Научная статья на тему 'Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и черчения'

Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и черчения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ / ДИЗАЙН / COMPUTER GRAPHICS / ART EDUCATION / COMPUTER SYSTEMS DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина К. Г., Шварцкоп О. Н.

Рассмотрены вопросы совершенствования художественного образования средствами компьютерных систем и их программного обеспечения. Предлагается метод компьютерного обучения в рамках художественного образования с помощью компьютерной графики, которая раскрывает широкие возможности творческого самовыражения в создании графически анимированных работ и в подготовке эскизов для дальнейшей реализации их в классических техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer graphics as a means of training teachers fine arts and drawing

The article deals with the issues of improving arts education by means of computer systems and software, we propose a method of computer training in the art education, with the help of computer graphics. Computer Graphics reveals the great opportunities of creative expression to create an animated graphic works and to prepare sketches for the further implementation of the classical techniques of fine and decorative arts.

Текст научной работы на тему «Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и черчения»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 378.124 ББК 74.489.85

К.Г. Гришина, О.Н. Шварцкоп КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЧЕРЧЕНИЯ

Рассмотрены вопросы совершенствования художественного образования средствами компьютерных систем и их программного обеспечения. Предлагается метод компьютерного обучения в рамках художественного образования с помощью компьютерной графики, которая раскрывает широкие возможности творческого самовыражения в создании графически анимированных работ и в подготовке эскизов для дальнейшей реализации их в классических техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: компьютерная графика, художественное образование, компьютерные системы, дизайн.

В настоящее время наблюдается активный процесс развития информатизации, который характеризуется, в первую очередь, широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества, с одной стороны, позволяет удовлетворить информационные потребности отдельной личности, а с другой - означает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества.

Информатизация современного общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в нее информационных технологий. В связи с этим изменился подход к подготовке специалиста в разных сферах профессиональной деятельности [1]. Следует отметить, что в последнее время наблюдаются определенные преобразования и в сфере художественной деятельности, связанные как с активной интеграцией информационных технологий в сложившуюся структуру профессиональной деятельности

учителя изобразительного искусства и черчения, так и с появлением новых видов художественного искусства, например, дизайна, обусловленных современным уровнем развития информационных технологий, таких, как дизайн интерьера (мебели), web-дизайн и др. Изменения в структуре профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства и черчения, соответственно, влекут за собой определенные новые требования к системе профессионального образования, актуального для нашего времени, в области дизайна.

Между тем, результаты анализа состояния художественного образования, проведенного нами, показывают, что положение дел в системе образования в области художественного творчества (дизайна) сегодня далеки от совершенства. С одной стороны, программы подготовки специалистов в традиционных педагогических вузах и в системе среднего профессионального образования ориентированы на сложившиеся стереотипы практической деятельности. С другой

о о

га ср ю

х

ч: >.

ю

о ч: а>

га р

ü го ш

1

0 го"

1 S

Э

s

стороны, все более активное проникновение в сферу художественного образования информационных технологий, появление новых отраслей, как дизайна, требует пересмотра подготовки художника-педагога, который должен знать не только фундаментальные основы и методику преподавания изобразительного искусства [5], но и иметь прочные знания о специализированных компьютерных системах, обеспечивающих визуализацию и анимацию графических объектов. Поэтому в настоящий момент чрезвычайно актуальны поиски инновационных путей эффективного решения этих проблем. Особенно остро встает вопрос поиска новых концептуальных подходов к использованию информационных технологий в художественном образовании (дизайна), создания соответствующих требованиям нашего времени технологий преподавания учебных дисциплин, новых методов, приемов и форм обучения. В этих условиях перед высшим профессиональным образованием по специальности «Изобразительное искусство и черчение» остро стоит задача подготовки специалистов к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. Компьютер и компьютерные технологии открывают перед нами абсолютно новые перспективы развития с точки зрения профессиональной деятельности. Компьютерная графика (дизайн) занимает ключевую позицию во многих видах изобразительной деятельности. Благодаря новым технологиям успешно развиваются такие направления компьютерной графики (дизайна), как: образование, издательские системы, средства для создания эффектов виртуальной реальности, мультимедиа-издательство, трехмерная графика и анимация, компьютерные игры, генерация компьютерных изображений для создания специальных эффектов, интернет.

Одновременно компьютерная графика помогает, используя специальный инструментарий, формировать современную информационную среду. Особенно

важным знание компьютерной графики становится в процессе подготовки специалистов в области художественной деятельности (учитель изобразительного искусства, художник-дизайнер, художник-монументалист, художник-график и т. д.), так как является активным средством развития личностных качеств, необходимых в процессе художественно-творческой деятельности: восприятие глубины пространства, способность к образному (абстрактно-логическому) мышлению, восприятие цвета, формы объема и т. д. Наряду с этим компьютерная графика требует умения анализировать и использовать пиктографические символы и знаковые системы в современных информационных структурах.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, проведенный исследователями, показывает что в силу ряда как объективных (отсутствие необходимого оборудования, его обеспечения, квалифицированных кадров и т. д.), так и субъективных (скептицизм некоторых профессионалов, придерживающихся традиционных способов обучения художественным дисциплинам) причин, компьютерная графика не обрела еще своего достойного места в образовательном процессе по подготовке специалистов. Очень мало на сегодняшний день специальных исследований, посвященных теории и методике обучения компьютерной графике студентов - будущих художников-педагогов. Работы Н.П. Петровой, Е.В. Ладыгина и Л.Я. Нодельмана, относящиеся к данной тематике, несмотря на их значимость, не решают всех необходимых и весьма актуальных проблем. Существует ряд научно-методических исследований, посвященных методам, приемам и средствам обучения информационным технологиям (Т.А. Бороненко, ТВ. Добудько, М.П. Ланчик, Н.Н. Пугач, Л.В. Смолина, Т.А. Яковлева и др.), но в основном они рассматривают проблемы школьного курса «информатика» [4].

Таким образом, необходимость изучения компьютерной графики, особенно

по специальностям художественных дисциплин в современных условиях и отсутствие в должной степени научно-обоснованных теории и методик обучения данной дисциплине, позволяют считать избранную проблему актуальной. Кроме того, актуальность и целесообразность исследования в значительной мере определяет и то, что компьютерная графика дает возможность успешно решать вопрос организации адекватного восприятия, структурирования учебного материала при большей его информативности и ограниченности во времени, отводимом на изучение, являющиеся одним из основных в процессе обучения, в том числе, и искусству.

Разработка методики обучения студентов, будущих специалистов художественных профилей компьютерной графики, позволяющей повысить эффективность и качество занятий, направленных на развитие творческих способностей в контексте с современными требованиями, которые предъявляет общество к дипломированному специалисту, определило проблему и цель настоящего исследования.

Для обучения студентов - будущих художников-педагогов - необходимо разработать учебный курс «Компьютерная графика», что позволит обучить студентов не только основным принципам получения и создания изображений, но и использованию компьютерной техники для решения творческих задач по проектированию и моделированию. Изучение курса должно быть непрерывным, последовательным, с последующим самообучением. Необходимо познакомить студентов со всеми видами графики, а также с рядом графических редакторов, которые подбираются и используются в зависимости от целей и объемов работы с изображениями. К числу таких редакторов относятся:

• Adobe Photoshop - растровый графический редактор для обработки художественных фотографий; может быть использован для коррекции изобра-

жений, элементов коллажирования и фотомонтажа;

• Corel Draw - векторный графический редактор для дизайна и верстки. Используется при создании логотипов, рекламных продуктов, визитных карточек и прочих векторных изображений;

• 3D Studio Max - графическим редактором для 3D. Знания, полученные при освоении этого редактора, могут быть применены в области моделирования объектов, а также в области создания трехмерной анимации и макетов различных помещений [3]. Умение использовать эти редакторы

позволит студенту, будущему художнику-педагогу, активизировать творческое мышление, включиться в творческую поисковую деятельность. Компьютер не может заменить ручную графику, но может успешно ее дополнить, разнообразить, обеспечить освоение новых возможностей.

Курс «Компьютерная графика» содержит лекционные и практические занятия. Логически материал курса разбит на четыре основных раздела: введение в компьютерную графику, алгоритмы построения и преобразования изображений, методы и алгоритмы трехмерной графики, алгоритмы сжатия изображений.

Во вводной части курса рассматриваются основные типы изображений: растровые и векторные. Изучаются принципы формирования цвета и основные цветовые модели растровой графики. Описываются основные принципы устройства технических средств компьютерной графики.

Вторая часть курса посвящена обзору алгоритмов построения и преобразования двумерных изображений. Рассматриваются математические аспекты построения и преобразования изображений: аффинные преобразования координат и объектов, аксонометрическое и перспективное проецирование. Приводятся различные методы обработки изображений.

о о

га с ю

х

ч:

>

ю

о ч: а>

га а.

ГО Ш

I

0 го"

1

Э

В третьей части лекционного курса рассматриваются методы и алгоритмы 3D-графики. Приводятся модели описания трехмерных поверхностей. Рассматриваются различные подходы для визуализации объемных изображений.

В четвертой части рассматриваются наиболее часто используемые форматы файлов для хранения изображений и применяемые в них алгоритмы сжатия графической информации.

Теоретический курс дисциплины даст возможность ознакомиться с алгоритмом обработки двухмерного и трехмерного изображений и другими возможностями компьютерной графики.

Лабораторный практикум направлен на получение студентами практических навыков в тематических рамках, охватываемых курсом «Компьютерная графика».

Курс выступает элементом совершенствования профессионального образования специалистов изобразительного искусства. Разработка и реализация содержания курса обусловлены изменением содержания целей реализации дидактических возможностей компьютерной системы и её программного обеспечения, в частности, компьютерная графика. Содержание курса направлено на формирование специфических способностей - виртуального, многоплоскостного восприятия реальных объектов художественного знания [2].

С учетом дидактических возможностей и специфики курса «Компьютерная графика» общие цели профессионального образования специалистов художников-педагогов ориентируются на усвоение объектов художественного знания посредством компьютерных программ, в частности, знания дизайнеров, конкретизируются следующим образом:

• владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) графической информации;

• способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода в реали-

зации информационных технологий в образовании;

• владение навыками использования компьютерных систем в дизайн-проектировании, практическими методами и приемами конструктивного моделирования;

• методическую и психологическую готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности и к работе над междисциплинарными проектами. Инструментально-алгоритмические

педагогические технологии применения компьютерной графики включают: цели и содержание курса компьютерной графики; технолого-педагогические подходы к проектированию курса компьютерной графики в дизайн-образовании; методы и организационные формы обучения; технологические карты; методические пособия для преподавателей. Выбор программных средств компьютерной графики для конкретного курса требует учета общих требований (эрго-номичность, профессионально-технические качества программ, доступность для данной категории обучаемых и др.) и специальных критериев, касающихся художественных и технических возможностей графических программ.

Преподавание курса «Компьютерная графика» на специальности «Изобразительное искусство и черчение» в условиях учреждений высшего профессионального (педагогического) образования имеет исключительно важное значение. Подготовка специалистов проводится таким образом, чтобы студент мог не только формировать новые идеи и подходы в области дизайна, но и доводить эти замыслы до конечного результата. Учебный курс «Компьютерная графика», в этом контексте, становится логическим продолжением всего теоретического и практического курса общехудожественных дисциплин, связанных с будущей специальностью студентов.

Таким образом, компьютерная графика раскрывает широкие возможности

творческого самовыражения как в создании работ экранного искусства (иллюстрации для web, презентации и т. д.), так и в подготовке эскизов для дальнейшей реализации их в классических техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Библиографический список

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд. института проф. обр. России, 1995. - 336 с.

2. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства. - М.: АГАР, 1999.

3. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной графики и звука. - Питер, 2006 г. - С. 640.

4. Нодельман Л.Я. Психология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 218 с.

5. Рисунок. Живопись, Композиция: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пединститутов / сост. Н.Н. Ростовцев и др., - М.: Просвещение, 1989. - 237 с.

УДК 378 ББК 74.484

О.В. Калиниченко

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рассматривается проблема развития гендерного образования в Республике Казахстан. Дается обоснование актуальности понимания студентами вузов основных положений гендерного подхода и применения их в будущей профессиональной деятельности. Ключевые слова: гендер, гендерный подход, гендерное образование, гендерная культура.

Модернизация высшего педагогического образования Республики Казахстан основана на гуманитарной парадигме, характерной особенностью которой является учет многообразия индивидуальных и гендерных особенностей будущих специалистов при обеспечении и поддержке процессов их самопознания, самоактуализации и самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие идей гендерного образования. Под гендерным образованием исследователи понимают образовательную модель, в которой учитываются гендерные интересы, принимается во внимание наличие гендерных проблем в развитии общества и системе образования, предпринимается поиск способов их решения [5].

Гендерное образование в узком смысле - это, прежде всего, просветительские

программы по гендерной проблематике, которые читаются в различных вариантах для студентов, как правило, социогу-манитарных специальностей [2].

В более широком понимании, гендер-ным обозначают образование, которое содействует формированию гендерного равенства и способствует преодолению негативных гендерных стереотипов [1]. В этом смысле гендерное образование не обязательно должно выражаться в каких-то конкретных образовательных программах, оно как бы «разлито» присутствует в процессах обучения и воспитания и является частью идеологии высшего образования.

В «Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы» в качестве одной из приоритетных целей заявлено о внедрении гендерных

>

с

о ш

lO О

Р

<u с lo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.