Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ БЕЗРАЗМЕРНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ И ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЗАДАЧ'

ВВЕДЕНИЕ БЕЗРАЗМЕРНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ И ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
анализ / метод / образование / математика / наука / Analysis / method / education / mathematics / science

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Оразгулыев А., Алламурадова М.К.

В данной статье рассматриваются введение безразмерных переменных. Проведен перекрестный и сравнительный анализ формирование безразмерных переменных и общее описание задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIMENSIONLESS VARIABLES AND A GENERAL DESCRIPTION OF THE TASKS

This article discusses the introduction of dimensionless variables. A cross-sectional and comparative analysis of the formation of dimensionless variables and a general description of the tasks were carried out.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ БЕЗРАЗМЕРНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ И ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЗАДАЧ»

УДК 51

Оразгулыев А.

канд. физ .-мат. наук, старший преподаватель кафедры «Прикладная математика и информатика» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

(г. Ашгабад, Туркменистан)

Алламурадова М.К.

преподаватель кафедры «Прикладная математика и информатика» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

(г. Ашгабад, Туркменистан)

ВВЕДЕНИЕ БЕЗРАЗМЕРНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ И ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЗАДАЧ

Аннотация: в данной статье рассматриваются введение безразмерных переменных. Проведен перекрестный и сравнительный анализ формирование безразмерных переменных и общее описание задач.

Ключевые слова: анализ, метод, образование, математика, наука.

Эффективность решения сформулированных в [1] краевых задач зависит от указанного введения безразмерных переменных. Действительно, различные величины, фигурирующие в этих задачах, имеют в системе единиц Си самые различные порядки: от 106 (А, д) до 10-3 (перемещения). Это создает трудности при вычислениях. Кроме того, безразмерные переменные удобнее для физической интерпретации результатов.

Введение безразмерных переменных начинается с введения определенных масштабных величин. В качестве масштаба "макро" - длин выбираем величину /. Для "микро" - длин, т.е. перемещений эта величина, конечна, неудобна. Для того, чтобы выбрать его более разумным образом,

предположим, что в = 0 и излучатель развивает некоторое характерное давление а0. Заменим его сосредоточенной силой величины 8212а0. Перемещения полупространства при действии этой силы определяется из известного решения Бусинеска [2]. В точке приложения силы перемещения равны бесконечности. В качестве масштаба перемещений выберем величину и*, равную величине вертикального перемещения на глубине I. Она равна

* ^2(1 + у)(3 - 2у)

и =-г-;;-1

4пЕ

Здесь Е, V — модуль Юнга и коэффициент Пуассона материала изделия.

В качестве масштаба времени Ь* выберем величину Ь* = —, где Су —

СV

скорость продольной волны в теле изделия. Далее нам понадобиться также скорость поперечной волны СБ. Как известно

=

X + 2д

—т1- , ^ =

N

Р

N

Введем безразмерные перемещения, координаты и время с помощью равенств

щ = щи*, ИI = И{и*,XI = х^ (1 = 1,2), t = Н*. Подставим эти выражения в первые из уравнений движений д2и

г _ 2 + Аи = 0 (х = П), х = (хх, х2) дЬ2

где Аи = —(Я + д)graddivíí — у.Аи (£ = 1,2). Тогда получим

— [(Л + (1) graddivíí — р.Аи\ = 0.

д12

Здесь в операторах graddiv, А подразумеваются производные по безразмерным координатам хх, х2 и введены обозначения

А = Л = = СУ2 + 2^1 ~ = Д = 1 — 2у = С2 (1) Л X + 2\1 1 — V С2 X + 2\1 2(1 — V) С2 ()

Теперь, сведем к безразмерным переменным задачу, в которой дефект интерпретируется как линия. Ограничимся случаем горизонтального дефекта. Тогда имеем:

+ С-•и-) _ щ(А+^+ + А-•и-) + + в-•и-) +

ди+ ~ ди+

+£>+ •и+ + Б- •и + + F а ,

ах^ ох2

^((^ • и+ + ^ • й-) _ • и+ + Л- • и-) + £-(В} • и+ + Я- • й-) +

~ ^ ~ ди- _ Зи-+0+ • и+ + О- •и- + Е • —— + • —-.

ах^ дх2

Здесь

1 _ 1 К пх + 3/1! 0

Г+ _1 г-_1 г+ 1+ - ^ (Х1 + 3Р-1 0 ) , _

С1 _3 / р '4 _ 2 4'Л1 _31 I 0 ^'Л1 _

_ К (~х1 + 3р.1 0 ) 61 V 0 р.1)'

~+ _К-\11 ( 0 1\ _ + (0 1\ ^ _ 2 1-10/' ^ _ 2 0/'

* _а а'* _ '* _ (0 э'' _ $ я

7+ _ 17+ 7+ С 2 _ 2 ^1 ' ^ 2 _ С-1 '

А+ _ + 3р-1 0 ) г- _ К (2Я1 + 3^1 0 )

Л2 61 ( 0 -й1)'Л2 61 ( 0 -2йЛГ

р^Г 2 6/ V 0 -2Д^ (0 0)'Ё2 _2

ъ+_Х1-&1 (0 1\ 6- _ Ч 0 ^1-^1

ь2 _

* _ ¿- а о' * _

2 2 2 \/11 + А1 0

I /¡11 0

и знак ~ над и, х^, t для краткости опущен. В концах дефекта должны быть выполнены условия ()+ _ С}- _ ()+ _ _ 0. В безразменной форме они имеют вид:

1 д + _ I + 1 Л1 + _ + _

(и1 + и1 ) + т № - и2 ) + -Т (щ -и_)+ ¡11(и+ + и_) = 0,

2 п1 6

>11

>11 1 а

I

2 ^ к + и_)+ Л (и1-и_)

Л1 д Г + ~ д г .

+ — ■-— (щ —и1) + р.1--

6 дх1

дх1

(и+ + и_ )

= 0,

У-1

I 1 д "" д

д- К -Щ)+2-а^гт ("2+ + и_)\ + I • а^ 04 - = 0,

I 1 ^ 1 ^

) +1 • ^ 04 + и_)- 6 • ^ ("г - =

При интерпретации дефекта как линии в области П рассматривается лишь уровнения (1).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Международный научный журнал «Молодой ученый» № 44 (491), ноябрь, 2023 г.;

2. Ляв А. Математическая теория упругости 2. - М., Л.: ОНТИ, 1935 г.;

3. Мак - Лахлан Н. В. Теория и приложения функций Матье. - М.: Издательство иностранный литературы, 1953 г.

Orazgulyev A.

Turkmen State University named after Magtymguly (Ashgabat, Turkmenistan)

Allamuradova M.K.

Turkmen State University named after Magtymguly (Ashgabat, Turkmenistan)

INTRODUCTION OF DIMENSIONLESS VARIABLES AND A GENERAL DESCRIPTION OF THE TASKS

Abstract: this article discusses the introduction of dimensionless variables. A cross-sectional and comparative analysis of the formation of dimensionless variables and a general description of the tasks were carried out.

Keywords: Analysis, method, education, mathematics, science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.