научные обзоры и сообщения
reviews and lectures
DOI: 10.12731/2070-7568-2017-4-223-241 УДК 378.147
ВУЗОВСКИЕ ЧЕМПИОНАТЫ ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS RUSSIA КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТУРИЗМ»
Кандыба О.В., Барашок И.В., Кушнарева И.Ю.
Актуальность включения вузовских чемпионатов профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia (далее -WSR) определяется проблемной ситуацией, которая сложилась в системе подготовки кадров высшего образования и современными требованиями рынка труда туристской индустрии, предъявляемыми к выпускникам. Вузовские чемпионаты по международным стандартам - это новое направление в движении WSR, которое способно повысить статус профессионального образования. Это первый опыт в России, который, во-первых, требует осмысления, понимания и соответственно принятия вузовским преподавательским сообществом самого движения WSR. Во-вторых, проведенный Чемпионат выявил ряд задач, которые предстоит решить вузовскому сообществу на пути эффективного внедрения международных стандартов в процедуру подготовки бакалавров. В статье представлена матрица профессиональных компетенций, составленная на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО)
по направлению подготовки «Туризм» и профессиональных стандартов WSR по компетенции «Туризм». На основе разработанной матрицы компетенций выявлено соотношение между профессиональными компетенциями ФГОС ВО и компетенциями, демонстрируемыми в конкурсных заданиях стандартов WSR «Туризм».
Цель исследования: провести сравнительный анализ компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» с компетенциями на основе блоков конкурсного задания чемпионата WSR.
Методы исследования: использованы методы включенного наблюдения, экспертной оценки и сравнительного анализа.
Результаты: проведен сравнительный анализ компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» с компетенциями, необходимыми для выполнения модулей конкурсного задания чемпионата WSR, даны рекомендации по расширению элементов конкурсных заданий для вузовского чемпионата WSR .
Область применения: полученные результаты целесообразно использовать для разработки методического обеспечения по подготовке участников к вузовским чемпионатам по компетенции WSR «Туризм».
Ключевые слова: вузовские чемпионаты; WorldSkills; туризм; стандарты; компетенция; матрица компетенций; модули.
UNIVERSITIES WORLDSKILLS RUSSIA COMPETITIONS AS A MEANS OF DEVELOPING BACHELOR'S COMPETENCIES ON SPECIALTY "TOURISM"
Kandyba O.V., Barashok I.V., Kushnareva I.Yu.
The relevance of the inclusion of the universities competitions in accordance with WorldSkills Russia standards (hereinafter - WSR) is determined by the problematic situation that has developed in the higher education system and the modern requirements of the tourist industry labor market for graduates. Universities competitions in accordance with international standards are a new direction in the WSR movement, which can enhance the status of vocational education. This is the first experi-
ence in Russia, which, first, requires reflection, understanding and, accordingly, acceptance by the university teaching community of the WSR movement itself. Secondly, the conducted competitions have revealed a number of problems that must be solved on the way to effective implementation of WSR standards in the educational process. The article presents the matrix ofprofessional competencies, compiled on the basis of the Federal State Educational Standard of the Higher Professional Education in "Tourism" training area 43.03.02 and the Skill WSR "Tourism" standards. On the basis of the developed matrix of competences, the correlation between the professional competencies of HPE FSES and competencies shown in the modules of the Skill WSR "Tourism" is revealed.
Purpose
Conducting a comparative analysis of the competencies of the HPE FSES in "Tourism" training area with competencies based on the modules of the competition task of the WSR Championship.
Methodology
In the article methods of included observation, peer review and comparative analysis were used.
Results
A comparative analysis of the competencies of the HPE FSES in "Tourism" training area with competencies necessary to complete the modules of the competition task of the WSR competition is conducted, recommendations on the expansion of the elements of the competition tasks for the university championship WSR are given.
Practical implications
The results obtained should be used to develop methodological supportfor the participants training for the universities competitions in the Skill WSR "Tourism".
Keywords: universities competitions; WorldSkills; tourism; standards; competence; matrix of competences; modules.
Введение
Развитие компетенций будущих выпускников обеспечивает повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке
труда. В свою очередь профессиональная успешность и самореализация будущего специалиста зависят, в том числе, и от сформированной во время обучения в вузе способности выстраивать стратегии и тактики ориентации в профессиональной среде.
На рынке труда для молодых специалистов - выпускников вузов сложилась проблемная ситуация. Ее суть заключается, с одной стороны, в несформированности элементов карьерной компетентности и карьерной готовности, а с другой стороны, в постоянном усложнении профессиональной среды, так как рыночная экономика с ее жесткой конкуренцией требует специалистов, способных сразу после окончания вуза быть практически готовыми профессионалами [8]. Поэтому перед современной образовательной системой стоит непростая задача формирования, развития, выбора критериев и процедуры оценки ключевых компетенций, обеспечивающих устойчивую профессиональную позицию выпускников в условиях конкурентной среды.
Подходам к вопросам формирования и оценки компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 02 «Туризм» посвящено значительное число исследований отечественных авторов. Особенности подготовки кадров для индустрии сервиса и туризма, вопросы туристского образования находят широкое освещение в российской и зарубежной научной литературе. Потребности туристской индустрии в современных условиях в большей мере сосредоточены на необходимости эффективного кадрового обеспечения. При этом профессиональная компетентность специалиста не сводится только к знаниям и умениям, ее сущностной характеристикой является возможность мобилизации знаний и умений в нужный момент, когда возникает такая необходимость [6]. Так, зарубежные авторы отмечают, что при подборе персонала работодателей интересуют не только конкретные академические навыки и знания по определенным дисциплинам, но также умение активно, творчески подходить к решению вопросов, принимать самостоятельные решения, эффективно реагировать на изменяющиеся обстоятельства делового мира, ориентироваться в условиях частой
смены технологий, что требует форсированности профессиональных компетенций, соответствующих требованиям туристского рынка [12, 14], что также свойственно требованиям отечественных работодателей.
Проецируя эти требования на учебный процесс следует отметить, что практико-ориентированный подход является одним из эффективных средств повышения профессиональных навыков выпускников [11], при этом диагностику сформированности профессиональных компетенций возможно осуществлять как на дисциплинарном, так и на практическом уровне (по результатам прохождения учебных, производственных и преддипломной практик) [2]. Для более детального отслеживания сформированности целевых результатов обучения по дисциплинам ряд авторов предлагает использовать характеристику уровней освоения той или иной компетенции, что требует дальнейших разработок и новых подходов [10]. В рамках определения учебных средств, направленных на формирование профессиональных компетенций, Е.В. Курилова и Т.Ю. Чикурова отмечают необходимость использования инновационных технологий в учебном процессе, применение ситуационных задач, интерактивных занятий, участие в научных конференциях, различного рода семинарах, прохождение стажировок на предприятиях туристской сферы, а также активное участие студентов в чемпионатах WorldSkills Russia [5]. WorldSkills Russia - это союз «Молодых профессионалов». В России WorldSkills Russia представляет некоммерческую международную организацию WorldSkills International, миссией которой является развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха.
Вузовские чемпионаты WorldSkills - это новое направление движения WSR, которое моделирует реальные производственные условия для отработки и демонстрации студентами-бакалаврами профессиональных умений и навыков и определения их уровня,
что, в свою очередь, содействует решению задач системы профессионального образования и рынка труда. В системе вузовского образования - это первый опыт, который выявил ряд проблем в процессе подготовки обучающихся к чемпионатам и содержанию модулей конкурсных заданий по стандартам WSR, которые не в полной степени соотносятся с профессиональными компетенциями ФГОС ВО. Соответственно, возникает необходимость проведения сравнительного анализа компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» с компетенциями, представленными в модулях конкурсных заданий чемпионата WSR c целью разработки единых подходов к формированию профессиональных компетенций и подготовке студентов для соревнований к вузовским чемпионатам.
Аналитическая часть
В сентябре 2017 года в России впервые стартовали вузовские чемпионаты по стандартам WSR. Основная цель вузовских чемпионатов - повышение интереса молодежи к высокотехнологичным, сервисным направлениям подготовки, формирование навыков и умений «будущего», привлечение внимания преподавателей и экспертного сообщества [9].
Соревнования по компетенции WSR «Туризм» проводятся в России с 2015 года. Одной из первых вузовских площадок, на которой прошли соревнования по данной компетенции в сентябре 2017 года, явился Дальневосточный федеральный университет (далее -ДВФУ). Соревнования ориентированы на демонстрацию участниками умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности на основе выработанных экспертным сообществом стандартов, требующих серьёзной подготовки конкурсантов.
Соревнования организованы по модульному принципу. Модули компетенции включают:
- Модуль А. Оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура;
- Модуль C. Разработка программы тура по заказу клиента;
- Модуль D. Технология продаж и продвижение турпродукта;
- Модуль Е. Разработка и обоснование нового туристского маршрута;
- Модули В, F. Специальные задания, которые предоставляют возможность участникам продемонстрировать творческие способности, креативность мышления.
До открытия направления вузовских чемпионатов в соревнованиях, как правило, принимали участие обучающиеся системы среднего профессионального образования (далее - СПО). Логическим продолжением внедрения стандартов WSR по компетенции «Туризм» явилось проведение Демонстрационного экзамена для выпускников специальности СПО «Туризм». Демонстрационный экзамен - это новая форма проверки профессиональных знаний, умений и навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии со стандартами WSR [7].
В системе СПО выработан и обозначился системный подход к внедрению стандартов WSR в образовательные программы и подготовке к участию в чемпионатах по стандартам WSI / WSR [3, 4, 15]. Для вузов выработка единых подходов, направленных на совершенствование профессиональной подготовки по международным стандартам, представляет новую задачу.
Опыт проведения отборочного вузовского чемпионата в компетенции «Туризм» по стандартам WSR показал:
- необходимость сравнительного анализа компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» с компетенциями модулей конкурсного задания чемпионата WSR с целью определения расхождений и выработки единых подходов к формированию профессиональных компетенций;
- определение механизма развития компетенций, необходимых для выполнения конкурсного задания;
- необходимость разработки методики подготовки участников вузовских чемпионатов в соответствии со стандартами компетенции;
- выработку подходов к развитию компетенций обучающихся;
- необходимость разработки профессиональных компетенций преподавателей вузов в формате WSR.
В соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата) будущим выпускникам необходимо освоить технологии разработки, продвижения и реализации туристского продукта, обладающего такими качествами, которые способны удовлетворить постоянно меняющиеся требования потребителей. Виды профессиональной деятельности, представленные в образовательном стандарте, «включают проектную, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, производственно-технологическую и сервисную деятельность. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать определенные профессиональные задачи» [1].
В свою очередь модули компетенции WSR «Туризм» имеют исключительно практико-ориентированный характер, поскольку направлены на демонстрацию профессиональных навыков участников. В таблице 1 отмечены виды профессиональных задач в области обозначенных выше видов деятельности, решение которых участник должен продемонстрировать при работе над модулями конкурсного задания (за исключением модулей В и F, задания в которых носят «спонтанный» характер).
Согласно таблице 1 большинство профессиональных задач по отношению к модулям конкурсного задания сфокусировано в области проектной деятельности - 6 задач (рис 1).
Для того, чтобы детально рассмотреть соотношение компетенций согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата) к модулям конкурсного задания, в которых они могут быть продемонстрированы, была составлена матрица компетенций по отношению к модулям (таблица 2):
Таблица 1.
Демонстрация профессиональных задач по ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в модулях компетенции WSR «Туризм» (составлено авторами на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм»)
Модули компетенции
Профессиональные задачи < ь 1 т ь ^ о ь ^ а ь 1 м ь ^ ь
д 1 д 1 д 1 д 1 д 1 д 1
проектная деятельность
постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях +
использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта с учетом основных требований информационной безопасности + +
проектирование туристских услуг и туристских продуктов в соответствии с требованиями потребителей + +
разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований +
организационно-управленческая деятельность
распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии
принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства +
расчет и оценка затрат по организации деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обоснование управленческого решения + + +
научно-исследовательская деятельность
исследование и мониторинг рынка туристских услуг; +
применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии
сервисная деятельность
обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания; +
организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов, формирование клиентурных отношений; + + +
разработка внутренних нормативных документов по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии. +
□ проекшая деятельность
□ организационно-управленческая деятельность
□ научно-исследовательская деятельность
□ сервисная деятельность
Рис. 1. Количество решаемых профессиональных задач в модулях компетенции WSR «Туризм» по видам деятельности
Таблица 2.
Распределение компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата) по модулям Конкурсного задания компетенции WSR «Туризм» (составлено авторами на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и модулей компетенции WSR «Туризм»)
Наименование модулей компетенции
® .Л
э. £
« о к ^ но
к
° о ® о § м
й к о Э й о И к
О 3 « О & Ч
Общекультурные компетенции
я й & я
пн
ж Р
о н
.с
л е
га « § &
н X Л й и а
уе
^ гДн
н 1)
5 л
в ° §
3 £
он пв
о К ^ Ё
д ^ ю 1)
ок о д ое пц
н
о
£ О а
м
& к о
й
е
к & ^ и Ч ^
маи 3 "га о м н к Я £ и еде
>§ ^ I
К Л « н ^ 3
га X 2 § § §
ц
к
им но н н
с* ^
му
л
лук
Н £
ти нм
я ^ & о
* §
В Л & Щ
К Л
о д
о Л
га К
§ !?
ми
о к ь
п и
ко
О '
е
«
2 о
ч ^ ой ди он
а к о иц
о т л ° §
« Й ео вн он
Л и Ч
уц
за Р
й
но ^ К 3 «
дои дн
л и н ^ ае вп К о ^ и
к
ь &
ал о я & О
„ Л
я к н к
ои нн
ли
<и Он " § §
I «
я а « иэ £ °
¡§5 §
3 ^ о
Модуль А
Модуль В
Модуль С
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Продолжение табл. 2.
Модуль D + + +
Модуль Е + + + +
Модуль F + + + +
Общепрофессиональные компетенции
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1); способностью к разработке туристского продукта (ОПК-2); способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов (ОПК-3).
Модуль А + +
Модуль В + +
Модуль С + + +
Модуль D +
Модуль Е + + +
Модуль F + +
Профессиональные компетенции
проектная деятельность организационно-управленческая деятельность научно-исследовательская деятельность производствен-но-технологи-ческая деятельность сервисная деятельность
13 и
8 Б
Ч ¡а
> ё
' I
; £
5 оа
й «
§ Ет
и |
а I
а Ё
Е 8
ш ^
й к
ш 0
■5 §
§
к Й ^_^
53 13
в ^ ^ еЯ§
(оЯ к
0 ч Н & Ы °
£ I §
к к о
- к ь
53 5 У
Э Э с
1 19&
¡5
п и
® £ I
8 * :
Ю
и X
ю й & 8
н с
^ ^ I Й
к д «з з К Й & ~ Й >к
§8 Ей
% ъ
а Р
1 *
2 с
а ^ ? к
д к
я
<1 с
3 I;
&Б
к м 2 Р.
& к к %
3 & & 8 & 1=
Окончание табл. 2.
Модуль А + + +
Модуль B
Модуль С + + + +
Модуль D + +
Модуль Е + + + + +
Модуль F
Обсуждение
Проведенный сравнительный анализ матрицы компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и компетенций по модулям конкурсного задания позволил сделать следующие выводы:
1. Максимальное количество формируемых компетенций, необходимых для выполнения модуля конкурсного задания, содержится в модулях С и Е, которые посвящены разработке турпродукта (рис. 2).
Модуль А Модуль В Модуль С Модуль Б Модуль Е Модуль Б
Рис. 2. Распределение компетенций ФГОС ВО по модулям конкурсного задания компетенции WSR «Туризм»
2. Необходимо расширение конкурсных заданий по модулям компетенции, включающим решения профессиональных задач по организационно-управленческим и сервисным видам деятельности. Ведь качество туристского продукта в огромной степени зависит от умения организовать процесс обслуживания потребителей, от использования новых организационных процессов и форм прак-
тической деятельности. Недостаточно «живых» ситуативных задач, которые бы позволили оценить коммуникативные навыки будущих специалистов.
3. Профессиональные задачи научно-исследовательской деятельности практически не находят отражение в модулях компетенции WSR, что обосновано практико-ориентированным характером модулей, полностью имитирующими рабочий процесс турпредприятия.
4. Такие профессиональные компетенции как способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2), готовность к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-3), способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности (ПК-6), готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-8) не полностью реализуются в основных модулях компетенции (модули А, С, D, Е). Предлагается содержание заданий специальных модулей (В, Б) для вузовского чемпионата разрабатывать с учетом возможной проверки навыков, для которых необходимы указанные профессиональные компетенции.
5. Количество демонстрируемых профессиональных компетенций в модулях А и D меньше по сравнению с другими модулями. Следует ввести дополнительные профессиональные компетенции (далее - ДПК) и проработать механизмы их формирования и развития за счет вариативной части учебного плана / дополнительных программ и пр. Как свидетельствует многолетний опыт ДВФУ, приобретение обучающимися ДПК через реализацию программ дополнительного профессионального образования повышает уровень компетентности будущих выпускников вуза, укрепляет их позиции на рынке труда. С целью повышения мотивации обучающихся к приобретению ДПК и качества обучения, в ДВФУ совместно с Департаментом туризма Приморского края и отраслевым объединением НП ТОМИ «Окно в Евразию», проводится конкурс профессионального мастерства «Экскурсия. Туризм. Владивосток».
Эффективность ресурса конкурса является важным элементом развития дополнительных профессиональных компетенций, позволяя конкурсантам продемонстрировать профессиональную компетентность на чемпионате.
6. В модулях В и Б не представлены демонстрируемые профессиональные компетенции, это объясняется тем, что задания этих модулей всегда спонтанны согласно Техническому описанию компетенции, т.е. конкретная направленность задания становится известной непосредственно на чемпионате, что на момент анализа затрудняет установление связи с конкретными профессиональными компетенциями. При этом значение общекультурных и общепрофессиональных компетенций близко к среднему значению по другим модулям компетенции.
Заключение
Таким образом, матрица компетенций наглядно показывает необходимость разработки методики подготовки участников к вузовским чемпионатам по компетенции WSR «Туризм», направленной на развитие компетенций обучающихся, необходимых для демонстрации навыков в соответствии со стандартами компетенции. При этом расширение элементов конкурсного задания в рамках модулей «Специальное задание» для вузовского чемпионата позволит оценить профессиональные и дополнительные профессиональные компетенции бакалавра по направлению «Туризм», а также заложить дополнительные механизмы развития компетенций.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)».
2. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Сахарчук Е.С. О формировании профессиональных компетенций выпускников бакалавриата по основным образовательным программам укрупненной группы «Сфера
обслуживания» (на примере направления подготовки «Туризм») // Сервис Plus. 2012. № 3. С. 3-5.
3. Зимнякова И.В., Клименко Т.И. Формат WorldSkills как инструмент повышения качества услуг туристской деятельности // Актуальные задачи управления качеством и конкурентоспособностью продукции в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции / Под редакцией профессора Насретдинова И.Т. - Казань: Изд- во «Печать-сервис XXI век, 2016. С. 81-82.
4. Клименко Т.И., Кандыба О.В., Войнова А.А. Инновационные подходы к развитию потенциала российского рынка сервисных услуг // Научное обозрение. 2016. № 22. C. 141-145.
5. Курилова Е.В., Чикурова Т.Ю. Особенности подготовки кадров для туристской индустрии // Вестник ЮГУ. 2015. № 4 (39). С. 12-16.
6. Лукина М. А. Содержательный анализ профессиональных компетенций менеджера туризма // Вестник РМАТ. 2012. № 1 (4). С. 86-89.
7. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия. URL: http://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/dokumentyi.html (дата обращения: 28.09.2017).
8. Могилёвкин Е.А. Технология формирования и развития профессиональных и карьерных компетенций выпускника вуза по направлению «Менеджмент» // Вестник КГУ. 2012. №6. С. 166-170.
9. Финал первого Национального межвузовского чемпионата по стандартам Worldskills 2017. URL: http://worldskills.ru/nashi-proektyi/ chempionatyi/mezhvuzovskie-chempionatyi/final-pervogo-naczionalnogo-mezhvuzovskogo-chempionata.html (дата обращения: 23.09.2017).
10. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В., Хатит Ф.Р., Ожева С.Б. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43. 03. 02 «Туризм» в контексте ФГОС во 3+ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 1. С. 76-81.
11. Agita Donina, Ineta Luka. The compliance of tourism education with industry needs in Latvia. European Journal of Tourism, Hospitality and Recreation Special Issue, pp. 303-330, 2014.
12. Anita Zehrer & Claudia Môssenlechner (2009): Key Competencies of Tourism Graduates: The Employers' Point of View, Journal of Teaching in Travel & Tourism, 9:3-4, 266-287.
13. Inui Y., Wheeler D. & Lankford S. (2006) Rethinking Tourism Education: What Should Schools Teach? Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education (5) 25-35.
14. Zagonari, F. (2009). Balancing tourism education and training. International Journal of Hospitality Management (28) 2-9.
15. WorldSkills. URL: https: // www.worldskills.org/ (дата обращения: 23.09.2017).
References
1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2015 N 1463 «Ob utverjdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarrta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 43.03.02 Turizm (uroven bakalavriata)». [Federal State Educational Standard of the Higher Professional Education for the 43.03.02 Tourism (bachelor): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 14.12.2015 N 1463]
2. Anan'yeva T.N., Kobeleva O.V., Sakharchuk Ye.S. Oformirovaniiprofes-sional'nykh kompetentsiy vypusknikov bakalavriata po osnovnym obra-zovatel'nym programmam ukrupnennoy gruppy «Sfera obsluzhivaniya» (naprimere napravleniyapodgotovki «Turizm») [On the formation of professional competencies of bachelor's graduates on the basic educational programs of the enlarged group "Sphere of Service" (on the example of the training area "Tourism")]. Servis +, 2012, no. 3, pp. 3-5.
3. Zimnyakova I.V., Klimenko T.I. Format WorldSkills kak instrument povysheniya kachestva uslug turistskoy deyatel'nosti [WorldSkills format as a tool of improving the quality of tourism services]. Kazan': Pechat'-servis XXI vek Publ., 2016, pp. 81-82.
4. Klimenko T.I., Kandyba O.V., Voynova A.A. Innovatsionnyye podkhody k razvitiyu potentsiala rossiyskogo rynka servisnykh uslug [Innovative approaches to the development of potential of services market in Russia]. Nauchnoe obozrenie [Science Review], 2016, no. 22, pp. 141-145.
5. Kurilova Ye.V., Chikurova T.YU. Osobennosti podgotovki kadrov dlya turistskoy industrii [Training features for the tourism industry]. Vestnik YuGU [Yugra state university bulletin], 2015. no. 4 (39), pp. 12-16.
6. Lukina M.A. Soderzhatel'nyy analiz professional'nykh kompe-tentsiy menedzhera turizma [A comprehensive analysis of the professional competencies of the manager of tourism]. Vestnik RIAT, 2012, no. (4), pp. 86-89.
7. Metodika organizatsii i provedeniya demonstratsionnogo ekzamena po standartam Vorldskills Rossiya [The methodology for organizing and conducting a demonstration exam according to the Worldskills Russia standards]. http://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ek-zamen/dokumentyi.html (assessed September 28, 2017).
8. Mogilovkin Ye.A. Tekhnologiya formirovaniya i razvitiya profes-sion-al'nykh i kar'yernykh kompetentsiy vypusknika vuza po napravleniyu «Menedzhment» [The technology of formation and development of a high school graduates professional and career competences, the management specialization]. Vestnik of Kostroma state university, 2012. no. 6, pp. 166-170.
9. Finalpervogo Natsio-nal'nogo mezhvuzovskogo chempionatapo standartam Worldskills 2017 [Final of the first National Interuniversi-ty Competition according to the Worldskills standards 2017]. http:// worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/mezhvuzovskie-chempi-onatyi/final-pervogo-naczionalnogo-mezhvuzovskogo-chempionata. html (assessed September 23, 2017).
10. Poddubnaya T.N., Agoshkova O.V., Khatit F.R., Ozheva S.B. Pokaza-teli i kriterii otsenki sformirovannosti kompetentsiy u bakalavrov po napravleniyu podgotovki 43. 03. 02 «Turizm» v kontekste FGOS vo 3+ [Indicators and evaluation criteria of competence formation of the program track 43.03.02 "tourism" bachelors in the context of fses he 3+]. Bulletin of the Maikop state technological university, 2016, no. 1, pp. 76-81.
11. Agita Donina, Ineta Luka. The compliance of tourism education with industry needs in Latvia. European Journal of Tourism, Hospitality and Recreation Special Issue, pp. 303-330, 2014.
12. Anita Zehrer & Claudia Môssenlechner (2009): Key Competencies of Tourism Graduates: The Employers' Point of View, Journal of Teaching in Travel & Tourism, 9:3-4, 266-287.
13. Inui, Y., Wheeler, D. & Lankford, S. (2006) Rethinking Tourism Education: What Should Schools Teach? Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education (5) 25-35.
14. Zagonari, F. (2009). Balancing tourism education and training. International Journal of Hospitality Management (28) 2-9.
15. WorldSkills. https://www.worldskills.org/ (assessed September 23, 2017).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Кандыба Ольга Викторовна, сертифицированный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Туризм», преподаватель высшей квалификационной категории
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж №34»
ул. Нагатинская, 4, корпус 1, г. Москва, 115230, Российская
Федерация
Барашок Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры сервиса и туризма Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, г. Владивосток, Приморский край, 690091, Российская Федерация [email protected]
Кушнарева Ирина Юрьевна, доцент кафедры сервиса и туризма Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, г. Владивосток, Приморский край, 690091, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Kandyba Olga Victorovna, Certified Expert of WorldSkills Russia in Skill "Tourism", Teacher of the Highest Qualification Category
State Budgetary Professional Educational Institution of Moscow "Technological College № 34"
4, Nagatinskaya Str., building 1, Moscow, 115230, Russian
Federation
Barashok Irina Victorovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Service and Tourism
Far Eastern Federal University
8, Suhanov Str., Vladivostok, Primorsky Krai, 690091, Russian Federation
Kushnareva Irina Yurievna, Associate Professor of the Department of Service and Tourism
Far Eastern Federal University
8, Suhanov Str., Vladivostok, Primorsky Krai, 690091, Russian
Federation