Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ИНСТРУМЕНТЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин А.А., Прохорова В.В., Рычковская Д.Н.

Статья посвящена изучению региональных аспектов государственного регулирования АПК региона на основе проектного подхода. Раскрыта роль программно-целевого планирования на принципах проектного управления в обеспечении социально-экономического развития территориального АПК. Раскрыты территориально-отраслевые особенности АПК Республики Адыгея, обусловливающие меры государственного регулирования хозяйственных процессов. Проведен анализ результатов реализации региональных проектов «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея» и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея», направленных на повышение конкурентоспособности агропромышленного производства в регионе депрессивного типа. Представлены стратегические направления модернизации АПК Республики Адыгея, действенные инструменты государственного регулирования воспроизводственных процессов. Раскрыты основные проблемы и направления развития проектного управления социально-экономическими процессами в АПК депрессивного региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокрушин А.А., Прохорова В.В., Рычковская Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ON THE PROJECT APPROACH

The article is devoted to the study of regional aspects of state regulation of the regional agro-industrial complex on the basis of project approach. The role of program-target planning based on the principles of project management in ensuring the socio-economic development of the territorial agro-industrial complex is revealed. The territorial and sectoral features of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, which determine the measures of state regulation of economic processes, are disclosed. The analysis of the results of the implementation of regional projects «Export of agricultural products in the Republic of Adygea» and «Creation of a system of support for farmers and development of rural cooperation in the Republic of Adygea» aimed at increasing the competitiveness of agro-industrial production in the depressed region. The strategic directions of modernization of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, effective instruments of state regulation of reproductive processes are presented. The main problems and directions of development of project management of socio-economic processes in the agro-industrial complex of the depressed region are revealed

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА»

Научная статья

УДК [338.436.33:005.8](470.621) ББК 65.32-18(2Рос.Ады) М 74

DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-3-285-43-54.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА

(Рецензирована)

Александр Александрович Мокрушин1 Виктория Владимировна Прохорова2 Дарья Николаевна Рычковская3

1,3Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия 2Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия

1mokrushin_alex@inbox.ru 2vi_pi@mail.ru

3rychkovskayadasha@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению региональных аспектов государственного регулирования АПК региона на основе проектного подхода. Раскрыта роль программно-целевого планирования на принципах проектного управления в обеспечении социально-экономического развития территориального АПК.

Раскрыты территориально-отраслевые особенности АПК Республики Адыгея, обусловливающие меры государственного регулирования хозяйственных процессов. Проведен анализ результатов реализации региональных проектов «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея» и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея», направленных на повышение конкурентоспособности агропромышленного производства в регионе депрессивного типа. Представлены стратегические направления модернизации АПК Республики Адыгея, действенные инструменты государственного регулирования воспроизводственных процессов. Раскрыты основные проблемы и направления развития проектного управления социально-экономическими процессами в АПК депрессивного региона.

Ключевые слова: государственное регулирование, социально-экономическое развитие, проектный подход, инструменты, агропромышленный комплекс, Республика Адыгея, федеральный проект, региональный проект, государственные программы, проектный менеджмент, стратегические задачи.

Для цитирования: Мокрушин А.А., Прохорова В.В., Рычковская Д.Н. Государственное регулирование АПК региона на основе проектного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2021. Вып. 3 (285). С. 43-54. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-3-285-43-54.

Original Research Paper

STATE REGULATION OF THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ON THE PROJECT APPROACH

Alexander A. Mokrushin1 Victoria V. Prokhorova2 Darya N. Rychkovskaya3

1,3Adyghe State University, Maykop, Russia

2Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

1mokrushin_alex@inbox.ru

2vi_pi@mail.ru

3rychkovskayadasha@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of regional aspects of state regulation of the regional agro-industrial complex on the basis of project approach. The role of program-target planning based on the principles of project management in ensuring the socio-economic development of the territorial agro-industrial complex is revealed.

The territorial and sectoral features of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, which determine the measures of state regulation of economic processes, are disclosed. The analysis of the results of the implementation of regional projects «Export of agricultural products in the Republic of Adygea» and «Creation of a system of support for farmers and development of rural cooperation in the Republic of Adygea» aimed at increasing the competitiveness of agro-industrial production in the depressed region. The strategic directions of modernization of the agro-industrial complex of the Republic of Adygea, effective instruments of state regulation of reproductive processes are presented. The main problems and directions of development of project management of socio-economic processes in the agro-industrial complex of the depressed region are revealed.

Keywords: state regulation, socio-economic development, project approach, instruments, agro-industrial complex, Republic of Adygea, federal project, regional project, state programs, project management, strategic objectives.

For citation: Mokrushin A.A., Prokhorova V.V., Rychkovskaya D.N. State regulation of the regional agro-industrial complex on the project approach // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2021. No. 3 (285). P. 43-54 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-3-285-43-54.

В условиях реализации политики импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности государства особую роль в развитии АПК России играет программно-целевое госрегулирование хозяйственных процессов на макро-, мезоуровнях. В указах Президента РФ усиливается роль программно-целевого подхода на принципах проектного управления в приоритетных отраслях национальной экономики, среди которых - сельскохозяйственное производство. Применение инструментария проектного управления предназначено для решения ключевых проблем социально-экономического, материально-технического, научно-технологического характера развития территориального АПК, что

способствует его инновационной модернизации [1]. Проектный подход позволяет наилучшим образом распорядиться ограниченными ресурсами для достижения экономически и социально значимых целей, получить всестороннюю полноценную экономическую оценку, как на этапе разработки проекта, так и в ходе его реализации и по итогам реализации проекта. Проектный формат реализации государственных программ предусматривает детальную проработку, кроме механизмов программы, также прогнозирование развития получателей господдержки.

Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют, что разработка и реализация программно-целевого планирования на принципах проектного управления

в аграрном секторе позволяет усилить целевую ориентацию планов, развивать проблемноориентирован-ное планирование, выявить определенные приоритеты в решении проблем продовольственного обеспечения, предсказать реальную картину будущего развития сельского хозяйства, разумно инвестировать средства в приоритетные отрасли, обеспечить устойчивое развитие как рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, так и национальной экономики в целом [2, с. 8].

Проектный менеджмент на уровне государства, в отличие от бизнес-структур, имеет ряд ограничений, включая бюджетные ограничения, значительный контроль со стороны органов государственной власти, подотчетность и транспарентность управленческой деятельности, ограниченность нормативно-правовыми рамками, ориентированность на удовлетворение потребностей населения. Внедрение проектного менеджмента в деятельность государственных структур управления предполагает прохождение ряда этапов: организационный (создание системы, распределение обязанностей, функций, полномочий), методологический (формирование доку-ментационной базы, являющейся основой деятельности), технологический (создание единой информационной базы для работы органов государственной власти), обучающий (оценка и утверждение компетенций, обучение, прохождение курсов повышения квалификации сотрудников) [3].

Реализация проектного подхода к госрегулированию АПК базируется на использовании таких инструментов, как национальный, федеральный и региональный проекты, государственные и ведомственные программы. Начиная с 2008 г. приоритетный нацпроект «Развитие АПК» трансформировался в государственную программу «Развития сельского хозяйства и

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а ее мероприятия адаптированы к условиям членства РФ в ВТО и направлены на обеспечение конкурентоспособности агропромышленного производства на основе использования современных технологий. Состав федеральных, ведомственных проектов (ФП, ВП) развития отраслей АПК на макроуровне представлен на рис. 1.

Обеспечению условий развития отечественного АПК способствует реализация соответствующих ведомственных целевых программ (в т.ч. «Научно-техническое обеспечение развития отраслей АПК», «Устойчивое развитие сельских территорий») и ведомственных проектов («Цифровое сельское хозяйство», «Развитие мелиоративного комплекса России»).

Специфика Республики Адыгея как депрессивного региона Юга России обусловливает меры государственной поддержки хозяйственных процессов в стратегически значимом для региона агропромышленном комплексе. В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости, формируемой в 2016-2020 гг. в Республике Адыгея, основную долю составляют обрабатывающие производства (в т.ч. пищевая промышленность), оптово-розничная торговля, сельскохозяйственное производство и лесное хозяйство. Структура сельскохозяйственного производства в Республике Адыгея в большей степени представлена малыми формами агробизнеса, характеризующимися ограниченным ресурсным потенциалом, экстенсивным характером производства, но обеспечивающими занятость и рост уровня благосостояния сельского населения.

Территориально-отраслевыми особенностями АПК Республики Адыгея являются:

- сохранение значительных диспропорций в уровне развития отраслей и секторов АПК региона;

На 1шенованне проекта

Цель проекта

ФП «Поддержка субъектов МСП в АПК» (отдельное мероприятие)

Обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве к 2024 г. не менее 72 тыс. человек, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в т.ч. К(Ф)Х и СПоК.

ФП « Экспорт продукаии АПК»

ФП «Создание системы поддержки фермеров и рарвитие сельской кооперации»

ВП «Развитие отраслей АПК. обеспечивающих ускоренное импортоз ам ещение основных видов сельхозпродукции, сырья и пр о Д ОВ ОЛЬ ствия»

Достижение объема экспорта продукции АПК в размере 45 млрд. USD к концу 2024 г. за счет создания новой товарной массы, созданию экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров.

Обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты МСП в сельском хозяйстве к 2024 г. не менее 31 тыс. человек, создание и развитие субъектов МСПв АПК. в т.ч. К(Ф)Х и СПоК.

Увеличение объемов производства продукции к 2025 г. к уровню 2017 г. по растениеводству на 18%, животноводству - на 9.6%. пищевым продуктам - на 21,5 %, увеличение соотношения накопленного темпа роста производства продукции АПК и накопленного темпа импорта пр о ду кции АПК на 12 %.

Создание условий для привлечения кредитных ресурсов (не менее 3600 млрд. руб. за201 &-2025 гг.; увеличение индекса физического объема инвестиций в основной капитал в % к 2020г.: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство нрыбоводство на20,4%.

Обеспечениев 2025 г. с учетом господдержки обновления тракторов в сельскохозяйственных организацияхдо 3,4%, зерноуборочных комбайнов- 5,2%. корм ovó орочных комбайнов—

4,8%."

Рис. 1. Состав федеральных и ведомственных проектов развития отраслей АПК России [4].

ВП «Стимулирование

инвеста ци онной деятельности в АПК»

ВП «Техническая модернизация АПК»

- преобладание малых форм агробизнеса в структуре АПК, обеспечивающих самозанятость экономически активного сельского населения, но уступающих крупнотоварному производству в уровне эффективности;

- экстенсивный характер воспроизводства, низкий уровень внедрения технологических инноваций в малых формах агробизнеса; низкий уровень загрузки производственных мощностей предприятий пищевой промышленности региона;

- ориентация ведущих сельхозпроизводителей, предприятий пищевой промышленности Республики Адыгея на более емкие внешние рынки;

- низкий уровень развития сельскохозяйственной кооперации и вертикальной интеграции в АПК региона.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. (далее - Стратегия) осуществляется посредством реализации организационно-экономических мероприятий государственных программ и региональных проектов в рамках национальных проектов. В 2020 г. реа-лизовывалось 22 государственные программы Республики Адыгея, фактический объем финансирования которых составил 31,36 млрд руб.

В соответствии со Стратегией ключевыми стратегическими направлениями социально-экономического развития АПК Республики Адыгея являются [5]:

- обеспечение эффективного использования пашни, повышение плодородия земель сельхозназначения; закладка садов интенсивного

типа; расширение производства плодоовощной продукции;

- увеличение поголовья крупного рогатого скота (КРС), объемов производства продукции мясного и молочного животноводства; развитие крупнотоварного молочного скотоводства, господдержка перехода хозяйств населения со свиноводства на другие виды производственной деятельности;

- наращивание экспортного потенциала продукции АПК региона за счет реализации соответствующего регионального проекта;

- расширение сектора малого предпринимательства в аграрной сфере за счет хозяйств населения, развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации путем реализации государственных программ, проектов (в т.ч. регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея»).

Инструментами федеральной поддержки сельскохозяйственного производства региона являются государственные программы, проекты, государственные институты развития, объекты инвестиционной инфраструктура. Значимое место в системе госрегулирования

аграрного сектора экономики Республики Адыгея занимают инструменты проектного менеджмента.

Благодаря дополнительной финансовой поддержке, полученной из федерального бюджета на реализацию региональных проектов и индивидуальной программы, республика расширила спектр возможностей для достижения задач Стратегии. Для оценки вероятности достижения целевых значений индикаторов социально-экономического развития Республики Адыгея, установленных на 2021 год, Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея проводится мониторинг динамики фактических и прогнозных значений базового сценария развития республики по 17 показателям. Оценка основывается на наличии или отсутствии позитивной динамики индикаторов.

Региональным документом стратегического планирования в области АПК является государственная программа Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - Программа), включающая в себя 5 подпрограмм (рис. 2).

Рис. 2. Финансовое обеспечение подпрограмм государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (плановые значения), млн руб. [6].

Представленные подпрограммы направлены на обеспечение продовольственной безопасности региона, устойчивое развитие сельских территорий за счет расширения производства и повышения конкурентоспособности продукции АПК, обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. В Программе отражены приоритетные направления модернизации АПК Республики Адыгея: развитие садоводства, плодоводства в регионе; развитие института фермерства, процессов сельскохозяйственной кооперации (объем финансирования программных мероприятий по поддержке начинающих фермеров в 2019-2020 гг. вырос на 15,1%); развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х (объем финансирования соответствующих под-программных мероприятий возрос на 13,7%); снижение рисков в сере растениеводства региона путем субсидирования страховых затрат сельхозпроизводителей от градобоя.

Вместе с тем программно-целевое регулирование АПК региона характеризуется недостаточной системностью и стратегической ориентированностью, что препятствует полной реализации конкурентного потенциала региона. Мероприятия программно-целевой господдержки АПК Республики Адыгея в полной мере не отражают современных тенденций цифрови-зации и экологизации агропроиз-водства на мезоуровне, перехода к инновационной модели развития территориального АПК.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Адыгея реализуются приоритетные региональные проекты, включая «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея» и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея» со сроком реализации до 2025 г. Цель проекта

господдержки экспорта продукции АПК состоит в развитии экспортоо-риентированного производства, увеличении объема экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Адыгея, а также во вводе в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экс-портоориентированной сельхозпродукции (не менее 670 тыс. га).

В целях развития экспортной деятельности в Республике Адыгея внедряются элементы регионального экспортного стандарта 2.0 (далее - Стандарт). В 2019-2020 гг. введено 8 из 14 элементов Стандарта: сформирован экспортный совет; установлен государственный орган исполнительной власти республики, ответственный за развитие экспортной деятельности; экспорт определен стратегическим направлением регионального развития; ведется реестр предприятий - экспортеров продукции (услуг) Республики Адыгея; создан и успешно функционирует центр господдержки экспорта и т.д. На 2021 г. запланировано осуществление мероприятия «Формирование и обучение управленческой команды», а внедрение всех элементов Стандарта планируется осуществить до 2022 г. В целях развития экспортоориен-тированного производства в Республике Адыгея в 2020 г. вовлечено в оборот 400 га земли сельскохозяйственного назначения для выращивания риса, а в 2021 г. планируется ввести 100 га земли.

Действующий с 2019 г. Центр поддержки экспорта Республики Адыгея осуществляет меры господдержки экспортоориентированным субъектам МСП на безвозмездной основе, в т.ч. реализует меры по выводу продукции производителей региона на международные рынки, организует бизнес-миссии в страны дальнего и ближнего зарубежья, размещает информацию о производителях сельскохозяйственной продукции на электронных площадках.

Цель проекта господдержки фермерства, развития сельскохозяйственной кооперации состоит в развитии малого предпринимательства в аграрном секторе экономики, дополнительном вовлечении в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) хозяйств населения (не менее 126 человек), в создании и развитии субъектов МСП, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) в АПК региона. Для реализации мероприятий данного проекта в 2020 году приняты соответствующие нормативные правовые акты:

- Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.03.2020 г. № 53 «О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Адыгея грантов в форме субсидий на финансовое обеспечение части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (грант «Аг-ростартап»), в 2020 году»;

- Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от 16.06.2020 г. № 124 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея на возмещение части затрат, понесенных сельскохозяйственным потребительским кооперативом в 2020 году».

Реализация данного регионального проекта осуществляется в рамках подпрограммы «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» госпрограммы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Реализация регионального проекта предусматривает предоставление грантовой господдержки К(Ф)Х на реализацию «Агростар-тапа», субсидирование части затрат СПоК на развитие хозяйственной

деятельности, части затрат на осуществление текущей деятельности центра компетенций в сфере сель-хозкооперации Республики Адыгея. Региональный проект господдержки фермерства, развития сельскохозяйственной кооперации направлен на обеспечение роста численности субъектов МСП в АПК, включая К(Ф)Х, СПоК.

Региональным проектом господдержки фермерства, развития сельскохозяйственной кооперации предусмотрено достижение следующих результатов (по результатам 2020 г.):

- увеличение количества хозяйств, вовлеченных в субъекты МСП в аграрном секторе экономики (не менее 74 человек);

- увеличение количества работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования Республики Адыгея, принятых К(Ф)Х в году получения грантов «Агростартап» (не менее 32 человек);

- увеличение количества принятых членов СПоК из числа МСП, включая ЛПХ и К(Ф)Х в году предоставления господдержки (не менее 26 единиц);

- увеличение количества вновь созданных субъектов МСП в аграрном секторе экономики, включая К(Ф)Х, СПоК (до 16 единиц в 2020 г.).

В рамках данного проекта в 2020 г. предоставлены гранты 11 К(Ф) Х на реализацию проектов «Агро-стартап» на сумму 25 млн руб., выплачены субсидии на поддержку трех сельскохозяйственных потребительских кооперативов на сумму 0,56 млн руб. В результате в субъекты МСП в сфере сельского хозяйства вовлечено 44 человека. Планом мероприятий данного регионального проекта предусмотрено достижение в 2020 г. пяти контрольных точек, мероприятия по которым отсутствуют.

Финансовое обеспечение, предусмотренное региональным проектом, на реализацию мероприятий по увеличению К(Ф)Х и СПоК,

получивших государственную

поддержку, в 2020 году составило 26,16 млн руб., из которых 98,55% - средства федерального бюджета. На грантовую поддержку К(Ф)Х в рамках «Агростратапа» направлено 25,01 млн руб., на возмещение части затрат СПоК на развитие деятельности - 0,56 млн руб.; на возмещение части затрат на осуществление текущей деятельности центра компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров Республики Адыгея - 0,59 млн руб. Показатель по количеству К(Ф)Х и СПоК, получивших господдержку в рамках соответствующего федерального проекта, выполнен на 175% (предоставлены гранты 14 хозяйствам).

В соответствии с подпрограммой «Развитие отраслей АПК» в Республике Адыгея оказываются следующие виды государственной поддержки сельхозпроизводителей:

- возмещение части производственных затрат, связанных с проведением агротехнологических работ, повышением уровня качества и плодородия почв;

- возмещение части затрат, связанных с приростом производства молока;

- возмещение части затрат, связанных с техническим перевооружением сельхозпроизводителей;

- государственное стимулирование производства зерновых, зернобобовых и масличных культур;

- проведение противоградовых мероприятий;

- возмещение части производственных затрат на развитие элитного семеноводства, мясного скотоводства, овцеводства и козоводства;

- государственная поддержка начинающих фермерских хозяйств;

- возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодово-ягодными насаждениями;

- возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), взятым малыми формами агробизнеса.

На реализацию данной подпрограммы в 2020 г. направлено 466,4

млн руб., объем производства продукции растениеводства и животноводства составил 30,9 млрд руб., или 114,1% к уровню предыдущего года. Следует отметить частичное выполнение ряда программных мероприятий господдержки АПК Республики Адыгея:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возмещение части затрат, связанных с выплатой страховых премий в соответствии с договорами сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства; застрахованная площадь посевов составила 1075,8 га, что составило 0,55% в общей посевной площади (275% от плана); численность застрахованного поголовья животных составила 362 условных головы (0,6% общей численности сельскохозяйственных животных, 20% от плана); выделенные на эти цели средства в размере 1447,02 тыс. руб. использованы в полном объеме;

- профилактика распространения особо опасных вредителей сельхозкультур; в связи с отсутствием соответствующих документов на получение господдержки освоено 88,7% запланированного объема финансовых средств (620,92 тыс. руб.); при этом целевые показатели по производству продукции растениеводства в регионе выполнены в полном объеме;

- проведение комплекса агрохимических обследований земель сельхозназначения; неполное освоение запланированного объема финансовых средств (47,71 из 100 тыс. руб.), связанное с отсутствием полного комплекта документов у заявителей, не повлекло за собой невыполнение в полном объеме целевых показателей по производству растениеводческой продукции в Республике Адыгея;

- участие сельхозпредприятий региона в выставочных, конкурсных мероприятиях; регион был представлен на всероссийских агропромышленных выставках «День поля - 2020» и «Золотая осень», проведены мероприятия по поощрению

передовиков АПК; уровень освоения финансовых средств составил 98,3% (5322,1 тыс. руб.);

- перепрофилирование К(Ф)Х и ЛПХ со свиноводства на альтернативные направления животноводства; по результатам реализации мероприятий по привлечению свиноводческих хозяйств к занятию овцеводством и козоводством в 2020 г. в ЛПХ поголовье свиней снизилось на 5% (на 285 голов), в то время как поголовье овец и коз в ЛПХ увеличилось на 2,8% (на 1088 голов).

В рамках региональных проектов в 2020 г. выделен 51 млн руб. для стимулирования инвестиционной деятельности в АПК Республики Адыгея, осуществляется субсидирование инвестиционных кредитов прошлых лет. Вместе с тем в регионе отмечается низкий уровень государственного субсидирования мероприятий по приобретению сельхозпроизводителями поголовья КРС молочного направления: объем финансирования в 2020 г. составил 15 млн руб., за счет чего приобретено 260 голов КРС.

Следует особо отметить дефицит программных мероприятий, направленных на реализацию следующих стратегических задач социально-экономического развития АПК Республики Адыгея (в соответствии со Стратегией):

- обеспечение межотраслевого взаимодействия между сельхозпроизводителями Краснодарского края и предприятиями пищевой, перерабатывающей промышленности Республики Адыгея;

- увеличение мощностей по хранению, первичной переработке сельхозпродукции, создание и развитие торгово-логистических центров по хранению сельхозпродукции;

- активизация интеграционных процессов в сельскохозяйственной отрасли, вовлекающих все формы субъектов хозяйствования;

- активное внедрение в АПК Республики Адыгея наукоемких, прогрессивных технологий.

При этом в Стратегии практически не отражены приоритеты интеграционных трансформаций в АПК региона. Основной акцент делается на развитие сельской кооперации малых форм агробизнеса региона, обеспечение взаимодействия между предприятиями пищевой промышленности Республики Адыгея и сельхозпроизводителями Краснодарского края. Вместе с тем вертикальная интеграция способствуют более эффективному использованию факторов агропромышленного производства, содействию занятости в сельском хозяйстве, развитию инфраструктуры в сельской местности, снижению уровня производственных затрат за счет эффекта масштаба. Инвестиционная экспансия вертикально-интегрированных корпораций, сетевых бизнес-групп в территориальные агропродоволь-ственные подкомплексы, являясь доминирующим фактором их структурной реорганизации, способствует кардинальной трансформации отношений собственности, обменно-распределительных отношений, сокращению уровня транс-акционных издержек хозяйствующих субъектов АПК региона. В данном контексте интеграционные трансформации выступают одним из факторов обеспечения структурно-воспроизводственной сбалансированности, инновационной модернизации АПК депрессивных регионов [7, с. 244].

В настоящее время в Республике Адыгея сохраняются проблемы использования проектного формата реализации государственных программ развития АПК:

- недостаточно развитая структура проектной деятельности;

- высокий уровень зависимости от федерального финансирования проектов при низкой доходности республиканского бюджета, его высоком дефиците;

- национальные проекты развития отраслей экономики характеризуются более низким уровнем

финансирования в сравнении с проектами социальной направленности;

- недостаточный уровень квалификации работников проектной деятельности, вызванный малым количеством обучающих программ по соответствующему направлению;

- отсутствие в регионе отдельного сайта, посвященного реализации национальных проектов, их финансированию, результатам, а также актуализации информации о проектной деятельности;

- бюрократический характер решения задач сотрудниками проектных офисов, ориентированность на исполнение поручений без внедрения инновационных методов управления;

- низкий уровень транспарентности проектного управления АПК региона.

В целях эффективного развития АПК Республики Адыгея необходима реализация комплекса мер, направленных на совершенствование проектной деятельности:

- организация межрегионального обмена опытом с ведущими регионами по проектной деятельности;

- подготовка обучающих программ, программ повышения квалификации в регионе по проектной деятельности; развитие системы аттестации государственных служащих в сфере проектного управления; создание реестра проектных специалистов государственной гражданской службы в Республике Адыгея;

- формирование информационной команды по своевременному оповещению об изменениях в реализации региональных проектов;

- формирование мотивацион-ных инструментов для участников проектной деятельности, привязанных к результатам региональных проектов;

- актуализация плановых мероприятий Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года с учетом национальных приоритетов и тенденций развития АПК России.

При этом необходимо использовать комплексный подход к реализации проектных мероприятий, предполагающий системную взаимоувязку осуществления нескольких приоритетных проектов в интересах стратегического развития АПК региона («гармонизация межпроектного пространства»). Востребовано развитие межмуниципального взаимодействия и функциональной кооперации в целях реализации конкретных региональных проектов, адаптация механизмов реализации проектных мероприятий к территориально-отраслевым условиям АПК региона депрессивного типа. Также востребованы технологии обеспечения системной согласованности региональных и муниципальных документов стратегического планирования с паспортами региональных проектов.

В условиях высокой дотаци-онности депрессивного региона перспективы социально-экономического развития АПК связаны с использованием моделей государственно-частного партнерства, реализацией кластерных проектов, привлечением корпоративных инвесторов. При этом региональные проекты являются действенным инструментом государственного регулирования АПК депрессивных регионов, направленного на повышение конкурентоспособности агропромышленного производства на фоне пролонгированного финансово-экономического кризиса, вола-тильности финансовых и товарно-сырьевых рынков.

Примечания:

1. Беспахотный Г.В. Программно-целевое планирование и проектное управление в сельском хозяйстве // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2018. № 2 (26). С. 3-15.

2. Реализация программно-целевого подхода в решении ключевых проблем развития сельского хозяйства: монография / М.А. Холодова, С.В. Подгорская, Е.П. Криничная, О.В. Егорова. П. Рассвет: АзовПринт, 2020. URL: http://www.xn--80ag4abjdei4b.xn--p1ai/files/programma_celevogo_podhoda.pdf (дата обращения: 10.08.2021).

3. О некоторых вопросах организации проектной деятельности: указ Главы Республики Адыгея от 28.06.2017 г. № 114 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0100201706300003 (дата обращения: 10.08.2021).

4. Перечень структурных элементов государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // Портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov. ru/Portal/pilot_program/25/elements (дата обращения: 12.08.2021).

5. О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года: распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2019 г. № 364-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/570910411 (дата обращения: 07.08.2021).

6. О государственной программе Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.12.2019 г. № 301 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561672704 (дата обращения: 15.08.2021).

7. Мокрушин А.А. Стратегические приоритеты и инструменты структурной модернизации АПК депрессивного региона // Продовольственная безопасность: проблемы и пути решения: сб. ст. по материалам XVI Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГАУ, 2021. С. 238-246.

References:

1. Bespakhotny G.V. Program-targeted planning and project management in agriculture // Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2018. No. 2 (26). P. 3-15.

2. Implementation of the program-target approach in solving key problems of agricultural development: monograph / M.A. Kholodova, S.V. Podgorskaya, E.P. Krinichnaya, O.V. Egorova. Township Rassvet: AzovPrint, 2020. URL: http://www. xn--80ag4abjdei4b.xn--p1ai/files/programma_celevogo_podhoda.pdf (date of access: 10.08.2021).

3. On some issues of organizing project activities: Decree of the Head of the Republic of Adygea dated June 28, 2017 No. 114 // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0100201706300003 (date of access: 10.08.2021).

4. The list of structural elements of the State program «Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets» // Portal of state programs of the Russian Federation. URL: https://programs.gov.ru/ Portal/pilot_program/25/elements (date of access: 12.08.2021).

5. On the Action Plan for the implementation of the Strategy for the socioeconomic development of the Republic of Adygea until 2030: Order of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated December 26, 2019 No. 364-r // Electronic fund of legal and regulatory and technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/ document/570910411 (date of access: 07.08.2021).

6. On the state program of the Republic of Adygea «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food»:

Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated December 16, 2019 No. 301 // Electronic fund of legal and regulatory and technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/561672704 (date of access: 15.08.2021).

7. Mokrushin A.A. Strategic priorities and tools for structural modernization of the agro-industrial complex of a depressed region // Food security: problems and solutions: a collection of articles based on the materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. Krasnodar: KubSAU, 2021. P. 238-246.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 23.08.2021; одобрена после рецензирования 30.08.2021; принята к публикации 07.09.2021. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 23.08.2021; approved after reviewing 30.08.2021; accepted for publication 07.09.2021.

© А.А. Мокрушин, В.В. Прохорова, Д.Н. Рычковская, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.