DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-190-203
Человеческий капитал в развитии экономики региона: высококачественное высшее образование как инвестиции в человеческий капитал
Юнусова Гульназ Рашитовна
Ассистент, Инженерный институт, Казанский федеральный университет, Казань, РФ. E-mail: gulnaz gatina@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 2215-8206 ORCID ID: 0000-0002-5183-190X
Аннотация
Человеческий капитал с каждым днем привлекает все больше внимания во всем мире на региональном, организационном и индивидуальном уровнях. Предметом исследования являются человеческий капитал и качество высшего образования. В статье показана роль человеческого капитала как одного из факторов роста экономики региона, изучены различные нормативные, статистические и аналитические документы, научные публикации: отечественные и зарубежные работы, рассматривающие понятие «человеческий капитал» и являющиеся исходными данными исследования. В работе использованы такие теоретические методы, как синтез, обобщение, конкретизация. Применялся также дедуктивный метод, статистический анализ, сравнение, интерпретация. В исследовании предлагается модель определения понятия «человеческий капитал», выделяются его основные структурные компоненты в современном мире. Установлено, что инвестиции в человеческий капитал должны влиять на устойчивое развитие региона и страны в целом. Статья содержит анализ социально-экономического состояния Республики Татарстан, обзор опыта формирования, накопления, успешного функционирования, развития человеческого капитала в данном регионе. Выбор Республики Татарстан обусловлен тем, что он является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. В результате анализа делается вывод, что эффективное развитие экономики региона основывается на квалифицированных рабочих и специалистах по приоритетным отраслям экономики посредством развития систем профессионального образования и повышения квалификации. Статья содержит также результаты опроса обучающихся, предложения по эффективному достижению качественной подготовки специалистов, накоплению человеческого капитала. Научным вкладом работы является использование предложенного инструментария для научного обоснования стратегического развития экономики региона. В будущем возможно расширение изучения факторов развития региональной экономики.
Ключевые слова
Человеческий капитал, экономика региона, экономический рост региона, фактор экономического развития, инвестиции, образование, образовательная система, подготовка квалифицированных специалистов, качество высшего образования, национальное богатство, производительность труда.
Human Capital in the Development of Region's Economy: High-Quality Higher Education
as Investment in Human Capital
GulnazR. Yunusova
Assistant, Institute of Engineering, Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation. E-mail: gulnaz gatina@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-5183-190X
Abstract
Human capital is receiving increasing attention throughout the world, at the regional, organizational and individual levels. The article examines the human capital and the quality of higher education. It shows the role of human capital as one of the factors of region's economy growth, using various normative, statistical and analytical documents, scientific publications: domestic and foreign works, considering the concept of "human capital" which are the raw data of the study. The article uses theoretical methods such as synthesis, generalization, and concretization as well as the deductive method, the statistical analysis, comparison, interpretation. The research proposes a model of the «human capital» definition and describes its main structural components in the modern world. It has been established that investment in human capital should have an impact on the sustainable development of the region and the country as a whole. The article provides an analysis of the social and economic situation in the Republic of Tatarstan, an overview experience of formation, accumulation, successful functioning and development of human capital in the region. The choice of the Republic of Tatarstan is based on the fact that it is one of the most economically developed entities of the Russian Federation. It is concluded that the effective development of the region's economy is based on skilled workers and specialists in priority sectors of the economy through the development of vocational education and skills development. The article contains the results of the learners survey as well as proposals for the effective achievement of qualitative training of specialists and accumulation of human capital. The scientific contribution of the work is the use of the proposed toolkit to provide a scientific basis for the strategic development of the region's economy. The future research can be focused on expanding the set of factors for considering the regional economic development.
Keywords
Human capital, regional economy, economic growth of the region, economic development factor, investment, education, educational system, training of qualified professionals, quality of higher education, national wealth, labour productivity.
Введение
Эффективный экономический рост региона и страны в целом не может быть достигнут без значительного вклада навыков, знаний или ценностей людей — человеческого капитала. Этипоказателимогутбытьдостигнутыспомощьюхорошейсистемыобразованияипрофессиональной подготовкой, благодаря широкому распространению знания в сфере производственных услуг, креативных отраслей и большим усилиям по созданию наукоемкой экономики.
Современная система высшего образования должна адаптироваться к требованиям динамичноменяющейсямировойрыночнойэкономики.Эффективноеуправлениеобразовательным учреждением должно быть направленно на обеспечение качества образовательных процессов и результатов, отвечающих потребностям участников образовательного процесса и общества. Руководство учебного заведения должно обеспечивать эффективные и своевременные изменения в образовательных программах.
Единство непосредственного труда человека и его высокоинтеллектуальной деятельности, которая является источником достижения национального богатства, составляет человеческий капитал. Важно, чтобы человек расширял свои знания, навыки и способности для прогресса и развития нашего мира и общества, так как именно человеческий фактор является основным фактором развития экономики как региона, так и страны в целом.
В настоящей работе кратко описываются различные трактовки понятия «человеческий капитал». Следует отметить, что нет формализованного определения этого понятия; такая неопределенность побуждает многих ученых к дискуссиям о том, что такое человеческий капитал и как его измерять. В статье предлагается модель определения понятия «человеческий капитал», а также даны его основные структурные компоненты в современном мире. Далее рассматривается опыт формирования, накопления, успешного функционирования, развития человеческого капитала в Республике Татарстан. Затем рассматривается главный фактор, формирующий человеческий капитал, — высококачественное высшее. Кроме того, приводятся результаты опроса обучающихся и предложения по эффективному достижению качественной подготовки специалистов, накопления человеческого капитала.
В работе использованы такие методы, как синтез, обобщение, конкретизация, дедуктивный метод, статистический анализ, сравнение, интерпретация. Применялся также анализ социально-экономического состояния Республики Татарстан.
Человеческий капитал: понятие и сущность
Главные отличительные черты XXI века — экономический рост, высокий уровень доходов, расширение и распространение знаний, повышение уровня подготовки и образования, здоровое население, рост продолжительности жизни, богатая жизнь и т.п. Все эти показатели хорошей жизни достигнуты благодаря развитию человеческого капитала.
Сегодня данный термин часто используется и является актуальной темой для различных исследований. Категория человеческого капитала была проанализирована многими знаменитыми учеными прошлого. В Таблице 1 представлены основные подходы к определению понятия «человеческий капитал».
Родоначальником теории человеческого капитала считается Т. Шульц, так как именно он первым определил человеческий капитал как фактор производства. Исследователь отметил, что экономический рост является результатом технического новшества и повышения уровня производительности труда, а основным фактором производства является образование
[Schultz 1960]. Шульц считал, что человеческий капитал, как и любая другая форма капитала, улучшает качество и уровень производства. Это потребует вложений в образование, обучение и увеличение льгот для сотрудников организации.
Таблица 1. Определения категории «человеческий капитал»1
Автор Определение
Дж. С. Милль «Способности, реализующиеся только посредством труда», «мастерство, сноровка, потенциал и упорство рабочей силы» [Mill 1876, 47].
И. Фишер «Обученный индивид» [Fisher 1897, 199].
У Петти «Источник накопления общественного богатства — живой труд» [Петти 1940, 17].
К. Маркс «Труд — условие существования людей, вечная, естественная необходимость» [Маркс 1955, 49].
Ф. Кенэ «Труженик поля» [Кенэ и др. 1960, 151].
А. Смит «Основной капитал личности», «развитые и реализованные работником в труде "полезные способности"» [Смит 1962, 208].
Н. Сениор «Капитал с затратами на его содержание с ожиданием получения выгоды в будущем» [Senior 1965, 10].
Сегодня человеческий капитал определяют как результат инвестирования в образование, обучение, здравоохранение, создающий полезный эффект в будущем [Becker 1992, 86]; «способность производить предметы и услуги» [Thurow 1970, 14]; «общие и специфические знания работника» [Кендрик 1978, 152], «знания и квалификация людей» [Фукуяма 2004, 129]; «сбор знаний, навыков, способностей работников, устоявшиеся в компании «моральные ценности», культура труда и общий подход к делу» [Эдвинссон, Мэлоун 1999, 434]; «накопленные вложения в образование, подготовку, здравоохранение и другие факторы, увеличивающие производительность труда» [Макконелл и др. 1992, 39].
Современные российские ученые человеческий капитал определяют как совокупность запасов потребностей и способностей человека [Критский 2000, 9], как запас знаний, навыков, умений и других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности [Корогодин 2005, 120], приносящие в будущем доход в виде заработной платы, процента или прибыли [Радаев 2002, 25].
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующую модель определения понятия человеческого капитала: это накопленные в процессе жизнедеятельности знания, умения, навыки, опыт, здоровье, которыми обладает рабочая сила и которые рассматриваются как ресурс, актив, инвестиции, повышающие производительность труда как индивида, так и региона, страны в целом.
Выделим основные структурные компоненты человеческого капитала в современном мире:
1) образование: общие, профессиональные знания и навыки;
2) воспитание, особенности характера;
3) подготовка, интеллект, лояльность, гибкость, пунктуальность, творческие способности, мобильность, то есть те способности, которые работодатели ценят;
4) профессиональный опыт и стаж работы, квалификация;
5) состояние здоровья, наследственность, характеристики семьи;
6) уровень культуры, духовная составляющая;
7) мотивация, принципы и стереотипы поведения.
1 Составлено автором.
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021
Таким образом, использование различных ресурсов, как материальных, так и нематериальных, в развитии и становлении индивида можно рассматривать как инвестиции в человека (человеческий капитал), удовлетворяющие его потребности и определяющие его будущие личные доходы, доходы региона и страны в целом. Последнее объясняется тем, что каждый человек, повышая свою производительность, увеличивает национальный доход.
Человеческий капитал и экономический рост региона
Человеческий капитал имеет экономическую ценность для работодателей и для экономики в целом, так как он увеличивает производительность и, следовательно, прибыльность. Инвестиции в образование, обучение индивида— это основа роста прибыли. Но следует помнить, что человеческий капитал может обесцениться, что объясняется длительной безработицей, непринятием новых технологий иинноваций. Человеческий капитал играетважнуюположительную роль в долгосрочном экономическом развитии региона и страны в целом [Jones 2019; Lucas 2015].
Экономическая политика России и большинства ее регионов направлена на повышение инвестиций в человеческий капитал. Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации2. Проводимая в республике социально-экономическая политика ориентирована на рост конкурентоспособности как региона, так и страны в целом. Доказательством тому является осуществление различных работ-проектов в рамках Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»3.
Основными направлениями стратегического развития республики, заложенными в «Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», являются «формирование, накопление, успешное функционирование, развитие человеческого капитала, востребованного современной экономикой»4.
Результатом внедрения данных документов в регионе является создание ресурсных центров, являющихся основными точками внедрения в образовательный процесс стандартов движения WorldSkills, что позволяет вывести качество профессионального образования на новый международный уровень.
В республике также ведется работа по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, позволяющего модернизировать имеющиеся практики в еще более успешные модели подготовки рабочих кадров для реального сектора экономики Республики Татарстан.
Кроме того, ведется работа по переходу на персонифицированную модель повышения квалификации работников образования. Данная модель реализуется в информационной системе «Электронное образование в Республике Татарстан» и включает в себя экспертный отбор лучших образовательных программ и персонифицированную систему повышения квалификации. Инымисловами,этоадресная,ориентированнаянаконкретногопреподавателя,егообразовательные потребности программа. Работники образования через личные кабинеты выбирают траектории
2 Рейтинг социально-экономического положения регионов— 2021// РИА РЕЙТИНГ [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html (дата обращения: 15.06.2021).
3 Указ Президента Российской Федерации от 7мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 12.06.2021).
4 Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года // Минэкономики Татарстана [Электронный ресурс]. URL: https://mert.tatarstan.ru/strategiya-sOtsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (дата обращения: 12.06.2021).
своего профессионального развития путем прохождения анкетирования. Педагогу присваивается уникальный номер, дающий право на персонифицированное бюджетное финансирование, что, в свою очередь, приводит к адресному эффективному использованию бюджета республики.
В рамках программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2022 годы»5 с целью вовлечения молодежи в решение социально-экономических проблем региона проводится летняя молодежная школа «Открытие талантов», то есть создается образовательная площадка, в которой участники — обучающиеся, наставники, эксперты, представители ведущих компаний и предприятий региона — общаются, обмениваются опытом.
В республике ведется также работа по внедрению практикоориентированных программ прикладного бакалавриата, представляющих собой систему подготовки кадров, при которой выпускники профессиональных образовательных организаций продолжают ускоренное обучение в организациях высшего образования на аналогичных профилях подготовки. Структура образовательной программы на 70% состоит из практических занятий на базе заинтересованных предприятий (организаций) и на 30% — из теоретических занятий. Цель проекта— подготовка выпускников, обладающих необходимыми компетенциями и практическими навыками, в соответствии с запросами работодателей.
Имидж республики также повышает участие вузов региона в федеральных проектах, что является толчком для вхождения в Т0П-100 в рейтинге мировых университетов. Ярким примером здесь является Казанский федеральный университет (КФУ), обеспечивающий компетентность, конкурентоспособность и востребованность своих выпускников на современном рынке труда. Одной из отличительных черт КФУ является то, что университет каждый год проводит общеуниверситетскую ярмарку вакансий для студентов и выпускников, объединяющую представителей ведущих российских и зарубежных компаний, государственных учреждений и ведомств. В современном мире молодые специалисты становятся все более востребованными, и КФУ дает возможность студентам начать карьеру со студенческой скамьи, обмениваться опытом продвижения по карьерной траектории; оказывает содействие трудоустройству студентов, прохождению практики, стажировки; предоставляет ценную информацию, которая поможет студентам и выпускникам в дальнейшем достигнуть успехов в карьере. Это отличная возможность узнать карьерные перспективы участников; пообщаться с потенциальными работодателями; найти идеальное место для прохождения практики; попасть на стажировку в компанию; пройти экспресс-собеседование; оставить свое резюме; получить актуальную информацию от работодателей по вакансиям, стажировкам и местам практик; прослушать мастер-класс по подготовке к собеседованию, составлению резюме и другим темам и найти работу своей мечты.
КФУ является хорошим показателем серьезного отношения руководства к вопросам качества образования. В вузе разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, проводятся внутренние аудиты. Эффективная система менеджмента качества КФУ достигается благодаря обратной связи с потребителем образовательных услуг посредством системы анкетирования обучающихся. В вузе регулярно проводятся опросы по анкетам «Преподаватель глазами студентов», «Учебный процесс глазами студентов», результаты которых дают возможность проследить динамику развития каждого преподавателя, динамику показателей подразделений и университета в целом; позволяют провести анализ мнения студентов о
5 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2022 годы» от 03.12.2014 № 943 (с изм. 02.09.2019 года №760)// Университет талантов [Электронный ресурс]. URL: https://utalents.ru/assets/docs/ postanovlenie-o-vnesenii-izmeneniy-v-gosudarstvennuyu-programmu-strategicheskoe-upravlenie-talantam-v-respublike-tatarstan-na-2015-2021-gody.pdf (дата обращения: 12.06.2021).
преподавателе в определенном аспекте, получать объективную информацию о кадровом потенциале учебных подразделений вуза, о степени соответствия образовательного процесса и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава ожиданиям студентов и вызовам современности. В результате анкетирования получается рейтинговая таблица преподавателей КФУ которая передается в директораты и деканаты учебных структурных подразделений и на кафедры, каждому преподавателю для осуществления целенаправленного управления кадрами. Согласно проведенному в 2018 году анкетированию «Учебный процесс глазами студента», качество получаемых знаний в вузе студенты оценивают на высоком уровне (базовая часть — 40,28% опрошенных, вариативная часть — 39,73% опрошенных)6.
Таким образом, исходя из вышесказанного и учитывая анализ состояния образования в Республике Татарстан, можно сделать вывод, что эффективное развитие экономики региона основывается на квалифицированных рабочих и специалистах по приоритетным отраслям экономики посредством развития систем профессионального образования и повышения квалификации. В современных условиях инновационного развития экономики особую роль играют также высшие учебные заведения, количество которых во всем мире продолжает расти и среди которых с каждым днем растет конкуренция.
Высококачественное высшее образование— главная инвестиция в человеческий капитал
А. Маршалл отмечает, что капитал — это «весь накопленный запас средств для производства материальных благ и достижения выгод, которые обычно являются частью дохода. Значительную часть капитала составляют знания (как самый мощный двигатель производства), и для достижения конечной цели необходимо вложить в данный процесс определенные усилия» [Маршалл 1984, 208].
Образование формирует общество, создавая умных, знающих свое дело, грамотных, умеющих развиваться и добиваться положительных результатов людей, тем самым обеспечивает социальное и экономическое развитие региона [Cicmil et al. 2017]. Образование определяется как важный фактор социально-экономического прогресса [Юнусова 2021a] и обеспечения устойчивости социальной системы. Образование — это фактор развития, который способствует выходу стран на новые инновационные технологические линии [Martincic 2010]; это непрерывный процесс, определяющий формирование самостоятельной образовательной способности физического лица на протяжении всей жизни [Oplatka, Hemsley-Brown 2012]. Таким образом, образование должно быть доступным на протяжении всей жизни человека с учетом его личного развития. Результатом образовательной деятельности считается специалист— сотрудник высшей квалификации для рынка труда.
Следует отметить, что деятельность образовательного учреждения — это не просто производство образовательной услуги или обучение профессионального специалиста, но и человеческое развитие. Компетентность специалиста— это не только владение знаниями, это также способность эффективно применять полученные знания в практической деятельности [Saunders, Schumacher 2000].
Таким образом, эффективное управление образованием должно быть направлено на реализацию установленных целей, ценностей и норм. Ценность — это заявленная и признанная важность образования, и цели формируются в соответствии с заявленными ценностями;
6 Анкетирование «Учебный процесс глазами студента» // Казанский федеральный университет [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/do/struktura-i-fUnkcii/otdel-upravleniya-i-kontrolya-kachestva/anketirovanie (дата обращения: 21.06.2021).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021 195
все процессы выполняются согласно установленным стандартам. Учебное заведение должна решать свои задачи, интегрируя все элементы в «треугольник знаний»: образование, исследование, инновации ^аиЬеЛ 2019; НаегАе et а1. 2017].
На Рисунке 1 представлен образовательный процесс с учетом позиций потребителя образовательных услуг (школьник — студент — специалист), процесса входа/выхода потребителя в вуз, ключевых функций управления качеством.
Школьник
ВХОД
Вхолной контроль: ЕГЭ: вступительные экээиень:: школьная аттестаций.
Студент
ВУЗ
л
л
Промежуточный контроль:
Зачетные, экзаменационные сессии, ЕРС (балльная система].
Специалист
ВЫХОД
Выходной контроль:
Госэкэамены: дипломная работа.
Рисунок 1. Обобщенная схема высшего образовательного процесса7
Таким образом, образование есть само преобразование любопытного молодого человека в специалиста/ученого. В любом процессе объект на входе и на выходе процесса— один и тот же объект, но отличается форма, состояние, его качественная характеристика. В образовательном процессе происходит то же самое: объект— один и тот же человек, меняются его способности, запас знаний, и формируются компетенции специалиста.
Согласно философской трактовке, качество— специфичная определенность объекта, отличие его от другого объекта; согласно социальной трактовке, это восприятие обществом полученного результата; согласно технической трактовке, качество — результат сравнения характеристик объекта с эталоном; согласно экономической трактовке, качество — результат потребления объекта; согласно правовой трактовке, это набор свойств объекта, отвечающих требованиям нормативно-технической документации [Заседова, Гатина 2014].
Особенностью образования является более сложная, чем у продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают студенты, их семьи, компании, в которых они будут работать и, наконец, общество и государство в целом, использующие их потенциал [Зинурова и др. 2015].
Качество учебного процесса само по себе представляет собой сочетание характеристик и условий образовательного процесса, способствующие получению качественного учебного результата [Motova 2016].
Качество в системе высшего образования включает в себя качество учебного процесса и образовательных программ, качество компетентности профессорско-педагогического состава, материально-технической базы и информационно-образовательной среды, качество системы управления и исследований и т.п. [Юнусова 2021Ь].
Согласно принципам системы менеджмента качества (СМК), для эффективного достижения высококачественного высшего образования вуз должен выполнять требования своих
7 Составлено автором на основе: Новиков А.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования? // Сайт академика РАО НовиковаА.М. [Электронный ресурс]. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/kacth obr.htm (дата обращения: 08.08.2021).
потребителей (обучающихся) и стремиться соответствовать их ожиданиям; руководитель вуза должен эффективно организовать деятельность, аименно: определить стратегию и политику организации, вовлечь каждого сотрудника в активную работу и контролировать достижение работниками поставленных целей; деятельность вуза должна рассматриваться как совокупность регламентированных процессов; вуз при стремлении к достижению нового качества должен основываться на информации (оценки, отзывы, замечания и предложения), полученной от потребителей, постоянно обучать своих сотрудников, стимулировать инновации и нестандартное мышление; устанавливать эффективную совместную работу с партнерами. Под эффективностью понимается соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Глобализация требует от руководителей образовательных учреждений владеть новыми средствами, методами организации, управления и контроля исследований и образовательной деятельности [Юнусова 2021с]. Применение знаний, правил и законов современного менеджмента в образовании изменит менеджмент материально-техническими, академическими, финансовыми ресурсами, улучшит качество образования в соответствии с критериями национальной и международной оценки, облегчит обучение и переподготовку профессорско-преподавательского состава, обеспечит гибкость учебного процесса, направленного на свободу личности в выборе направления обучения и формирования их профессиональной компетенции [Wood 2017].
Таким образом, высшие учебные заведения должны дать гарантию качества высшего образования. Деятельность по обеспечению гарантии качества зависит от наличия эффективных институциональных механизмов, подкрепленных надежной культурой качества. Управление качеством, улучшение качества, контроль качества и оценка качества — средства, обеспечивающие гарантию качества.
Следует отметить, что критерии гарантии качества тесно связаны со стратегическими целями университета, отвечающими потребностям общества и рынка труда, поэтому различные процедуры гарантии качества должны включать учет специфической характеристики университета. Ориентация на стратегические цели университета, будь это на уровне всего университета, на уровне факультета или кафедры, является обязательным. В то же время существует значительный разрыв между триадой «образование, наука и экономика», неспособность удовлетворять потребности рынка [De Wit 2020].
Согласно результатам социологических исследований «Социальный портрет студента КФУ» и «Образование, наука и профессия: сценарии студентов КФУ», озвученным на семинаре сучастием ректора КФУ 6 февраля 2020 г., обучающиеся в среднем выражают недовольство во время обучения следующими аспектами:
• устаревшими методиками преподавания — 30,1%;
• несоответствием образования запросам рынка труда — 12,2%;
• выбранной специальностью — 10,4%;
• высокой стоимостью образовательных услуг — 30%;
• плохой материальной базой (лаборатории, компьютеры, учебные материалы) — 18,1%;
• слабой практико-ориентированностью образования — 22%.
Совершенствование системы образования: взгляд обучающихся
С целью выявления ключевых аспектов для улучшения текущей системы образования автором было проведено исследование — онлайн-опрос обучающихся.
В анкетировании приняли участие студенты (78%), молодые специалисты (12%), ученые и специалисты (10%). Из всех опрошенных студентов не менее 32%— студенты К(П)ФУ среди респондентов есть студенты КГАСУ — не менее 5%, а также КНИТУ (КХТИ), КНИТУ-КАИ и др.
Результатами исследования являются следующие выводы, включающие в себя предложения по эффективному достижению качественной подготовки специалистов:
1. Наиболее важным фактором качества образования большинство респондентов (46% опрошенных) посчитали преподавателя, то, каким образом преподносится материал, объясняется информация, организуется отдельно взятое занятие. При этом на 2% меньше получил ответ, что этот фактор — студент (44% опрошенных). Это говорит о том, что качество образования во многом зависит от усилий потребителя образовательных услуг.
2. Факт того, что для современных абитуриентов и студентов поступление в вуз и получение высшего образования— главным образом выход на рынок труда (54%опрошенных) и место социализации (58% опрошенных), известен достаточно давно и весьма соответствует действительности. Следует отметить, что пока получение качественного образования, знаний, навыков и компетенций будущего специалиста не является главной целью для студентов, качество образования не может быть на стабильно высоком уровне, а мероприятия и усилия по повышению качества могут оказаться затратными при невысокой эффективности.
3. Опрашиваемые студенты достаточно четко понимают и осознают место самообразования в системе высшего образования сегодня. «Фундаментальный, необходимый уровень знаний и навыков должен формироваться у студента в стенах вуза, но при этом самообразование должно занимать не последнее место» — такой ответ дали 70% опрошенных. Действительно, с развитием интернет-технологий образование становится мобильным, доступным и многие знания могут быть получены в результате самостоятельного изучения.
4. Большинство ответов (44% опрошенных) говорит о «делегировании и развертывании функций образования» как о лучшем средстве повышения качества образования. Суть в том, что такие важные задачи, как мотивация, вдохновение и стимулирование потребителя образовательных услуг (студента), важность и необходимость которых были обоснованы выше, не обязательно возлагать на традиционную систему образования, в частности вузы. Такие задачи могли бы выполнять другие организации: клубы, лектории и т.п. Образовательный процесс не будет прерываться вне стен вуза, а продолжаться в свободное время. Таким образом, происходит «развертывание» функций образования, когда студент проводит свободное время в местах научных, публичных, интересных. А главное, такие места будут образовательными и работать на качество будущего специалиста. Например, теоретический материал, полученный будущим управленцем на лекциях, может быть закреплен на разборе бизнес-кейсов, решении бизнес-задач; теоретические расчеты могут быть показаны на реальном примере в лаборатории или на компьютерной модели в формате видео-презентации. Иными словами, следует внедрять визуализацию, взаимодействие теоретической модели с реальностью. Таким образом, подобное делегирование и развертывание образования является долгосрочным и фундаментальным вкладом в качество образования.
Если рассмотреть образовательный процесс, то его наиболее распространенная форма (в масштабах одного занятия) — запись информации, получаемой из лекций. Интерактив, вариация, творчество, геймификация, визуализация могут оказать мощное положительное воздействие на качество самого процесса образования и одновременно стать инвестициями в то, что студенты сами сформируют себе мотивацию к обучению, долгосрочную перспективу на качество.
Очевидно, что геймификация, придание интерактивности каждой дисциплине и каждому занятию, переход от формы образования «запись/чтение» к операционному, интерактивному помогут заинтересовать сам объект в получении образования, вдохновить и помочь реализовать потенциал. Выполняя задачу придания интерактивности, мы не только стимулируем быстрейшее и эффективное запоминание информации студентом, но и совершаем инвестицию в личную заинтересованность и мотивацию студента. Таким образом, выделяется ключевая особенность в управлении качеством образования: потребитель образовательных услуг лично делает значительный вклад в качество образования.
Заключение
Многие ученые, исследователи отмечают значимую роль высшего образования в развитии экономики региона и страны в целом. Данный факт подтверждается и в нормативно-правовых документах самых высоких уровней значимости. Современная система высшего образования должна адаптироваться к требованиям динамично меняющейся мировой рыночной экономики.
Исходя из вышесказанного и учитывая анализ состояния образования Республики Татарстан и России в целом, можно сделать вывод, что эффективное развитие экономики региона основывается на квалифицированных рабочих и специалистах по приоритетным отраслям экономики посредством развития систем профессионального образования и повышения квалификации. Высшие учебные заведения должны дать гарантию качества высшего образования.
Наиболее важным фактором эффективного достижения качественной подготовки специалистов является преподаватель, его умение изложить и донести учебный материал. Качество образования во многом зависит также от усилий потребителя образовательных услуг.
Целью поступления в вуз сегодня для студентов часто является выход на рынок труда, документальное подтверждение наличия высшего образования для успешного трудоустройства.
При этом подавляющее большинство студентов считают самообразование неотъемлемой частью и одним из ключевых факторов современного образовательного процесса. Самообразование, делегирование и развертывание функций образования, придание интерактивности — все это стимулирует эффективное запоминание информации обучающимся, повышает его заинтересованность и мотивацию.
Качественное и современное образование — одно из наиболее универсальных и результативных направлений достижения самых амбициозных стратегических целей для России. Образованное население, высококлассные специалисты и действительные новаторы (инженеры, разработчики и ученые) — главное богатство и ценность страны.
Список литературы:
Заседова А.А., Гатина Г.Р. Система качества подготовки специалистов в технологическом вузе как объективное условие развития нефтегазохимического комплекса России // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 4. С. 320-324.
Зинурова Р.И., Хамидуллина Г.Р., Гатина Г.Р. Инновационные подходы к управлению качеством в образовательной системе. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 88. Октябрь 2021 г.
Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978.
Кенэ Ф., Тюрго А.Р.Ж., Дюпон де Немур П.С. Физиократы. Избранные экономические произведения. М.: Эксмо, 2008.
Корогодин И.Т. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории. М.: ПАЛЕОТИН, 2005.
Критский М.М. Человеческий капитал в информационной рыночной экономике. СПб.: СПбГИЭУ 2000.
Макконелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. Т. 2. М.: Республика, 1992.
Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии: в 3 т. Т. II. Кн. II: Процесс обращения капитала. М.: Политиздат, 1955.
Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1984. Петти У Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940.
Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20-32.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004.
Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. С. 429-447.
ЮнусоваГ.Р. Внедрение цифрового обучения в вузах как условие повышения качества высшего образования: опыт Казанского федерального университета // Цифровизация инженерного образования: Сборник материалов международной онлайн-конференции. Ижевск: Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 2021с. С. 76-80.
Юнусова Г.Р. Профессионально-ориентированный подход в обучении иностранному (английскому) языку как условие повышения качества высшего образования // Иностранные языки в современном мире: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021b. С. 278-283.
Юнусова Г.Р. Система менеджмента качества университета как объективное условие развития региональной экономики: зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. 2021a. № 85. С. 262-276. DOI 10.24412/2070-1381-2021-85-262-276.
Becker G.S. Human Capital and the Economy // Proceedings of the American Philosophical Society. 1992. Vol. 136. Is. 1. P. 85-92.
Cicmil S., Gough G., Hills S. Insights into Responsible Education for Sustainable Development: The Case of UWE, Bristol // The International Journal of Management Education. 2017. Vol. 15. Is. 2. P. 293-305. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2017.03.002.
De WitH. Internationalization of Higher Education // Journal of International Students. 2020. Vol. 10. Is. 1. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i1.1893.
FaubertB.C. Transparent Resource Management: Implications for Leadership and Democracy in Education// International Journal of Educational Management. 2019. Vol.33. Is. 5. P. 965-978. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-02-2018-0066.
Fisher I. Senses of Capital // Economic Journal. 1897. Vol. 7. No. 26. P. 199-213.
Haertle J., Parkes C., MurrayA., Hayes R. PRME: Building a Global Movement on Responsible Management Education// The International Journal of Management Education. 2017. Vol.15. Is.2. P. 66-72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2017.05.002.
Jones B.F. The Human Capital Stock: A Generalized Approach: Reply // American Economic Review. 2019. Vol. 109. Is. 3. P. 1175-1195. DOI: 10.1257/aer.20181678.
LucasR.E. Human Capital and Growth// American Economic Review: Papers and Proceedings. 2015. Vol. 105. Is. 5. P. 85-88. DOI: 10.1257/aer.p20151065
MartincicR. Change Management in Adult Educational Organizations: A Slovenian Case Study// Managing Global Transitions. 2010. Vol. 8. Is. 1. P. 79-96.
Mill J. Principles of Political Economy. With Some of Their Applications to Social Philosophy. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1876.
MotovaG.N. The Bologna Process: 15 Years Later// Russian Education & Society. 2016. Vol.58. Is.4. P. 313-333. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2016.1250513.
Oplatka I.D., Hemsley-Brown J. Forms of Market Orientation among Primary and Secondary School Teachers in Israel // The Management and Leadership of Educational Marketing. 2012. Vol. 15. P. 207-223.
SaundersA., SchumacherL. The Determinants of Bank Interest Rate Margins: An International Study // Journal of International Money and Finance. 2000. Vol. 19. Is. 6. P. 813-832. DOI: https://doi.org/10.1016/S0261-5606(00)00033-4.
Schultz T.W. Capital Formation by Education// Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. P. 571-583. Senior N.W. An Outline of the Science of Political Economy. New York: Kelley, 1965. ThurowL. Investment in Human Capital. Belmont: WADSWORTH, 1970.
WoodP. Overcoming the Problem of Embedding Change in Educational Organizations: A Perspective from Normalization Process Theory// Management in Education. 2017. Vol.31. Is. 1. P. 33-38. DOI: https://doi.org/10.1177/0892020616685286.
References:
BeckerG.S. (1992) Human Capital and the Economy. Proceedings of the American Philosophical Society. Vol. 136. Is. 1. P. 85-92.
CicmilS., GoughG., Hills S. (2017) Insights into Responsible Education for Sustainable Development: The Case of UWE, Bristol. The International Journal of Management Education. Vol. 15. Is. 2. P. 293-305. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2017.03.002.
DeWitH. (2020) Internationalization of Higher Education. Journal of International Students. Vol. 10. Is. 1. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i1.1893.
Edvinsson L., Melone M. (1999) Intellectual Capital. Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Roots. In: Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Moscow: Academia. P. 429-447.
FaubertB.C. (2019). Transparent Resource Management: Implications for Leadership and Democracy in Education. International Journal of Educational Management. Vol. 33. Is. 5. P. 965-978. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-02-2018-0066.
Fisher I. (1897) Senses of Capital. Economic Journal. Vol. 7. No. 26. P. 199-213.
Fukuyama F. (2004) Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. Moscow: AST.
HaertleJ., ParkesC., MurrayA., HayesR. (2017). PRME: Building a Global Movement on Responsible Management Education. The International Journal of Management Education. Vol. 15. Is. 2. P. 66-72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2017.05.002.
JonesB.F. (2019) The Human Capital Stock: A Generalized Approach: Reply. American Economic Review. Vol. 109. Is. 3. P. 1175-1195. DOI: 10.1257/aer.20181678.
KendrickJ. (1978) The Formation and Stocks of Total Capital. Moscow: Progress.
Kene F., TurgotA.R.J., du Pontde Nemours P.S. (2008) Fiziokraty. Izbrannye ekonomicheskiye proizvedeniya [Physiocrats. Selected economic works.]. Moscow: Eksmo.
Korogodinl.T. (2005) Sotsial'no-trudovaya sistema: voprosy metodologii i teorii [The social and labour system: methodological and theoretical questions]. Moscow: PALEOTIN.
Kritskiy M.M. (2000) Chelovecheskiy kapital v informatsionnoy rynochnoy ekonomike [Human capital in the information market economy]. Saint Petersburg: SPbGIEU.
Lucas R.E. (2015) Human Capital and Growth. American Economic Review: Papers and Proceedings. Vol. 105. Is. 5. P. 85-88. DOI: 10.1257/aer.p20151065.
Marks K., Engel's F (1955) Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie. In 3 vol. Book II: Protsess obrashcheniya kapitala. Vol. II. Moscow: Politizdat.
MarshallA. (1984) Principles of Economics. Moscow: Progress.
MartincicR. (2010) Change Management in Adult Educational Organizations: A Slovenian Case Study. Managing Global Transitions. Vol. 8. Is. 1. P. 79-96.
McConellK.R., BrueS.L., FlynnS.M. (1992) Economics: Principles, Problems and Policies. In 2 vol. Vol.2. Moscow: Respublika.
MillJ. (1876) Principles of Political Economy. With Some of Their Applications to Social Philosophy. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer.
MotovaG.N. (2016). The Bologna Process: 15 Years Later. Russian Education & Society. Vol.58. Is.4. P. 313-333. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2016.1250513.
OplatkaI.D., Hemsley-BrownJ. (2012) Forms of Market Orientation among Primary and Secondary School Teachers in Israel. In: The Management and Leadership of Educational Marketing. Vol. 15. P. 207-223.
PettyW. (1940) Ekonomicheskiye i statisticheskiye raboty [Economic and statistical works]. Moscow: Sotsekgiz.
RadayevV.V. (2002) Understanding Social Capital. Ekonomicheskaya sotsiologiya. Vol. 3. No. 4. P. 20-32.
SaundersA., Schumacher L. (2000) The Determinants of Bank Interest Rate Margins: An International Study. Journal of international Money and Finance. Vol. 19. Is. 6. P. 813-832. DOI: https://doi.org/10.1016/S0261-5606(00)00033-4.
SchultzT.W. (1960) Capital Formation by Education. Journal of Political Economy. Vol. 68. P. 571-583. Senior N.W. (1965) An Outline of the Science of Political Economy. New York: Kelley. Smith A. (1962). An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Moscow: Eksmo. ThurowL. (1970) Investment in Human Capital. Belmont: WADSWORTH.
WoodP. (2017) Overcoming the Problem of Embedding Change in Educational Organizations: A Perspective from Normalization Process Theory. Management in Education. Vol.31. Is. 1. P. 33-38. DOI: https://doi.org/10.1177/0892020616685286.
YunusovaG.R. (2021a) Professionally-oriented approach in teaching a foreign (english) language as a condition for increasing the quality of higher education. Inostrannyye yazyki v sovremennom mire: Sbornik materialov XIV Mezhdunarodno-prakticheskoy konferentsii. Kazan': Kazanskiy (Privolzhskiy) federal'nyy universitet, 2021b. P. 278-283.
YunusovaG.R. (2021b) University Quality Management System as an Objective Condition for the Development of the Regional Economy: Foreign Experience. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronny vestnik. No. 85. P. 262-276. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-85-262-276.
Yunusova G.R. (2021с) Vnedreniye tsifrovogo obrazovaniya v vuzakh kak usloviye povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya: opyt Kazanskogo federal'nogo universiteta [Implementation of digital education in universities as a condition for improving the quality of higher education: the experience of the Kazan Federal University]. Tsifrovizatsiya inzhenernogo obrazovaniya: Sbornik materialov mezhdunarodnoy onlayn-konferentsii. Izhevsk: Izhevskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet imeni M. Kalashnikov. P. 76-80.
ZasedovaA.A., GatinaG.R. (2014) Sistema kachestva podgotovki spetsialistov v tekhnologicheskom vuze kak ob'ektivnoe uslovie razvitiya neftegazokhimicheskogo kompleksa Rossii [System of quality training of specialists in technological higher education as an objective condition of development of petrochemical complex of Russia]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. Vol. 17. No. 4. P. 320-324.
ZinurovaR.I., Khamidullina G.R., GatinaG.R. (2015) Innovatsionnye podkhody k upravleniyu kachestvom v obrazovatel'noy sisteme [Innovative approaches to quality management in the education system]. Kazan': Kazanskiy natsional'nyi issledovatel'skiy tekhnologicheskiy universitet.
Дата поступления/Received: 02.09.2021