важнейших про-

граммах, планах и задачах деятельности каждой группы. Технология управления мотивацией сотрудников представлена в таблице 5.

Таблица 5. Технология управления мотивацией сотрудников

Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа

Выявление потребностей членов группы + +

Разработка мероприятий, направленных мотивирование членов группы + + +

Разработка системы стимулов, применяемых на предприятии + +

Мотивация отдельных сотрудников + +

Подчёркивание значимости и важности сотрудников + +

Влияние на личностные установки + +

Поощрение инициативы + +

Наконец, поговорим о самом ответственном этапе - повседневной деятельности. Она складывается из совокупности должностных обязанностей, функциональных задач, индивидуальных заданий и т.д.

Некоторые важнейшие факторы и атрибуты деятельности групп представлены в технологии текущей работы с сотрудниками (табл. 6).

Таблица 6. Технология текущей работы с сотрудниками

Наименование операции Микрогруппа Группа Макрогруппа

Мобилизация усилий группы для достижения общей цели + + +

Анализ психологического климата, сплочённости коллектива и других характеристик коллектива +

Разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение психологического климата +

Выявление, анализ и разрешение конфликтных ситуаций в группе + +

Поддержка творческой активности + +

Выявление способностей членов группы + +

Разработка мер адаптации новых членов в группе + +

Помощь в развитии отдельной личности +

Создание программ по обучению, самообучению и повышению квалификации членов группы + + +

Изучение и анализ текучести кадров + +

Разработка мероприятий по социальной реабилитации работников + +

Привлечение работников к принятию управленческих решений + + +

Устранение противодействий + + +

Планирование карьеры работников + + +

Награждение (наказание) исполнителей + + +

Разработка системы анализа эффективности выполнения плана + + +

Анализ итогов работы группы за период + + +

Анализ соответствия должностных обязанностей квалификации сотрудников + + +

Анализ применения различных методов власти + + +

Управленец на всех уровнях группового управления принимает такие решения, которые устанавливает суммарное отношение «расходы - доходы» в любой сфере деятельности. Однако он должен при этом

учитывать, что те или иные управленческие решения либо укрепляют, либо ослабляют экономический потенциал организации.

Таким образом, для создания условий и на всех уровнях экономических систем ти-мотивации развития инициативы работни- па «организация», ориентированных не ков, поиска новых инструментов повыше- только на текущую деятельность или кон-ния производительности труда и формиро- кретные ситуации, но и на перспективу вания инновационных предложений необ- развития и участие организации в инте-ходим комплекс дополнительных техноло- грации в рамках кластеров или регионов. гий деятельности группового управления

Библиографический список

1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

2. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. №4. С. 20-33.

3. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодействия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. С. 121-128.

4. Герасимов Б.Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки. 2015. №4. С. 90-101.

5. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности процессов организации на основе оптимизации взаимодействия её элементов // Russian Journal of Management. 2015. Т. 3. №3. C. 240-247.

6. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. Практикум. Самара: МИР, 2015. 184 с.

7. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. №1. С. 10-19.

8. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т. 7. №1. С. 41-59.

9. Герасимов Б.Н. Технологизация процессов в системах управления организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. №2 (40). С. 65-71.

10. Герасимов Б.Н. Управление изменениями в организациях на основе креативных технологий // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т. 7. №3 (20). С. 95107.

11. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов. Самара: СНЦ РАН, 2006. 195 с.

12. Герасимов Б.Н., Ионесов В.И. Перспективы взаимодействия культуры, экономики политики в современном мире // Международный журнал гуманитарных и естественных и наук. 2017. №8. С. 9-17.

13. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б., Морозов В.В. Менеджмент маркетинга: содержание, структура, процессы. Самара: УДЦ, 2002. 164 с.

14. Герасимов К.Б. Технология определения результативности деятельности системы управления подпроцессом // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. №5 (53). С. 98-109.

15. Герасимов К.Б. Механизм построения системы управления процессом организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2012. №6 (37). С. 72-81.

16. Ионесов В.И. Креативные ресурсы управления изменениями // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. №1. С. 8-9.

17. Неизвестный С.М. Мозг проекта. М.: Russian Science Publisher, 2007. 400 с.

18. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком. 2010. 280 с.

19. Тросби Д. Экономика и культура. ИД Высшей школы экономики. М.: 2013. 256 с.

20. Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента. СПб.: BestBusinessBooks, 2013. 280 с.

21. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной дея-

тельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. №2 (4). С. 68-75.

22. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, СГАУ, 2009. С. 73-77

23. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science. 2015. Т. 11. №20. С. 82-89.

24. Gerasimov K, Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // International Journal of Educational Management. 2017. Т. 31 №1. С. 45-55.

THE STUDY FORMS AND PROCESSES GROUP MANAGEMENT

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor

Samara state university of management «International market Institute»

(Russia, Samara)

Abstract. Group activities is the leading process in any organization. The description of the form and content of several types of collective management organizations. The developed model activities group management of the organization. Presents an example of technologies activities of the groups in the organization.

Keywords: organization, microgroup, group, macrogroup, technology, model, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.