Значение компьютерной графики в преподавании дисциплин студентам художественно-графического факультета
Коробанов Андрей Викторович,
кандидат технических наук, доцент, кафедра графического дизайна, Московский государственный областной университет, av.korobanov@mgou.ru
Черткова Александра Витальевна,
магистрант, кафедра графического дизайна, Московский государственный областной университет, av.chertkova@mgou.ru
В статье рассматривается проблема внедрения компьютерной графики в обучение студентов художественно-графических факультетов и обоснование необходимости изучения дисциплины «Компьютерная графика» как самостоятельной учебной дисциплины, выделяются проблемы подготовки студентов-художников в соответствии с требованиями современного общества. Автор анализирует функции компьютерной графики в профессиональной деятельности художника, обосновывает важность подготовки студентов к применению компьютерных технологий для сопровождения своей творческой деятельности и рассматривает возможные методы, используемые для эффективного преподавания данной дисциплины студентам. Ключевые слова: художественное образование, компьютерные технологии, художник, статус дисциплины, обучение, компьютерная графика, творчество, изобразительное искусство
В современном мире довольно сложно переоценить все растущую роль компьютерных технологий. Прогресс и развитие техники позволяют широко использовать компьютерные технологии во всех сферах жизни. В связи с этим компьютерные технологии и компьютерная графика становятся важной составляющей учебного процесса при подготовке студентов в сфере изобразительного искусства.
Обладание навыками работы в графических редакторах - это важная составляющая успешной профессиональной деятельности художника. «Решение задач инновационного развития индустриальной сферы России требует наличия современных высококвалифицированных, образованных, инициативных, способных к быстрой смене характера и вида деятельности кадровых ресурсов», пишет Лавров Н.Н., исследуя и анализируя проблемы подготовки педагогических кадров для технологического образования. [5] Однако данная мысль справедлива и по отношению к подготовке кадров в сфере изобразительного искусства. Конкурентоспособность выпускника художественного факультета, как на российском, так и на международном рынке в большой степени определяется его способностью интегрировать в свою деятельность достижения технического прогресса, находить новые, нетрадиционные решения поставленных задач, упрощать и ускорять процесс своей работы без потери качества. Это можно обеспечить при помощи использования компьютерной графики как сопровождения своей творческой деятельности.
Стремительное развитие прогресса диктует изменения в образовании и тех знаниях, навыках и умениях, которые необходимо получить студенту за время его обучения. Одна из важных задач современного образования - отвечать запросам времени, быть гибким и вариативным. «Обучение предполагает нахождение инновационных технологий и рассмотрение нестандартных задач», отмечают С.П.Ломов и М.В.Галкина [3,с.95] И, в самом деле, в условиях развития современных компьютерных технологий становится невозможным игнорировать их роль в обучении и становлении будущих художников, даже в тех случаях, когда их деятельность не связана напрямую с компьютерной графикой или дизайном. Со стороны образо-
о о и и m 5 m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
0
сч
г»
01 г
вательного учреждения Задачей преподавателя в данной ситуации становится оперативно адаптироваться под развитие прогресса, осваивать и включать в образовательный процесс современные технологии, анализировать их необходимость для будущих профессионалов в области изобразительного искусства.
Насколько важную функцию выполняют компьютерные технологии в работе художника в настоящее время? Компьютерная графика в художественной деятельности может служить как сопровождением в рабочем процессе - художник получает новые возможности для того чтобы добиваться поставленной художественной цели, новый творческий язык, кроме того зачастую использование компьютерных технологий позволяет сделать творчество менее затратным, - так и способствовать распространений искусства и обретению популярности и востребованности на соответствующих площадках.
В первую очередь, умение рисовать в графических редакторах предоставляет широкие возможности для эскизирования будущих произведений искусства. Высокая вариативность при имитации материалов, возможность изменить любую деталь на любом этапе работы без необходимости заново перерисовывать остальные части изображения, свободный подбор цветовой гаммы и возможность за считанные минуты путем манипуляций с одним и тем же изображением рассмотреть несколько вариантов будущей работы, возможность перемещать и копировать элементы для создания орнаментов неоспоримо упростят и ускорят процесс создания графических и живописных картин и произведений прикладного искусства.
Вторым немаловажным аспектом компьютерной графики является то, что она дает художнику представить себя в мультимедийном пространстве. Со стремительным развитием интернета, появлением онлайн-галерей и творческих сообществ умение грамотно представить себя в цифровом пространстве и создавать свое электронное портфолио может стать определяющим в профессиональной деятельности. На занятиях компьютерной графикой будущие художники получают важные навыки составления мультимедийного портфолио, ретуши фотографий своих работ и изделий прикладного искусства, разработки авторских визиток, каталогов, альбомов и даже сувенирной продукции со своими работами, таких как календари, открытки или постеры.
Все это говорит о большой актуальности преподавания дисциплин, связанных с компьютерной графикой, на всех направлениях подготовки художественно-графических факультетов. Однако обзор литературы и анализ действующих программ показал, что в данный момент эта сторона изобразительной деятельности изучается в основном в области преподавания дизайна, в других областях преподавания изобразительного искусства она затронута в меньшей степени. Компьютерные технологии преподаются исключительно на базовом уровне, и включают в себя в основном владение
офисными программами и текстовыми редакторами, и лишь изредка - умение работать в редакторах растровой графики.
«Новые проблемы жизни общества, новые научные открытия, стремительный бег научно-технического прогресса, изменение характера труда под влиянием новой техники, новое молодое поколение, формирующееся под влиянием изменившихся условий жизни, - все это ставит и перед воспитанием и перед обучением новые и новые более сложные задачи.» [1,с.5]. В последнее десятилетие появляются научные исследования, направленные непосредственно на разработку новых методов и подходов к обучению художников. Основная проблема, встающая перед педагогами - возможность адаптации программ изучения графических редакторов для студентов направлений, не связанных напрямую с компьютерной графикой. Актуальной становится разработка заданий, всецело охватывающих техническую сторону процесса работы в графических редакторах, а также применимых на практике к их собственному творчеству. В числе таких заданий должны, в первую очередь, оказаться задания, позволяющие студентам получить навыки:
- работы с базовыми инструментами графических редакторов
- фоторетуши
- цифрового рисования
- работы с текстом в графических редакторах
- верстки каталогов и портфолио
- разработки паттернов
А также получить начальные знания о форматах изображений, видах компьютерной графики, различиях и способах применения каждого из них и цветовых моделях.
Очень важным становится использование в ходе обучения проектной деятельности студентов. Именно создание некого готового продукта поможет самим студентам на практике пройти весь путь от замысла до реализации, увидеть пользу от использования графических редакторов в их работе и научиться применять их к непосредственной деятельности, а не абстрактно. Задания должны быть сформированы таким образом, чтобы логически подвести к итоговому проекту, дать студенту ряд опытов, способствующих его будущей проектной деятельности, активизировать их исследовательскую, творческую и поисковую деятельность. Наличие итогового проекта позволяет обучению быть более личностно-ориентированным, тема проекта, пусть и подчиненная учебным целям и задачам, должна выбираться студентом самостоятельно под руководством педагога для большей заинтересованности и активности студентов.
Также среди умений, которые необходимо дать студенту за время прохождения данной дисциплины, одно из важных мест занимает умение самостоятельно искать информацию и обучаться по видеоурокам и пошаговым инструкциям из Интернета. Сфера компьютерной графики развивается стремительно, и знания, данные студентам непосредственно на занятиях, достаточно быстро уста-
ревают. Привить студентам способность постоянно обновлять свои знания, изучать новые стороны и возможности компьютерной графики, совершенствовать и расширять свои познания - немаловажная задача педагога.
Проведенный анализ позволил сделать вывод об актуальности внедрения компьютерной графики в курс обучения студентов художественно-графических факультетов, о необходимости овладения базовыми навыками работы в графических редакторах для будущих художников и о широком спектре возможностей применения компьютерной графики в художественной деятельности. Введение курса изучения компьютерной графики повысит уровень студентов как будущих специалистов, их конкурентоспособность, уровень их творческих способностей и соответствие их, как специалистов, требованиям современного общества.
Литература
1. Аветисян Д.Д., Катханова Ю.Ф. О перспективах развития школьного образования [Текст] /Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5. - М.: МПГУ, 2011, - С. 5-7.
2. Барциц Р.Ч., Власова И.М. Динамика формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров // Право и практика. 2016. No 3. С. 189-195.
3. Галкина М.В., Ломов С.П. Проблемы содержания современного дизайн-образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. No 4.С. 94-99.
4. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. No 2. С. 122-128.
5. Лавров Н.Н. Проблемы подготовки педагогических кадров для технологического образования // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2014. №1 URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/543
6. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования. М., 2011. 230 с.
The value of computer graphics in the teaching of disciplines to students of art and graphics faculty
Korobanov A.V., Chertkova A.V.
Moscow Region State University
The article discusses the issue of introducing computer graphics into teaching students of art and graphic faculties and justifying the need to study the Computer Graphics discipline as an independent academic discipline; it highlights the problems of preparing art students in accordance with the requirements of modern society. The author analyzes the functions of computer graphics in the professional activity of the artist, substantiates the importance of preparing students for the use of computer technologies to accompany their creative activities and considers possible methods used to effectively teach this discipline to students.
Keywords: art education, computer technologies, artist, status of the discipline, training, computer graphics, creativity, visual arts
References
1. Avetisyan D.D., Katkhanova Yu.F., [About the prospects for the development of school education]. In: Metody i tekhnologii obucheniya izobrazitel'noy i proyektnoy deyatel'nosti. Sbornik statey, no. 5. [Methods and technologies of teaching visual and project activities. Digest of articles, no. 5] Moscow, 2011, pp 57.
2. Bartsits R.Ch., Vlasova I.M. [Dynamics of forming studentsdesigners' professional competence]. In: Pravo i praktika [Law and practice], 2016, no. 3, pp. 189-195.
3. M. Galkina, S. Lomov [The content problems of modern design education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2015, no. 2, pp. 89-96
4. L.N. Gorobets ["The project method" as the pedagogical technology]// In: Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika I psikhologiya [Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogics and Psyhology] 2012. No 2. pp. 94-99.
5. Lavrov N.N. [Problems of training teachers for technological education]. In: Vestnik Mosko-vskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2014, no. 1. Available at: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/543
6. Lomov S.P., Amanzholov S.A. Metodologiya khudozhestvennogo obrazovaniya [Methodol-ogy of art education]. Moscow, 2011. 230 p.
о
о
и
n
m
5
m
X
X
о
m
m
й
А
О
X
£
m
О
X
О
m
О
Dl
n
А
ы
о
и
А
X
X
m
73