УДК 004.42:75
Prokhorov S.A. MODERN PAINTING AND COMPUTER TECHNOLOGIES: FROM PHOTOREALISM BEFORE PAINTING 3D-ART. In article methods of works of modern painters with application of photographic and computer technics are described. Modern aspects of innovative activity of application of computer technics in the course of training are offered discipline “Painting” in a context of architecturally and design preparation in the higher school.
Key words: art, painting, computer painting, computer graphics, architecture and design, art education, innovative activity, new educational programs.
С.А. Прохоров, канд. психол. наук, проф., член СХ России, зав. каф. института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И.Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОТ ФОТОРЕАЛИЗМА ДО ЖИВОПИСИ 30-АРТ.
В статье описаны методы работ современных художников - живописцев с применением фотографической и компьютерной техники. Предложены современные аспекты инновационной деятельности применения компьютерной техники в процессе обучения дисциплине «Живопись» в контексте архитектурно-дизайнерской подготовки в высшей школе.
Ключевые слова: искусство, живопись, компьютерная живопись, компьютерная графика, архитектура и дизайн, художественное образование, инновационная деятельность, новые образовательные программы.
С развитием компьютерных технологии понятие о живописи расширяет свои возможности, приобретает новые качества. Вариативность и быстрота поиска композиции, новые цветовые решения, новые формы и направления живописи, решение новых пространственных и смысловых задач - это оттенки эволюционного развития живописи. Раскрытие глубины этих оттенков, овладение тонкостями современного художественного инструментария - задачи современных архитектурных и дизаинерских школ.
Достижение мастерства в живописи предполагает кропот-ливыи труд при изучении современных технологии, приемов по интеграции их в уже устоявшиеся в искусстве основы. При обучении живописным приемам восприятия и отображения пространства и человека необходимо ориентировать студентов архитекторов и дизайнеров архитектурной среды на новые компьютерные технологии при работе над цветографическими преобразованиями реалистической живописи. При освоении подобных методических направлений новое поколение архитекторов и дизайнеров окажется подготовленным для решения практических задач [1].
Для реализации целей современной подготовки архитекторов и дизайнеров на базе каф. «Изобразительных искусств» института архитектуры и дизайна Алт ГТУ подготовлена авторская программа предмета «Живопись» Поморова С. Б., Прохорова С. А., Шадурина А. В. На основе программы обучение студентов архитекторов и дизайнеров законам живописи реалистической школы с применением технологий фотореализма, цифровой живописи и живопись Эй-арт получает новые подходы.
Программа предполагает изучение, практические исследования, в том числе, картин художников фотореализма (гиперреализма, суперреализма), цифровой живописи, живописи Э-й и Э-й арт-стрит [2]. Значимость их изучения очень высока для ведения практических занятий по живописи и ее цветографическим интерпретациям со студентами архитекторами и дизайнерами архитектурной среды.
На основе изучения картин современных художников как первоисточника информации по новым направлениям живописи последних двух десятилетий, развития новых технологий есть возможность прогнозирования в появлении новых направлений живописи и построении теории ее развития, следовательно, и теоретических и практических методов обучения [Э ]. Для построения теоретических и практических основ в преподавании современной живописи, важно обратиться к истории возникновения различных приемов передачи пространства на плоскости в области изобразительного искусства. Бесценным источником являются живописные произведения, дающее объемный фактический материал, накопленный в течение многих столетий. Является очевидным, что художественные приемы исполнения предметов искусства связаны с историей развития человеческой деятельности. Появление живописных приемов, которые способны открыть перед человеком творческие горизонты требует тщательного изучения.
История построения изображений живописного пространства на плоскости интересует нас, прежде всего, с точки зрения освоения художниками развития технических приемов. Еще в 1960-х годах в США возникло направление в живописи - фо-
тореализм [4]. Именно фотореализм положил начало творческого эксперимента: соединение живописи с технологическими достижениями.
Сегодня очевидна творческая эволюция от фотореализма до компьютерных технологий живописи Эй-арт. Искусство живописи и новые технологии следует рассматривать во взаимосвязи. В рамках статьи посталена задача рассмотреть особенности фотореализма, цифровой живописи и живопись Эй-арт как взаимосвязанных эволюционирующих явлений и приемов в живописи.
Слово «фотореализм» было придумано Луи Мейзелем в 1968 году, а впервые опубликовано - в 1970 году в каталоге Музея Уитни для выставки «Двадцать два реалиста» Луи Мей-зель, двумя годами позже составил определение фотореализма из пяти пунктов по просьбе Стюарта М. Спейсер, который владел большой коллекцией работ фотореалистов, которая позже демонстрировались на передвижной выставке «Фотореализм 197Э: коллекция Стюарта М. Спейсера» [5].
Фотореалистичная живопись невозможна без фотографии. В фотореализме изменение и движение должно быть заморожено во времени, которое скрупулёзно должно было быть представлено художником. Фотореалисты собирали свои образы и информацию при помощи камеры и фотографий. Обычно снимки делались на слайд, а затем переносились на холст. Это делалось при помощи проецирования слайда или с использованием сетки. Результат был копией фотографии, но обычно гораздо больше оригинала.
Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Целью фотореалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреаль-но.
Изучением технологических особенностей фотореализма занимался Билл Флеминг «Создание фотореалистичных изображений» (М.: ДМК, 1999) [6]. В это же время вышло продолжение его труда «Фотореализм. Профессиональные приемы работы». Данные работы содержат описание оригинальных методов, которые позволяют конструировать модели на основе растровых карт, накладывать реалистичные текстуры на поверхность объектов сложной формы, создавать объемные изображения при помощи мозаичных карт. Основное внимание автор уделяет задаче реалистичного воспроизведения окружающей среды, в том числе городских композиций и природных пейзажей, натуральных материалов, растительного покрова и водоемов. Предлагаемые приемы моделирования экономичны и позволяют избежать перерасхода ресурсов вычислительной системы при разработке сложных сцен.
Работы полезны специалистам в области компьютерной графики, дизайнерам. Описываемые Флемингом методы моделирования универсальны: их можно применять практически
в любой современной программе трехмерной графики на любой аппаратной платформе. Вспомогательные файлы для выполнения упражнений представлены в десяти наиболее распространенных форматах: LWO, 3DS, DXF, COB, MAX, IMA, OBJ, HRC, VIS, 3DMF.
Первое поколение американских фотореалистов включало таких художников как Ричард Эстес, Ральф Гоингз, Чак Клоуз, Чарлз Белл, Джон Баедер, Одри Флэк, Дон Эдди, Роберт Бешт-ле, Том Блэквэлл, Ричард МакЛин [7]. Дуэйн Хансон и Джон Де-Андреа были скульпторами, чье творчество связывают с фотореализмом, благодаря раскрашенной очень натуралистичной скульптуре, изображающей обычных людей. Подъем фотореализма был в середине 1970-х, но в начале 1990-х интерес к жанру возродился. Это возобновленный интерес связан как с художниками «первого поколения» фотореалистов, так и с более молодыми. С новыми технологиями возможности художников расширились. Многие известные молодые фотореалисты европейцы: Рафаэлла Спенс - англичанка, живущая в Италии, Бертран Мениель во Франции, Роберто Бернарди и Чиара Алберто-ни в Италии, Бернардо Торренс в Испании, Тони Брунелли в Нью-Йорке и Клайв Хэд в Великобритании. Среди азиатских фотореалистов известен иранец Иман Малеки [8].
Ли Прайс - американская художница, работающая в жанре гиперреализм (фотореализм). Прайс окончила Колледж Искусств Moore в Пенсильвании по специальности “живопись” в 1990 году. Основным сюжетом картин Ли Прайс являются женщины, принимающие пищу (см. приложение № 1). Обьемная уличная живопись 3D-арт Курта Веннера искусного художника известного своей монументальной и уличной живописью мелом с использованием проекции, называемой анаморфозом, заслуживает внимания как особый технологичный вариант работы с представлением о пространстве [9].
Курт Веннер считается одним из самых известных мастеров трехмерной живописи. Кстати, этот прием использовался еще много веков назад. Так, в 17 веке в стиле Барокко художники часто использовали смесь архитектуры и иллюзионного изображения, так что стоя в определенном месте, можно было видеть не просто картинку, а особенную, «живую» фреску (см Приложение № 2). Еще один вид живописного искусства - цифровая живопись родилась в начале 90х годов и развивалась в основном в США. К 2000 году она стала очень популярным видом искусства в Европе и Азии.
В России пик популярности цифровой живописи ожидается в 2012-2015 годах. Живопись в стиле «Digital Art» - одно из дизайнерских направлений в работе по созданию уникальных шедевров с использованием обычных фотографий. Цифровая живопись - создание электронных изображений за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.
Создание рисунка /картины от начала и до конца на компьютере — относительно новое направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливить невозможно, однако, примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК - 1995 - 1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн. цветов) [10]. Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт
(перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, блики, рефлексы и т.д. Использование цифровых технологий в фотографии порождает также гибридные технологи (например, фотоимпрессионизм).
В конце XX - начале XXI веков CG-арт бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня необходимо иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи. Corel Painter - программа, предназначенная для цифровой живописи и рисунка. С помощью графического планшета художник может работать с виртуальными инструментами в этой программе так же легко, как и с обычными карандашом или кистью. Интерфейс программы разработан в контексте создания цифровой живописи с «чистого листа» (в отличие от программы Photoshop, которая создана для обработки уже имеющихся изображений, но также позволяет рисовать).
Художник Марек Денко чешский художник-мастер трехмерной компьютерной живописи. С детства увлекался и интересовался различными видами искусства: занимался живописью, графикой, играл на гитаре и даже пытался сочинять музыку, открыл для себя секреты компьютерной графики [11]. В настоящее время Марек живет в Праге и работает в студии. Темы его работ весьма разнообразны, но везде поражает детализация и ощущение, что это реальные кадры с кинопленки или фотографии. Хотя все воссоздано только с помощью трёхмерной и двухмерной графики (см. Приложение № 4).
Цифровая живопись представлена также в работах Николя Бувье. Николя Бувье - 38-летний француз по происхождению. В настоящее время живет в Сиэтле. На сегодняшний день Nicolas Bouvier работает художником концептуалистом для Microsoft в Редмонде, штат Вашингтон. Работает в индустрии видеоигр, как арт-директор и дизайнер концептов (см. Приложение№ 4). Современный польский художник Каспер Калиновский так же создает работы с помощью технологии цифровой живописи (см. Приложение № 5).
Таким образом, в современном искусстве сегодня существует 2 основных вида живописи: классическая и цифровая. Визуальной разницы между цифровыми и классическими картинами не существует. Не стоит ассоциировать слово «цифровой» с программой «фотошоп». Каждый сантиметр картин обеих типов прорисовывается только рукой художника. Сегодня в цифровых картинах используются не только маслянные краски, но и различные масляные пасты, акриловые гели, что позволяет холсту высохнуть за сутки. Создание картины от начала и до конца на компьютере - относительно новое направление в изобразительном искусстве [12].
Сегодняшний этап развития компьютерного искусства начался еще в прошлом столетии, что до компьютерной живописи, то она сегодня расширяет наши представления о форме и пространстве как таковых: форма произведений в этой области определяется техническими возможностями компьютерной среды, и творческой составляющей художника. Современный художник, дизайнер может думать вместе с машиной, находить адекватное применение тем необъятным возможностям, которые заложены в современной технике. В этом в ближайшее время заключается трансформация компьютерного творчества, моделирование и воплощение образа художника нового времени.
Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Приложение № 4 Приложение № 5
Ли Прайс Гиперреализм Курт Веннер Марек Денко Nikolas Bouvie Каспер Калиновский
Библиографический список
1. Поморов, С. Б. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре / С.Б.Поморов, С.А.Прохоров, А.В.Шадурин. -Барнаул, 2010.
2. Прохоров, С.А. Живопись для архитекторов и дизайнеров / С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. - Барнаул, 2010.
3. Прохоров, С.А. Живопись для архитекторов и дизайнеров / С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. - Барнаул, 2010.
4. Э/р. - Р/д: http://www. dic.academic.ru>dic.nsf/enc3p/310930
5. Meisel, Louis K. Photorealism. Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York / 1980.
6. Флеминг, Б. Создание фотореалистичных изображений // Фотореализм. Профессиональные приемы работы. - М., 1999
7. Э/р. - Р/д: http://www. dic.academic.ru>dic.nsf/enc3p/310930
8. Meisel, Louis K. Photorealism. Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York / 1980.
9. Э/р. - Р/д: http://www. dic.academic.kulturologia.ru/blogs
10. Э/р. - Р/д: http://www.kulturologia. dic.academic..ru/blogs
11. Э/р. - Р/д: http://www.kulturologla.ru/blogs
12. Наумова, В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования. - Барнаул, 2010.
Bibliography
1. Pomorov. S.B. Decorative painting and computer graphics interpretations in design culture ?the Text ??? S.B.Pomorov, S.A.Prohorov, A.V.Shadurin. -Barnaul: AltSTU, 2010.141p.: silt.
2. Prokhorov S.A. Painting for architects and designers ?the Text ?/S.A.Prokhorov, A.V.Shadurin - Barnaul: MSTU, 2010.
3. Prokhorov S.A. Painting for architects and designers ?the Text ?/S.A.Prokhorov, A.V.Shadurin - Barnaul: MSTU, 2010.
4. http://www. dic.academic.ru <http://dic.academic.ru/> >dic.nsf/enc3p/310930 <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/310930>
5. Melsel, Louis K. Photorealism. Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York / 1980. p. 12.
6. Bill Fleming, Creation of photorealistic images / М: ДМК, 1999. Bill Fleming, Photorealism. Professional working methods / М: ДМК, 1999
7. http://www. dic.academic.ru <http://dic.academic.ru/> >dic.nsf/enc3p/310930 <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/310930>
8. Melsel, Louis K. Photorealism. Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York / 1980. p. 12.
9. http://www.kulturologia.ru/blogs;
10. http://www.kulturologia.ru/blogs;
11. http://www.kulturologia.ru/blogs;
12. Naumova. Of architecturally-art creativity and actual vectors of architectural formation ?the Text ?/Naumova. - Barnaul: АSU, 2010
Статья поступила в редакцию 06.09.11
УДК 811.512.141
Salyakhova Z.I. FORMS OF CAUSATIVE IN BASHKIR LANGUAGE. This article is dedicated to the problem of causative in Bashkir language. It is one of the microfields of the category of voice. On this question there are many works in Turkology, but the problem of causative remains questionable. Complex of language means which serve for expressing causative meaning of verb in Bashkir language is considered in the article.
Key words: Bashkir language, voice, causative, transitiveness, intransitiveness, context.
З.И. Саляхова, канд. филол. наук, доц. СГПА им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
ФОРМЫ КАУЗАТИВА В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ
Статья посвящена проблеме каузатива в башкирском языке, являющимся одним из микрополей залоговости. По данному вопросу в тюркологии имеется достаточно много работ, но проблема каузатива (понудительного залога) все еще остается спорной. Рассматривается комплекс языковых средств, служащих для выражения каузативного значения залога глагола в башкирском языке.
Ключевые слова: башкирский язык, залог и залоговость, каузатив, понудительный залог, переходность и непереходность, контекст.
В тюркологии формы каузатива, по традиции, относятся к категории залога наряду с формами актива (действительный залог), пассива (страдательный залог), рефлексива (возвратный залог), и реципрока (взаимно-совместный залог). Данная традиция идет еще от составителей первых грамматик тюркских языков и продолжается, по сей день, хотя исследователи отмечают, что это «никем не было обосновано надлежащим образом» [1, с. 284]. По данному вопросу в тюркологии имеется достаточно много работ, но проблема залога глагола все еще остается спорной. В тюркологических исследованиях этот залог изучался под названиями «побудительный», «каузативный», «понудительный», «причинительный». Термин «побудительный», по мнению некоторых исследователей (Л.Н. Харитонов, Г.Д. Сан-жеев), исходит из более широкого понимания «побуждения» для обозначения различных оттенков значения данного залога. Другие (А.А. Юлдашев, В.И. Асланов) признают термин «понудительный», так как считают основным залоговым значением выражение действия, выполняемого одним лицом по приказанию, просьбе, разрешению другого. В языкознании не всеми исследователями признается правомерность выделения понудительного залога. Одни авторы избегают употребления термина «понудительный залог», заменяя его «понудительной формой» или «побудительным глаголом» (Н.П. Дыренкова, К.З.Зиннатуллина, Л.Н.Харитонов), другие считают понудительный залог частной разновидностью действительного залога, исходя из того, что способность вызывать другое действие не является исключительным достоянием рассматриваемой формы, а свойственна и глаголам действительного залога (Б.А. Серебренников, Н.И. Джанашиа, У.Б. Алиев) [2, с. 7Э].
В тюркологической литературе часто встречается параллельное употребление терминов «понудительный залог» и «каузатив» (от лат.саиза - имеющий значение причин, повода для
действия), это означает, что в позиции подлежащего стоит причина действия, а в позиции прямого дополнения субъект основного действия. Каузативность - более широкое и более нейтральное понятие, по сравнению с понудительностью, ибо означает всякого рода явления, имеющие значение причины (повода) для действия. В настоящей статье термины «каузатив» и «понудительный залог» употребляются как синонимы. Н.И. Ге-ляева считает, что каузативность связана с обогащением лексического значения глагола, его модификацией, поэтому является больше лексической категорией, чем грамматической. Не случайно каузативными называются конструкции типа «Мы вернулись, так как испортилась погода», между составляющими элементами которых существует определенная причинно-следственная связь [Э, с. 6].
Понудительный залог - грамматический способ ее реалии-зации. Эти два понятия, по мнению Н.И. Геляевой, не покрывают друг друга, а, скорее, относятся как часть к целому [2, с. 7Э]. Термин «понудительный», традиционно принятый в тюркологии, удобен для описания группы форм с каузативным значением, хотя в большинстве случаев некоторые из этих форм не имеют отношения к собственно понудительному залогу [1, с. 284]. На башкирском языке он называется «йeкмэтеY йунэлеше», т.е. «нагрузочный залог» («йекмэтеу» - «возлагать, нагружать»). В башкирском языке каузативные аффиксы передают, кроме значения «понуждать», «побуждать», и такие семы, как «возлагать», «заставлять», «просить», «повелевать»,
«разрешать», «допускать», «позволять», «дать возможность», «дать повод». Другими словами, каузативные аффиксы в составе залоговой формы глагола передают и фактивное, и пермиссивное значение каузации. Под фактической каузацией понимается такая каузация, при которой субъект (реальный исполнитель) совершает действие, названное глаголом, по