Э.И. АУХАДЕЕВ уДК 615.8
Казанская государственная медицинская академия
Введение в единую научно-практическую специальность «восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия и курортология»
|Аухадеев Эрик Ильясович
доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой реабилитологии и спортивной медицины
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 11, тел.: (843) 521-83-61
В статье представлена точка зрения автора о специальности «восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия и курортология». Научно-методологическим основанием этой единой специальности является современная концепция индивидуального и общественного здоровья. Фундаментом специальности являются две современные научные концепции — биологической адаптации и иерархической организации анимальных и вегетативных функций человеческого организма.
Ключевые слова: восстановительная медицина, лечебная физкультура, физиотерапия, курортология, современная концепция.
E.I. AUHADEEV
Kazan State Medical Academy
Introduction to united scientifically-practical profession «reconstructive medicine, therapeutic physical training and sports medicine, physiotherapy and science about spa cure»
The article presents the view of the author about speciality ««reconstructive medicine, therapeutic physical training and sports medicine, physiotherapy and science about spa cure». Scientific and methodological basis of this single specialty is the modern concept of individual and public health. The foundation of specialization are the two modern scientific concepts — biological adaptation and the hierarchical organization of the animal and vegetative functions of the human organism.
Keywords: reconstructive medicine, therapeutic physical training, sports medicine, physiotherapy and science about spa cure.
В номенклатуре Минздрава значатся три врачебные специальности: «восстановительная медицина», «лечебная физкультура и спортивная медицина», «физиотерапия». Это мультидисциплинарные специальности. Их методы применяются во всех клинических дисциплинах, во всех направлениях
здравоохранения и смежных сферах охраны здоровья людей: в медико-социальной экспертизе, профилактике и лечении почти всех видов заболеваний, профилактике инвалидности, в реабилитации, в том числе трудовой, осуществляемой в различных сферах деятельности.
124 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'2 (41) апрель 2010 г.
В номенклатуре Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки России эти специальности объединены в специальность под таким весьма широким названием «восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия и курортология». Это отражает научно-методологическое единство отдельно взятых практических дисциплин, определяет высокие требования к эрудиции специалистов и вместе с этим — высокие требования к содержанию и организации их обучения, практической диагностической, лечебно-профилактической, реабилитационной работе, к научным исследованиям, определяет широту их спектра и масштабность.
Характер нашей специальности и ее проблематика, связанная с явлениями культуры личности, общественного и индивидуального сознания, всех сфер жизнедеятельности людей, определяет глубокое теоретико-методологическое (философское, социологическое и экономическое, психологическое, культурологическое и, конечно, широкое биологическое, конкретно медицинское, клиническое) содержание научно-исследовательских работ, требующих привлечения и обобщения знаний многих отраслей науки и практики.
Поэтому одним из научно-методологических оснований этой единой специальности является современная концепция индивидуального и общественного здоровья. Достижения последних одного-двух десятилетий в этом направлении мировой науки и практики нашли свое выражение в рекомендованных ВОЗ классификациях состояний, характеризующих здоровье человека и его нездоровье, факторов, которые влияют на эти состояния. Это Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности — МКН (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps — ICIDH) и Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья — МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health, Geneva, WHO, 2001 — ICFDH).
В классификациях усилиями специалистов многих стран дано целостное и системное описание «здоровья — нездоровья», его состава, проявлений и факторов, влияющих на это состояние — «факторов контекста». Они легли в основу создания современного технологического инструмента, обеспечивающего эффективное государственное регулирование решения самого широкого круга проблем, связанных со здо-
ровьем и качеством жизни людей, социально-экономическим благополучием общества.
Классификация МКН (рис.1) методологически раскрывает понятие последствий заболеваний как основного предмета науки и практики медико-социальной экспертизы и медикосоциальной реабилитации. Последствия заболеваний и травм — это: а) нарушения структур и функций организма человека, б) ограничения его жизнедеятельности как индивидуума и в) социальная недостаточность человека как личности.
Благодаря такому целостному и системному пониманию и практическому подходу удается достаточно обоснованно с позиций наук о человеке — «организме — индивидууме — личности» — классифицировать все последствия по уровням, отражающим сущность человеческой природы.
Связи между различными элементами внутри каждого класса последствий и между элементами различных классов сложны. Однако именно обнаружение этих связей с целью влияния на них в направлении сохранения здоровья, преодоления ограничений жизнедеятельности и представляет сбой задачу медико-социальной экспертизы, лежащей в основе построения программ медико-социальной реабилитации.
Классификация МКФ (рис. 2) ушла от классификации «последствий болезней», которая была концептуальной позицией МКН, и стала классификацией «составляющих здоровья».
Здоровье, индивидуальное и общественное, в МКФ представлено как система, в которой ее элементы — емкие классы «составляющих здоровья» — образуют единое взаимосвязанное и взаимно обусловливающее целое.
Развернутые и системные представления о здоровье позволяют строить также системные в технологическом отношении общественные, популяционные и индивидуальные программы всех направлений здравоохранения и социального развития: профилактики заболеваний и инвалидности, лечения больных, восстановления здоровья и трудоспособности людей в сочетании с решением экологических и социально-культурных, хозяйственно-экономических проблем.
Заболевание в МКФ рассматривается как эпизод, а здоровье — как совокупность жизненных потенциалов, позволяющих преодолеть заболевание и его последствия, сохранить или восстановить жизнеспособность, жизнедеятельность, качество жизни. Потенциалы здоровья в МКФ представлены в «факторах контекста», сосредоточенных во внешней социальной и при-
Рисунок 1
Общая структура Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности - МКН (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps - ICIDH).
Классы последствий заболеваний и травм
Последствия, определяемые на уровне организма Последствия, определяемые на уровне индивидуума Последствия, определяемые на уровне личности
Нарушения структур и функций организма: умственные другие психические языковые и речевые ушные (слуховые и вестибулярные) зрительные висцеральные и метаболические двигательные уродующие общего характера Ограничения жизнедеятельности, снижения способности: адекватно вести себя общаться с окружающими совершать движения действовать руками владеть телом ухаживать за собой ситуационное снижение способности овладевать специальными навыками Социальная недостаточность из-за неспособности: к физической независимости к мобильности к занятиям обычной деятельностью к получению образования к профессиональной деятельности к экономической самостоятельности к интеграции в общество
Рисунок 2
Структура Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья — МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health, WHO, 2001 - ICFDH)
Классы «составляющих здоровья»
Функционирование и жизнедеятельность «Факторы контекста»
Анатомические структуры и физиологические функции систем организма Активность и участие индивида — вовлечение его в жизненную ситуацию. Социально-культурная и природная среда жизнедеятельности индивида. Индивидуальнотипологические, антропологические и личностные особенности.
Параметры, характеризующие в качественном и количественном выражении позитивный или негативный аспекты состояния «составляющих здоровья»
Целостность или нарушения Способность или ограничения Облегчающие или затрудняющие Способствующие или препятствующие
родной среде, в которой живет человек, и, конечно же, в его внутренних антропологических, индивидуально-типологических и психологических личностных свойствах.
Такие представления, основанные на интеграции знаний в науках о человеке, ориентирует нас на глубокое раскрытие потенциалов человеческого здоровья, заложенных в его физической биологической и разумной духовной природе человека, в социальной культуре и в отношениях к своей собственной и окружающей естественной природе. Они являются основанием особенностей нашего метода врачевания, специфики анатомических и физиологических знаний, связанная с особенностями метода.
Метод врачевания имеет принципиально
важные особенности:
• это метод универсальный, используемый при всех нозологических формах заболеваний, в профилактике, лечении и восстановлении здоровья больных;
• это метод реабилитации, то есть метод предупреждения последствий заболеваний, приводящих к ограничениям жизнедеятельности, и восстановления дееспособности лиц, ставших инвалидами вследствие всех видов заболеваний или травм;
• наконец, это метод, ориентированный на сохранение и приумножение естественных потенциалов здоровья естественными, природными средствами, и это метод развития, достижения высоких, наивысших уровней физических и интеллектуальных способностей в любых, в том числе экстремальных сферах деятельности, спорт или профессии, связанные с риском для жизни.
Особенности метода врачевания требуют и особенных знаний по анатомии и физиологии человека, находящегося в активном деятельном состоянии, и знаний о влиянии деятельного состояния, физических и психических нагрузок на здоровый и больной организм человека.
Биомеханика человеческого организма. Это особый и сложный курс знаний, в котором с позиций механики — статики и динамики — рассматривается не только работа костномышечной системы, но и работа систем кровообращения, дыхания, органов пищеварения, мочевыделения.
Биохимия и физиология мышечной деятельности. Это знания о биохимических и физиологических механизмах, обеспечивающих все основные двигательные качества — выносливость, силу, быстроту, координацию движений и другие — как в условиях различных заболеваний, так и в условиях здоровья, в том числе в спортивной деятельности.
Физиология и эргономика труда — физического и умственного. Это знания о рациональных режимах труда и отдыха, эргономических условий труда, технических средств, в том числе средств передвижения и протезных устройств.
Теория и методика спортивной тренировки. Это знания о таких основных категориях спортивной тренировки, как утомление, усталость, восстановление, явления компенсации и «суперкомпенсации» резервов организма.
Особым методологическим фундаментом специальности «восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия и курортология» являются две современные научные концепции.
Концепция биологической адаптации — адаптационной медицины. Это учение о процессах адаптации человеческого организма ко всем факторам окружающей его среды, условиям жизнедеятельности. Адаптации кратковременной, срочной — функциональной, и адаптации долговременной — надежно обеспеченной структурными, морфологическими изменениями в организме, «структурным следом» адаптационных реакций. Оно содержит представления о механизмах генотипической и индивидуальной, фенотипической адаптации к факторам физической, биологической и психологической природы, которые лежат в основе профилактики заболеваний и лечения естественными факторами, с ориентацией на активизацию естественных адаптационных механизмов. В нем раскрыты адаптационные возможности организма человека, их потенциалы, одновременно — «цена адаптации», определяемая как те резервы, которыми расплачивается организм за успех адаптации. Обоснованы методы стимулирования адаптационных процессов с меньшей их ценой для организма и возможными срывами адаптации.
Концепция иерархической организации анимальных и вегетативных функций человеческого организма. Это учение, основанное на современной концепции естествознания о сложноорганизованных системах, обладающих свойствами самоорганизации и саморазвития, в то же время — неустойчивых, неравновесных.
Центральное место для нас в этом учении занимает концепция «О построении движений» Н.А. Бернштейна, рассматривающая двигательную функцию человека как «биодинамическую ткань», в которую органически вплетены другие функциональные ткани, образуя единство анимальных, включая психические процессы, и вегетативных функций.
Такой целостный и системный подход к организму человека является основанием для использования нашего метода врачевания для всех клинических дисциплин.