Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В КУРС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО"'

ВВЕДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В КУРС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ОБУЧЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / COMPUTER GRAPHICS / EDUCATION / FINE ARTS / ART EDUCATION / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробанов Андрей Викторович, Черткова Александра Витальевна

В статье рассматривается вопрос введения компьютерной графики в курс обучения студентов направления "Декоративно-прикладное искусство" и роль компьютерных технологий в курсе обучения студентов художественных направлений. Авторами проводится экспериментальное исследование по проблеме, в ходе которого протестирована программа, разработанная для данной дисциплины. Целью исследования является формирование у студентов навыков и умений, необходимых для успешной работы в области изобразительного искусства в реалиях современности. Дан анализ результатов проведенного эксперимента, разобраны различные аспекты его проведения и описаны особенности преподавания компьютерной графики студентам художественных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробанов Андрей Викторович, Черткова Александра Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF COMPUTER GRAPHICS IN TRAINING STUDENTS OF A DIRECTION "APPLIED AND DECORATIVE ARTS"

The article discusses the issue of introducing computer graphics into the curriculum of students in the "Decorative and Applied Arts" direction and the role of computer technologies in the curriculum of art direction students. The author conducts an experimental research on the problem, during which the program developed for this discipline was tested. The aim of the study is to develop students' skills and abilities necessary for successful work in the field of visual arts in the realities of modern times. An analysis of the results of the experiment has been given, various aspects of its implementation have been disassembled, and the features of teaching computer graphics to students of artistic styles have been described.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В КУРС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО"»

INTRODUCTION OF COMPUTER GRAPHICS fN TRAINING STUDENTS OF A DIRECTION "APPLIED AND DECORA TSVE ARTS"

Korobanov Andrey Viktomvich, PhD of Engineering sciences, Associate Professor

Chertkova Aleksandra Vitatievna, Undergraduate student

Department of Graphic Design, Moscow Region State University, Moscow

The article discusses the issue of introducing computer graphics into the curriculum of students in the "Decorative and Applied Aits" direction and the role of computer technologies in the curriculum of art direction students. The author conducts an experimental research on the problem, during which the program developed for this discipline was tested. The aim of the study is to develop students' skills and abilities necessary for successful work in the field of visual arts in the realities of modern times. An analysis of the results of the experiment has been given, various aspects of its implementation have been disassembled, and the features of teaching computer graphics to students of artistic styles ha ve been described.

Keywords: computer graphics; education; fine arts; art education; pedagogy;pedagogical experiment. DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.54

ВВЕДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРА ФИКИ В КУРС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ДЕКОРА ТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО"

В статье рассматривается вопрос введения компью терной графини в курс обучения студентов направления "Декоративно-прикладное искусство" и роль компьютерных технологий в курсе обучения студентов художественных направлений. Авторами проводится экспериментальное исследование по проблеме, в ходе которого протестирована программа, разработанная для дан ной дисциплины. Целью исследования является формирование у студентов навыков и умений, необходимых для успешной работы в области изобразительного искусства в реалиях современности. Дан анализ результатов проведенного эксперимента, разобраны различные аспекты его проведения и описаны особенности преподавания компьютерной графики студентам художественных направлений.

Ключевые слова: компьютерная графика; обучение; изобразительное искусство; художественное образование; педагогика; педагогический эксперимент.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.02

& Коробанов А.В., 2020 О Черткова АЛ, 2020

Важная задача современного образования - подготовка специалистов, отвечающих запросам времени и способных следовать за развитием прогресса, адаптируясь к новым требованиям и преумножая собственные знания и умения, "Обладание навыками в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), наличие информационной и коммуникационной культуры и компетентности, умение адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий являются непременными требованиями, предъявляемыми сегодня к каждому участнику образовательного процесса," [1, с 57] Несомненно, одно из важнейших мест в развитии занимает прогресс в области компьютерных технологий, которые становятся уже неотъемлемой частью жизни общества на всех его уровнях.

Когда мы говорим об образовании в области изобразительного искусства, то справедливо будет отметить важность ознакомления студентов с возможностями работы с компьютерной графикой и графическими редакторами, вне зависимости от направления. "Обучение компьютерной графике - одному из важнейших направлений использования персонального компьютера - рассматривается на сегодняшний день как важнейший компонент образования и как самостоятельное научное направление развития информационных технологий" [3, с. 77]. Компьютерная графика может позволить студентам расширить их творческие и выразительные возможности, а также стать сопровождением их творческого и рабочего процесса. Вне зависимости от направления компьютерная графика становит-

КОРОБАНОВ Андрей Викторович, кандидат технических наук, доцент

ЧЕРТКОВА Александра Витальевна, магистрант

кафедра Графического дизайна, Московский государственный областной университет, Москва

LH

s ^

о

LH

< et

LH

# * *

260

ся неотъемлимои частью производства продукта, может стать начальной стадией эскизи-рования и помогает художнику продвигать собственное творчество или представить себя работодателю.

В связи с этим появляется необходимость ввести в обучение студентов художественных направлений программу, посвященную основам компьютерной графики. Возникает потребность в сжатые сроки обучить студентов художественно-графических направлений основам работы с растровой и векторной графикой и в лаконичной форме показать им возможности применения цифровой графики в изобразительном искусстве е настоящее время.

Целью разработки данной программы становится формирование у студентов знаний, умений и навыков создания цифрового контента, сопровождающего их будущую профессиональную деятельность. Входе обучения студент должен овладеть знаниями, умениями и навыками поиска необходимого контента, обработки графической информации, работы с фотостоками, разработки графического сопровождения процесса обучения (презентации, наглядные материалы, электронные образовательные ресурсы), применения графических редакторов для сопровождения художественной деятельности {создание портфолио, обработка фотографий авторских работ, оформление сайта-визитки, применение цифровой графики в творческих работах, распространение своих работ в сети Интернет}, навыки работы со шрифтами и подбора шрифтов под конкретную задачу (для презентаций, для наглядного материала, для декоративных целей).

Также данные знания смогут стать основой для работы на других специальных дисциплинах на направлении.

В целях выявления наиболее эффективных заданий, позволяющих в сокращенные сроки освоить базовые навыки и умения работы в данной области, разработанная программа была экспериментально внедрена в курс обучения студентов 2 курса направления подготовки "Декоративно-прикладное искусство" в рамках изучения предмета "Компьютерные технологии". Таким образом, можно было обеспечить эксперимент без отрыва студентов от образовательного процесса. Программа адаптирована под количество часов, отведенных под данную дисциплину.

Для студентов направления "Декоративно-прикладное искусство" компьютерная графи-

ка представляет практическую ценность именно в качестве сопровождения творческого процесса. Навыки работы в графических редакторах представляют большие возможности для эскизирования в области прикладного искусства. Возможность менять любую деталь работы на любом ее этапе, быстро и легко изменять цветовую гамму, подобрать несколько вариантов одного и того же эскиза, а также широкий выбор техник делают растровую графику удобным инструментом для создания эскизов будущих работ.

Также для художников в сфере прикладного искусства в настоящее время очень важно грамотно представить себя в сети Интернет. В программу для данного направления было необходимо включить элементы фотографики, ретуширования фото, цветокоррекции, а также разработки онлайн-портфолио. Следовало развить у студентов навыки работы с онлайн-галереями и онлайн-портфолио.

В ходе изучения данной программы студентам предлагалось в течение семестра поработать с растровой графикой в графическом редакторе Adobe Photoshop. Задания были направлены на изучение различных возможностей растровой графики, применения их в творческой деятельности художника и всесторонне охватывали возможности Photoshop с точки зрения работы с цифровым рисованием, фотографией, анимацией и текстом.

До начала программы требовалось оценить стартовый уровень студентов и понимание ими сфер применения компьютерной графики и возможностей, которые она им может дать. Для этого в группе был проведен опрос, содержащий следующие вопросы:

- Что такое компьютерная графика?

- Какие графические редакторы вам известны?

- ß чем состоит разница между растровой и векторной графикой?

- Какие цветовые модели вам известны и в чем их разница?

- В каких областях возможно эффективное применение компьютерной графики?

- Возможно ли эффективное применение компьютерной графики в области декоративно-прикладного искусства?

Результаты опроса показали достаточно низкое владение знаниями в области компьютерной графики среди студентов второго курса. Опрос выявил слабое представление о применении компьютерных технологий в сфере декоративно-прикладного искусства. Более 75% студентов не смогли ответить на вопро-

сы, связанные с даже с базовыми теоретическими знаниями о компьютерной графике.

В связи с этим начало обучения было связано с теоретическим курсом. Каждая практическая работа сопровождалась теоретическим блоком, рассматривающим такие вопросы, как:

- виды компьютерной графики (растровая, векторная, ЗО-графика), их различия и области применения в изобразительном искусстве;

- цветовые модели (RGB, CMYK, Pantone, MSB), их особенности, сферы применения и специфика работы с каждой из них;

- форматы изображения (растровые и векторные), достоинства и недостатки каждого из них;

- различные графические редакторы, основные редакторы, работающие с каждым из видов компьютерной графики, возможности платного и бесплатного программного обеспечения;

Практическая часть программы состояла из семи тематических блоков, содержащих в себе упражнения, направленные на приобретение умений и навыков, связанных с использованием конкретных инструментов и выполнением конкретных задач в Adobe Photoshop. 8 конце семестра студентам предлагалось для выполнения итоговое задание в проектной форме, которое позволяло применить на практике полученные навыки в комплексе для выполнения реального проекта - сборке и верстке собственного творческого портфолио. "Современный студент, зная требования рынка труда и запросы работодателей, ставит перед педагогом высокую планку проработки содержания учебных дисциплин и формулирует будущие цели не как "знать" область компьютерной графики, а как "уметь решать" с её помощью определенные учебно-профессиональные задачи". [2, с. 207] Задания, собранные в практическом блоке, были разработаны с учетом специализации студентов и имели непосредственное отношение к их будущей профессиональной деятельности.

Задания основного блока включали в себя:

- изучение коллажирования в ходе создания киноафиши из кадров фильма и стоковых материалов;

- фоторетуши и цветокоррекции на примере портретного, пейзажного фото и предметной съемки;

- цифрового рисования и работы с графическим планшетом. В ходе работы с этим блоком обучающиеся рассмотрели стандартный набор кистей Adobe Photoshop, установку до-

полнительных наборов кистей, а также создание авторских кистей под нужды конкретного проекта. Полученные навыки студенты применили в создании собственного изображения на заданную тематику;

- работы с векторными фигурами в Adobe Photoshop, а также с обтравочными масками и режимами наложения слоев;

- работы с текстом и шрифтами;

- работы с покадровой анимацией и временной шкалой.

Проектное задание представляло собой разработку личного портфолио, авторское оформление обложки и страниц. Содержало оно все работы, выполненные студентами за семестр, и представлялось как отчет студента о проделанной работе. Входе разработки портфолио студентами активизировались все технические навыки, которые они приобрели за курс обучения, а также их творческие способности, познания в композиции и цветоведе-нии. Обучающиеся изучили основные правила верстки, разобрали типичные ошибки в оформлении изданий, нормы разработки многостраничного издания, а также правила подготовки файловдля вставки в макет и последующей печати. Проектная работа помогла повысить активность студентов и самостоятельно найти применение полученным навыкам при решении реальной задачи.

Таким образом, программа сочетает в себе традиционные и инновационные образовательные технологии, непосредственную связь теории и практики, возможность сразу же применить полученные знания при создании авторской работы в ходе выполнения упражнения. Наряду с традиционными лекциями и практическими занятиями в образовательный процесс введен элемент проектной деятельности, а также активизировалась самостоятельная познавательная деятельность студентов, формировались навыки работы с видеокурсами и поиска информации онлайн, умение самостоятельно искать, обрабатывать и применять на практике информацию, что необходимо в условиях постоянно движущегося прогресса.

Разработка своего портфолио, применимого как онлайн, так и для печати и максимально подготовленного как с художественной, так и с технической точки зрения, позволит студентам пройти все этапы подготовки проекта от замысла до реализации, закрепить и применить на практике знания, полученные в ходе изучения программы и выполнения упражнений, а также приобрести навыки презентации

LH

s ^

о

LH

< et

LH

* * *

собственного творчества посредством компьютерных технологий, необходимые для работы в условиях современности.

Основными критериями для оценки результатов проведенного эксперимента стали:

- итоговый уровень владения основными средствами работы с растровой графикой;

- сформированность понятийного аппарата и теоретических знаний о компьютерной графике;

- творческий подход к решению поставленных задач;

- способность применять возможности компьютерной графики в творчестве и решении задач, связанных с профессиональной деятельностью.

Оценка выполнения практических заданий показала сформированность базовых знаний о работе с растровой графикой в Adobe Photoshop. Студенты овладели знаниями о шрифтовой культуре, классификации шрифтов и их основных параметрах, о методах поиска и подбора графического контента,

В конце обучения студентам был предложен тот же тест, что и начале,для сравнения их стартового и итогового уровня. Проведение опроса показало рост уровня теоретических знаний студентов в данной области. По истечению семестра более 85% студентов справились с опросом на оценку "отлично" и 15 студентов - на оценку "хорошо". Помимо опроса, е конце семестра также была проведена презентация итоговых проектов, в ходе которой студенты отвечали на ряд вопросов, связанных с процессом выполнения заданий. Студенты показали понимание процесса работы и применения инструментов работы с компьютерной графикой на практике при выполнении конкретных задач, а также творческий подход к решению поставленных задач и умение самостоятельно изучать новую информацию и работать с ней.

Важным элементом при оценке студентов в конце семестра стал не только итоговый результат, но и рост студента от начала семестра к его концу. Результаты проведения эксперимента показали заинтересованность студентов в изучении компьютерной графики. Студенты проявляли активность и творческий подход в ходе занятий, стремление к самостоятельному изучению информации. Тем не менее, отведенного времени оказалось недостаточно, чтобы сформировать у студентов полное и четкое представление о возможностях применения компьютерной графики и средствах работы с ней. В условиях, предпола-

гающих включение данной программы в естественный процесс обучения студентов, предоставилась возможность преподать студентам исключительно возможности растровой графики в одном графическом редакторе, работа с другими видами компьютерной графики была затронута исключительно в теоретическом блоке для ознакомления. Это также несколько ограничивает студентов в возможностях применения полученных знаний в будущем.

Для решения данной проблемы необходимо предоставить студентам доступ к более широкому количеству ресурсов для самостоятельного освоения - разработка электронного курса, запись видеолекций и мастер-классов по работе с теми или иными технологиями, а также обучение студентов работе с различными электронными образовательными ресурсами. В таком случае, в ходе лекционных и практических занятий может быть затронута базовая часть работы с программами и их применения в различных сферах изобразительного искусства, а в ходе самостоятельной работы студенты смогут выполнять упражнения согласно электронному курсу или видеоматериалам. Следовательно, в ходе самостоятельной работы студенты должны иметь полноценный доступ как к информационным, так и к техническим ресурсам.

Исходя из полученных результатов, можно оценить эксперимент как успешный и подтверждающий выдвинутую гипотезу о необходимости введения компьютерной графики в курс обучения студентов художественных направлений и важности владения графическими редакторами для художника в реалиях современного мира. Несмотря на то, что начальный срез показал слабое владение студентами знаний оданной области и расплывчатое представление о возможностях применения компьютерной графики в профессиональной деятельности, по истечению семестра наблюдение за работой студентов и беседы с ними, а также контрольное тестирование показали сформированность базовых знаний и навыков студентами, более четкое представление о пользе и применении компьютерной графики.

Результаты проведенного эксперимента также показали заинтересованность студентов в изучении данного направления. Отмечена высокая активность на занятиях, творческий подход к решению задач, проявление инициативы, а также стремление к дальнейшему самостоятельному изучению. Работа с группой помогла выявить наиболее интересные

задания, предрасположенность студентов к изучению различных аспектов растровой графики, а также оценку применимости данных знаний в остальном образовательном процессе, и, в соответствии с этим - провести корректировку программы, выстроить темы в порядке наращивания сложности. Анализ результатов доказал выдвинутую гипотезу о необходимости введения курса компьютерной графики в обучение студентов на художественно-графических направлениях.

Литература:

1. Коробаное А.8., Пучкова О.С. Реализация ФГОС среднего (полного) общего образования по формированию опыта творческой деятельности школьников средствами современного мультимедийного оборудований с представлением предметной области и предметным погружением // Вестник Московского государственного областного университета, серия "Педагогика". - 2012, -№2. - С 56-64.

2. Позднякова Т. Ю. Педагогические условия эффективной подготовки студентов-дизайнеров в области компьютерной графики // Методика пре подШанид. Омский научный вестник. - 2011. ■ №5 (101), -С. 206-209.

3. Сакулина Ю.В., Рожина И.В, Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций И Педагогическое образование в России, - 2012. - №6, - С. 76-80.

4.ХворостовД.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки "Искусство интерьера" и "Дизайн среды") !дис. „.док. пед. наук. - Орел, 2013.- 389с. Б.Хроменков П,А. Профессионально-педагогичес кая подготовка студентов вуза к художественному образованию школьников в условиях межнз учной коммуникации // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сборник факультета ИЗО и НР МГОУ. - М., 2016. - №2. - С. 3-7.

METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Kotov Sergey Vladlmlrovlch, D$c of Political science, Professor Btokhin Aleksandr Leonidovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Southern Federal University, Rostov-on-Don

The article describes the methods of development of human capital of students and studies of its effectiveness in the educational environment. The concepts of human capital, the educational environment are considered. The role of the educational environment as a form of development of the student's human capital is studied. The conditions for organizing and conducting events for students with the aim of the effective development of human capital are described.

Keywords: human capital; educational environment; development methods. DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.55

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье описываются методы развития человеческого капитала учащихся и исследования его эффективности в образовательной среде. Рассматриваются понятия человеческий капитал, образовательная среда. Изучается роль образовательной среды как формы развития человеческого капитала студента. Описываются условия организации и проведения мероприятий для учащихся с целью эффективного развития человеческого капитала. Ключевые слова: человеческий капитал; образовательная среда; методы развития.

В 2019 коллектив World Economic Forum провел исследования The Human Capital Index, в котором были показаны результаты развития человеческого капитала различными государствами мира. Фунд а ментальная идея исследования состояла в том, чтобы показать, что основным ресурсомчеловеческого капитала являются знания и навыки людей, которые позволяют создавать экономические ценности.

В глобальном мире развитие человеческого капитала учащегося является стратегическим фактором, который определяет долгосрочные перспективы и конкурентоспособность каждой страны.

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.01

& Котов СВ., 2020 О БлошнАЛ, 2020

КОТОВ Сергей Владимирович, доктор политических наук, профессор

БЛОХИН Александр Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент

Южный федеральный

университет,

Рос тов -на -Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.