Научная статья на тему 'ВУЗ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ВУЗ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВКЛАДА ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахова А.П., Тлехурай-Берзегова Л.П., Бюллер Е.А.

Внимание к высшей школе как движущей силе территориального развития обусловлено тем, что с середины ХХ века государственная политика была сосредоточена на развитии человеческого капитала как основы долгосрочного экономического успеха. В последние годы страны с развитой экономикой неуклонно увеличивают расходы на высшее образование. Новые требования, предъявляемые к российским высшим образовательным организациям и качеству образования, достаточно высоки и жестки, в связи с тем, что университеты оказывают огромное воздействие на развитее субъектов Российской Федерации и, следовательно, всего государства в общем. Вклад вузов в развитие регионов выражается в создании инновационного предпринимательства, в повышении человеческого капитала, производительности труда вследствие повышения образованности работников. Современные взаимоотношения между регионами и вузами должны быть партнерскими, в основе которых находится взаимный интерес, так как они способствуют решению задач социально-экономического характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахова А.П., Тлехурай-Берзегова Л.П., Бюллер Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS A DRIVER OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Attention to higher education as a driving force of territorial development is due to the fact that since the middle of the twentieth century, state policy has been focused on the development of human capital as the basis for long-term economic success. In recent years, advanced economies have steadily increased spending on higher education. The new requirements for Russian higher educational institutions and the quality of education are quite high and tough, due to the fact that universities have a huge impact on the development of the constituent entities of the Russian Federation and, consequently, the entire state in general. The contribution of universities to the development of regions is expressed in the creation of innovative entrepreneurship, in an increase in human capital, labor productivity due to an increase in the education of workers. Modern relations between regions and universities should be based on partnerships, which are of mutual interest, since they contribute to solving problems of a socio-economic nature

Текст научной работы на тему «ВУЗ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY

Научная статья УДК [332.14:316.42]:37 ББК 65.049 Б 30

DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-3-285-13-19.

ВУЗ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

(Рецензирована)

Анжелла Пшимафовна Бахова1 Лариса Талибовна Тлехурай-Берзегова2 Елена Александровна Бюллер3

1,2,3Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

1hachmafova_angel@mail.ru

2tlekhuraj@rambler.ru

3bullerea@mail.ru

Аннотация. Внимание к высшей школе как движущей силе территориального развития обусловлено тем, что с середины ХХ века государственная политика была сосредоточена на развитии человеческого капитала как основы долгосрочного экономического успеха. В последние годы страны с развитой экономикой неуклонно увеличивают расходы на высшее образование. Новые требования, предъявляемые к российским высшим образовательным организациям и качеству образования, достаточно высоки и жестки, в связи с тем, что университеты оказывают огромное воздействие на развитее субъектов Российской Федерации и, следовательно, всего государства в общем.

Вклад вузов в развитие регионов выражается в создании инновационного предпринимательства, в повышении человеческого капитала, производительности труда вследствие повышения образованности работников. Современные взаимоотношения между регионами и вузами должны быть партнерскими, в основе которых находится взаимный интерес, так как они способствуют решению задач социально-экономического характера.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона; оценка потенциального вклада образования в социально-экономическое развитие региона; человеческий капитал; трансформация образовательного потенциала в трудовой потенциал; качество образования.

Для цитирования: Бахова А.П., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А. Вуз как драйвер экономического развития региона // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2021. Вып. 3 (285). С. 13-19. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-3-285-13-19.

Original Research Paper

UNIVERSITY AS A DRIVER OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Anzhella P. Bakhova1 Larisa T. Tlekhuray-Berzegova2 Elena A. Byuller3

1,2,3Adyghe State University, Maykop, Russia 1hachmafova_angel@mail.ru 2tlekhuraj@rambler.ru 3bullerea@mail.ru

Abstract. Attention to higher education as a driving force of territorial development is due to the fact that since the middle of the twentieth century, state policy has been focused on the development of human capital as the basis for long-term economic success. In recent years, advanced economies have steadily increased spending on higher education. The new requirements for Russian higher educational institutions and the quality of education are quite high and tough, due to the fact that universities have a huge impact on the development of the constituent entities of the Russian Federation and, consequently, the entire state in general.

The contribution of universities to the development of regions is expressed in the creation of innovative entrepreneurship, in an increase in human capital, labor productivity due to an increase in the education of workers. Modern relations between regions and universities should be based on partnerships, which are of mutual interest, since they contribute to solving problems of a socio-economic nature.

Keywords: socio-economic development of regions; assessment of the potential contribution of education to the socio-economic development of the regions; human capital; transformation of educational potential into labor potential; the quality of education.

For citation: Bakhova A.P., Tlekhuray-Berzegova L.T., Byuller E.A. University as a driver of economic development of the region // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2021. No. 3 (285). P. 13-19 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-3-285-13-19.

В настоящее время в России происходит переформатирование системы вузовского образования, т.к. вузы являются одним из источников экономического и социального развития, как региона, так и страны в целом. Глобальная конкуренция на международном рынке образовательных услуг требует от современных вузов проявлять гибкость и неоднородность взаимодействия, быстроту реагирования на изменения и преодоление свойственной им инертности.

Появлению новых знаний способствует всеобщая глобализация и технологический прогресс. Возникновению как новых форм получения

образовательных услуг, так и самой образовательной услуги способствует трансформация образования из формального образования в инфор-мальное, выходящее за рамки стандартной образовательной среды, т.е. образование переходит в открытую и подвижную систему. Все это приводит к появлению новых профессий и требований к профессиональной квалификации с учетом не только технологического, но и социально-экономического прогресса.

При вступлении на первичный рынок труда молодежь сталкивается со спецификой его функционирования и особенностями трудовых отношений в области занятости.

При этом простого вступления недостаточно, необходимо быть востребованным, конкурентным, уметь предвидеть возможные изменения профессиональной деятельности, встраиваться в запросы рынка труда, как региона, так и страны в целом. Соответственно, это приводит к появлению новых специальностей и квалификаций, к перераспределению занятого населения между передовыми отраслями экономики, что положительно сказывается на экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Мировая практика доказывает, что наличие в регионе высокотехнологичных интеллектуальных центров напрямую влияет на качество жизни на этой территории. Согласно результатам британского исследования 2019 года, увеличение количества исследовательских университетов на 10% (на душу населения) равно росту ВРП на 0,4%. Важно учитывать не столько формальное количество университетов в единицах, сколько количество студентов, преподавателей и объем исследований [1].

В настоящее время в большинстве регионов нашей страны наблюдается тенденция отрицательного прироста 18-летних жителей, что негативно сказывается на состоянии рынка труда субъектов РФ. Отток молодежи из регионов вызывает угрозу их развития. Поэтому региональная власть должна создавать молодым стимулы для возвращения после учебы и вовлечения их в экономику.

Выделяют две наивысшие точки передвижения молодого населения: сначала при выборе места учебы, а потом - в связи выбором места работы. Таким образом, наличие в регионе вуза, имеющего современное содержание, станет одним из инструментов сохранения молодежи внутри региона и станет своеобразным центром притяжения.

Вклад, вносимый в социально-экономическое развитие региона

университетом, можно условно разделить на два уровня: начальный и высший уровни партнерского взаимодействия университета и региона.

Начальный уровень партнерства университета и региона:

- финансовый эффект на экономику региона, включающий доход от сервисов, продажи товаров и услуг на территории кампуса, плата за проживание и т.д.;

- новые высококвалифицированные рабочие кадры;

- содействие развитию новых форм предпринимательства - во время обучения молодежь создает свой бизнес, запускает стартапы, способствуя развитию инновационного пояса вокруг университета;

- использование в образовательной практике элементов волон-терства - участие студентов в социальных проектах. Применение подхода «обучение действием» - когда в учебный процесс закладываются задачи в интересах территории присутствия;

- повышение уровня культуры и, соответственно, повышение качества жизни в регионе путем открытия курсов, библиотек, проведение публичных мероприятий образовательного характера.

Высший уровень партнерского взаимодействия:

- стратегическое использование исследований и разработок университетов для развития региона;

- включенность университета в разработку стратегии развития региона, вплоть до переноса центра стратегирования из региональной администрации в университет.

В указе Президента РФ от 7 мая 2018 года обозначено главное значение высшего образования и науки для достижения национальных целей развития страны. Для входа России в пять крупнейших экономик мира необходимо опережающее развитие прогрессивных форм предпринимательств, которые ориентированы как на внутренний, так и на внешний рынок.

Следовательно, именно университет должен обеспечивать подготовку специалистов будущего, способных совершить необходимый стране технологический прорыв. Еще одна составляющая вклада вуза в достижение целей национального развития - вывод научных исследований и университетской науки в целом на качественно новый уровень, востребованный рынком. Кроме того, ведущие университеты должны стать драйверами регионального развития.

В 2019-2020 годах в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» была сформирована группа «опорных университетов», т.е. конкурентоспособных высших школ на федеральном уровне (рис. 1).

Основная цель создания ведущих университетов - привлечение

талантливой молодежи и подготовка высококвалифицированных кадров для субъектов Российской Федерации. Эти университеты обеспечивают подготовку и переподготовку кадров по широкому кругу направлений в соответствии с текущими и будущими потребностями региональной экономики: диверсифицируют набор реализуемых образовательных программ, внедряют новые модели обучения (с расширенной проектной и исследовательской составляющими), организуют образовательную деятельность в тесном сотрудничестве с работодателями, особое внимание уделяют развитию необходимых компетенций (особенно формированию компетенций в сфере предпринимательской деятельности) и повышению качества обучения, в том числе сотрудничая с ведущими российскими и зарубежными университетами.

Рис. 1. Модель реализации программы развития опорны университетов 2019-2021 гг. [3].

Существующая модель осуществления программы развития ведущих университетов показала наличие слабых сторон, таких как:

♦ Слабая вовлеченность главы субъекта РФ.

♦ Отсутствие правил взаимодействия между участниками научно-образовательного центра.

♦ Показатели не отражают вклад в развитие субъекта РФ.

♦ Закрытая университетская культура.

♦ Отсутствие институциональных изменений в субъекте РФ.

В 2020 году Минобрнауки России утверждена «Программа стратегического академического лидерства» на 2021-2030 гг. Программа основана на принципах интеграции и сотрудничества научных и образовательных организаций, а также на принципах конкуренции и открытости. Реализация Программы позволит на качественном уровне достичь показателя национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» к 2030 году для обеспечения присутствия России в первой десятке стран по объемам исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования (рис. 2).

Совет научно-

образовательного щ -«-

-*- Национальный

проект ,

«Наука»

Основные направления трансформации АГУ связаны со стратегическими инициативами, входящими в Стратегию социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, и направлены на развитие и обеспечение высокой эффективности инновационной экосистемы региона.

Достижение данного показателя возможно при консолидации усилий и потенциалов всех заинтересованных сторон, прежде всего научных организаций, вузов и организаций реального сектора экономики. Последние являются основными потребителями результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в виде экспериментальных разработок (образцов), технологий и результатов интеллектуальной деятельности.

В 2021 году по результатам предложенных вузами проектов участия в «Программе стратегического академического лидерства» были отобрано 106 высших школ РФ, в число которых вошел Адыгейский государственный университет.

Одним из направлений взаимодействия АГУ с внешней средой является включение университета как активного субъекта в процессы регионального развития. В основу трансформации университета будет положена смена парадигмы взаимодействия с регионом: от роли образовательного учреждения

Рис. 2. Предлагаемая модель реализации НОЦ.

(образовательного центра) к роли полифункционального центра формирования нового поколения интеллектуальной и деловой элиты, и включение в полноценное равноправное партнерство. РА для университета перестает быть регионом присутствия, превращается в партнера.

Университет планирует включиться в процессы развития региона по следующим направлениям: образование, туристско-рекреационное, информационных технологий, биотехнологий, социального развития, национальной культуры, спорта. В указанных направлениях АГУ берет на себя:

- опережающее кадровое обеспечение;

- предоставление возможностей молодежи региона для целевого обучения в АГУ, что обеспечивает целевое формирование кадрового потенциала компаний реального сектора экономики и социальной сферы региона;

- проведение прикладных исследований для решения актуальных задач социально-экономического развития региона;

- оказание профессиональных и консультационных услуг региональным, муниципальным органам власти, компаниям и фирмам любой формы собственности, государственным органам и организациям;

- создание предпосылок к формированию кластера инноваций и центров новых компетенций, внедрению передовых цифровых технологий в регионе.

Реализация инициатив АГУ позволит внести вклад в модернизацию региональной системы школьного и профессионального образования Республики Адыгея (в рамках реализации флагманского проекта «Образование - основа развития Адыгеи»), технологиза-цию бизнеса и госуправления на базе инфраструктуры вузов (в рамках реализации флагманского проекта «Умная Адыгея»), развитие

творческих инициатив на базе уникальной культуры, искусства и художественных промыслов (в рамках реализации флагманского проекта «Культура Адыгеи»), изучение, сохранение, воспроизводство и рациональное использование биологических ресурсов Адыгеи, комфортное, привлекательное, используемое пространство жизнедеятельности населения, бизнеса и гостей республики (в рамках реализации флагманских проектов «Адыгея без границ», «Развитие туристско-ре-креационного комплекса Республики Адыгея», «Здоровая Адыгея»), что обеспечит устойчивое развитие региона и формирование гармоничной социокультурной среды.

Развивая указанные направления, университет станет центром притяжения инновационных наукоемких технологий, что приведет к привлечению инвестиций в регион и формированию инновационного ИТ-кластера «Яблоневая долина».

Реализация указанных проектов будет способствовать диверсификации структуры регионального рынка труда, созданию новых рабочих мест, привлекательных для молодежи. Это позволит обеспечить удержание на рынке труда региона нового поколения амбициозной интеллектуальной и деловой элиты, открытой инновациям и внешней среде, реализующей свои инновационные проекты, пользуясь инфраструктурной поддержкой университета и региона в целом.

АГУ открыт для сотрудничества с регионами-соседями (Краснодарский край, КЧР, КБР и т.д.), готов стать инициатором и координатором проектов в сфере образования, культуры, цифровизации, устойчивого развития, повышения качества жизни на уровне макрорегиона [4, с. 9]

Таким образом, апгрейд вузовского образования заключается в реализации стратегической цели -повышение качества образования в широком смысле.

Примечания:

1. Назайкинская О. Что могут дать университеты регионам // Ведомости: электронный журнал. 2021. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns.

2. Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2021. 219 с. URL: http://static. government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf.

3. Концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030. URL: https://www.s-vfu.ru/sotrudniku/vasvfu/tvo.

4. Проект Программы стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет» на период 2021-2030 гг. URL: https://www. adygnet.ru/umversitet/strategicheskoerazvШe/Проект%20Программы%20стра-тегического% 20развития% 20ФГБ0У% 20В0% 20Адыгейский% 20государствен-ный%20университет%20на%202021-2030%20гг^.

References:

1. Nazaykinskaya O. What universities can give to regions // Vedomosti: electronic journal. 2021. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns.

2. Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the implementation of state policy in the field of education. M., 2021. 219 pp. URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxe r8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf.

3. The concept of the implementation of national goals in the field of science and higher education until 2030. URL: https://www.s-vfu.ru/sotrudniku/vasvfu/tvo.

4. Draft Program for the Strategic Development of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Adyghe State University» for the period 2021-2030. URL: https://www.adygnet.ru/universitet/strategicheskoerazvitie/ Project%20Program%20strategic%20development%20FGB0U%20HE%20 Adyghe% 20state% 20university% 20% 202021-2030%20.pdf.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.07.2021; одобрена после рецензирования 13.07.2021; принята к публикации 29.07.2021. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.07.2021; approved after reviewing 13.07.2021; accepted for publication 19.07.2021.

© А.П. Бахова, Л.Т. Тлехурай-Берзегова, Е.А. Бюллер, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.